Мой муж предприниматель читать онлайн. Яна Агарунова, «Мой муж предприниматель» — горячо рекомендую! Яна АгаруноваМой муж – предпринимательКак создать семью, сохранить страсть и реализоваться как личность

Искусство обучения от Джоша Вайцкина

Друзья, ну вот что бы я делал без любознательных читателей моего блога?! :)

Суть в следующем: не надо искать какие-то внешние причины и объяснения негативным событиям и неудачам, которые с вами происходят (и уж тем более обвинять кого-то в этом). Единственно полезной для нашего роста и развития является установка, когда мы пытаемся понять, какой полезный урок для себя мы можем извлечь из произошедшего? Что МНЕ нужно сделать (а не "они/жизнь/государство должны..."), чтобы взять на себя ответственность за произошедшее, и стать лучше, стать сильнее?

Внутренний локус контроля = "внутреннее решение" о 100% взятии на себя ответственности за происходящее с нами.

2. "Пиковая эффективность " (Peak Performance) -конечно, в книге очень сильно чувствуется, что Джош - спортсмен.. . И его подход к внутренней энергетике человека изначально - чисто спортивный. Это подход "соревновательной мобилизации", когда надо "собраться и выложиться по-максимуму", пусть даже ценою травм и испорченного надолго здоровья.

Кстати, очень многие идеи Джоша по "максимальной производительности" очень сильно перекликаются с теми, что изложены в книге Дж.Элиота "Сверхдостижения", по которой я делал ;).

Но, что любопытно, на Джоша очень благотворно:)) повлияли занятия тай-цзи, т.к. его отношение к энергетике (в начале описанной в книге карьеры, и в конце) очень сильно меняется. По сути дела, он приходит к пониманию того, чтов любой деятельности есть некая оптимальная (соответствующая по энергетическому уровню именно данной деятельности)"мягкая зона" (или "зона комфорта", как он её называет). "Мягкая зона" - это не максимум энергии, а её необходимый и достаточный уровень, чтобы в конкретной деятельности можно было войтив "поток" .

2.1. "Сила настоящего " (The Power of Presence) - если сформулировать данный принцип одной фразой, то я бы сделал это так: необходимо позитивное принятие того энергетического уровня ситуации, в которой мы оказались.

В качестве пояснения две маленькие цитаты из Джоша (стр.168): 1) "Обстоятельства ВСЕГДА складываются наилучшим образом"; 2) "Если у нам есть хотя бы малейшая надежда достичь совершенства, не стоит жаловаться на обстоятельства; мы должны привыкнуть жить в постоянном напряжении. Сосредоточенность должна стать такой же естественной, как дыхание".

2.2. "Мягкая зона " или "Персональная зона комфорта" (The Soft Zone) -...опять же, в психологии есть соответствующий термин: "ресурсное состояние" :) . Поясним.

Предположим, мы выполняем привычную деятельность, планомерно двигаемся к нашей цели. И - бах! - случается нечто неприятное. Это может быть всё что угодно: противодействие противников, внешние помехи и обстоятельства и т.д. Эта неприятность закономерно вызывает у нас стресс и самые разные негативные эмоции.

Но, тем не менее, двигаться к завершению цели всё равно надо, и мы начинаем напрягаться. Мы мобилизируемся, собираем волю в кулак, стараемся подавить негативные эмоции, избавиться от отвлекающих мелочей, максимально концентрируемся и т.д. Короче, вгоняем сами себя в "твёрдую зону", которая, по сути дела является энергетическим перенапряжением, ведёт к истощению.

"Мягкая зона" заключается в принятии и использовании (утилизации) тех энергий, которые вторглись в вашу деятельность. Отвлекающие мелочи, негативные эмоции и т.п. - это ресурс, который можно и нужно повернуть на достижение своих целей.

И главное: способы перехода из "твердой зоны" в "мягкую" можно и нужно тренировать, так сказать, "в мирных условиях".

2.3. "Нисходящая спираль " (The Downward Spiral) - очень любопытный "глюк" нашего сознания, связанный с неадекватной оценкой ситуации и самооценкой своих сил и способностей в данной ситуации, который возникает, если наше сознание слишком идёт на поводу у наших эмоций.

В самом парадоксальном варианте "нисходящая спираль" работает так: в спортивном поединке вы на голову выше противника, и абсолютно уверены в собственной победе. Но в какой-то момент вы делаете маааленькую ошибку... После чего сами себе внушаете: "Ничего страшного, у меня ещё тысяча шансов исправить ситуацию!", и продолжаете действовать так, как будто ничего не случилось.

