Стресс и привязанность детей к матери. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве


ама… Это слово произносят с теплотой и нежностью. С ним у каждого связано особое чувство. И не только потому, что мать дарит человеку жизнь. Рядом с мамой ты чувствуешь себя защищенным от жизненных невзгод. Матери можно доверить самое сокровенное, она всегда выслушает и даст правильный совет. Мать не отвернется от тебя, каким бы плохим ты ни был.

Особое отношение к матери закладывается с первых дней жизни. Эмоциональная привязанность к матери является важнейшим психологическим «приобретением» младенческого возраста. От нее напрямую зависит гармоничное развитие личности ребенка.

Ученые называют правильно сформированную привязанность к матери надежной привязанностью.

Модель общения с матерью малыш переносит на окружающий мир. Надежная привязанность дает ему чувство безопасности. Она закладывает основы доверия к людям. Ребенок с надежной привязанностью к матери инициативен, общителен, сообразителен, спокоен. У подросшего малыша не возникает проблем с социальной адаптацией, он легко знакомится, находит друзей, популярен среди сверстников, отзывчив, изобретателен в играх.

Как же формируется привязанность? В младенческом возрасте малыш взаимодействует с матерью на порядок больше, чем с другими близкими. Это связано как с физическим уходом, с потребностью ребенка в пище, так и с его потребностью в общении. Если мать внимательна к младенцу, адекватно отзывается на его чувства, поддерживает его инициативу, всегда ласкова и нежна с ним, малыш «делает вывод», что такое поведение матери, такое отношение между ним и матерью – норма. Складываются так называемые «рабочая модель себя» и «рабочая модель взаимодействия с другими людьми».

На эти модели ребенок будет подсознательно опираться всю жизнь. «Рабочая модель себя» сформирует позитивную самооценку. «Рабочая модель взаимодействия с другими людьми» подскажет, что людям можно доверять, они не принесут вреда, они вполне надежны и предсказуемы, с ними можно строить отношения.

Следует отметить, что ребенок остро нуждается в присутствии в его жизни хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого человека не только раннем возрасте, но и на протяжении всего детства. При этом в младенчестве и раннем детстве эта потребность – особенно острая. Исследователи отмечают, что наличие надежной привязанности в возрасте 2-3 лет, даже если в более позднем возрасте (4-5 лет) оно сменится на менее благоприятный тип привязанности, все-таки обеспечит высокий уровень развития психики и личности ребенка.

Определить, к кому привязан ребенок, довольно просто. Способность младенца устанавливать привязанность – врожденная. С рождения до 3 месяцев малыш адресует сигналы любому человеку, занимающемуся с ним в этот момент. Он пытается получить ответ на сигналы, оценивает ответную реакцию взрослого. С 3 месяцев малыш сам проявляет эмоциональную реакцию к тому человеку, который постоянно заботится о нем. К 6 месяцам он уже четко выделяет самого важного для себя человека (обычно это бывает мать). Он непроизвольно оглядывается на мать, когда исследует что-то новое, бежит к ней, когда испуган, льнет в присутствии незнакомого человека, огорчается, если мать уходит, радуется, когда она возвращается.

К концу первого года жизни окончательно формируется устойчивый тип поведенческой и эмоциональной реакции на мать.

Виды привязанности

Не все матери правильно ведут себя с младенцем, по незнанию или по нерадивости они могут допускать крупные ошибки в обращении с малышом. От поведения матери зависит качество привязанности.

Надежная привязанность ребенка к матери – единственно правильный, безопасный вариант привязанности. Все остальные виды привязанности считаются ненадежными, небезопасными.

О надежной привязанности свидетельствует спокойное, контактное поведение ребенка. Мать довольно быстро успокаивает его после слабого стресса; ребенок не ведет себя истерично, замкнуто, не отталкивает мать, не прячется за нее. При разлуке с матерью он не проявляет сильного беспокойства, интересуется игрушками, другими людьми, а когда мать возвращается, радуется и бежит к ней. С незнакомыми людьми ребенок сначала немного насторожен, но, стоит незнакомцу попытаться наладить отношения, как тот идет на контакт. Категорическое неприятие незнакомых людей, равно как и чрезвычайная прилипчивость к ним – признаки ненадежной привязанности.

Между исследователями нет полного согласия о количестве видов ненадежной привязанности. Выделяют от трех до пяти таких видов. Их описания, впрочем, у всех одинаковы.

Аффективная, или привязанность тревожно-сопротивляющегося типа

Многим приходилось видеть детей, которые очень сильно огорчаются при уходе матери (вплоть до истерики), а когда она возвращается, с одной стороны, стремятся к ней, а с другой, ведут себя сердито, гневно отталкивают ее.

Такая привязанность формируется, если мать заботится о ребенке непоследовательно. В зависимости от своего настроения она то целует и пестует малыша, то холодна с ним. Малыша тревожит эта непоследовательность, она ему непонятна. Он пытается добиться должной эмоциональной поддержки плачем, криками, цеплянием. Если это не удается, малыш раздражается. Он может стать злобным, истеричным, неуправляемым.

