Влияние компьютерных игр на психику ребёнка. Нейропластичность, мозг ребенка и компьютерные игры

Многие родители считают, то компьютерные игры содержат лишь негативную информацию, которая может плохо сказываться на развитии ребенка. Однако бывают и взрослые люди, способные часами проводит свой досуг у мониторов за шутерами, аркадами и т. д. Так на самом ли деле пагубно влияние компьютерных игр на психику детей и взрослых?

Что представляет собой геймплей?

Прежде чем определить влияние компьютерных игр на психику подростков, нужно понять, что они из себя представляют.

Компьютерные игры - это прежде всего развлечение, которое предназначено для проведения досуга и познания нового. Каждая забава принадлежит определенному жанру, по которому можно определить влияние компьютерных игр на психику детей.

Они разрабатываются известными студиями, которые вкладывают в них все самое достойное и интересное. Игры могут отличаться между собой еще и графически, представляя свою индивидуальность и уникальность.

Игровой жанр "шутер"

В целом влияние компьютерных игр на психику детей зависит от жанра. Многие родители впадают в истерику или даже ярость, когда видят, что их ребенок играет в "стрелялку", считая геймплей подобного рода агрессивными.

Самым распространенным среди подростков жанром является шутер. То есть игрок стреляет во все, что движется, зарабатывая при этом очки бонуса. Такие забавы могут быть весьма красочными и богатыми спецэффектами, поэтому родителей смущает такой выбор их чада.

Дело в том, что всем нормальным людям необходима разрядка, и если ребенок не желает посещать секции, то единственным для него способом выплеснуть негативную энергию считается игра. Таким образом, его разум будет отдыхать и набираться сил, а не учиться чему-то плохому.

Другое дело, если подросток замкнутый и переживает школьные проблемы по-своему. В таком случае, если выбор пал на агрессивные забавы, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как в этом варианте компьютерные игры действительно влияют на психику подростка.

Жанр РПГ

Как компьютерные игры влияют на психику, если это РПГ? Ответ - никак. Забавы этого жанра погружают игрока в полноценную вселенную, где есть возможность самостоятельно создать своего персонажа, выполнять интересные задания и исследовать игровой мир, полный возможностей.

Некоторые игры в жанре РПГ способны даже чему-то научить. Например, студия Ubisoft выпустила серию под названием Assassin"s Creed, в основу которых легли исторические личности и местность. Благодаря подобным продуктам можно узнавать много полезного из истории.

Возможность создавать собственного персонажа по своему усмотрению - идеальный способ воплотить свои фантазии, так как в мире РПГ можно стать магом, эльфом и другими представителями сказочного мира. То же самое касается и способностей - с магической силой можно обрушить всю мощь на врагов, а будучи лучником можно использовать скрытный режим боя.

С другой стороны, такие игры способны затянуть человека на долгие часы, так как зачастую сюжетная сторона является очень интересной и познавательной.

Действительно ли компьютерные игры влияют на психику детей, если это симулятор жизни? Скорее всего, даже наоборот. Как показывает практика, дети способны воплощать жизненные проблемы через геймплей. Одна из таких ситуаций была приведена в пример психологами.

Ребенок, тяжело переживающий развод родителей, решает создать в симуляторе жизни семью, аналогичную своей, но без развода. То есть семья все еще вместе и живет счастливо. Такие ситуации могут как помочь подростку, так и спровоцировать замкнутое состояние.

С другой стороны, симулятор жизни учит ответственности и демонстрирует реакцию персонажей на действия игрока, а также социальную жизнь.

Стратегия

Стратегия, или "песочница", показывает игрокам, как заниматься строительством одного дома или целого города. Есть стратегии, которые тесно связаны с течением истории - такие как "Цивилизация".

Начинается она в примитивном доисторическом времени, а по ходу дела игроку предстоит самостоятельно развивать свою цивилизацию, налаживая отношения между государствами и занимаясь развитием. В этом случае влияние на психику ребенка абсолютно исключено, так как ему предоставляется возможность не разрушать, а создавать, проявляя при этом фантазию.

Нередко и взрослого человека может заинтересовать такого жанра игра, поэтому не стоит категорично относиться к выбору ребенка.

Отрицательные стороны

Сейчас практически в каждой семье есть хотя бы один компьютер, поэтому использование игр является обычным делом. Только одни родители относятся лояльно к увлечениям ребенка геймплеем, а другие категорически против или сильно ограничивают пребывание за компьютером.

Заметить признаки детской зависимости компьютером можно, если обратить внимание на следующие признаки:

  1. Малыш плохо высыпается.
  2. Разбудить ребенка становится все труднее.
  3. Появились проблемы со зрением (в частности сухость глаз).
  4. Повышенная раздражительность на вопросы об играх.
  5. Нежелание идти на контакт с родителями.

Чтобы выяснить, как влияют компьютерные игры на психику ребенка, нужно понять, что запрет или ограничение не помогут. Ребенку, как и любому другому человеку, требуется снимать напряжение, которое накапливается за время пребывания в школе или секции. Утомляемость - одна из причин плохой успеваемости, поэтому стоит искать подход к этой проблеме.

Конечно, компьютерные игры - не единственный способ устранения усталости, так как можно заняться совместными настольными или подвижными забавами. Однако не у всех взрослых есть время на совместный досуг, поэтому на помощь приходит виртуальная реальность.

Если есть подозрения на счет того, влияют ли компьютерные игры на психику подростка, то стоит обратить внимание на то, во что он играет. При первых признаках жестокости в геймплее не надо тотчас негативно реагировать на этот факт. Можно в спокойном тоне высказать свои подозрения и опасения по поводу выбранного жанра и попробовать вместе выбрать игру, которая будет полностью устраивать как родителя, так и ребенка.

Не зря существует поговорка, что запретный плод сладок, поэтому табу или ограничение лишь добавит интереса к компьютерным играм.

Гибкость сознания

В детском и подростковом возрасте психика очень гибкая, и любая информация, позитивная или негативная, воспринимается лояльно. Это происходит потому, что разум ребенка еще недостаточно оформился и моральные ценности не до конца сформированы.

Именно по причине влияния компьютерных игр на психику человека деформируется самосознание детей и травмируется эмоциональная сфера. Злоупотребление способствует также и переутомлению, а реальные межличностные отношения постепенно вытесняются виртуальными.

В подростковом возрасте возникает большая вероятность того, что ребенок не сможет нормально адаптироваться в социальной среде. Бесконтрольное времяпровождение за компьютерными играми может провоцировать замкнутость, а в некоторых случаях - аутичность.

Влияние на психику проявляется в нежелании получать информацию из других источников. Ребенок предпочитает компьютерные игры, стремясь проводить в виртуальном пространстве больше времени.