По сути дела, вы не пускаете в свою голову реальную картинку ситуации, бессознательно выбирая более "оптимистическую" версию реальность. Естественно, если мы продолжаем действовать "как будто всё хорошо", то наш следующий шаг только ухудшает положение дел. Но в сознании по инерции сохраняется оптимистическая переоценка ситуации! И мы принимаем следующее "оптимистическое" решение, которое уводит нас ещё дальше от реальности... И аналогичным образом "нисходящая спираль" разворачивается, пока наша оторванность от реальности закономерным образом не приведёт нас к проигрышу.

Джош описывает, как "нисходящая спираль" наказывает тех, кто излишне оптимистично воспринимает ситуацию, идёт на поводу у положительных эмоций. Но "нисходящая спираль" может подпитываться и отрицательными эмоциями. Тогда мы получаем классический её вариант, который в психотерапии называется "самосбывающееся пророчество".

И ещё: из "нисходящей спирали" можно выйти! Но не пытаясь вернуть ситуацию на привычные рельсы, а, например, с помощью импровизации (подключив "мышление новичка" ;) ).

2.4. Стресс и восстановление (Stress and Recovery) - это довольно банальная, но верная истина о том, что высокая эффективность - это верно выбранный ритм, правильно подобранное чередование периодов рабочего напряжения и отдыха / расслабления.

2.5.Создайте свои собственные триггеры (Building Your Trigger) - эффективные люди отличаются от неэффективных тем, что могут по своей воле переходить из "твёрдой зоны" (напряжения) в "мягкую зону" (потока).

Как правило, в жизненном опыте каждого человека уже были какие-то ситуации, когда он непроизвольно оказывался в "мягкой зоне". Можно проанализировать данные ситуации, и на их основе разработать некую последовательность действий ("ритуал настройки"), которая будет закономерно приводить нас в "мягкую зону".

Изначально этот ритуал может быть долгим и состоять из множества действий. Но со временем данный ритуал можно значительно сократить и по времени, и по количеству совершаемых ритуальных действий. Собственно, профессионал отличается от обычного человека лишь тем, что для перехода в состояние "потока" произвольно использует какой-то микростимул (триггер), вроде щелчка пальцами:).

/В скобках заметим, что методика эта известна в психологии очень-очень давно:). По сути это формирование условного рефлекса. В НЛП это называется "якорь". Очень классно данная методика саморегуляции проработана у Хасая Алиева, называется "Ключ"/.

3. "Искусство интроспекции " (The Art of Introspection). Интроспекция - один из самых первых терминов современной науки психологии. По сути дела, интроспекция - это обычное самонаблюдение, возведенное в ранг научного метода.

Здесь важно понимать следующее: существует два принципиально разных состояния сознания. Первое - когда мы погружены в деятельность, в решение какой-то задачи, то наше сознание полностью направлено на сам предмет деятельности и сопутствующую ситуацию. Сам деятель (т.е. мы) обычно остаётся как бы "за скобками", вне фокуса нашего сознания. Это и есть внешнее наблюдение (экстраспекция).

Второе состояние сознания - это фокусированность на самом себе, на том, что и как я делаю, что я чувствую при этом, чего хочу, о чем думаю и т.д. и т.п. Это и есть внутреннее наблюдение - самонаблюдение (интроспекция).

Два этих состояния противоположны друг другу. Их крайне сложно совместить в один момент времени (хотя и возможно; но это уже высшее мастерство;) ). Помните шутку про сороконожку? Как только она пытается понять, как ей переставлять все 40 лапок (т.е. включит свою интроспекцию), она попросту запутается и упадёт, не сможет дойти до цели. Непосредственно в процессе достижения цели внешнее наблюдение гораздо важнее интроспекции (избыток которой может быть даже вреден). Но вот ПОСЛЕ достижения цели интроспекция ("разбор полётов" :)) ) крайне полезна, т.к. помогает лучше понять свои сильные и слабые стороны, наметить направления "прокачки" своих навыков и т.д.

3.1. "В первую очередь слушать " (Listening First) - базовый навык интроспекции - умение слушать самого себя; тонко чувствовать и понимать свою внутреннюю реакцию на то, что вы делаете.

Такое "тонкое слушание" - не самоцель. Оно должно дать понимание того, "что для меня хорошо", а "что для меня плохо". А это понимание, в свою очередь, должно лечь в основу вашего собственного стиля деятельности.

Вот цитата из книги: "Решающим фактором успешности моей игры (шахматной - С.К. ) стало то, что её стиль полностью соответствовал особенностям моей личности".

И ещё (стр.88): "При изучении нового важно не разрушить основу своей личности, не утратить собственную уникальность, свой стиль".

