Коррекция поведения ребенка 4 лет неуправляемость. Неуправляемые дети: норма или патология? Возрастной кризис у ребенка

Добрый и спокойный ребенок вдруг стал неуправляемым? Еще пару дней назад он был отзывчивым и послушным, а сегодня показывает свой, откуда-то взявшийся ненавистный характер, и с помощью истерик и капризов, заявляет о своем мнении? Знакомая картина, не правда ли? С подобной ситуацией рано или поздно сталкивается каждый родитель. Причем таких периодов в жизни ребенка бывает несколько. Это, так называемые возрастные кризисы, которые проявляются в нежелании ребенка идти на компромиссы и в полном отсутствии какого-либо уважения и чувства такта по отношению к родителям. Такие переломные моменты бывают примерно в 3 года, а также в 7 и 12 лет. Возрастные кризисы - это, в принципе, нормальные и естественные явления, с помощью которых родители могут наблюдать за очередным витком развития своих детей. В каждом возрасте эти кризисы имеют немного разные смыслы, но проявляются одинакового: ребенок действует с точностью до наоборот тому, о чем его просят, полностью игнорирует родных, закатывает истерики, проявляет свое упрямство и в целом становится вредным, противным и жестоким - таким, каким его никогда не видели родители и даже не могли полагать, что такое может быть с их сыном или дочерью.

Самым первым, и поэтому и самым неожиданным для родителей переломным моментом в жизни ребенка, является кризис 3-х лет, который у всех проявляется по-разному и в разное время, захватывая период от 2 до 3 с половиной лет, - о нем мы сегодня и поговорим. Что делать, если ребенок стал неуправляемым, почему послушный малыш вдруг проявляет агрессию и как реагировать на его выходки, - об этом и о многом другом в этой статье.

Кризис 3-х лет.

Ваш ребенок стал неуправляемым и ему 2 с копейками? Он постоянно делает все наоборот? Вам приходится говорить: «раздевайся», чтобы он начал одеваться на улицу, или заявлять о том, что «сегодня спать мы не будем», чтобы он отправился в постель? Вы постоянно слышите настойчивое: «Я сам»? Поздравляем, ваш малыш проходит важный этап своего развития - кризис 3-летнего возраста, который проявляется у малыша появлением таких несвойственных ранее для него черт, как: упрямство, протест, ревность, противоречивость и неадекватная самостоятельность.

Возраст 3-х лет для любого ребенка является переломным моментом в его жизни. Не зря, даже ученые, наблюдая за различными психическими процессами, происходящими в это время у маленьких детей, называют 3-летний возраст вторым рождением, когда малыш начинает осмысливать свою деятельность и делать ее целенаправленной. В это время у ребенка ломаются абсолютно все стереотипы в отношении окружающего его мира. Он начинает понимать окружающий мир как целостную категорию со своими законами, порядками и причинно-следственными связями, а себя воспринимать как личность, занимающую определенное место в этом мире. В этом смысле появившийся у ребенка повышенный негативизм и отрицание всего и вся, является признаком психологической эмансипации. То есть ребенок выражает свою индивидуальность, свое личное "Я". Он желает, чтобы с его мнением делились и воспринимали его наравне с окружающими. Если в этот момент ребенок не получает поддержки и понимания со стороны взрослых, он начинает все свои действия и поступки сопровождать еще и бунтом, плачем, а также жуткими истериками. Именно поэтому педиатры отмечают у 3-летних деток гиперактивность , и как следствие, повышенную утомляемость.

Появление тех или иных новых негативных для родителей черт характера у всех детей индивидуально. У одних детей 3-летний кризис выражается жестким негативизмом к окружающим; у других - упрямством и своеволием; у третьих - этот момент проходит практически незаметно, проявляясь лишь в настойчивости исполнения всех его желаний. Но любой из них требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, которые, в свою очередь, должны быть в этот момент особенно спокойными, заботливыми и терпеливыми. А еще, чуточку хитрыми и, конечно, любящими, ведь деткам в 3 года как никогда требуется любовь, забота, понимание и поддержка со стороны близких и родных.

Что делать, если ребенок стал неуправляемым?

1. Необходимо принять, что кризис 3-х летнего возраста - это нормальный процесс абсолютно для всех детей. К тому же это временное явление, которое обязательно закончится, и к вам вернется ваш спокойный и послушный малыш, но уже с новыми знаниями и сведениями. Каким он будет: самостоятельным и умеющим отстаивать свою точку зрения, агрессивным и обиженным на весь мир или забитым и запуганным - зависит именно от вашего поведения.

