Проект На тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « История моего села. Живёт село родное Педагогический проект Проект на тему мое село в доу

Проект «Край родной – на век любимый» для старшей группы ДОУ

Елкина Елена Анатольевна, воспитатель МКОУ СОШ с.Бирофельд, ЕАО, Биробиджанского района, с.Бирофельд.
Описание материала: предлагаю проект «Край родной – на век любимый», который будет полезен педагогам старшей и подготовительных групп. Проект поможет детям привить любовь, интерес к прошлому и настоящему родного края. Воспитывать у подрастающего поколения гордость за своих земляков, чувство ответственности за все, что происходит в родном селе, сопричастности к этому.
Тип проекта:
по доминирующему методу: информационный, познавательный.
по характеру содержания: интегративный (образовательные области: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).
по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов: осуществляется внутри старшей группы, в контакте с семьей.
по количеству участников: групповой
по продолжительности: краткосрочный.
Актуальность:
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город, село. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе, селе. Село не обязательно должно быть большим. Оно может быть тихим, заброшенным и в то же время являться самым любимым селом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к селу, городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, селе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город, село и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребята, как можно больше узнали о своем селе, области в которой они живут. Этот проект посвящается родному краю, в котором живут мои воспитанники.
Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
- Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Воспитывать уважения к труду;
- Расширять представления о селе, районе, столице ЕАО;
- Закреплять и расширять представления детей о символах района, ЕАО, государства (герб, флаг, гимн);
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения малой родины, страны;
- Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Этапы реализации проекта «Край родной – на век любимый».
I – Предварительный этап.

Создание проблемы перед детьми;
Составление плана работы;
Разработка примерных конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности;
Продумать формы работы с родителями;
Разработать консультации, оформить уголок;
Подобрать информацию по теме проекта;
Создание предметно-развивающей среды;
Изготовление дидактических игр.
II - Основной этап.
Организовать работу по решению задач проекта через:
Проведение НОД: Познавательное развитие: «Дом», «Мой родной – Бирофельд», «Улицы Москвы», «Россия – родина моя», «Улицы Москвы». Речевое развитие: Чтение сказки в стихах. Римма Лавочкина «Вьюнок», «Село Бирофельд», Заучивание стихотворения Л. Олифирова «Главные слова». Художественно-эстетическое развитие: «Дом, украшенный к празднику», «Автомобили нашего села», «Спасская башня Кремля», «Флаг ЕАО», «Еврейские орнаменты» (рисование); «Дома на нашей улице» (аппликация), «Символы России – государственный флаг» (лепка).
Беседы: «Кто построил этот дом?», «Моя квартира», «Моя семья», «История происхождения нашего села», «Мое родное село», «Предприятия и учреждения», «Знаешь ли ты свое село», «Транспорт села», Беседа «Город Биробиджан» «Символы ЕАО», «Красная книга ЕАО», «Звери и птицы ЕАО», «Страна моя родная», «Москва – столица нашей России», «Мы любим нашу страну», «Русские таланты», «Моя Москва». «Красная книга ЕАО».
Д/ и «Добавь слово», «Расскажем Мишке о нашей улице», «Кому что нужно», «Подбери признак», «Узнай это место», П / и «Строим дом». «Дом и ворота», С / р «Семья», «Путешествие по селу», «Путешествие по Москве», Настольная игра «Российские узоры», Игра «Кто как трудится».
Рассматривание иллюстраций с разными типами домов, альбома «Мое любимое село», открыток с природой ЕАО, карты ЕАО, альбома «Заповедник Бастак», красной книги ЕАО, иллюстраций с изображением природы России в разные времена года, герба и флага ЕАО, России, набора открыток о Москве, на карте, на глобусе нашей страны.
Рассказывать о истории возникновения села, о достопримечательностях, культуре, традициях родной области; о замечательных людях, прославивших свою область, о символике ЕАО.
Знакомство с пословицами о семье, с еврейскими пословицами и поговорки, чтение еврейских сказок.
Прогулки по улицам села, экскурсии к учреждениям села.
Слушание песен по теме.
Работа с родителями:
Закрепить с детьми название села, повторить домашний адрес
Рассказать о своей профессии, ее пользе для села
Уточнить знания о с/х транспорте
Рассказать о символах Биробиджанского района, ЕАО
Рассмотреть на карте – Россию
Любование красотами малой Родины
Объяснить в доступной форме слово «Родина»
Рассмотреть изделия народно – прикладного искусства мастеров ЕАО
Уточнить знания о символах России
III – Заключительный
Продукт проекта:
Фотоальбом «Малая Родина»
Презентация «Наш Бирофельд»
Выставка детских работ
Ожидаемые результаты:
- дети знают и называют место проживания: село, район, область;
- дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада;
- дети знают символику района и области;
- дети знают достопримечательности села и областного центра;
- дети знают значимые объекты родного села и областного центра;
- дети знают о животном и растительном мире своего региона;
- дети умеют вести себя в окружающем мире.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Верх - Иньвенская средняя общеразвивающая школа» структурное подразделение «Детский сад с. Верх - Иньва»