Этот принцип можно применить не только для своего самообучения ("В первую очередь тонко слушать самого себя" ), но и как основу для обучения/коучинга других людей ("В первую очередь уметь слушать и понимать реакции ученика" ). Кстати, в книге очень много интересных примеров о работе Джоша с тренерами, некоторые из которых пытались сломать его уникальность, переделать его "как надо" (из этого обычно не получалось ничего хорошего). Но другие вели себя как настоящие коучи: пытались понять его индивидуальный стиль, начинали с вопросов, подталкивали к самостоятельным решениям и т.п.

3.2. "Любить игру " (Loving the Game) - в книге есть очень интересная метафора: в детстве, когда мы хотим достичь какой-то цели, мы делаем это в процессе игры. А раз это игра, то для нас не существует слова "невозможно", мы не боимся импровизировать и экспериментировать, подключаем к достижению цели наше воображение и все творческие способности. И даже если что-то не получается, мы относимся к этому, как к игровой неудаче - у нас "понарошку" не получилось:). И готовы продолжать стремиться к достижению цели...

Когда мы становимся взрослыми, то достижение цели становится для нас очень важным и ответственным делом, связанным с напряжением и стрессами (см. в п. 2.2. про "твёрдую зону" ). Мы боимся совершить ошибку, мы боимся неудачи, наше воображение блокировано, т.к. "мы серьёзные люди, и не можем позволить себе всякую ерунду" :(.

В чём суть метафоры? В детстве путь до цели подобен широкому мосту - шириной с детскую игровую площадку - по которому можно легко и без страха дойти до победы, до результата. У взрослого человека путь до цели подобен натянутому над пропастью канату, идти по которому рискованно, трудно и страшно. И успех вовсе не гарантирован...

Это не означает, что нам всем срочно нужно впадать в детство:). Игра ("игровая беспечность") сама по себе нерациональна; т.е. в условиях жёсткой целеустремленности (на соревнованиях, к примеру) она является не лучшей стратегией поведения. Джош предлагает придерживаться золотой середины между "напяжением" и "игровой беспечностью" - он называет её "оптимистической компетентностью ".

"Оптимистическая компетентность" - способность воспринимать свою деятельность отстранённо (интроспективно! ), со стороны, как некую игру - последовательность действий, ходов, правил и т.п. Причём, эту игру всегда можно улучшить, подкорректировать правила:) и т.д. Вы будете успешными только в том случае, если относитесь к своей деятельности как к любимой игре.

3.3. "Сломать стены " (Breaking Down Walls) -идея, опять же, не нова:) Суть её в том, что на нашу эффективность в основной деятельности влияет положение дел, которое существует в других наших жизненных сферах. Например, конфликты в семье могут негативно повлиять на наши отношения с коллегами в трудовом коллективе или клиентами. Или наоборот, неразделённая любовь вдохновляет нас на выдающиеся спортивные достижения или поэтические шедевры:).

Как я уже заметил, книга очень субъективна - в ней очень много примеров переплетения "личного" и "профессионального" из личной жизни автора. Но тут важнее всего другое: как на все эти переплетения реагировать? По сути дела ответ Джоша следующий: надо интегрировать ("сломать стены"), объединить все части своей жизни! Любая часть нашей жизни, даже проблемная, должна стать ценным ресурсом (см. п.1.4. про утилизацию ), который помогает нам в нашей основной деятельности.

От себя замечу, что в целом идея правильная... Но иногда такая интеграция может быть технически сложной, требующей настоящей психотерапии. И в некоторых случаях отдельные части нашей жизни/личность всё-таки проще изолировать от основной деятельности, чем "призывать на службу" (утилизировать) в пользу эффективности в основной деятельности.

3.4.Интуиция: развивайте свой внутренний компас (Intuition: Developing The Internal Compass).

Цитата (с.142): "Главная идея (максимально эффективной деятельности- С.К.) состоит в том, чтобы передать ведущую роль от сознания к подсознанию без впадения в транс и утраты ясности мышления, обеспечиваемой сознанием ".

У Джоша прекрасное понимание интуиции, которое полностью согласуется с современным научным пониманием: интуиция - это способность принимать быстрые решения, основанные на качественной "свёртке" больших объёмов информации (см. трактаты по когнитивной психологии - про вложенные схемы, семантические сети, эвристики и т.п. ;)) ). Джош так заумно не пишет:), но в 13-14 главах книги приводятся отличные примеры, как это всё работает в условиях спортивного поединка:).

