Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет

Наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы».

В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы» . Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение.

Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов.

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет.

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов.

У 1, 5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента.

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Как развить речь?

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их - так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания: найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название, нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно.

Ваша задача - обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих.

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Подавайте пример правильной речи

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко.

Расширять пользование речью - это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции.

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи - это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка голосового аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков).

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н, б-п, м-н, с-з.

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев.

Таких игр - с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)
Внизу живёт семейство ежей,
На втором этаже - семейство зайчат;
На третьем - семейка умных бельчат.
На четвёртом устроилась птица-синица,
На пятом - сова, очень важная птица.
Ну вот и пора нам обратно спуститься:
На 5-ом - сова, на 4-ом - синица,
Бельчатки на 3-ем, зайчатки - 2-ом,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики - рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой - главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно.

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы!

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша - это важно в любом случае.

Нравится

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам статью о том, как развить речь у ребенка, на что стоит обратить внимание в определенные периоды, какие игры и развлечения помогут вам в этом процессе и как самим не испортить дело. Многие родители слишком торопятся, не обращают должного внимания, проявляют нетерпение. Все это может плохо сказаться на малыше.

До 12 месяцев

Самым первым способом, к которому прибегает ребенок чтобы начать общаться с этим миром - крик. Именно так младенец показывает что он чувствует, как он относиться к родителям, чего он хочет. Многие мамочки с легкостью определяют интонацию, с которой их малыш кричит. Ведь ребенку нужно показать, что он хочет есть, что ему дискомфортно от мокрого подгузника, что он проснулся и хочет внимания к себе.

Следующая стадия - гуление. В этот моменты вы можете начинать играть с малышом в козу, прятки. Помните, что в любом возрасте простое общение будет способствовать развитию речи куда более эффективнее любых игр.

Разговаривать необходимо ласково и спокойно. Здесь важно поймать грань и не перестараться в сюсюканье с малышом, но и не выбрать слишком серьезный взрослый тон. Когда ребенок гулит, то ваша задача отвечать. Проговаривайте все действия, которые вы совершаете вместе с ребенком.

Далее, карапуз учится лепетать. Пробует на вкус разные слоги. Это и «ма-ба-па-ла-ка» и так далее. Здесь вы уже можете делать акцент на словах «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Говорите четко, пусть малыш попробует копировать вас. Повторение за взрослыми способствует хорошему развитию собственной речи.

Проговаривая короткие слова следите за артикуляцией, как шевелятся губы, что делает язык. Карапуз будет смотреть на вас и пытаться повторять. В этот момент вы можете познакомить малыша с музыкой, показать как стучат разные предметы, какие звуки издают игрушки.

К 1 году вы можете смело просить ребенка дать вам что-либо, показать на предмет. Помните, что просьба должна быть короткой и четкой. «Встань», «Дай куклу», «Брось» и тому подобное. В период от года до полутора у ребенка начинают появляться первые слова. Это следущая стадия.

Вам может очень пригодиться книга «Альбом по развитию речи для самых маленьких ».

До двух лет

Очень часто у детишек появляется звук «Ы» в сопровождении указательного жеста. Таким образом ваш малыш пытается спросить что это за предмет. Он указывает буквально на все подряд. Тут вы должны запастись терпением и спокойно называть предмет за предметом.

Если это игрушка, уточняйте какая именно. В данный момент вы развиваете пассивный запас слов. Это те слова, которые карапуз понимает, но сказать пока не может сам. Запас будет становиться все больше и в один момент перейдет из пассивного в активный. Поэтому спокойно называйте любой предмет, на который указывает ребенок с жадным криком «Ы?».

Как я уже сказала, в период с года до 1,5 лет у малыша начинают появляться первые слова. Самые простые и легкие. Дети начинают обозначать маму и папу, любимую игрушку, еду. Многие предметы могут попадать в одну категорию. Например, все игрушки могут обозначаться словом «ига», так дочь одной моей клиентки имела в виду все игрушки и просила чтобы с ней поиграли.

У разных деток упор идет на разные категории слов. Кто-то больше употребляет существительные, другие же делают упор на глаголы.

Ни в коем случае не забывайте про телесное подкрепление. Карапуз знакомится с миром посредством тактильных ощущений. Что такое ковер? Это что-то мягкое, ворсистое. Обязательно потрогайте вместе с ребенком ковер, если речь идет именно о нем.

