Воспитательный тренинг как нетрадиционная форма воспитания. Нетрадиционные формы воспитательной работы

Ашигалиева Тогжан Тулешовна

учитель начальных классов

СОШ им. Ы Алтынсарина

Таскалинского района

Всем хорошо известно, что семья и школа составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Воздействие семьи и школы на развитие личности детей школьного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Педагогу также необходимо раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени школьного детства и порекомендовать соответственные приемы воспитания. Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания школьника.. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями , и нетрадиционные.

Плюсы их вижу в следующем.Они:

Активизируют ребят;

Нетрадиционные формы ВР –одно из средств оптимизации воспитательного процесса

(из опыта работы)

В результате реформирования образования осуществляется качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы

Плюсы их вижу в следующем. Они:

Не сковывают учебный процесс;

Вносят разнообразие в школьные будни;

Активизируют ребят;

Я, как любой творческий учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь вовлечь детей в разработку и проведение мероприятия, сделать его увлекательным для них.

КТД (традиции)

  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Конкурс;
  • Проекты
  • Встречи выходного дня;
  • Походы;
  • Экскурсии;
  • Семейная гостиная (социальная);

А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

Работая в сотрудничестве с социальным педагогом, использую психологические тренинги «Учимся дружить»,«Учимся прощать», «Учимся общаться». Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем, как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - говорил Антон. Семёнович Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива, традицией нашего класса стали КТД, как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников спортивно-игрового характера. Например, «Смотр строя и песни», «День именинника», «Выпускной в начальной школе».Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, в Город Чистоты и порядка. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела: «Трудовой десант» - акция «Школа-территория чистоты», «Посади дерево!», работа над проектом «Школьная клумба», «Цветымалышам», а через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем панно и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять дедушек, бабушек, мам и пап. Помним об учителях, которые сегодня на заслуженном отдыхе. Навещаем и поздравляем их. Делают это дети с огромным удовольствием.

В нашем классном коллективе уже есть традиционные Встречи выходного дня (библиотека, поход на лыжах, экскурсии). Эти дела сближают детей, доставляют им большую радость

Анализируя свою деятельность с детьми по проведению КТД, думаю, что мною уже заложено начало волонтёрского движения. Вижу результаты своей работы и в том. что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки. Даю возможность проявить их. Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Очень нравится детям, и уже есть определённый опыт работы в этом направлении,- проводить классные часы («Игры на перемене», «Знай и выполняй правила дорожного движения!», «Загадка, где ты?») Учащиеся выступают с ними перед сверстниками и на научно-практической конференции «Моя страна-мой Казахстан». Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

Особое направление ВР-патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях, принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти. Мы взаимодействуем с Советом ветеранов (берём шефство-выращиваем рассаду цветов и помогаем, например, посадить цветы возле дома, разносим газеты, оказываем посильную помощь).

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий: будь то праздничный концерт, юбилей школы, фестиваль. Например, ученик 2 класса Крачковский Михаил

ребенок, который находится на учете по ПМПК постоянно участвует на районных, областных конкурсах песен среди инвалидов, является победителем многих различных конкурсов. 8 октября Миша участвовал в областном конкурсе песен, 21 октября 2014 года по телеканалу «Казахстан-Орал» Миша выступал по телевидению с песней «Если б не было школ!»

Использую активно ещё одну форму ВР –конкурсы. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества, здоровье”. Работы детей выставлялись на выставках в Районном ДК.

Особенно хочу остановиться на музейных уроках. У нас в школе есть музей- «Музей трудовой и боевой славы» Я для себя открыла очень интересную форму работы (причём как для уроков, так и для внеклассной работы). . Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например, по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности. Например, при изучении материала о жизни наших знаменитых сельчан хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов (не только для своего класса). Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку.

Тесное активное сотрудничество с библиотекой, библиотечный час -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса.

Результат радует. Класс ежегодно побеждает в номинации «Самый читающий класс», есть и свои лидеры.

Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в школе. Например, «Мастер-класс» по вырезанию из дерева, интеллектуальная игра «Колесо удачи», «Мама, папа я- спортивная семья,» конкурс « Наши мамы», «Мы с папой-бравые солдаты». Особенно сближают «Семейные гостиные» Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, литературно-музыкальные вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации. Для того, чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать эту работу именно в начальной школе.

Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация.

Организация и проведение индивидуальных консультаций необходимо, в первую очередь, когда учитель в начальной школе набирает первый класс. Для того, чтобы ребенок быстрее и легче пережил адаптацию к школе, необходимо организовывать и проводить групповые индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Первую индивидуальную консультацию необходимо провести уже в конце августа или в начале сентября. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения в детском саду или по рекомендации воспитателя дошкольного учреждения. Готовясь, к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать педагогу все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неформальной обстановке.

В ходе первоначальной консультации классному руководителю желательно получить ответы на следующие вопросы:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его любимые игры, увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации, которая проводится при первой встрече с родителями, можно предложить родителям заполнить, заранее подготовленную, анкету «Мой ребенок».

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше информации.

Чем больше классный руководитель имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления личности.

Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными или письменными. Письменные рекомендации будут весьма полезны для родителей первоклассников

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

А про себя могу сказать, что, не напрасно я тружусь и званием Руководитель классный я горжусь. За особую награду считаю слова благодарности от уже взрослых, но всё ещё моих учеников, особенно от тех «классных» деток, с кем пришлось нелегко. Но мы были вместе, а это главное.

Литература.

  1. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. - Минск, 2001. - 253 с.
  2. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  3. Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. - Минск, 2003. - 259 с.
  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика. - 2000. - №7. - с. 15 - 19
  5. Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. - М.: Владос, 2000. - 304 с.

Ашигалиева Тогжан Тулешовна

учитель начальных классов

СОШ им. Ы Алтынсарина

Таскалинского района

Всем хорошо известно, что семья и школа составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Воздействие семьи и школы на развитие личности детей школьного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Педагогу также необходимо раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени школьного детства и порекомендовать соответственные приемы воспитания. Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания школьника.. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями , и нетрадиционные.

Плюсы их вижу в следующем.Они:

Активизируют ребят;

Нетрадиционные формы ВР –одно из средств оптимизации воспитательного процесса

(из опыта работы)

В результате реформирования образования осуществляется качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы

Плюсы их вижу в следующем. Они:

Не сковывают учебный процесс;

Вносят разнообразие в школьные будни;

Активизируют ребят;

Я, как любой творческий учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь вовлечь детей в разработку и проведение мероприятия, сделать его увлекательным для них.

КТД (традиции)

  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Конкурс;
  • Проекты
  • Встречи выходного дня;
  • Походы;
  • Экскурсии;
  • Семейная гостиная (социальная);

А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

Работая в сотрудничестве с социальным педагогом, использую психологические тренинги «Учимся дружить»,«Учимся прощать», «Учимся общаться». Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем, как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - говорил Антон. Семёнович Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива, традицией нашего класса стали КТД, как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников спортивно-игрового характера. Например, «Смотр строя и песни», «День именинника», «Выпускной в начальной школе».Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, в Город Чистоты и порядка. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела: «Трудовой десант» - акция «Школа-территория чистоты», «Посади дерево!», работа над проектом «Школьная клумба», «Цветымалышам», а через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем панно и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять дедушек, бабушек, мам и пап. Помним об учителях, которые сегодня на заслуженном отдыхе. Навещаем и поздравляем их. Делают это дети с огромным удовольствием.

В нашем классном коллективе уже есть традиционные Встречи выходного дня (библиотека, поход на лыжах, экскурсии). Эти дела сближают детей, доставляют им большую радость

Анализируя свою деятельность с детьми по проведению КТД, думаю, что мною уже заложено начало волонтёрского движения. Вижу результаты своей работы и в том. что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки. Даю возможность проявить их. Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Очень нравится детям, и уже есть определённый опыт работы в этом направлении,- проводить классные часы («Игры на перемене», «Знай и выполняй правила дорожного движения!», «Загадка, где ты?») Учащиеся выступают с ними перед сверстниками и на научно-практической конференции «Моя страна-мой Казахстан». Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

Особое направление ВР-патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях, принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти. Мы взаимодействуем с Советом ветеранов (берём шефство-выращиваем рассаду цветов и помогаем, например, посадить цветы возле дома, разносим газеты, оказываем посильную помощь).