При этом также важно понимать, что интуиция не возникает сама по себе: а) она опирается на отработанные "до автоматизма" базовые навыки; б) она опирается на регулярный интроспективный анализ собственной деятельности; в) для её "включения" необходим правильный энергетический уровень деятельности.

3.5.Срединный путь: изучая "серую зону" (The Middle Way: Navigating Greyness).

"Серая зона" - это наши потенциальные возможности; это "вызовы" это то, кем мы могли бы стать, чего мы могли бы достигнуть. "Серая зона" - это не только возможные результаты, это ещё и возможные навыки, техники, стратегии и т.п.

Исчерпывающая цитата (с.95 - 96): "С моей точки зрения, обучение и творчество ― это познание неведомого, отодвигание пределов той серой зоны, которая находится за областью познанного. Для этого следует удерживать равновесие между неустанным подталкиванием самого себя вперед и опасностью преждевременно сдуться. Чтобы мускулы и ум развивались, необходимо нагружать их, но, если переусердствовать, можно надорваться. Спортсмен должен ориентироваться на прогресс, постоянно искать все более сильных соперников, чтобы развиваться самому; но и постоянно выигрывать тоже необходимо, иначе можно потерять уверенность в себе. Иногда стоит критически оценить накопленный опыт, чтобы погрузиться в изучение новых данных; но важно не перегнуть палку и не потерять данные природой способности и наклонности. Трепетный, творческий идеализм следует уравновешивать практическим профессиональным подходом ".

Я для себя определил этот "срединный путь" как баланс между "быть собой" (т.е. добиваться успеха, результатов за счёт проверенных навыков, за счет наработанного мастерства) и "быть не-собой" (т.е. рисковать, пробовать новое; и новые "высоты", где успех не гарантирован, и новые навыки, которые могут вообще "не пойти"). Думаю, для саморазвития это важно...

4. "Продвинутое обучение " (Advanced Learning) - это механизмы / инструменты, которые имеют отношение к освоению базовых технических элементов любого мастерства - базовых навыков.

/Кстати, многие идеи Джоша Вайцкина по наработке навыков пересекаются с изложенными в книге "От знаний к навыкам", на которую я также /.

4.1. Важность базовых принципов (Master the Fundamentals).

Книга начинается с классного эпиграфа (стр.11): "Некоторые люди способны понять принцип действия, досконально изучив всего один предмет или событие… Предметы и люди подчинены одному и тому же правилу. Если вы разбираетесь в чем-то одном, то разберетесь и в другом, по крайней мере в основных и общих чертах ". (Эр Ченг Иши, XI век)

И ещё цитата (стр. 126): "В сферах деятельности с высоким уровнем конкуренции успеха можно добиться, если обладать чуть-чуть более эффективной техникой, чем конкуренты. На самый верх люди взбираются не благодаря знанию секретных приемов, а скорее благодаря совершенному владению их базовым набором ".

И маленькое уточнение: под "базовыми принципами" Джош имеет ввиду идеально ПРАВИЛЬНОЕ (т.е. соответствующее неким правилам, критериям ), доведённое до полного автоматизма, исполнение базовых навыков в каком-либо виде деятельности.

4.2.Изучение крупного через мелочи (Learning the Macro From the Micro).

Цитата (стр.119): "Принцип обучения состоит в том, чтобы погрузиться в таинственную магию деталей и на их основе выделить факторы, определяющие целостную картину. Наша общая проблема состоит в том, что в мире существует дефицит внимания. "

Господь Бог (или дьявол)), как известно, в деталях... Профессионал отличается от не-профессионала большей дифференцированностью картины мира. Обычный человек знает пару десятков цветов, а художник или дизайнер - несколько сотен. Сознание мастера воспринимает реальность (и собственную деятельность) более точно, более детализировано.

Принцип эффективного обучения = стремиться к пониманию "тонкостей", к повышению когнитивной сложности своей картины мира. В книге Джош очень хорошо описывает, как это работает в шахматах, и особенно в единоборствах. Для того, чтобы победить противника, мастеру достаточно поймать момент, когда тот моргнул, или сместил центр тяжести тела буквально на сантиметр. Но это надо для начала заметить:). Так что развиваем наблюдательность и внимание к мелочам. При этом не забываем их анализировать и осмысливать в духе "главных принципов" (см. п.4.1.).

4.3. "Делать сужающиеся круги " (Making Smaller Circles;в книге переведено как "делать маленькие круги" :) ).

