Как воспитать в семье уважение к старшим. Конспект занятия для дошкольников «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве

Многие родители изо всех сил пытаются научить ребенка их уважать. Некоторые даже заставляют. Но дети почему-то капризничают и никак не хотят признавать авторитет взрослых. О том, как привить ребёнку уважение к старшим, каких ошибок не следует совершать родителям в воспитании, и что делать, если ребёнок не слушает маму и папу, рассказала хабаровский педагог-психолог Маргарита Иотка.

Как привить ребёнку уважение к старшим: мнение специалиста

- Маргарита, ч то вкладывают в понятие «уважение», и какими методами его можно привить ребенку?

Маргарита Иотка, педагог-психолог

Уважение в первую очередь - это признание достоинств другого человека, его авторитета. А еще это понимание того, что человек тебе не принадлежит и осознание его границ. Этого можно добиться только с помощью собственного примера. Очень часто к нам обращаются семьи, в которых уважения как такового нет. Допустим, мама с бабушкой постоянно ссорятся, оскорбляют друг друга при ребенке. А потом родители приходят на приём и удивляются, почему ребенок позволяет себе в их адрес оскорбления.

И другой пример: ребёнок воспитывается в семье, где мама постоянно говорит «нельзя, потому что я так сказала» и не удосуживается объяснить почему. Это неправильно. Детям нужно не только прививать правила, нормы, этикет, но и объяснять, почему нужно вести себя так или иначе. «Потому что я так сказала» - это не аргумент, особенно для ребёнка, который потом станет подростком, у которого складывается своё мировоззрение. И мнение родителей для него чаще всего в этот период не авторитетно, он прислушивается к мнению сверстников. В итоге подросток может разговаривать с родителями так же, как и они с ним: «Да что ты можешь знать?». Поэтому у него еще в детстве должно сложиться понимание того, что значит уважение к старшим и почему это так важно.

- Как же тогда объяснить ребенку, почему старших нужно уважать?

Всегда нужно объяснять причины. Например, почему нельзя игнорировать дедушку, который не может перейти через дорогу, почему нельзя обижать и оскорблять пожилых людей. Нужно рассказать ребенку, что такое старость, что в таком возрасте людям нужна помощь. Также можно объяснить, что человек прожил долгую жизнь и у него большой жизненный опыт, а ребенку это только предстоит и он может чему-нибудь научиться у пожилого человека. Если разъяснять такие вещи ребёнку, как взрослому человеку, то к подростковому возрасту у него сложится своя картина мира и оценка происходящего.

- Влияет ли то, что родители наказывают ребенка за проступки, на уважение к ним?

Наказывать ребёнка - это нормально, но он должен чётко понимать, за что его ругают. Плюс система поощрений и наказаний должна быть единой в семье. Нужно обязательно договориться со всеми родственниками, как вы будете наказывать ребенка или хвалить. Лучше, чтобы ребенок мог сам нести ответственность за свои поступки. Опять же, если в процессе воспитания не разъяснять ребенку элементарные вещи и явления, то впоследствии у него будет атрофировано формирование собственного мнения и принятия решений, ответственность за свои поступки он нести не сможет. И будет говорить: «Я так сделал, потому что я так захотел».

Во время переходного возраста дети в некоторых случаях начинают отвергать авторитет родителей, бунтовать. Как вести себя родителям в этот период?

Ни в коем случае ничего не подавлять. Это такой возраст, когда происходит сепарация от родителей. Это нужно просто пережить и не мешать. Еще нужно уважать личные границы ребёнка, например, без стука к нему в комнату не входить. У него тоже должно быть свое пространство, где он может чувствовать себя в безопасности, спокойно заниматься своими делами и не думать, что сейчас ворвется мама или папа с претензиями. Вообще, это нормальный процесс, нужно просто набраться терпения и как можно больше приложить усилий, чтобы ребенок мог вам доверять, прийти к вам с любым вопросом, в том числе и о первой любви.

