Патриархальный тип семьи. Виды семей

Защита традиционных семейных ценностей, защита традиционной семьи. Такие установки часто звучат от лица христианских деятелей различных конфессий: православных, католиков, протестантов. В РПЦ «традиционная семья» - тоже является одним из приоритетов церковной деятельности. Об этом много говорит, в частности, известный священник Дмитрий Смирнов.
“Чтобы из мальчика получился мужчина, семьянин, ответственный за жену и детей и любящий их, он должен расти в многодетной семье, где отец любит и уважает мать, помогает ей воспитывать детей”.
Свящ. Дмитрий Смирнов

Почему же христианские церкви так много говорят об институте семьи? Почему это так важно с точки зрения христианства? Давайте сначала попытаемся разобраться, что такое «традиционная семья», в чем состоит эта «традиционность». На самом деле, термин «традиционная семья», как и многие другие понятия обычно принимающиеся как общепринятые по умолчанию, очень размытый. Попробуем предположить те характеристики, которые однозначно будут отождествляться с традиционной семьей. Это должен быть моногамный гетеросексуальный брак и, что очень важно, многодетный. Последний даже более яркая характеристика традиционной семьи, по-крайней мере в нашей стране.

Защита традиционной семьи подразумевает угрозу таковой. Что же угрожает гетеросексуальному и моногамному браку? Одной из таких угроз, “идущей с Запада”, считаются гомосексуальные союзы. Но насколько на данный момент гомосексуальные союзы являются реальной опасностью замены гетеросексуального брака? Например, статистика по одной из самых либеральных в этом отношении стран Европы - Голландии показывает, что с 2001 по 2015 год количество однополых браков составляет 1,94% от общего количества браков. И кажется, какой-то реальной угрозы для “традиционной семьи” мы тут пока не видим.

Остается рассмотреть следующий пункт, характеризующий «традиционную семью» - многодетность. Тут прослеживается определенная тенденция. В 20 веке среднестатистическая европейская, в частности российская семья, перестали быть многодетными. Если в России еще незадолго до революции для христианской семьи было нормально иметь больше троих детей, а счет иногда доходил до десяти и выше с учетом умерших во младенчестве, то сейчас картина совершенно иная. Поэтому со стороны священнослужителей, православных деятелей очень часто можно услышать призывы к многодетности.

“В многодетных семьях, где всегда есть маленький «ангел» - младенец, гораздо чаще живут радость, умиление, любовь и счастье. В такой семье вырастают уважающие родителей, душевно здоровые, полноценные, веселые дети, умеющие любить, трудиться, думать не только о себе, но и о ближних”.
Свящ. Владимир Воробьев

Большое количество детей в семье стало неким трендом в православном сообществе. Но примерно такая же ситуация и в традиционных протестантских церквах, которые, как правило, придерживаются фундаменталистских взглядов: баптистов, пятидесятников. Можно сказать, что у протестантов все это даже гораздо более серьезно и основательно, чем у православных, потому что имеет, как правило, очень четкое библейской обоснование. Об этом, например, говорится в “Социальной позиции протестантских церквей в России”.

“Творец учредил институт для того, чтобы: сделать человека счастливым через обретение верного друга жизни и партнера в любви, продолжить человеческий род, создать такой домашний очаг, где возможно было бы воплощение принципов Божественного замысла – воспитание детей в почитании Бога и любви к ближним”.

“Продолжение рода. Библия говорит о том, что дети – это «наследие от Господа» (Псалом 126:3). И, учреждая брак, Господь предусмотрел именно такой путь воспроизведения человеческого рода. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», – было сказано людям (Бытие 1:28). Господь поделился с людьми Своей творческой силой дарить жизнь, поэтому зачатие и рождение детей – это более чем биологическая способность воспроизводить потомство, это дар Божий, что налагает на людей определенную ответственность. Господь учредил семью, чтобы именно в союзе, наполненном любовью и заботой, рождались и вырастали дети как зримый символ сущности брачного союза, ведь в каждом ребенке соединились две жизни – отца и матери, ставшие одной плотью”.
Православные же во многом саму эту идею «традиционной семьи», многочадия заимствовали у протестантов. Несмотря на конфессионализм, свойственный большинству православных, в рамках которого все инославные конфессии именуются сектами, православные довольно легко копируют идеи, пропагандируемые протестантами-фундаменталистами, как например, идея вреда прививок и многочадия.

Почему протестантские фундаменталисты так часто настаивают на обязательности многодетности для христианской семьи? Это связано с большим акцентом, который они делают на Ветхом Завете, где действительно многодетность является одним из признаков Божьего благословения. Как, например, говорится в 126 псалме. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева». Это и понятно, во времена Ветхого Завета носителем веры был еврейский народ, поэтому очень важно было этот народ сохранить и приумножить, приумножить прежде все как этнос. Но в Новом Завете ситуация меняется, Откровение уже не ограничивается только рамками еврейского народа, наоборот появляется задача обращения в веру всех народов. Поэтому акцент с многодетности сразу уходит. Мы видим, что Христос был безбрачным и не оставил потомства, также был безбрачен и не оставил потомства апостол Павел. Более того, в одном из посланий он советует «лучше не жениться». Что еще важно для Нового Завета, в связи с преодолением национальных границ, на первое место выходит сам человек, он становится объектом спасения. Поэтому ценность рода, родовая стихия отходит на второй план. Более того, она может становится враждебной в рамках данной персоналистической парадигмы. «Враги ваши – домашние ваши», - говорит Иисус в Евангелии. Но фундаменталисты всегда были склонны к законничеству и сермяжная правда Ветхого Завета в этом отношении более понятна и проста в исполнении, поэтому была поднята на щит представителями многих консервативных протестантских церквей, откуда благоприятно перекочевала на почву фундаментализма православного.

