Круглый стол семейные традиции празднования нового года. Круглый стол- семейные традиции

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

  • Не красна изба углами, а …(красна пирогами).
  • Каково на дому, таково и …(самому).
  • Дети не в тягость, а …(в радость).
  • Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

«Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребёнок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец» (И.А.Ильин).

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (З. Матейчек).

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые «условия продолжения жизни ребенка в семье». (И.В. Шаламова).

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.

Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты.

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети.

(Итоги опроса детей)

Несколько слов по результатам тестирования детей «С кем я сяду за стол».

Цель теста: проверить отношения ребенка к членам семьи (итоги тестирования) – воспитатель Г.Ф.Непомнящих.

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год украшать елку во дворе. Это традиция вместе с ребенком выезжать в кинотеатры, театры, парк развлечений, зоопарк и т. д. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.

Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы родителей).

Воспитатель: Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К.Д. Ушинский.

Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель: Как ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадает ему при игре или по фанту.

Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям?

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у Вашего ребенка.

Теперь я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушайте, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с Вами интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя (дается время 5минут).

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли Вы, откуда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?

Кто придумал имя, которое Вы носите?

Кто придумал имя Вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево – дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающую образованность от дикости» (А. Пушкин).

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

(семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда Вы листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминания.

Скажите, у кого из Вас в семье есть традиции выезжать на отдых в лес?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей в лес, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет», - предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес, который является народным богатством.

Кто из Вас постоянно выезжает с детьми в музеи, кинотеатры, цирк, парк отдыха, зоопарк?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие – либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучении – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Что можно коллекционировать в семье?

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности.

Скажите, в какие игры и как часто Вы играете с ребенком?

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра – должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее яблоко» и т. д.

В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную.

Предложения круглого стола.

Подумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.

  1. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

Мини – анкета «В каждом доме свои традиции».

  1. Что, по – вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
  2. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
  1. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
  1. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

Дитаева Н.М.,

Педагог-психолог

Голева Е.В., Сухобудинова И.А.,

Воспитатели

ГККП «Детский сад «Ақбота»

Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Ход собрания:

1 часть.

— Добрый день, уважаемые родители и гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Скажите родители, а что вы понимаете под словом традиция?

(ответы родителей)

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что передавалось от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась.

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.

Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют – животворят семью. В каждом роду, семье – своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям.

У одних это – семейные трапезы (обеды, ужины) – замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

У других – совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе

У третьих – семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».

О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.

Родители — во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле

2 часть — Семейные традиции.

Сегодня хочется подробнее рассказать о традициях, которые существуют во многих семьях.

Традиция 1. Семейные праздники

— Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы родителей)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.

— Как вы устраиваете детские праздники в семье? (ответы родителей)

— Не забывайте, праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

— Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре или по фанту.

— Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

— Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

— Все любят подарки, особенно дети.

— Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей)

— Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

— Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Продумать программу развлечений, приобрести для игр – аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2. Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.

Традиция 3. Семейный альбом

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы его листали в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 4 .Семейный отпуск на природе

Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

В ваших руках вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Традиций очень много, можно сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи. Это чтение книг.

3 часть.

С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия. Здороваться нужно непременно обеими руками. Затем все направлялись в степь – поклониться солнцу. Мужчины, взяв лопаты, идут расчищать родники и сажать деревья. Молодежь дарит друг другу подарки. Специально к празднику из семи компонентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. В эти дни важно получить благословение – бата. Это пожелание – напутствие старших. Ближе к вечеру начинается айтыс – словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать и мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. В разгар праздника молодежь собирается у качели – алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз!

4 часть — Игра «Кулинары»

Одной из самых распространенных традиций застолье. За общим столом собирались целые поколения, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем. К празднику «Наурыз» главным угощением на столе было блюдо «Наурыз – көже». И сейчас наши мамочки вспомнят, из каких компонентов состоит, этот традиционный напиток, и найдут подходящие картинки.