Чем больше подросток будет проводить времени за компьютерными играми, тем выше будет его уровень категоричности и раздражительности. Уровень критического мышления будет падать, уступая место безразличию. С каждым днем будет заметно, как у ребенка растет психическое перенапряжение, учащаются стрессы, которые, в свою очередь, ведут к затяжной депрессии.

Долговременное пребывание за компьютером напрочь уничтожает воображение ребенка, уступая место стереотипам, навязанными компьютерными играми.

С физической стороны могут начаться проблемы с позвоночником и зрением.

Заключение

Бесконтрольное времяпровождения за компьютером также недопустимо, так как это имеет свои последствия. 1-2 часов в день вполне достаточно, чтобы подросток мог наиграться и не навредил глазам. Также ограничение по времени поможет избежать игровой зависимости в подростковый период и наладить контакт с ребенком.

Идеальным вариантом будет тот, в котором ребенок, придя со школы, сможет сразу занять свое место и поиграть. После этого, когда ребенок отдохнет, можно требовать от него выполнения своих обязанностей. Ведь многие взрослые именно так и делают - после работы занимаются досугом, а потом всем остальным.

Если правильно настроить воспитательный процесс, то и ребенок будет доволен, и родители наладят контакт со своим чадом, и влияния компьютерных игр на психику детей не будет.

В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офиса, медицинских учреждений, школ. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Однако известно, что введение компьютеров наряду с пользой порождает и ряд проблем, одна из которых – негативные психологические последствия взаимодействия человека (прежде всего ребенка) с компьютером. В связи с этим, в данной статье рассмотрены психологические аспекты воздействия компьютера и компьютерных игр на детей и подростков, а также роль компьютерных игр в обучении, тренинге, терапии и т.п. Статья будет полезна родителям и педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние компьютерных игр на детей и подростков.

Введение

Эмоциональная сфера и социальные контакты.

Опасность физических и психических расстройств.

Когнитивные способности.

Интересы.

Мотивация.

Компьютерные игры в зеркале общественного мнения

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры. С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает все большее количество людей, преимущественно детей и подростков.

На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "геймерами" (от английского "game" - игра).

Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. В статьях авторы высказывают мнение, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром "вершителя судеб", который приобретает игрок, управляя "жизнью" компьютерных персонажей. Отмечается и такая опасность, как "оболванивание" подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, экстремизма. Имеются данные, что у играющих в компьютерные игры, наблюдается более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой; что «игроки» более раздражительны, вспыльчивы, эмоционально неустойчивы, что у них ухудшается самочувствие, настроение, повышается уровень тревожности.

В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых авторов, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то уменьшение общения, вызванная компьютером (если она действительно имеет место), представляется наиболее драматичной. По некоторым данным, большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком и практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием "компьютеризации" свободного времени подростков.

Подобные мнения складываются во многом под влиянием средств массовой информации, законы развития которых иногда сильно отличаются от логики научных исследований. Нередко мы являемся свидетелями того, что объективность в описании того или иного факта приносится средствами массовой информации в жертву сиюминутной конъюнктуре, а необходимость быстро подать "жареный" материал сокращает возможности его тщательной проверки.

Тем не менее, приведенные выше мнения высказываются не только в средствах массовой информации, но и находят поддержку в научном сообществе.

Естественно, что неизбежно встает вопрос правильного выбора компьютерных игр – какие игры развивают ребенка, а какие из них имеют сомнительную ценность. Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из родителей. Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют их дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Чтобы не выглядеть профаном в глазах ребенка и быть в курсе событий обширного игрового мира, взрослому не мешало бы поинтересоваться законами компьютерного игрового мира. Очень неплохо в данном вопросе помогает знание жанровой и психологической классификации компьютерных игр.

Психологическая классификация компьютерных игр

Даже начинающему пользователю ясно, что простые компьютерные копии традиционных карточных игр или лото, имеют совершенно иное психологическое воздействие, чем игры, симулирующие реальную ситуацию (полет на самолете, путешествие по неизвестной стране и т.п.).

Создание четкой классификации компьютерных игр по их психологическому содержанию могло бы приблизить к пониманию механизмов воздействия конкретной игры на пользователя.

В основе психологической классификации компьютерных игр лежат психические функции, включенные в процесс игры.

Очевидно, что степень и качество воздействия компьютерной игры на пользователя зависит, главным образом, от ее жанра. Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Тем не менее, игры одного жанра имеют между собой достаточно много общего. К тому же на сегодняшний день у фирм-производителей компьютерных игр очень часто практикуется такой прием, как совмещение нескольких жанров в одной игре.

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом.

Адвентурные

Иначе, в переводе с английского, – приключенческие. Визуально адвентурные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать неплохой сообразительностью и развитым логическим мышлением.

Главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров. Каждый раз при решении проблемы надо использовать те или иные средства, которые имеются под рукой на данный момент. Способы решения игровых проблем могут быть самыми разными, как очевидными, так и неожиданными. Например, некоторые знакомые предметы предстают с некой нестандартной стороны или используются не по своему прямому назначению.

Немаловажное значение для занимательности адвентурных игр имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок. Если задачи слишком сложны для ребенка дошкольного возраста, то он быстро теряет интерес к игре; если слишком легки – быстро проходит всю игру и не испытывает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.

Стратегии

Основная цель стратегических игр – управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками, энергией или другими подобными составляющими (юнитами). При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Как правило, данные игры требуют больших затрат игрового времени. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков. К данному типу игр относятся «Цивилизация», «Эпоха империй», «Фараон» и т.п.

Сюда же можно отнести игры управленческо-экономического плана ("Бизнес", "Биржа" и т.п.).

Стратегические игры развивают в ребенке усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Аркадные

Игры широко распространены на игровых автоматах и приставках, а с появлением персональных компьютеров перекочевали и в них.

Для данного жанра характерно поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо справиться с главным противником.

Для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за особые заслуги, такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей или предметов. Такие игры еще называют "приставочными", т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для дошкольников рекомендуются ограничения по времени игры.

Ролевые

В играх этого жанра в распоряжении геймера (игрока) имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет отдельную роль или функцию. Задача героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир с целью выполнения поставленной в начале игры цели.

Целью может быть отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги разных мастей, с которыми следует вступить в бой или обмануть хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте, т. е. то, что не получается у одного, с легкостью может получиться у другого.

В некоторых исследованиях отмечается, что ролевые игры формируют наибольшую зависимость подростка от компьютера.

Дело в том, что подобные игры с видом "из глаз" своего компьютерного героя характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, может уничтожить сотни врагов, он - супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности.

