Задержка физического развития. Психогенная задержка физического развития

Этот диагноз ставится детям, как правило в школьном или дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с систематическим и целенаправленным обучением. Это вид задержки в психологическом развитии, которое требует коррекции. При своевременной диагностике и правильном лечении, поведении родителей с ребенком от этого заболевания можно избавиться полностью и преодолеть проблемы в развитии.

ЗПР - что это такое

Аббревиатура расшифровывается как задержка психического развития, по МКБ-10 имеет номер F80-F89. ЗПР у детей – это медленный тем совершенствования психический функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации, памяти, что при водит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.

Обнаруживается патология, как правило. в младшем школьном или дошкольном возрасте. Первые проявления ЗПР проявляются при тестировании, которое проводят перед поступлением в школу. К конкретным проявлениям относят нехватку знаний, ограниченность представлений, затрудненная интеллектуальная деятельность, незрелость мышление, преобладание чисто детский и игровых интересов. Причины появления патологии в каждом случае индивидуальны.

Симптомы и признаки

Дети с ЗПР в познавательной сфере испытывают незначительные проблемы, но они затрагиваются многие психические процессы, которые и формируют клиническую картину. К проявлениям ЗПР у детей относят следующие признаки:

  1. Специалисты характеризуют уровень восприятия у ребенка с ЗПР как замедленное, нет способности собрать целостный образ предмета. Часто страдает при заболевании слух, поэтому подача материала для детей с данным заболеванием должна обязательно сопровождаться картинками и наглядными примерами.
  2. Если ситуация требует устойчивости, концентрации внимания, то у ребенка возникают трудности, потому что любое внешнее воздействие отвлекает его.
  3. При диагнозе ЗПР наблюдается гиперактивность на фоне синдрома дефицита внимания. Запоминают дети информацию выборочно, со слабой избирательностью. Лучше работает наглядно-образный (зрительный) типа памяти, вербальный тип развит недостаточно.
  4. Отсутствует образное мышление. Дети используют абстрактно-логическое мышление только под руководство педагога.
  5. Малышу сложно сделать какое-то умозаключение, сравнивать вещи, обобщать понятия.
  6. Словарный запас ограниченный, речь характеризуется искажением звуков, пациенту сложно строить полноценные фразы, предложения.
  7. ЗПР в большинстве случаев сопровождается задержкой речевого развития, дисграфией, дислалией, дислексией.

Перед приемом в школу специалисты обязательно проводят тесты, которые проверяют уровень развития малыша. Если присутствует задержка психического развития у детей, то педагог обязательно это заметит. Крайне редко у малыша с ЗПР нет никаких признаков заболевания, в кругу сверстников никак не выделяется. Самостоятельно родители не должны начинать лечение, нужна обязательно консультация у доктора. К явным признакам ЗПР в дошкольном возрасте относят:

  • школьник совсем не может или с трудом одеться, покушать, умыться, застегнуть куртку, завязать шнурки, выполнять прочие ежедневные процедуры;
  • школьник не хочет участвовать в совместных играх, с опасной относится к одноклассникам, явно проявляет признаки замкнутости, не хочет общаться с коллективом;
  • любые его действия сопровождаются агрессией, нерешительностью;
  • ведет себя тревожно, боится постоянно даже самых простых ситуаций.

Отличия от умственной отсталости

Родители не всегда понимают разницу между этими двумя патологиями, но они существуют, и они очень ощутимые. Если врачи у малыша после 4 класса продолжают наблюдать все признаки ЗПР, то появляется подозрение на умственную отсталость или конституциональный инфантилизм. Основные различия этих патологий следующие:

  1. Умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие носят необратимый характер. При ЗПР ситуацию можно исправить, если начать своевременно лечение, при надлежащем уходе за пациентом.
  2. При ЗПР школьник может использовать ту помощь, которую ему предлагает специалист, переносит ее на новые задания. При умственной отсталости этого не происходит.
  3. Дети с ЗПР пытаются понять прочитанное, при УО такое желание отсутствует вообще.

Причины

Классификация ЗПР проводится согласно тем факторам, которые спровоцировали патологию. Один из возможных вариантов – локальные изменения в мозговых зонах, которые происходят еще на этапе внутриутробного развития. Причиной этому становятся болезни матери соматической, токсической, инфекционной формы. Такие же изменения происходит при асфиксии ребенка во время прохождения по родовым путям.