5 часть – Чаепитие.

Заключение

— Ну вот и подошел к концу наш круглый стол. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколения, главное они нужны чтобы укреплять семью, чтобы у вас был дом куда вам хотелось постоянно вернуться.

Только с позиции взаимной ответственности и обязательств родителей и педагогов в отношении ребенка можно добиться хороших результатов. А завершить наше мини собрание хочется словами «Мы воздействуем на семью через ребенка и для ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи»

Формирование личности ребёнка начинается в семье, и здесь многое зависит от родителей, которые служат примером для подражания своим детям, создают атмосферу семейного очага, поддерживают традиции и бережно хранят семейные реликвии(ценности).

Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае — совместное украшение новогодней елки. Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.

Начните создание традиций с момента создания семьи. А с появлением детей — продолжайте их и заводите новые. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном - это очень хорошая традиция!

Вы можете создать такую традицию, которой точно ни у кого нет — было бы желание! В этом вас никто не может ограничить.

С целью гармонизации детско-родительских взаимоотношений в дошкольных группах с 25 по 27 октября прошли круглые столы «Семейные ценности и традиции».

Родители наших воспитанников ещё раз доказали, что «единственная настоящая роскошь -это роскошь человеческого общения (Антуан де Сент-Экзюпери)». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей? Это и обсуждалось на наших встречах. А ещё все узнали о тех традициях, которые сложились в их семьях и каждый взялсебе что-то на заметку.

Мама Абрамовой Д. рассказала о ежегодной традиции поздравлять ветеранов в День Победы и возлагать цветы к памятникам, показала фотографии трогательных встреч с ветеранами.

Некоторые семьи группы «Солнышко» всерьез занимаются спортом и это тоже стало их традицией. Семья Обищенко В. посещает бассейн, а по выходным еще и баню. А семья Кулагиной К. занимается утренними пробежками и зарядкой.

Увлекательным был рассказ мамы Кулагиной Р. Она рассказала о совместных поездках на природу за грибами, а также о том, как проходят Дни рождения в их семье, как все вместе готовят украшения к празднику.

А мама Трояновской К. поделилась традицией ставить детские спектакли дома и на даче вместе с родственниками.

Интересным был рассказ мамы Леденевой В. опосещении зоопарка всей семьей в День рождения Вики.

В семье Грицаенко Д. каждые выходные пекут пироги, которыми они и угостили собравшихся родителей во время чаепития, а в семье Петросян М. выпекают национальные пироги- хачапури. Мама Глушанковой О. вместе с дочерью шьёт кукол.

Семья Каширина Я. раскрыла тайну составления семейного фотоальбома. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.

Всем запомнился рассказ Алексеевой В.Б. о коллекционировании статуэток (балерин), которые собирала ещё её бабушка, а также шкатулки с бусами передающиеся из поколения в поколение.

В группе «Городец» родители и дети завели своё «Солнце традиций» и вспоминали генеалогическое древо семьи. И каждый желающий рассказывал о своей необычной традиции в семье: Панова Ю. рассказывала о том, как раз в месяц Егор с бабушкой печет пироги, Кирсанова Э. сообщила, что они с сыном Даней и родственниками выбираются на природу на шашлык каждое 1 мая, Смирнова М. интересно рассказывала как вся семья Ярослава путешествует каждое лето по другим городам.

Надеемся, что работа круглых столов не прошла даром. Вы пообщались, обменялись опытом, возможно, что-то почерпнули для себя.

Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это - детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение - это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность - чтобы было что вспомнить и рассказать.

Кем был твой прадед,

Кем был твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех

И как они женились?

Какие испытанья им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошел

В народном том полку?

И если все узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ!

