Проект «Система работы по здоровьесбережению в ДОУ. Проект по здоровьесбережению "экосад - территория здоровья!"

Тип проекта : практико-ориентировочный

По содержанию : социально-педагогический

Участники проекта : дети, педагог дополнительного образования воспитатели, педагог - психолог, медсестра д/с, родители.

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (1год) .

Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость. Актуальность.

Здоровьесбережения детей дошкольного возраста, является основной глобальной задачей укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. Вследствие этого, несомненно, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников, с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие» как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возможностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Появление компьютерной техники слепо облегчили некоторые воспитательные функции семьи, но при этом забыта образовательная сторона воспитательской функции семьи и совсем не отводится место пропаганде здорового образа жизни и поддержки здоровья детей в семье. Родителям просто необходимо пройти школу ЗОЖ, получить доступ к информационным ресурсам по воспитанию здоровой личности, здоровой как физически, так и психической, готовой к адаптации в разных жизненных условиях. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Цель проекта: о беспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи проекта:
- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников; - способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Ожидаемый результат:
1. Обогатится социальный опыт дошкольников, увеличение резервов его здоровья, и как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.

2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

3. Родители будут вовлечены в единое пространство «Педагоги и родители – единый коллектив»;

4. Снижение заболеваемости и повышение академической успеваемости.

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Здоровейка» будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Содержание проектной деятельности:

Этапы реализации проекта

Участники проекта

Сроки

Содержание работы

    Подготовительный

Проведение анализа нормативно-правовой базы и приведение её в соответствие с законом «Об образовании», изучение понятий, касающихся темы проекта;

Мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года;

Диагностика эмоционального состояния детей на начало учебного года;

Изучение передового опыта и новых подходов в организации оздоровления и укрепления физического и психологического здоровья детей.

Изучение условий реализации проекта;

Привлечение родителей к участию в проекте;

Утверждение проекта и источников финансирования.

Определение цели и задач;

Анкетирование родителей;

-создание условий , способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

Анализ имеющегося спортивного оборудования, составление сметы по приобретению необходимого спортивного, игрового оборудования;

Анализ имеющейся мед.техники;

Изготовление нестандартного спортивного оборудования и пополнение спортивных уголков в групповых помещениях;

- разработка перспективного плана работы

Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий.

Старший воспитатель,

Восп итатели ,

Мед.сестра

Р одители,

Д ети

Сентябрь 2 014 г.

Мониторинг детей на начало учебного года.

Диагностика эмоционального состояния.

Подборка методического пособия и литературы для работы над проектом.

Просмотр развивающей среды и оборудования, анализ,

расчёт сметы на приобретение необходимого спортивного оборудования, мед.техники.

Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка»;

II. практический

Проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

Проведение цикла тематических бесед;

Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей и формировании привычки к ЗОЖ

- семинары-практикумы по приобретению знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитание у детей культуры здоровья.

- консультации для родителей по формированию физического, психического здоровья детей.

- выставки родительского творчества «Чистая планета - здоровый ребёнок -здоровая нация»

Проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с участием родителями.

Взаимодействие со ст. мед.сестрой

- Проведение Дня Здоровья в ДОУ

Закаливающие процедуры

Проведение цикла дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз

Обучение диафрагмальному дыханию по психокоррекционной программе «Волна» по методике Биологически обратной связи.

Самомассаж, точечный массаж, массаж рук, ушек

УФО процедуры

Ингаляции верхних дыхательных путей

Воспитатель, родители, дети

Сентябрь – апрель 2014 – 2015 г. г.

Туристические походы

Физкультурные праздники

Оформление Альбома детских рассказов «Я хочу здоровым быть»

Выставки детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»;

Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!»

Ежедневная профилактика

III заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

Проведение недели здоровья с педагогами и детьми;

Заключительный спортивный праздник;

Анкета для родителей

Исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;

5.Мультимедийная презентация инновационного опыта по итогам реализации проекта.

Старший воспитатель,

Воспитатель, Р одители,

Д ети

Май 2015 г.

Мониторинг детей на конец учебного года;

Диагностика эмоционального состояния детей на конец учебного года;

Анкета для родителей «Растём здоровыми»;

Пр езентация «Чистая планета – здоровый ребёнок – здоровая нация ».

План выполнения проекта:

Виды деятельности

Содержание

Изучение содержания проекта, формулировка проблемы.

Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни, изучение и внедрение новых методик по оздоровлению детей.