Если малыш обратил внимание на цветок, то можно понюхать его, потрогать. Старайтесь давать слова в различных сочетаниях. «Цветок пахнет», «цветок любит солнышко», «цветок растет в горшке» и так далее. Так дети лучше запомнят слова.

Ребенок в 2 года учится обобщать предметы. Ваша задача учить действовать с предметами. Если вы учите слово ложка, то не просто показывайте ложку, а кушайте ложкой, копайте ложкой, поворачивайте ложку, мойте ложку. Таким образом, малыш лучше запомнит слово и не будет относить понятие ложка лишь к конкретному предмету, а проведет ассоциацию на все ложки.

До трех лет

Очень важно уделять внимание артикуляции. Вы можете приобрети различные духовые инструменты: дудочка, свисток, свиристель. Благодаря инструментам малыш будет дуть, вдувать, упражнять губы и язык. Все это, в свою очередь, приведет к лучшей разработке речевого аппарата.

В 2,5 года многие малыши свободно называют предметы, используют обобщенные понятия, пользуются словами «холодно», «темно» и так далее. Теперь ваша задача — не просто учить ребенка говорить все подряд, а понять структуру предложения, научить соединять слова и строить правильные фразы.

Начать можно с упражнения на личные местоимения. Вы поочередно говорите «я», «ты», «мы», а ваш малыш показывает пальцем: я - на себя, ты - на вас, мы - на вас обоих.

Детки не всегда правильно использую глаголы. Виной тому наш многогранный и сложный язык. Ни в коем случае не ругайте ребенка, не говорите, что он глупый. Это лишь усугубляет положение дел и малыш может вообще перестать пробовать говорить.

Вместо этого, учите его правильно спрягать глаголы. Берете глагол «кушать» и повторяете: я кушаю, он кушает, ты кушаешь. И точно так же с другими глаголами. Запаситесь терпением.

Предложите поиграть в повторюшку. Сначала вы называете разные слова, а ребенок повторяет их, а затем наоборот, он говорит слова и повторяете вы. Эта игра способствует развитию произношения, увеличению словарного запаса и мышлению.

В 3 года вы можете начать пересказывать любимые сказки или мультики. Подобные игры не только развивают речь, но и помогают с памятью, составлением предложений.

Не все детки развиваются с одинаковой скоростью. Если он не говорит у вас в два года, не паникуйте. Сначала подумайте, всегда ли ваш ребенок отказывался от взаимодействия с окуривающим миром. Жестикуляция, мимика, отдельные звуки - все это моменты общения.

Взрослый ребенок

В возрасте 4 - 5 лет малыш уже может изъясняться понятно, рассказать про себя и свою семью, описать что с ним произошло. Да, словарный запас еще скудный и из-за этого могут возникать трудности. Старайтесь объяснять как можно больше слов, спокойно поправляйте и исправляйте, поясняя, в чем малыш ошибся.

Чтобы речь была связная старайтесь часто пересказывать сказки, сегодняшний день, мультики. Повторение истории структурирует, выстраивает действия, что помогает лучше уловить связь между происшествиями. Если карапуз что-то путает, не ругайтесь и не торопите его. Дайте время подумать, а если он зашел в тупик спокойно помогите ему.

В возрасте 6 - 7 лет можете делать больший упор на мышление. Старайтесь улавливать как ваш ребенок рассуждает, почему делает тот или иной вывод, как он строит фразу. Чтобы малыш был развитый с ним постоянно необходимо разговаривать.

Помните, что простые разговоры куда эффективнее всех игр.

Еще один важный момент - никогда не подражайте детской речи. Вы должны разговаривать как взрослый человек, простым и понятным языком, но именно как взрослый.

Возможные трудности

Еще один распространенный момент - воплощение своих фантазий. Мама одной моей клиентки всю жизнь мечтала стать телеведущей. Отсюда ранние походы по модельным агентствам, различные теле-шоу и прочие «недетские» занятия. Из-за этой истории у женщины развился комплекс неполноценности, из-за столкновения ее желаний и потребностей матери.

Будьте терпеливыми, обращайте внимание на все попытки ребенка взаимодействовать с вами и с окружающим миром, общайтесь с ним спокойно и по-взрослому, не усердствуйте. Если вы приверженцы программ раннего развития - то будьте очень аккуратны и осторожны. Многие программы несут под собой большие трудности в будущем.

