Семейное творчество. Семейное творчество — это ещё одна добрая традиция! Значение семьи в развитии творчества детей

© CC0

Вот когда полетит их Falcon 1, тогда поговорим.

Вот когда будет контракт с NASA, тогда поговорим.

Вот когда построят свой корабль, тогда поговорим.

Вот когда придумают, как сажать ракеты, тогда поговорим.

Вот когда посадят на баржу, тогда поговорим.

Вы находитесь здесь.

Но «здесь», конечно, ни о чем не говорит. Давайте кратко опишем это место.

Вы находитесь на улице Тридцатой Иркутской дивизии, дом 8, квартира 219.

В вашем доме расположен магазин «Магнолия», в него позавчера завезли якобы марокканские мандарины, но по вкусу они даже не абхазские. Вы на минуту даже задумались, где можно было вырастить такую кислятину, но версий у вас нет.

Сосед сверху постоянно что-то сверлит, соседка снизу стучит по батарее. Сначала вы думали, что у вас слишком громко работает телевизор, когда вы смотрите сериалы, но потом соседка разбудила вас, постучав по батарее в три часа утра, и как-то отлегло.

По телевизору всерьез обсуждается, должен ли священник отвечать за неудачный запуск ракеты. До этого так же всерьез обсуждали, какие фильмы можно снимать про царя, но вы не помните, к какому выводу они пришли. Судя по тому, что мавзолей и станция «Войковская» все еще с нами, наверное, любые.

Вы находитесь здесь, где деньги на лечение тяжелобольных нужно собирать всем миром, а потом лечить этих больных в другой стране, потому что здесь, на улице Тридцатой Иркутской дивизии, деньги ничего не гарантируют.

Где выборы президента настолько бессмысленны, что кандидаты говорят об этом открыто.

Где ваши пенсионные накопления за несколько лет заморожены (и вы не понимаете, что это такое, но чувствуете, что хорошую вещь заморозкой не назовут), а у полковника в квартире нашли 8,5 млрд рублей.

Вы тоже вчера нашли деньги, двести рублей в кармане зимней куртки. Сначала очень радовались, а потом прочитали про полковника.

Вы находитесь здесь, где город, чтобы поехать, должен пойти. И удивительное дело — после того, как в центре сузили проезжую часть, пробок стало больше, кто бы мог подумать.

Где пельмени стоят шестьсот рублей, в конце концов. Да, собственно, эта цена тоже ничего не гарантирует, кроме, конечно, того, что после покупки пельменей у вас будет на шестьсот рублей меньше.

Ну, то есть, с учетом того, что вы нашли двести, то у вас после покупки пельменей будет минус четыреста рублей. Здесь эта арифметика не кажется странной, здесь законы истории, математики и физики ведут себя иначе.

У здесь, которое досталось вам, кажется, немножко истек срок годности, и в нем возможно все, особенно если это все как-то вам гадит.

Утром вы смотрите на себя в зеркало и видите над собой огненные буквы «гарантийному ремонту не подлежит».

Наверняка, конечно, здесь и есть что-то хорошее. Но вы, в любом случае, находитесь здесь. Не в этом списке выше, а здесь. В список вы так зашли, в гости, помечтать.

Что касается хорошего, вы должны добавить его сами. Поэтому вечером вы завариваете крепкий кофе, долго смотрите сериалы в наушниках, заедая их варениками в соусе барбекю — даже так они не очень похожи на пельмени.

В 2.45 вы встаете с кресла. В голове от недосыпа и сериалов все смешалось, Флэш опять спас планету и поужинал псевдо-пельменями.

Вы берете в руки молоток и подходите к батарее. Сначала вы стучите редко, дожидаясь, пока эхо затихнет, потом все чаще и чаще. Соседка снизу откликается первой, но постепенно к ней подключаются остальные. К трем утра поет весь дом.

Вы откладываете молоток в сторону и подходите к розетке.

— Вы находитесь здесь, — кричите вы в розетку.

— Мы находимся здесь, — кричите вы в вентиляцию.

— Я здесь! — кричите вы в открытую форточку, чтобы в соседнем доме тоже зажглись окна.

Вот когда запустят аппарат к Луне, тогда поговорим.

Вот когда он сядет на Марс, тогда поговорим.

30 марта в 22:27 UTC, когда в Москве было почти полвторого ночи 31 марта, с исторического пускового комплекса LC-39A Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде, откуда в своё время улетали к Луне «Аполлоны», стартовал носитель Falcon-9 FT. В его составе впервые в истории мировой космонавтики ракетная ступень с жидкостными двигателями отправилась в космическую миссию повторно (первый полёт CRS-8 с грузовым кораблём Dragon состоялся 8 апреля 2016 года). Ракета компании SpaceX успешно вывела на орбиту спутник связи SES-10, а первая ступень — «ветеран» — совершила мягкую посадку на автоматическую баржу «Of Course I Still Love You».

Страхи, страховка и запуск

Оценить «эпохальность» события можно было по той реакции, которую выказывали электронные и печатные СМИ. Ещё бы! «Маск планирует (а по мнению многих, и совершает) революцию в деле осуществления космических транспортных операций: он повторно использует в составе ракеты-носителя ступень, которая уже один раз выполнила свою задачу по запуску спутника, благополучно вернулась на землю, была спасена и восстановлена».

Официально основной задачей миссии объявлялось выведение на геостационарную орбиту спутника связи SES-10. Однако все понимали, что этим полётом SpaceX планировал продемонстрировать возможность многократного применения первой ступени после возвращения из космоса. Вспомогательной задачей считалась посадка ступени (после выполнения основной задачи) на телеуправляемую баржу, находящуюся в море по траектории пуска. В качестве бонуса планировалась попытка спасения створок головного обтекателя.

Ветераны ракетно-космической техники утверждали, что «заказчик запуска ни за что на свете не пойдёт на повторное использование б/у матчасти, тем более на самом напряженном участке выведения». Однако же SES S.A. — глобальный спутниковый оператор со штаб-квартирой в Люксембурге — не только пошёл, но и своей поддержкой позволил компании SpaceX выполнить первый повторный пуск ракеты с реальной («живой») полезной нагрузкой, а не с макетом, как предлагали некоторые.

«Будучи первым коммерческим оператором спутниковой связи, осуществившим миссию с компанией SpaceX ещё в 2013 году, мы рады вновь стать первыми в повторном полёте в космос, — заявил технический директор SES Мартин Халливелл (Martin Halliwell). — Мы считаем, что многоразовые ракеты откроют новую эру космических полётов, сделав их более доступными и менее затратными».

После триумфального возвращения ракетной ступени с бортовым номером 1021 почти год назад, специалисты SpaceX провели подробный анализ состояния данного ракетного блока. Больше всего их волновали двигатели — восемь «Мерлинов-1D», собранных по кольцу вокруг девятого, центрального. Для повторного использования ступени были важно иметь 100%-ную уверенность в их исправности после нескольких циклов работы, а также из-за влияния термодинамических нагрузок в ходе возвращения в атмосферу с траектории выведения.

