Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы. Методическая разработка «Дидактические игры как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Дидакт

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) – важная составляющая формирования личности дошкольника. Поэтому это направление учебно-воспитательной работы красной линией проходит через весь образовательный процесс в детском саду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) наработки в этой области расширяются, систематизируются и обобщаются, тем самым обеспечивается база для дальнейшего расширения навыка на следующей ступени образования, то есть во время обучения в школе.

Суть КГН в подготовительной группе

Поскольку воспитание КГН - процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:

  • навыки, связанные с поведением за столом;
  • одевание-раздевание;
  • водные процедуры;
  • содержание в порядке личных вещей и спального места.

Это интересно. Отработка КГН должна идти параллельно в детском саду и дома.

В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом

Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет

Манеры за столом Одевание-раздевание Уход за вещами и постелью Водные процедуры
Первый квартал (первая четверть)
  • отрабатывать навык пользования вилкой;
  • кушать разную пищу, поворачивая кисть, а не вилку;
  • учиться отрезать порции твёрдых мясных продуктов;
  • тренироваться намазывать масло на кусок хлеба.
  • отрабатывать умение расстёгивать и застёгивать разные типы застёжек (кнопки, молнии, крючки, пуговицы);
  • продолжать отработку навыка аккуратно снимать одежду, развешивать её в шкафу;
  • тренировать навык надевать и снимать одежду без помощи взрослых.
  • совершенствовать навык намыливания рук;
  • учиться хорошо вымывать остатки мыла водой;
  • тренироваться вытирать ручки и лицо насухо, используя полотенце;
  • продолжать работу по воспитанию привычки использовать тканевый или бумажный носовой платок.

Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки».

Второй квартал
  • отрабатывать умение держать нож в вилку в правой и левой руках соответственно;
  • тренировать навык использования салфетки.

В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах.

Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами.
Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу - кукле Чистюле.
  • учиться чистить и просушивать обувь;
  • учиться пришивать пуговицы на место тех, что оторвались;
  • привлекать воспитанников к смене постельного белья (расправлять чистое бельё, застилать кровать покрывалом).
Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках.
Третья четверть Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков).
  • отрабатывать навык выворачивать налицо одежду, которую малыш перед сном снимает;
  • закреплять навык аккуратно ставить обувь на полочку.
  • прививать навык деликатного напоминания товарищам об огрехах во внешнем виде;
  • учиться зашивать одежду, порвавшуюся по шву.
  • продолжать воспитывать навык поведения гигиенических процедур после посещения туалета и по надобности;
  • учиться следовать очерёдности в комнате гигиены.
Четвёртый квартал Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после.
  • совершенствовать навык быстро снимать одежду и надевать;
  • стимулировать навык помощи товарищам застёгивать пуговицы, расправлять воротники (в этом может помочь игра «Скажи, если не так»: дети в парах смотрят друг на друга 1–2 минуты, а затем перечисляют все неполадки во внешнем виде).
  • продолжать совершенствование навыка устранения недостатков во внешнем виде (пришивать пуговицы, петли);
  • учиться следовать порядку при заправке кровати;
  • стимулировать активное участие в смене постельного белья.
Формировать привычку содержать тело в чистоте.

Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе

В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия - наглядность, игры, практика - применяются ничуть не менее активно.

В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов

Беседа

Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

Объяснение

В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка. Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась. Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».

Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.

Загадки

Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей - каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой - настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.

К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:

  • Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло);
  • Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода);
  • Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).

Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей

Чтение, стихотворения

Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.

Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:

  • У Сергея нет терпенья,
    Он руками ест варенье.
    Слиплись пальцы у Серёжи,
    Приросла рубаха к коже.
    Ног от пола не отнять,
    Рук от ног не оторвать.
    Слиплись локти и колени,
    Уши склеило варенье.
    Раздаётся жалкий всхлип –
    Сам к себе Сергей прилип.

После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.

ПОДБОРКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

(формирование культурно-гигиенических навыков)

Перемешанные картинки

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

Что нужно кукле?