2. Следует понять, что в этот момент ребенок приобретает свой личный опыт и задача родителей - помочь ему в этом поддержкой, любовью и уважением его мнения. Дайте ребенку чуть больше свободы и самостоятельности. Дайте ему возможность сделать то, что он хочет, конечно, аккуратно корректируя его деятельность и поведение.

3. Для ребенка в это время важно одобрение результата его деятельности. Он хочет делать все сам, потому что у него обостряется чувство собственного достоинства. Если он не будет получать одобрения от своих родных, - он может стать обидчивым и не принимающим никакую критику.

4. Если малыш закатывает истерики, особенно на глазах у прохожих, вы должны быть спокойны и равнодушны. Если вы будете жалеть его и потакать всем капризам - в будущем ребенок сможет достигать всех своих целей только подобным способом. Если ребенок, для того, чтобы получить желаемое, падает на пол, начинает кричать, бить ногами и в целом ведет себя неадекватно, - дайте ему понять, что такими действиями он никаких результатов не добьется. Научите его добиваться своего не агрессивной деятельностью, а разговором и просьбой. Научите его идти на компромиссы, а для этого идите на них и сами. Учитесь договариваться и уступать друг другу.

5. Оставайтесь в любой ситуации спокойными и уравновешенными. Не уподобляйтесь ребенку и не впадайте в панику и истерику вместе с ним. Но и не будьте агрессором по отношению к нему. Старайтесь не использовать авторитет и не давить слишком на ребенка. В его глазах вы всегда должны оставаться союзником.

6. Однако в ситуациях, когда вам срочно нужно остановить истерику и агрессию ребенка, и вы понимаете, что разговоры и просьбы в каком-то конкретном случае не помогут, крепко возьмите его за руку и отведите в сторону, а затем успокойте.

7. Установите правила и ограничения для ребенка и четко придерживайтесь их, договариваясь и отвлекая ребенка. Вообще, любые отвлечения, особенно в виде игры, отлично действуют на маленьких детей. Стоит лишь переключить внимание малыша на «птичку в окошке», «звездочку в небе», «машинку на дороге» - и ребенок уже забыл, почему он только, что пытался расплакаться.

8. Уделяйте ребенку в этом возрасте как можно больше внимания. Почаще играйте с ним, читайте книжки, разговаривайте. При любой возможности целуйте и обнимайте. Тактильный контакт очень хорошо налаживает доверительные отношения между ребенком и взрослым. Главное, чтобы малыш научился доверять вам и ценить ваше мнение. А сможет он сделать это только тогда, когда увидит, что и вы его понимаете, цените и уважаете.

9. Если ребенок стал неуправляемым, буйным и очень агрессивным, обязательно строго соблюдайте режим его дня. Ребенку в 3 года как никогда необходим четкий распорядок, а также здоровый образ жизни, крепкий сон и хорошее питание.

10. В это время необходимо тщательно дозировать и его впечатления, особенно если ваш малыш слишком эмоциональный.

11. Также следует аккуратно отнестись и к различного рода мультфильмам и передачам, которые смотрит ваш кроха. Оградите его от жестоких и злых мультиков, а лучше и вовсе замените просмотр телевизора чтением книги или прогулкой.

12. Родителям малыша, который проходит момент становления личности, просто необходимо научиться разговаривать спокойно, размеренно, успокаивающе и уверенно, без агрессии и злости.

13. Если ребенок стал неуправляемым, подумайте и о том, как и куда выплеснуть его неугомонную энергию. Займите его чем-нибудь: сходите в центр развития детей, займитесь спортом или отправьтесь в бассейн. Но обязательно дозируйте нагрузку и помните о повышенной утомляемости и эмоциональной неустойчивости малышей в этом возрасте.

И самое главное, всегда помните, что если вы хотите вырастить здорового и в физическом, и в психическом плане человека, а также воспитать полноценную личность, умеющую отстаивать свою точку зрения, добиваться результатов и иметь уважение в обществе - проявите чуточку терпения в момент, когда ваш малыш проходит кризис 3-летнего возраста. Ведь именно сейчас в нем закладываются все моральные ценности и жизненные приоритеты, придерживаться которых он будет всю свою жизнь.