За всю свою жизнь — вплоть до сегодняшней ночи — первая ступень №1021 «проверялась огнём» неоднократно и в итоге до второго пуска наработала шесть включений-выключений двигательной установки (из них три — в первом полёте).

«Мы не ремонтировали эти двигатели, мы хотели лишь поменять некоторые прокладки… — сообщили техники в конце января 2017 года перед огневыми испытаниями на стенде SpaceX в МакГрегоре, штат Техас. — Но конкретно эти двигатели мы просто сняли, протестировали, поставили обратно и прямо сейчас прожигаем».

Следует отметить, что представители SES участвовали в подготовке к данному пуску в течение последних нескольких месяцев. По словам Халливелла, «SpaceX дал инженерам SES… «полную прозрачность» в своих действиях, позволил заглянуть в процесс подготовки двигателей и бортовой радиоэлектроники, а также ознакомиться с результатами испытаний».

Удивляло и то, что страховая премия для первого полёта «использованной» ступени не была повышена, словно все понимали, что внимание к этому пуску особенное и SpaceX ставит на карту многое. Вследствие этого уровень подготовки миссии будет беспрецедентно высоким. По мнению наблюдателей, «по расчётной надежности носитель не будет сильно ниже предшествующих».

Что же касается роста страховки, то «можно говорить о сотых долях процента, — отметил Халливелл. — По сути, никаких изменений в страховой премии не произошло».

Итак, огромную — 70 м высотой — «макаронину» Falcon 9 FT установили в пусковое устройство вечером накануне пуска. Длительность стартового окна составляла 150 минут. Под головным обтекателем ракеты находился SES 10 — спутник связи, изготовленный европейским консорциумом Airbus Defense and Space для трансляции телевизионных программ и передачи данных с геостационарной орбиты по всей Латинской Америке.

Таймлайн, указанный ниже, описывает расчётную циклограмму запуска для первой миссии SpaceX с ранее уже летавшей, спасённой и восстановленной первой ступенью ракеты.

№ п/п Время, ч:мин:сек Событие
1 T - 00:00:00 Старт
2 Т + 00:01:13 Переход через звуковой барьер
3 Т + 00:01:22 Зона максимального динамического давления
4 T + 00:02:38 Выключение двигателей первой ступени
5 T + 00:02:41 Разделение ступеней
6 T + 00:02:49 Первое включение двигателя второй ступени
7 T + 00:03:49 Сброс головного обтекателя
8 T + 00:06:19 Импульс торможения перед входом первой ступени в атмосферу
9 T + 00:08:32 Посадка первой ступени
10 Т + 00:08:34 Первое выключение двигателя второй ступени
11 T + 00:26:29 Второе включение двигателя второй ступени
12 Т + 00:27:22 Второе выключение двигателя второй ступени
13 Т + 00:32:03 Отделение спутника от второй ступени

Девять двигателей первой ступени ракеты включились за пару секунд до старта для проведения автоматической проверки работоспособности. После теста удерживающие зажимы отпустили ракету, и Falcon 9 поднялся с площадки LC-39А и лёг на траекторию полёта.

Вскоре были последовательно пройдены звуковой барьер и зона максимального аэродинамического давления. Отработав положенные 158 секунд, двигатели первой ступени выключились, и через три секунды ступени разделились.

После включения единственного двигателя второй ступени, когда носитель уже вышел из плотных слоёв атмосферы, был сброшен огромный углепластиковый головной обтекатель диаметром 5,2 м.

Когда двигатель второй ступени ещё работал, первая ступень выполнила «кувырок», раскрыла решетчатые аэродинамические рули в передней части и на 20 секунд включила три из девяти двигателей на торможение, чтобы замедлить скорость входа в атмосферу и создать вокруг хвостовой части газодинамический «колокол».

Последнее включение центрального двигателя для мягкой посадки произошло непосредственно перед приземлением: ступень шла на баржу, находящуюся в Атлантическом океане примерно в 340 милях (550 км) к востоку от мыса Канаверал. В этот момент телетрансляция прервалась, но зал управления взорвался овацией, когда на экране возникла ступень, стоящая на «ножках» на палубе судна-дрона.

В это самое время вторая ступень завершала достижение промежуточной низкой орбиты. Двигатель выключился, и начался короткий 18-минутный пассивный участок траектории («баллистическая пауза»).

После этого последовало короткое включение Илона Маска, который рассказал о «гигантской революции в космических полётах» и поздравил коллег с победой, которую все так долго ждали.

Затем Merlin 1D Vacuum заработал вновь и перевёл ракету на высокоэллиптическую орбиту с апогеем вблизи геостационара. Спутник отделился от второй ступени через 32 минуты после старта.


Разбор полётов

Насколько исторически значимым событием стал повторный полёт ракетной ступени? Мнения по этому вопросу разделились ещё до миссии. Кто-то считал это прорывом в средствах выведения, который кардинально снизит стоимость доступа в космос. Кто-то думал по-другому, называя эксперименты SpaceX «шоу и цирком», не имеющим ничего общего с технической и экономической целесообразностью.

Но объективный взгляд предполагает взвешенность. В истории космонавтики на практике была подтверждена техническая реализуемость многократного использования твердотопливных стартовых ускорителей в орбитальных запусках (Space Shuttle) и жидкостных ракетных блоков в суборбитальных полётах (New Shepard компании Blue Origin). Маск первым решил техническую задачу повторного применения жидкостной ступени орбитального носителя, осложнённую используемыми компонентами топлива (при сжигании керосина в жидком кислороде в агрегатах двигателя выпадает сажа, причиняющая множество серьёзнейших неприятностей). Это значительное достижение с технической точки зрения.

Однако многоразовость нужна для снижения затрат. А здесь всё не так однозначно. На ремонт, восстановление и тестирование уже летавшей ступени SpaceX затратил не менее четырёх месяцев и неизвестную сумму денег. И повторное использование имеет смысл, если затраты на «межполётное обслуживание» не превысят экономии на изготовлении новой ступени. Говорят, заказчику запуска SES-10 обошёлся примерно в $ 40 млн — на треть меньше стандартного ценника. Это специальная цена с учётом возможных рисков. Сможет ли Маск удержаться на таком показателе при повторном использовании первых ступеней в регулярной эксплуатации - большой вопрос. Осторожные эксперты предсказывают возможное снижение прайса процентов на десять. А это не те цифры, которые «кардинально» снизят стоимость космических запусков. Иными словами, Маск доказал техническую возможность повторного использования ракетной техники, а доказать экономическую целесообразность ещё предстоит.

Тем не менее Халливелл заранее сообщил, что если данный запуск будет успешным, в конце этого года его компания сможет запустить ещё два спутника — SES 14 и SES 16 — на ранее использованных ускорителях. «Следующий аппарат, назначенный компании SpaceX, — SES 11 — полетит этим летом на недавно запущенной ракете», — сказал он.

Кроме того, по его словам, переход к многоразовым ракетам вряд ли будет отменён даже в случае аварии.