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка

встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

"Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

"Кукла идет на прогулку"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава, Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, Вот шнурки, я помогу тебе завязать Вот, ботиночки надели на ножки Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

"Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Вымой руки "

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

"Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!"); открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой"; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

"Делаем прическу "

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Фонтанчики "

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот.

Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

"Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

"Носики-курносики "

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком


Полунина Надежда Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 806"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека дидактических игр культурно гигиенических навыков
Дата публикации: 12.05.2016
Раздел: дошкольное образование

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806 отделение 4 Картотека дидактических игр культурно гигиенических навыков Подготовила: Полунина Надежда Вячеславовна

Актуальность:
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И н а с к ол ь к о о н а и з н ач а л ь н о п р о д у м а н а, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

"Сделаем лодочки"

Цель:
учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия:
взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!"); открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой"; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем. Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослом, который обращает внимание ребенка на положение рук

"Мыльные перчатки"

Цель:
учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование:
детское мыло, полотенце.
Ход занятия:
взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек: Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода! В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Умывалочка"

Цель:
учить ребенка умываться. Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия:
взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей! В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

"Носики-курносики"

Цель:
учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование:
индивидуальные носовые платки.
Ход занятия:
взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), Будем нос им вытирать (показывает действие с платком), Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

«Весёлый-грустный зуб»

Цель:
Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Дать понятия здоровый зуб, больной зуб.
Оборудование:
2 плаката весёлый, грустный зуб, муляжи полезных и вредных продуктов для зубов
Ход

игры:
А теперь посмотрите, пожалуйста, сюда. (2 плаката: на одном изображен грустный зуб, на другом - веселый). Что здесь нарисовано? (Зубы). Ребята, но почему они такие странные? Один зуб веселый, улыбается, а другой - грустный, даже плачет. Как вы думаете? (ответы детей). Воспитатель раскладывает на столе муляжи полезных и вредных для зубов продуктов. Дети по одному подходят к столу, берут один предмет и кладут около веселого или грустного зуба (в зависимости от пользы или вреда этого продукта для зуба). Воспитатель просит объяснить, почему ребенок поступил именно так.

"Делаем прическу"

Цель:
учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать в о л о с ы движениями сверху-вниз.
Оборудование:
зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход

игры:
взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце р а с ч е с ы в а н и я п р о с и т р е б е н к а посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Кукла идет на прогулку"

Цель:
формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно- игровые действия.
Оборудование:
кукла.
Ход

игры:
взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Что нужно кукле!

Задачи игры
. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия
Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход

игры
. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?” Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Здоровье – это первое богатство.

каждого человека.

Гигиена – это свод правил,

мероприятий, направленных на

поддержание чистоты, здоровья.

Картотека

дидактических

игр

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Чистоплотные дети»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

«Что нужно кукле!»

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

"Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование : куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца , чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать, Кукол чаем угощать!

"Вымой руки "

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

«Что ты можешь о них сказать!»

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

"Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку:

"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";

открыть кран;

сложить ладони рук "лодочкой";

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

"Носики-курносики "

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки. Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), Будем нос им вытирать (показывает действие с платком), Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман). Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды,

МБДОУ «Детский сад №20»

Конспект ОД

для второй младшей группы

(3–4 года)

на тему:

Воспитатель:

Чудина А.А.

Тема: «Научим куклу Катю умываться»

Цель : формирование и совершенствование КГН у воспитанников второй младшей группы.

Задачи :

Образовательные:

    закреплять умение намыливать руки;

    учить мыть лицо, не разбрызгивая воду;

Развивающие :

    развивать навыки самообслуживания.

Воспитательные :

и опрятным;

Средства: кукла Катя, таз с водой, мыло, полотенце, угощение по количеству воспитанников.

Способы: ведение игрового персонажа, беседа, показ, пример, побуждение, поощрение художественное слово;

Ход ОД

Действия

воспитателя

Действия

воспитанников

Раздается плач ребенка (запись)

Ребята, я слышу кто-то плачет.