- А если ребёнок в этот период связался с плохой компанией? Тут не вмешиваться уже не получится…

В этом случае нужно понять, что он такого получает от этой компании. Как правило, слабые примыкают к более сильным. Чему он хочет научиться от них? Почему они вдруг стали ему интересны? Может, ему важно быть авторитетным, агрессивным в его среде. Потому что в этот период подростки становятся достаточно жестокими, срывая друг на друге негативные эмоции.

- С какого возраста нужно объяснять ребёнку, что такое уважение?

Чем раньше, тем лучше. Вообще, до трёх лет у ребенка нет понимания, какой человек перед ним: взрослый, молодой, старик. У него все люди в принципе равны - он обращаются к любому человеку на «ты». С трех лет уже нужно начинать воспитывать это.

- А если не удалось сделать это вовремя?

Если ребенку уже, например, десять лет и он до сих пор не может принимать авторитет, тут нужно уже смотреть на семью: значит что-то такое есть в отношениях между мамой и папой или родителями и бабушкой. Как вы относитесь к своим родителям в обществе своего ребенка, как вы относитесь к нему самому, так и он будет к вам относиться.

Влияет ли на отношение ребёнка к старшим телевидение и интернет? Сейчас в сети есть много видео, на которых дети оскорбляют учителя и считают, что это круто.

Если это просто видеоролик, то это не так страшно, а вот если его поддерживают одноклассники и собираются теперь издеваться над своим учителем, то тут надо обращаться к школьному психологу, специалистам, которые смогут остановить этот буллинг учителя. А вообще, учитель должен обладать навыком не отдавать власть детям.

Говоря о влиянии интернета в общем, если ребёнок маленький, есть возможность блокировать определенный контент в сети, и он его не увидит. Но если ему уже 15, заблокировать сайты и источники вряд ли получится. Если ему с детства прививали нормы уважения, скорее всего такие ролики вызовут у него жесткую критику.

- Часто ли к вам обращаются родители с проблемой неуважения в семье?

Постоянно. Очень часто обращаются родители с детьми в возрасте 9-10 лет, которые их не слушаются. Бывали даже такие случаи, когда дети говорили своим родителям, что сейчас позвонят в телефон доверия, чтобы их лишили родительских прав. Дети в этом плане жестоки. В таких случаях надо разбираться, в чем причина. Возможно, в семье присутствует такой вид манипуляции. В первую очередь надо искоренять такую манеру общения, иначе результата не будет. Это то же самое, если сидеть дома с сигаретой и учить ребенка не курить.

- Что в таких случаях вы советуете родителям?

Я всегда смотрю на отношения родителей друг с другом: что за семейная система дома, кто подключен к воспитанию, может, бабушка или крестные. В любом случае помогать нужно не детям, а в первую очередь родителям. Очень сложно работать, когда приходят родители и говорят, мол, сделайте что-нибудь с моим ребенком, а мы поехали, у нас дела. Они не готовы работать над собой и хотят, чтобы починили сломанное, а на самом деле это не сломалось просто так. А если родители готовы работать, следуют рекомендациям специалиста, то проблемы решаются.

- Нужно ли объяснять ребенку, что уважать нужно не только старших, но и сверстников?

Да, обязательно нужно объяснять, что другой человек - это личность и совсем другая страна, границы которой переходить не нужно. Нельзя просто так подойти к человеку и поторогать его или задавать вопросы, которые приводят в ступор, например, «почему ты такая толстая»? Это смешно, когда ребенок совсем маленький, но когда ему 11-12 лет, то это уже не норма. Чтобы ребенок понимал это, нужно не только объяснять ему такие вещи, но и общаться с ним, как со взрослым человеком, и уважительно относиться к его мнению. Он должен понимать, что делает, аргументировать и нести ответственность за свои действия.

Например, вы обсуждаете с мужем покупку новой машины. Посадите ребенка в автомобиль, пусть тоже скажет своё мнение. Он будет чувствовать, что он не маленький, и понимать свою значимость в семье.

- Стоит ли идти к психологу, если в семье проблемы, или можно справиться своими силами?

К психологу идти нужно. Если есть сложности в детско-родительских отношениях, и вы понимаете, что друг друга не слышите, дома постоянно крики, скандалы и ничего никуда не движется, придите на консультацию хотя бы один раз и послушайте мнение специалиста.