Сравнение

Чтобы точнее понять, каких же новых высот достиг Маск, подробнее разберемся с возможными вариантами спасения нижних (первых) ступеней ракет-носителей. К настоящему времени довольно детально изучено три основных способа:

  1. Вертикальное парашютирование (в случае необходимости — с применением ракетных двигателей мягкой посадки на последнем этапе).
  2. Горизонтальное планирование с использованием крыльев или планирующих парашютов.
  3. Вертикальная реактивная посадка на основных или вспомогательных ракетных двигателях.

Основным достоинством указанных способов можно считать то, что они позволяют создать систему (нижнюю ступень) с многократным использованием материальной части в составе ракетно-космического комплекса, а это в два-три раза (в зависимости от кратности применения) снижает затраты на запуск полезной нагрузки.

Основные недостатки способов сводятся к усложнению и удорожанию разработки, изготовления, испытания и эксплуатации ступени, увеличению её «пассивной» массы, что в результате может привести не к падению, а к росту удельной стоимости запуска полезной нагрузки.

Парашютная и парашютно-реактивная посадка

К настоящему времени успешно реализована только в системе Space Shuttle для возвращения стартовых твердотопливных ускорителей при посадке на воду, а также рассматривалась для спасения боковых блоков первой ступени ракеты-носителя «Энергия» (до практической реализации не доведена). Попытки спасения первых ступеней ракеты-носителя Falcon-1 с помощью парашюта оказались неудачными. Следует также вспомнить отдельные эксперименты по спасению ускорителей ракеты-носителя Ariane-5. Теоретически изучался способ вертолётного подхвата парашютирующих блоков ракеты-носителя «Ангара».

Достоинства парашютной посадки:

  1. позволяет использовать земную атмосферу для гашения остаточной скорости после разделения первой и второй ступеней;
  2. относительная простота реализации для прочных и устойчивых систем типа твердотопливных ускорителей;
  3. сравнительно небольшие затраты массы для них же.

Недостатки:

  1. большие площади куполов, штатное раскрытие которых превращается в трудно решаемую проблему при массе возвращаемых грузов (в данном случае — отработавших ступеней) свыше 20-30 т;
  2. невозможность обеспечить точную посадку из-за воздействия ветра и других атмосферных возмущений, а также отсутствия органов активного управления приземлением (для дисковых и купольных парашютов);
  3. сравнительно большие затраты массы для непрочных жидкостных ракетных блоков из-за необходимости установки дополнительных средств (двигатели мягкой посадки, посадочные опоры, элементы повышения жесткости) для гашения скорости и перегрузки на последнем этапе приземления. Так, для блока А ракеты-носителя «Энергия» масса средств спасения и посадки составляла значительную часть конечной массы, что приводило к росту стоимости разработки и постройки системы. Блок А в одноразовом варианте без средств спасения имел массу на 60% меньше, кроме того, стоимость многоразового блока А в 1990 году составляла 18 млн. руб в то время как пуск ракеты-носителя «Зенит», включающей одноразовый аналог блока А, стоил не дороже 6 млн руб;
  4. высокие перегрузки при торможении в атмосфере, в момент ввода в действие парашютной системы и в момент касания поверхности (при отсутствии двигателей мягкой посадки);
  5. отсутствие гарантий сохранности конструкции (особенно жидкостных блоков) при посадке из-за невозможности (или крайней сложности) обеспечения нулевой вертикальной и горизонтальной скорости и, соответственно, наличия ударных нагрузок;
  6. при посадке непосредственно в воду - сравнительно большие ударные нагрузки и высокий риск коррозии элементов конструкции;
  7. большие трудности транспортировки крупногабаритных длинномерных ступеней с места посадки на ремонтный завод или космодром.

Планирующая посадка по-самолётному

В настоящее время горизонтальная планирующая посадка на аэродром с использованием сравнительно высокого аэродинамического качества реализована на крылатой орбитальной ступени Space Shuttle, на орбитальном корабле «Буран» и на экспериментальном ракетоплане Х-37. В многочисленных проектах 1960-2000-х годов данный способ рассматривался как основной.

Достоинства:

  1. позволяет использовать атмосферу не только для гашения остаточных скоростей, но и для маневрирования (в определённых пределах) по продольной и боковой дальности для выбора места посадки при минимальных затратах топлива;
  2. в идеале возможно возвращение и посадка в районе старта, чем снижаются затраты на проведение поисково-спасательных и транспортных операций;
  3. высокая точность приземления (в пределах взлетно-посадочной полосы) из-за наличия органов аэродинамического управления;
  4. низкие перегрузки во время торможения в атмосфере (примерно 1,5-2 единицы);
  5. низкие ударные нагрузки при посадке (вертикальная скорость около 3 м/с может быть погашена амортизаторами шасси).

Недостатки:

  1. высокая сложность и стоимость разработки, производства, испытания и эксплуатации из-за наличия самолётных систем и агрегатов (крыло, оперение, шасси, вспомогательные двигатели, аэродинамические органы управления, сложная гидросистема и т. п.)
  2. большая громоздкость и высокие затраты массы из-за наличия самолётных систем (до 25-30% от конечной массы спасаемого блока);
  3. возможны ограничения на эксплуатацию (лимиты на программу изменения углов атаки при старте и на атмосферном участке выведения, а также исключительно точное соблюдение параметров входа в атмосферу и ограничения на скорость ветра по маршруту возвращения и в месте посадки);
  4. невозможность захода на второй круг горизонтальной посадки (для реализации такого шанса требуется оснастить возвращаемый блок вспомогательной двигательной установкой и запасом топлива, что ещё более увеличивает «инертную» массу);
  5. необходимость упрочнения баков и других отсеков (ведёт к увеличению конечной массы блока), связанная с высокими поперечными нагрузками, не характерными для одноразовой ракетной техники.

Вертикальная реактивная посадка

К настоящему времени реактивная посадка в достаточной степени отработана на первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 (компании SpaceX) и суборбитальной системе NewShepard (Blue Origin), а также на посадочных аппаратах межпланетных (в основном лунных) зондов и экспериментальных летательных аппаратов типа DC-X и Grasshopper. Реактивная посадка на вспомогательных турбореактивных двигателях рассматривалась в проекте многоразовой ракетно-космической системы «Подъём» предприятия, которое сейчас называется Ракетно-космическим центром (РКЦ) «Прогресс», г. Самара.

Достоинства:

  1. сравнительно небольшая стоимость разработки и производства, т. к. основные затраты массы приходятся на самый дешёвый компонент системы - ракетное топливо;
  2. возможность ограничения перегрузок при торможении в атмосфере;
  3. возможность точной посадки, в т. ч. в районе старта (снижение стоимости поисково-спасательных и транспортных операций);
  4. низкие нагрузки при посадке (околонулевая скорость) и низкие поперечные нагрузки при спуске в атмосфере;
  5. невысокие потери в массе полезного груза при посадке в районе штатного падения блока (или на посадочную платформу в океане) - от 5 до 15%;
  6. возможность использования ракетного блока как в многоразовом, так и в одноразовом исполнении (расширение гибкости эксплуатации).