Кто же там за дверью?

Воспитатель открывает дверь и вносит испачканную куклу Катю

Посмотрите, кто это?

Ее зовут Катя.

Почему ты плачешь, Катя? Что с тобой случилось?

Кукла Катя рассказывает, что она шла к ребятам в гости, но от того что очень спешила, упала и испачкалась.

Катя, не переживай! Наши ребята умеют мыть руки и лицо, они научат тебя умываться! И ты будешь чистая и опрятная.

Катя отказывается от помощи детей.

Нет! Я и сама умею умываться!!!

Хорошо, сейчас мы посмотрим, как ты умеешь сама умываться и мыть ручки.

На ковре стоит таз с водой, лежит кусок мыла и полотенце.

Катя шлёпает по воде, расплёскивает воду, не пользуется мылом и полотенцем.

Ребята, разве правильно моет ручки и лицо Катя?

Ребята, кто хочет показать, как надо правильно умываться?

Что нужно сделать перед тем как начать умываться?

А для чего нужно мыло?

После умывания, что забыла взять кукла Катя?

Зачем оно нужно?

Катя на стульчик, а мы с ребятами покажем тебе, как надо умываться.

Куклу сажают на стул.

Проводится физкультминутка «Водичка-водичка»

Водичка, водичка,-(подставить ладошки "под струю воды")

Умой моё личико,-(помыть лицо водой).

Чтобы глазки блестели, - (протереть глаза кулачками)

Чтобы щечки краснели, - слегка протереть щечки ладонями)

Чтоб смеялся роток, - (улыбаются)

Чтоб кусался зубок - (сомкнуть губы, "ам")

Ребята, а теперь подойдемте к умывальнику и покажем кукле Кате как надо правильно умываться.

А ты, Катенька, смотри и запоминай.

Воспитатель проговаривает действия воспитанников.

Молодцы ребята, умылись, стали чистые.

А теперь Катя, попробуй умыться сама, только правильно!

Кукла Катя умывается, вытирается полотенцем.

Ребята, правильно Катя умылась, ничего не забыла?

Ребята, а теперь, вас ждёт угощение – яблоки.

Пригласим нашу гостью за стол, она вымыла руки и лицо с мылом, стала чистой и ей можно садиться за стол и кушать яблоко.

Кукла Катя прощается и благодарит ребят за то, что они научили её умываться, и прощается.

Воспитанники стоят около воспитателя на ковре

Нужно открыть дверь и посмотреть, кто там.

Это кукла.

Дети успокаивают куклу

Не плач, не расстраивайся.

Может мы поможем тебе умыться?!

Воспитанники стоят на ковре, и смотрят на куклу Катю.

Нет, не правильно!

Ответы воспитанников.

Завернуть рукава.

Взять мыло и намылить руки.

Намыливать руки и лицо, оно смывает всю грязь.

Смыть как следует мыло.

Полотенце.

Чтобы вытереть руки после умывания.

Дети вместе с воспитателем проговаривают потешку с движениями

Воспитанники проходят в гигиеническую комнату

Подходят к раковинам, закатывают рукава, открывают кран, намыливают ладошки, трут их друг о друга, смывают мыльную пену, моют лицо, закрывают кран, затем отжимают руки и идут к полотенцам, чтобы насухо вытереть руки и лицо.

Воспитанники наблюдают за действиями Кати.

Правильно.

Нет.

Дети дружно приглашают Катю на угощение

Проходи Катя, садись снами…

Воспитанники кушают яблоки

Ответы воспитанников

Пожалуйста.

Приходи к нам еще.

МБДОУ «Детский сад №20»

Конспект ОД

для второй младшей группы

(3–4 года)

на тему:

Воспитатель:

Чудина А.А.