Ежедневная профилактика

1.Утренняя гимнастика по разработанному в соответствии с задачами проекта комплексу утренних гимнастик с использованием спортивного оборудования

Гимнастика после сна бодрящая

2.Игровая дыхательная гимнастика

3.Самомассаж, массаж рук, ушек,

точечный массаж, пальчиковая гимнастика

4.Закаливающие процедуры:

Луковый напиток в период возможного повышения заболеваемости

Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой в период с 01.10.2014г по 01.03.2015год

Сон без маек и подушек

Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями

Рижский метод

5.Ингаляции верхних дыхательных путей (по рекомендации педиатра)

Профилактика зрительного утомления, развитие глазодвигательных мышц. (По методике – доктора медицинских наук В. П. Базарный)

Коррекционные технологии

Арттерапия (лечение искусством: слушание музыки; глина, песок, рисование).
. Анималотерапия (имитация животных). Психотерапевтические прогулки (экскурсии)
. Сказкотерапия (коррекция эмоциональной сферы ребенка).
Технологии музыкального воздействия.. Психогимнастика.

Беседы

«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;

«Если хочешь быть здоров!»;

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;

«Беседа о здоровье, о чистоте»;

Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);

«Здоровая пища»,

«Как вести себя в поликлинике»,

Сказка-беседа «Мойдодыр».

Игры

Игры на развитие двигательной активности

Малоподвижные игры

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»; «Аптека»

Дидактические игры

Прогулки на свежем воздухе.

Подвижные игры;

Физкультурные занятия на спортивном участке с использованием спортивного оборудования;

Закаливающие процедуры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Игротренинги.

Досуги, развлечения

«Пожарная эстафета – Кошкин дом», «Папа, мама, я –спортивная семья», «Зарница», «Разноцветная радуга – дуга», «Зов джунглей», «В гости к Айболиту»

Работа с родителями

Консультация «Физкультурное оборудование своими руками», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и др;

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.;

Наглядность в виде информационных файлов «Семь условий здорового ребенка», «Будь здоров!» и др;

Картотека «Чтоб улыбка сияла»; «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;

Мастер-класс для родителей: «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Семинар-практикум для родителей на тему: «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок».

Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья»;

Коллаж «Быть здоровым – здорово!»

10.

Анализ проделанной работы

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки;

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 253 открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги»

Ст.Литовко

Разработал: Старший воспитатель

1квалификационной категории

Ф.И.О. Щёлкина А.В.



Воспитатель группы ЗПР Берчун Л.С.

Образовательная область: физическое развитие.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Актуальность темы.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:

Наследственность;

Неблагоприятная экологическая обстановка;

Электронно-лучевое и «металлозвук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);

Образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению, оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.

Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРЗ и ОРВИ, существует и в нашей группе детского сада.

Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, обратила внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является началом развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.

На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.

Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, был разработан проект физкультурно-оздоровительной работы «ЗдоровейКа» .

Цель Проекта.

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.

Задачи Проекта.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям;

Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия;

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость);

Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Воспитывать положительные черты характера;

Воспитывать чувство уверенности в себе;

Ориентирование родителей на укрепление физического развития детей в семье.

Принципы построения проекта.

Дифференцированный подход к построению проекта по здоровьесбережению для обучающихся с задержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Принципы построения проекта.

В основу проекта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера, физическими и психическими возможностями и особенностями личности.

3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Возраст участников проекта: 5-7 лет.

Продолжительность проекта : 10 месяцев.

Обеспечение: информационное, учебно-методическое.

Механизмы реализации проекта:

I этап – предварительный – мониторинг уровня физического развития детей с ОВЗ. (Сентябрь 2015 г.).

II этап – основной – реализация цели и задач проекта посредством организованной образовательной деятельности (кружок по здоровьесбережению «ЗдоровейКа»), просветительская работа с родителями (консультации, памятки, наглядная агитация), мастер-класс для педагогов ДОУ. (Октябрь 2015 г. – май 2016 г.).

III этап – заключительный – открытый показ ООД для педагогов и родителей, мониторинг уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ, мониторинг уровня физического развития воспитанников. (Июнь 2016 г.).

Результаты мониторинга уровня физического развития детей с ОВЗ

Показатели физического развития воспитанников

Краткое описание проекта

ООД проводится с октября по май 2 раза в неделю по 20 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.

В структуру оздоровительной ООД тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения: ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию.

Способ организации детей на ООД в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На ООД используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Методика составления комплексов оздоровительной ООД состоит из трех частей. В подготовительную часть включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие нарушению осанки и коррекции плоскостопия. Темп выполнения – медленный, умеренный, средний, дозировка 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку, животе, сидя и стоя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация, подвижные игры).

С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.

Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников с ОВЗ, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, батут, специальные тренажеры и т. д.)

Таким образом, акцент в оздоровительной работе кружка «ЗдоровейКа» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРЗ и ОРВИ, профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.

Информационно-образовательная работа с детьми включает в себя:

1. Тестовое обследование первых признаков сколиоза и плоскостопия у детей группы ЗПР.

2. Взаимосвязь медработника ДОУ, врачей-специалистов, администрации ДОУ с воспитателями и родителями в вопросах профилактике ОРЗ и ОРВИ, сколиоза и плоскостопия.

3. Обследование детей, предварительный и итоговый мониторинг состояния здоровья детей группы ЗПР.

4. Использование специальных упражнений в ООД.

Взаимодействие с родителями

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

2. Результаты мониторинга состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинская сестра детского сада.

3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .

4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса. Выявлены следующие группы родителей:

1 группа - родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.

2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.

3 группа-родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией -педагогической или связанной со здоровьем ребенка.

В педагогическом взаимодействии с родителями запланировано использование разнообразных форм работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:

Информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;

Устные журналы с участием различных специалистов;

Инструктивно-методические по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;

Семинары-практикумы;

Деловые игры и тренинги;

«открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих лечебных процедур.

Предполагаемый результат проекта.

1. Повышение уровня физического и психического здоровья детей.

2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни (ОРЗ и ОРВИ).

3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

4. Усвоение программы.

5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.

7. Скоординированность действий родителей и воспитателей в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

8. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

План реализации проектной деятельности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»

Проект по здоровьесбережению

«Если хочешь быть здоров»

Воспитатель старшей группы:

Малиновская Валентина Олеговна

ЗАТО Сибирский

Актуальность.

Принципы.

Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.

Средства.

Список литературы.

Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.

На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Объектами проекта:

воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);

семьи воспитанников;

педагогический коллектив.

4. Задачи проекта:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогическим коллективом:

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

Формирование потребности в ЗОЖ.

Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома.

Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

Обмен опытом;

Организация взаимодействия с узкими специалистами

5. Принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.

Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Основные этапы:

1 этап - организационный:

Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

Систематизированный материал:

«Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

2 этап - основной (практический).

На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):

«беседы о ЗОЖ»,

«игры с элементами психогимнастики»

«пальчиковые игры»

«артикуляционная гимнастика»,

«игровой массаж»;

«элементы дыхательной гимнастики».

Здоровьсберегающие технологии:

При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;

Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.

Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.

Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.

3 этап - заключительный.

В конце каждого года подводятся итоги:

Знания о ЗОЖ;

Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики

Стабильность эмоционального благополучия детей.

Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится -

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10. Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Педагогический проект на тему: «Здоровьесбережение детей дошкольного возраста в ДОУ»

План проекта:


  1. Анализ ситуации.

  2. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуальность целевого проекта.

  3. Выявление проблемы.

  4. Цель, задачи педагогического проекта.

  5. Стратегия, методы, принципы реализации проекта.

  6. Программа реализации проекта.

  7. Рабочий план реализации проекта.

  8. Предполагаемые результаты.

  9. Дальнейшее развитие проекта.

  10. Список используемых источников.

  11. Приложение.

1. Анализ ситуации.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

Здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье-это радостное отношение к трудностям.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

2. Актуальность проблемы.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».


Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

3. Выявление проблемы.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

4. Цель проекта.

1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

3.Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи проекта:

Образовательные:

Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

Научить элементарным приемам сохранения здоровья

Воспитательные:

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

5. Условия реализации проекта:

1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.

4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Методы реализации:

1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития.

2. Проведение исследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение).

3. Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов.
4. Мониторинг.

6. Программа реализации проекта.

Нормативно-правовая и документальная база

Программы формирования здорового образа жизни дошкольника являются:


  • Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) 2.9.;

  • Конвенция по Правам ребёнка.

7. Рабочий план реализации проекта.

ЭТАПЫ

Подготовительный

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;

Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;

Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

Анализ научно-методической литературы;

Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;

Анкетирование родителей.

^ Ожидаемый результат

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг).

ЭТАП II

Прогностический

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;

Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;

Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);

Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;

Изменение режима деятельности ДОУ;

Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;

^ Ожидаемый результат.

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.

ЭТАП III

Практический

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;

Разработать и внедрить рабочую программу «Здоровячок» с элементами валеологии;

Разработать валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;

Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;

Состоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);

Организация логопедической работы с детьми;

Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.

^ Ожидаемый результат.

Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.

ЭТАП IV

Заключительный

Цель: Совершенствование результатов проекта.

Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;

Развивать познавательную активность дошкольников;

Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

Ожидаемый результат.

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

8. Прогнозируемые результаты.


Дети должны знать


Уметь


^ Здоровье и здоровый образ жизни


Сущность понятия “здоровье”

Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле

О роли правильного питания

Значение гигиенических процедур для здоровья


Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма

Соблюдать правила питания

Выполнять гигиенические процедуры


^ Спорт – это жизнь


О роли двигательной активности в повышении работоспособности

Правила закаливания организма

О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия


Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях

Выполнять доступные виды закаливания


^ Твой выбор


Полезные и вредные привычк.

Привычки укрепления здоровья

О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье


Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ


Саморазвитие


Знать самого себя и свои возможности.

Способы взаимодействия с людьми

Качества, достойные человека

Черты характера людей

Причины неуверенности в себе

Виды давления

Причины неуверенности в себе


Оценивать самого себя

Отстаивать свою точку зрения

Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном

Говорить “нет” в опасных ситуациях.

Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях

Находить друзей по интересам


9. Дальнейшее развитие проекта.

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления

10. Список используемых источников.

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.


2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

5. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

6. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001

7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ромашка»

Проект

Образовательная область «Здоровье»

«Хочу быть здоровым»

Старшая группа № 2 «Капитошка»

(дети 5-6 лет)

Павлик Т.В.

воспитатель

Суворова Л.М.

воспитатель

г. Советский, 2014

Описание проекта……………………………………………………………

Актуальность проблемы…………………………………………………..

Цель, задачи проекта………………………………………………………

Партнеры проекта дошкольного образовательного учреждения…….

Механизмы реализации проекта……………………………………………

Ресурсное обеспечение……………………………………………………..

План – график работы……………………………………………………….

Ожидаемые результаты……………………………………………………..

Оценка результатов………………………………………………………….

Перспектива. Дальнейшее развитие проекта……………………………

Список литературы………………………………………………………….

Вид проекта: практико – ориентированный

Актуальность темы:

Пережив инновационный бум и реформы конца XX века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

Эти преобразования коснулись и нашего детского сада, МАДОУ д/с «Ромашка». Оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных. Сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы в детском саду. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет: технология Ю.Ф. Змановский, А. Алямовской, В.Г. Фролов, А. Уманской, К. Динейки. К работе привлечены специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели всех возрастных групп.

Для улучшения положения возникла необходимость использования современных технологий развития и воспитания, форм проведения (ИКТ, игровые, экспериментальные и пр.), способствующие усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни.

Таким образом, основанием для разработки данного проекта явилось изучение проблемы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в современных условиях, формирование мотива самосохранения, воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье. В последнее время данные аспекты стоят особенно остро и объясняются рядом причин: социально – экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях (находят место опасная социальная ситуация, неудовлетворительный биологический прогноз и пр.). Родители и педагоги обеспокоены завтрашним днем молодых россиян. Какое здоровье, воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с выработкой навыков по уходу за телом, созданием условий для закаливания, включения в различные виды спорта, используя в своей работе специфические методы и приемы (тематические дидактические пособия, интегративные методы, мотивационные приемы, коммуникативно – информационные, выполнение практических заданий, выстраивание партнерских отношений). Таким образом, данный проект включает в себя разноплановую детскую деятельность, обеспечивающий комплексное развитие.

Реализация данного инновационного проекта, в рамках которого исследуется педагогический аспект, предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Сложность заключается, прежде всего, в возрастных особенностях ребенка, его опыте, который еще невелик. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный подход к развитию здоровой личности, я считаю возможным и необходимым знакомить детей с основами правильного отношения к своему здоровью уже в дошкольном возрасте.

Таким образом, воспитание у ребенка – дошкольника навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих вырабатывается через приобретенные навыки, полученный опыт и общее самочувствие. Все это является основой физического воспитания дошкольника.

Устный опрос родителей на начало учебного года показал, что необходимо организовать просветительскую работу среди родителей с дальнейшим сотрудничеством. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей всерьез не воспринимается. Только 50 % родителей понимают, что, системность и последовательность усвоенных правил и норм способны выполнить критерии: самосохранение, забота о здоровье, социальная адаптированность и пр.

Таким образом, внедрение данной формы работы приобщит не только воспитанников к основам культуры здоровья и безопасности, к желанию быть здоровым и вести здоровый образ жизни, но и их родителей. Для педагогов – это осознание и ответственное понимание, что мир детства воспитанников существует в реальном мире, в котором каждый ребенок соприкасается, как с положительным, так и с негативным опытом. Задача педагога донести через активные формы работы (игровые умения, проявление заботы, физкультурно – оздоровительную деятельность, с помощью слова формирование положительной оценки) знания, выработать уверенность в себе и в своих возможностях, перспективы успешного жизнепроживания, заложить основы ЗОЖ.