Проект "Село моё родное"

воспитатель структурное подразделение «Детский сад с. Верх - Иньва»

Верх - Иньва, 2016

Название «Село моё родное».

Проект по этнокультурной деятельности во взаимосвязи с социумом, родителями структурного подразделения МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ» «Детский сад с. Верх-Иньва».

Информация о проблеме: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному селу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного села, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Основные направления работы:

Разработка проекта «Село моё родное»

Апробация проекта доступная для воспитания и обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).

Осуществить преемственность ДОУ и музея, а также с детской библиотекой.

Участники проекта:

    Педагоги старшей и подготовительной к школе группы. Определение тематики, задач и содержания среднесрочного проекта по возрастной группе.

    Музыкальный руководитель. Организует слушание коми-пермяцких песен, частушек, просмотр слайдшоу по коми-пермяцким песням и танцам, постановка коми-пермяцкой моды и игры на деревянных ложках.

    Дети старшего дошкольного возраста (5-7лет).

    Родители воспитанников ДОУ. Участие в организации выставки, анкетировании. Содействие педагогам в сборе информации, периодическое обновление этнографического мини-музея, создании фотовыставок. Беседы с детьми, посещение краеведческого музея.

    Специалисты музея, библиотеки. Оказание профессиональной помощи педагогическому коллективу, опираясь на исторические факты.

    Заведующая ДОУ.

Проект «Село моё родное».

Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи:

Закрепить знания детей о своем селе. Познакомить с историей возникновения села Верх-Иньва. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего села. Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу с ребёнком творчества. Развивать творческое воображение и фантазию детей и родителей.

Пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Развивать интерес к своему селу, его достопримечательностям;

Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;

Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;

Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Риски проекта:

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;

Для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Неприязненное отношение к коми-пермяцкому языку со стороны родителей.

Способы коррекции компенсации негативных последствий:

этого можно достичь, если осуществить преемственность ДОУ с родителями, воспитывающих детей ДОУ.

Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному селу, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям св оего народа.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Май – октябрь

Целевые группы:

1.Совместная деятельность с детьми.

2.Совместная деятельность родителей и детей.

3.Совместная деятельность с детьми и родителями.

Тип проекта: познавательный, групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Данный проект рассчитан на полгода. Проект включает в себя пять основных блоков.

Первый блок «Село моё родное », где дети знакомятся с основными объектами своего села. Учатся ориентироваться в близлежащих к детскому саду улицах.

Второй блок; «Вижу чудное раздолье», где дети знакомятся с животным и растительным миром, необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.

Третий блок «Культурное наследие», где дети знакомятся с коми-пермяцким народным костюмом, с традициями коми-пермяцкого народа, с языком, одеждой, предметами быта и их назначением. Знакомить и вызвать интерес к фольклору (загадки, пословицы, поговорки, сказки).

Четвертый блок «Ими гордиться село», знакомить с творчеством поэтов, композиторов, писателей, художников, прославивших село.

Пятый блок: «Этих дней не смолкнет слава», где дети знакомятся с ветеранами ВОВ и труда, с людьми тружениками; чувствовать гордость за своих земляков.

Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность,

продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.

Проектная часть:

Разработка проекта

Подборка литературы

I. Подготовительный

Анкетирование родителей «Воспитание патриотизма в семье».

Диагностика детей «Моё родное село».

Обращение к специалистам.

Апрель

Апрель

Результаты анкетирования

Результаты диагностики

I .Основной.

Первый блок «Село моё родное».

Второй блок «Вижу чудное раздолье».

1.Путешествие по родному селу.

Задание на дом-сфотографировать наиболее значимые объекты села (дом культуры, школа искусств, музей, красная горка (Возъясим.)

Рисование на тему «Моё село»

Д/и «Узнай на фото», «Узнай, где я нахожусь», «Сложи картинку», «Раньше и сейчас».

Творческие и развивающие игры: «Когда я вырасту», «Строим село будущего», «Так бывает».

2.История села.