То есть, в целом, как мы видим, для Нового Завета многодетность уже не понимается как особое благословение Божье. А порою и наоборот. Многие святые отцы церкви были безбрачными и воспевали безбрачный путь. Найти оды семейной жизни в святоотеческой литературе гораздо труднее, чем оды девству.

«…желающий быть свободным от мирских уз избегает супружества, как оков, а избежав его, посвящает жизнь свою Богу и дает обет чистоты, чтобы не иметь уже и права возвратиться к браку, но всеми мерами бороться с природою и с сильнейшими ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты».
Свт. Василий Великий.

«… от девственницы апостол требует, чтобы она не ограничивала этой добродетели (девства) чистотою тела, но все свободное время употребляла на служение Богу…; он желает, чтобы девственница не делилась, но всецело посвящала себя духовному и небесному, и пеклась о Господнем. К такой жизни он увещевает и вдову: «Истинная вдовица и одинокая, - говорит, - надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5)».
Свт. Иоанн Златоуст

«Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».
Свт. Филарет (Дроздов)

Очень часто малое количество детей в браке рассматривается как следствие секуляризации, деградации морали. Но статистика ООН показывает, что это совсем не так. Как мы видим уровень рождаемости прямо пропорционален уровню экономического развития и уровню образования. Исследования показывают, что экономический подъем всегда связан с падением уровня рождаемости. Все это показывает нам, что институт традиционный семьи обусловлен, прежде всего, не духовно-нравственными соображениями, а материальными. Многодетность чаще видится является экономическом фактором, а не духовно-нравственным. Например, согласно Всемирному справочнику ЦРУ страна с самой высокой рождаемостью - Нигерия. Как известно - это одна из беднейших стран африканского континента, где около 70 % населения заняты в сельском хозяйстве, то есть перед нами классический вариант аграрной культуры. Страна же с самым низким уровнем рождаемости, согласно этому же справочнику, - это княжество Монако, крохотное государство в Европе, с очень высоким уровнем жизни. Остальные европейские страны тоже будут в конце этого списка. Интересно отметить, что в Объединенных Арабских Эмиратах, в которых наряду со светским законодательством функционирует и шариат, даже в такой, казалось бы патриархальной стране, уровень рождаемости низкий. ОАЭ находится на 128 месте в данном списке, там же, где и все развитые европейские страны. Почему даже мусульманская страна, где светское законодательство существует наряду с религиозным находится лишь на 128 месте рейтинга рождаемости? Страна же, где основным законом является только шариат - Саудовская Аравия, тоже недалеко ушла от ОАЭ, и в этом рейтинге только на 94 месте. Это конечно, далеко от конца списка, в котором всего 226 стран, но не менее далеко и от его начала.

Рассмотрим традиционную патриархальную семью. Как правило, это крестьянская семья, которая занимается сельским хозяйством с использованием преимущественно ручного труда. В таком случае принципиально важно наличие рабочих рук, и экономическое благополучие семьи напрямую связано с их количеством. В современном постиндустриальном городе человек может быть экономически благополучен, находясь в абсолютно автономном состоянии. Человек в рамках современного мира смог освободится от рабства у природы, поэтому и надобность в большом количестве потомства отпала. Более того, наличие детей сейчас стало фактором усугубляющим экономическое состояние человека. Потому в отличии от патриархального хозяйства ребенок не включается в общий труд с самого раннего возраста, тем самым отрабатывая свое содержание и даже принося прибыль, а вынужден быть на иждивении родителей до того возраста, когда в прошлые века люди уже создавал свои семьи и были полноправными участниками совместного хозяйства. Поэтому мы и наблюдаем широко такой феномен, что люди, приезжающие из регионов России и ближнего зарубежья, где еще живут патриархальным укладом, как правило, являются выходцами из многодетных семей. Но пожив какое-то время в условиях современного города создает семьи и рожают не более одного, двух детей, как обычная русская семья.

В целом, мы можем видеть, что установка на «сохранение традиционных семейных ценностей», как на одно из приоритетных направлений церковной деятельности само по себе является некой деградацией церковной позиции, откатом в реалии Ветхого Завета или даже процессом секуляризации. И здесь у нас появляется серьёзная проблема семьи, которые, как христианам, так и вообще современному постиндустриальному обществу надо решать. У нас есть только патриархальная модель семьи, которая явно не вписывается ни в реалии Нового Завета, которого придерживаются христиане, ни в реалии современного постиндустриального общества. Что же такое христианская семья, что такое современная семья в светском обществе? Все это вопросы, на которые еще только предстоит найти ответы. Долгое время, по крайней мере в западном обществе, торжествующим взглядом на брак была позиция бл. Августина, в рамках которой единственным оправданием брака было чадородие. “Соединение мужчины и женщины для рождения детей - это естественное благо супружества. Но этим благом дурно пользуется тот, кто использует его животным образом, так, что стремление его направлено на удовлетворение жажды телесных наслаждений, а не желании продолжения рода”. Но Н. Бердяев справедливо называет подобный взгляд на брак мировоззрением скотного двора: “В сущности, трактаты о поле и браке Бл. Августина и других суть трактаты по организации родовой жизни и очень напоминают трактаты по скотоводству”. Поэтому современному обществу требуется обрести новый взгляд на семью, на брак, на сексуальность, на детей. Дети – это вообще феномен не известный традиционному обществу. В патриархальной семье ребенок – это маленький взрослый человек, который на данный момент просто не в состоянии выполнять весь объем взрослой работы в силу физических данных и недостатка знаний и опыта. Опыт и знания органично передавались в процессе совместного со взрослыми труда, физические данные становились аналогичные взрослым довольно быстро. Поэтому в дореволюционной России средний возраст невест был 16-18, женихов 18-20. Например в рассказе И. Бунина мы читаем следующие строчки. “Мне на Крещенье уж шестнадцатый пошел, - поспешно сказала она. Ну вот, значит, через полгода и венчаться можно..”.Сейчас же человек порою более 20 лет живет жизнью, совершенно никак не связанной с жизнью их родителей, за исключением домашнего быта, все это порождает громадный комплекс вопросов и проблем, которыми уже более века занимаются целые науки: педагогика и психология, которые стали отдельными отраслями человеческого знания. Поэтому натянуть кафтан патриархальной семьи на современного человека – абсолютно нелепая и неадекватная идея, которая, к сожалению, является мейнстримом среди многих христиан, в том числе и в нашей стране.