Тема: «Поможем Хрюше стать опрятным»

Цель : Формирование интереса у воспитанников второй младшей группы к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Задачи :

Образовательные:

    расширять представление о значимости выполнения культурно-гигиенических процедур;

    упражнять детей в умении правильно называть предметы, их качества и действия с ними;

Развивающие :

    развивать желание включаться в процесс самообслуживания в коллективе сверстников;

    развивать желание использовать художественное слово в процессе выполнения культурно-гигиенических навыков.

Воспитательные :

    воспитывать аккуратность, формировать желание быть чистым

и опрятным;

    воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки;

Средства : ширма, кукла Хрюша, чудесный мешочек, мыло, расческа, полотенце, карточки-картинки для игры “Отгадай, чего не стало?”.

Способы: художественное слово, беседа, показ, пример, побуждение, поощрение.

Ход ОД

Действия

воспитателя

Действия

воспитанников

- Ой, ребята, вы слышите? Кто – то к нам в гости еще спешит! Давайте мы с вами уберём все игрушки на место, и посмотрим, кто к нам пожаловал.

На ширме появляется игрушка Хрюшка – весь грязный, лохматый, сильно плачет (запись)

- Так вот это кто в гости к нам пришел! Здравствуй, Хрюша. Что с тобой случилось? Ты заболел? Почему ты плачешь?

Хрюша (воспитатель) :

- Здравствуйте, ребята! Мне очень грустно. Я сегодня вышел во двор и хотел поиграть с друзьями. Но со мной никто не захотел играть, все отошли от меня в сторону…. (плачет)

- Интересно! Ребята, а как вы думаете, почему с Хрюшей не стали играть его друзья?

- Конечно же, потому что он неопрятный! нужно ему срочно помочь.

Хрюша:

А еще они мне дали вот этот мешочек, и сказали, что вещи, которые там лежат, мне очень пригодятся. Вот посмотрите? Ребята и помогите мне, пожалуйста!

Хрюша отдает мешочек воспитателю и детям, просит помочь ему.

- Поможем Хрюше ребята?

- Тогда давайте присядем на стульчики, а ты Хрюша слушай нас внимательно и все запоминай!

Проводится игра “Чудесный мешочек”.

- ребята, давайте посмотрим, что в мешке. Смотрите, что это?

Как приятно пахнет.

Воспитатель предлагает нескольким детям понюхать мыло.

Какое мыло? (Душистое, белое, круглое.) А зачем нужно мыло?

Хрюша : Ой, ребята, а как моют руки? Покажите мне, пожалуйста!

Что сначала нужно сделать?

Правильно, смотри, Хрюша, и запоминай:

Воспитатель вместе с детьми имитируют мытье рук:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

тот водички не получит.

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем: Ш-Ш-Ш,

Руки моем: Ш-Ш-Ш,

Щечки, шейку мы потрем.

И водичкой обольем.

Хрюша:

Как здорово!

Ой, руки у нас мокрые! Что нам нужно, чтобы руки стали сухие?

- Ну-ка, Хрюша, давай посмотрим, а в твоем мешочке есть полотенце?

Конечно же, есть. Вот оно! Полотенце какое, ребята?

Педагог предлагает детям достать из мешочка последний предмет, и тоже рассказать о нем (расческа):

- Сейчас Хрюша, ты понял для чего нужны эти предметы?

Передает мешочек Хрюше

Хрюша :

Я понял, я понял, что нужно делать с этими предметами! Теперь я знаю, как они могут мне помочь! Ребятки, пожалуйста, только никуда не уходите, я сейчас все исправлю….

Убегает за ширму

Надеюсь, ребята Хрюша ничего не перепутает, и сделает все правильно!

Ребята, а вы не забываете утром умываться, причесываться, чистить зубки?

- Давайте с вами вспомним, как мы утром просыпаемся!

Физ. минутка “Не хотим мы больше спать"

Воспитатель показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют движения вслед за педагогом

Мы проснулись рано утром,

- шагают на месте

Потянулись бодро, шумно

- поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх

Чтобы сон ушёл, зевнули,

- похлопали ладошкой по открытому ротику

Головой слегка тряхнули.