Недостатки:

  1. слабое использование земной атмосферы для гашения остаточных скоростей;
  2. повышенные требования к системе управления (фактически использованы технологии, более свойственные современному высокоточному оружию, чем ракетно-космическим комплексам);
  3. усложнение ракетного блока из-за установки дополнительных систем (вспомогательные ракетные сопла или двигатели, аэродинамические органы управления, посадочные опоры);
  4. высокие потери массы полезного груза при возвращении ступени к месту старта (до 30-50%);
  5. ограничения на эксплуатацию (прежде всего, скорость и направление ветра по трассе спуска и в месте посадки);
  6. ужесточение требований к двигательной установке (необходимость быстрого многократного автоматического запуска в полёте и возможность глубокого дросселирования тяги при посадке).

Проснёмся ли мы завтра в новом мире?

В настоящее время после впечатляющих успехов SpaceX и Blue Origin по мнению ряда экспертов, с точки зрения затрат на эксплуатацию всей системы предпочтительнее выглядит вертикальная реактивная посадка. Однако выбор надо делать на основе многократно подтверждённых примеров, подкреплённых реальными цифрами стоимости.

Например, успех данного способа, продемонстрированный компанией Илона Маска, во многом обусловлен возможностью простой, быстрой и дешёвой доставки севшей ступени самоходным судном к прибрежному американскому космодрому: объявленные минимальные потери в массе полезного груза сочетаются с минимальными расходами на поисково-спасательные и транспортные операции. В условиях «континентальных» космодромов (Восточный, Байконур, Плесецк) посадка ступени в тайге или в пустыне в отсутствие транспортной инфраструктуры может оказаться неприемлемой, и единственно возможным может стать возвращение к месту старта. В этом случае более выгодной (из-за меньших потерь в массе полезного груза) может стать самолётный способ.

При пусках ракет с континентальных космодромов посадка многоразовой ступени на пересечённой местности неприемлема

Возможны (и широко рассматриваются) комбинированные способы возвращения, включающие, например, использование аэродинамического качества всей ступени на участке торможения в атмосфере в сочетании с парашютно-реактивной посадкой отделённого от баковых отсеков блока с самым дорогим и сложным оборудованием — маршевыми двигателями и системой управления.

В любом случае следует отметить, что существующие на сегодня критерии разработки одноразовых ракет-носителей, по всей видимости, неприемлемы (или требуют значительной корректировки) при создании многоразовых ракетно-космических систем, даже включающих одну (первую) ступень с вертикальной реактивной посадкой.

Ребенок и взрослый семейное творчество.

Сохранение и развитие семейных традиций.

Если родитель – учитель?

Значение семьи в развитии творчества детей.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных объединений, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом, дети являются одной из составляющих развития человеческой личности. Основная функция семьи, как социального института- это рождение и воспитание потомства. Влияние родителей на детей нельзя недооценить. Оно начинается в самый ответственный момент развития ребенка, когда закладываются основы человеческой личности, и продолжается всю жизнь. Именно от отца и матери зависит, как будет проходить процесс социализации ребенка, т. е. его обучения жизни в обществе. Родители передают детям свой жизненный опыт. Каким же образом это происходит? Прежде всего, через совместную деятельность. Уборка и ремонт в доме, работа на огороде, приготовление пищи: все это помогает ребенку приобрести не только определенные трудовые навыки, но и заимствовать отношение взрослых к работе и между собой. Поэтому важно, чтобы в любой деятельности были элементы творчества. Под творчеством с одной стороны, мы понимаем нестандартное выполнение какой- либо задачи, с другой стороны, в обыденном сознании, этот термин связан с рукоделием, рисованием, пением, музыкой. И то и другое понимание правильно, но нельзя суживать его, ограничивая какой – либо областью. Творчество может проявляться во всем.

Почему это важно для семьи и для молодого человека?

Во-первых, в сегодняшнем сложном мире человеку, который может мыслить и действовать нестандартно, легче найти свое место в жизни, утвердиться профессионально.

Во-вторых, человек, который занят интересной деятельностью, имеет хобби, вряд ли будет заполнять свой досуг алкоголем и наркотиками.

В- третьих, именно общие занятия могут сблизить семью, помогут детям и родителям лучше понять друг друга, получить новый знания, испытать радость творчества и счастье общения. Если эти занятия для ребенка приятны, то и в своей новой семье впоследствии он будет стремиться создать такую же атмосферу.

Некоторые родители могут сказать: «Я не умею играть на музыкальном инструменте, не вяжу, не занимаюсь резьбой, не пишу стихи, поэтому творчество не для меня.» Но это не так.

У каждого человека есть какое-то дело, в котором он может проявить себя нестандартно. Кто-то разводит цветы дома, а кого-то увлекает работа на земельном участке, который он превратил в оазис. У третьего, дизайнерские находки в оформлении своей квартиры, а у четвертого, умение создать стильную одежду. А приготовление еды разве не относятся к творчеству? Какие кулинарные шедевры создают многие хозяюшки. Всегда ли дети бывают рядом, когда Вы занимаетесь тем делом, которое Вас увлекает? Наверное, нет

Я же хотела познакомить вас со своим опытом воспитание детей и развитием у них творчества. Параллельно я хочу показать пути, по которым мы шли, по ним, наверное, идут и большинство родителей, принципы, которыми мы руководствовались.

Творчество в нашей семье.

Наша семья- семья учителей. Хорошо это или плохо? Кто не знает, что такое работа учителя, скажет: прекрасно. Но если вы сами член такой семьи, то знаете, что для детей, для мужа – это бедствие. Подготовка к урокам, внеклассным мероприятиям, продолжаются и дома. Еще хуже для семьи, если этот учитель творческий, ведь тогда он тратит на работу больше сил и времени, не оставляя почти ничего своим детям. Двойное бедствие, если в семье два учителя. Финансовые трудности здесь неизбежны. Школьные проблемы сказываются на жизни семьи.

Досье:

Семья Зуевых: дата рождения:6 09 .1991.

Место проживания: с.Хвощевка, Богородского района.

Место рождения: Нижний Новгород..

Папа:Зуев Леонид Александрович. 1953 г.р.

Образование: физический факультет ГГУ им Н.И.Лобачевского

Профессия: учитель физики, информатики, ОБЖ.

Увлечения: техника, охота, фотография.

Мама: Зуева Елена Николаевна.1962 г.р.

Образование: ГГПУ им.Горького педагогический факультет (дошкольное отделение)

НГПУ (исторический факультет)

Профессия: учитель истории, экономики, МХК.

Увлечения: вязание на спицах и крючком, макраме, художественное слово, пение.

Дополнительное образование: курсы кройки и шитья, курсы экскурсоводов, два года музыкальной школы по классу фортепьяно.

Сын: Николай. 1992 г.р.

Студент Нижегородского педагогического колледжа. (отделение информатики)

Дополнительное образование: ученик 5 класса музыкальной школы по классу баяна.

Увлечения: информатика, фотография.

