Методическая разработка мастер - класса на тему "психологические техники формирования доверия между родителями и детьми". Как завоевать доверие ребенка: рекомендации психолога

Один из трех китов, на которых строятся правильные отношения между детьми и родителями — это доверие ребенка. Сначала, с рождения, ребенок нам безусловно доверяет — это закон природы. Потерять детское доверие сложнее, чем доверие взрослого человека. Но многие родители все-таки умудряются этого достичь.

Чтобы потерять доверие ребенка , достаточно регулярно допускать несправедливость, обмануть, предать несколько раз, проманипулировать… Практически нет родителей, которые бы избежали в отношениях с ребенком ошибок, влекущих за собой потерю детского доверия. Часто мы подрываем доверие ребенка к нам еще в очень раннем возрасте, когда думаем, что он еще ничего не понимает или понимает мало.

В возрасте до трех лет психические склад человека формируется почти полностью и определяет его мироощущение на всю жизнь, поэтому важно именно в это время сохранить доверие ребенка. Все мы этого хотим, но не всегда задумываемся, что же для этого нужно делать, а чего не делать.

Несправедливость к ребенку

Чувство справедливости у человека врожденное. И часто родители грешат против справедливости, когда ребенок еще совсем маленький. Пример: он недавно научился ползать и вставать, и в процессе познания окружающего мира, скажем, добрался до маминой помады, или до сахарницы, или еще куда-то — и испортил, рассыпал, разлил, разбил…
Какая реакция родителей в большинстве случаев? — правильно, наказание.

Бедного ребенка ругают, а то и шлепают. А за что? Он понятия не имел, что вам это не понравится и знает, что ничего плохого он не сделал — он просто познает мир , он увидел очень интересную вещь и изучал ее свойства. Это нам неприятно то, что он натворил, это мы (на основании того, что нам неприятно) приписываем ему дурные побуждения, которые нужно искоренять.

Но разве справедливо наказывать человека, который во-первых, не знал, что то, что он делает — плохо, а во-вторых, не имел никакого дурного умысла, а руководствовался совершенно здоровым любопытством? Пройдет не один год до того, как ребенок станет настолько сознательным, чтобы с него можно было спрашивать за подобные проступки. И нужно очень внимательно присматриваться к своему чаду, прежде чем утверждать, что это именно проступок. Лучше оставить проступок незамеченным, чем наказать несправедливо и подорвать детское доверие.

Еще один пример: Он испортил что-то нечаянно — и за это его ругают. Это относится к любому возрасту. Вопиющая несправедливость налицо, и ребенку очень обидно — ведь он знает, что не хотел, чтобы так вышло и старался. У нас тоже время от времени что-то падает, бьется и рассыпается, как бы мы не были аккуратны и внимательны. Представьте (или вспомните) что вы бы почувствовали, если бы за это вас кто-то ругал так же, как вы свое чадо? Ваше чувство справедливости возмущается, не так ли?

Бессмысленные запреты

Самая распространенная форма несправедливости — бессмысленные запреты. Бессмысленные не потому, что они сами по себе смысла не имеют, а потому, что ребенку он не понятен. Мы часто говорим «нельзя», «не трогай» , причем ребенок видит, что нам-то это можно . Сами-то мы разве чего-то не делаем просто потому, что нельзя ? Нет — мы чего-то избегаем только потому, что понимаем вредные последствия. И ребенок ничем не отличается.

Тут выход один — объяснять и показывать. Слово «нельзя» лучше вообще изъять из оборота. «Не нужно играть с ножом, потому, что он острый и можно порезаться» — берем пальчик ребенка и легонько колем ножом, или показываем свой порез. Очень доходчиво — он нормальный человек и боли будет избегать, инстинкт самосохранения врожденный.