Развитие малыша должно проходить спокойно, без резких скачков, по его способностям и возможностям. Помните, что не все дети развиваются одинаково.

Расскажите про свои методики развития речи у малыша. Какие вы используете игры? Когда ваш ребенок сказал первое слово? Как вы помогали ему и чему учили?

Запаситесь терпением и вскоре вы уже будете разговаривать со своим ребенком на интересные темы!

Развитие речи – одна из важнейших частей общего развития ребенка, а умение говорить имеет существенное значение как для социальной адаптации, так и для приобретения навыков обучения и восприятия информации. Помогите ребенку пройти этот процесс, поощряя ежедневную деятельность, ускоряющую формирование речевых навыков.

Шаги

Часть 1

Создание речевой среды

    Начинайте работать над развитием детской речи как можно раньше. Разговаривайте с малышом с самого его рождения, устанавливая с ним зрительный контакт и создавая крепкие узы. Онбудет узнавать ваш голос, так как слышал его еще в утробе.

    • Вне утробы вы звучите несколько иначе, но ассоциации у ребенка все же присутствуют, и ваш голос обладает способностью оказывать на него успокаивающее воздействие.
  1. Дайте своему малышу возможность слушать вашу речь. Дети учатся через наблюдение: простой разговор со своим новорожденным может принести огромную пользу.

    • В процессе вашего общения ребенок научится тому, как важно произносить различные звуки, и начнет экспериментировать с собственной речью.
    • Даже просто присутствие при разговоре других может быть полезно для новорожденного. Общайтесь с другими взрослыми на обычной громкости, чтобы ребенок мог слышать звучание реального разговора.
  2. Создайте дома безопасную и способствующую развитию среду. Ваш дом должен быть спокойным местом, где ребенок чувствует себя достаточно безопасно, чтобы учиться и исследовать, и где он сможет приобрести уверенность для того, чтобы начать разговаривать.

    • Фоновые шумы отвлекают детей и не дают им сосредоточиться на словах и звуках. Выключите телевизор и снизьте лишний уровень шума, чтобы помочь малышу сфокусироваться на ваших занятиях.
    • Если у вас есть старшие дети, можно определить отдельную зону, например, ясли, или выделить отдельное время в качестве «ясельного», когда старшие дети играют в более тихие игры, а вы концентрируетесь на развитии речи своего ребенка в спокойной среде.
  3. Ограничьте время, которое ребенок держит во рту пустышку. Как только ребенок, подрастая, начнет проявлять интерес к речи, постарайтесь ограничить время использования пустышки, поскольку она затрудняет произнесение звуков и речь в целом. Конечно, проще сказать, чем сделать, но в долгосрочной перспективе ваша тактика будет иметь целый ряд преимуществ.

  4. Начните использовать слова в определенном контексте. Как только ребенок начнет проявлять больше интереса к тому, что его окружает, начните называть предметы в определенном контексте. Указывайте на предметы вокруг вас, например, на животных, простые вещи или на членов семьи. Таким образом вы начнете создавать у ребенка ассоциативные связи между словами и самими предметами.

    • Ребенку потребуется овладеть словарным запасом из минимум сотни слов, прежде чем он начнет соединять их между собой в предложения, что, как правило, происходит годам к двум. Если ежедневно пополнять его словарный запас несколькими новыми словами, это поможет ему говорить более свободно и совершенствовать свое понимание речи.
    • Обращайте его внимание на окружающие звуки, например, рокот заведенного мотора автомобиля или лай собаки. Так вы научите ребенка различать звуки помимо речи и создавать ассоциации между звуками и словами.

    Часть 2

    Ежедневно используйте развивающие речь занятия
    1. Постоянно разговаривайте со своим ребенком и побуждайте его говорить в ответ. По нескольку раз в день ведите диалог со своим малышом и постоянно повторяйте его имя. Реагируйте одобрительно на любые издаваемые им звуки, даже если это неразборчивый детский лепет. В раннем возрасте любые звуки свидетельствуют о развитии речи.