Таким образом, проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога : освоение новых форм работы с детьми по сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры, внедрение инновационных форм работы с воспитанниками. Для детей: обязательное представление о себе и об образе жизни, научение правилам самосохранения, включение в активную жизнедеятельность. Для родителей : включение в активное образовательное пространство, расширение социальных связей.

Целью проектной деятельности «Хочу быть здоровым» является обогащение содержания воспитательно – образовательного процесса инновационными формами работы по образовательным областям «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

Задачи проекта:

1. Создать систему работы по физическому образованию детей подготовительной к школе группе посредством комплексно – тематического подхода, инновационных технологий.

2. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.

3. Воспитать чувство сопричастности.

Партнеры проекта:

1. Педагоги

2. Воспитанники

3. Родители

В группе возникла необходимость осуществления работы по физическому развитию детей в связи с созданием совместных усилий педагогов по воспитанию здоровых граждан, по формированию у детей чувства правильного отношения к своему здоровью, способность сопротивляться негативным воздействиям, формировать новое здоровое поколение.

Проектная деятельность предполагает активное участие педагогов, специалистов, родителей, детей, направленная на атмосферу уважения, создание развивающих условий, воспитание здоровой, активной, созидательной личности.

Определяемый возраст воспитанников 5 – 6 лет.

Значимость данного проекта определяется как правильная организация воспитательно – образовательного процесса по физическому развитию дошкольников в условиях длительного проживания в ДОУ, социокультурного окружения в образовательном учреждении и семьи.

Механизмы реализации проекта:

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

I этап – подготовительный

II этап – реализационный

I этап – подготовительный

Введение в теорию и практику по физическому развитию является как определение уровня здоровьесберегающей компетентности ребенка, в основе которой лежит его поведенческий опыт и использование этого опыта в разных вариативных условиях, что и способствует социализации личности ребенка – дошкольника в современных социальных реалиях.

Адаптационная работа включает в себя:

1. Знакомство детей с выпускниками, участвовавших в спортивном движении, семейными династиями в разных видах спорта.

2. Знакомство детей с параметрами здоровья и методами работы по сохранению и укреплению личного здоровья.

II этап – реализационный

На данном этапе дети старшей группы в процессе обучения и воспитания учатся думать и заботиться о своем здоровье, приемам ухода за телом, открытой демонстрации правильного отношения к своему здоровью.

Выполнение заданий – упражнений, игровых ситуаций, творческих заданий, использование компьютерного пространства по физическому развитию, способствующие формированию у детей правильного представления о здоровом образе жизни.

III этап – итоговый (аналитический)

Определение роли физического воспитания в формировании личности каждого воспитанника, развитие моральных качеств: уважения к достижениям других, принятие личных неудач.

Таким образом, выявлено, что основой физического воспитания дошкольников является формирование знаний, понимание своих возможностей, умение сдержанно выражать свои чувства, свое отношение к личным результатам и результатам сверстников.

На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с детьми.

Предусмотрена блочная система работы с детьми:

  • Спорт – залог здоровья
  • Я и моя семья
  • Я – человек
  • Я и окружающий мир

С детьми проводятся:

Беседы о здоровье;

  • практические занятия;
  • экскурсии;
  • игры – упражнения;
  • минутки здоровья;

Аналитическая деятельность.

При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.

Сроки реализации проекта – 5 месяцев (01.01.2014г. – 31.05.2014г.)

Тематическое планирование

Наименование блока

Время проведения

Краткое описание

Тема: «Спорт – залог здоровья»

Январь

«Моя школа здоровья»

Цель: формирование у дошкольника знаний о своем здоровье .

Задачи:

Тема: «Я и моя семья»

Февраль

«Безопасное поведение дома и на улице»

Задачи:

Тема: «Я – человек»

Март-Апрель

«Как устроен я»

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма, личной гигиеной.
  2. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях.
  3. Формировать положительную оценку и образ себя, воспитывать индивидуальность.

Тема: «Я и окружающий мир»

Май

«Мир, в котором я живу»

Задачи:

  1. Научить распознавать хорошее и плохое в окружающем мире.
  2. Развивать воображение и творчество.
  3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к активному образу жизни.