Нет ничего страшного, если ребенок сам слегка порежется, обожжется, уколется, упадет — это бесценный жизненный опыт, без которого никто еще не обошелся. Конечно, такие уроки ребенок должен проходить под нашим присмотром. Пока ребенок совсем маленький и наши словесные объяснения плохо понимает, очень опасные вещи (таблетки, например) лучше просто убрать так, чтобы они не попадались чаду на глаза. Таких вещей очень не много, чаще запрещают то, с чем просто нужно научиться обращаться осторожно, а следить за процессом познания нам некогда. Но как он тогда научится?

Еще хуже запреты «не лезь», «не бегай», «не кричи» . Мы запрещаем ему то, чего требует его природа — инстинкт познания, потребность в движении, естественное выражение эмоций. У него справедливо возникнет ощущение, что мы просто его не понимаем, а вообще против него — какое уж тут доверие? Чаще всего мы запрещаем это потому, что нам его действия неудобны. Тогда так и нужно объяснять — что нам он мешает, например.

Но не стоит ждать, что он сразу поймет и прислушается. До того, чтобы действительно научиться видеть и понимать потребности других, осознать, что он может мешать, ребенку нужно еще дорасти. Пока он маленький, он просто не способен вместить такие сложные вещи. Не торопитесь считать его эгоистом — всему свое время, лет до пяти, а то и больше, детский эгоцентризм совершенно нормален.
Ребенок будет себя вести с вами так, как вы себя ведете с ним, и так, как ведет себя родитель его пола с вами. Это справедливо. Искусственное насаждение субординации — еще один способ потерять доверие ребенка. Если вам не нравится, что малыш по отношению к вам что-то себе позволяет, спросите себя: «У кого он этому научился?»

Если научился у вас, — то какое право вы имеете ему это запрещать? Если научился у другого родителя, — то тоже? — ведь копирование поведения родителя нормально для ребенка. Что говорит ваше чувство справедливости ? Есть только один справедливый способ исправить ситуацию — перестать подавать дурной пример, попросить, чтобы супруг (супруга) тоже перестали. А если сами не исправитесь, то не требуйте, чтобы ребенок смог то, чего не можете вы — будьте справедливы.

Обмани ребенка — потеряй доверие

Конечно, один из лучших способов потерять детское доверие это обман — явный и неявный. О том, что нельзя давать ребенку заведомо ложную информацию — ни при каких условиях, я думаю, говорить не надо. Только подумайте, что с ним будет, когда правда обнаружится? Какая может быть пользы «лжи во спасение» такой ценой?

Кто может верить человеку после того, как он нас сознательно и цинично дезинформировал? Даже на «неудобные» вопросы всегда можно ответить так, чтобы не особо распространяться, но ответ был бы правдой. Пример: «Мама с папой полюбили друг друга — и от этого появился ты, завелся у мамы в животике». Физиологические подробности ему совершенно не интересны.

Родители иногда прибегают к пустым обещаниям , чтобы временно успокоить ребенка. Или просто не очень-то беспокоятся о том, чтобы исполнять то, что пообещали чаду. Почему-то кажется, что он забудет, что он маленький и не понимает — заблуждение, все он понимает даже маленький. А еще кажется, что он должен понять и простить, если что.., и вообще, он же не деловой партнер — какая перед ним ответственность?

Неисполнение нами обещаний ребенку — очень серьезная ошибка, влекущая за собой как потерю его доверия, так и то, что он научится так же пользоваться своими обещаниями — сначала с нами, а потом с другими — со всеми вытекающими… Необходимо стараться исполнить обещание, данное ребенку, даже больше, чем со взрослыми — это как раз взрослый человек может понять и простить, а ребенок просто поймет, что его обманули. Если вы не уверены, что сможете исполнить обещанное — лучше не обещайте.

Манипуляции

Манипуляции — это способ неявного обмана, когда мы пытаемся добиться от ребенка желаемого действия хитростью, взывая к чувствам, подкупая или запугивая. Самые страшные манипуляции — на чувствах. «Сделай это — ты же хороший мальчик (ты же любишь маму)?», «Если ты это не сделаешь — я тебя отдам бабайке», «Я тебя такую не люблю» . Здесь можно написать целую книгу, но, думаю, суть ясна.