Рассказ библиотекаря об истории возникновения и развития родного села.

Акция «Чистое село».

1.Природа родного края.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Целевые прогулки, экскурсии в парк, на реку «Иньва», на луг.

Рисование техникой штриховка «Животные наших лесов».

Лепка «Птицы нашего края»

Д/и «С чей ветки эти детки »,

«Найди растения первоцветы»,

«»

«»

Задание на дом- расспросить бабушек и дедушек, как они помогли появиться нашему поселку.

Беседа «Что нам рассказали бабушки, дедушки»

Оформление папки передвижки для родителей «История развития родного села»

Знакомство с гербом нашего края.

Природа родного края.

Экскурсия в музей «Животные наших лесов.

Рисование техникой штриховка «Животные наших лесов»

Знакомство с красной книгой- «Природа Устьянского края. Знакомство с красной книгой»-беседа с экскурсоводом музея.

Лепка из глины «Птицы нашего края»

Д/и «Найди растения из красной книги»

Д/И «Назови животных и их детенышей»

Вечер загадок.

Достопримечательности Устьянского района

Слайд шоу «Достопримечательности нашего района»

Оформление альбома «Памятные места Устьянского края.»

Экскурсия на Белое озеро.- рисование «Белое озеро в картинках»

Посещение храма в д. Молодоры

Народные традиции Устьянского края

Посещение выставки в краеведческом музее «Русский народный костюм»

Познавательно-развлекательное мероприятие в музее «Умелые руки не знают скуки»

Беседа экскурсовода из музея «Устьянский край – столица северного меда»

Беседа и рисование на тему «Как мы медовый спас отмечали»

Изготовление тряпичной куклы.

Предприятия района

НОД «Профессии наших пап»

Экскурсия на предприятие Устьянского лесопромышленного комплекса.

Рассказ мамы Наташи З. о предприятии домостроительного комбината (с презентацией)

Рисование «Кем работают наши папы»

Люди прославившие свой край

Экскурсия в Богдановскую школу на Родину Розы Шаниной.

Приглашение поэта Олега Борисова для знакомства с его творчеством.

Заучивание стихов Устьянских поэтов к развлечению.

Экскурсия в музей «Во славу флота. Морские традиции Устьяков.»

Апрель-октябрь

Май-октябрь

Фотовыставка из принесенных родителями фотографий

Выставка рисунков

Конкурс д/и среди групп д/с

Оформление альбома «История развития нашего села»

Выставка работ из природного материала.

Словотворчество детей с родителями «Сочини стихи»

Гербарий

Выставка изделий из глины «Птицы нашего края».

Вечер загадок

Выставка рисунков.

Конкурс стихов о природе

Принести фотографии «Наше село до нас»

Третий блок «Культурное наследие».

Четвертый блок «Ими гордится село»

Пятый блок «Этих дней не смолкнет слава»

«Найди дерево по описанию»

1.Чтение сказок, легенд, пословиц, поговорок, потешек коми-пермяцкого народа (Легенда про Иньву).

Инсценировка сказок и легенд.

Разучивание стихов, песен, загадок.

Экскурсия в музей (рукотворный мир коми-пермяцкого народа)

Д/и «Подбери орнамент», «Угадай чья одежда». «Укрась сарафан», «Съедобное-несъедобное».

Творческие и развивающие игры «Укачай братика», Рассматривание журналов «Силькан»

Игры-драматизации по сказке «Марышко» В. Климов).

Участие в районном конкурсе «Акань».

1.Знакомство с творчеством знаменитых людей села.

Встречи с почетными людьми села.

1.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

Заучивание стихов.

Чтение художественной литературы.

Утренники: «День защитника Отечества», «День»

«День защитника Отечества»

«День победы»

Апрель-октябрь

Апрель-октябрь

Апрель-октябрь

Игры-конкурсы «Знатоки природы».

Отражение впечатлений в рисунках.

Оформление альбомов.

Музыкальные и спортивные развлечения.

Конструирование из бумаги, плетение, изготовление тряпичной куклы

Праздник «Троица»(Проня Ключ).

Выступление детей перед жителями села.

Оформление альбома «Почетные люди села»

Целевая прогулка к памятнику(возложение цветов)

Трудовой десант «Помоги бабушке».

III .Заключительный

«День Победы»

«День пожилых людей»

Акция «Посади дерево»

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники», «Разведчики»

Коми-пермяцкие посиделки совместно с хором ветеранов «Гажа рыт»

Октябрь

Подарок своими руками.