Психологи считают, что основой психологического механизма появления зависимости от ролевых игр является естественная потребность человека в отстранении от повседневных хлопот, проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью (ведь в виртуальном мире все решается гораздо проще).

3D-Action

Кратко девиз данных игр (типа «Quake») можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». Повышенная степень виртуальности создается за счет просто сногсшибательной трехмерной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни, есть верх, низ, право, лево, впереди и позади. Для этих игр нужен компьютер с высокими системными требованиями. Сугубо развлекательный тип игр. Они развивают моторные функции, но плохо – познавательные, при этом сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо соблюдать чувство меры, т.к. виртуальный мир 3D-Action, как правило, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится убивать компьютерных "врагов", а те, в свою очередь, пытаются "убить" его. Человек, находясь длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Именно в этом проявляется такое отношение человека к окружающему миру, которое называется высоким уровнем тревожности личности.

Такие игры противопоказаны для лиц с неустойчивой психикой. В то же время при правильном использовании данных игр они могут способствовать развитию эмоциональной устойчивости к неудачам, настойчивости в реализации собственных целей, а также служить в качестве социально приемлемого инструмента разрядки агрессивных импульсов.

Логические

Многие дети интересуются головоломками – если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления, особенно у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий.

Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. Неплохие наборы логических головоломок, рассчитанных на дошкольный возраст, выпускаются российскими фирмами с целью обучения детей счету, чтению, письму и другим предметам. К этому же классу игр, направленных на формально-логическое, комбинаторное мышление необходимо отнести компьютерные варианты шахмат или шашек.

Азартные

Азартные игры, в противовес логическим, требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления. К ним относятся "компьютерный" покер, игры с тотализатором, игры-имитаторы игровых автоматов и т.п., одним словом - компьютерные варианты игрового репертуара казино. В ряде исследований отмечается, что психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр весьма сходны с их реальными аналогами.

Спортивные игры

Далее выделяется класс спортивных игр, которые апеллируют к ловкости и проворству игрока, сенсомоторной координации, концентрации внимания ("Теннис", "Футбол", "Бильярд"). Их объединяет включенность в игровой процесс интуитивного компонента мышления и эмоционально-чувственного восприятия; игры служат эмоциональной разрядке, которая лишена агрессивности (как в военных играх) и сравнима, с ощущением ребенка после игры в аналогичные реальные игры.

Сюда же можно отнести игры типа "конвейерных": "Лови", "Тетрис" и т.д.. От спортивных игр они отличаются лишь материалом (это - абстрактные игры), однако, так же как и спортивные, эти игры требуют быстроты реакции, сообразительности, ловкости и сенсомоторной координации.

Симуляторы

Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своем названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Первые имитаторы, в основном авто-, появились одновременно с аркадными играми. Желание ребенка попробовать свои силы в чем-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры, об этом хорошо знают. Сегодня можно найти имитаторы почти любых технических средств – парусных кораблей, воздушных шаров, дирижаблей, самолетов и вертолетов всех исторических периодов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчиками большое значение придается реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей в авиасимуляторах или характеристик игроков в спортивных симуляторах.

Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что игры одного жанра, безусловно, плохи в плане воспитания, а игры другого жанра хороши. Не все так просто, многое зависит от конкретной игры. Даже среди 3D-Action, традиционно считающихся кровавыми и жестокими, встречаются такие, которые учат добру, товариществу и взаимовыручке.

Социально-психологические исследования влияния компьютерных игр на подростков

Западные исследователи и практики давно поняли, что компьютерные игры по сравнению с другими средствами имеют ряд преимуществ именно потому, что апеллируют к одной из древнейших потребностей человека – потребности играть.

В настоящее время почти каждый подросток в возрасте от 10 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Около половины из них, однако, играют достаточно редко (не более одного раза в месяц), и только около 6-10% играют каждый день. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки; частота и продолжительность игры снижается с возрастом и по мере повышения образовательного уровня игрока. Среди мальчиков процент "игроков" гораздо выше, чем среди девочек. Кроме того, мальчики тратят на компьютерные игры в среднем в два раза больше времени.

В качестве наиболее распространенных указывают игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр; за ними идут "боевые" игры (вскоре могут выйти на 1-е место); логические игры являются наименее распространенными. Тревожным сигналом является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие и порнографию. Среди детей от 6 до 10 лет наиболее любимыми играми являются различные "гонки".

Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения ("Солдаты фортуны"), игры типа "Стратегия"; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и, наконец, стратегические игры.

Некоторые данные свидетельствуют о том, что выбор подростком компьютера в качестве хобби в большой степени обусловлен позицией родителей.

Позиция же родителей может быть сформулирована исходя из данных психологических исследований влияния компьютерных игр на ребенка.

Использование компьютеров для целей компьютерной игротерапии

В западной литературе подчеркивается возрастающая роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации.

В настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, нарушениями пространственного различения по причине астигматизма, для компенсации речевых нарушений у неврологических пациентов, улучшения координации движений у детей и престарелых, диагностики дисфункций памяти, пространственных способностей, диагностики ряда симптомов шизофрении. Игры оказывают эффект улучшения устойчивости внимания у пациентов с черепно-мозговой травмой.

Компьютерные игры могут быть полезны в оценке гиперактивности у детей по параметрам селективного внимания, времени простой реакции и реакции выбора доминантной/недоминантной рукой. Результаты диагностики с помощью компьютерной игры на 75% совпали с диагностикой по другим методикам, что является хорошим показателем валидности игры.

При использовании модификации известной игры "Nintendo" для терапии детей 5, 7 и 10 лет у детей улучшились зрительно-моторная координация, способность удерживать в памяти значимые стимулы и вовремя использовать их, дети научились лучше контролировать свои эмоции по поводу успеха и неудачи, а также проявления собственной агрессии.

Ряд игр успешно использовался в процессе терапии детей, отличавшихся импульсивностью и деструктивностью по отношению к себе, а также при лечении детей с задержкой умственного развития и агрессивным поведением. Терапевтам удалось добиться у детей интереса и внимания к компьютерной игре и редуцировать на этой основе агрессивные симптомы. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является очень важным в процессе психотерапии.

Показано, что с помощью компьютерных игр возможна тренировка сенсомоторики и оперативной памяти (прежде всего у пожилых людей).

Есть интересные примеры использования компьютерных игр для работы с малолетними правонарушителями в целях улучшения их коммуникативных качеств, самовосприятия, оценки последствий собственных действий и контроля собственной импульсивности.