- выполняют наклоны влево - вправо

Разбудил нас бег на месте –

К ванне побежали вместе.

- бегут на месте

Умывались и плескались.

Зубы вычистить пытались.

- выполняют круговые движения ладонями около лица

Причесались аккуратно –

- гладят ладонями голову от макушки к вискам

Приоделись все опрятно.

- выполняют руками 2 раза движения от груди вниз, опускают руки к бёдрам

Не хотим мы больше спать,

Будем весело играть.

- грозят пальчиком и хлопают в ладоши.

Умнички!

Все проснулись и пришли в детский сад играть. А какие ребята пришли в детский сад?

Игра “Чего не стало?”

Воспитатель: Умнички! Ребята, посмотрите вот на эти картинки и скажите, какие еще предметы нам помогают стать чистыми, опрятными и аккуратными?

Проводится игра “Чего не стало?”

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что лежит на столе, затем закрыть глаза, сам в это время убирает один предмет. На слова “раз, два, три – посмотри” дети открывают глаза, и отгадывает, какой предмет спрятал педагог: “Не стало, например, расчески!”

Из-за ширмы доносится: хрю….хрю…хрю…..

Ребята, слышите, кажется Хрюша к нам спешит. Давайте мы с вами присядем на стульчики.

За ширмой появляется Хрюша, весь чистый, причёсанный, аккуратный и опрятный.

Хрюша:

Ребята, ребята! Теперь я точно знаю, почему со мной никто не хотел играть! Вспомните, какой я был?

А теперь я какой?

- Мне очень понравилось умываться, вытираться полотенцем, чистить зубы, расчесываться. Спасибо вам огромное за вашу помощь, теперь у меня появилось много друзей, которые хотят со мной играть.

- Спасибо ребята. До свидания!

До свидания!

Сюрпризный момент

Дети играют в группе. За ширмой раздается хрюканье.

Хорошо, уберем.

Воспитанники вместе с воспитателем собирают игрушки.

Поросёнок, Хрюша.

Здравствуй, Хрюша.

- Он грязный, неопрятный, не красивый, не аккуратный…

Поможем!

Да!

Воспитанники садятся на стулья

Мыло

Дети нюхают мыло, говорят о том, что оно приятно пахнет

Душистое, белое, круглое

Ребенок (по желанию) рассказывает, воспитатель помогает

Мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы они были чистыми.

Закатать рукава.

Дети повторяют слова и движения с воспитателем

Полотенце.

Дети берут в руки воображаемое полотенце и “вытирают” руки.

Ребенок достает из «волшебного мешочка полотенце

- Красивое, мягкое, пушистое, разноцветное

Это расческа. Она деревянная (пластмассовая, длинная) у нее есть ручка и зубья. Расческа нужна нам, чтобы расчесывать волосы - вот так.

Ребенок показывает Хрюше, имитируя движения расчесывания, как нужно расчесываться.

Да.

Нет

Дети выполняют движения и слова вместе с воспитателем.

Красивые, опрятные, чистые, причесанные

Дети подходят к столу, где разложены карточки с изображением предметов: мыло, зубная паста, зубная щетка, шампунь, расческа.

Дети отгадывают по одному или все вместе.

Дети перечисляют:

-Грязный, неопрятный, чумазый, неряшливо одетый, непричесанный

- Чистый, красивый, опрятный и т.д

-До свидания!

МБДОУ «Детский сад №20»

Конспект ОД

для второй младшей группы

(3–4 года)

на тему:

Воспитатель:

Чудина А.А.

Тема: «Да здравствует мыло душистое!»

Цель : Формирование умения у воспитанников самостоятельно и аккуратно мыть руки, пользоваться мылом, сухо вытирать руки полотенцем, заворачивать рукава.