Итак, для того, чтобы научить ребёнка уважать старших, нужно:

  1. Показать личный пример;
  2. Объяснять, почему нужно поступать так, а не иначе;
  3. Разговаривать с ним, как со взрослым, считаться с его мнением;
  4. Не скандалить в его присутствии с домочадцами.

Главное фото - pixabay.com

Уважительное отношение к старшим является одним из древнейших обычаев кабардинцев и балкарцев, соблюдаемых и по сей день.

Еще в 1784 г.П.С. Потемкин писал о кабардинцах: "Старость лет между ними, так, как и у Спартак, в крайнем почтении, и никакой молодой человек перед стариком пи малейшей невежливости сделать не дерзает".

Немецкий естествоиспытатель Карл Кох. побывавший у адыгов в 30-х годах XIX в., писал по этому поводу: "В то время как у нас государство очень редко берет под защиту стариков, и они полностью зависят от молодого поколения, у черкесов старики пользуются всеобщим почтением. Тот, К то оскорбил старика или пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он песет за это кару в зависимости от величины проступка".

Все авторы (иностранные, русские и местные) XVI - начала XX в. были единодушны в том, что у кабардинцев и балкарцев молодое поколение воспитывалось в духе уважительного отношения к старшим. Это объяснялось не только их возрастом, не только тем, что они родили этих молодых, воспитали, вложили в них огромный труд, свою душу и жизнь, но и тем, что они прошли огромный жизненный путь, обладают большим умом и мудростью, хорошо знают обычаи и традиции своего народа, являются хранителями коллективного опыта общины и рода, имеют большой опыт, связанный с земледелием и скотоводством, являются хранителями культа предков.

И совершенно не случайно в период средневековья важнейшие вопросы рода и племени решал совет старейшин, некоторые культовые религиозные функции выполняли старшие, старшие заседали в судебных органах, в качестве медиаторов (посредников в решении тяжебных дел) избирались уважаемые мудрые старики. Старшие были главой семьи, и в своем большинстве они принимали мудрые и справедливые решения. Они своим личным примером: поведением в семье, в обществе, отношением к работе, требовательностью и справедливостью к младшим, заботливостью, внимательностью и деликатностью, терпеливостью и выдержанностью к ним снискали почет и уважение. Этому и учила народная педагогика кабардинцев и балкарце.

Влияние старших па младших определялось их нравственным авторитетом. Старший не мог допустить по отношению к членам семьи, односельчанам малейшего злоупотребления своей властью, своим влиянием, своим правом. От него требовались величайшая осторожность и осмотрительность. Злоупотребление ими вызвало бы падение его авторитета.

У кабардинцев и балкарцев до мелочей был разработан этикет почитания младшими старших. Он включал в себя следующие нормы поведения: сын не садился в присутствии отца, так поступал и младший брат при старшем: они не вступали в разговор в присутствии посторонних лиц; молодые люди в присутствии старших не говорили громко, не ругались, не сквернословили, тем более не дрались, они также громко не смеялись; если старшие обращались к ним с вопросом, то отвечали скромно и почтительно; долгом младших являлось быть всегда скромным, не допускать хвастовства, бахвальства и, вообще, не распространяться о своей персоне - все это считалось грубым нарушением этикета.

Молодой человек своим видом должен был выражать внимание и уважение к старшему, готовность выполнить любое его поручение.

При этом недопустимо было держать руки в карманах, стоять полусогнутым, сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, копаться в носу, жевать, быть одетым небрежно, подпирать щеку или лоб рукой, курить. Считалось недопустимым пренебречь мнением, советом старшего, отказать ему в просьбе, услуге. Старший в окружении младших говорил почти с полной уверенностью, что его слова будут выслушаны со вниманием и почтением, а также будут извлечены из них определенные уроки.

По обычаю кабардинцев и балкарцев, возраст ставился выше звания и положения. Поэтому молодой человек самого высокого происхождения обязан был вставать перед каждым старшим и стоя почтительно приветствовать его, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. "Каждая услуга, оказанная седине, - писал офицер русской армии Ф. Торнау в J836-183S гг., - ставится молодому человеку в честь. Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила".