Иногда этот вид привязанности называют амбивалентным. Амбивалентность, то есть двойственность, характеризует как поведение ребенка, так и поведение матери. Желая утешить ребенка, мать сначала проявляет ласку, обнимает его, предлагает игрушку, но, заметив, что малыш никак не успокаивается, начинает кричать на него, отвергает его. Малыш настойчиво просится к маме на руки, но как только оказывается там, начинает вырываться и добивается, чтобы его спустили с рук.

По сути, такой тип привязанности – путь к воспитанию манипулятора, маленького тирана. Из непоследовательного поведения матери ребенок усвоит, что любовь, доброта, понимание в этом мире – совсем не ценность, а своего всегда можно добиться хорошей истерикой.

Индифферентная, или привязанность избегающего типа

Такие дети не чувствительны ни к уходу матери, ни к ее появлению. Не интересуются они и другими детьми или взрослыми. С ними трудно подружиться, наладить контакт – они настойчиво избегают общения.

К привязанности такого типа могут привести две манеры поведения матери по отношению к ребенку:

  1. Мать неотзывчива, нетерпелива, открыто выражает негативные чувства по поводу его плача и капризов, избегает близкого контакта с малышом (редко берет его на руки, не проявляет нежности, отстраняет ребенка, когда тот тянется к ней в попытке приласкаться, найти поддержку). Такие матери эгоистичны, сосредоточены на себе. Они демонстративно отвергают те потребности и интересы ребенка, которые не совпадают с их собственными интересами и потребностями. Чтобы успокоить ребенка, такая мать использует игрушки, а не телесный контакт и общение.
  2. Мать чрезмерно опекает ребенка, «лезет с нежностями» даже тогда, когда малыш этого не хочет. Бывает, что мать – сторонник раннего развития и занимается с ребенком каждую свободную минуту. При этом она не прислушивается к эмоциональному состоянию малыша, его инициативе, а делает то, что сама считает нужным, полезным.

Оба варианта объединяют ориентация родителей на себя, свои воспитательные представления (или их отсутствие – если родители вообще не задумываются о воспитании). Ребенок для них – не субъект, личность, а объект воспитания (или объект, мешающий привычной жизни). Реальные потребности ребенка такие родители не учитывают.

В результате подобного поведения матери у ребенка формируется своеобразное табу на эмоциональность и общение. Он замкнут, конфликтен, у него низкая самооценка, ему трудно установить контакт с новыми людьми, а его отношения с близкими носят отчужденный характер.

Другие виды привязанности

Встречаются матери, которые пренебрегают младенцем, жестоко относятся к нему. В этом случае ребенок не может сделать определенного вывода о том, как вести себя с матерью, ведь никакое поведение небезопасно. Если наблюдать такого малыша со стороны, то заметно, что он боится матери (он либо «застывает» в одной позе при ее виде, либо убегает от нее). Такую привязанность называют ненадежной привязанностью дезорганизованного типа . С такой матерью ребенок вынужден учиться выживать, пренебрегая любыми человеческими чувствами и отношениями, отказываясь от них в пользу силы. Может быть, это равноценно отсутствию привязанности?

Эти случаи редки, тем не менее, любой матери необходимо знать об опасности непоследовательного, невнимательного отношения к ребенку. В крайнем своем проявлении ненадежная привязанность может привести к патологии — расстройству привязанности.

Психологи выделяют два типа расстройства привязанности:

  1. Расстройство реактивного типа – ребенок излишне боязлив, не может расстаться с матерью, избегает общения со сверстниками и другими взрослыми, в присутствии незнакомых людей излишне насторожен, эта настороженность не исчезает после материнского утешения.
  2. Расстройство расторможенного типа – ребенок излишне прилипчив ко всем взрослым без разбора.

Психологи часто выявляют проблемы с привязанностью у детей, которым ставят другие диагнозы, например, «посттравматическое стрессовое расстройство», «расстройство поведения».

Большую опасность представляет неискреннее поведение матери. На людях она может ласкать и нежить ребенка, демонстрируя свою любовь к нему, а наедине, когда малыш потянется к матери за прежней лаской, отвергать его.

Многие матери делают это не со зла. Непоследовательность – их черта характера. Они ведут себя так со всеми: то ласковы и чувствительны, то холодны и неприступны. Такие матери искренни, но вреда приносят не меньше, чем «матери-показушницы». Ведь ребенок в обоих случаях не может предсказать поведение матери. Если такие ситуации повторяются регулярно (закрепляются повторением), то в итоге сформируется ненадежная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка

Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.

Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.

Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.

Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.

Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.

Отношения с родителями

  1. Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
  2. Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
  3. Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.

Отношения между супругами

  1. Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
  2. Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
  3. Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.

Отношение к себе

  1. Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
  2. Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.

Отношение к работе

  1. Надежная привязанность: такие люди уверены в себе, не боятся совершить ошибку. Умеют расставить приоритеты, знают, как добиться цели. Не принимают неудачи в работе на личный счет.
  2. Двойственная привязанность: успех в работе очень сильно зависит от поощрения. Взрослые страстно желают всеобщего признания и одобрения. В связи с этим они часто смешивают работу и личные отношения.
  3. Избегающая привязанность: выросшие дети склонны «прятаться за работой» от личных отношений, часто их жизнь проходит исключительно в работе. При этом они редко бывают удовлетворены ей, даже если добиваются отличных результатов и хорошего материального положения.