Еще одним важным фактором является генетика, которая по законам природу может наградить ребенка природной предрасположенностью к медленному созреванию мозговых систем. Часто патология носит неврологическую основу с признаками дистонии сосудов, гидроцефалией, сбою иннервации черепно-мозгового участка. На энцефалографии можно хорошо проследить все нарушения деятельности головного мозга, которые провоцируют замедленное развитие. К характерным проявлениям ЗПР у детей относится активность дельта-волн, полное затухание альфа-ритмов.

Эмоционально-психологические причины развиваются, если школьник с раннего возраста воспитывался в неприемлемых условиях. Межличностные, психоречевые и прочие проблемы возникают, если:

  • наблюдается эмоциональная, материнская депривация (безнадзорность);
  • отсутствие внимание со стороны педагогов, что привело к запущенности;
  • у малыша не было необходимых стимулов для нормального развития;
  • алкоголизм родителей, недостаток внимания со стороны родителей в раннем возрасте;
  • не было условий, чтобы овладеть простыми навыками;
  • равнодушное, безразличное отношение со стороны педагога, не учитывались индивидуальные особенности;
  • частые, регулярные скандалы в семье, ограничение контакта со сверстниками, нестабильность;
  • скудное, плохое питание, которое не обеспечило растущий организм всеми необходимыми витаминами, минералами.

Виды ЗПР

Данное заболевание делят на 4 группы. Каждый тип провоцируют определенные факторы, обладает своими особенностями незрелости эмоционального характера, нарушениями познавательной деятельности. Выделяют следующие виды патологии:

ЗПР конституционального происхождения

Для этого вида патологии присуща ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, она отстает на несколько ступеней по сравнению с другими детьми. Это называется психический инфантилизм, это не болезнь, его принято считать комплексом заостренных черт характера, черт поведения, которые могут ощутимо отражаться на повседневной деятельности ребенка. Больше страдает учебная, адаптационная способность малыша к новым ситуациям.

При таком типе ЗПР ребенок часто несамостоятелен, привязан к маме, без нее чувствует себя беспомощным, тяжело адаптируется к новым условиям. Характерной особенностью выступает повышенный фон настроение, проявление эмоций бурное, но настроение неустойчивое. Ближе к школьному возрасту малыш на первый план по-прежнему ставит игры, а в норме должна появится учебная мотивация.

Без посторонней помощи ребенку сложно принимать решения, что-либо выбрать, совершить любое другое волевое усилие. Детям с ЗПР могут вести себя весело и непосредственно, в глаза отставание в развитии не бросается, но по сравнению со сверстниками они всегда кажутся младше. Педагоги должны уделять больше внимания таким школьникам, учитывая индивидуальные особенности.

Соматогенное происхождение

В эту группу попадают часто болеющие, ослабленные дети. Хронические инфекции, длительные болезни, аллергии, пороки врожденного характера провоцируют задержку психического развития. Объясняется это тем, что под воздействием долгого течения заболевания, на фоне слабости организма у малыша страдает психическое состояние. Это не дает ему полноценно развиваться, что приводит к низкой познавательной активности, притуплению внимания, повышенной утомляемости. Эти факторы приводят к замедлению темпов формирования психики.

Этой же группе относятся и школьники из семей с гиперопекой. Слишком повышенное внимание к воспитанию ребенка приводит, когда буквально шагу не дают сделать без контроля, приводит к отсутствию развития самостоятельности, познанию окружающего мира, формирования полноценной личности. Гиперопека присуща семьям, где дети часто болеют, постоянная тревога, жалость к малышу, стремление максимально облегчить ему жизнь в итоге приводят к задержке психического развития.

ЗПР психогенного происхождения

В этом случае главная роль отводится социальной ситуации при развитии малыша. Неблагоприятная обстановка в семье, психические травмы, проблемное воспитание приводит к ЗПР. При наличии насилия, агрессии к крохе или членам семьи влечет за собой развитие определенных черт в характере вашего чада. Это становится часто причиной несамостоятельности, нерешительности, безынициативности, патологической застенчивости и боязливости.