      • Как только ребенок начнет издавать больше звуков, начните задавать ему вопросы и ждите от него ответа, что научит его тому, каким образом строится диалог и порядок речи. Если малыш еще не в состоянии отвечать на вопросы, вы можете моделировать диалог, задавая вопрос, делая паузу для ответа и затем отвечая самостоятельно.
      • Комментируйте как можно больше своих действий в течение дня, например, что вы делаете, когда собираетесь, или что видите на прогулке. Оставляйте малышу и возможность побыть в тишине и поэкспериментировать со своим телом и голосом.
    2. Повторяйте за малышом любой его лепет. Обращайте самое живое внимание на любой звук, который производит ваш ребенок. Подражание его лепету побудит его продолжать свои эксперименты со звуками и станет одним из любимых развлечений вашего малыша.

      • Детское сюсюканье может быть полезным для самых маленьких, но в ограниченном количестве. Несмотря на то, что повторяющиеся слоги, такие как мама или папа, несомненно помогают ребенку учиться разговаривать, некоторые исследования указывают на то, что общение с ребенком только на этом уровне замедляет развитие его речи.
      • Можно сюсюкаться с малышом в определенные моменты или при определенных видах деятельности, но в остальное время общайтесь в обычном режиме, чуть снижая темп речи, чтобы ребенок воспринимал реальный пример разговора.
    3. Обращайтесь к ребенку по имени, поддерживая зрительный контакт. Для того чтобы привлечь внимание малыша, медленно назовите его по имени и поддерживайте зрительный контакт, чтобы он научился распознавать, когда вы к нему обращаетесь.

      • Это способствует тому, чтобы ребенок начал реагировать на свое имя, пусть поначалу даже и каким-либо одним звуком.
      • Делайте так во время любых совместных занятий, купая его, играя с ним или во время кормления.
    4. Читайте своему ребенку. Чтение – один из мощных инструментов развития речи и одно из самых важных дел, которые родители могут делать со своими детьми. Книги не только способствуют выстраиванию отношений между вами и вашим ребенком, но и, благодаря цветным картинкам, стимулируют мозговые центры и способствуют пополнению словарного запаса.

      • Заведите привычку с раннего возраста читать своим детям. Для новорожденных даже не имеет значения, какую книгу вы будете читать; взрослый роман будет звучать им аналогично записям в телефонной книге. Когда дети начнут подрастать, познакомьте их со сборниками стихов, книжками-малышками и интерактивными книжками с картинками.
      • Дети как правило по-разному воспринимают разные книги, в зависимости от личностных особенностей. Читайте одни и те же книги снова и снова, чтобы донести до ребенка их смысл и помочь понять все слова.

О, эти незабываемые эмоции, когда ваш малыш говорит свое первое «агу» и «мама». Ощущение великой радости знакомо практически каждому родителю. Но как быть, если дальше этих слов прогресс не идет и ваш малыш упорно не хочет говорить? В этом случае нужно помочь ему освоить столь сложный и непонятный язык. И сделать это сможете только вы.

Как правильно развивать речь ребенка?

Развитие речи малыша условно делится на несколько стадий:

  1. Крик. Является рефлексом и возникает вместе с потребностью ребенка в защите, тепле, еде и комфорте.
  2. Гуление. Со второго месяца ребенок начинает произносить звуки а-агу, гы-э и т.п. Если вы внимательно присмотритесь к малышу, то заметите, что он ожидает вашей ответной реакции. Это значит, что ребенок уже учится строить с вами диалог.
  3. Лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить первый слоги: ма, ба, па. Постепенно они складываются в цепочку: ма-ма, па-па и т.д. В этот период важно повторять ребенку эти слоги, читать ритмичные стишки и петь малышу. Так вы будете развивать еще и слух.
  4. Первые слова. Примерно с 11-12 месяцев ребенок нуждается в развитии словотворчества. Малыш внимательно слушает предложения, стихи и сказки, которые родители говорят вслух. Поэтому, даже находясь на улице важно общаться с ребенком короткими и емкими фразами. Например, собака – ав-ав, машина – би-би, паровозик – ту-ту или чух-чух.

Играем и учимся говорить

Начиная с одного года важно начать использовать детские игры, развивающие речь. Многие родители ограничиваются стишками и чтением книг, другие начинают заниматься с малышами в специализированных кружках ясельного типа. Однако есть более эффективные варианты, при которых можно не выходить даже из комнаты малыша. Итак, развиваем речь ребенка дома:

1. Разговариваем вслух. Если малыш находится в пределах вашей видимости, начните разговаривать сами с собой, короткими, медленными и отчетливыми фразами. Так, чтобы малыш видел ваши действия и слышал, что вы говорите. Например: «Я сейчас помою посуду», «Мама варит кашу», «Саша сейчас будет кушать» и т.д.