Итоговая диагностика

Работа с родителями

1.Информационный стенд для родителей

2.Акция «Пять минут поэзии на ночь».

3.Детско-родительский проект «Изба коми-пермяков»

4.Выпуск информационной газеты для родителей «Дом, в котором я живу».

5.Фотовыставка «Интересное рядом»

6.Памятка для родителей «Сельский музей и его ценности»

7.Анкетированиеи родителей «Ваше отношение к коми-языку».

8.Консультации для родителей:

-«Кто прославил наше село»

-«Исторические памятники с. Верх-Иньва»;

-«Люби и знай язык родной».

Предполагаемый результат:

1.Итовым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного села.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Бюджет проекта.

Директор школы

завхоз

Папки 5 штук

800

Заправка катриджей черными

И цветными чернилами

1000

1000

Фотоальбомы

Фотобумага

500

500

Ватман

100

Приобретение аудиокассет,

DVD , CD -дисков, флэшкарты.

900

400

Ткань

Шерстяные нитки

500

250

Лапти сувенирные

500

Ложки деревянные

1000

Сувениры и призы для детей

1000

Альбомы для рисования

500

Лукошко берестяное

450

Приобретение книги «Художники Пармы»

500

Приобретение половиков

500

10900

для детей старше-подготовительной группы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области

ПРОЕКТ

На тему:

Творческо - исследовательский проект

по развитию нравственно – патриотического воспитания

« История моего села»

для детей старше-подготовительной группы.

Подготовили:

2016г.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: в течение года.

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители воспитанников, другие члены семьи ребёнка, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области:

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал.

К. Симонов

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, села, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.


Актуальность темы: Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

«Малая Родина» – это, прежде всего семья, дом, детский сад, окружающая природа, памятные места, улицы, известные люди, которыми гордятся сельчане. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи:

Развивать интерес к своему селу, району, его достопримечательностям;

Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;

Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;

Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Предполагаемый результат:

Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;

Освоение детьми доступных знаний об истории родной земли;

Дети могут знать и называть место проживания: село, район; некоторые предприятия родного села и их значимость; достопримечательности; флору и фауну села;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду;

Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых;


Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми;

Дети научатся проявлять внимание и уважение к ветеранам , пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь;

Педагоги и родители пополнят знания детей о родном крае;

Роль родителей в реализации проекта:

Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

Изготовление семейных альбомов;

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта;

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае»;

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина».

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

    Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – село Алексеевка!»

Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улице»

Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по селу

Оформление уголка в русских традициях

Изготовление мини – музея «Быт русской деревни»

III. Презентационно – завершающий

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

«Знаешь ли ты своё село?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

«Расскажи, где ты живешь»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села

Дидактическая игра

«Центральная улица села»

Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную

Целевая прогулка

«Дома на нашей улице»

Учить детей передавать чувства и ощущения в коллективной работе

Аппликация

«Моё село-моя малая Родина

Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села

«История и достопримечательности моего села»

Закрепить знания детей о достопримечательностях села.

«Быт русской деревни»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени

Изготовление мини-музея.

«Придумай названия будущим улицам села»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия к памятнику солдатам ВОВ

«Памятник погибшим»

Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.
Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Воспитывать интерес и уважение

Рисование

Экскурсия в библиотеку

Пробуждать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей (педагогу).

Экскурсия в школу

«Что мы видели в музее»

Развивать интерес к родному селу через посещение краеведческого музея в школе, уважение к истории возникновения села

Посещение краеведческого музея

«Детский сад», «Школа», «Почта», «Поликлиника»

Сюжетно-ролевые игры

«Кто работает на почте»

Целевая прогулка на почту

Природа родного села

Просмотр на проекторе

«Флора и фауна родного края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия в парк

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники.

«Родник-Серебряный»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Знакомство с русскими православными традициями, играми, обрядами

Закреплять знание русского фольклора

Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле.

Конкурс пословиц и поговорок

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить с историей выращивания хлеба

Познавательно-исследовательская деятельность

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии села от профессий города

Дидактические игры

Знакомство с профессиями односельчан

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Сделаем наше село чище»

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории детского сада

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы

Встреча с ветеранами

«Родной свой край, люби и знай»

Викторина

«Моё село – моя малая Родина»

Обобщить знания о Родине, стране, крае, селе

Презентация

Обобщение:


Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Работа с педагогами:

Разработка и планирование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов);

Оформление выставок детских работ, стендов, альбомов и папок;

Консультация для педагогов «Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию»

Оперативный контроль «Система работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, создание условий».