Конечно, в вопросах семьи есть серьёзные проблемы непосредственно в нашей стране. Обратимся к Росстату. Статистика разводов по Московской области. На 1000 человек приходится 7.5 браков и 4.6 разводов. Примерна такая же картина и по всем остальным регионам: где-то похуже, где-то получше. Но в целом, как мы видим, более половины браков распадается, и, по всей видимости не из-за гомосексуальности одного из супругов и не из нежелания иметь детей. Призвана ли церковь бороться с разводами? Церковь, прежде всего, призвана к благовестию, к проповеди о Христе и Царстве Божьем. Вот здесь есть действительно серьезный кризис, кризис непосредственно церквовный. Поэтому первостепенные усилия, которая должна, как мне видится, делать церковь, должны быть направлены на выправление всех тех неровностей и искажений, которые есть в ее жизни. Церковь призвана помогать человеку обретать отношения с Богом и ближним. Через это человек изменяется и преображается, через это освящаются все остальные стороны его жизни. Только при таком подходе можно будет начинать исследовать вопрос феномена семьи, решения тех проблем, который здесь реально существуют. При этом нужно исходить из современного постиндустриального общества и культуры постмодерна. Перед современной церковью стоят вопросы, ответы на которые еще не были даны в рамках христианского учения или были даны еще в очень редуцированном варианте: это, прежде всего, касается вопросов пола, брака, сексуальности, семьи. Здесь важен как внутрицерковный диалог с привлечением и достижений светских наук: социологии, психологии, педагогики и пр, так и диалог с обществом. Позиция, что раньше было лучше, поэтому давайте сделаем, как раньше, то есть, такая сугубо консервативная позиция тут видится мало продуктивной. Нужно понимать, что сейчас в чем-то хуже, в чем-то лучше, а главное, по-другому, и нужно отвечать на вопрос о семье, исходя из современных реалий как общества, так и конкретного человека.

Традиционная семья может жить долго сама в себе. Она экономически и психологически независима. Для ее успешного длительного существования нет никакой необходимости во внешнем мире, который находится за пределами жизненного круга семьи.
Самый яркий пример, семья староверов Лыковых, которая многие годы жила в полной изоляции от внешнего мира.
Когда в девятнадцатом веке, начале двадцатого века по всему русскому северу стали строить маяки, станции наблюдения за погодой, столкнулись с проблемой, кто будет жить на диких островах длительное время вдали от людей. Первоначально селили команду солдат во главе с офицером. Результаты были печальны. На севере короткое лето, когда на остров с маяком и гидрометеостанцией завозились запасы продуктов, а потом наступала полярная ночь и люди оказывались оторванными от большой земли на долгие зимние месяцы. Постепенно накапливалось психологическое напряжение, случались конфликты, которые нередко перерастали в трагедии. Когда, наконец, море освобождалась ото льда, и прибывал первый корабль, обнаруживалось, что все люди погибли или находятся в таком состоянии, что не способны к дальнейшему проживанию вдали от людей и успешной работе.
Тогда стали селить на далеких островах семьи, вместе с детьми. И там, где суровые одинокие мужчины погибали, семья, как ни в чем не бывало, могла жить годами, не испытывая никаких психологических проблем. Естественно подбирались люди с соответствующим складом характера, склонностью к изолированному образу жизни.


Смотрители маяка Курбатова на острове Шумшу в Охотском море Елена Барбашева с мужем Владимиром и собакой

Как отцы наши жили, так и мы будем жить
В традиционной семье представление об окружающем мире молодой человек получает от старших членов семьи. Патриарх (дед) непререкаемый авторитет, слово которого во всех спорах - последнее. Это высший суд, решения которого уже обжалованию не подлежат. Сыновья, поддерживают авторитет деда (авторитет старейшин), потому что прекрасно понимают, что скоро они сами займут это место, и их авторитет будет зависеть от того, как они сегодня воспитают своих сыновей, дедовых внуков.