Cо стороны это выглядит так
… Ребенок промчался по реабилитационному центру, как ураган. Казалось, он одновременно присутствует в трех-четырех местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, несся дальше. Особенно приглянулся ему черный факс, стоявший на столе у директора.
Факс был новый, и директор им очень дорожил. Когда ребенок потянулся к факсу в десятый раз, директор не выдержал и прикрикнул. Малец кинулся на него с кулаками. У мамы в глазах застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: «Валерик, не надо! Валерик, иди сюда! Валерик...»

Как отличить гиперактивного ребенка?
Такой малыш искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. Владеют им. Противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей.
Своевольные дети, напротив, вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если распоясываются, например, в магазине, когда им отказывают в какой-то покупке, то это значит, что они абсолютно уверены в своей безнаказанности. Ведь мама при чужих не посмеет их отшлепать. Получив решительный отпор, строптивцы быстро «входят в разум».
Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного это не редкие эпизоды, а привычное состояние. У такого ребенка двигательная расторможенность сочетается с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, который случайно оказывается в поле его зрения. Он хватается за то, за это, ничего не доводит до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя, не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что - начинает драться.
Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь такой ребенок действительно НЕ МОЖЕТ сдерживаться. Кричать на него все равно что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.

Кто виноват?
Гиперактивный детям обычно ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). Это остаточные явления органического поражения головного мозга. Возникает оно либо когда ребенок еще находился в утробе матери (например, при тяжелом токсикозе или резус-конфликте), либо при родах, либо из-за тяжелых заболеваний в первые месяцы после рождения. Так что наследственность тут, судя по всему, ни при чем. А выяснение виновных, даже если они были (скажем, неопытная акушерка), ни к чему конструктивному в данном случае не приведет. Так что надо не искать виноватого, а сплотиться вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы он выправился.
Для многих родителей мысль о медикаментозном лечении кажется непереносимой. Они готовы обращаться к кому угодно: к бабкам, экстрасенсам и прочим «целителям», выполнять самые дикие рекомендации, но только не давать ребенку таблетки, которые прописывает психиатр. Другие полностью уповают на психотерапию, занимаются с психологами, пробуют разные методики и подходы.
Однако при органических нарушениях любые, даже очень эффективные психолого-педагогические методы будут работать вполсилы. Раз мозг поражен, значит, его надо лечить. А параллельно учить - терпеливо, настойчиво учить ребенка, как надо себя вести. Ведь ни одна таблетка этому не научит.
Что касается побочных эффектов, то, во-первых, детям обычно дают лекарства в микродозах. А во-вторых, гораздо вреднее, когда ребенок постоянно возбужден, «варится» в таком хаотическом «бульоне» и выматывает всех, в том числе и себя. Помимо всего прочего, это затормаживает его развитие, ведь большая часть энергии расходуется не по назначению.

Маму надо пожалеть
Иногда я слышу от учителей нелестные комментарии в адрес матери гиперактивного ребенка: дескать, она безучастна, клуша какая-то, или, наоборот, шагу ему ступить не дает, подавляет. И тогда мне хочется сказать: «Неизвестно, как бы вы вели себя на ее месте. Вполне возможно, сошли бы с ума от напряжения». Я всего один день (вернее, вечер) побыла на месте такой женщины и на всю жизнь запомнила свою усталость и отчаяние.
В три года моему младшему сыну сделали небольшую операцию, и он сутки вынужден был оставаться в постели. Когда ему разрешили встать, он сделался неуправляемым. Насколько я понимаю, так подействовали на него пережитое потрясение и вынужденная неподвижность. Никого не слыша и не видя, Феликс с быстротой звука носился по коридору, и лицо его, обычно лукавое и смышленое, напоминало застывшую маску. Мне стало страшно. Я подхватила его на руки. Он вырывался, отбиваясь руками и ногами, и, по-моему, не узнавал никого вокруг. Врач еще утром предупредил меня, что бегать ребенку нельзя, поэтому я держала Феликса изо всех сил и пыталась отвлечь. Сколько продолжалась наша борьба, я не помню. Помню только, что, когда он наконец затих, я была совершенно измочалена. Феликс спал, а я с тоской думала: «Неужели завтра это повторится снова?» К счастью, наутро его расторможенность исчезла как наваждение.
В зависимости от особенностей своей психики матери реагируют на постоянный стресс по-разному. У одной включается защитное торможение. «Конь-огонь» на голове будет стоять, а ее это вроде бы не касается, хотя в глубине души она сгорает от стыда. Вторая, наоборот, все время начеку, контролирует каждый шаг неистового чада, досадует, нервничает, передает ему свою нервозность...
Конечно, оба стиля поведения неправильны, неконструктивны. Но мне кажется, прежде всего этих женщин следует пожалеть. Жизнь с ребенком, которого приходится поминутно снимать то со шкафа, то с люстры, - тяжелое испытание.
Когда матери стыдятся буйства сыновей или дочерей, окружающими это подчас воспринимается как знак нелюбви. А по-моему, наоборот, это свидетельствует в их пользу. Гораздо хуже, когда мать во всем оправдывает ребенка, обвиняя других родственников, соседей, воспитателей, учителей в жестокости, нетерпимости, негуманности и проч. Дескать, у нас страна такая, все злые, друг друга ненавидят, глотку готовы перегрызть. Это значит, что мать тоже неадекватно воспринимает ситуацию. У нее тоже расшатаны или вовсе отсутствуют понятия о нормах поведения, и служить своему ребенку опорой она не может.
В таком случае коррекция детского поведения существенно затрудняется. Кроме того, внушая ребенку, что мир ему враждебен, мать сеет в нем дополнительные страхи. А гиперактивные дети и без того очень тревожны, хотя неискушенному человеку может показаться, что они абсолютно бесстрашны, «без комплексов».
Самый оптимальный вариант, когда мама безоговорочно принимает больного ребенка. Беззаветно любит его, но проявляет при этом ласковую строгость.