По сути дела речь идёт о пошаговом, поэлементном освоении каких-либо навыков или умений (подробнее см. 11 главу книги ). Я вот для себя идею "сужающихся кругов" сформулировал так:

  • изучить ВЕРНО самую простую базовую технику
  • поймать правильное внутреннее ощущение при её исполнении
  • повторять многократно, довести до автоматизма
  • постепенно начинать варьировать исполнение базовой техники, подключать к ней новые элементы
  • максимально концентрироваться на "мелочах", на каких-то новых ощущениях/результатах, которые возникают при варьировании техники
  • найти лучший (соответствующий вашему стилю деятельности) вариант техники
  • помнить, что глубина владения базой побеждает широту;)

4.4. "Изучение цифр, чтобы забыть о цифрах " (Numbers to Leave Numbers). Это довольно простая идея, связанная с автоматизацией нашего самоконтроля при выполнении тех или иных действий.

Когда мы только изучаем какое-то действие, нам нужен максимальный самоконтроль: мы максимально концентрируем внимание на каждом элементе этого действия; контролируем последовательность необходимых шагов; даже проговариваем в уме какие-то важные моменты:). Например, начинающие шахматисты знают о том, что каждая шахматная фигура обладает собственной ценностью, и в каждой новой позиции они пытаются эту ценность в буквальном смысле слова подсчитывать. Но по мере роста мастерства, возникает понимание, что ценность фигур на доске - величина относительная, и зависит от множества других системных факторов.

Эти "системные факторы" - некие общие принципы / закономерности / смыслы, понимание которых возникает по мере накопления опыта за счёт интегрирующей работы сознания (интроспекции) и подсознания (см. п. 3.4. про интуицию ).

В идеале (при максимальном освоении действия и понимании его общих принципов) мы оказываемся "в потоке" (см. п.2 ), когда самоконтроль правильности того, что мы делаем, осуществляется на высшем интуитивном уровне. С точки зрения внутренней энергетики, такой "потоковый самоконтроль" является гораздо более экономным, чем "пошаговый самоконтроль", которым пользуются новички.

4.5. "Свяжите всё вместе " (Bringing It All Together).И снова идея, которая не нова:) . По сути дела, в своей книге Джош Вайцкин предложил "модель для сборки" - набор техник для саморазвития россыпью:).

Техник более чем предостаточно, осталось только из них выбрать что-нибудь подходящее для себя, и на их основе создатьперсональную траекторию развития / самообучения. Например, это может выглядеть так:

1) Начните с того, что вас увлекает, что вам нравится делать

2) Начните с самых простых навыков. Не торопитесь, заложите прочную базу; шлифуйте эти навыки до полного:) совершенства.

"

Уф, текст получился длинным, но я фактически пересказал все основные "фишки" из книги "Искусство учиться" ;). Теперь всё это можно представить и в виде простенькой таблички на одной страничке:

Но, тем не менее, книгу всё равно рекомендую читать, т.к. в ней есть куча интересных идей, которые в мой пересказ/табличку не вошли - например, про "обучение Инь-Ян"; про то, как доминировать в любом силовом взаимодействии (не только на спортивных соревнованиях, но, например, в деловых переговорах) и т.д.

Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно !

Джош Вайцкин

Искусство учиться

Как стать лучшим в любом деле


Предисловие 4

I. Основы 10

Глава 1. Первые шаги 10

Глава 2. Проиграть, чтобы выиграть 16

Глава 3. Два подхода к обучению 24

Глава 4. Любовь к игре 30

Глава 5. Зона комфорта «забудьте о себе» 36

Глава 6. Нисходящая спираль 42

Глава 8. Укрощение мустанга 51

II. Мое второе искусство. 58

Глава 9. Мышление новичка 58

Глава 10. Инвестиции в проигрыш 63

Глава 11. Маленькие круги 70

Глава 12. Игра на противоречиях 76

Глава 13. Остановить время 81

Глава 14. Иллюзия тайны 90

III. Свести все воедино. 100

Глава 15. Сила самообладания 100

Глава 16. Поиск зоны комфорта 103

Глава 17. Механизм перехода в зону комфорта 111

Глава 18. Сделать сандалии 118

Глава 19. Свести все воедино 128


Предисловие

Некоторые люди способны понять принцип действия, досконально изучив всего один предмет или событие... Предметы и люди подчинены одному и тому же правилу. Если вы разбираетесь в чем-то одном, то разберетесь и в другом, по крайней мере в основных и общих чертах.

Эр Ченг Иши, XI век


За сорок секунд до начала второго раунда я лежу на спине, тщетно пытаясь отдышаться. Боль волнами перекатывается по телу. Главное - дышать глубже. Это пройдет. Завтра я не смогу пошевелить плечом, которое будет заживать больше года.