Дочь: Катя.1995 г.р.

Учащаяся 8 класса школы № 7 г. Богородска.

Дополнительное образование: ученица 4 класса художественной школы

Увлечения: вышивка крестом, плетение из бисера, чтение художественной литературы, создание компьютерных презентаций.

В семье моих родителей рукоделие было не только развлечением, но и важным подспорьем В годы всеобщего дефицита они вязали одежду не только для своих близких. Я, мама и все наши родственники носили кофты, юбки, варежки, шапки, связанные моим отцом инвалидом. Еще в детстве он освоил спицы, а затем научился вывязывать орнамент, вязать ажурные платки. Причем, подтолкнула его к этому мама, которая тоже неплохо вяжет сейчас. Отец умел создать сложный орнамент, подобрать подходящий фасон. Работал кропотливо, аккуратно, много раз переделывая то, что казалось ему неудачны. Потом он самостоятельно освоил вязальную машину. И изделия стали еще качественнее. Как жаль, что я не научилась это делать так виртуозно, как он! Творчество помогало ему чувствовать себя нужным, бороться с болезнью. Он юноша из села, закончивший всего 6 классов пробовал писать стихи и рассказы, неплохо рисовал, играл на гармони, занимался фотографией

Меня привлекали виды рукоделия, связанные с украшением дома: вязание крючком, макраме. Закончив курсы кройки и шитья, я мастерила себе юбки, платья, сарафаны. Занималась художественным словом, пела,интересовалась историей родного города Нижнего Новгорода, даже закончила курсы экскурсоводов, особенно много материала я собрала о А.С.Пушкине, его пребывании на нашей земле. Начинала я учиться и в музыкальной школе, но уже в студенческом возрасте и закончила только два класса. С детства меня интересовалась живопись, но художественного образования я не получила, а вот открытки, марки с репродукциями картин собирала.

Мой супруг тоже в детстве начинал учиться в музыкальной школе по классу скрипки, но всегда мечтал освоить баян, даже купил инструмент. Увлекался он фотографией. А его дед Иван Павлович, учитель по профессии, был художником –самоучкой, писал картины маслом, дарил их односельчанам. Супруга его - Вера Петровна, тоже учительница, шила сарафаны женщинам трех деревень.

Нам очень хотелось, чтобы наши дети тоже занимались творчеством, музыкой, рисованием, рукоделием. Но мы не хотели, чтобы это было по принуждению. Тем более задатки, судя по способностям родственников, у них должны быть. Наблюдали мы затем, к чему есть склонности у ребят.

Заметить это было не сложно. У сына рано проявился музыкальный слух, было и желание заниматься музыкой. Почти сразу определились с инструментом, выбрали баян. А вот поступить в музыкальную школу смог, когда стал постарше, и мы могли безбоязненно его отправить в Богородск одного. С учительницей Шаминой Татьяной Александровной у него сложились очень теплые отношения. Нам приятно было видеть, как растет его мастерство, усложняются произведения, которые он играет. Порой огорчало то, что он мало занимается. Но мы старались не давить на него, по возможности создавать ситуации, чтобы он участвовал в концертах, школьных мероприятиях. Сын не добился больших успехов, но нас радует то, что он пока не собирается бросать школу и после окончания 5 классов, хочет продолжать заниматься музыкой дальше.

У дочери в дошкольном возрасте проявилась тяга к рисованию, она могла заниматься этим часами, создавая серии карандашных зарисовок или акварелей. В подготовительный класс художественной школы мы отдали ее, когда она ей было 9 лет. Не просто было находить время, чтобы свозить ее в Богородск. Некоторые работы, выполненные в самом начале были сделаны по моему совету. Мы нашли способ того, как сделать цветы сирени. Дочь выполняла эту кропотливую работу, делали коллаж из фантиков, оставшихся от конфет из новогодних подарков. Непререкаемым авторитетом в рисовании для нее стал ее учитель Грязнов Виктор Владимировач. Сейчас я не могу соперничать с ней в рисовании. Могу только помочь тем, что расширяю ее кругозор, посещая с ней художественные музеи и выставки, а еще дать совет при выборе сюжета композиции, особенно если тема связана с историей, религией. Пока будущую профессиональную деятельность она тоже не связывает с искусством, но даже если это будет просто хобби, то мы будем рады.

Ну а что же с рукоделием. Замужем я забыла свои юношеские увлечения макраме, вязания салфеточек. С появление детей необходимо было их одевать. Я использовала свои умения и вязала им костюмы, шила рубашки, сарафаны, но на это все меньше было времени, и все легче становилось купить более качественные вещи. Когда-то до замужества вышивкой занималась моя мама. И вот времена повторяются, в продаже появляется большой выбор схем, возможность покупать нитки. Как-то случайно, у родственников мы увидели вышивку и загорелись этим. Сначала покупали простые детские наборы с забавными рисунками. Муж сделал рамочки, и многие родные получили небольшую вышивку в подарок. Работу выполняли вместе, когда дочь теряла интерес или делала ошибку, в руки брала пяльцы я. Постепенно работы становились сложнее, канва мельче. Очень любит дочь свою две работы, «Клоуны», которые она выполнила на майках. На одной клоун собирает цветы, а на другой играет на трубе и на барабане. До сих пор с удовольствием дочь надевает эти эксклюзивные футболки, которые она украсила вышивкой в десятилетнем возрасте. Традицию выполнять работу вместе мы продолжаем, причем сейчас я выполняю то, что попроще. Мы любим вместе полистать схемы, выбирая наиболее интересную; ищем подходящую рамочку для готовой работы. Планируем, как развесить их в квартире, чтобы они удачнее смотрелись. Надо сказать, что вышивание- рукоделие, требующее терпения и времени. Порой пяльцы могут быть надолго отложены, а потом интерес вышивке просыпается снова. Работа над некоторыми картинами может длиться больше года. Что интересно, дочь не любит работать с готовым рисунком на канве, ее больше привлекают большие, сложные схемы.

Другое увлечение дочери – это бисер. Интерес к нему появился после «Гайдара», где она посещала кружок. Трижды Катя была в лагере, и каждый раз занималась этим видом рукоделия. Моя задача была поддержать его. Денег на бисер надо не очень много, а вот книги стоят дорого, особенно если издание красочное, качественно, подробное, знакомящее со всеми этапами работы. Такую книгу мы купили. Это дало новый толчок к развитию увлечения. А далее следовал мой заказ на украшение. Дочка сделала для меня красивую подвеску, так приятно было надеть ее на работу, продемонстрировать коллегам и ученикам.

Мой муж давно занимается фотографией, фотографировал семью, школьные праздники. Сын долгое время не проявлял к этому никакого интереса. Толчком этому послужила покупка цифрового аппарата. Теперь можно было снимать сколько угодно, не тратя деньги на фотопленку. И мы увидели то, что привлекло внимание сына: такие разные облака, удивительный закат, простые ромашки.

Но больше всего творчества дети проявили, работая на компьютере. Почему это произошло? Муж является противником компьютерных игр. Поэтому они у нас, в минимальном количестве. Общаться же с машиной ребятам хочется, вот и нашли они свой вид работы, которая интересует их.