Как сформировать надежную привязанность

«Три кита», на которых держится надежная привязанность ребенка к матери – это стабильность, чуткость, эмоциональный и физический контакт.

Стабильность

Привязанность формируется довольно просто. Вот младенец заплакал, мама подошла к нему, взяла на руки, ласково разговаривает, укачивает, поглаживает, кормит. Малыш успокоился, почувствовал себя комфортно, уснул. Через некоторое время он проснулся в хорошем настроении и гулит. Мама обращает внимание на малыша, поддерживает гуление, разговаривает с ним, переодевает, предлагает игрушку. Прошло еще время. Малыш снова плачет, он просится на руки. Мать берет его, опять успокаивает, поглаживает и укачивает, играет с ним.

Вот такими многократными повторениями одних и тех же действий при неизменном стиле поведения мать дает понять малышу, что она и есть тот человек, которые всегда придет на помощь, утешит, накормит, защитит.

Итак, стратегия поведения матери должна быть определенной и неизменной – стабильной.

Стабильность необходима и в отношении объекта привязанности. В нашем примере объект привязанности – мать. Случается (часто в обеспеченных семьях), что заботу о младенце почти целиком поручают няне, а мать занимается с малышом лишь изредка. Категорически не рекомендуется менять няню, если возраст ребенка – от 3 месяцев до 1 года. Эту рекомендацию желательно соблюсти и дальше. Объект привязанности (мать или няня) не должен надолго покидать ребенка.

Чуткость

Правильной стратегией поведения матери следует признать отзывчивость, чуткость.

Никакой сигнал ребенка не должен остаться без ответа. Плач, улыбка, лепет, взгляд, — мать замечает их и сразу вступает с ребенком во взаимодействие. Любая инициатива малыша поддерживается, его чувства не остаются незамеченными.

Чуткость проявляется в том, что мать инстинктивно понимает своего ребенка. Она знает, чего малыш хочет, от чего он плачет, как его успокоить, какое действие будет верным в данной конкретной ситуации.

Часто молодые матери, начитавшись специальной литературы и наслушавшись советов старших, боятся доверять своему инстинкту. Конечно, мать должна быть грамотной в вопросах здоровья и воспитания, ошибки здесь недопустимы. Но есть такие тонкие области взаимодействия матери и ребенка, в которых не помогут прописные истины. И тут правильно будет прислушаться к себе и к ребенку, поверить в себя.

Эмоциональный и физический контакт

Любое, даже самое простое, действие с малышом должно сопровождаться стойкой положительной эмоцией матери, выраженной открыто, понятной ребенку. Такая эмоция представляет собой проявление любви. Теплота, нежность, мягкость, подбадривание, одобрение – они нужны ребенку так же, как воздух и пища.

Эмоциональный контакт должен сопровождаться физическим. Объятия, поглаживания, тисканье, укачивание, — все это жизненно необходимо.

В отношении качества и интенсивности эмоционального и физического контакта не следует делать различий в зависимости от пола ребенка. необходимо обращаться также нежно и ласково, как и с девочкой.

Реакция на сигналы ребенка должна быть адекватной. Случается, что матери, услышав плач малыша, не утешают его, считая это излишним «сюсюканьем». Это неверно. Утешение – адекватная реакция на плач.

Важно прислушиваться к тому, чего хочет сам малыш. Любое взаимодействие должно соответствовать познавательным способностям ребенка, его настроению. «Подстраивать ребенка под себя» нельзя.

Чаще всего любая мать хорошо понимает своего ребенка, его эмоциональное состояние. Но не все матери считают нужным на него ориентироваться. Они придерживаются мнения, что ребенок должен делать то, что считает нужным взрослый, что потакать его капризам не следует. Это ошибочное мнение. До двух лет, а иногда и старше, ребенку недоступны нравственные и моральные понятия. Желания, настроение малыша в этом возрасте – совсем не каприз. Малыша нужно мягко направлять к желательным, правильным действиям, переключать на них, стимулировать его к их выполнению. Игнорировать инициативу ребенка и его желания, резко и грубо обрывать его – недопустимо.

Если мать понимает эмоциональное состояние малыша, но не откликается на него адекватно – она создает ситуацию отторжения. Закрепленная многократным повторением, такая ситуация сформирует ненадежную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Даже при обычном пеленании нельзя обращаться с ребенком как с куклой. Ребенок не объект ухода, он, даже крохотный и несмышленый — личность.

Подведем итоги.

В первый год жизни ребенка, помимо непосредственного ухода за ним, следует обратить особое внимание на формирование надежной привязанности ребенка к матери. Она окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Если Вы читаете эту статью, и понимаете, что время упущено, что Ваш ребенок уже далеко не младенец и ему свойственны негативные проявления, связанные с ненадежной привязанностью к матери, знайте, что качество привязанности может измениться со временем.

Правда, изменить его будет не так просто. Но в жизни встречаются разные ситуации, и среди них почти нет неисправимых. Ребенку любого возраста поможет Ваша открытая любовь, безусловное принятие, чуткое внимание и стабильность в отношениях.

Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт взрослого с ребенком. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

Привязанность появляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств. О привязанности как таковой можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к 4 месяцам. В 7 месяцев реакция на уход матери сопровождается отчетливым беспокойством, что дает основание классифицировать ее в ряде случаев как страх. Беспокойство выражается возбуждением, плачем, расстройством стула или, наоборот, заторможенностью, безучастностью, потерей аппетита. Уже в этом проявляются индивидуальные различия детей, основанные на особенностях их темперамента. Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает такое травмирующее звучание, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакции страха в семимесячном возрасте указывают на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должны всегда приниматься во внимание взрослыми.

Беспокойство, а в более выраженных случаях и страх после ухода матери отражают возникающие общности с нею, когда ребенок уже в той или иной мере осознанно воспринимает себя и мать как единое, неразрывное целое. В этом – начало развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка являются он и мать. Вместе с тем факт осознанного реагирования на отсутствие матери показывает, что ребенок ощущает себя в чем-то отличным от нее, особенно когда остается один, сам по себе, не чувствуя поддержки и заботы.

Подобная дифференциация указывает на зарождение чувства «я» как осознанного восприятия себя.

Пройдет еще год с небольшим, и ребенок научиться определять себя в первом лице, т.е. овладевает вербальным (словесным) способом манипулирования (выражения) своим «я».

Не случайно, что когда происходит формирование «я» максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она уже ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем, старается прижаться к матери. Создается впечатление, что он как бы подчеркивает свою привязанность к матери, будучи неспособным поделить эту привязанность с другими, большей частью незнакомыми людьми, и в то же время четко выделяя мать среди других. Появление категории «другого» указывает на дальнейшую дифференциацию «я» в структуре социальных, теперь уже межличностных отношений. Насторожено-аффективное восприятие другого лица как «Лишнего» продолжается сравнительно не долго. Уже в 1 год 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение, по крайней мере, нескольких месяцев выявляется повышенная смущаемость (застенчивость) при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми, как и беспокойство при разлуке с матерью, присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Страх перед незнакомыми, отличными от матери лицами может быть прообразом страха нового, неожиданного, неприятного, а также страхов перед сказочными персонажами, такими, как баба Яга, Кощей, Бармалей (максимум в 3 года у мальчиков и в 4 года у девочек), волк, медведь (в 4 года) и т.д. все эти страхи основаны на опасениях в отношении причинения физического, необратимого ущерба.

Из изложенного следует, что беспокойство, испытываемое ребенком в определенном возрасте при отделении его от матери и появлении замещающих ее незнакомых людей, является отправной точкой последующего развития страха одиночества, неразделенности чувств и боязни нападения, насилия, смерти, воплощенных в образе отрицательных сказочных персонажей, боязни всего нового и неизвестного. Если страх одиночества отражает скорее социальный аспект беспокойства – тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем другие взрослые и сверстники), то страх всего того, что представляет угрозу для жизни, скорее будет ассоциироваться с физическим аспектом беспокойства, или собственно страхом, основанном на инстинкте самосохранения. Следовательно, беспокойство, испытываемое даже нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (наличие тревоги и страхов у взрослых, окружающих ребенка, его травмирующего жизненного опыта) тревога перерастает в тревожность, а страх в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.

Обобщая, можно сказать, что ребенок, не испытывающий беспокойства и страха, будет значительно меньше зависеть от других людей, их поддержки, расположения и заботы. Наоборот, чем он больше подвержен беспокойству (тревоге) и страхам, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц. Последнее обычно прямо соотносится с эмоциональной чувствительностью ребенка и тревожностью самих взрослых, непроизвольно передающих ему беспокойство в процессе повседневного общения. В результате речь может идти о так называемой невротической привязанности, что мы и видим у большинства детей, заболевающих неврозами. Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет реагируют некоторым беспокойством при помещении их в ясли, но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, когда ребенок не только эмоционально воспринимает отделение от матери, но и настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц подобные реакции полностью отсутствуют у детей с неразвитой эмоциональной сферой, задержкой психического развития, грубой церебральной патологией и у детей, рожденных родителями-алкоголиками. Дети, о которых мы сейчас говорим, т.е. с тенденцией последующего развития неврозов, крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход матери и появление иначе относящихся к ним взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состоянием вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают затормаживаться в речевом и умственном развитии. Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма реакции протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. Ведь даже в норме до 2, а то и до 3 лет ребенок более предпочитает общение со взрослыми (хорошо знакомыми), чем со сверстниками.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются чужих взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется.

Если же ребенок чрезмерно зависим от тревожного состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в яслях, то возникающий стойкий аффект на помещение в них и отделение от матери означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими болезнями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю картиной бесконечных ОРЗ. Ввиду частых болезней мать вынуждена сидеть с ребенком дома, длительно отсутствовать на работе.

При наличии выраженной и тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери по возможности еще побыть с ребенком дома до 2,5 – 3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам 9особенно живущим в другом городе, как это иногда бывает) крайне не желательно, так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта своей привязанности в 2,5 года. В данной ситуации целесообразно обратиться за советом к психологу или опытному психоневрологу.