Но сегодня кровь пульсирует в венах, и я чувствую вибрацию воздуха вокруг - стадион скандирует речовки на мандаринском диалекте, а значит, вряд ли в мою честь. Товарищи по команде столпились вокруг и с тревогой смотрят на меня. Они ощупывают мои руки, плечи, икры. Звучит гонг. С трибуны доносится голос отца: «Давай, Джош!» Надо вставать. Мой соперник бежит к центру ринга. Он что-то кричит и кулаками бьет себя в грудь. Фаны взрываются восторгом. Они зовут его Буйволом. Он крупнее меня по габаритам, сильный и быстрый, как кот. Но я могу его победить - если доберусь до середины ринга и при этом устою на ногах. Придется отдать все силы до последней капли, причем нужно взять их откуда-то прямо сейчас. Наши запястья соприкасаются, опять звучит гонг, и соперник врезается в меня не хуже грузовика компании Mack.

Кто бы мог подумать, что до такого дойдет? Всего лишь несколько лет назад я колесил по миру, участвуя в престижных шахматных турнирах. С восьмилетнего возраста я постоянно занимал первую строку в рейтинге игроков своей возрастной группы в США, и главное место в моей жизни принадлежало соревнованиям и графикам подготовки, нацеленным на то, чтобы вывести на пик формы к моменту начала очередного национального или мирового чемпионата. С пятнадцати до восемнадцати лет я кружился в водовороте американских медиа, рекламируя фильм «В поисках Бобби Фишера», снятый по книге отца и рассказывавший о начале моей шахматной карьеры.

Меня знали как самого талантливого юного шахматиста США, и казалось, единственно возможная карьера для меня - идти по стопам великих шахматистов, таких как Бобби Фишер и Гарри Каспаров, и в конце концов стать чемпионом мира.

Однако возникли некоторые проблемы. После выхода фильма я не мог появиться на людях без того, чтобы не попасть в окружение фанатов, просивших автограф. Вместо того чтобы изучать шахматные партии, мне приходилось вести светский образ жизни. С детства мне больше всего нравилось углубленное изучение шахматных партий с постепенным погружением в сложнейшие замыслы игроков. Я проводил часы за шахматной доской и приходил в восторг от внезапных озарений, касающихся сути шахмат, баскетбола, океана, психологии, любви, искусства. Игра невероятно волновала и одновременно успокаивала. Она давала опору в жизни. Шахматы стали моими друзьями. Но в какой-то момент превратились во врагов.

Помню один турнир в Лас-Вегасе: я тогда был молодым мастером спорта международного класса, причем в этом виде спорта конкуренция всегда была особенно острой - тысячи мастеров во всем мире, не говоря уже о двадцати шести гроссмейстерах. Как подающий надежды шахматист я был исполнен почтения к окружавшим меня гуру шахмат. Сотни часов я провел за шахматной доской, изучая маленькие шедевры и поражаясь их величайшему мастерству. Перед началом первого тура я сидел в своей комнате, размышляя о предстоящих партиях, как вдруг диктор объявил по громкой связи о присутствии в числе участников главного героя фильма «В поисках Бобби Фишера». Распорядитель турнира повесил афишу фильма рядом с моим столом, и вокруг ограждения, отделявшего столы шахматистов от остального зала, немедленно собралась целая толпа фанатов. Стоило мне по ходу игры встать, чтобы слегка пройтись и отвлечься, как юные девушки уже вручали свои телефоны и просили дать автограф, расписавшись прямо на их бедрах или животах.

Семнадцатилетнему парню это могло показаться осуществлением всех его тайных мечтаний, и не буду отрицать: всеобщее внимание доставляло мне удовольствие. Однако с профессиональной точки зрения это было самым настоящим кошмаром.

Я стал играть гораздо хуже, поскольку ловил себя на мыслях о том, как выгляжу со стороны, вместо того чтобы сосредоточиться на партии. Мои старшие коллеги гроссмейстеры, не пользовавшиеся таким вниманием, бросали на меня сердитые взгляды. Некоторые вообще считали меня парией. Я выиграл восемь национальных чемпионатов и получил больше внимания фанов, общественной поддержки и признания, чем когда-либо мог бы надеяться. Но эти победы никак не помогали стремлению к совершенству и не приносили счастья.

Уже в юном возрасте мне пришлось понять, что по самой своей сути слава глубоко обманчива. Я посвятил свою жизнь неустанному стремлению к творческому росту и не раз переживал чувство глубокого удовлетворения, знакомое тем, кто привык проводить много часов в напряженных размышлениях. Но это успокаивающее чувство не имеет ничего общего с грубой лестью посторонних, и мне очень хотелось бы вернуться в прежние невинные времена. Очень не хватало восторга открытий времен моего ученичества, но возвратиться к ним уже было нельзя. Шахматы начали пугать меня, как и всевозможные шахматные турниры. Игра утратила вдохновение, зато меня часто приглашали на различные телевизионные шоу, что вызывало лишь улыбку.