Если подумать, мы легко увидим, где кривим душой, пытаясь чего-то добиться от нашего ребенка. Нам нужно его , только потому, что оно для нас удобно, но мы в этом не признаемся даже себе, называя это заботой о ребенке. Ребенок не может обвинить нас в явном обмане, но чувствует, что мы нечестны, что мы его грубо насилуем. В данном случае страшна не только утрата доверия, а то, что ребенок, бессознательно защищаясь от манипуляций перестает серьезно воспринимать чувства, которыми манипулируют, что создаст ему огромные проблемы на всю жизнь.

Предательство ребенка

Вот это страшное слово мы и не думали к себе применить, правда? А тем не менее, предаем мы своих детей очень часто, не отдавая себе отчета. Доверяя нам, ребенок справедливо ждет, что мы защитим его в случае опасности, утешим в горе, никогда не бросим, встанем на его сторону в конфликтах, сохраним его секреты, не будем смеяться над его недостатками и ошибками. Того же самого мы ждем от тех, кому доверяем и нам очень больно, когда эти ожидания не оправдываются, мы чувствуем, что нас предали. Но почему-то, когда речь идет о ребенке, мы очень легко его предаем, оправдывая себя — о, ужас! — воспитательными целями.

Когда ему больно или плохо, мы не берем на ручки, «чтобы не привыкал, не сел на шею», «чтобы учился терпеть, не был плаксой» . Вроде бы логично, но в воспитании нет прямой логики, и результаты таких методов обратны ожидаемым. Конечно, он не привыкнет и даже терпеть научится… Но, во-первых, он поймет, что он один — вы ему не друг, а во-вторых, это обернется либо его жестокостью и неспособностью с состраданию, либо мучительными поисками всю на жизнь того, кто его-таки утешит. Ни мужества, ни здоровой независимости так не воспитаешь. Ваш сын воспитает его в себе сам в свое время, а для того, чтобы дорасти до этого морально и психически здоровым, ему нужно быть уверенным в вашей любви и поддержке.

Еще вариант предательства — когда мы встаем на строну обидчика нашего ребенка из-за ложного чувства приличия. Другой ребенок отобрал игрушку — мы начинаем внушать нашему, что нужно делиться. Но делятся добровольно, и тот, другой ребенок, явно неправ, отбирая. Или бабушка ругает его за то, за что мы обычно не ругаем — и мы начинаем поддерживать бабушку, чтобы не поссориться с ней. Примеров можно привести много. Главное — мы стыдимся своего ребенка . А потом теряемся в догадках — почему у нас с ним отношения плохие, почему пропало его доверие? Задумайтесь — и память подскажет вам случаи предательства.

Ну вот, мы познакомились с тем, как можно сохранить детское доверие, и как легко его потерять. Если вы уже успели насовершать ошибок, не стоит отчаиваться. Ребенок очень хочет нам доверять, это ему жизненно необходимо. И он будет рад вернуть нам свое доверие, если увидит, что мы его достойны.

Конечно, для этого мы должны исправиться, пока еще не поздно, и больше не злоупотреблять детским доверием. Пока ребенок маленький — шанс все исправить у нас есть. А лучше сразу беречь искреннее доверие ребенка — это залог не только хороших отношений между вами на всю жизнь, но и того, что из вашего чада вырастет морально здоровый и счастливый человек — а значит не зря мы положили столько сил на его !

Не забудьте подписаться на новые статьи , где мы будем дальше говорить о секретах воспитания детей!

© Надежда Дьяченко

Современные подростки не доверяют своим родителям - утверждает статистика. Родители нас совсем не понимают - отвечают подростки. Так и вырастает дилемма, которая будет усугубляться и дальше. Хорошо, если окончательно сгладится, когда дети вырастут.