В США компьютерные игры широко используются для лечения алкогольной зависимости, что обусловило появление так называемых "центров компьютерной игротерапии". Показана эффективность некоторых игр в профилактике алкоголизма среди студентов. Аналогичные успехи достигнуты в области профилактики и лечения никотиновой и наркотической зависимостей. В компьютерной игре, созданной специально для подростков, пользователь способен принимать решение относительно использования наркотиков и наблюдать последствия этого решения. Особенно эффективной эта программа оказалась для подростков, которые еще никогда не пробовали наркотиков: их установки против употребления наркотиков после сеанса компьютерной игры усиливаются. Несколько лет назад в США появились интерактивные компьютерные игры, созданные в целях профилактики СПИДа. Они позволяют не только узнать о факторах риска, но и моделировать поведение пользователя, чтобы избежать их.

Как справедливо отмечают многие авторы, эффективность профилактических мероприятий, в конечном счете, зависит от того, способен ли человек взять на себя ответственность за собственную судьбу и судьбу близких людей. Существует игры типа "Life Choices", которые имитируют жизненный цикл обычного человека. Игрок в ней "идет по жизни", совершая различные выборы относительно обучения, семьи, работы и т.д. Предусмотрена возможность вернуться назад и изменить свой выбор. Таким образом, игра позволяет людям лучше понять последствия выбора тех или иных действий, способствует формированию ответственности за свою судьбу.

По сравнению с традиционными методами терапии компьютерные игры имеют ряд преимуществ, среди которых далеко не последнее место занимает их дешевизна. Многие авторы всерьез рассматривают компьютерную игру в качестве средства лечения, способную серьезно конкурировать с известными медикаментами или психотерапией. Важным здесь является также то обстоятельство, что терапевт, использующий компьютерную игру должен сам обладать знаниями в области компьютерной технологии и в идеале уметь разработать алгоритм игры. Если это невозможно по каким-либо причинам, то необходима психологическая экспертиза существующих компьютерных игр и их адаптация к конкретному виду терапии, которую врач должен осуществлять в тесном контакте с психологом и программистом.

Компьютерные игры

как тренажеры и средства обучения

Навыки проведения исследовательской работы

Мало кто задавался данным вопросом, но с уверенностью можно констатировать, что многие компьютерные игры развивают в детях навыки проведения исследовательской работы. Обучение исследовательской работе в отечественном образовании выходит за рамки школьных и дошкольных программ. Даже в вузах достаточно редко преподают теорию и методику проведения научных исследований, оставляя эту область для аспирантуры.

В компьютерных играх дети приобщаются к исследовательской работе, совершенно не замечая этого. Педагогам важно поддержать такие навыки исследования, как:

Умение получать информацию;

Правильно ее анализировать и интерпретировать;

Делать выводы и создавать гипотезы;

Уметь ставить проверочный эксперимент;

Корректировать свои дальнейшие действия.

Наилучшим образом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.

Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью: пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

Компьютерные игры в сфере образования.

Использование компьютерных игр как средства обучения стало сегодня реальностью. Существует множество хороших отечественных фирм-разработчиков, создающих оригинальные игры для занятий по иностранному языку в начальных классах, пакеты программ по математике, физике, астрономии с игровыми элементами (например, пакеты развивающих программ от фирмы "Никита").

Игры-путешествия дают пользователю возможность без особого труда выучить минимум иностранных слов и выражений, необходимый для общения. Еще одной привлекательной стороной этих игр является возможность эффективного запоминания учеником названий городов, рек, рельефа местности, что очень важно для усвоения знаний по географии. Компьютерные игры используются также для обучения алгебре и даже в подготовке к занятиям по физкультуре, например для отработки стратегических аспектов игры в настольный теннис.

Немного комично на этом фоне выглядит заказ армии США на разработку компьютерной игры для обучения алфавиту и правописанию неграмотных солдат.

Ряд исследований показал, что важным индикатором психологической готовности к школе служит устойчивость внимания, которую можно успешно диагностировать и развивать с помощью специальных компьютерных игр.

Игровые методы могут оказать большую помощь учителю в обучении чтению. Так, в одном исследовании одну группу дошкольников обучали чтению с учителем по методике DISTAR, а другую - с помощью специальных компьютерных игр. Обучение было направлено в основном на различение фонем и буквенного состава слов. Результаты показывают, что, хотя улучшение наблюдалось в обеих экспериментальных группах по сравнению с контрольной, в "компьютерной" группе эффект был более выраженным.

В последнее время компьютерные игры получают большое распространение при обучении иностранным языкам, и в связи с этим обсуждается два вопроса, стоящих перед разработчиками программ и учителями. Первый - как определить, будут ли студенты считать обучающую программу игрой, и второй - как определить, помогает ли она студентам изучать язык.

Компьютерные игры успешно использовались, например, для развития коммуникативной гибкости у студентов, изучающих английский язык как иностранный.

В зарубежной литературе описывается интересный опыт обучения студентов общей психологии и применения ими полученных знаний к созданию игр с заданными способами воздействия на пользователя. Студенты читали литературу по курсу "Оперантное научение", затем программировали простые компьютерные игры. Далее студенты наблюдали влияние этих игр на испытуемых-подростков. Ценны здесь не столько компьютерные игры, сколько сам подход к образованию психологов-практиков.

Создана серия обучающих компьютерных игр, позволяющих студентам овладевать знаниями, необходимыми для социальных работников. Такие программы повышают мотивацию и интерес к обучению, а также качество высшего образования и профессионального уровня практикующих психологов. Некоторые авторы предлагают создать библиотеку компьютерных игр, которая была бы полезна и для профессионалов, работающих в социальной сфере, и для их клиентов. В качестве критериев отбора обучающих игр называют социальную значимость, уровень сложности, длительность игры. ее занимательность, возможность обратной связи. Называются уже существующие конкретные игры, которые развивают вербальное мышление, глазодвигательную координацию, кратковременную память и пространственное воображение.

Что касается других видов профессионального образования, то практика компьютерных игр здесь простирается от обучения студентов-стоматологов до имитационных игр в области маркетинга, менеджмента и дипломатии. Известная компьютерная игра "Pacman" в настоящее время используется как один из инструментов отбора и обучения немецких авиадиспетчеров.

В литературе сообщается о более высоких результатах, показанных пилотами, которые проходили тренировку с помощью компьютерных игр. При этом результаты не зависели от того, делался ли акцент на специальных умениях или на обучении различным способам контроля внимания и переработки информации.

Компьютерное моделирование успешно применяется в качестве одного из способов предупреждения авиакатастроф. Здесь авторы отмечают большую эффективность компьютерных игр по сравнению с традиционными методами - проигрыванием ролей и обучению на тренажерах. Использование компьютерных игр не требует больших денежных затрат и позволяет моделировать реальную ситуацию, которая характеризуется ограничением времени на принятие решения.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что компьютерные игры становятся мощным инструментом развития человеческого сообщества и не могут считаться просто полезным "артефактом" компьютерной технологии. Они должны быть осмыслены и изучены как неотъемлемая часть культуры.