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий: будь то праздничный концерт, юбилей школы, фестиваль. Например, ученик 2 класса Крачковский Михаил

ребенок, который находится на учете по ПМПК постоянно участвует на районных, областных конкурсах песен среди инвалидов, является победителем многих различных конкурсов. 8 октября Миша участвовал в областном конкурсе песен, 21 октября 2014 года по телеканалу «Казахстан-Орал» Миша выступал по телевидению с песней «Если б не было школ!»

Использую активно ещё одну форму ВР –конкурсы. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества, здоровье”. Работы детей выставлялись на выставках в Районном ДК.

Особенно хочу остановиться на музейных уроках. У нас в школе есть музей- «Музей трудовой и боевой славы» Я для себя открыла очень интересную форму работы (причём как для уроков, так и для внеклассной работы). . Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например, по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности. Например, при изучении материала о жизни наших знаменитых сельчан хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов (не только для своего класса). Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку.

Тесное активное сотрудничество с библиотекой, библиотечный час -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса.

Результат радует. Класс ежегодно побеждает в номинации «Самый читающий класс», есть и свои лидеры.

Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в школе. Например, «Мастер-класс» по вырезанию из дерева, интеллектуальная игра «Колесо удачи», «Мама, папа я- спортивная семья,» конкурс « Наши мамы», «Мы с папой-бравые солдаты». Особенно сближают «Семейные гостиные» Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, литературно-музыкальные вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации. Для того, чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать эту работу именно в начальной школе.

Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация.

Организация и проведение индивидуальных консультаций необходимо, в первую очередь, когда учитель в начальной школе набирает первый класс. Для того, чтобы ребенок быстрее и легче пережил адаптацию к школе, необходимо организовывать и проводить групповые индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Первую индивидуальную консультацию необходимо провести уже в конце августа или в начале сентября. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения в детском саду или по рекомендации воспитателя дошкольного учреждения. Готовясь, к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать педагогу все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неформальной обстановке.

В ходе первоначальной консультации классному руководителю желательно получить ответы на следующие вопросы:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его любимые игры, увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации, которая проводится при первой встрече с родителями, можно предложить родителям заполнить, заранее подготовленную, анкету «Мой ребенок».

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше информации.

Чем больше классный руководитель имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления личности.

Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными или письменными. Письменные рекомендации будут весьма полезны для родителей первоклассников

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

А про себя могу сказать, что, не напрасно я тружусь и званием Руководитель классный я горжусь. За особую награду считаю слова благодарности от уже взрослых, но всё ещё моих учеников, особенно от тех «классных» деток, с кем пришлось нелегко. Но мы были вместе, а это главное.

Литература.

  1. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. - Минск, 2001. - 253 с.
  2. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  3. Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. - Минск, 2003. - 259 с.
  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика. - 2000. - №7. - с. 15 - 19
  5. Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. - М.: Владос, 2000. - 304 с.

МИНОБОРОН НАУКИ РОССИИ
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «,».
(,)

Курсовая работа

Нетрадиционные формы организации воспитательной работы с обучающимися

                  Выполнила: студентка ФМФ
                  2курса.
                  А. А.А.
                  Научный руководитель:
                  канд. пед. наук, доцент кафедры ТиМПО
                  М. О. А.
Новокузнецк – 2011

Введение:

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня.
Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса.
И.П.Подласый считает, что форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И.Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П.Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания воспитывающей деятельности, но и четкости, выразительности ее организационных форм. Недооценка форм, их однотипность снижают интерес детей к деятельности, порождают инфантильность, скуку.
Четкое определение сущности формы трудно уяснить без знания ее функций. Так, М.И. Рожков, П.В. Байбородова выделяют такие функции форм воспитательной работы, как организаторская (предполагает решение организаторских задач), регулирующая (обеспечивает регулирование отношений между детьми, между детьми и педагогами), информативная (направлена не только на сообщение каких-то новых знаний, но и на актуализацию уже имеющихся у детей).
Что касается классификации форм работы, то следует отметить, что она не универсальна. Это нормально, поскольку каждая из форм неповторима, имеет свое специфическое назначение, своеобразную методику организации и т.п. Поэтому говорят о кратковременных и продолжительных формах; о формах трудовой, эстетической, познавательной и других видов деятельности. Классификация зависит от того, какой признак положен в основу, - временной, деятельностный, способ влияния, результат и т.п.
Самая распространенная - классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой, Б.В. Титовой и др. Это - мероприятие, дело, игра. Иная позиция прослеживается в работах И.П.Иванова, И.П. Подласого, Н.Е. Щурковой, которые выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра. Мы в своей работе опираемся на следующую классификацию форм: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра, клубное занятие.

Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания - серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к групповым (коллективным) формам воспитания, достаточно эффективных при условии квалифицированного педагогического руководства.
Глава I. Формы организации воспитательной работы в школе.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.

    С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
    Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
    Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
    Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

2.2. Тренинг

Воспитательный тренинг является разновидностью группового тренинга, наряду с психологическим и учебным (педагогическим), и вбирает их основные черты:
    небольшая группа участников (от 8 до 20 человек)
    специально подобранная или разработанная система упражнений
    доверительность общения участников тренинга
    наличие обратной связи на занятии
    саморефлексия каждого участника тренинга
Воспитательный тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск.
Воспитательный тренинг - форма внеклассной работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок.
Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

2.3. Праздник

Праздник -специфическая форма воспитания, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуются мероприятия, игры и т.п.
Праздник - яркое, отличающееся своей необычностью, сюрпризностью событие в жизни младших школьников. Вот почему они очень любят эту форму организации своей жизнедеятельности, с удовольствием в ней участвуют.
Есть очень меткое определение праздника (И.П. Иванов): "Праздник - своеобразный, полный неожиданностей, сюрпризов, экспромтов спектакль, который разворачивается в разных - обычных и необычных - условиях: на улице, в зале, на поляне и т.д.
Праздник - это активные отношения людей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах.
Праздник - это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное в каждом из них - это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах".

2.4. Игра

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра -это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра - это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело. Вот почему игра является для ребенка основным видом деятельности.
В воспитательной работе с младшими школьниками используется огромное количество игр и каждая из них выполняет определенные функции, решает различные задачи, как общие, так и специфические. На некоторые из них важно обратить внимание педагогов:
    игра содержит большие воспитательные возможности, так как всегда желанна; в этой деятельности без принуждения создается своеобразный климат, способствующий формированию положительных эмоций;
    в игре ребенок не только познает окружающую действительность, но и стремится изменить ее, одновременно изменяясь и сам;
    игра, особенно ролевая, оказывает, по мнению Л.С. Выготского, огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно-потребностную сферу, преодоление "познавательного эгоцентризма" (господство в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и невозможность стать на другую позицию и признать существование других точек зрения), развитие умственных действий, произвольного поведения и др.;
    игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков детей;
    в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;
    цель игровой коллективной деятельности осознается детьми как единая, требующая объединения усилий
    всего коллектива;
    организация деятельности предполагает и ее разделение (одни-ведущие, другие-игроки, третьи-эксперты и т.п.); в процессе коллективной деятельности.

Заключение

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них для реализации определённого содержания в определённых условиях, которые, как известно, не остаются постоянными.
Формы работы с детьми должны быть гибкими, простыми, помогающими делать их жизнь радостной, интересной. Именно через них осуществляется процесс организации детской жизни.
В науке существуют различные подходы к определению сущности форм воспитательной работы, их функций, классификации.
Одни авторы под формой понимают выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и детей. Другие определяют ее как установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение соответствующих педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, которые обеспечивают внешнее выражение воспитательной работы.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:
    от цели воспитания;
    от цепи воспитания;
    от содержания и направленности воспитательных задач; от возраста учащихся;
    от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
    от особенностей детского коллектива и его традиций;
    от особенностей и традиций региона;
    от технических и материальных возможностей школы;
    от уровня профессионализма учителя.
В заключение можно сделать следующий вывод.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.Установлено, что эффективность развития творческого потенциала ребёнка зависит от формы организации воспитательного процесса.
Сущностными признаками формы воспитательной работы являются:
    участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие- либо точно установленные функции - организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
    педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной
    формы (потенциал формы, ее содержательность);
    организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
    набор актов, ситуаций, процедур; порядок действий (алгоритм); организация пространства.
Реализуя воспитательные функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с учащимися. Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности - учебная, трудовая, спортивная, художественная; но способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные.
и т.д.................