Подростки абсолютно разные дома, в школе или на улице. Но ведь и взрослые тоже очень разные, в зависимости от ситуации, и что же тут странного? Вы сами не замечали, что дома ведете себя так, на работе иначе, а в компании вообще по-другому? А ведь на самом деле так и есть. Когда один из знакомых сказал, что вся моя манера поведения резко меняется, когда рядом мой ребенок, причем именно мой, а не чей-то чужой, я очень удивилась. То есть меняется всё, даже манера разговора, я начинаю вести себя именно как мама. Для меня это было новостью, ведь мне казалось, что я веду себя как обычно. То есть поведение мамы настолько втерлось в подсознание, что я даже не заметила этого столь явного для других перехода.

Подростки более восприимчивы. Дома они одни, в школе другие, после школы третьи и так до бесконечности . Они как хамелеоны, в какой среде оказались, так себя и ведут. Различие состоит только в том, что у них это более ярко выражено, у подростков вообще все контрастнее. У них нет вашего жизненного опыта , поэтому не заготовлены шаблоны своего поведения в различных ситуациях. Сами подумайте, сколько всего переплетено в голове: физическое созревание, эмоциональное взросление, стрессы. Им вообще эмоции сложнее притушить, чем вам, поэтому волнение родителей о том, какой разный у вас ребенок вряд ли обосновано. Гораздо важнее другое - чтобы он всегда оставался в определенных границах, не бросался в крайности, и ваша задача состоит в том, чтобы ему в этом помочь.

Наверняка вы хорошие мама и папа , и очень любите своего ребенка. Но любить своего ребенка - это не значит быть полностью правым, прислушайтесь не только к своему сердцу и к тому, что хотите вы. Прислушайтесь, что говорит вам ваш сын или дочка, что ребенок сам хочет. Я, например, считаю, что отнюдь не дотягиваю до планки хорошего воспитателя. Потому что есть много ситуаций, в которых больше пользы принесло бы полностью противоположное поведение. А вы всегда адекватно оцениваете свое поведение при общении с подростком? Вы не плохие родители, но во всем ли вы правы ? Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые очень любят рассуждать на тему воспитания детей. От них только и слышишь, что они замечательные родители и те, кто встречаются с ними в первый раз, как правило, этому верят. Звучит настолько убедительно, что диву даешься, если знаешь об их настоящих отношениях с детьми. Создается стойкое ощущение, что, наверное, тебе померещилось. Только кого они убеждают - себя или окружающих? Откуда такое поведение , чувствуют за собой какую-то вину? Оставим это психологам, но проблема в том, что есть только один человек, которого им не удастся убедить - это их ребенок. Подростки еще не умеют с юмором воспринимать подобное поведение своих родителей . У детей помладше это вызывает недоумение, а вот подросток, на подобном поведении мамы или папы, может целую теорию себе построить, лелеять ее, мучаться и страдать. Потому что объяснить, почему родители ведут себя с ним по одному, а всем другим рассказывают об этом по другому, и взрослому человеку сложно. Но это случай скорее исключительный. Хотя в глазах тех, кто их знает, такие люди выглядите немного смешно, а ребенок обижается, особенно если эти разговоры происходят прямо при нем.

Очень часто, чтобы не обострять отношений, подростки начиняют сочинять для вас небылицы , возвращая все бумерангом. Даже такой вопрос, как питание в школе, вполне может стать камнем преткновения. Если ваш ребенок говорит вам, что в школе он каждый день ест полноценный обед на те деньги, что вы ему даете, вряд ли он говорит вам правду. Лекции о здоровом питании и о том, что он ест некачественную пищу, закупаясь пиццей в школьной столовой вместо сбалансированной еды, ничего не дадут. К сожалению, в этом вопросе вам придется смириться и стараться, чтобы он хоть дома питался правильно. Что самое страшное для подростка в школе? Ни много, ни мало - стать объектом насмешек. И поэтому он лучше голодным останется , чем позволит себе отступление от общепринятого поведения. А в 12 лет есть полноценный обед - выглядит так же несолидно, как и пакет с бутербродами из дома. Гораздо быстрее вместе со всеми схватить по куску жутко неполезной еды и съесть на ходу, чем отделится от коллектива, потакая вашим понятиям о правильном питании. И с этим ничего не поделать . Подростки довольно жестоки в общении друг с другом и в том, чтобы стать белой вороной, ничего хорошего нет. Поэтому ребенок инстинктивно избегает попадать в ситуации, которые могут это спровоцировать, даже если не до конца сам это осознает. Здесь вы можете помочь только одним, не надо его заставлять, ваши старания - медвежья услуга .