Задачи :

Образовательные:

    расширять словарный запас детей

    закреплять умение вытирать насухо руки полотенцем;

    познакомить со свойствами мыла (пенится в воде, бывает разной формы);

Развивающие :

    развивать умение намыливать руки до образования пены, не разбрызгивая воду;

Воспитательные :

    воспитывать аккуратность, формировать желание быть чистым

и опрятным;

Средства: кусочки туалетного мыла по количеству детей, посылка, мыло туалетное разных форм, тазик с мыльной водой, полотенца по количеству воспитанников, воздушные шарики 4 цветов, сюжетные картинки;

Способы: художественное слово, беседа, показ, пример, побуждение, поощрение;

Ход ОД

Действия

воспитателя

Действия

воспитанников

Раздается стук в дверь (запись)

-Ребята, кто это.

-Откроем и посмотрим, кто там?

Воспитатель открывает дверь

Входит воспитанник подготовительной группы – Почтальон.

-Ребята, кто это к нам пришел?

Почтальон:

-Вам посылка!

-От кого?

-От Мойдодыра

Воспитатель берет посылку, Почтальон уходит. Воспитатель вместе с детьми рассматривает посылку.

-Ребята, вы знаете, кто такой "Мойдодыр"?

-Правильно!!! Вы хотите открыть посылку и посмотреть, что там?

Воспитатель открывает посылку, и достает мешочки.

- Ребята, нам Мойдодыр прислал мешочки. А что в них лежит, мы должны с вами угадать.

Воспитатель раздает каждому мешочек.

-Попробуем определить, что это может быть: нюхаем, определяем форму, поверхность, цвет)

-Как вы думаете, что это?

- Правильно, это мыло!

-Ребята, потрогайте мыло, какое оно на ощупь?

-Понюхайте его, у него есть запах?

-Какое оно по цвету?

-Ребята, здесь в коробочке ещё мыло. Посмотрите.

Воспитатель достает круглое мыло.

-Какое это мыло по форме?

А это?

Воспитатель достает квадратное

-А вот это кокой формы?

Достает мыло в виде Медведя

-Посмотрите, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы.

-А для чего нужно мыло, вы знаете?

- Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели.

-Мыло, которым моют руки, называется-туалетное.

- -Чтобы было бы, если б не было бы мыла?

-Правильно!

Вот послушайте стихотворение «Что бы было, если б не было бы мыла?»

-Ребята, а вы как думаете мыло растворяется в воде или нет?

В тазик с чистой водой отпускаем мыло, намыливаем руки, взбалтываем воду вместе с мылом.

-Посмотрите, мыло растворяется, а при взбалтывании пенится.

-Ребята, скажите, на что пена похожа?

Воспитатель предлагает вытереть руки полотенцем, и вернуться к посылке.

-Ребята, а давайте ещё посмотрим, что нам прислал Мойдодыр? Воспитатель достаёт небольшой воздушный шарик-оранжевый.

Физкультминутка «Шарик»

Надуваем толстый шарик

Он становится большой

Шарик лопнул,

Воздух вышел

Стал он толстый и худой.

-Ребята, посмотрите, а что это внутри шарика спрятано?

-Как же нам их достать?

Воспитатель лопает этот шарик и оттуда достаёт советы Мойдодыра

Следует, ребята, знать,

Нужно всем подольше спать.

Ну, а утром не ленится,

На зарядку становится!

На столе разложены картинки с изображением конкретного совета. Воспитатель просит воспитанников, найти соответствующую картинку и прикрепить ее на мольберт.

Воспитатель достаёт небольшой воздушный шарик- зеленый. Вместе с воспитанниками лопает его, и достает следующий совет.

- Следующий совет.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой,

Нужно мылом и водой.

Воспитатель достаёт небольшой воздушный шарик- синий. Вместе с воспитанниками лопает его, и достает следующий совет.

-Есть еще один совет.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молоко, продукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

Воспитатель предлагает найти соответствующую картинку, и прикрепить ее к мольберту.

-Следующий совет

Воспитатель достаёт небольшой воздушный шарик- красный. Вместе с воспитанниками лопает его, и достает следующий совет.