Как вести себя с таким ребенком?
Поначалу чуть ли не самое главное - впустить в сознание, что ребенок болен. Всерьез считать его состояние болезнью людям бывает трудно. Причем именно потому, что он себя так ведет - шумно, буйно, активно. А классический образ больного прямо противоположен: больной лежит в постели, он вял и пассивен.
Когда же родитель, наконец, смирится с горькой мыслью, возникает другая трудность. Некоторые (конечно, не все) начинают больше всего жалеть себя, хотя важнее всего научиться жалеть не себя, а ребенка. Ведь болен все-таки он, а не вы!
Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия - тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение. Гиперактивным детям больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Полезно вывесить на стене подробное расписание и апеллировать к нему как к некой данности, не зависящей от вашей воли. На многих дошкольников это действует мобилизующе.
В то же время делайте поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Если ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.
Родители должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения.
Возбудимому ребенку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть».
Детей старше 4 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог. Но не о причинах их плохого поведения, а на какую-то постороннюю, интересную тему. Задавайте простые вопросы, не требующие пространных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. Чтобы включиться в диалог, ему придется волей-неволей обдумывать свои ответы и вырываться из-под власти эмоций.
Ну, и конечно, гиперактивному (как и просто активному) ребенку надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте таких детей к разным видам спорта, учите их танцевать, пусть играют в подвижные игры на свежем воздухе и т.п. Но занятия в спортивных секциях, где жесткая дисциплина и тренеры ориентированы на выковку чемпионов, будут для них чрезмерной нагрузкой.

Приблизительно в возрасте трех лет многие дети становятся неуправляемыми, непослушными и капризными. Редкий родитель смотрит на такое поведение отпрыска сквозь пальцы. Чем же объясняются капризы ребенка? И что делать родителям?

Причины неуправляемости

Многие родители периодически жалуются на то, что ребенок ведет себя неуправляемо: разбрасывает игрушки, не слушается, может закатить истерику. Если такое поведение для ребенка редкость, то это не совсем неуправляемость, это, скорее всего, вызвано возрастными особенностями.

Бывает и так, что дети довольно тихо и послушно ведут себя в яслях, в гостях, но дома превращаются в маленьких тиранов и буквально выводят из себя всю семью. В этом случае поведение ребенка объясняется безнаказанностью и нежеланием выполнять правила и требования родителей.

Также одним из показателей неуправляемости может быть . Потому как для гиперактивного ребенка состояние неуправляемости привычно. Такой ребенок действительно не может сдержать себя, даже если бы сильно захотел.

Кто такой гиперактивный малыш?

Гиперактивный ребенок хаотично переключается с одного предмета на другой, который случайно оказывается в поле его зрения, ни одно дело не доводит до конца. Ребенок часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов, не слушает, что ему говорят. Поэтому не стоит удивляться, если после того, как Вы попросили малыша собрать игрушки, он через 2 минуты забывает об этом и занимается своим делом.