Этот тип причины ЗПР отличается тем, что опека практически отсутствует, недостаточное внимание к воспитанию. Растет школьник в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Это приводит к отсутствие сформированного мнения о моральных и нормах поведения в обществе, малыш не может контролировать свое собственное поведение, не в состоянии отвечать за свои поступки, проявляется нехватка знаний об окружающем мире.

ЗПР - церебрально-органического происхождения

Самый распространенный тип патологии, имеет неблагоприятный прогноз развития по сравнению с вышеописанными видами. Основной развития болезни становится органические нарушения, к примеру, недостаточность нервной системы, которая развивается по следующим причинам:

  • родовая травма;
  • патологии беременности (резус-конфликт, травма, интоксикации, инфекции, токсикозы);
  • недоношенность;
  • нейроинфекции;
  • асфиксия.

Данный вид задержки психического развития сопровождается дополнительным симптомом – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Под этим понятия подразумевают комплекс легких отклонений в развитии, которые проявляются себя только в определённых случаях. Признаки сильно отличаются и могут появиться в разных областях психической деятельности малыша.

Осложнения и последствия

ЗПР отражается последовательно на личностном развитии больного в дальнейших жизненных ситуациях. Избежать значительных последствий можно только при своевременно принятых мерах по диагностированию отклонения, коррекции поведения, обучению существования индивидуума в социуме. Безразличие к задержке приводит только к усугублению имеющихся проблем, которые проявятся во время взросления.

Типичным осложнением становится замкнутость в себе, отстранение от сверстников, к ним начинают относится как к изгоям, что добавляет чувство неполноценности собственной личности, снижает самооценку. Совокупность всех факторов приводит к крайне сложной адаптации, невозможности общения с противоположным полом. Последствием становится снижение уровня познавания, усвоения новой информации, искажение речи и письма, сложность в поиске подходящей профессии, освоении простых рабочих приемов.

Для определения задержки развития необходимо провести всестороннее обследование крохи, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно ПМПК). Диагноз ЗПР ставят по заключению логопеда, психолога, дефектолога, детского невролога, педиатра, психиатра. Специалист проводят сбор анамнеза, изучат его, анализируют условия жизни. Далее проводят нейропсихологическое тестирование, изучение медицинской документации вашего чада, диагностическое обследование речи.

Обязательной частью диагностики становится беседа с малышом на предмет изучения интеллектуальных процессов, эмоционально-волевых качеств. Эти сведения становятся основанием для определения уровня развития малыша. Члены ПМПК выносят заключение об отсутствии или наличии ЗПР, выдают рекомендации по дальнейшей организации воспитания, обучения вашего чада в условиях школы или других специальных образовательных учреждений. В качестве инструментальных методов может применяться:

Коррекция

Лечение ЗПР начинают сразу после появления первых симптомов заболевания. Ранняя диагностика важна для эффективной схему коррекции, который включает комплексный подход, используются следующие основные лечебные методы:

  1. Рефлексотерапия. Электрические импульсы посылаются на мозговые точки. Методика воздействия микротоков эффективно при отставании развития после церебрально-органического поражения.
  2. Логопедический массаж, эффективные методики развития памяти, тренировка памяти, занятия артикуляционной гимнастикой, повышение уровня мышления. Все эти лечебные мероприятия проводятся специалистами дефектолог и логопед.
  3. Медикаментозные лекарства назначают только после обследования у невролога. Самостоятельно использование строго противопоказано, оно может навредить вашему крохе.
  4. При социальных факторах требуется консультация у психолога. Хорошо помогает общение с дельфинами, животными, лошадьми. Благополучные пары могут помочь малышу развить уверенность в себе (без формирования завышенной самооценки), поддержка должна помочь в развитии личности.

Профилактика

В качестве профилактических мер выступает предупреждение отклонений в развитии малыша. Необходимо провести точное планирование беременности, предотвратить негативное воздействие любых внешних факторов в период формирования и роста плода. Будущая мама должна избегать любых заболеваний, инфекций, проводить профилактику от них в раннем возрасте крохи.