В 3 года, когда «я» ребенка уже обладает известной устойчивостью, у него появляется естественная потребность в общении со сверстниками, а у общительных и активных детей это заметно и в 2 года. Тем не менее, большинству детей требуется некоторое время для адаптации к детскому саду. Если в яслях ребенок перенес психическую травму, то он будет бояться и детского сада, несмотря на желание общаться со сверстниками. Если же он не посещал яслей и сразу пошел в детский сад, то препятствием для адаптации может быть уже упомянутая невротическая привязанность к матери.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

Если отец не принимает участия в воспитании детей, они более привязываются к матери и легче перенимают ее беспокойство. Еще в большей степени это выражено, когда ребенок боится отца из-за его грубости, вспыльчивости и конфликтности. Тогда он стремится получить недостающее тепло и внимание от матери и нередко невротически привязывается к ней, особенно если часто болеет. Подобная семейная ситуация типична у детей с неврозами наиболее травмирующее воздействие она оказывает на мальчиков, так как одностороннее общение с матерью сказывается в дальнейшем на их отношениях со сверстниками того же пола, ведущими себя более решительно и инициативно.

Своевременно выявлять эмоциональные реакции детей, которые начали посещать детский сад, крайне важно, ибо это дает возможность помочь ребенку как можно безболезненнее войти в его ритм. Здесь уместны и предварительная беседа, и экскурсия по детскому саду с рассказом о том, что в нем интересного и увлекательного, и знакомство с детьми, уже посещающими группу, и пребывание в ней неполный день. Обязателен более внимательный контроль за взаимодействием детей, помощь в налаживании общения и многое другое. Ни в коем случае нельзя ждать, что все образуется само собой. Психический урон, нанесенный чувствительному ребенку, в дальнейшем может неблагоприятно отразиться на формировании у него общительности и уверенности в себе.

Потребность в привязанности – одно из наиболее важных условий психического развития человека. Мотивация привязанности имеет преимущество эмоциональный характер. Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности в первые годы жизни, в дальнейшем отличается большей устойчивостью своих интересов. Привязанность к матери – первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка. Односторонняя привязанность к одному из родителей после 3 лет указывает на проблемы в отношениях с другим родителем. Чем больше ребенок боится одного из родителей, тем больше он привязан к другому. Страхи и неуверенность в себе перенимаются легче от того родителя, к которому привязан ребенок. Затруднения в общении со сверстниками того же пола будут больше у детей, продолжающих быть односторонне привязанными к родителю другого пола.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Явление привязанности ребенка к матери стало предметом психологического исследования в 40-е гг. XX в. и оформилось в теорию в 50-60-е гг. XX в. как своеобразная оппозиция ортодоксальному психоанализу Фрейда. Важным внешним толчком к развитию теории послужили события Второй мировой войны и большое число детей, разлученных с родителями и потерявших их. Неблагоприятный, а иногда и патологический психический статус этих детей побудил Всемирную организацию здравоохранения заняться вопросом их психического здоровья. Исследование проблемы и доклад на эту тему были поручены английскому психоаналитику Джону Боулби (рис. 3.2). В 1951 г. текст доклада был переведен на 14 языков и стал отправной точкой переосмысления сути «психологической работы», которую совершает мать, воспитывающая маленького ребенка.

Рис. 3.2.

В завершенной версии теории привязанности 1 Боулби - этолог, эволюционист и психоаналитик - дал следующее определение привязанности: «Поведение привязанности - одна из систем инстинктивного поведения ребенка, функциональной целью которой является поиск и достижение близости с тем, кто обеспечивает его безопасность».

Боулби настаивает на том, что мать - это в первую очередь опора чувства безопасности, а не источник удовлетворения пищевой потребности (Боулби иронично называет взгляд ортодоксального анализа на значение матери для ребенка «теорией буфета» ), так как накормленный и ухоженный ребенок в отсутствие матери все равно переживает сильнейший стресс, приводящий к сильной дезадаптации. Лангмейер и Матейчик 1 доказали, что дети, подвергавшиеся бомбежкам во время Второй мировой войны, но оставшиеся вместе со своими родителями, оказались менее невроти- зированными, чем те, кто во время войны был эвакуирован в безопасное место, но разлучен с родителями.

Стадии развития привязанности . Несмотря на то что поведение привязанности демонстрируют многие виды животных, и оно считается инстинктивным, у него нет формы «готового» к моменту рождения поведения. Поведение привязанности реализуется нейронными структурами «ждущими опыта» и зависит от конкретного опыта (конкретных стимулов), с которым сталкивается младенец. Это соображение является для Боулби критически важным, так как он полагал, что поведение младенца не может быть независимым от реальных опытов, с которыми тот сталкивается.

Стадия 1. Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу начинается с момента рождения и длится до двух - трех месяцев. Формы ориентировки направлены на любого человека и проявляются в реакциях слежения глазами, хватания, цепляния, улыбке и леиеге.