Такое поведение связано с особенностями психики и физиологии ребенка. Гиперактивным детям обычно ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). Это остаточные явления органического поражения головного мозга. Возникает оно либо когда ребенок еще находился в утробе матери (например, при тяжелом токсикозе или ), либо при родах, либо из-за тяжелых заболеваний в первые месяцы после рождения.

Гиперактивность - это заболевание, которое нужно лечить. Будет ли это лечение медикаментозным или психолого-педагогическим, зависит от причины гиперактивности. Но, в любом случае, не отменяется терпеливое и настойчивое прививание правил поведения ребенку.

Что делать, если ребенок неуправляем?

Поскольку в душе ребенка бушует хаос, родителям нужно максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Таким буйным детям больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Полезно вывесить на стене подробное расписание и апеллировать к нему, как к некой данности, не зависящей от вашей воли. На многих детей раннего возраста это хорошо действует.

Но перед тем, как составить распорядок нужно учитывать особенности такого малыша. В большинстве случаев он просто не может выполнить требование или просьбу немедленно. Поэтому очень важно предупредить его заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.

Родители должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения и злости. Иначе в семье, где и родители, и дети быстро заводятся, постоянных скандалов не избежать.

Возбудимому ребенку следует особенно тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких событий для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако, если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: "Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть".

И еще один совет: неуправляемому ребенку необходима возможность выплеснуть свою энергию. Направить эту энергию в мирное русло помогут занятия спортом, танцами, подвижные игры на свежем воздухе.

Детский психолог Дарья Селиванова: Нельзя во всех ситуациях ставить ребенка на равных с собой. Именно Вы решаете, выходить на улицу или нет. Равенством Вы только провоцируете малыша на отстаивание своей точки зрения и последующие скандалы. В то же время очень важно найти баланс между тем, где можно дать ребенку свободу выбора и тем, где его априори не может быть.

Консультацию психолога Вы можете получить

В какой-то момент родители замечают, что их ребёнок совершенно неуправляем. Это может произойти в три года, и в пять, а то и в девять. Тяжело выдержать капризы, истерики и другие проявления непослушания. Мало кто из пап и мам готов это терпеть. Как объяснить неуправляемое поведение ребёнка и что с ним делать? Ответы найдёте в нашей статье.

Взгляд со стороны

Кто такой неуправляемый ребёнок? Это ребёнок, не выполняющий требования и правила родителей, не подчиняющийся им.

Давайте вспомним, как выглядит со стороны неуправляемое поведение ребёнка. Например, представьте, что ребёнок несётся как торнадо по детскому психологическому центру. Кажется, что он одновременно в нескольких местах. Повсюду лезет, всё трогает, дёргает, тянет, обращается к встречным, не дожидаясь ответа. При хватании ценных предметов и получении замечаний - реагирует неадекватно, агрессивно, бросается в драку или отмахивается и несётся дальше, угрожая опасностью что-то разбить и сломать. В таких ситуациях мамы, обычно, в полной растерянности: не хотят быть бессердечными и жестокими по отношению к ребёнку, а что-то сделать, чтобы остановить беспорядок, не могут.

Бывает так, что ребёнок вроде бы утихомирился, проявил послушание, но спустя какое-то время всё снова становится как прежде: малыш не слушается, окружающие недовольны, родители в шоке.

А бывает, что дети вполне тихо и мирно ведут себя , школе или в гостях, однако дома превращаются в настоящих хулиганов и практически доканывают своим поведением всю семью.

Чем же может быть вызвано столь демонстративное поведение?

Рассмотрим причины

Причины детской неуправляемости различны:

  1. Врождённые особенности развития (психофизиологические). Специалисты чаще всего указывают на гиперкинетический синдром, который выражается в избыточных непроизвольных движениях. Такая патология проявляется в виде расстройств поведения. К сожалению, при таких случаях родители не всегда спешат к врачу, хотя в этом случае лечение просто необходимо.
  2. Возрастной кризис. Если вы замечаете, что ребёнок регулярно , совсем не слушается, а на замечания реагирует истерикой, то, скорее всего, причина его неуправляемости – возрастные кризисы (от года до трёх, шести-семи лет, подросткового возраста). Кризисы, связанные с возрастными особенностями, бывают у всех нормальных детей. Реагируя на события в своей жизни истериками и капризами (в младшем возрасте), упрямством и ленью (в более старшем возрасте), ребёнок растёт и познаёт мир, открывая для себя его новое понимание, осознавая границы дозволенности. В эти периоды родителям нужно быть просто внимательнее к детям.
  3. Несчастливый ребёнок. Внутренне неблагополучие может стать причиной неуправляемости ребёнка. В таком случае поведение ребёнка, которое сложно контролировать, - это крик ребёнка о помощи. Своим поведением маленький бунтарь демонстрирует взрослым, что у него проблемы.
  4. Неверное поведение родителей. Родители, у которых недостаточно педагогических знания и опыта, могут вести себя неправильно по отношению к бунтующему ребёнку: провоцировать его, поощрять капризы и т. д. Ребёнок не рождается плохим. Он просто ведёт себя так, как ему позволено родителями. На поведении ребёнка сказывается, разрешаем мы или запрещаем, позволяем или ограничиваем, внимательны ли мы к нему или равнодушны.

«Это может быть полезно. Уверенность родителей в своих действиях и последовательность в требованиях к ребёнку, чёткое представление о том, что можно, а чего нельзя – залог послушания и адекватного поведения».

Чаще всего именно педагогическая безграмотность родителей, их нежелание уделять время воспитанию ребёнка, лежит в основе детской неуправляемости.

Что делать с гиперактивностью?

Бывает так, что причина неуправляемости ребёнка кроется в его гиперактивности . Для ребёнка с повышенной активностью состояние неуправляемости – обычное дело. Такие дети даже при всём своём желании не могут сдержать себя.

Что же делать с гиперктивностью?

  1. Изучаем вопрос гиперактивности. Вначале родителям следует разобраться в этом вопросе, узнав, какие проявления поведения присущи гиперактивным детям. Такие дети от обычных отличаются слишком свободным поведением, непослушанием. Они не реагируют на запреты и просьбы, а также не умеют управлять эмоциями и желаниями. Эти характеристики – основа их неугомонности, противоречий и страхов. Нахождение в постоянном логическом напряжении наносит эмоциональный урон ребёнку, от чего плохо становится и малышу, и его родителям.
  2. Проявляем спокойствие. Помните, что рождает агрессию. Не сдержавшись в отношении ребёнка, вы не сможете с ним договориться, а только усугубите скандал. Сдерживайте эмоции (ведь та то мы и взрослые), будьте последовательны в действиях и решениях. Увидев ваше спокойное поведение, малыш поплачет и успокоится.
  3. Вводим чёткий режим дня. Гиперактивным детям нужно быть всё время чем-то занятыми. Сделайте небольшой яркий плакат с расписанием дня и поместите его в поле обозрения ребёнка. Распишите, сколько времени отводится на каждый вид деятельности. Не забывайте напоминать ему об обязанностях.
  4. Отдаём в спорт. Лучший способ найти применение чрезмерной энергии гиперактивного ребёнка – записать его в спортивную секцию. Ребёнку должно нравиться заниматься спортом. В процессе занятий он не только выплеснет негативную энергию и скопившуюся агрессию, но и научится соблюдать дисциплину.

Если ни один из описанных способов не помогает или не подходит – лучше проконсультироваться с психологом или врачом: причина неуправляемости может крыться о врождённом заболевании мозга.

Модели поведения родителей

«А знаете ли Вы, что не существует неуправляемых детей, зато существуют родители, не умеющие справляться со своим ребёнком?».

Когда малыш подрастает, он начинает бороться за внимание к себе, за . Чаще всего это происходит в виде различных протестов против опеки и надзора, требований, строгости или, наоборот, безразличия родителей. Эти модели поведения родителей только стимулируют неподчинение детей и развивают их капризность.

Одной из самых распространённых причин неуправляемого и демонстративного поведения ребёнка, является недостаточное внимание родителей. То, что родители не обращают на ребёнка внимания либо же не проводят с ним достаточного количества времени, может побуждать его к не совсем адекватному поведению. Для детей нет ничего хуже, чем безразличие. Вот они и стараются обратить на себя внимание.

Проблемы возникают в тех семьях, где папа и мама непоследовательны в требованиях: не сдерживают обещания; сегодня разрешают, а завтра разрешают; папа говорит одно, мама совершенно противоположное, а бабушка третье. Ребёнок из такой семьи будет легко манипулировать взрослыми, устраивая целые спектакли. Родители должны договориться о единой тактике воспитания, решить, что ребёнку можно, а что - нет, очертить границы позволенного.