В восемнадцать лет небольшая книга под названием «Дао дэ цзин» глубоко поразила меня и совершила переворот в моей жизни. Ее естественная мудрость побудила заняться изучением буддистской и даосской философской литературы. Я понял, что прикованное к человеку всеобщее внимание никак не связано с качеством его жизни, что важнее всего достичь внутреннего спокойствия.

В 1998 году, 5 октября, я вошел в студию тайцзицюань Вильяма Чена, располагавшуюся в центре Манхэттена. Вокруг мужчины и женщины старались достичь внутренней концентрации, выполняя четкую последовательность плавных движений. Как и большинству шахматистов, мне приходилось развивать «туннельное зрение», необходимое для выигрыша крупного турнира. Но здесь упор делался на движение тела, а не мысли; создавалось впечатление, что присутствующие ощущали некое внутреннее блаженство, внешне выражавшееся в странных медленных движениях.

Я приступил к занятиям и через несколько недель уже часами тренировал медитативные движения дома. Учитывая сложности, возникшие в моей шахматной жизни, было очень приятно чувствовать себя всего лишь одним из начинающих учеников - кроме того, в этом искусстве крылось что-то глубоко истинное. Восхитительно было чувствовать пульсацию жизненных сил в своем теле при выполнении древних упражнений: как будто организм наконец-то пришел в некоторое базовое равновесие.

Мой учитель, всемирно известный магистр Вильям Чен, в течение многих месяцев занимался со мной основами искусства, терпеливо корректируя мои движения. В комнате с пятнадцатью другими новичками Чен мог с расстояния более шести метров заглянуть мне в глаза, молча оценить мою позу и слегка сдвинуть локоть в ту или иную сторону. Выполнив эту безмолвную инструкцию, я вдруг ощущал, как по руке начинала струиться бурлящая энергия, как будто он подключил меня к электрической розетке. Его понимание механики человеческого тела казалось магическим и по силе производимого впечатления равнялось лишь его невероятной скромности. Многие считали его самым выдающимся из ныне живущих мастером тайцзицюань, а он терпеливо обучал новичков с тем же вниманием и любовью, что и старших воспитанников.

Учеба шла быстро, и через некоторое время я сам удивлялся достигнутым результатам. С двенадцатилетнего возраста я вел дневник своих занятий шахматами, записывая в том числе и наблюдения относительно своего психологического состояния - полезно делать то же самое, обучаясь тайцзицюань.

  • Понимание принципа действия после досконального изучения одного предмета или события. Многие занятия очень похожи, но мы не осознаем этого, пока не занимаемся ими. К примеру: для Джоша шахматы и тайцзицюань* (включая боевое направление - туйшоу) оказались не просто похожи, а в какой-то момент начали сливаться в его сознании. Изучая одно занятие или практику, вы продолжаете изучать другое. (*Тайцзицюань, один из видов ушу, китайская оздоровительная гимнастика, медитативная практика и боевое искусство). Сложные приемы часто основаны на простых принципах.
  • «Изучение цифр, чтобы забыть о цифрах», «изучение форм, чтобы забыть о формах». Этот ключевой метод обучения применим к любой дисциплине. Если способного шахматиста посещают инновационные для его уровня идеи, он в восторге от своего озарения. Но гроссмейстеру эти идеи покажутся банальными, потому что он знает шахматные принципы. Фундаментальная ошибка - стремление быстро добиться хороших результатов. Поймите, как все устроено, изучайте предмет в глубину, разбирайте детали. Креативность связана с теорией, индивидуальность раскрывается через хорошее понимание базовых вещей.
  • Метод даосских наставников: «учитесь этому через то», «изучайте твердое с позиций мягкого», научитесь видеть связи между противоположностями. Учитесь считывать намерения другой стороны и скрывать свои, перевоплощаясь в противника.
  • Вхождение в зону комфорта. Чаще всего мы используем понятие «зона комфорта» в негативном контексте, но есть и позитивный. Джош Вайцкин говорит не о застревании в круге повторяющихся впечатлений, а о способности интегрировать окружающую обстановку в свой мыслительный процесс. В этом значении зона комфорта - один из необходимых инструментов обучения. Характер концентрации определяет вашу первую реакцию: если вы напрягаетесь, чтобы сохранить концентрацию, значит, находитесь в твердой зоне. Если вы сосредоточены и расслаблены, то вы в мягкой зоне. Твердая зона - хрупкий и ломкий сухостой, мягкая зона - гибкая трава. Вовлекайте внешние события в свой ментальный поток.
  • Нисходящая спираль: если мы фиксируемся на ошибке, то психологически отстаем от хода времени, остаемся в прошлом - и не замечаем реальную опасность. Если чувствуете, что попали в нисходящую спираль, возьмите паузу и сделайте что-то, освежающее сознание.
  • Суть боевого искусства туйшоу: задача - нарушить равновесие оппонента. Прилагая слишком большое усилие, вы теряете равновесие. Противнику остается придать вам легкий импульс, чтобы вы упали.
  • Техника непротивления, уклонения от атак: если агрессия встречает пустоту, она саморазрушается. Обращайте агрессию нападающего против него самого.
  • Инвестиции в проигрыш: нужно проиграть, чтобы научиться выигрывать. Культивирование перфекционизма мешает обучению. Неудачи учат побеждать. Победная серия страшнее проигрыша. Вы начинаете думать об имидже и боитесь вызовов, а поражение отнимет уверенность в себе. Большая рыба в маленьком пруду - вот к чему приходит талантливый человек, который застрял на своих успешных приемах и небольших препятствиях. Не бойтесь проигрышей - учитесь, разбирая ошибки.
  • Метод Пирсига: «Начать с одного кирпичика».
  • Мышление новичка: не бояться поражения, проявлять смирение, быть открытым к новому.
  • Принцип решения масштабной задачи через мини-составляющие помогает совершенствоваться.