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

Наряду с традиционными формами воспитания существуют различные нетрадиционные формы .Это коллективное творческое дело (КТД), ток-шоу, "Сократовская беседа", интеллектуальный аукцион, дискуссионные качели, воспитательный тренинг и другие.

Форма воспитания (воспитательной работы) - это варианты организации конкретного воспитательного процесса. Под мероприятие можно подвести десятки форм воспитательной работы, каждая из которых имеет свою специфику. Важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной внеклассной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм .

Нетрадиционное воспитательное мероприятие- это воспитательное мероприятие, имеющее нетрадиционную форму и структуру проведения.

Достоинства нетрадиционных форм воспитательной работы

  • не сковывают учебно-воспитательный процесс
  • вносят разнообразие в школьные будни
  • оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение
  • активизируют ребят
  • приближают учебно-воспитательный процесс к жизненным ситуациям

Одним из нетрадиционных мероприятий, форм воспитания является воспитательный тренинг.

Тренинг является одним из методов практической психологии, применяемых в психотерапии, в психокоррекции, в обучении. Однако сегодня вычленяют групповой психологический тренинг из ряда других методов работы психолога, как вполне самостоятельное направление .

Воспитательный тренинг является разновидностью группового тренинга, наряду с психологическим и учебным (педагогическим), и вбирает их основные черты:

  • небольшая группа участников (от 8 до 20 человек)
  • специально подобранная или разработанная система упражнений
  • доверительность общения участников тренинга
  • наличие обратной связи на занятии
  • саморефлексия каждого участника тренинга

Воспитательный тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск .

Воспитательный тренинг - форма внеклассной работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок.

Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Принципы организации воспитательных тренингов:

Максимальное вовлечение участников в активную деятельность на занятии. Пробуждение у них различных видов активности: внутренней и внешней; познавательной, социальной и физической.

Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;

Поддержка альтернативности, множественности мнений;

Развитие функции общения как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения .

Подготовка педагога к воспитательному тренингу начинается с определения целей и задач занятия, с изучения исходного материала, литературы. У педагога должно сложиться четкое представление о том, какой материал дети должны отработать и, на этой основе, он разрабатывает задания, упражнения для тренинга.

Материал, выносимый на педагогические тренинги, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • содержать сведения, углубляющие знания;
  • содержать проблемные вопросы;
  • требовать углубленной работы и обдумывания;
  • включать разноуровневые задания: облегченные и повышенной сложности;
  • включать задания, информацию, активизирующую интерес к теме занятия, эмоциональную сферу.

Чтобы активизировать учащихся, побудить у них интерес к овладению знаниями, умениями, взаимодействие в условиях тренинга строится на основе постановки и решения детьми задач, выполнения упражнений различного типа .

Виды тренинговых упражнений / в зависимости от их основной функции/:

"Индикаторы" - упражнения, побуждающие активность, интерес;

Репродуктивные - упражнения, требующие воспроизведения знаний, умений;

Поисковые - упражнения, ставящие в ситуацию поиска, обдумывания;

Творческие - упражнения, направленные на включение в творческую деятельность.

Алгоритм работы на воспитательном тренинге содержит этапы:

  1. Сообщение правил работы.
  2. Активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.

Каждый этап, с учетом его специфики, осуществляется через:

  • постановку перед участниками определенных задач;
  • организацию их деятельности с помощью системы заданий, упражнений;
  • использование определенных материалов (текстов, информационных листов, отрывков из литературных произведений, рисунков, видеозарисовок, фотографий, музыкальных записей).

Так, постановка правил работы, учитывая специфику занятия, может осуществляться в разной форме: коллективного обсуждения или прямого сообщения ведущим.

Активизация группового взаимодействия необходима для создания благоприятной, доброжелательной атмосферы во время занятия, где каждый чувствует себя свободно, не боится высказать свое мнение, ощущает поддержку со стороны участников. На этом этапе целесообразно использовать психотехнические, интеллектуальные игры, динамические игры, позволяющие вызвать у участников тренинга определенный настрой, "запустить" психические познавательные процессы, способствовать самопознанию.