Одной из главных задач молодых родителей становится социальная сфера развития чада. Создайте положительные условия для развития крохи, благополучной атмосферы в семье. С младенческого возраста нужно развивать и заниматься ребенком. Для профилактики ЗПР нужно создать эмоционально-телесную связь крохи и родителей. Тогда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Это будет способствовать правильному развитию, поможет адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке.

Видео

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.


Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Мамы и папы, запомните главное : врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и , психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

В этой статье:

Когда врач ставит ребенку диагноз «задержка физического развития», многие родители совершенно не знают, что делать дальше. Малыш в 7 месяцев не сидит сам или слишком пассивен? В любом случае необходимо точно знать: что означает этот диагноз, как лечить малыша и сможет ли он вести нормальную жизнь?

У этих проблем могут быть разные корни: генетика, проблемы развития, неправильный уход в младенчестве. Бывает, что основную роль играет питание, лечение, наличие витаминов у детей. При правильном лечении отставание можно скорректировать. Малыш сможет вести абсолютно нормальную жизнь. Если же причина глубже, а лечение сложное - родителям необходимо вести себя правильно. Помните, малыш не виноват в том, что с ним происходит.

Этиология возникновения проблемы

В 35% случаев задержки уровня физического
развития ребенка все происходит очень быстро. Например, до 3 месяцев малыш наблюдается у врача, все идет хорошо. Мама радуется, не волнуется, пока на следующем приеме ее не огорошат. Врач ставит неожиданный диагноз . Традиционно выделяются два типа причин таких нарушений:

  • физиологические;
  • психосоматические.

Такое явление может происходить у детей разного возраста. Основная масса задержек обычно выявляется рано, в 2-3 года. Благодаря этому, можно помочь ребенку, вернуть к нормальной жизни. Чаще всего наблюдаются:


В случае тяжелых наследственных или генетических заболеваний ребенку необходимо сразу же оказать помощь. К сожалению, избежать некоторых генетических проблем невозможно .

Проблема внутриутробного развития

Первая - проблема внутриутробного развития. Повлиять на него могут многие факторы:


В любом случае очевидно, что кроха не виноват в своем недуге. Иногда ситуация легко поправима занятиями, приемом лекарств и витаминов, массажами. Одна из частых проблем - задержка роста. Адекватная терапия и питание смогут помочь ребенку. Тогда особенно опасно употребление матерью алкоголя во время беременности. Почти всегда это ведет к отставанию в росте, часто - довольно серьезному.

Перинатальные проблемы

Многие серьезные травмы , ведущие к задержке развития, происходят во время родов:

  • неправильное положение плода;
  • тяжелые, затяжные роды;
  • гипоксия;
  • фетальный дистресс.

Как следствие, возникает недостаток гормона роста, случаются сложные переломы конечностей. Сегодня проводится успешная гормональная терапия для детей, перенесших такие проблемы во время рождения.

Отставание полового созревания

К сожалению, основная причина задержки роста и полового созревания у детей пока еще не установлена. В какой-то момент времени происходят сильные изменения в половой системе , в выработке необходимых гормонов. Что-то дает этот сдвиг. Причин врачи называют много:


Это частые проблемы, но иногда изменения происходят и без них. Задержка развития половой системы впервые проявляется в возрасте 4-5 лет. Хотя в этот момент обнаружить ее трудно. Половое созревание, вступление в пубертатный период всегда связано с гормоном роста, поэтому в это время все становится очевидно. Обычно, если есть проблемы физического характера , они влекут за собой сбой половой системы у детей.

Обычные темпы роста – 5-6 сантиметров в год для детей младшего возраста. Если прирост всего 3-4 сантиметра, то можно говорить об отставании в росте.
Конечно, если оба родителя низкорослые, сами вступили в период пубертата позже, то для их детей такая ситуация станет нормальной. Это уже не задержка, а наследственная особенность. Хотя часто бывает и так, что у низких родителей дети выше на 5-10 сантиметров , чем «семейная норма».

Основные симптомы

Кроме простого отставания в росте, можно выделить и другие симптомы:

  • потеря подкожного жира;
  • облысение;
  • дерматиты;
  • потеря мышечной массы .

Многие проблемы идут от неправильного питания. Бывает
банально недостаточно питательных веществ, кальция, витаминов для нормального физического развития, и организм «оперирует» тем, что у него есть. Часто корректировка питания может привести к быстрым результатам . Детям назначают дополнительные витаминные комплексы.