Вне традиционной семьи, человек никто. Если человек нарушает обычаи семьи - его изгоняют. Очень мало шансов, что его примут в другую семью, где он будет всегда на роли приживалы, которым все помыкают. Изгнанный за пределы семьи, рода, например, за убийство, человек становится , презираемым всеми отщепенцем.
Все члены традиционной семьи это понимают и при всех внутренних разногласиях всегда отстаивают интересы семьи. Взамен традиционная семья берет всех своих членов под защиту. В традиционной семье одинаково заботятся и о заболевшем, и о престарелом, и об инвалиде, и о сироте. Всем найдется и кров, и пища, и постель, и дело по силам.
Государство традиционной семье нужно только для защиты от иноплеменников, которые приходят убивать, грабить, уводить в рабство.
Для существования традиционной семьи не имеет никакого значения, что думают ученые об устройстве мира: Земля плоская и покоится на трех китах, или это шар, который несется через пустыню космического пространства.
Более важными являются знания помогающие выживанию семьи в конкретных природных условиях. Эти знания передаются из поколения в поколения, из уст в уста и охватывают весь цикл жизни человека от его рождения до смерти, и весь годовой цикл сельскохозяйственных работ и другой деятельности. Важнее научных представлений о мире, для традиционной семьи являются - религиозные. На ткань религиозного мировоззрения легко ложатся все практические знания о мире, накопленные за жизнь предыдущих поколений.

В традиционной семье глава семьи одновременно руководитель семейного предприятия. Под его руководством проходили все сельскохозяйственные работы у крестьян или рыбная ловля, как у поморов на этом снимке.
Без традиционной семьи невозможно существование традиционного государства. Не вкладывая в жизнь семьи ни копейки, государство регулярно получало с нее доход, вначале в виде дани, собираемой дружиной князя, потом в виде налогов.
Традиционная семья для государства неисчерпаемый источник людских ресурсов: рабочие на заводы, ополчение и новобранцы на войну.


Художник И.Лучанинов. Благословение ополченца. 1812 г.

У каждого свой бог
Традиционная семья не нуждается в писаных законах. Вся жизнь семьи проходит в соответствие с традициями и религиозными представлениями. В решении спорных вопросов последнее слово за патриархом (дедом), как он решит, так и будет.
Для традиционной семьи нет нужды и в общей с другими семьями религии. У каждой семьи свой бог. Во что наши деды верили, в то и мы будем верить. Языческие представления о мире легко вписываются в замкнутый мир традиционной семьи.
Но проблема в том, что семьи редко живут в полной изоляции от окружающего мира. Мировоззренческие различия влияют на взаимоотношения между людьми.
Местный князь собирает ополчение на войну, а старейшины родов и племен в сомнении, нужно ли князю помогать, не нашим богам он молится. У каждого роду, племени свой бог - нет единого государства. Каждый смотрит в свою сторону и готов защищать от врагов только свою семью.

Объединить в единый народ разрозненные племена на Руси могла только единая вера. Один народ, одна вера - победить невозможно. Это хорошо понимал Великий князь Владимир, Киевский, когда принял решение о принятии для всех единой веры - православия, и который последовательно начал ломать языческие религиозные устои традиционной семьи.

Вывод. Мировоззрение традиционной семьи основано на религии, а все необходимые для жизни знания передаются из уст в уста, от старших младшим. Традиционная семья может жить длительное время в полной изоляции и нуждается в государстве только для защиты от многочисленных и сильных врагов.

Термин «традиционная семья» многим знаком еще со школы. Но что в действительности он значит? Уже никто толком и не вспомнит. Кажется, на уроке обществознания или истории учительница говорила что-то подобное. Но что? Уже и не вспомнить.

О том, что представляет собой традиционная семья, подробно расскажет данная статья.

Состав семьи

Состав такой ячейки общества знаком всем. Мама, папа, я — вот ключевая особенность, которую подразумевает традиционная семья. Признаки такой семьи - наличие обоих родителей, а также соиально- и культурнозаданные отношения между членами семьи. Термин «традиционная» в подобном случае приравнивается к естественной, то есть общепризнанной, нормальной.

Такая система стабильна до тех пор, пока ребенок не взбунтуется и не окажет сопротивления. Чрезмерная жестокость родителей, нередкие побои, - и ребенок учится приспосабливаться. Становится безвольным и апатичным или же, наоборот, лживым, грубым и жестоким.

Модель семьи

Традиционная модель семьи подразумевает определенный статус каждого своего участника. В ней главным считается папа. И все остальные подчиняются ему и пытаются всячески угодить.

Мама — довольно бесправный человек. Ее мнение, заботы во внимания не берутся, она не имеет права что-либо решать. Ее место около детей, но никак не на советах, к которым допуск разрешен исключительно мужчинам.

Статус детей не особо отличается от материнского. Права голоса они также не имеют. Однако огромную роль играет половая принадлежность ребенка. Если это мальчик, то его шансы на отцовскую любовь резко увеличиваются. Ведь в будущем он станет главой семьи.

Традиционная семья в истории

Каждая страна или город развивался по-своему. В результате на каждом клочке планеты существовали разные правила и устои.

Однако что-то общее в них все же появлялось. Ведь со временем возникали новые пути сообщения и путешественники, что отправлялись на экспедиции, экскурсии. В поисках новых, неизведанных земель они перевозили частичку одного города в другой. Так традиции и устои разных стран смешивались.

В первую очередь, говоря о традиционной семье, имели в виду экономическую ячейку конкретного общества, где все ее члены были заняты в одной отрасли или имели общую цель.

Женщина в семье

В далекие времена главной чертой подобной семьи было абсолютное неравноправие женщин и мужчин. Мужья, отцы распоряжались имуществом, могли заставить жену пойти против собственной воли, чтобы удовлетворить свои «мужские» цели.

В сексуальной жизни женщина также оставалась рабыней желаний своего мужчин. Последние без стеснения заводили любовниц. Не жалея чувств своих жен, пользовались услугами падших женщин.

Женщина не воспринималась как личность, а ее ценность заключалась до свадьбы в невинности, а после — в обеспечении уюта, комфорта, верности и преданности своему мужу.

Вообще, браки раньше заключали исключительно для продолжения рода. Быть может, если бы ни это условие, женщины вообще были бы нужны только для утех.