На основном этапе тренинга коллективная работа чередуется с работой в парах и индивидуальной работой, задания теоретического характера с практическими заданиями, репродуктивные с поисковыми и творческими.

Определенным заданиям необходимо придавать "личностную" окраску, чтобы дети могли "пропустить" материал через себя, найти личный смысл, актуализировать собственный опыт, выразить авторскую позицию.

Методы работы на тренинге: беседа, дискуссия, постановка проблемы, анализ конкретных случаев, ролевая игра, практические упражнения, мини-презентации, самостоятельная работа, работа с литературными источниками, и др.

Заключительный этап любого тренинга - рефлексия - самоанализ собственной деятельности, ощущений, чувств, мыслей, осознание того, что я хочу, могу и не хочу, не могу. Рефлексия придает логическое завершение всей работе. Ребята рефлексируют полезность занятия, как в плане познания, так и в плане развития, воспитания.

Приведем примеры экологических тренингов - тренинг "Я + природа = Мы", "Мои домашние любимцы".

Эко-тренинг

"Я + Природа = Мы"

Цели тренинга:

  • формирование субъектного восприятия природных объектов;
  • формирование экологической эмпатии через идентификацию с природой.

Этапы тренинга

1. Сообщение правил работы

Будь активным!

Уважай мнение других!

2. Активизация группового взаимодействия и мыслительной деятельности

1. Игра "Яблоко, апельсин, персик"

Правила игры: Каждый называет себя каким-нибудь фруктом. Нужно запомнить название каждого игрока. Играющие садятся по кругу. Один стул остается не занятым.

Водящий стоит в круге. Тот, у кого пустой стул стоит справа, хлопает правой рукой по стулу и называет фрукт. Тот, кого назвали, перебегает со своего стула на свободный стул. Если он зазевается, то свободный стул может занять водящий, а игрок, в свою очередь, становится водящим.

Как только стул освобождается справа, игрок хлопает по стулу и называет фрукт. Если он забывает это сделать, то водящий садится на пустой стул, а этот игрок выходит в круг и становится водящим. Игра проходит в быстром темпе.

2. Игра "Ассоциация"

Задание: Если бы:::. (имя участника тренинга) был временем года (деревом, зверем, цветком, насекомым, птицей, рыбой, водоёмом, явлением природы, природной зоной, звуком природы), то кем бы он был?

Затем, когда все по кругу скажут свою ассоциацию на данного участника тренинга, этот участник говорит, какая из ассоциаций ему больше понравилась. Почему? С кем он себя ассоциирует. Итак, с каждым участником тренинга.

3. Упражнение "Никто не знает, что у меня:"

Задание: Каждый, продолжая фразу, говорит что-то связанное с природой.

3. Основная часть

1. Ассоциации к понятию "Природа"

Задание: Все по очереди произносят свою ассоциацию к "Природе".

2. Упражнение "Природа = человек"

А) Каждый получает изображение природного объекта (белки, лисы, леопарда, бабочки, розы, орла, варана, слона, гриба, лошади, щегла и др.) и готовит ответ на вопросы:

Если бы этот природный объект стал человеком, то какого пола, возраста, профессии?

Его имя, характер, увлечения?

Социализация: представление своего природного объекта.

Б) Предлагаются различные изображения людей (картинки из журналов, газет).

Задание: Найдите изображение человека, соответствующее вашему описанию. Сравните изображение этого человека и природного объекта. Ответьте на вопрос: Кто из них как людей мог бы подружиться? А кто бы из них мог подружиться в природе? Почему?

В) Задание: Разыграйте диалог между ними на любую тему.

3. Упражнение "Вопрос - ответ"

Задание: На листочке бумаги запишите вопрос о своём природном объекте или от его лица.

Все листочки складываются в коробочку. Затем участники по очереди достают листок с вопросом и готовят ответ на него.

Социализация: представление своего вопроса и ответа на него.

4. Упражнение "Составь тезис"

Задание: Составьте тезис

"По отношению к природе

Правильно::

Неправильно::

4. Рефлексия

Какие упражнения понравились? Какие чувства, мысли испытывали?