2. Параллельная беседа. Метод, схожий с предыдущим, но основанный на комментариях того, что делает сам ребенок. Иными словами вы даете ребенку подсказку, как называется предмет, который он держит в руках, каковы свойства этого предмета и т.п. Ребенок получает личный опыт и в дальнейшем научится быстрее использовать ваши слова.

3. Провокация. Заключается в преднамеренном непонимании ребенка. Например, малыш называет вам игрушку или показывает пальцем на нее и хочет, чтобы вы ему ее дали. Попробуйте дать не ту игрушку. Первая реакция малыша естественно будет возмущение, как так вы не поняли, что он имел в виду. В дальнейшем можно задавать ребенку вопросы: «Я не понимаю, ты хочешь мячик или куклу?». Ребенок охотно начнет объяснять непонятливому родителю чего он хочет.

4. Песенки, стишки и потешки. Почти все игры для детей, развивающие речь основаны на чувстве ритма. Особенно если таким образом вы сопровождаете какое-либо действие ребенка. С помощью стишков и приговоров, вы поможете малышу не только освоиться с речью, но и приучите его к горшку, научите пользоваться ложкой и привьете ему прочие социальные навыки. Также с помощью ритмичных игр вы сможете задействовать двигательную активность малыша. Чем больше вы будете выполнять сложных движений с пальцами руками и всем телом малыша, тем больше участков мозга будет задействовано. Приведем несколько примеров таких игр:

  • Каждый с детства помнит потешку: «Идет коза рогатая, за малыми ребятами…». Сделайте паузу, и только потом добавьте «забодаю, забодаю, забодаю». Малыш будет снова и снова ждать этого эффекта неожиданности.
  • Также малыши обожают говорилочки, в которых они сами активно участвуют. Ту же самую фразу «Гуси-гуси» можете произнести вы, а фразу «га-га-га» ребенок охотно повторит за вами.
  • Используйте игры, обучающие ребенка. Например, такую:

Жук жужжит – жу-жу-жу-жу

Я вам глазки покажу

Я вам лобик покажу

Ребенок быстрее запомнит, где глазки и прочие части тела находятся у мамы, затем сможет показать их у себя, а на третьем этапе сам начнет называть их.

5. Исследования ученых доказали, что лучшие игрушки, развивающие речь – это обычные бытовые предметы, разные по цвету, форме и прочим характеристикам. Яркий тому пример можно увидеть на кухне, когда малыш предпочитает обычным игрушкам крупу, кастрюли, чашки и ложки. Изучение таких предметов с вашими комментариями о том, что можно ими делать, намного быстрее разовьет речь вашего ребенка. А игры малыша с крупой прекрасно разовьют моторику, что тоже является важным фактором в формировании словотворчества.

6. Далеко не последнее место занимают и мультфильмы, развивающие речь . Каждый родитель должен помнить – дети раннего возраста нуждаются в живом общении, поэтому телевизор как таковой им может навредить. Но если рядом находятся мама и папа, которые смотрят мультики и фильмы вместе с ребенком и комментируют все что видят на экране, эффект будет потрясающий. Среди старых добрых мультфильмов стоит отметить следующие: «Терем-теремок», «Как стать большим», Антошка», «Рыжий, рыжий», «Два веселых гуся», «Мы делили апельсин», «Приключения огуречика», «Дед мороз и лето» (песенка о лете). Также в России была выпущена прекрасная серия фильмов «Я все могу. Гениями становятся». Она помогает развивать память, речь, воображение и способствует гармоничному становлению личности ребенка.

Вы можете сами придумывать игры для своих детей, развивающие их речь. Главные принципы – внимание и поддержание диалога с малышом. Играйте с ребенком в куклы, в театр, наделяйте игрушки разными свойствами и говорите от их имени. Лепите поделки из различных материалов. Не стесняйтесь тратить свое время на общение с ребенком, не оставляйте его у телевизора, вместо того, чтобы заняться игрой. И тогда перед вами никогда не возникнет вопрос, как развить речь у ребенка.

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

Похожие публикации