Первая серьезная работа у Коли была связана с краеведением. Когда он учился в 7 классе, мы решили поучаствовать в областной олимпиаде, посвященной истории Нижегородского Кремля.

У него появилась идея, оформить ответы на вопросы в виде презентации. Может поэтому работа была замечена. Коля занял второе место. А для выступления на конференции подготовил еще одну работу о Кремле, в которой много технических находок.

С этой работой он получил первое место на районной олимпиаде по технологии.

Другая тема, которая надолго его увлекла - это биография А.С.Пушкина. Еще когда он был учеником 6 класса,я предложила написать реферат о великом поэте и оформить его на компьютере. Работа была сделана. Потом снова вернулся к этой теме уже по своей инициативе, решил сделать презентацию, благо иллюстраций для этого у меня было много. В этой работе он впервые сделал озвучивание. Презентацию смотрели ученики Хвощевской школы, школы № 7, даже Каменской школы, куда ребята ездили для обмена, она получила высокую оценку учителей. Тему А.С.Пушкина сын продолжил в коллеже, писал реферат о пребывании поэта в Болдине. Жаль, что презентацию на этот раз не стал делать.

Успехи брата заинтересовали сестру. Но она пошла по другому пути. Ее компьютерные работы связаны с веселыми рисунками, которые были сделаны в 6 классе, а затем оформлены в небольшую презентацию. Затем была работа о нашей семье. Но это не удовлетворяло дочь. Тема для нее нашлась в этом году. Я стала разрабатывать программу, по истории искусства для 8 класса. А Катя в художественной школе начала изучать изобразительное искусство XIX века. Уроки по этому предмету начинались поздно, и мы попросили разрешения изучать эти темы самостоятельно, а для зачета предоставить работу. Дочь с увлечением занялась разработкой компьютерных презентаций, самостоятельно подбирая картины, тексты, фон, анимацию.

Ее работы я с успехом использую на своих уроках.

Принципы развития детского творчества .

Из своего не очень большого родительского опыта, по развитию творчества у детей, мы сформулировали следующие принципы, которыми руководствовались наши родители, мы сами и можем рекомендовать их другим семьям:

-«покопаемся в генах» (вспомните, какие способности были у родных, есть вероятность, что они передались и вашим детям);

-«наши нереализованные возможности» (а вот здесь поосторожнее, может ребенка не влечет та деятельность, о которой вы когда-то мечтали. У наших детей нет артистических способностей, хоть я стремилась научить их читать выразительно. Нет у них и способности к стихосложению, которая меня иногда выручает, переделать песню к празднику мне не составляет большого труда. Они не любят петь, а я люблю);

-«не опоздай», (начинайте пораньше заниматься развитием ребенка. Особенно его музыкальных и художественных способностей (наверное, мы виноваты в том, что музыкальные способности сына не смогли раскрыться полнее, потому что поздно начато обучение);

-«пусть его научат» (если вы не владеете какой – либо деятельностью ищите кружок, школу учителя, который поможет профессионально вашему ребенку.);

-«чем можем, поможем» (подсказать тему, предложить произведение, оценить творческую работу может каждый, для этого не надо специального образования);

-«мода меняется, а рукоделие остается» (в наше время больше увлекались вязанием, шитьем, а теперь вспоминают искусство бабушек вышивку и бисер);

-«прощайте, денежки» (траты неизбежны, но должны быть разумны. Покупка цифрового аппарата позволила экономить на пленке. Иногда одна красивая дорогая книга может послужить толчком для нового увлечения. А порой экономия очень помогает. Мы перешли от покупок готовых наборов для вышивок к схемам, потому что это было дешевле, а потом поняли, что творчества, самостоятельности при такой работе требуется больше);

-«шаг-остановка, другой - остановка»…(не торопите события, иногда ребенку надо отдохнуть от этой деятельности, просто повзрослеть, и тогда все пойдет, как по маслу. Да и других дел полно у наших загруженных уроками детей. Порой, творчество можно отложить на выходные или каникулы);

-«пусть во всем себя попробуют» (когда я работала вожатой, проводила осенний праздник в начальной школе мне нужно было ребенка на роль Лешего и Девочки, их сыграли наши дети. Когда я выполняла работу редактора школьной газеты, некоторые статьи, я поручала писать Кате и Коле. Были среди них и удачные, некоторые даже были напечатаны в «Пресс-альянс» и литературном альманахе Каменской школы.)

-«мне это было интересно, может и тебе понравиться» (этому принципу я следовала, когда предлагала сыну тему, связанную с А.С.Пушкиным, рассказывала о Кремле, о Нижнем Новгороде. А отец, увлеченный работой с компьютером, сумел свой интерес передать детям);

-«побольше впечатлений, хороших и разных» (посетить выставку, побывать в театре, побродить по городу, погулять по лесу, прочитать новую книгу, все это работает косвенным образом на творчество ваших детей);

-«творим вместе» (ваше участие поможет, ускорит работу, улучшит ее качество, заставит поверить в свои силы, а может даст лишний повод для общения);

-«хвали, цени, уважай творчество ребенка» (повесьте на стену, подберите рамочку для вышивки, картины, носите украшение, сделанное им, используйте его работу на уроке, похвалитесь другим, расскажите ребенку, как оценили его работу. Как приятно, что сельская администрация Хвощевки оценила творчество нашей семьи, наградила грамотой и книгой.);

-« пусть наши дети помогают нам » (если мы, родители- учителя, так заняты, что нам не до собственных детей, то это выход, когда они нам облегчат работу. Несколько раз я привлекала дочь для рисования оформления к праздникам. Сын аккомпанировал в летнем лагере, при исполнении частушек, когда я работала там воспитателем, играл военные песни на «Зарнице»,подготовкой к которой руководил мой муж. Коля выполнял работу технического редактора газеты «Взгляд», помогая нам быстрее подготовить очередной номер.)

- «праздники – место творчеству» (в этом году День села дал толчок для развития фантазии у всех жителей Хвощевки, подготовка выставки, номеров самодеятельности, здесь была возможность показать себя и взрослым, и детям. Я придумала песню для нашего дома, с дочерью мы соорудили дом из картона. С удовольствием мы участвовали в оформлении выставки. Катя помогала делать зверей из сказки «Репка», а я - Старичка-кабачка.);

-«когда компьютер не мешает» (как важно, чтобы техника помогала детям развиваться, а не приучала к пустому времяпровождению);

-«развил на свою голову, терпи» (творчество не всегда удобно в семье, это может быть беспорядок от ниток, инструментов, разложенных на столе. Увлеченный ребенок, может забыть что нужно выполнить работу по дому, будьте в этом случае к нему снисходительны);

-«а что еще нам интересно?» (не останавливайтесь, ищите, может самое интересное еще впереди. Нам хочется освоить лепку из соленого теста и вышивание ленточками, попробовать себя в ландшафтном дизайне. Муж и сын давно мечтали заняться резьбой по дереву. Я надеюсь, что мы попробуем себя в этих видах творчества);

-«родители, не отставайте» (если вы делали все правильно, то придет время и не вы будете развивать своих детей, а они будут помогать вам двигаться дальше. Сын, по своей инициативе, находит и записывает нам фильмы по истории, военному делу, для того, чтобы мы могли их использовать на своих уроках. Дочь находит книги, необходимые для моей работы. Мы не можем обмануть их ожидания.)