По обычаям кабардинцев и балкарцев, полагалось вставать, когда старшие пили воду, чихали, когда в их отсутствие произносили их имя, в особенности, если их уже не было в живых.

В любом доме старший имел свое особое место, на котором он сидел, свою кровать. Это почетное место располагалось у стены, напротив входа в помещение. На место старшего никто не садился, на его кровать не полагалось класть даже чужую шапку. Только сам тхамада мог посадить на свое место приехавшего уважаемого и близкого гостя.

Молодой человек, идущий по дороге, должен был держаться левой стороны, символически уступая правую, почетную, сторону старшему.

Если они шли втроем, то посередине шел старший, следующий по возрасту держался левой стороны старшего, а младший его правой стороны. Если молодой человек встречал в поле, в дороге старшего, то он обязан был после приветствия попросить разрешения быть его спутником, получив его, повернуться и сопровождать старшего до конца его пути. Он мог продолжать свой путь только по разрешению старшего. В таких и других случаях младший не мог пользоваться словами: "Мне некогда", "Я очень спешу", "Сейчас, сегодня не могу" и т.д. Если встреченный в пути старший был пешим, то всадник обязан был спешиться и пешком провожать его.

Нарушением этикета считалось обогнать старшего в пути, пересечь ему дорогу, окликать его. Старшего надо было догнать, при этом извиниться, попросить разрешение и обратиться по имеющемуся делу.

Молодое поколение кабардинцев и балкарцев воспитывалось так, чтобы они в комнате не стремились занимать почетное место, помнили, что может прийти более старший, которому надо уступить это место. Поэтому-то в народе говорили: "Адыгэл1 жьант1а-к1уэкъым" (Адыгский мужчина не лезет на почетное место). Это связано с тем, что у кабардинцев существовал строго соблюдаемый порядок рассаживания за столом. Каждый должен был занимать место, соответствующее его возрасту и рангу. Нарушение этого принципа могло вызвать неудовольствие присутствующих, даже обиду. Поэтому каждый убеждал другого, что данное место должен занять не он, а другой. Этот обычай настолько строго соблюдался, что с появлением новых приглашенных приходилось пересаживаться несколько раз, уступая место более старшему и достойному.

Не случайно говорят, что "Адыгэм т1ысын дымыухыурэ к1уэжыгъуэр къос" (Мы, адыги, не успели рассесться, наступает время расходиться). Тем не менее, это желание уступить свое место более старшему и достойному являлось свидетельством воспитанности, вежливости и скромности. С другой стороны, эти примеры подчеркивали, что если тебя пригласили в гости, то не следует опаздывать.

Уважительное отношение к старшим, как показано выше, ярко присутствует и в обычаях избегания.

Уважительное отношение к старшим воспитывалось у подрастающего поколения кабардинцев и балкарцев как высший принцип, соблюдением которого можно достичь успехов в жизни и уважения односельчан. Об этом свидетельствует ряд кабардинских пословиц: "Нэхъыжь зимы1эм, нэхъыщ1и и1экъым" (У кого нет старших, у того нет и младших); "Нэхъыжьым пщ1э хуэпщ1мэ, уэри пщ1э бгъуэтыжынщ" (Если почитаешь старшего, почтенным будешь и сам); "Зи нэхъыжь еда1уэ и 1уэхур мэк1уатэ" (Кто старшему прислушивается, у него дела двигаются); "Нэхъыжьым жьант1эр ейщ" (Старшему принадлежит почетное место) и т.д.

Лена Звягина
Конспект занятия для дошкольников «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве»

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста : "Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве " адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям детского сада, учителям начальных классов.

Цель : создать условия для формирования у дошкольников почтительного и уважительного отношения к старшим

Задачи : разъяснить, кто такие люди старшего поколения , познакомить с пословицами в устном народном творчестве об уважении к старшим , развивать познавательный интерес детей, воспитывать уважительное отношение к старшим .

Ход занятия

I. Введение в тему.

Педагог : Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об уважении к старшим . Ответьте сначала на мои вопросы :

Кого называют «люди старшего поколения » ?

Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас ?

А как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя ? Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек ? Согласны ли вы, что старикам необходимо помогать , а родителей слушаться во всем?

Как вы считаете, почему надо так поступать? Дети отвечают на вопросы педагога, ситуации обсуждаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

II. Основная часть.

Страницы истории.

В Священном писании говорится : «Заступи в старости отца твоего , и не опечали его» . Теперь вам понятно, что с древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению . Недаром русский народ сложил пословицу : «Почитай отца и мать и наступит благодать» . Это означало, что слушая и уважая мнение старших , ты всегда будешь поступать правильно, и в твоей жизни все будет хорошо.

В повседневной же жизни мы часто наблюдаем, как малыш грубит маме или бабушке. Подросток может сказать дедушке или бабушке, что они не современны и ничего не понимают в жизни, забывая о почтении , уважении и житейском опыте старшего поколения .

А ведь еще в 1717 году Царь Петр I издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» . В нем говорится :

«Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. …с великим почтением , … подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать».

Нарушавшие эти правила, подвергались наказанию. Как вы понимаете эти правила? Нужны ли они сегодня? Какие из перечисленных правил вы выполняете?

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим .

В русской традиции большую роль играла преемственность - накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов в обоснование и своих поступков. Старики были главными хранителями обычаев, обрядов, знатоками фольклора и исторических событий, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику , стремление почтить его возраст и опыт . Пословица - один из важнейших источников, раскрывающих отношение народа к авторитету стариков . Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека :

Старик - да лучше семерых молодых,

От совета старых людей голова не болит,

Молодой работает, старый - ум дает .

Народы разных национальностей так же единодушно требуют глубокого уважения к старшим :

Кто старшего не послушался , в большую яму упал, - считают чеченцы,

Старших уважай , младших воспитывай,- говорят тувинцы;

Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку,- услышишь от узбека;

Слушай, что говорят старики ,- посоветует японец;

Молодой красив, старый умен , Старый умен , хотя и не силен, - скажет финн.

Из народных пословиц видно , что нужно учиться у старших , прислушиваться к добрым советам, ценить их опыт, продолжать начатые дела, брать с них пример. Правда, если примеры отрицательные, то такие поступки повторять нельзя! (Примеры : курение, брань) .

Однако проявляйте терпимость в отношении вкусов и привычек , которые сложились у старшего поколения за всю жизнь, даже если они кажутся вам старомодными , вредными и неприятными.

Проявляйте заботу о здоровье и самочувствии людей старшего поколения , об их быте и отдыхе. Знайте, что одиночество - неизбежный спутник старости , который очень тяжело принять. Каждая морщинка на лице ваших бабушки и деда – след их слез, переживаний, перенесенных бед, тяжелых испытаний.

Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам , дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки .

Послушайте, пожалуйста, внимательно отрывок из стихотворения С . Михалкова «Лапуся» .

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить .

Скажет папа : - Дверь открыта!

Притвори ее , герой! -

Я ему в ответ сердито

Отвечаю : - Сам закрой!

За обедом скажет мама :

Хлеб, лапуся, передай! -

Я в ответ шепчу упрямо :

Не могу. Сама подай! -

Очень бабушку люблю,

Все равно - и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить .

Хорошо ли ведет себя мальчик по отношению к старшим в своей семье ? Чем обидели мальчика бабушка, папа и мама? Что вы посоветуете герою стихотворения ? Как мы должны относиться к старшему поколению ? А теперь послушайте рассказ еще об одном мальчике :

Рассказ В. Осеевой «Просто старушка » .

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка . Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке .

Когда он вернулся, девочка спросила его :

– Это твоя бабушка?

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка !

Почему так удивилась девочка? О чем эта история? Чему научил вас этот случай? Ответы детей. Правильно, чужих стариков не должно быть !

III. Практическое задание.

Русскую народную сказку «Репка» вы хорошо знаете. Кто помог дедушке и бабушке вытащить репку? Правильно, внучка и ее младшие друзья! А если бы они нагрубили и отказались помогать старикам ? Что было бы тогда? (Дети отвечают и начинают работать с заготовкой – раскраской по теме занятия , используя цветные карандаши).