Все запланированные мероприятия направлены на формирование навыков практической работы с воспитанниками старшей группы от 5 до 6 лет. Используются такие формы и методы работы, как игры – задания, участие в исследовательской деятельности, практическое выполнение, сбор информации и др. Мероприятия приобретают форму сотрудничества, которая преимущественно и носит творческий характер. Эффективность такого сотрудничества во многом определяется доверительными, дружескими отношениями между педагогами, родителями, специалистами и воспитанниками, выпускниками ДОУ. По результатам работы педагогов готовится презентация с использованием ИКТ.

Ожидаемые результаты:

1. Обеспечение успешного личностного развития воспитанников, стабилизация их интересов, творческих проявлений, формирование позитивной деятельности на основе изучения знаний о своем здоровье, практическая заинтересованность в проектировании своего будущего.

2. Формирование у детей физической культуры, обеспечивающей завтрашний здоровый день семьи и государства.

3. Результаты деятельности будут способствовать формированию открытого образовательного пространства – возникновению новых социокультурных проектов, поддержке образовательных инициатив.

Оценка результатов:

Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться по участию в практической деятельности.

Оценка качества практической деятельности будет оцениваться администрацией дошкольного образовательного учреждения, изучении и анализе работы педагогов и воспитанников. Уровень взаимоотношений педагога, специалистов с детьми будет оцениваться – через беседы с детьми, наблюдения, открытые просмотры, мероприятия.

По окончании проектной деятельности будет проведен мониторинг по образовательным областям «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Физическая культура».

Дальнейшее развитие проекта

Составление перспективы дальнейшей работы с воспитанниками по образовательным областям - «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание» в контексте ФГТ поможет педагогам реализовать комплексно – тематический, личностно – ориентированный, интегрированный, информационно – коммуникативный подходы, включиться в современное образовательное пространство. Насколько отношение воспитанников к участию будет целостным, насколько сами воспитанники и будут удовлетворены своей деятельностью, умением развивать себя и свое тело, настолько и будет притягательна агитационная сила «здоровья». Обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться детьми в своей же жизнедеятельности, в становлении дальнейшего жизненного пути, даст выход на прогнозируемый результат. Таким образом, здоровье и физическое развитие должно быть реализовано через систему работы и стать связующим звеном полноценного здоровья.

Список литературы:

1. Голицына, Н.С., Огнева, Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст]: метод. пособие / Н.С. Голицына, Л.Д. Огнева М.: ООО Изд-во Скрипторий 2003, 2006. – 91 с.

2. Киселева, Л.С., Данилина, Т.А., Лагода, Т.С., Зуйкова, М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст ]: метод. пособие / Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.

3. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Правовые основы управления ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева М.В.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 187 с.

4. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: метод. пособие / Н.В. Микляева. М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – 160 с.

5. Прохорова, Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников [Текст]: метод. пособие. / Л.Н. Прохорова. М.: 5 за знания, 2007. – 256 с.

6. Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду [Текст]: метод. пособие. / И.В. Штанько. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 140 с.

7. Харитончик, Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры [Текст]: практ. пособие. / Т.А. Харитончик. Волгоград: Изд-во Учитель, 2009. – 222 с.

Приложение 1

Занятие 1

ТЕМА: «Моя школа здоровья»

Цель: формирование у дошкольника знаний о своем здоровье.

Задачи:

1. Показать важность и пользу занятий спортом для здоровья.

2. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, к занятиям физической культурой.

3. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование: цифровые иллюстрации, цифровая физкультминутка «Собачий вальс», «Морское путешествие», цифровая гимнастика для глаз «Ночное небо», иллюстративный вернисаж, сигнальные карточки по количеству детей, трафареты внутренних органов человека, картинки вредных и полезных продуктов питания.

Ход детской деятельности:

1. Мотивация: «Айболит».

2. Психологическая игра «Нос, рот, голова, уши, шея, лоб, глаза, плечи, шея, грудь, не забыть бы что – нибудь…»

Цель: развитие внимания, умения быстро реагировать на ситуацию.

Описание игры: ведущий педагог, при повторе ребенок. Задание: сесть лицом к детям, рассадить их полукругом. Начать игру словами: «Нос, нос, нос, нос…». При этом вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны делать то же самое. Вдруг измените слово: «Нос, нос, рот…», но прикоснуться вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и педагог, а не до той, которую называют. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры.

Победителем считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.

3. Проблемная ситуация: Через какие виды деятельности осуществляется укрепление нашего организма? (занятие спортом, спортивные игры, оздоровительные прогулки, закаливание).

4. Работа со слайдами.

Вопросы:

Для чего человек занимается спортом?

Какие виды спорта вам знакомы? (туризм, баскетбол, футбол, спортивная гимнастика, плавание, бокс и пр.)