Стадия 2. Ориентация на определенное лицо (или лица) и адресация ему (им) сигналов длится от трех до шести месяцев. На этой стадии ребенок начинает выделять из окружающих мать или того, кто заботится о нем, и именно на этого человека направлено больше всего поведенческих реакций, на базе которых сформируется будущее поведения привязанности.

Стадия 3. Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов начинается в возрасте 6-7 месяцев и длится на протяжении всего второго и третьего года жизни. У детей, не имевших тесного контакта с главным лицом, начало этой стадии может сдвигаться на более поздние сроки и начинаться после первого года жизни. Первые признаки формирования поведения привязанности - поддержание контакта глаз , улыбка , протягивание ручек и крики , выражающие радость при появлении матери, тревога и плач как реакция на ее уход - формируются в период 4-6 месяцев. К 6-9 месяцам 3/4 детей, за которыми велось наблюдение, демонстрировали отчетливое поведение привязанности . Через месяц после того, как ребенок начинал демонстрировать признаки поведения привязанности к матери, он начинал проявлять признаки привязанности еще к одному или нескольким людям. Чаще всего к отцу, сиблингу или другому заботящемуся взрослому, при этом сила привязанности к матери не ослабевала. К концу первого года жизни и на протяжении всего второго года дети проявляют более сильную привязанность: они цепляются за мать, ползут (следуют) за нею и громко протестуют (кричат и плачут) при угрозе расставания, приветствуют ее и ползут навстречу при воссоединении. Цепляние становится характерным в случаях, когда ребенок встревожен или плохо себя чувствует.

Сила привязанности, однако, является не только следствием материнского поведения, но определяется степенью активности самого ребенка, который инициирует взаимодействие, его требовательное и настойчивое поведение сильно влияет на ту форму контакта, которую проявляет мать. Мать становится в этом возрасте базой , служащей опорой ребенку в его исследовании окружающего мира. Ребенок в этом возрасте совершает «маленькие путешествия», то удаляясь от матери, то возвращаясь к ней, чтобы убедиться, что она на месте. В течение второго, но в основном третьего года жизни поведение привязанности проявляется с не меньшей силой и не реже, чем раньше. В связи с гем что ребенок все лучше ориентируется в окружающей ситуации, он начинает лучше распознавать предвестники грозящего расставания с матерью, например ситуации, когда мать начинает собираться уходить, и реагирует протестом на более широкий круг ситуаций, когда он может оказаться без нее.

Стадия 4. Формирование партнерства на основе осознания целей другого. Наиболее важным приобретением в психическом развитии ребенка становится усложнение его когнитивной карты пространства, в котором мать получает статус независимого объекта, передвижения которого «в пространстве и времени» можно более или менее точно предвидеть, происходит понимание того, что ее «передвижения в пространстве» не зависят от него, но их можно прогнозировать.

После трех лет наступает резкая перемена в поведении ребенка, когда он научается переносить временное отсутствие матери, не утрачивая при этом чувства равновесия и покоя. Боулби называет этот момент перехода «порогом созревания» 1 . Большинство детей становятся способными в этом возрасте чувствовать себя в безопасности, при соблюдении трех условий. Во-первых, с ними должен оставаться замещающий мать человек, во-вторых, мать и этот человек должны быть знакомы и ребенок должен это знать (например, он видел их раньше вместе, видел, как они разговаривали), и, в-третьих, ребенок должен знать, где находится его мать, и должен быть уверен, что контакт с нею может быть возобновлен по его первому требованию.

Вопросы для размышления

  • Как вы понимаете высказывание Боулби: «Всегда имелись люди, которые знали, что ребенок был отцом взрослому человеку, началом взрослого человека»?
  • Существует ли зависимость между принятыми в культуре традициями ухода за маленьким ребенком и «модальным» типом личности?
  • Чем, по вашему мнению, объясняются следующие стереотипы ухода за маленьким ребенком: «ребенка надо кормить по часам, нельзя сбивать режим»; «нельзя все время брать ребенка на руки - у него искривится спинка»; «ребенку полезно кричать, зто развивает его легкие»?
  • К каким последствиям для личности могут привести описанные практики?
  • Изменились ли современные традиции ухода за младенцами? Каким образом?

Развитие привязанности в последующие возрастные периоды.

На протяжении следующих четвертого и пятого годов жизни поведение привязанности проявляется в моменты опасности, детских ссор и при плохом самочувствии ребенка. В подростковом возрасте поведение привязанности ослабевает, но не исчезает совсем. Новые отношения формируются с более широким кругом людей, появляются первые признаки романтической привязанности к сверстнице или сверстнику. В этот период в сферу привязанности попадают представители социальных групп (профессиональных, политических, религиозных).

Поведение привязанности продолжает обнаруживаться во всех возрастных группах. Однако у представителей старшего поколения, для которых уже нет возможности обращаться к еще более старшим как к опоре привязанности, обнаруживается привязанность к более молодым но сравнению с ними людям, у которых они ищут защиту и безопасность. Боулби полагает, что ни одна из форм человеческого поведения не сопровождается такими сильными чувствами, как привязанность. Людей, на которых направлена привязанность, любят, их появлению рады, угроза потери объекта привязанности вызывает тревогу, его утрата вызывает переживания гнева и острого горя. Боулби, в частности, считает, что патриотизм и любовь к «монарху» являются производным от детской привязанности человека. Подтверждением этого можно считать выступления президента перед своим народом в моменты особой опасности или внутреннего напряжения в стране. Ежегодные послания президента также можно считать ответными реакциями на проявления потребности взрослого населения в привязанности. «Назвать поведение привязанности во взрослой жизни регрессивным, - пишет Дж. Боулби, - на самом деле значит не увидеть ту исключительно важную роль, которую оно играет в жизни человека от его рождения до смерти» 1 .