Иногда отставание проявляется как потеря массы тела или ее изначально недостаточное количество. Дело тут совсем не в питании. Оно может быть здоровым, разнообразным, полным, но проблема в другом: организм не может нормально усвоить питательные вещества. Врач назначает анализы:

  • забор крови;
  • анализ мочи;
  • наличие свинца в крови.

Если эти анализы не показали никаких существенных недостатков развития, то проводятся более серьезные:

  • потовая проба;
  • функциональные нагрузки;
  • исследование щитовидной железы.

Посредством таких исследований можно выявить, где именно корень проблемы, чем вызвана задержка. Не всегда можно поправить ситуацию, но чаще всего после
адекватного лечения малыш приходит в норму.

Важно понимать, что не всякая задержка физического развития реально вредит жизни, здоровью и трудоспособности ребенка. Низкий рост, худоба, частичное облысение могут сочетаться с нормальной жизнью. Если девочка излишне худая, у нее в пубертатном периоде медленно развиваются грудные железы, а созревание произошло поздно, это еще не приговор. Совершенно не значит, что она не сможет стать мамой, родить здорового ребенка.

Кто ставит такой диагноз?

Первично родители обращаются к педиатру или детскому терапевту. Он назначает анализы. В зависимости от того, в чем именно проблема, детей направляют к специалистам :

  • андрологу;
  • детскому гинекологу-эндокринологу;
  • диетологу и т.д.

Причины разные, а значит, проблемы физического развития решают разные специалисты. Поставить такой диагноз при беглом осмотре нельзя.

Карликовость

Один из видов отставания физического развития. У подобных людей рост редко достигает 140 сантиметров. Виновниками могут быть или проблемы эндокринного характера (чаще всего то, что гипофиз вырабатывает недостаточно гормона роста), или некоторые генетические заболевания.

В зависимости от вида заболевания рост человека можно корректировать гормоном роста, но не во всех случаях это поможет.

Генетические нарушения – не единственная причина такого отклонения у детей. Структурные изменения мозга, гипоксия во время родов и другие проблемы во время беременности тоже могут стать причиной.

Всегда ли родителям стоит волноваться?

На самом деле, не всегда. Организм ребенка часто сам может скорректировать проблему. Многие мамы сильно переживают: 7-8 месяцев, а ваш кроха пассивен, еще не сидит сам… Обычно проходит всего 2-3 месяца, и он полностью вливается в нормальный график развития. Потом его абсолютно не отличить от детей, которые начали сидеть тогда, когда это положено.

В любом случае при каждом подозрении обращайтесь к врачу, проходите контрольные проверки вовремя. Это поможет выявить возможные заболевания на ранних стадиях.


Матери очень тревожатся, когда дети прибавляют в весе меньше, чем ожидалось. В большинстве случаев оказывается, что ребенок совершенно здоров, а тревогу у матери порождают ее завышенные ожидания. Прежде всего, надо установить, достаточно ли ребенок прибавляет в весе. Отставание в весе свидетельствует о задержке физического развития, причину которой необходимо выяснить. (О регистрации и оценке антропометрических показателей см. главу 15.)
Нормальная динамика веса Дети низкорослых родителей
Вес и окружность головы при рождении обычно соответствуют одному и тому же процентилю - у детей высокорослых родителей близкому к 98-у, у детей низкорослых родителей - к 2-у. У многих людей антропометрические показатели остаются в пределах одного и того же процентиля на протяжении всей жизни. Чтобы убедиться, что ребенок растет нормально и изменения питания ему не требуется, достаточно нанести его вес и окружность головы на стандартную карту. Низкорослые родители, которым кажется, что их ребенок плохо растет, потому что мало ест - распространенное явление.
Отображение антропометрических показателей ребенка на стандартной карте, созданной на основе норм для детей данной географической области, помогает врачу убедить родителей, что ребенок растет нормально и к взрослому возрасту будет иметь такой же рост, как они. Стандартная карта лучше, чем простая регистрация антропометрических показателей, отражает тенденцию роста.
Преимущественное наследование телосложения одного из родителей
Ребенок может унаследовать телосложение преимущественно одного из родителей. Если в таких случаях опираться только на показатели веса, может показаться, что ребенок отстает в физическом развитии или, наоборот, прибавляет в весе чрезмерно (см. карту Б - ребенок низкорослого отца и карту В - ребенок высокорослого отца). При нанесении на стандартную карту не только веса, но и окружности головы, видно, что оба показателя соответствуют одному и тому же процентилю и ребенок имеет тот же тип телосложения, что и один из родителей.
Низкий вес при рождении
Низкий вес при рождении бывает обусловлен недоношенностью, задержкой внутриутробного развития или обеими указанными причинами. У большинства детей, родившихся с низким весом, в первые месяцы жизни наблюдается скачок роста, но у некоторых из них антропометрические показатели не достигают 2-го процентиля и во взрослом возрасте (см. карту Г). По-видимому, это связано с ЗВУР.