В онтогенетическом аспекте компьютерные игры позволяют детям научиться лучше контролировать окружающий мир и вовлекают их в развивающую деятельность, формируя культурно одобряемые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна игры, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. В игре он может контролировать уровень сложности, правила, способы решения проблем, что позволяет создавать когнитивные конструкты, недоступные предыдущему поколению.

В настоящее время у нас в стране компьютерные игры начинают применяться даже в дошкольных учреждениях. Так, например, в /1/ описано применение игровой системы ЛОГО для обучения детей дошкольного возраста.

В отличие от традиционных методик и средств педагогики, в ЛОГО ребенок незамедлительно видит результат своих действий и, что самое важное с дидактической точки зрения, имеет право на ошибку, а в процессе исправления ошибок постепенно совершенствует свою программу, получая новые знания и не испытывая дискомфорта от боязни что-то сделать не так.

Дети с помощью ЛОГО усваивают такие понятия, как форма, цвет, величина; развивают наглядно-образное мышление, воображение, креативность; тренируют внимание и память.

Необходимые принципы компьютерных игр

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: "Чем является игра для конкретного пользователя?" Как правило, выделяется несколько функций игры, отражающих разные потребности человека - самоиспытание, психотренинг, социальная адаптация, потребность в отдыхе и др. За рубежом была исследована мотивационная сфера пользователей по четырем критериям: фантазия, любопытство, сложность задачи и взаимодействие. Определены три фактора, объясняющие потребности, лежащие в основе игры: игра как "достижение", игра как социальная активность и игра как медитация.

Отсюда следует, что только после анализа мотивационной сферы пользователя и решения проблем количественной оценки психологического содержания компьютерных игр появится возможность создавать игры с определенными свойствами.

Существует мнение (прежде всего среди программистов-разработчиков компьютерных игр), что игра должна "захватить" игрока, прежде всего через погружение его в виртуальный мир. Следуя этой логике, необходимым атрибутом компьютерной игры должно быть ее мультимедийное оформление. Однако, по мнению программистов, долгое время работавших в области психологических исследований, оформление игры вторично и должно во многом определяться структурой игры. Привлекательной и азартной может быть и простая по оформлению игра, в которую заложена очень тонкая психологическая идея. В качестве примера можно сказать о любимой игре маленьких японцев - "Томогочи", которая в считанные месяцы покорила детей всего мира. Это своеобразный электронный зверек, которого маленький хозяин производит на свет нажатием кнопки и которого он должен вовремя "кормить", "водить гулять" и др. Мотивационной основой игры является удовлетворение потребности ребенка в любви, привязанности и заботе о брате "меньшем".

Основой психологически адаптированной игры может стать любая относительно простая игра, желательно абстрактного содержания. Эти игры "прозрачны" для играющего, их результат объективен и доступен оценке. Опыт адаптации компьютерной игры "Тетрис" показывает, что поставленная задача является, в принципе, выполнимой.

Анализ обширной литературы позволяет сформулировать несколько принципов, которые необходимо учитывать разработчикам компьютерных игр.

Гуманистичность

Компьютерная игра, как и любое другое творение человеческого ума, не должна быть использована во вред человеку. В ней недопустимо отражение идей национальной, религиозной или классовой ненависти, использование сцен насилия, страдания, порнографии, а также криминальной и нецензурной лексики.

Функциональность

Разработчик игры должен представлять, с какой целью может быть использована игра - как тренажер, средство релаксации, для обучения, терапии, как тестовая методика или иначе. От назначения игры зависит ее внутреннее содержание и внешнее оформление.

Мотивационная отнесенность

Игра должна создаваться с учетом тех мотивов игрока, на реализацию которых она ориентирована. Как и любая другая активность, игра является полимотивированной деятельностью. Эффективность игры будет тем выше, чем полнее будет описан круг возможных потребностей, которые она могла бы удовлетворить. Разработчику желательно использовать результаты оценки потребностной сферы потенциального игрока.

Когнитивное наполнение

Разработчик должен представлять себе перечень когнитивных функций, которые наиболее "загружены" в процессе игры, что позволит создать оптимальный режим их включенности в игру и выработать рекомендации по профилактике переутомления игрока.

Эмоциональная включенность

Обязательный атрибут игры, который, собственно, и делает ее таковой, - эмоциональное переживание игроком последствий собственных действий и самого процесса игры. Следует стремиться к созданию такого алгоритма игры, который давал бы пользователю чувство раскрепощенности, ощущение "потока", "радостной поглощенности действом".

Контролируемость

Стимулирование эмоциональной включенности как самоцель разработчика может, однако, привести к негативным последствиям, которые представлены выше. Поэтому необходимо предусмотреть возможность для игрока контролировать состояние своих когнитивных функций и эмоциональную включенность в игру. Игра сама должна "следить" за игроком, не давая ему переутомляться.

Самым простым алгоритмом для такого контроля может быть сообщение после часа непрерывной игры, которое предлагало бы игроку сделать паузу и отдохнуть. Более жестким вариантом может быть "отлучение" от игры на некоторое время.

Прозрачность

Правила игры должны быть понятны игроку, а его собственные ресурсы в виде управляющих клавиш, бонусов, резервных "жизней" - легко доступны и управляемы. Процесс и результат игры должны быть отображены в простой и понятной форме.

Сопряженность действия и результата

Важная характеристика игры - сопряженность действий игрока и результатов, которых он достигает. В противном случае у игрока появляется состояние фрустрации или агрессии. Развивающий (обучающий, терапевтический) эффект игры будет низким, если в ней недостаточно эксплицирована сопряженность действия и результата. С другой стороны, разработчик может намеренно обострить игру, включая в нее элементы "несопряженности".

Из представленного обзора следует, что компьютерные игры во многих сферах социальной жизни оказываются эффективным средством развития разнообразных психических качеств и профессиональных навыков - от сенсомоторики до обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности.

Вместе с тем, использование компьютерных игр в практике ограничено в силу ряда причин, одной из которых является опасение по поводу того, что компьютерные игры приводят к формированию зависимости, уводя человека (прежде всего – ребенка и подростка) от решения его внутренних проблем и, тем самым, обостряя их. Однако следует отметить, что для патологических игроков компьютерная игра имеет совершенно иное психологическое значение - она служит средством гиперкомпенсации внутриличностных проблем, причины которых лежат в области семейных отношений, школьной успеваемости, социальных контактов. Очевидно, что в группе патологических игроков идет явная "передозировка" игры как терапевтического средства. Логично предположить, что использование ее в разумных пределах может дать положительный эффект.