Привязанность к неодушевленным предметам - особая форма поведения привязанности, на которую впервые пристальное внимание обратил британский психоаналитик Дональд Винникотт, а позднее и Дж. Боулби. Это особые «предметы собственности», чаще всего мягкие игрушки, которые ребенок может обнимать и прижимать к себе в моменты опасности, предметы, которые помогают детям успокоиться, заснуть или перенести расставание с матерью. Утеря такого предмета порождает негативную бурную эмоциональную реакцию и может сопровождаться симптоматикой острого горя.

Случай из практики

«Мать Роя рассказала мне, что если Рой упадет, то он нс ждет, чтобы его успокоили, а всегда просит дать ему “Сэю” - так он называет свою тряпочку. Другие две матери рассказали мне, что, когда их сыновья приходили в себя после операции, первое, что они просили, были предметы. Одним из этих мальчиков был Марк, которому в б лет удалили миндалины. Приходя в себя после анестезии, он попросил свою деревянную “Белку”, а получив ее, спокойно уснул» .

Привязанность к неодушевленным предметам формируется начиная с девятимесячного возраста, но чаще всего между первым и вторым годами жизни. Винникотт называет эти предметы «переходными предметами» и считает, что привязанность к ним отражает стадию перехода от «объектных отношений» с конкретным человеком к его символическим заменителям, т.е. стадию в когнитивном развитии ребенка. Боулби полагает, что нет никаких причин думать, что такая привязанность свидетельствует о нарушении реальных отношений привязанности ребенка и его матери. Он согласен с тем, что таким предметам переадресованы некоторые компоненты привязанности, но им все-таки не принадлежит существенная роль в когнитивном или эмоциональном развитии ребенка. Эмпирический анализ взаимоотношений ребенка с неодушевленными предметами позволяет Боулби говорить, что в случае, когда ребенок на протяжении долгого времени взаимодействует исключительно с игрушкой или предметом, ее заменяющим, игнорируя взрослого, можно предположить, что поведение привязанности с реальными объектами нарушено.

Затрагивая тему привязанности к неодушевленным предметам, нельзя не вспомнить, что игрушка на протяжении всех периодов развития человеческой цивилизации сопровождала детство человека (начиная с палеолита) и выполняла, очевидно, многие функции в становлении его психики и адаптивного поведения. Нельзя не вспомнить в этой связи вальдорфскую куклу, изготовление которой является важной частью вальдорфской педагогики, эпохальную повесть Алана Милна «Вини-Пух», где игрушка играет значительно большую роль, чем прямые взаимодействия ребенка с родителем, и многие другие культурно антропологические материалы, подтверждающие значимость неодушевленных предметов в психическом развитии ребенка.

Понятие «внутреннейрабочей модели» - наиболее значимое понятие теории Боулби, так как именно в нем концентрируется основной смысл теории привязанности, а кроме того, это безупречно психологическое понятие, поскольку оно говорит о новообразовании в психике человека. «Внутренняя рабочая модель» - это когнитивная репрезентация опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром. Это ментальная, психическая конструкция, которая формируется в опыте и влияет на поведение в среде. Боулби использует понятие «рабочей модели», которое семантически ближе к словарю терминов теории управления, при этом он намеренно избегает необоснованных психологических интерпретаций, но указывает на сходство этого понятия с термином Э. Эриксона «базовое доверие», так как базовое доверие можно понять как один из видов «внутренней рабочей модели». По сути, за каждым типом привязанности стоит своя «внутренняя рабочая модель», которая и определяет конфигурацию поведения на ее основе. «Рабочая модель» не осознается индивидом, но сквозь нее он воспринимает и осознает себя и окружающий мир

В возрасте двух-трех лет в жизни ребенка наступает период предпочтений и привязанностей. Даже любимые некогда бабушки и дедушки могут впасть в немилость. Но больше всего достается обычно папам, которые после тяжелого рабочего дня вместо теплого приветствия слышат от любимых отпрысков только одно: «Хочу к маме!»

Если вас отвергли

Первое и самое главное, не принимайте этого близко к сердцу! Часто такое поведение происходит от уверенности в любви второго родителя, полагает доктор Катрина Свонсон психолог Центра раннего детства в Лос Анджелесе. Да и кто из нас не знает, с какой легкостью дети меняют свои предпочтения. Это касается всего: еды, любимых игрушек, отношений. Дети экспериментируют с привязанностями и проверяют родителей на прочность. «Что ты сделаешь, если я тебя оттолкну?» Ответ должен быть только один: «Буду любить тебя также сильно».

Очень важно понимать, что ребенок требует маму совсем не потому, что папа ему категорически не нравится. Зачастую папа здесь вообще не причем.