Эко-тренинг "Мои домашние любимцы"

Цели тренинга:

  • формирование экологических установок и экологической эмпатии;
  • формирование экологических представлений.

Этапы тренинга

1. Сообщение правил работы

- "Правило кувшина"

Будь активным!

Уважай мнение других

2. Активизация группового взаимодействия

1. Игра "Обмен"

Ведущий произносит слова: "Обменяйтесь те, кто...(например, любит яблоки; у кого в одежде есть зелёный цвет, у кого есть кошка; по знаку зодиака - лев и т.д.).

Все игроки, относящие сказанное к себе, меняются местами. Кому места не досталось, становится ведущим.

2. Упражнение "Продолжи фразу"

Задание: Каждый из участников произносит фразу и к ней добавляет свое слово, а затем наоборот - каждый убирает слово из фразы в последовательности его появления во фразе.

Фраза "У меня живёт попутай..."

3. Основная часть

1. "Ассоциативная гроздь"

Задание: Назовите ассоциации к слову "дружба"

2. Работа по группам "Моё животное"

Задание: Разделитесь на группы в зависимости от того, какое животное живёт у вас дома:

  • собака
  • кошка
  • грызуны
  • птицы
  • рыбки
  • черепаха
  • нет никого

3. "Вопросы"

Каждый отвечает на вопросы:

Почему вы завели это животное? Как он у вас появился? (Или почему вы ни кого не заводите?)

Что он любит и чего не любит? (Кого бы вы завели? Почему?)

Какой у него характер?

4. "Интересный факт"

Задание: вспомните и обсудите интересный факт об этом животном. Представьте его перед всеми.

5. Работа с информационными листами

Задание: прочитайте текст о животном, выберите ту информацию, которая вам понравилась или удивила, или чем-то привлекла ваше внимание, и познакомьте всех с данной информацией.

6. Упражнение "Перевоплощение"

Задание: перевоплотитесь в ваше животное и разыграйте диалог между животными на тему взаимоотношения с их хозяином.

7. "Портрет моего друга" /работа в группах/

Задание: нарисуйте коллективно портрет вашего животного. Но представьте, что он также как и человек любит какую-то одежду, какие-то вещи, хочет красиво выглядеть на портрете. И на обороте портрета напишите пожелания своему другу.

8. Индивидуальное задание : что общего и в чём отличия между животными и человеком?

Социализация: представление размышлений

9. Продолжи фразу : "Когда я вижу своё любимое животное......."

Вывод: ваше животное - ваш друг, оно любит вас, так пусть эта любовь будет взаимной.

4. Рефлексия

Какие чувства испытал во время занятия? Чем было оно полезно?

Таким образом, эко-тренинг - это инновационная форма групповой деятельности учащихся, призванная повысить экологическую культуру. Эко-тренинг направлен на решение следующих задач: коррекция, формирование и развитие экологических установок личности; формирование экологической эмпатии, непрагматического отношения к миру природы, субъектного восприятия мира природы; расширение субъективного экологического пространства - зоны персональной ответственности за природу.

Воспитательные тренинги по различным направлениям воспитательной работы представлены в приложениях:

  • по нравственному воспитанию - тренинг толерантности, тренинг "Уважай человека" (Приложение 1) ;
  • по умственному воспитанию - тренинг творческого мышления (Приложение 2) ;
  • по подготовке к семейной жизни - тренинг супружеского взаимодействия, тренинг "Слагаемые семейного счастья" (Приложение 3) ;

организация свободного общения и досуга детей - тренинг на сплочение коллектива (Приложение 4) .

Воспитательные тренинги как нетрадиционная форма воспитания направлены на воспитание в детях гуманизма, эмпатии, толерантности, чувства прекрасного, на развитие познавательной активности, самостоятельности и др.

Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития очевидна. Такие занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, т.к. нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения и воспитания, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками.

Литература.

  1. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. - Минск, 2001. - 253 с.
  2. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  3. Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. - Минск, 2003. - 259 с.
  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика. - 2000. - №7. - с. 15 - 19
  5. Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. - М.: Владос, 2000. - 304 с.
Похожие публикации