Поэтому для формирования окончательных суждений по проблемам, затронутым в данном обзоре, всегда предпочтительнее пользоваться эмпирическими данными. Здесь, однако, проявляется сложность в том, что экспериментальные работы по психологии компьютерных игр очень редки. Это обстоятельство дает основание констатировать, что проблема воздействия компьютерной игры на пользователя еще далека от своего разрешения.

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, педагогам и родителям следует применять на практике ряд рекомендаций.

1. Прежде всего, необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические. Надо знать своего ребенка или воспитанника и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать. Необходимо постоянно присматриваться к ребенку. Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это тоже может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребенку, в чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.

2. Нужно разрешать дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.

Ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему самостоятельно;

Внимательно наблюдает и анализирует текущую ситуацию (возможно размышление вслух);

Делает выводы из наблюдений;

Действует в соответствии с полученными выводами;

В случае ошибки корректирует свои действия и пытается решить проблему другим путем.

3. Продолжительность игры необходимо выбирать в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной.

5. Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка, прежде всего адвентурные и ролевые. Дети воспринимают их как необычные мультфильмы. Их большая продолжительность по времени не сказывается отрицательным образом на развитии ребенка, в отличие от таких жанров, как 3D-Action или аркады. К тому же совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка, связанных с компьютером.

6. Нужно обратить внимание на систему управления игрой и системные требования, предъявляемые к процессору, оперативной памяти, видеокарте. Если у вас клавиатура и мышь, то некоторые игры не вызовут у ребенка ничего, кроме раздражения от своей неповоротливости. Для авиасимуляторов желателен джойстик. Для спортивных имитаторов джойстик или геймпад не просто желательны, а необходимы. Для автомобильных имитаторов лучше иметь специальное устройство управления со штурвалом и педалями. При наличии удобного устройства управления значительно снижается нагрузка на психику играющего, и продолжительность игры может быть увеличена.

7. У детей 5–8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности. При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера.

Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. Мнения по поводу допустимой продолжительности игровых сеансов очень сильно различаются, но главный принцип должен выполняться неукоснительно – нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям.

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним. Родителям и педагогам следует помнить, что в дошкольном возрасте главная задача – воспитание психологической готовности к применению компьютера и создание чувства комфортности в процессе работы на нем, т.е. при всей полезности не стоит насаждать электронно-вычислительную технику насильно. Во всем важно чувство меры.

Заключение

Печатные публикации и имеющиеся в них эмпирические данные, с которыми мне удалось ознакомиться, не позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику детей и подростков.

Естественно, что неумеренное использование компьютерных игр (как, впрочем, любого другого способа проведения досуга) может приводить к психическим и другим нарушениям у ребенка.

Пока что планирую ограничить время работы старшего сына на компьютере до 1 часа в день и принять активное участие в выборе программного обеспечения (в том числе компьютерных игр), с которым будет иметь дело ребенок. В первую очередь буду рекомендовать сыну и заинтересовывать его программами и электронными тренажерами, имеющими познавательный аспект, побуждающими ребенка заниматься исследовательской деятельностью.

В настоящее время он любит работать с большой электронной энциклопедией и электронной энциклопедией для детей. Нравятся обучающие игры серии «Никита». Освоил и с удовольствием занимается с игровыми системами, обучающими английскому языку («Алфавит с КС», «Дома с КС», «Lingua Land»). Часто «набивает» тексты (детские стихи) в Word и рисует в Paintbrush.

Из игр ему разрешено играть шашками, шахматами, игрой «Дальнобойщики» (управление автомобилем) и стратегической игрой «Эпоха империй».

Будем стараться, чтобы сын играл вместе с отцом или друзьями, т.к., по мнению психологов, игровая мотивация будет носить в основном соревновательный характер и значительно меньше влиять на психику ребенка, втягивать его в виртуальный мир, чем индивидуальная игра.

Будем надеяться, что различные научные дисциплины (в первую очередь психология) больше внимания уделят исследованию области взаимодействия «человек-компьютер», и соответствующим образом будут освещать результаты исследований психологических и других аспектов взаимодействия человека с компьютером.

Литература

  1. Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни. //Финансовые известия. 1996. Вып.54. № 183.
  2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание. 2000. №11. с.53-57.
  3. Фомичева Ю.В.. Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми. //Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1991. № 3. с. 27-39.
  4. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. //Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. с.86-102.

Родителям важно знать, чем именно занимается ребёнок за компьютером и в какие игры он играет.

За многие годы психологической практики я постоянно сталкиваюсь с тем, что родители очень часто не знают, в какие именно игры играет ребёнок, что он скачивает, в чём состоит суть игры и как в неё играть (это касается детей старшего дошкольного и школьного возраста).

С младшими дошкольниками дела обстоят лучше, т.к. самостоятельно ребёнок, как правило, скачивать игры не может и это для него делают родители. В этом случае родители читают описание игры и понимают её содержание и в чём там смысл.

В той статье я расскажу родителям о том, какой тип компьютерных игр самым негативным образом влияет на неокрепшую психику ребёнка. Это нужно обязательно знать, т.к. поможет под другим углом посмотреть на то, во что играет ребёнок (если играет) и на то, от каких именно игр ребёнка нужно держать как можно дальше.

Если ребёнок уже школьник и серьёзно увлечён именно такими играми, нужно сделать всё возможное, чтобы ребёнок в эти игры не играл.

Ролевые компьютерные игры.

Итак, все компьютерные игры можно разделить на ролевые и не ролевые . Это разделение имеет для нас очень важное значение, поскольку механизм образования психологической зависимости у ребёнка от ролевых компьютерных игр существенно отличается от механизма образования зависимости от не ролевых компьютерных игр.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий ребёнок принимает на себя роль компьютерного персонажа. Игра разработана таким образом, что обязывает играющего ребёнка выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.

В жанровой классификации эти компьютерные игры называются сокращённо «RPG» — Role Playing Game и переводятся как «Игра с ролевым вхождением».

Почему так важно выделить именно ролевые компьютерные игры из всего многообразия игр? Потому что именно при игре в ролевые компьютерные игры происходит очень глубокий и тотальный процесс «вхождения» ребёнка в игру. Можно наблюдать буквально психологическое «слияние» ребёнка с компьютером. В крайне тяжёлых случаях можно даже наблюдать у ребёнка утерю своей индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем.

Дети иногда в воображении продолжают как-будто действовать исходя из личности компьютерного героя, находясь в реальных жизненных ситуациях. Об этом они вам не расскажут, но это, к сожалению, происходит довольно часто.

Психологическая зависимость у ребенка.

Ролевые компьютерные игры порождают у ребёнка качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели не ролевые компьютерные игры или любые другие занятия за компьютером.