Ожидаемые результаты проекта

У детей

1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей

1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Литература:

Осипов край в XVIII веке. Саратов, 2014

Осипов истории Саратовского края в конце XVI и XVII вв. Саратов, 2013.

Очерки истории Саратовского Поволжья. Т. 1: С древнейших времён до отмены крепостного права. / под ред. . Саратов, 2014.

История Саратовского края. С древнейших времён до 1917 года. Учебн. пособие для школ / под ред. . 2-е изд. испр., доп. Саратов, 2014.

География Саратовской области. Учебник для школ. / под ред. . Саратов, 2015.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Теремок» с. Погореловка »

Педагогический проект

« Живёт село родное»

2012 – 2013 уч. год

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Цели и задачи, срок реализации, участники проекта, образовательные области и программы, содержание которых включено в проект……….………………………………………………………………….4 – 5

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..8

Литература, словарь терминов…………………………………………………..9

Приложения…………………………………………………………………..10 –

Актуальность проекта : В июле 2013 года в жизни Корочанского района – знаменательная дата – 85-летие образования родного края. В связи с этим в детском учреждении разработан и реализуется долгосрочный проект «Живёт село родное».

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства Родины.

Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.

Гипотеза:

П атриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края будет эффективной при выполнении следующих педагогических условий:

Взаимодействия с социальными партнерами;

Компетентности педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Задачи проекта:1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному

творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;

2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и

традициям;4. Формировать элементарные знания о правах человека.

5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.

6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой.

7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;

Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной деятельности, играх, труде, в быту.

Срок реализации проекта: долгосрочный; 2012 – 2013 учебный год.

Участники проекта : воспитанники старшей и подготовительной групп, их родители, педагоги ДОУ, социум.

Образовательные области программы, содержание которых включено в проект : «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Для реализации данных целей сформировано семь тематических блоков:

Блок№1

«Ручеёк» знакомство с флорой и фауной родного края;

Блок №2

«Русская изба – родные истоки» – знакомство с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа;

Блок №3

«Народные умельцы» - знакомство с промыслами Корочанского района, с умельцами села Погореловка;

Блок № 4

« Лира » знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами с. Погореловка;

Блок №5

« Калинка » знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором;

Блок № 6

«Героический край» – знакомство с героическим прошлым Корочанского края;

Блок № 7

« Истоки » – знакомство с русскими православными традициями, праздниками, играми, обрядами;

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический.

Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи: Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;

Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;

Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

Третий этап – заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека)

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю.

Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе – одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Любить Родину – значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – моё село – мой район – моя страна – моя планета) .

Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель – наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «Живёт село родное».

Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим Корочанским краем.

Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины – России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Погореловке, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди – это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь – это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река – всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.

Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

Сформировать представление о своём селе, как части Корочанского района, части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде жителей села и др.

Блоки работы по реализации педагогического проекта

Первый блок – информационно-аналитический .

Сбор и анализ сведений о родном селе Погореловка, изучение истории, героического прошлого, традиций и обычаев русского народа, знакомство с русскими православными праздниками, играми, знакомство с промыслами Корочанского района.

Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия: игры, экскурсии, встречи с современными поэтами родного села, праздники, и многое другое.

Второй блок – практический .

Направлен на решение конкретных задач, связанных с изучением жизни и обычаев родной Погореловки.

В рамках данного блока был разработан перспективный план работы «Познаём родное село».

В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.

Экскурсии по селу, в музей, на природу

Знакомство с достопримечательностями села

Беседы с детьми, с родителями

Подбор художественной литературы, иллюстрации

Чтение стихов современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и разучивание песен

Знакомство с промыслами с.Погореловка и Корочанского района (Г.Гончарова, Н.П.Лукавская, Э.Жданова)

Фольклорные праздники

Народные игры

Театрализованная деятельность

Работа с родителями

Знакомство с почетными гражданами села (В.Н.Дмитриева, Н.И.Кутьина)

Контрольно-оценочный блок .

Направлен на анализ эффективности мероприятий, которые проводились.

Ожидаемые результаты проекта

У детей 1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей 1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов 1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

2.Разработка методического материала по проекту «Комната- музей «Русская изба»;

3.Создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Словарь терминов

Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмперическом научном исследовании.

Информационные ресурсы

Методические:

1.Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. –

О.Л.Князева,М.Д.Маханева, С. – П., 2008г.

2. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. – под ред.

В.Г.Паршиной, 2003г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством – Т.А. Бударина. О.В.Маркеева – 2008г.

Похожие публикации