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Воспитатель предлагает найти соответствующую картинку, и прикрепить ее к мольберту.

-Молодцы, ребята, все картинки нашли правильно.

-А теперь вспомним, с чем сегодня поближе познакомились?

-Что мы сегодня узнали?

-Вам понравилось?

-Теперь все будут дружить с мылом?

-Правильно! Молодцы!

Воспитанники стоят вокруг воспитателя на ковре

-Не знаем. Нужно открыть дверь и посмотреть, кто это.

-Да, откроем.

- Это почтальон.

-Умывальников начальник и мочалок командир.

-Хотим?!

Воспитанники засовывают руки в мешочки и пытаются наощупь определить, что это.

-Мыло

Дети обследуют кусочки мыла

-Гладкое,

-Есть. Оно пахнет.

-Зеленое, белое, жёлтое.

Ответы воспитанников.

-Круглое.

-Квадратное.

- В форме Мишки

-Да.

-Чтобы мыть руки, отмывать грязь.

-Все были бы грязные, и часто болели.

Один из воспитанников рассказывает стихотворение.

Что бы было,

Что бы было

Если б,

Не было бы мыла?

Если б,

Не было бы мыла?

Таня грязной бы

Ходила!

И на ней бы,

Как на грядке,

Рыли землю

Поросятки!

-Да.

Воспитанники вместе с воспитателем опускают мыло в тазик (у каждого воспитанника свой)

-Да

-На снег, на пух.

Воспитанники вытирают руки полотенцем, и подходят к столу с посылкой.

Воспитанники выполняют движения за воспитателем

-Записки, послания.

-Надо лопнуть шарик!

Один из воспитанников прикрепляет картинку на мольберт

Воспитанники находят картинку «зарядка», и один из детей прикрепляет ее к мольберту

Воспитанники вместе с воспитателем находят. Картинку «здоровая пища», прикрепляет к мольберту.

Воспитанники вместе с воспитателем находят. Картинку «прогулка», прикрепляет к мольберту.

-С мылом.

-Что оно может быть разной формы, разного цвета, и запаха.

-Что мыло пенится в воде.

-Да!

-Да!

Татьяна Жукова
Дидактические игры для формирования гигиенических навыков у младших дошкольников

Дидактическая игра «Перемешанные картинки»

Цель игры . Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки .

Оборудование : Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках – щетку и пр.

Ход игры . Воспитатель вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих тартинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитателю, то должны объяснить его назначение, например : «Вот мыло и щетка для умывания» . Или : «Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась» .

Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

Цель игры . Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении .

Ход игры . Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные : пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше) .

Затем воспитатель говорит : «Руки» . Дети, которых она вызывает, отвечают : «Мыло, щетка, полотенце» . Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.) .

Вариант. Воспитатель задает вопрос : «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» . Дети знают, что должны назвать предметы гигиены , которые используются утром (зубная щетка, паста, мыло, полотенце) .

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель : учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.

Оборудование : вырезанные из картона обувь : сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры : педагог вводит детей в игровую ситуацию : «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция : «Найди пару» . В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

Дидактическая игра «День рождения»

Цель : учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование : гости – куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Ход игры : ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей : сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на уроках труда) . Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях :

Поздороваться, когда приходишь в гости;

Без приглашения не входить в комнату;

Дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец) ;

За столом не шуметь, не брать пищу руками;

Приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

Не перебивать друг друга;

Пользоваться приборами и салфеткой во время еды;

Придвигать и отодвигать стул неслышно;

После еды не забыть поблагодарить именинника;

Перед уходом попрощаться;

Когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям , как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

Дидактическая игра «Волшебный шнурок»

Цель : развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование : игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый) .

Ход игры : педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке : лестница, качели и т. д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия.

Дидактическая игра «Посади цветочки на лужок»

Цель : научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Оборудование : зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

Ход игры : педагог : «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали». Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно. Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий.

Дидактическая игра «Что ты можешь о них сказать?»