Недели
Карта В. Ребенок, унаследовавший телосложение высокорослого отца

Причины задержки физического развития
Переход веса тела к более низкому процентилю, в то время как окружность головы соответствует прежнему процентилю, указывает на задержку физического развития. У здоровых детей, родители которых имеют астеническое телосложение, при однократном измерении тоже может оказаться, что вес соответствует более низкому процентилю, чем рост и окружность головы. Многократная регистрация антропометрических показателей на стандартной карте помогает исключить влияние конституциональных особенностей.
Причиной задержки физического развития может быть недоедание, потери питательных веществ из-за нарушения всасывания или наследственные расстройства метаболизма. В основе задержки физического развития, обусловленной психосоциальными факторами, по-видимому, часто лежит недоедание.
При сборе анамнеза особое внимание уделяют наследственности, перинатальным факторам, питанию. Подробно выясняют, что тревожит мать, бывают ли у ребенка рвота, понос, вздутие живота. Физикальное исследование обязательно включает оценку психомоторного развития и подкожного жирового слоя, в частности, на ягодицах и внутренней поверхности бедер.
Недоедание
В тех странах и географических областях, где широко практикуется естественное вскармливание, встречаются

Недели Недели
Карта Г. Низкий вес при рождении Карта Д. Гипогалактия
случаи недоедания из-за нераспознанной гипогалактии. Если ребенка с рождения регулярно взвешивают, гипогалактию обычно выявляют своевременно (см карту Д), хотя и при достаточном количестве молока вес при рождении до 2 нед жизни восстанавливается не всегда. Оценивая динамику веса в первые дни жизни, следует иметь в виду, что сроки установления лактации колеблются в широких пределах (см. главу 16).
При искусственном вскармливании недоедают плохо сосущие дети (см. главу 16).
При ДЦП слабое сосание и задержка физического развития вследствие недоедания нередко выявляются раньше, чем двигательные нарушения. Однако обычно задержке физического развития сопутствует задержка психического.
Задержка физического развития при ВПС бывает связана как со слабым сосанием, так и с высоким уровнем метаболизма. Как правило, у ребенка имеются типичные симптомы ВПС (цианоз, сердечный шум).
В дифференциальном диагнозе причин задержки физического развития следует также иметь в виду инфекцию мочевых путей и для ее исключения посылать на анализ собранную после тщательного подмывания среднюю порцию мочи.
Большая потеря веса
При желудочно-пищеводном рефлюксе с постоянной рвотой ребенок худеет, если его не докармливают для возмещения объема срыгиваний (см. главу 12).
Врожденный стеноз привратника (пилоростеноз) проявляется до 3-х мес жизни. При упорной рвоте, возникшей до этого возраста, его следует исключить в первую очередь (см. главу 15).
Основные причины синдрома нарушенного всасывания в Великобритании - непереносимость белка коровьего молока, муковисцидоз и целиакия (см. карту Е). При всех этих заболеваниях наблюдается частый жидкий стул, но неопытные матери не всегда это замечают. Необходимо не только тщательно выяснить все особенности функции кишечника у ребенка, но и осмотреть кал.
При большой потере веса надо также исключить сахарный диабет, исследовав мочу с помощью тест-полоски.
Психосоциальные причины задержки физического развития
Задержка физического развития у детей в семьях, где имеются психологические и социальные трудности, тоже может иметь соматические причины. Исключение последних помогает убедить родителей, что задержка физического развития обусловлена, в основном, психосоциальными факторами - разладом или отсутствием порядка в семье, депрессией у матери, иногда ее нерациональным питанием (полным исключением
молока и молочных продуктов или неоправданными и бесконтрольными ограничениями в питании, ведущими к голоданию).
Действие психологических факторов подчас трудно уловимо. Так, при депрессии и тревожности у матери ребенок сосет хуже, а мать недокармливает его. Некоторым детям свойственна слабая эмоциональная реакция на кормление грудью. В таких случаях мать не ощущает, хватает ли ребенку молока. В результате объем высосанного молока падает до относительно низкого уровня, которого ребенку достаточно, чтобы не обнаруживать признаков голода. Встречаются случаи, когда мать, придерживающаяся диеты с целью похудания, с той же целью ограничивает в питании ребенка.
Если причиной задержки физического развития является плохой уход, ребенок начинает прибавлять в весе, как только ему обеспечивают внимание и заботу.
Чтобы обеспечить их, необходимы согласованные усилия работников медицинской помощи на дому, семейного врача и других специалистов, тщательная коррекция питания под наблюдением работника помощи на дому или подготовленной в области питания медицинской сестры.
Исследования
Выбор лабораторных и инструментальных методов исследования определяется анамнезом и данными фи- зикального исследования. Если анамнез и клиническая картина не дают возможности предположить причину задержки физического развития, производят определение глюкозы в моче, общий анализ крови, потовую пробу, анализ и посев мочи, определение уровня креатинина в сыворотке.