«Совет. Взрослый должен помнить, что он - главный инициатор построения отношений с ребёнком».

Жалеем маму

Так жаль бывает тех родителей, которые никак не могут совладать с неуправляемым ребёнком. Нередко можно услышать неприятные слова в адрес матери маленького непоседы. Окружающие считают таких матерей равнодушными к воспитанию собственного ребёнка, неспособными повлиять на него, успокоить, объяснить правила поведения. Легко так говорить: ведь это чужой ребёнок. Окружающим сложно поставить себя на место матери. А поставив - можно ощутить лишь безумное напряжение, усталость, отчаяние.

В зависимости от психологических характеристик матери, она может по-разному воспринимать неуправляемое ребёнка. Одна из них на стресс отреагирует защитным торможением, внешне проявляя равнодушие, в внутри - сильно переживая. Другая мать, наоборот, будет контролировать каждый шаг сорванца, чувствуя досаду и проявляя раздражительность. Оба стиля - далеко не лучшие варианты.

Когда мать стыдится буйного поведения своего ребёнка - это верный знак. Она осознаёт проблему, пытается найти выход из неё, ищет причины в себе. Если мать оправдывает ребёнка во всём, что бы он ни сделал, обвиняя воспитателей, учителей, детей и прочее окружение в существующих проблемах, то она неадекватно воспринимает ситуацию. У такой матери искажено представление об общественных нормах поведения, она не способна изменить ситуацию к лучшему. Эта мать легко внушит ребёнку мысль о враждебности мира, посеяв страхи в его душе. А гиперактивные дети и без этого отличаются повышенной тревожностью.

В любом случаем, окружающим следует с пониманием отнестись к матери, у которой такой проблемный ребёнок, ведь это непростое испытание. А оптимальным вариантом начала входа из проблемы для мамы должна быть любовь к ребёнку, однако, не бездумная, а направленная на позитивное воспитание.

Что делать, если ребёнок неуправляем

В большинстве случаев неуправляемое поведение поддаётся контролю, хоть и с трудом. Посмотрим, что можно сделать в каждом конкретном возрасте:

1,5-2 года. Лучше с самого раннего детства составить список ваших требований к ребёнку и следить за их исполнением. В этом возрасте на ребёнка можно воздействовать любым методом, который работает: отвлечение яркой игрушкой или сладостью, интересной игрой. , не убирает игрушки – так будет продолжаться до тех пор, пока вы не измените отношение его к этим делам. Помните: не вы зависите от малыша, а он от вас. Для малышей должно работать правило «абсолютного запрета», которое надо строго соблюдать. Например, ни в коем случае не подходить к плите или утюгу.

3-4 года. В этом возрасте малыш учится быть самостоятельным, он всё хочет делать сам. Дети исследуют, что можно, а что нет. Если они хорошо себя ведут – родители одобряют их улыбками. Если нет – ничего страшного. Обратите внимание на то, что у малыша хорошо получается, и чаще хвалите его. С помощью поощрения можно изменить малыша в лучшую сторону. Задача родителей – не ругать (и ни в коем случае не бить) детей, а мягко направлять их, показывая, как вести себя хорошо.

6-7 лет. Это период интенсивного развития познавательных процессов ребёнка, а также вхождения в новый социум – в школу. Ребёнок начинает интенсивно учится, привыкает к новому режиму дня, пытается наладить отношения с одноклассниками. Родителям нужно быть внимательным к ребёнку, помочь включиться в учебный процесс, преодолеть коммуникативные трудности, поддержать.

9 лет и старше. Приблизительно в этом возрасте начинаются гормональные изменения, которые могут влиять на поведение ребёнка. Ученик растёт, меняются его интересы, он развивается физически и эмоционально. С подростками нужно работать особым способом, ведь им важна солидарность родителей, понимание. Воспитывайте в оптимистичном духе. Найдите общие увлечения, проводите вместе выходные. Будьте авторитетом для вашего ребёнка.

Если родители будут работать не только над детьми, но и над собой, задумываясь о методах воспитания, то они достигнут успехов и преодолеют неуправляемость ребёнка.