В ходе такого небольшого анализа своего родительского опыта, мы пришли к выводу, что

сохранение и развитие семейных традиций – это не обязательно освоение тех видов рукоделия, которыми занимались ваши предки, а передача принципов, которыми руководствуются родители в отношения развития творчества своих детей.

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Семейное творчество»

2. Руководитель проекта: преподаватель 1 квалификационной категории Герасимова Ольга Юрьевна (класс фортепиано), Соколова Ольга Петровна.

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Театральное искусство»

4. Учебные дисциплины близкие к теме проекта: «Хор», «Фортепиано», «Флейта», «Сольфеджио», «Художественное слово», «Сценическое действие».

5. Состав проектной группы: Учащиеся ДШИ, их родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.

6. Тип проекта: Социально – творческий .

7. Заказчики: Родители .

8. Цель проекта : а) Объединение членов семьи через коллективное

творчество.

б) поддержка семейного музицирования и творчества, как одного из способов раннего выявления предрасположенности к искусству младших детей в семье.

9. Задачи проекта : а) предоставление возможности реализовать

знания, умения, навыки учащихся на практике.

б) создание семейных творческих

коллективов.

в) повышение самооценки учащихся, особенно

со слабыми способностями.

г) удовлетворение потребности родителей в

обучении детей искусству.

д) повышение интереса к занятиям

обучающихся.

10. Продукт проекта: «Семейное кафе» и концертная программа

Реализация проекта на 2007-2008, 2008-2009 учебные годы.

Шаг 1. 2008 год в РФ объявлен годом семьи. В нашей школе есть семьи, в которых 2 и более ребёнка обучаются на отделениях «Хоровое пение» и «Инструментальное исполнительство».

Было решено предложить семьям участвовать в социальном проекте «Семейное творчество».

Цели данного проекта :

1. Объединение членов семьи через коллективное творчество.

2. Поддержка семейного музицирования, как одного из способов раннего выявления предрасположенности к музыкальному искусству младших детей.

Задачи:

1. Предоставление возможности реализовать знания, умения и навыки учащихся на практике.

2. Создание семейных творческих коллективов.

3. Повышение самооценки учащихся, особенно со слабыми способностями.

4. Удовлетворение потребности родителей в обучении их детей.

5. Повышение интереса учащихся к занятиям.

Шаг 2. В проекте «Семейное творчество» приняли участие 7 семей: семья Борисовых, семья Важениных, семья Рукавишниковых, семья Поповых, семья Мягких, семья Кондаковых, семья Мухамадеевых.

Мы решили проводить открытые мероприятия с приглашением родных и знакомых данных семей в роли зрителей, в малом зале нашей школы.

Были предложены различные формы проведения этих встреч, но утверждены две: «Семейное кафе» и Концерт для родителей «Мой папа самый лучший, самый дорогой».

Шаг 3. Составлен план работы по реализации данного проекта:

1. Создание семейных творческих групп.

2. Выбор репертуара.

3. Подготовка концертных выступлений.

4. Репетиции.

5. Составление сценария.

6. Создание условий для проведения мероприятий.

7. Распределение обязанностей.

8. Выделение Администрацией МОУДОД «Детская школа искусств» денежных средств, для приобретения сувениров и Благодарственных писем участникам.

Шаг 4. Результат мероприятий не замедлил сказаться – многие младшие дети в семье выразили горячее желание заниматься музыкой, а семьи решили сохранить свои творческие коллективы для дальнейшего участия в художественной самодеятельности села.

Отвечая на вопросы, дети говорили о том, что семьёй выступать интересно и не так волнуешься, потому что рядом с нами наши родители. А родители отвечали, что участие в данном проекте укрепило и сплотило всех членов семьи.

Шаг 5. Учитывая пожелания участников проекта и слушателей, организаторы проекта решили проводить такие мероприятия раз в два года, а также предложить на конкурсной основе поучаствовать в различных номинациях: «Домашнее музицирование», «Импровизация», «Сочинение», «Лучший аккомпаниатор», «Лучший солист» и т.п.

2007-2008 учебный год

«Семейное кафе»

Программа концерта

1.Семья Кондаковых – песня «Считалочка»

«Цыганский танец» - ансамбль.

2. Семья Важениных – А.Суханов «Танец»

Ф.Шуберт «Мелодия».

3.Семья Мухамадеевых – Тиличеева «Бабушка моя»

С.Лазарева «Малышка Пони» - ансамбль.

4. Семья Гусевых – «Песенка про папу»

«Колыбельная кукле».

5. Семья Борисовых - Оффенбах «Баркарола»

Остен «Кукушкин вальс».

6.Семья Поповых – «Частушки» - исп.Устинова Настя, акк. Попова Наташа.

Программу подготовили и провели преподаватели по классу фортепиано Ковалевская С.Н. и Герасимова О.Ю.

2008-2009 учебный год

Концерт «Мой папа самый лучший, самый дорогой».

В программе концерта:

«Детские песни» в исполнении семейных дуэтов»

  1. «Ситалочка» -исп. Кондаков Максим, акк. Кондакова Кристина,
  2. «Про бабушку» - исп. Мухамадеева Карина, акк. Мухамадеев Денис,
  3. «Кукушка» - исп. Важенина Таня, акк. Важенина Катя,
  4. «Бабушка моя» - исп. Гусева Света, акк. Гусева Ксюша, Рукавишникова Оля,
  5. Шаинский «Песенка крокодила Гены» - исп.Важенина Катя, акк. Захарова Юля,
  6. «Песенка про папу» - исп. Гусевы Ксюша и Света, акк. Рукавишникова Оля.

Программу подготовили преподаватели Севостьянова Н.А., Ковалевская С.Н., Малахова Е.Г.

Провела концерт Герасимова О.Ю.


Реализация проекта на 2010-2011 учебный год.

Шаг.1. В 2010-2011 учебном году в нашу школу искусств поступили дети из многодетных семей Волочаевых и Колыминых. Все дети из этих семьей и их родители обладают различными творческими способностями. Было решено предложить этим семьям участвовать в проекте «Семейное творчество». Поскольку направление намеченного мероприятия – театральное искусство, была приглашена участвовать еще одна семья, в которой дети занимаются совместным театральным творчеством.

Цели данного мероприятия:

1.Объединение членов семьи через коллективное творчество.

2.Поддержка семейного творчества, как одного из способов раннего выявления творческих способностей детей.

Задачи:

1.Создание семейных творческих коллективов.

2.Повышение самооценки учащихся.

3.Повышение интереса учащихся к занятиям.

4.Удовлетворение потребности родителей в обучении их детей.