Р. Мифтахов

КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Семейные традиции»
Задачи:
- воспитывать любовь к своей семье, показать значимость семьи в воспитании подрастающего поколения;
- подчеркнуть доброе, внимательное отношение членов семьи друг другу;
- привить гордость и уважение к семейным традициям.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о семье и семейных традициях;
- сделать с детьми подарки для родителей;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
- сбор материала для фотовыставки;
- изготовление «Генеалогического древа»
Ход собрания:
1 часть:
-Здравствуйте дорогие ребята.Добрый день уважаемые родители и гости. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Скажите родители, а что вы понимаете под словом традиция?
(ответы родителей)
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что передавалось от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась..Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.
Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.
У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям.
У одних это - семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.
У других - совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе
У третьих - семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.
Скажите кто дорог вам больше всего на свете?(ответы детей и родителей) Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни и какое счастье, что у вас есть замечательные семьи,есть родительский дом – начало всех начал.
Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».
О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?» (дети читают стих)
Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовьюИ провожают в путь с добром!Отец и мать, и дети дружноСидят за праздничным столом,И вместе им совсем не скучно,А интересно впятером.Малыш для старших как любимец.Родители - во всём мудрей,Любимый папа - друг, кормилец,А мама ближе всех, родней.Любите! И цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть её дорожеНа этой сказочной земле
2 часть - Обсуждение генеалогического древа!
- Скажите, а как вы думаете- все ли семьи одинаковые? Да, разные. А чем они отличаются?
(ответы родителей- привычками, укладом, обычаями.атмосферой. традициями).
Человек рождается на свет, растет, задумывается:кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную- Генеалогическое древо. И вот вы со своими родителями попытались составить свои родословные. Нам хотелось бы узнать о вашей родословной поближе.
-Сколько имен включает в себя ваше генеалогическое древо?
-Как долго вы работали над ним?
-Кто помогал в составлении вашей родословной?
-Интересно, а что дала вам эта работа?
-А у кого до этого уже была составлена родословная?
- Я хочу вам посоветовать не выбрасывать свои работы, храните их для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией
3 часть - Беседа о семейных традициях (рассказы семей о себе)
А сейчас я хочу попросить вас рассказать о свой семье. Какие традиции существуют в ваших семьях, какие вы отмечаете семейные праздники и т.д.
Фотовыставка «Загляни в семейный альбом»
- В оформлении нашего зала мы использовали фотовыставку «загляни в семейный альбом». С 1929 года, когда французский художник и конструктор Дагель изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из семейных альбомов нашей группы. Эту выставку мы организовали сначала в нашей группе. Мы с детьми с большим интересом рассматривали альбомы с фотографиями. Ведь только благодаря фотографиям мы например можем что-то узнать о наших дальних родственниках или заглянуть в прошлое.
Физкультминутка
4 часть - Игра « Кулинары»
Одной из самых распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались целые поколения, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на самом последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из напитков пиво, квас. Все течет, все меняется вкусы людей и другие блюда появляются на наших столах и становятся традиционными. Я предлагаю вам вместе с детьми нарисовать ваше традиционное блюдо и рассказать нам о нем. (родители вместе с детьми рисуют любимое блюдо)
Начинать свой рассказ нужно словами «традиционным в нашей семье является….» . А заканчивать рассказ нужно словами «пальчики оближешь».
Обсуждение рисунков.
5 часть - Подарки родителям.
Есть еще одна хорошая традиция- дарить подарки родным и друзьям. А какие лучше дарить подарки?- изготовленные своими руками. Мы с детьми сделали для вас подарки сделанные своими руками и хотим вам их подарить.
Заключение
- Ну вот и подошел к концу наш круглый стол. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколения, главное они нужны чтобы укреплять семью, чтобы у вас был дом куда вам хотелось постоянно вернуться.
Только с позиции взаимной ответственности и обязательств родителей и педагогов в отношении ребенка можно добиться хороших результатов. А завершить наше мини собрание хочется словами «Мы воздействуем на семью через ребенка и для ребенка, мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи»

Похожие публикации