Дети в традиционной ячейке общества

Отношение к детям было подобно отношению к женщинам тех времен. Они также не имели никаких прав и вынуждены были беспрекословно подчиняться воле своего отца.

Половая принадлежность детей также играла огромную роль. Так, если женщина смогла родить мальчика, то и ее статус хоть немного, но все же повышался, и к малышу отношение было гораздо лучше, чем к девочке в той же семье.

Влияние семьи на ребенка

Семья имеет колоссальное влияние на развитие ребенка. На формирование его психики, моральных устоев, поведения, характера и много другого. Полноправно можно сказать, что семья делает ребенка личностью, закладывает в его понимание определенные ценности, традиции, нормы и правила поведения.

В большинстве именно семья определяет, каким станет новорожденный через несколько лет. Будет он нобелевским лауреатом или маньяком-убийцей, например.

Не зря же есть определения «благополучной» и «неблагополучной» семьи. Мама, папа, я — частицы единого мира. Потому их манеры, поведение, привычки, даже употребляемые слова очень схожи.

Традиционная семья — это важная частичка общества. Ее уклад, форма, размер, статусы членов семьи, ценности и нормы также с течением времени претерпевали определенные изменения. В итоге в современном обществе наблюдается совершенно другая картина, нежели была даже десятилетие назад.

Сейчас существует семьи, состоящие из одного, максимум двух детей, где главной считается мама. Некоторые и вовсе живут без отца. Дети, родители, бабушки и дедушки уже не живут единым семейством, предпочитая разобщенность дружному быту. В отличие от столетних правил отношений, в современном мире нет нужды узаконивать свой брак. И мало кто видит что-то необычное или зазорное в том, что люди проживают вместе какое-то время, а потом расходятся и создают новую семью.

Традиционная семья уже не та, что была хотя бы 100 лет назад. Но ведь очень многое изменилось с тех пор. И может, все не так уж плохо.

«Важным элементом этой сессии форума, - отметил председатель форума Владимир Якунин, - стало проведение круглого стола о семье. Колоссальное значение, колоссальная информативная база - и выводы о необходимости поддержки традиционной семьи как средства борьбы с демографическим кризисом не только в России, но и во всем мире».

Круглый стол «Семья: истоки и будущее цивилизаций» состоялся в рамках данного форума впервые и привлек большое число экспертов, выступающих за традиционные семейные ценности и преодоление демографического кризиса, охватившего многие страны мира.

Показательно, что инициатива по проведению данного мероприятия исходила от российской стороны. Изначально идея обсуждения проблем семьи в международном формате была предложена Натальей Якуниной - председателем Попечительского совета Всероссийской демографической программы «Святость материнства».

В работе круглого стола приняли участие представители 24 стран. С докладами выступили Наталья Якунина, академик Патрик Фейган (США), директор европейского отделения противоабортной организации «Human life international» Эва Ковалевски (Польша), руководитель православного центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов (Россия), директор Института демографических исследований Игорь Белобородов (Россия), вице-президент Всемирного конгресса семей Ларри Якобс (США), заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ профессор Анатолий Антонов (Россия), член коллегии адвокатов Мадрида Игнасио Орсуага (Испания), президент Национальной ассоциации семей Великобритании доктор Томас Вард (Англия), заместитель директора Шанхайского института международных исследований Сяоюнь Цян (Китай), представитель организации «Focus on the family» Юри Мантилья (Боливия), член правления Ассоциации семей Латвии Бертуле Марика и многие другие.

Центральными темами для собравшихся стали глобальное снижение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства и мировая эпидемия абортов. В числе болезненных демографических аспектов были названы рост разводов, распространение внебрачных сожительств, увеличение доли неполных семей, распространение социальных девиаций (гомосексуализма, педофилии, отказа от деторождения (феномен child-free), проституции, порнографии и т.п.), деформация половозрастной структуры, изменения исторически сложившегося этноконфессионального баланса. Все это, как сказано в проекте резолюции, ставит под угрозу будущее цивилизаций.

Главным итогом мероприятия стало принятие определения семьи, исключающего такие социальные девиации, как гомосексуализм, внебрачное сожительство, child-free и другие. Согласно проекту итоговой резолюции, семьей является базовая ячейка (первоэлемент) общества, характеризующаяся следующими неотъемлемыми признаками:

Союзом мужчины и женщины (согласно 16-й статье Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

Добровольностью вступления в брак;

Совместным проживанием супругов;

Ведением общего домашнего хозяйства;

Вступлением в брачные отношения с соблюдением процедуры общественного признания в виде государственной регистрации брака и/или соответствующего религиозного обряда;

Стремлением к воспроизводству и социализации новых поколений. Семья является незаменимым демографическим условием существования, воспроизводства и устойчивого развития цивилизаций. При этом матери и отцу неотъемлемо, согласно человеческой природе, принадлежат фундаментальные, приоритетные и первичные права и обязанности непосредственно осуществлять образование, воспитание, защиту, обеспечение и всестороннюю духовную и морально-психологическую поддержку своих детей;

Нерасторжимостью брака - изначальными обоюдными намерениями супругов пожизненно быть вместе, несмотря на любые жизненные трудности.

Знаменательно, что именно в стране, входящей в Евросоюз, сторонники традиционной семьи выступили за семейные ценности и борьбу с демографическим кризисом во всем мире.

Об итогах круглого стола рассказали его российские участники.