Как найти подход

Чтобы не допустить или исправить неуправляемое поведение ребёнка, предлагаем руководствоваться системой правил:

  1. Будьте последовательны. Научитесь держать слово, данное ребёнку, и выполнять обещанное. Не нарушайте установленные .
  2. Будьте тверды в запретах. Ребёнок может почувствовать слабинку, если по утрам чего-то нельзя, а вечером уже можно.
  3. Общайтесь с ребёнком на равных. Уважайте мнение ребёнка, цените его личность, считайтесь с его мнением. Когда отказываете в чём-то – поясняйте, почему.
  4. Разработайте режим дня. И добивайтесь его соблюдения ребёнком. Это приучит ребёнка к дисциплине и порядку, сократит к минимуму протесты. С малышом будьте рядом, обучая его повседневным делам. Повторяйте действия вновь и вновь. Пройдёт немало времени, пока он научится соблюдать режим по своей воле.
  5. Не кричите. Ребёнок – маленькая личность, которая хочет, чтобы и её уважали. Поэтому будьте уважительны к малышу, не повышайте голос, не ругайте, не обвиняйте, не бейте.
  6. Если истерика случилась
  • Малыша можно усадить на колени, обнять, ласково поговорить с ним, глядя в глаза, пока не пройдёт.
  • Нужно отвлечь ребёнка чем-то нейтральным, использовать юмор и ласку. Когда ребёнок успокоится, нужно ему спокойно объяснить, что так делать нельзя.
  • Выйдите из комнаты во время истерики. Представление всегда рассчитано на зрителя.

Главное в работе с детской неуправляемостью то, что ваши усилия, ограничения и запреты должны быть объединены силой родительской любви, заботы и уверенности в том, что вы воспитываете ребёнка во благо.

Выводы

Столкнувшись с детской неуправляемостью, родителям нужно задуматься, что беспокоит ребёнка, в чём истинная причина такого поведения, как ему можно помочь. Если родители будут внимательны к проблемам ребёнка, его поведение придёт в норму. Не забывайте о своём поведении. Ребёнок учится всему у родителей. Поэтому старайтесь стать эталоном для подражания.

Появляясь на свет, все детки ведут себя практически одинаково: спят, кушают, иногда плачут. Но в первые же месяцы после рождения они начинают проявлять характер, ведь у каждого он свой. Заложенные природой и генами, его качества наиболее ярко проявляются в периоды кризиса и в подростковом возрасте. Многие дети в это время становятся очень непослушными, ведут себя своевольно. Давайте узнаем, что делать, если ребенок стал неуправляемым, ведет себя агрессивно и совершенно не реагирует на замечания старших. А для начала выясним, почему дети не слушаются своих родителей.


Причины непослушания
  1. В процессе развития и становления личности выделяются несколько особо сложных, так называемых кризисных периодов, когда ребенок словно испытывает на прочность своих близких. Тем не менее, это время является сложным прежде всего для самого малыша, ведь порой он сам не в состоянии понять истинные причины своих поступков. Ребенок таким образом постигает мир, узнает, как можно делать, а как нельзя и почему. И родителям следует подойти к этому процессу с пониманием, объясняя каждый свой шаг упрямому малышу.
  2. Если у вас есть ребенок, то вы должны понимать, что он с самого рождения является отдельной личностью, со своими мыслями и желаниями, и потому имеет право поступать, как хочет. А вы, родители, должны просто корректировать его поведение, если какие-либо действия представляют опасность для него или для других, а ни в коем случае не пытаться сделать из него послушного, управляемого робота.
  3. Также непослушание может быть следствием неправильного воспитания (когда ребенку позволено слишком многое или, наоборот, всё под запретом) либо проблем в семье (частые ссоры между родителями и т.п.).

Что делать, если ребенок неуправляем?

1. Если ребенок делает, что хочет, невзирая на протесты родителей, то это повод пересмотреть свои взгляды на воспитание и, возможно, изменить свое поведение. Не слишком ли много вы кричите на ребенка? Достаточно ли уделяете ему внимания?

2. Выработайте свою тактику поведения:

3. В спорах и конфликтах с сыном или дочкой никогда не идите напролом, используя свой авторитет: этим вы можете сломать хрупкое доверие ребенка, и тогда наладить отношения будет еще сложнее. Вместо этого находите компромиссы, договаривайтесь с ребенком, отвлекайте его. Обращайтесь с ним по-доброму, с нежностью и любовью. Это самый лучший способ вновь сделать ребенка открытым к общению.

4. В случаях, когда ребенок плохо себя ведет вследствие каких-то психологических проблем, не пренебрегайте визитом к врачу. Специалист поможет вам справиться с данным вопросом и восстановить семейный покой.

Похожие публикации