Назовите виды спорта, где используется спортивный атрибут – мяч?

В каком виде спорта можно использовать экиперовку? (регби, саночники, хоккей…)

5. Работа на листах бумаги.

Задание: дорисовать элемент спортивного инвентаря.

6. Музыкальная физкультминутка с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) «Собачий вальс».

7. Игра – упражнение «Странички безопасности» (ОБЖ).

Работа по слайдам:

Основы безопасности жизнедеятельности при выполнении общеразвивающих упражнений

Основы безопасности жизнедеятельности при выполнении основных видов движений

8. Коллаж «Мое здоровье – в моих руках».

Задание: правильно расположить органы человека.

Вопросы:

Что человеку необходимо для сохранения своего здоровья?

Высказывание мнений – диалог.

9. Гимнастика для глаз «Ночное небо».

10. Игра – упражнение «Здоровое питание»

Задание: разложить картинки на полезные и вредные продукты питания.

Задание: определить какой продукт полезен для глаз, для роста волос, для кожи, для укрепления и роста костей…

11. Игра – путешествие.

А как можно пропутешествовать не выходя из нашей группы? (ответы детей: поиграть в путешествие, пофантазировать, рассмотреть иллюстрации…)

А я предлагаю вам морское путешествие. Морской воздух полезен большим количеством озона, который наполняет наш организм кислородом, что способствует обновлению и росту наших органов. Двигательная пауза «Морское путешествие».

12. Итог: Мотивация «Айболит»: сигнальные карточки – задание: выбрать такую карточку, которая бы помогла вам оценить, как вы сегодня занимались. Красная – не участвовал, желтая – участвовал, но не во всех заданиях, зеленая – активный участник.

Занятие 2

ТЕМА: «Безопасное поведение дома и на улице»

Цель: Развитие позитивного мировоззрения, нравственно – этических представлений об основах безопасной жизнедеятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в быту и на улице.

2. Прививать чувство сплоченности, уважения к жизненному опыту своих родителей.

3. Воспитывать любовь к традициям своей семьи.

Оборудование: мотивация игрушка Незнайка, иллюстрация «Соты», карточки по ПДД, бейджики, листы бумаги по количеству детей, схема перекрестка, слайды по ПДД, разрезные картинки, сигнальные карты.

Ход детской деятельности:

1. Мотивация: «Незнайка в городе дошколят»

2. Психологическая игра «Росток».

Мнемотехника (показ движений с и.п.сидя).

3. Проблемная ситуация: соблюдение правил безопасности в быту и на улице: не ходи, разинув, рот, здесь опасность стережет (правила поведения дома, на улице)

4. Словесная игра на бумаге: «Загадка в сотах» по теме: «Безопасное поведение дома и на улице».

1. Задание: Найдите начальную ячейку и, двигаясь от нее через стороны ячеек, обойдите их все, побывав в каждой по одному разу. Из пройденных букв должна получиться пословица. Восстановите эту пословицу.

«СПИЧКИ НЕ ИГРУШКА»

5. Работа с карточками за столом:

1) Задание: составь алгоритм перехода через центральную дорогу.

2) Задание: изготовить билеты – бейджики для безопасного поведения на улице (пешеходный переход, светофор, проезд запрещен….).

6. Игровая ситуация: «Я на улице»

Задание: соблюдая правила дорожного движения, перейти дорогу в обозначенном месте.

7. Игра – упражнение «История в картинках» (просмотр слайдов по ПДД).

Вопросы:

Необходимо ли соблюдать бдительность на дороге?

Какой знак поможет пешеходу правильно перейти дорогу?

Все ли дорожные знаки могут указать правильность действия на дороге только пешеходу?

8. Игра – упражнение «Один дома»

Тренинговое задание:

- «Соблюдаю тишину»

- «Звоню по телефону»

- «Открываю окно зову на помощь»

9. Работа на листах бумаги: «Рисуем портрет» (испуг, спокоен, доволен)

Физкульминутка: Танец «Шалунишки» (ИКТ: диск).

10. Игра – упражнение «Я помощник»

Задание:

Назовите правила действия с электроприборами (просмотр слайдов по ПБ)

Назовите правила обращения с водой (просмотр слайдов по ГО и ЧС)

Назовите правила противопожарной безопасности (просмотр слайдов по ПБ)

11. Игра – задание «Собери картинку»

Задание: из разрезных частей собрать картинку.

Вывод:

Безопасность – первый друг

Будь внимателен вокруг!!!