Протоиерей Максим Обухов, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

Важным компонентом родосского форума стала тема семьи, которой был посвящен специальный круглый стол. Множество экспертов из разных стран сошлись во мнении, что проблема сохранения семьи и противодействие ее распаду актуальна для всех стран мира. Мало того, эта опасность носит глобальный характер. К кризисным явлениям были отнесены разводы, резкое катастрофическое падение рождаемости, наблюдаемое повсеместно, аборты, так называемая «коабитация», или внебрачное сожительство, отказ от вступления в брак и прочее. На круглом столе прозвучали интереснейшие доклады о ситуации с семьей в различных странах. Обрадовало участников круглого стола то, что, как оказалось, семейные ценности объединяют людей совершенно разных народов, религий и цивилизаций. Уже признание универсальности базовых, всеобщих ценностей, на которых строится семья, является само по себе уникальным событием и требует продолжения разговора.

Семья - это поистине универсальная ценность для всех цивилизаций. Я подробно изучал вопрос о происхождении современной моногамной семьи. Результаты ретроспективного анализа свидетельствуют о том, что традиционная семья была часто встречаемым явлением в человеческих популяциях еще во II тысячелетии до нашей эры. Поэтому совершенно неверно бытующее порой мнение, что наши древние предки были сплошные дикари и развратники. Другими словами, семейные ценности присущи человечеству с самых ранних пор.

Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований, редактор портала Demographia.ru , один из модераторов круглого стола «Семья: истоки и будущее цивилизаций»:

Круглый стол в рамках Родосской сессии форума - это очень важное событие. В последнее время во всем мире активизировались антисемейные силы. Уже в восьми странах разрешены так называемые однополые браки. Недавно евробюрократы вообще додумались до того, чтобы упразднить самые близкие для человеческого сердца слова - «мать» и «отец». Их хотят заменить безликим и бесполым словом «родитель». Все это делается в угоду агрессивному гей-лобби, у представителей которого по известным причинам могут быть только усыновленные дети. Мама среди двух, а порой и более, мужчин из воздуха не появится, а папой таких извращенцев тоже язык не повернется назвать. Вот они и продвигают нейтральное обозначение «родитель».

Но не только извращенцы разрушают нормальную семью. Эпидемия абортов - это тоже во многом результат навязанной Западом идеологии «планирования семьи». Кроме того, таким образом из наших младенцев уже давно получают сырье для омоложения под названием «фетальные препараты». Вообще антисемейная деятельность, щедро финансируемая различными заморскими фондами и правительствами ряда либеральных государств, привела к снижению рождаемости не только в России, но практически на всех мировых континентах.

Нам давно пытаются навязать мысль о том, что планета якобы перенаселена. Однако это наглая ложь, и мой доклад был как раз об этом. На всех без исключения мировых континентах из года в год снижается рождаемость. В последнее время эта тенденция приобрела слишком угрожающие темпы. Даже в Африке, безусловном демографическом лидере, многие страны имеют фактически европейскую рождаемость: ЮАР, Марокко, Тунис, Алжир и другие. В Азии тоже серьезные демографические проблемы. Там не так давно был достигнут исторический минимум рождаемости - 0,7 ребенка. Причем не где-нибудь, а в китайских провинциях Макао и Гонконг. Население Китая, как бы его ни боялись, начнет сокращаться уже через два-три десятилетия. Средняя китаянка сегодня рожает меньше француженки или датчанки. Япония, Корея, Сингапур - вымирающие страны. Про Европу вообще стыдно говорить: ее население себя не воспроизводит и активно заселяется иммигрантами. Сегодня в Европе нет ни одной страны с коэффициентом рождаемости, достигающим хотя бы простого воспроизводства. Аналогичная ситуация у нас в России. Вся эта дезинформация о грядущем перенаселении, нехватке питьевой воды и прочая неправда вытекает из концепции «золотого миллиарда», согласно которой жить на планете имеет право только население США и стран-сателлитов. Отрадно, что англичане и американцы, участвовавшие в круглом столе, выступают категорически против такой концепции.

Я рад, что в разгар демографического кризиса, охватившего многие страны западного и восточного мира, нам удалось собраться в таком многочисленном составе и принять общее и во многом судьбоносное решение. По сути 11 октября 2010 года произошло историческое событие: эксперты из разных стран приняли определение естественной традиционной семьи, которая выступает единственной альтернативой вымиранию человечества. К сожалению, настало время, когда понятие нормы приходится отстаивать всеми силами и подробно расписывать. Приходится даже особо указывать, что семья - это союз исключительно мужчины и женщины, что начало подлинно семейных отношений предполагает обязательную регистрацию брака, что семья предполагает деторождение, что только родителям (а не ювенальным службам) принадлежит первичное и приоритетное право на воспитание своих детей.

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ имени М.В. Ломоносова:

Очень приятно, что заявленный первоначально круглый стол перерос в полноценную секцию. Вместо стандартных трех-пяти часов было три дня продуктивной работы, были утренние и вечерние заседания. Собрались представители более 20 стран, было довольно много докладов и сообщений. Проблемы семьи и демографии очень острые и, безусловно, заслуживают такого высокого внимания. Примечательно, что собрались не просто люди, которые занимаются общественной деятельностью, связанной с семьей, и не просто ученые, которые исследуют семью, а представители профамилистической парадигмы - то есть люди, которые признают высочайшую ценность семьи и что-то стараются сделать для того, чтобы семья как институт смогла существовать дальше.

Некоторые считают, что на форумы, где подразумевается диалог цивилизаций, должны приезжать представители разных взглядов, чтобы в этих столкновениях противоположных мнений рождалась истина. Диалог цивилизаций и разных культур состоялся, и собравшиеся не тратили время на то, чтобы переубедить друг друга.