IV. Итог занятия .

Спасибо, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. Я уверена, что теперь вы будете внимательнее и добрее к старым людям . Берегите близких и относитесь уважительно к пожилым людям . Они заслужили наше почтение и уважение ! Ведь и мы когда-нибудь станем стариками .

Использованные интернет-ресурсы :

http://miniskazka.ru/basny_michalkov/lapusya.html

http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/valentina-oseva-raskazy-dlja-detei.html

http://www.planetaskazok.ru/oseevavalskzsth/udivitelnyjdomoseevaval

Прогресс в культурном развитии любого народа в большей мере заключается в почитании и уважении к старшему поколению. Какой бы путь ни выбирал человек в своей жизни, его непременным успехом может стать мудрость, которая преподносится людьми преклонного возраста в качестве жизненного назидания.

Ведь именно их опыт порой может стать фактором в умении выбирать четко выработанную жизненную позицию. Любая история из жизни, любой поучительный рассказ, любое своевременное признание своих и чужих ошибок, любая попытка в проявлении милосердия и т.д. – все это может стать стимулирующим толчком для духовного прогресса и, конечно же, получения желаемого результата. Деградация культуры, религии, нравов, общественных принципов может произойти из-за пренебрежения мудростью старшего поколения. В истории также можно увидеть, что игнорирование этого уникального качества привело к гибели целых народностей. Но этот негатив прошлых поколений также есть урок для всех тех, кто стремится построить общество с богатым наследием духовных и культурных ценностей.

Среди крымских татар почет и уважение к людям преклонного возраста стали национальной традицией. Такой нравственный подход имеет богатую историческую практику. Еще до аннексии в конце 18-го века многие ученые и путешественники отмечали это качество в быту крымских татар, которые также отличались особым гостеприимством и толерантным отношением к другим народностям и конфессиональным группам. Уважение к старшим непосредственно связано с религиозной практикой не только мусульман Крыма, но и всех тех, кто желает сохранить свои традиции и религиозные принципы на долгие годы или столетия. Стоит отметить, что во многом это качество исходит из внутрисемейного положения, то есть от того, каким образом сформируются отношения между членами семьи разных возрастов, таким же примерно будет и отношение к окружающим. Это и выделяет уникальную суть человеческой натуры, которая в отношении себя приемлет лишь благородные и в то же время выгодные его духовному устроению чувства. Отсюда может формироваться и толерантность, так как некоторые семьи создаются с представителями других национальностей, где могут быть объединены культура и традиции, а в некоторой мере даже толерантное и непринужденное отношение к религиозным принципам.

Уважение к старшим является одним из религиозных принципов мусульман. В дальнейшем это может обозначить ту нравственность, которая духовно выражается во внутрисемейном и общественном ракурсе. Если некоторые религиозные обязательства такие, как намаз, пост, хадж и т.д., в большей мере касаются самого индивида, то уважение к старшим, как нравственный устой, может стать предпосылкой для совершения предписанных исламом обязательств. Опять же здесь колоссальную роль могут сыграть жизненный опыт и мудрость старшего поколения. Исповедуемая практика религиозных принципов и предписаний со стороны старшего поколения может стать весомым толчком для формирования мышления и умения выбрать правильную жизненную позицию. В некоторых случаях навестить родственников и близких является предпочтительным, нежели совершение какого-либо богослужения, но это не значит, что нужно оставлять предписанные Всевышним Аллахом обязательства. Хотя и посещение родственников также является определенным богослужением. И это, кстати, отчетливо обозначает Коран, утверждая их положение сразу после веры в Аллаха (Женщины, 1) вне зависимости от их вероисповедания и жизненных взглядов.