Наши детки – наше счастье, поэтому любые виды отставания их развития от сверстников могут кинуть ответственную мамашу в пучину тревоги и депрессии. Загруженный педиатр не всегда, точнее никогда, не находит времени для того, что бы обстоятельно объяснить причины проблемы.

Короткий осмотр, неразборчивый рецептик и три часа в очереди – вот и весь сервис, который можно получить от нашей медицины. А ребенок-то у нас такой один и любые задержки роста и развития наследника лишают родителей сна и жизненного спокойствия.

Для начала попробуем разделить проблему на составные части. Отставания в развитии могут быть двух типов:

  • Задержки в формировании физического тела ребенка или подростка. Например, отставание в росте, в наборе веса, в наращивании мышечной массы или проявлении вторичных половых признаков.

А теперь рассмотрим, конкретно, к чему может привести недостаток поступления белка в организм. Например, его не хватило для набора мышечной массы сердца или магистральных сосудов. Камеры сердца начинают развиваться быстрее, а магистральные сосуды, следовательно, отстают в развитии. В сердце начинают выслушиваться функциональный систолические шумы, ставятся нередко диагноз – пролапс нейтрального клапана или у ребенка отмечается нестабильность артериального давления.

Усугубят данную ситуацию, нарушения обменных и электролитных процессов в сердце. У ребенка возникает или брадикардия и тахикардия, а причина иногда банальна – не хватает поступления в организм минеральных веществ: калий, натрий, магний. Чтобы эти функциональные состояния не переросли в заболевания нужно обеспечить растущий организм всеми «строительными кирпичиками»: витаминами, белками, минералами.

Второй пример. Не хватает питательных веществ для построения мышечного каркаса всего организма. Не забываем, что некоторые дети в подростковом возрасте растут очень быстро. Костная система развивается быстрее, чем мышечная, это приводит к развитию таких заболеваний как нарушение осанки, сколиозы, плоскостопии. Причина всему мышечный каркас не выдерживает той механической нагрузки, которую он испытывает в обычной жизни.

А если мы, отдадим ребенка в спортивную секцию, то есть ещё увеличим механическую нагрузку на организм и ни чего не дадим, для её компенсации – это приведёт к увеличению риска развития этих заболеваний.

  • Задержки психического развития ребенка: проблемы со вниманием или памятью, гиперактивность или инертность, неспособность воспринимать информацию или неадекватная реакция на, окружающих ваше чадо, людей. В особую группу выделяется задержка в формировании навыка вербальной коммуникации, или, если сказать то же на человеческом языке, то это – речевая заторможенность.