Для представителей феминистических теорий семья - враг номер один. Для них это самый гнусный институт на земле. Семья выполняет безобразное, ужасное, с их точки зрения, дело. Она воспитывает девочек - девочками, мальчиков - мальчиками, и тех и других пытается воспитать будущими родителями, отцами-матерями. Феминизм - это величайшее преступление. Хотя, на мой взгляд, торжество и торжествующее шествие феминизма по миру - это доказательство явной шизофрении этого мира. Феминизм в начале XX века назывался суфражизмом, и он выполнил свою задачу. В развитых странах мира удалось добиться действительного социального и политического равноправия женщин и мужчин, а именно эти задачи и ставились.

Когда эти задачи оказались реализованными, женщины получили доступ к образованию, могли сочетать семейные дела, связанные с воспитанием детей, с профессиональными обязанностями. Но феминистские организации остались, и оказалось, что им и делать вроде бы теперь нечего. А самораспускаться не хотелось, и тогда они, по всем законам бюрократических организаций, должны были что-то придумать, чтобы существовать дальше. И они придумали гендерный феминизм. Пошла война против природы, против разделения в природе людей на два пола. Не могут феминистки (и феминисты) успокоиться. Они считают, что анатомическое, физиологическое строение человека отнюдь не доказывает различие человека по двум полам. Они считают, что пол - социокультурное понятие, и как сам человек определяет свой пол, так и должно быть. И в феминизме существует теория андрогинности, когда люди в общем-то и не мужчины, и не женщины, а некие андрогины, в которых сосуществует мужское и женское, и каждый выбирает свою принадлежность к тому или иному полу сам. Пропагандисты этих теорий прочитали много философских книг и сами пишут совершенно заумные философские «труды». Когда рассказываешь даже студентам о том, что пишется в статьях этих феминиствующих авторов, многие не верят. Но это правда. И каждый день тысячи изданий пишут совершенно невероятные вещи. И кому-то это очень нужно!

Феминистское движение очень мощное в современном мире. Меня парадоксальность этой ситуации немножко удивляет. Американцы всегда боролись с коммунизмом, но, добившись развала социалистического лагеря и СССР, американцы внутри себя вырастили ту же самую коммунистическую гидру, только под другим названием - «феминизм».

Но на нашем круглом столе были американцы - докладчики и участники - совсем других взглядов и убеждений. Не феминистских. Это люди, которые отстаивают традиционные ценности, в том числе семейные. Многих из них я знаю с 1995 года, то есть уже 15 лет. В 1995 году к нам приезжал известный американский ученый-фамилист Алан Карлсон. В итоге родилась идея создания Всемирного конгресса семьи, который объединял бы людей разных политических взглядов на основе общей заинтересованности в защите традиционной семьи. И этот конгресс мы создали. И в 1997 году прошел первый конгресс в Праге, потом второй - в Женеве (1999), третий - в Мехико (2004), потом в Варшаве (2007), Амстердаме (2009). Мы знаем друг друга достаточно давно.

На всех континентах земного шара институт семьи пребывает в кризисе, не выполняет своей функции по демографическому воспроизводству новых поколений и их надлежащей социализации. Мы приводим массу фактов в своих выступлениях, докладах, показывающих, к сожалению, неэффективность современной семьи, в которой в лучшем случае один-два ребенка. Такие малодетные семьи более подвержены распаду, разводам. Более того, мы живем в то время, когда люди вообще предпочитают не вступать в брак. Например, в скандинавских странах число сожительств, когда отказываются от официальной регистрации брака, выше, чем число законных браков. Имеются в виду гетерогенные сожительства, хотя в последнее время все больше говорят о гомосексуальных сожительствах, и кто-то усиленно проталкивает эти антисемейные идеи. Однако гомосексуальный союз - это социальная патология.

В целом же основная мысль, неоднократно звучавшая на круглом столе, состояла в том, что кризис современной семьи - это, в первую очередь, кризис ценностей. Печально, что большинство государств недооценивают семейные и демографические проблемы.

Если мы говорим о традициях наших ближайших предков, то традиционная семья — это всего лишь семья, состоящая из двух взрослых и несовершеннолетних детей. Такие семьи были у наших родителей, бабушек и дедушек. Собственно, мы тоже никуда не ушли от этой удобной модели: другие варианты у нас имеются, но это, скорее, исключения, подтверждающие правило. Мы все еще видим семью такой, и это, наверное, хорошо.

Проблема в том, что это вовсе не традиционная семья, потому что традиция жить таким составом слишком молода — всего несколько поколений, не о чем и говорить. Настоящая традиционная семья — это семья патриархальная. Та самая, в которой несколько поколений родственников жили вместе, вместе вели хозяйство и воспитывали детей. Та самая, в которой соблюдалась строгая иерархия. Та самая, главой которой был мужчина — мужчина, которому подчинялись и женщины, и дети, и старики. Сегодня мы не можем себе позволить жить эдакой мини-общиной, да и не хотим. Нам кажется, что несколько поколений под одной крышей — это перебор. Мы понимаем, что нет никакого смысла тащить в современный мир традицию, которая испортит нам жизнь: поживи-ка в мегаполисе с мамой, папой, бабушками-прабабушками, дядьями, тетками и прочей седьмой водой на киселе — с ума сойдешь от того, что невозможно побыть в одиночестве. Так почему мы совершенно разумно отрицаем возможность жить традиционной семье сейчас, но пытаемся вернуть в современную семью позицию« мужчина — главный»?