Шаг 2 . В проекте «Семейное творчество» приняли участие 3 семьи: семья Волочаевых, семья Будиновых, семья Колыминых.

Учебные дисциплины, близкие к реализации данного проекта: «Художественное слово», «Сценическое действие», «Предмет по выбору» - (музыкальный инструмент).

Мероприятие было намечено в жанре «Театральные посиделки», на которое были приглашены в роли зрителей родные, знакомые, преподаватели школы, сверстники участников. Мероприятие прошло в малом зале школы.

Программа «Театральные посиделки».

1.Семья Волочаевых – кукольный спектакль «Хитрая кошка», автор – преподаватель отделения «Театральное искусство» Соколова О.П.,

Участники: Волочаева Ирина Валерьевна,

Волочаев Сергей Валерьевич,

Волочаева Геля,

Волочаев Родион,

Григорьев Максим,

Кравченко Анжелика.

2.Семья Будиновых – А.Усачев «Леталка»,

исп. Кузнецов Максим и Будинов Данил,

3. Семья Колыминых – Б.Заходер «Странное происшествие»,

исп. Колымина Алена,

Ф.Шуберт «Вальс»,

исп. Колымина Настя (блок флейта)

Игровую программу «Познавательная викторина» подготовила и

провела Ковалевская С.Н.,

Программу концерта подготовили преподаватели Соколова О.П., Жикина Т.Н., Герасимова О.Ю.

Реализация проекта на 2012-2013 учебный год.

Шаг1. В 2012-2013 учебном году в школу искусств поступила ученица на отделение «Фортепиано» Дубровина Даша. Эта ученица из многодетной семьи, где так же все члены семьи, в том числе бабушка и дедушка принимают активное участие в совместном проведении домашнего досуга. Ученица к концу учебного года подготовила сольную программу по фортепиано. Преподаватель Герасимова О.Ю. сделала оранжировку некоторым произведениям из программы ученицы с целью ансамблевого музицирования. Было предложено принять участие младшим братьям, родителям в сольном концерте Дубровиной Даши.

Цели данного мероприятия:

1.Объединение членов семьи через совместное творчество.

2.Поддержка семейного музицирования, как одного из способов развития творческого потенциала детей.

Задачи:

1.Предоставление возможности реализовать знания, умения и навыки учащегося на практике.

2.Создание семейных творческих коллективов.

3.Удовлетворение потребности родителей в обучении их детей.

4.Повышение интереса учащихся к занятиям.

Шаг2. В проекте «Семейное творчество» приняла участие семья Дубровиных.

Мероприятие было закрытое, в присутствии преподавателя ученицы Герасимовой О.Ю.

«Музыкальное творчество семьи Дубровиных»

В программе принимали участие:

дедушка - Дубровин С.Г.,
бабушка – Дубровина З.А.,

папа – Дубровин А.С.,

мама – Дубровина С.Ю.,

сыновья – Дубровины Михаил и Семен,

дочь – Дубровина Даша.

Программа концерта:

1.«Осенняя мелодия»- музыкальная импровизация,

2. укр. народ. танец «Казачок»,

3. нар. танец «Цыганочка»,

4.С.Ляховицкая «Вальс собачек»,

5.Оффенбах «Баркарола»,

6. Б.Кравченко «Караван»,

7.А.Филлип «Колыбельная»,

8. С.Ковалевская «Мазурка»,

9. Е.Гнесина Этюды,

10. чешская нар. песня «Аннушка»,

11. русская нар. песня «Пойду ль я, выйду ль я»,

12. К.Черни Этюд (терции),

В программе концерта были использованы шумовые, музыкальные инструменты: треугольник, маракасы, барабаны, оркестровый колокольчик, «клавинова», «синтезатор», рисунки Дубровиной Даши.

Программу подготовила и провела Герасимова О.Ю.



Ярослава Махмутова

Семейные ценности и традиции воспитываются в наших детях с самого рождения. Важное значение для детского восприятия того или иного семейного праздника , например, играет непосредственное участие в его подготовке, а не стороннее наблюдение. Ведь подготовка к важному событию и создание праздничной атмосферы - это тоже приятная традиция . А совместное семейное творчество - это еще одна добрая традиция ! Когда ребенок вместе с мамой или папой делают своими руками поделку в детский сад, например, или в подарок бабушке, или просто для украшения дома, или просто для настроения! К тому же, это прекрасная возможность для ребенка научиться чему-то новому и интересному, да и просто весело и приятно провести время в кругу самых любимых людей!

Я предлагаю сегодня идеи поделок по работе с фетром.

Елочные игрушки из фетра - очень яркие и уютные! Выкройки для такого украшения легко сделать своими руками или найти в интернете. Несомненным плюсом такого декора будет его долговечность и безопасность хранения и эксплуатации. Такая игрушка никогда не разобьётся и не поранит вашего малыша.

Чем проще контур фигуры, тем проще будет с ней работать : рисовать, вырезать и шить. Фетр – это плотный материал, который состоит из плотно спрессованных волокон шерсти и искусственных синтетических волокон. Такая обработка позволяет работать без необходимости прошивать изделие с изнанки и выворачивать наружу. Поэтому даже сложная форма будет красиво смотреться, если резать аккуратно острыми ножницами. Фетр - достаточно удобный, замечательный и легкий материал для детского творчества !


Простые, а с другой стороны и самые оригинальные ёлочные украшения из фетра – это сами ёлочки. Выкройку такой ёлочки очень просто сделать своими руками всего за несколько минут. Разнообразие цвета может отражаться в общем фоне игрушки или её отделки. Например, зелёная ёлочка, но украшенная каждый раз по-разному, или набор одноцветных лесных красавиц разного цвета с минимумом украшений.


Ёлочные игрушки могут быть плоскими. Тогда лучше покупать толстый фетр. В нашем случае все поделки изготовлены из толстого фетра. Для соединения деталей можно использовать термо – клей, а также клей – титан, ведь не все дети могут справиться с швейной иглой. Если хотите сделать объёмное изделие, может подойти и тонкий фетр. Прошив всё изделие по краю, оставьте небольшое отверстие для набивки.

Надеюсь, вам понравились идеи детских поделок из фетра для дома, детского сада! Пусть они вдохновят вас на совместное с детьми семейное творчество ! Нет больше счастья, чем дарить ребенку радость общения и вдохновения. Вдохновляйтесь и будьте счастливы вместе! С новым годом! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации (у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом,.

«Светлая Пасха» - традиция русского народа «Светлая пасха» - традиция русского народа. Воспитатель средней группы: Битарова О. С. с. Эльхотово,2016г Тема: «Светлая пасха».

В настоящее время в образовательных организациях возрождается добрая традиция советского времени – сдача норм ГТО. Работа по физическому.

"Самые сильнейшие и влияющие воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства. " Достоевский. В наше время с раннего возраста у.

Проект «Наша добрая матрешка» 1. Анализ ситуации (актуальность темы): Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой будет способствовать повышению нравственно - патриотических.

Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что.

Похожие публикации