Психологи считают, что ничего плохого в том, что ребенок двух-трех лет выделяет одного из родителей нет. Наоборот, это знак того, что малыш эмоционально развивается, учится самостоятельно принимать решения, происходит процесс самоутверждения. Ребенок каждый день совершает новые открытия. Он начинает понимать, что может влиять на окружающий мир и исследует способы этого воздействия. То что выглядит, как каприз на самом деле – первые шаги в отношениях и напряженный учебный процесс.

Согласно теории привязанности Джона Боулби формирование особой связи между ребенком и основным опекуном в первые два года жизни – естественный и необходимый этап развития человека. По сути в роли основного опекуна может выступать кто угодно: бабушка, старший брат или сестра, няня, но чаще всего это все-таки мама. Именно она проводит больше всего времени с малышом, заботится о нем. Отсутствие такой сильной привязанности (например, если опекуны ребенка постоянно сменяют друг друга) негативно сказывается на его развитии.

Итак, особенная привязанность к маме естественна и даже полезна. Самое главное, чтобы впавший в немилость папа правильно себя повел. Детям свойственна непосредственность в выражении эмоций. Они не просят, они требуют: «Хочу с мамой!», «Пусть мама сделает!». Но это совершенно не значит, что в этом возрасте ребенку нужен только один родитель. Папе ни в коем случае нельзя уходить в тень. Именно тогда, когда малыш отталкивает вас, он больше всего в вас нуждается! Чтобы ребенок ни говорил, оставайтесь рядом и не позволяйте обидам разлучать вас.

Самый верный способ вернуть себе детское расположение – это быть вместе. Время всегда найдется, если есть желание посвятить его купаниям, гуляниям, кормлениям и прочим рутинным родительским обязанностям. Любые отношения строятся только трудом и постоянными усилиями в простых обыденных вещах. Это касается и взрослых, и детей. Чтобы найти подход к ребенку, нужно знать его. Для малыша нет ничего важнее мелочей. Вернее для него они даже не мелочи, а важные составляющие его жизни. Если вы ничего не знаете, о «той самой ложечке», и не знакомы лично с героем любимой сказки ребенка, что удивительного в том, что он рвется к маме?

Ежедневное повторение одних и тех же действий дает ребенку ощущение безопасности и комфорта. Тот, кто каждый день разделяет их с ним, и будет любимцем малыша. Бывает, что папы решают сократить дистанцию. Купить ребенку раз в неделю подарок или угощение куда проще, чем потратить время и силы на то, чтобы действительно быть с ним. Все это работает только первое время. Близким для малыша может стать только тот, кто постоянно заботится о нем.

Делайте то, что можете. Мало кто из отцов, имеет возможность разделить с мамой ежедневную заботу о ребенке 50/50. И все же лучше мало, чем ничего. Чистите с ребенком зубы по вечерам, гуляйте по выходным или кормите завтраком по воскресеньям. Главное, чтобы это происходило регулярно. Создавайте свои маленькие традиции. Пусть определенные дела и события ассоциируются у него именно с папой.

Впрочем, не всегда дело только в поведении отца. Бывает, что стоит папе взяться за какое-то дело с ребенком, как на него тут же обрушивается поток замечаний. «Не так держит, не в то одевает, да и вообще после кормления с папой большая часть еды остается на ребенке, а не в нем», - мамину критику можно понять. Порой ликвидация последствий папиных занятий с малышом стоит больших усилий, чем сделать все самой. И тем не менее это необходимо!

Если отец принимал хотя бы частичное участие в ежедневных заботах о ребенке с первых дней его жизни, то и привязанность скорее всего распределится равномерно. И даже если в какой-то момент вы вдруг услышите фразу «Хочу к маме!», вернуть ситуацию к равновесию папе, который всегда был рядом гораздо проще.

    Подготовьте малыша к расставанию с мамой. Поговорите с ним о том, что маме нужно будет уйти и когда она вернется. Лучше сделать это заранее и важно чтобы в разговоре принимали участие оба родителя.

    Оставлять ребенка на целый день с папой, который никогда не был с ним наедине более часа – не лучшее решение. Разлуки будут проходить спокойнее, если время отсутствия мамы увеличивать постепенно.

    Не стоит уходить по-английски. Выскользнуть потихоньку за дверь пока малыш не видит – хорошее решение только, если мама просто не в состоянии уйти из дома, когда ребенок плачет. Во всех остальных случаях нужно обязательно попрощаться. Малыш расстроится еще больше, когда поймет, что мама сбежала от него тайком.

    Бывает, что ребенок настолько привязан к маме, что никакими играми нельзя отвлечь его от мыслей о ней. В этом случае можно изменить тактику и наоборот поговорить о маме, посмотреть ее фотографии или видео, дать подержать что-то из ее вещей, чтобы помочь малышу снова обрести чувство безопасности.

    Постарайтесь занять чем-то ребенка пока мама еще дома. Если в тот момент, когда она будет уходить, малыш будет увлечен игрой или книжкой, расставание пройдет спокойнее. И даже если он заплачет, успокоить его будет проще.

Похожие публикации