Конечно, компьютерная зависимость может возникать у ребёнка и от не ролевых компьютерных игр, а также, конечно, от Интернета. Но всё же зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной и самой сильной по степени своего влияния на личность играющего ребёнка.

Итак, родителям важно понимать, что зависимость от ролевых компьютерных игр обгоняет другие виды компьютерной зависимости по своей силе, по степени привязанности к компьютеру, по глубине влияния на психику ребёнка, а так же по скорости образования этой зависимости.

Таким образом, именно ролевые компьютерные игры представляют для любого ребёнка наибольшую угрозу возникновения психологической зависимости.

Я расскажу вам более подробно именно о ролевых компьютерных играх, какие они бывают и почему у ребёнка так быстро формируется от них компьютерная зависимость.

P.S. Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли полезна Вам эта статья и пробуете ли Вы применить новые знания? И, пожалуйста, нажмите социальные кнопки внизу, чтобы рассказать об этой статье вашим друзьям. Спасибо Вам!

Многие родители стали обращать внимание, что компьютерные игры отрицательно воздействуют на детей, ведь в их разговорной речи стали чаще появляться такие фразы: "я убит" или "меня убили" и т.д. Было замечено это после того, как дети поиграют в игры-стрелялки на компьютере.

А ведь всем известно, что в большинстве компьютерных игр основной задачей является убийство. Компьютерная сфера деятельности растет, и игры становятся похожими больше на реальность, убийство стало происходить реалистичнее, люди, которых убивают в игре, падают, как настоящие.

Те, кто разрабатывают эти компьютерные игры, прекрасно знают о том, как влияют компьютерных игр на детскую психику. Для этого вводятся ограничения, к примеру, во время убийства не показывать кровь. Но этого мало. Есть страны, где проводят заседания о запрете определённых компьютерных игр. Однако эти запреты мало что меняют. Разработчики выпускают всё новые хиты.

Влияние компьютерных игр на детей: мнение психологов

Психологами было замечено, что чем больше проблем у ребёнка в жизни, тем с большей охотой он играет в виртуальные игры. В большей степени это относится к мальчикам. Уже сам этот факт доказывает влияние компьютера на ребенка.

В виртуальную реальность погружаются в основном люди с тонкой структурой психики. Возможно, в настоящей жизни у них не ладится с друзьями, а, включив компьютер с любимой игрой, все проблемы отходят на второй план.

Здесь можно без проблем стать настоящим героем и друзья не предадут. Вне игры таким детям с трудом всё даётся, ведь возникает необходимость преодолевать сложные жизненные препятствия. В компьютерной игре же всё предельно просто и ясно, нажал кнопочку – проблема решилась.

Дети отвыкают от чтения книг. К тому же из-за частого мелькания экрана монитора нарушаются ритмы головного мозга. Возбуждение определённых структур в мозге доставляет удовольствие, расслабляет и оказывает влияние как наркотик на детей. Компьютерные игры, такие, как бродилки и стрелялки, приводят ребёнка к технологическому мышлению, а не творческому.

Многочисленные психологические тесты показали, что большинство компьютерных игр делают ребёнка эгоистичным, безнравственным и жестоким. Однако не все игры оказывают отрицательное воздействие на детей. Есть также развивающие игры, но и в них четырёхлетнему ребёнку можно играть не более 20 минут.

Как уменьшить негативное влияние компьютерных игр на детей

Из-за большой популярности, полностью исключить компьютерные игры с элементами насилия из жизни ребенка вряд ли получится. Но можно уменьшить негативное воздействие, оказываемое ими на вашего ребенка. Вот несколько советов:

  • Ознакомьтесь, во что именно играет ваш ребенок.
  • Не следует в подарки подросткам преподносить игру, даже если они вас об этом попросят.
  • Не устанавливайте игровой компьютер в спальне ребенка.
  • Нормируйте время, проводимое ребенком за игрой, введите ограничения по времени и частоте.
  • Следите за всеми каналами информации, которыми пользуется ваш ребенок, в том числе телевидение, кино и интернет.
  • Контролируйте Интернет - там много бесплатных игровых сайтов онлайн.

Как отучить ребенка от компьютера

1. Почему он все время у компьютера? Ответ прост: ему там хорошо. Виртуальная жизнь освобождает его от бремени ответственности за свое поведение, никто не читает нотаций, а игры снимают стресс. Друзей тоже проще заводить в интернете, особенно, если в реальной жизни отношения со сверстниками не клеятся.

2. Не запрещайте подростку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

3. Станьте другом вашего ребенка, не отмахивайтесь от его проблем. Пусть он рассказывает вам, а не виртуальным собеседникам о том, что происходит в его жизни. Возможно, в суете повседневных забот вы сильно отдалились, пока не поздно, стоит наверстать упущенное.

4. Вызовите подростка на откровенный разговор. Скажите, что волнуетесь за его здоровье, что постоянное бдение за компьютером все равно не спасает от тягот реальной жизни, как бы ему этого не хотелось. Дайте ему понять, что считаете его вполне взрослым человеком, которому никто ничего не собирается запрещать, но ведь есть столько разных способов проживать жизнь интересно.

5. Проводите больше времени вместе. Покажите ребенку, что вокруг существует огромный мир, который ждет, когда он его освоит. В выходные вытаскивайте его за город, на природу. Замечательно, если есть возможность выбраться в турпоход, сходить на концерт.

6. Подарите подростку абонемент в фитнес-клуб. Не настаивайте на том, чтобы он непременно посещал все занятия. Но все же, раз деньги уплачены, может быть, он сходит хотя бы на пробные тренировки? Не требуйте, чтобы спорт полностью вытеснил из его жизни виртуальную составляющую, объясните, что просто хотите видеть его здоровым и сильным.

7. Если ребенок проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на ваши замечания, обратитесь за помощью к психологу. Возможно, речь идет о серьезной зависимости, которую не снимешь уговорами. Вместе со специалистом вы преодолеете этот непростой период в жизни подростка.

Видео-материалы по теме статьи

Как происходит разрушение психики у ребенка:

Интересное видео о детской психике:

Как оттащить ребенка от компьютера:

Советует доктор Комаровский:

Сегодня мы поговорим про влияние компьютерных игр на детей. От многих родителей сегодня нередко услышишь жалобы: «Мой целыми днями сиднем сидит за компьютером, краном не вытащишь!»

Или: «И что он нашёл в этих игрушках? Лучше бы столько энергии учёбе отдавал». Другие папы и мамы, наоборот, только рады подобному увлечению ребёнка: «По крайней мере, по улицам не болтается, всяко лучше, чем алкоголь или, не дай бог, наркотики!»

В третьих семьях к компьютерным «заморочкам» чада вообще относятся со спокойствием мамонта: мол, перебесится и вернётся к нормальной жизни. Так кто же всё-таки прав? Вот и давайте вместе попробуем разобраться.