Благое отношение к родственникам и людям старшего поколения таит в себе особую благодать. Прежде всего, это связано с представлением своих религиозных принципов и жизненных взглядов, согласно поступкам, которые совершаются в их отношении. Даже присутствие вероятности того, что кто-то из них хоть немного изменит свое мышление, позволяет понимающему человеку везде и всегда быть толерантным, особенно к людям преклонного возраста, у которых со временем могут выявиться определенные болезни, иногда связанные со старчеством. Благодать же заключается в том, что постепенно при поддержании таких отношений формируется мудрость, которая бывает наиболее ценна в исправлении или же несовершении ошибок своих предков. Отсюда и исходит религиозный постулат, который так или иначе позволяет стать еще ближе к довольству Всевышнего Аллаха. Такая принципиальность может стать индикатором в выборе друзей, то есть, однажды сходив в гости и посмотрев хотя бы беглым взглядом на семейные отношения будущего друга, можно сформировать определенное мнение на предмет доверия и построения более тесных взаимоотношений.

К сожалению, в последние годы складывается такое впечатление, что чем более развита цивилизация и технологии, тем меньше уделяется внимание родственным отношениям и уходу за стариками. Возможно, кто-то скажет, что почти каждый день созваниваются, справляются о делах и здоровье, но постоянная занятость или решение повседневных проблем не позволяет долго находиться рядом. У кого-то могут быть другие причины. Но здесь стоит обратить внимание не только на здоровье и дела, но и на то, как можно за промежуток заочного разговора перенять мудрость почитаемого дедушки или бабушки. Колоссальным преимуществом пользуются те, кто живет в одном доме с ними. Хотя, к сожалению, многие привыкли видеть в этом некую обузу, нежели жизненную мудрость. Конечно, некоторые старики могут повторять одни и те же истории или советы много раз, что может надоесть более молодому поколению, но если быть немного внимательным, то из этого можно извлечь определенную мудрость. Она заключается в том, что советы, а порой какая-либо критика могут быть связаны с различными ситуациями, где именно вмешательство людей преклонного возраста бывает полезным в разрешении проблем. К примеру, у многих народностей существуют многовековые пословицы и поговорки, некоторые из которых повторяются в зависимости от ситуации, где одна и та же фраза может быть повторена не один раз. Ведь это многовековой жизненный опыт, который передавался из поколения в поколение.

До тех пор, пока существуют человечество и человеческие отношения, вопрос об уважении к старшему поколению будет актуален всегда, вне зависимости от развития цивилизации и технологий. Ведь если некоторые материальные аспекты могут кануть в небытие, то обретение мудрости и опыта никогда не потеряет силу, скорее наоборот, будет набирать все более новые обороты для духовного совершенства. Уважительное отношение к людям преклонного возраста и терпеливое отношение к некоторым их поступкам – вот те предпосылки, которые станут основой для любого жизненного успеха. А если еще это сделать религиозным принципом, то благополучие этого и последующего мира, можно сказать, гарантировано при условии присутствия искренности и отсутствия какого-либо внешнего намека на одолжение. Тот, кто пренебрегает таким уникальным принципом, как уважение к старшим, может потерять многое, а именно крепкую опору и достойную поддержку со стороны излучающего мудрость и опыт старшего поколения. Порой даже негативный опыт может стать жизненным назиданием, что еще больше придаст уверенности тем, кто умеет ценить отношения с людьми преклонного возраста. Это научит быть терпеливым не только к ним, но и к тем, кто к этому уникальному предписанию относится с безразличием. Ведь толерантность – это именно то, что позволяет преодолеть многие препятствия и с ней же жизненный успех будет обеспечен.

Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.

Уважение к старшему поколению

Конечно, никто не станет отрицать, что всегда существовала проблема отношений поколений. Она проявлялась в непонимании более прогрессивных взглядов молодежи людьми, которые воспитывались на совершенно других идеях и ценностях. Но это столкновение старых и новых взглядов никаким образом не должно касаться уважительного отношения к старшему поколению. Ведь благодаря им существует теперешний мир, а также появились на свет дети и внуки. Именно старики в свое время создавали тот мир, в котором сейчас все живут. Уже за это нужно вести себя должным образом по отношению к ним.

На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.

Воспитание уважения к старшим

Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Мужчина в семье является главным и именно он всегда будет для своего ребенка . Мужчина собственным примером показывает эту модель поведения. Так, например, воспитать уважение к старшим можно следующим образом:

При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.

Похожие публикации