Итог: Мотивация «Незнайка»: сигнальные карточки – задание: выбрать такую карточку, которая бы помогла вам оценить, как вы сегодня занимались. Красная – не участвовал, желтая – участвовал, но не во всех заданиях, зеленая – активный участник.

Занятие 3

ТЕМА: «Как устроен я»

Цель: формирование полоролевого предназначения.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма, личной гигиеной.

2. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях.

3. Формировать положительную оценку и образ себя, воспитывать индивидуальность.

Оборудование: силуэт тела человека: изображения девочки и мальчика ребенка; фото детей и членов семьи: фломастеры, цв. карандаши, повязка, слайды по рисунку, слайды по иллюстрациям (профессии, снежинки), предметы гигиены, иллюстрации по правам ребенка либо слайды, листы бумаги по количеству детей, смайлики.

Ход детской деятельности:

1. Мотивация: Мальчик и девочка приходят в гости к детям. Психологическая игра «Угадай, кто я?».

Задание: с завязанными глазами на ощупь по волосам определить девочку и мальчика.

2. Проблемная ситуация: все ли равны? (по силе, по развитию, по внешнему виду).

Вопросы к детям: по этикету:

Важно ли девочке уступить место?

Можно ли обижать слабого?

Аккуратен ли любой из нас?

4. Игра – упражнение: «Нарядись».

Задание: нарисовать одежду мальчику и девочке (задание на программе ИКТ).

5. Игровое упражнение: «Играем в профессию» (слайды).

Задание: определить профессии женские и мужские, совмещенные.

6. Физкультминутка для снятия напряжения глаз: «Снежинки» (слайды).

7. Игра – задание: «Каждому атрибуту свое место» (предметы гигиены).

Задание: разложить атрибуты для мальчиков, девочек.

8. Тренинговые задания:

Проводи девочку до стула

Уступи место старшему

Помоги товарищу преодолеть препятствие (застегнуть верхнюю пуговицу, завязать шнурок)

9. Коллаж «Моя семья» (из семейных фото).

10. Физкультминутка: танец «Барбарики».

11. Вернисаж «Мои права и обязанности».

Цель: расширение знаний детей о своих правах и обязанностях.

Задание 1: определить по иллюстрациям наши права и обязанности.

Задание 2: схематично нарисовать право на любовь, право на семью, право на образование, право на здоровье.

12. Игра – упражнение: «Здравствуй, это я!»

Здравствуй, солнце, здравствуй, друг, здравствуй каждый вокруг…

Здравствуй, Петя, здравствуй, Саша, Маша и Наташа!

Всех приветствую, Я!

Каждой встрече рад, друзья!

Рад я Коле и Полине, рад я Мите и Ирине!

Девочкам и мальчикам,

Зайцу и зайчихе,

Медвежонку малому

И слону удалому.

Зебре, льву, мартышке

И серой мышке.

Всем большим и малым

Папам, мамам, дочкам и сыночкам.

Всех отметил, пригласил

И себя я не забыл!

Занятие 4

ТЕМА: «Мир, в котором я живу»

Цель: формирование личной значимости человека в окружающем мире.

Задачи:

1. Научить распознавать хорошее и плохое в окружающем мире.

2. Развивать воображение и творчество.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к активному образу жизни.

Оборудование: игрушка волк, лабиринт, сигарета, лист ватмана, воздушный шар, смайлики, листы бумаги по количеству детей.

Ход детской деятельности:

1. Мотивация: «Волк из мультфильма «Ну, погоди!» (ничего у меня не получается, ничего я не могу).

Педагог предлагает ребятам помочь волку преодолеть трудности.

2. Игра – упражнение: «Отучаем волка от дурной привычки» (обижать слабых).

Задание: помоги Зайцу найти дорогу в детский сад (лабиринт).

4. Игра – эксперимент: «Сигарета».

Задание 1: определить по запаху и цвету вредные действия сигареты.

Задание 2: определить способы уничтожения сигареты (выбросить, смять, не покупать).

5. Игровое упражнение: «Наши привычки».

Люби свое здоровье как самого себя.

Курить – здоровью вредить.

Кто спортом занимается – тот фигурой отличается.

6. Изготовление плаката «Мое здоровье – в моих руках».

Задание: расположить иллюстрации о здоровом образе жизни.

7. Физкультминутка: «На полянке» (ИКТ).

8. Написание письма семье волка.

Задание: нарисовать на листе протест вредным привычкам.

9. Игра – упражнение «Умный шар».

Задание: пдкинуть воздушный шар вверх и назвать хорошие привычки.

Итог: задание: расположить эмоциональное состояние смайликов, схематично определить свое внутреннее состояние, показать улыбкой.

Похожие публикации