Нет, ты точно не хочешь жить, как твоя прапрапрапрабабушка

Традиционная семья не могла существовать без мужчины вовсе не потому, что без грубой мужской силы невозможно ведение хозяйства. Возможно, хотя это необычайно трудно. Дело не в том, что женщина слабее, дело в том, что женщина совсем недавно в принципе не считалась полноценным человеком. Патриархальное общество свято верило, что« курица не птица, баба не человек». Мужчина — это мост между женщиной и обществом, в котором она не имела никаких прав. Мужчина — это защита: да, муж мог избивать жену(и чаще всего это делал), зато от других мужчин она была худо-бедно защищена. Если у женщины не было мужчины, она фактически имела не больше прав, чем животное. И ее дочери, кстати, тоже. Представь, что в любой момент в твой дом может зайти человек с улицы и изнасиловать тебя — и ему ничего за это не будет, ты же одинокая баба, кому ты нужна? Вот так выглядел мир в эпоху традиционной семьи. Эволюция женщины в кино: домохозяйка, милашка, карьеристка, супергероиня.

Зачем« традиционная семья» мужчине?

Как выглядит мир сейчас? Если не вдаваться в детали, то в целом мужчины и женщины имеют равные права. У тебя есть образование, у тебя есть работа, ты вправе распоряжаться своим имуществом, и тебя защищает закон. Зачем тебе нужен мужчина? Чтобы его любить и создать с ним семью, все верно. Если тебе этого хочется. Но с какой стати мужчина должен быть ее «главой»? Он образованнее? Нет. У него есть возможности, которых нет у женщины? Нет. Он больше зарабатывает? Не факт. На каком основании мужчина стремится получить какие-то там преимущества перед тобой?

Популярное

Отвечаем: на том простом основании, что он ленивый и наглый тип. На том основании, что он решил заполучить в лице женщины бесплатную прислугу. Поразительно, но до сих пор многие женщины уверены, что домашнее хозяйство — их забота. С какой стати? Большинство населения страны живет в крупных городах, и рабочий день у большинства выглядит совершенно одинаково: общественный транспорт, день в офисе у компьютера, снова общественный транспорт. Вы работаете одинаково, так с какой же стати ты должна вставать« к станку» во вторую смену? Убирать, готовить, стирать и гладить, пока это туловище будет играть в «Танчики». А потом ты должна привести себя в порядок, потому что« ты же женщина», и вообще, не будешь красавицей — он тебя бросит, несмотря на борщи. Неплохо устроился, да?

Зачем« традиционная семья» женщине?

Давай посмотрим, что же ты получаешь взамен: упс, ничего. По сути, мужчина тебе необходим только в тот момент, когда ты решаешь родить ребенка. К сожалению, не всякая зарплата позволяет нанять няню, а значит, ты будешь жить на деньги мужа, пока не вернешься на работу. И этим моментом он будет тебя попрекать, а еще потребует, чтобы ты обслуживала его получше: «Ты ж дома сидишь!» Тот факт, что ребенок, вообще-то, ваш общий проект, во внимание не принимается. Дети — женское дело. Господин устал, ему не до этого.

Если ты сейчас возмутилась и подумала: «Что за чушь, мой не такой!» — это значит, что тебе очень-очень повезло. Или же это значит, что ты всего лишь играешь в традиционную семью, и муж« глава» только на словах, а на деле ты в любой момент можешь отправить его с вещами на выход, и он это знает. Знает и не наглеет. Он такая же «глава», как ты — испанский летчик.

Но ведь немало женщин выбирают для себя роль жены, матери и домохозяйки. Имеют право, почему бы и нет? Это осознанный выбор и осознанный риск: даже если мужчина — самый верный в мире муж, это ничего не гарантирует. Он может потерять работу. Он может заболеть. Люди смертны и, что особенно важно, внезапно смертны. Остаться одной с детьми на руках, без опыта работы, а может, и без профессии — это страшно, но, если хочется рискнуть, почему нет? Эта модель семьи подразумевает очень простое разделение обязанностей: он зарабатывает деньги, она обеспечивает все остальное. Это удобно, особенно если пара планирует иметь не одного ребенка. Но дело в том, что дети — это давно не дополнительная рабочая сила и не гарантия сытой старости. Дети сегодня — это высшая ценность для родителей. Кто сказал, что работа, которой занят мужчина, важнее работы, которой занята женщина? Кто сказал, что мужчина должен быть главным на том основании, что он всех содержит? Да, женщина, безусловно, должна выполнять свои обязанности — если уж она добровольно их на себя взяла. Но с какой стати она должна стать« вторым номером»? Ни с какой.

Где тут ловушка?

Именно поэтому тебя должны насторожить рассуждения мужчины о традиционных ценностях семьи. И прежде чем связывать свою судьбу с мужчиной, который стремится к «традициям», подумай: что за этим стоит? Хорошо, если он подразумевает под этим крепкую семью и детишек. А если он собирается быть« главой и патриархом» — знаешь, к чему это приведет? К тому, что ты будешь работать, а потом затейливо убиваться на ниве домашнего хозяйства. К тому, что воспитание детей ляжет на твои плечи полностью. К тому, что тебя будут попрекать куском хлеба, пока ты этих самых детей будешь вынашивать и воспитывать. К тому, что в этот период тебе придется выпрашивать деньги на новую помаду — и хорошо еще, если не на прокладки. К тому, что при этом ты будешь жить в страхе: а ну как он тебя бросит? Именно так выглядит« традиционная семья» в современном мире.

К счастью, у нас есть и просто семья. Равный союз двух любящих друг друга людей. И этот союз, кстати, вовсе не делает вас одинаковыми. Равными — да. А вот женственность и мужественность при этом никуда не исчезают. Об этом нужно помнить, когда тебе в очередной раз запоют про« традиции».

Похожие публикации