Если 90% психических проблем вызвано сбоями в генетической программе организма, неудачным ходом беременности, родов или травмами, то 70% задержек развития физического тела вызваны простой, банальной нехваткой в организме «людского детеныша» питательных веществ и минералов.

Вот список «кирпичиков», которые принимают участие в построении полноценного организма ребенка и гарантируют ему безболезненную жизнь до 25-34 лет. Почему такой ограничитель поставлен на безболезненную жизнь? Потому что, ежедневно грамотно кормя ребенка, вы даете ему определенный запас прочности.

После 25-34 лет на здоровье начинают влиять другие факторы. Но, чем лучше была изначальная, заложенная мамой база, тем правильнее будет формироваться организм вашего наследника, тем дольше его тело не будет знать болезней и проблем.


Список необходимых юному существу питательных веществ и минералов:

  • Белки – это главный конструктивный материал для наших клеток. Они бывают растительными и животными по происхождению. Белки жизненно необходимы для работы крови, для формирования наследственных признаков. Без них не может увеличиваться мышечная масса и не вырабатываются ферменты. Белки поступают в любой, что взрослый, что детский, организм с едой, а не усвоенная их часть, просто выводиться с мочой. Потребность грудного ребенка – 3,4 г, десятилетнего – 2,6 г на каждый килограмм массы тела. Для иллюстрации важности этого вещества, позвольте привести еще один факт: взрослым нужно только 1,5 г белка на каждый килограмм, ведь они уже сформировались и нарастили свой мышечный аппарат.
  • Жиры , с точки зрения разумной мамы, – это вещество, достаточное количество которого обеспечит стабильность нервной системы, развитие половых желез, гипофиза и щитовидки. «Жирных клеток» в организме должно быть от 20-ти до 30-ти процентов. Иначе получите неприятности в виде агрессивного поведения, начала менструального цикла в 16-17 лет, быстрой утомляемости и неспособности к обучению.
  • Углеводы можно сравнить с бензином. Получил ребенок запас углеводов, все системы органов работают слажено и бесперебойно. Недополучил – страдает мозг, печень и поджелудочная железа.
  • Минеральные вещества попадают в организм человека с водой или едой. 10,1 г хлорида натрия, 1 г калия, 0,3 г магния, 1,6 г фосфора, 0,8 г кальция, сотые части железа, фтора, меди, цинка, марганца и йода ежедневно необходимо ввести в вашего ребенка, что бы они поддержали работу всех его систем. Например, без достаточного количества кальция и фосфора кости будут тонкими и хрупкими (актуально для любого возраста). Медь и железо должны стать составными частями гемоглобина, а их недостаток приводит к развитию анемии, что часто встречается у маленьких детей. Гемоглобин разносит кислород по всему организму, следовательно, его недостаток приведет к нарушению окислительно-восстановительных процессов во всём организме, ребёнок будет часто болеть. Йод необходим организму для синтеза гормонов щитовидной железы, следовательно, при нехватке йода в раннем возрасте у детей формируется умственная отсталость, а в старшем возрасте – это утомляемость и плохая успеваемость в школе. Не хватило цинка, приведёт в лёгких случаях к задержке роста, в подростковом возрасте к развитию кожных заболеваний.
  • Витамины синтезируют только растения. Они входят в состав ферментов и «заводят» почти все жизненные процессы в организме. Без них наступает авитаминоз, общая пассивность организма, замедляются функции головного мозга и общее развитие ” людского детеныша”. Например, при нехватке витамина D запаздывает появление первых зубов, размягчаются кости и делаются вялыми мышцы. Без витамина E происходит костная дегенерация и атрофия мышц, а без витамина A расстраивается робота пищеварительной, дыхательной системы (вот вам причина болей в животе и частых простудных заболеваний), резко падает зрение. Не хватило витаминов группы B – страдает нервная система.

Все вышеперечисленные вещества ваш ребенок и любимый наследник должен получать ежедневно. Получит все – будет развиваться в соответствии с возрастом и полом. Не получит – начнет отставать в физическом, а потом и умственном развитии. От мамы, в первую очередь зависит, какие полезные вещества она введет в детский организм и даст ему запас прочности и безболезненного существования на добрый десяток лет взрослой жизни.

Похожие публикации