Цель игры . Познакомиться с предметами гигиены и их использованием .

Оборудование : Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры . Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Воспитательница называет по имени одного ребенка : «Петя, скажи, что ты видишь здесь?» Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы. Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос : «Яна, есть у вас дома мыло?» .

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит : «Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы с ним делаем? Для чего нам мыло?». Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы : «Для чего мама купила мыло?» (Она хочет стирать) . «Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?» (Выстирает его) . «Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?» . В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т. д.

Дидактическая игра «Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель : учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование : ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры . Педагог : «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые «белые перчатки» . Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные «белые перчатки» .

Затем педагог предлагает детям совместить ладошки , сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Педагог эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, педагог проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем. В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки , вот вам хлеб, да ложки!».

«В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (или педагог называет имя ребенка) .

«Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку , по-нем-нож-ку. Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться веселей!». Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.

Дидактическая игра «Что нужно кукле?»

Цель игры . Формировать в игровой форме культурно- гигиенические навыки младших дошкольников .

Оборудование. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка.

Ход игры . Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем берем кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит : «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»

Дидактическая игра «Готовим обед для кукол»

Цель : учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т. д., определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование : куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Ход игры . Педагог : «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Дети по муляжам перечисляют продукты.

«А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол) . Из чего состоит обед? – из первого блюда (борщ, суп, щи, из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты, из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай) . Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп, второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу, третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока) ».

Педагог вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда :

Промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи) ;

Очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;

Положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;

Поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;

После того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.

На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье – варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона) .

Педагог поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают, и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита, и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.

Дидактическая игра «Вымой кукле руки»

Цель : создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование : кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры : дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается» . Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит : «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог : «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки» .

После формирования положительного отношения к навыку мытья рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах . При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук : засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки» ; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки» ; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

Цель : учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Для Кати : рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Оборудование : две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити.

Ход игры . Педагог : «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает : «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

Цель. Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно, одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Материал : кукла, коробка с одеждой.

Ход игры : перед детьми сидит кукла Катя. На столе красивая коробка с вещами. Воспитатель говорит и показывает : - В коробке Катина одежда. Достает пальто и говорит : - Это пальто. Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель называет цвет пальто (дети повторяют) . Воспитатель достает шапочку : - На, Катя, шапочку. Ее надевают на голову.

Дети поочередно достают из коробки колготки, кофточку. Воспитатель начинает одевать Катю на прогулку. Воспитатель : - Сначала наденем кофточку. Вместе с детьми воспитатель последовательно одевает колготки, кофту, шапку, пальто. Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит, как дети начинают одеваться на прогулку. Некоторым детям воспитатель (кукла) напоминают последовательность одевания, поощряют самостоятельные действия детей. Кукла с детьми идет гулять.

Дидактическая игра «Причешем куклу»

Цель : учить отображать часто производимые взрослыми действия (причесывание) . Развивать культурно-гигиенические навыки . Воспитывать опрятность. Использовать потешку для расширения словаря.

Материал : кукла, петушок, расческа.

Ход игры : на столе у воспитателя сидит кукла в красивом платье, петушок и лежит расческа. – Дети, к нам в гости пришла кукла Катя. Она сама не может причесаться. Давайте ей поможем. Чтобы причесать куклу нам нужен гребешок (расческа) . Давайте попросим его у Петушка.

Воспитатель читает потешку :

Петушок, петушок,

Подари свой гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу –

Я кудряшки причешу.

Петушок дарит детям расческу. Дети поочередно подходят и пытаются причесать куклу. Воспитатель помогает. Педагог читает потешку еще раз и предлагает причесать кого-нибудь из детей. Воспитатель показывает детям красивую причесанную куклу. Дети показывают Петушку, как они причесались сами его гребешком и причесали куклу. Воспитатель, кукла и дети благодарят Петушка и просят его остаться поиграть.

Похожие публикации