Уроки жизни и обучения

  • Если вам кажется, что кто-то принял странное решение, возьмите паузу, чтобы понять, нет ли здесь ловушки.
  • Проиграли достойному сопернику? Подружитесь. Сильные соперники помогают расти, укрепляют дух и любовь к игре.
  • Учитесь видеть скрытый потенциал пустоты.
  • Преграды необходимы: без них прогресс останавливается. Совершенствоваться можно только через максимум усилий и сопротивление.
  • Перегрузки в обучении, авторитарность и натаскивание на победу развивают в ученике нервное поведение, агрессию, высокомерие и уязвимость.
  • Будьте терпеливы и начинайте обучение с основ. Перескакивая этот этап, чтобы использовать быстрые эффектные приемы, вы получите поверхностные знания и не научитесь бороться за победу.
  • На первом месте должна быть любовь к предмету и освоению секретов, а соревнования - на втором. Самое ценное в игре - сама игра: если выиграл - нужен акцент на том, сколько труда вложено. Если проиграл - необходимо не отрицание важности, а сочувствие, а затем мягкая попытка узнать психологические причины поражения. Позже нужно разобрать технические ошибки.
  • Победу и поражение часто разделяет тонкая грань.
  • Приучите себя не реагировать на шум.
  • Часто нас побеждает сама психология жертвы. Направляйте эмоции на улучшение настроения.
  • Тренируйте стремление решить задачу, а не уклоняться от нее.
  • Если вы идете против своего темперамента, лучшие качества и способности угасают. Используйте его, чтобы укрепить и развить свой стиль. Познавайте себя через занятия, используйте эту информацию для личностного роста. Не разрушайте свою/чужую уникальность. Стиль чемпионов формируется, когда осознают свои преимущества.
  • Записывайте «ходы» и логику, чтобы разобраться и сделать выводы, увидеть, какие возможности скрывались, - так вы сможете реализовать их полностью в следующий раз.
  • Психологические переживания видны в способе действовать.
  • Воспитывайте в себе оптимистическую компетентность.
  • Фокусируйтесь на внутренней сути вещей, а не на внешних проявлениях.
  • Чтобы стать лучше в своем деле, займитесь чем-то еще - это расширит видение и арсенал приемов.
  • Ожидание - это и есть наша жизнь, получайте удовольствие и наполняйте ожидание интересным. Если вы очень ждете чего-то, то в главный момент будете слишком волноваться.
  • Будьте готовы столкнуться с несовершенством жизни. Не подавляйте эмоции, а используйте их для «включения» творческих способностей. В спокойном состоянии вы можете обнаружить, что сильнее соперника. Когда противник не признает честной игры, сохраняйте порядочность и сохраняйте хладнокровие, уклоняйтесь от запрещенных ударов.
  • Тренируйте себя так, чтобы творчество было возможно даже под жестким давлением. Ориентируйтесь на прогресс, ищите сильных соперников. Критически осмысливайте опыт, изучайте новое, совершенствуйте навыки.
Похожие публикации