А спорим, не подерётесь?

Лариса, 36 лет, врач

Компьютерные игры - это зло! Честное слово, если бы я была глубоко верующая, то сказала бы на полном серьёзе, что эту мерзость принёс в наш мир дьявол. Мало нам реальных войн и всяких там локальных конфликтов, теперь ещё и виртуальные появились! Сами вдумайтесь, каково это звучит для матери, когда ребёнок за ужином с набитым ртом хвастается: «Мам, я сегодня та-а-акую кучу упырей замочил, самому приятно!» Лично меня от подобных заявлений просто в дрожь бросает. Кто после этих «стрелялок» из моего сына может вырасти - новый Чикатило? Бен Ладан? Нет уж, увольте!

Дмитрий, 42 года, журналист

Многие почему-то считают, что компьютерные игры, те же шутеры и экшены («пулялки» - для тех, кто не в курсе), делают наших детей излишне агрессивными. А по-моему, так совсем наоборот. Убил несколько врагов, сбросил напряжение - и настроение восстановилось. Не напрасно в Японии когда-то изобрели способ снимать стресс - избивать куклу своего начальника. Или, например, вот что говорит Стивен Кинг, знаменитый «король ужасов»: мол, обижусь на очередной отзыв критиков, приду домой, оприходую на мониторе пару старушек -
и жизнь снова становится прекрасной!

Шутка, конечно, но в каждой шутке, как известно, есть доля истины. Так что, на мой взгляд, оплёванные всеми «стрелялки» способствуют, кроме всего прочего, умиротворению нервной системы. В определённых ситуациях, конечно.

Станислав, 37 лет, менеджер

Говорить, что компьютерные игры мостят дорогу в ад - явное преувеличение. Здесь следует учитывать три момента. Во-первых, многое зависит от родителей. Почему бы не отслеживать то, во что играют ваши сын или дочь? Вы ведь не позволяете им смотреть порнофильмы на видео? Вот и тут нужен контроль. Во-вторых, немаловажную роль играет характер и тип темперамента ребёнка. Флегматику - одно, холерику - другое.

В общем, каждому своё, как говорится. И в-третьих, компьютерные игры ведь не состоят из одних шутеров. Существует множество логических игр. Да и те же Квесты, «бродилки» могут принести немалую пользу, развивая как логическое, так и в некотором роде пространственное мышление. Так что я только за.

Алексей, 31 год, автослесарь

Не понимаю я своего сына. Целыми днями перед монитором просиживает. И ладно бы делом занимался - в Интернете ведь сейчас не только полезную информацию искать, но и реальные деньги зарабатывать можно. А у парня только одни игры на уме. Объяснял я ему, объяснял, что, сколько монстров из винтовки ни убивай, чемпионом по пулевой стрельбе всё равно не станешь. И с мордобоем та же история: на мониторе хоть сотню бойцов зараз положи, в тёмном переулке тебя и полудохлый наркоман ограбит - если вместо занятий спортом будешь целыми днями в экран пялиться. Ноль внимания!

Правда, какая-то польза от дурацкого ящика недавно всё же образовалась: пацан железом заинтересовался. Копается в этом своём системном блоке, детальки меняет, а то и чистит что-то. Но ведь, собственно, к компьютерным играм это никакого отношения не имеет…

Жанна, 37 лет, педагог

Как и во всякой ситуации, есть тут свои минусы и плюсы. Развивают мышление? Да. Портят зрение? Несомненно - при несоблюдении элементарных правил работы за монитором. Развивают реакцию? Чепуха полная! Да, мышку быстро двигать ты, несомненно, научишься, ну и что? Настоящую реакцию развивают не игры, а нормальные физические тренировки, те же занятия восточными единоборствами, кстати.

Думается, всё дело тут в том, как минусы обратить в плюсы. И это уже задача родителей. Я, например, заметив, что сына в играх больше всего привлекает качество и неординарность графики, отдала его на курсы компьютерного дизайна. Теперь он мечтает, когда вырастет, сам компьютерные игры разрабатывать. И, думаю, в этом нет ничего плохого.

Мнение психологов о компьютерных играх

В общем, всё как обычно: сколько людей, столько и мнений. Впрочем, по большому счёту тут мнения родителей разделились строго на две позиции: за и против. Что самое интересное, среди психологов тоже нет однозначного ответа на вопрос: вредны в конце концов компьютерные игры или всё же приносят определённую пользу? А потому приведём, на наш взгляд, одно из самых демократичных мнений.

Как считают некоторые детские психологи, компьютерные игры вполне могут выполнять обучающую функцию - но не все, а лишь некоторые из них. «Правильные» игры разработаны таким образом, чтобы ребёнок мог представить себе не одну конкретную ситуацию, но и автоматически составил себе обобщённое представление обо всех похожих ситуациях или предметах. То есть у детёныша будут развиваться такие важные составляющие логического мышления, как обобщение и классификация.

Кроме того, компьютерные игры облегчают процесс обучения счёту или чтению «про себя». Улучшаются память и внимание ребёнка, развиваются интеллект и моторика. Обучающие компьютерные игры для детей от 3 до 15 лет (или старше) весьма полезны при изучении иностранных языков и математики. И, как ни странно это звучит, игры-симуляторы (например, ты в роли пилота самолёта) могут помочь при освоении определённых навыков. Например, таких, как вождение автомобиля.

Впрочем, как это постоянно бывает, всегда есть «НО». И здесь оно довольно простое: ни в коем случае нельзя забывать об определённых нормах. Специалисты не без веских оснований считают, что длительное общение с компьютером отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье детей. А потому нужно соблюдать элементарные правила, которые если и не защитят ребёнка полностью, то хотя бы сведут к минимуму отрицательное воздействие компьютера.

Итак…

  1. Родителям стоит следить за содержанием игр ребёнка. Любое насилие и жестокость, конечно, следует исключать.
  2. Ни в коем случае не экономьте на покупке хорошего монитора. Сейчас самое лучшее - это качественный жидкокристаллический монитор.
  3. Правильно организуйте рабочее место. Ребёнок должен сидеть на стуле со спинкой не ближе, чем 60- 70 см от дисплея. В помещении полезны комнатные растения, постоянное проветривание, ионизатор и увлажнитель воздуха.

Ну и само собой, ограничение по времени. Малыша до пяти лет к компьютеру лучше не пускать вообще. До семилетнего возраста ребёнок не должен проводить у монитора более получаса в день. С 7 до 12 лет - не больше часа ежедневно. А с 12 до 16 - не дольше двух часов. Занятия за компьютером настоятельно рекомендуют чередовать с физическими занятиями и специальными упражнениями для глаз.

Похожие публикации