То же касается и одежды. Существует реальная возможность, что куртка, которую вы ему купили и которая вам очень нравится, ему придется не по вкусу. Что вы на это скажете? Хватит капризничать, нечего придираться к покупкам. Не стоит. Прийти в куртке, которая не соответствует стилю одежды сообщества подростков, где он вращается, это все равно, что ваш приход в офис в карнавальном костюме. А с такими умными опять же, разговор короткий. Поэтому истерики, которые ваш ребенок закатывает, не желая надевать какую-нибудь одежду - это не прихоть , никто не хочет быть посмешищем. И для него это так же важно , как для вас продвижение по службе. Статус ребенка в школе очень влияет как на отношение к нему окружающих подростков, так и на дальнейшее отношение к жизни. Решить эту проблему довольно просто - старайтесь не покупать ему вещи без его участия , и тем более его согласия. Благо сейчас много магазинов, где можно совершить покупки за приемлемую цену.

Одной из распространенных ошибок родителей будет просто выдача подростку денег . Он, конечно, отстанет, заодно и положение свое среди сверстников поправит. Всего-то и делов, что купить всем по гамбургеру. Что ж, какой выход из создавшейся ситуации вы нашли, такого результата и дождетесь. Отношение к вам очень скоро будет, как к копилке . Только сюда не надо денежки класть, а просто хорошо себя с ней вести придется. А вот внимание ваш ребенок будет добирать на стороне, и эмоции тоже вымещать на стороне. Поэтому можно оказаться в незавидном положении , когда узнаете все последним. А ведь вы сейчас нужны своему ребенку, именно в подростковый период он в вас нуждается даже больше, чем когда в первый класс ходил.

Вряд ли вы научитесь целиком и полностью понимать вашего ребенка. Не потому что вы такой черствый или он сложный. Просто поколения очень разные. И окружение, в которых вы оба взрослели - тоже. И в этом виновато не только развитие информационных технологий и обилие информации. Вспомните, как значительно изменилось положение в нашей стране, с того времени как вы были подростком и до сегодняшнего дня. Вы родились при социализме, а он уже при капитализме . Этими словами можно выразить почти все различия между вами.

Доверие, вещь хрупкая - это избитая истина. Доверие надо заслужить - еще одна. С самых первых дней жизни ребенок доверяет родителям безгранично. Его доверие даже заслуживать не надо. Почему же к 12 годам от этого доверия так мало остается? Он продолжает любить вас - это бесспорно, но он больше не доверяет вам. Только не надо говорить, что это школа и дурное влияние сверстников. Доверие - вещь индивидуальная . И не надо думать, что в один прекрасный момент подросток пришел домой и в одну секунду решил, что больше вам не доверяет. Так не бывает. Не вы ли сами, потихоньку, полегоньку, даже не замечая этого, вытащили у него из-под ног эту опору? Поэтому вопрос надо ставить скорее так: почему подростки перестали доверять своим родителям?

А вы пробовали выслушать когда-нибудь вашего ребенка? Помните, совсем недавно, он ходил в детский сад. Нередко в транспорте можно увидеть следующую картину. Возвращаясь из садика, малыш болтает безумолку, взахлеб рассказывая маме о своих впечатлениях. Она же не слушает, а затем и вовсе обрывает его, иногда довольно резко, чтобы не мешал остальным спокойно ехать. Или даже разговаривает с приятельницей, прислушиваясь к ней, а затем обрывает маленького: замолчи, не видишь, взрослые разговаривают. Скорее всего, дома повторится та же картина. Не мешай, я готовлю ужин, разговариваю по телефону, пишу письмо, смотрю телевизор. Иди, поиграй, посмотри мультфильмы и т.д. Так продолжается раз, два, три, а потом ребенок привыкает ничего вам не рассказывать, потому что вам неинтересно, что с ним происходит. Дальше такое правило только закрепляется, но родители пока не обращают внимания, не мешает - молодец, играет один - хорошо, не лезет с глупостями - вообще отлично. Маленькие дети привыкают к этому. И когда подросток сталкивается с вопросами родителей : почему ты не рассказываешь честно и подробно, как дела в школе, нет ли у тебя каких-то проблем, его это искренне удивляет . Ему уже не приходит в голову, что можно что-то им рассказать и не наткнуться при этом на раздраженное «отстань».

Извечный вопрос, а что теперь делать? Можете пойти к психологу и вести с ним умные разговоры, и таскать своего ребенка на сеансы. Это пока случайно не услышите в его разговоре по телефону: мои ролы, мол, вообще с ума сошли, к психологу таскают. Мало приятного, да? Да и не дошла вроде ситуация до критической точки. Так можно рассуждать до бесконечности . А когда дойдет? Когда он вместо того, чтобы случайно разбить в школе окно, какую-нибудь глупость учудит, которую уже не исправить?

Конечно, что же тут советуют психологи? Поговорите с ним . Хорошо сказать, да трудно сделать. Когда он разговаривал - вы не слушали, а теперь он разговаривать не хочет. И вот самое худшее, что вы можете сделать в этой ситуации - это посадить его перед собой и начать выспрашивать. Пытаясь вопросами выудить недостающие, как вам кажется факты, и уговорить его, все вам рассказать. Можете для полноты эффекта поугрожать ему лишением карманных денег, если не начнет питаться правильно или порыдать, как же он не хочет носить такую замечательную вещь, ведь ее родители купили, для него неблагодарного и т.д. и т.п. Призывать к его совести - ведь вы работаете, стараетесь и всё в семью, всё для него, а он не может вести себя прилично по вашим родительским понятиям. И как ни стыдно, и в кого он такой растет, и.… Тут вариантов много, насколько хватит вашего терпения, фантазии и прочего. Вот здесь можно быть уверенным, что он точно вам ничего не скажет, а если и скажет - то соврет. Это обыкновенный защитный рефлекс против угрожающего фактора, в данном случае - вас. Партизан на допросе, при таком подходе к делу, не годится подростку и в подметки. Да что там партизан… разведчик, попавший в плен, разрыдается от умиления, услышав о его мужестве. Но то, что не скажет - это еще не вся беда. Он замкнется в себе . Они же в 12 лет как ежики, вроде бежит такой умильный, мордочка остренькая, а тронешь, сразу в клубок свернется, колючки выставит и уколет.

Самое смешное, что вы можете сделать - это пытаться подкупить его подарками и новыми покупками , а может даже вечеринкой для его друзей. Что касается подарков и покупок, то он будет рад, но рассказывать все равно ничего не будет, разве что по тем покупкам, которые он выбирает для себя можно догадаться, что его гложет. Впрочем, если ваша проблема непонимания дошла до такой стадии, то и покупки не подскажут. И если он догадается, что все сделано с целью, завоевать его доверие, то можно надолго забыть о последующих попытках. А что касается вечеринки, то вы уверены, что не услышите в ответ: нет, не надо? Вот сидите и гадайте, есть ли у вашего ребенка друзья? А хорошо это или плохо? А может он просто уже стесняется показывать вас приятелям, потому, что вы не современные, не классные и вообще, вдруг друзья засмеют. В общем, ему уже не 3 года: сладостями или новым платьем его не купишь. Таким образом, доверие за пять минут не завоюешь .

А вы попробуйте просто с ним поговорить. Нет, не о его проблемах и не о том, что у него происходит с друзьями. И уж точно не о ваших с ним отношениях. Тут надо сделать очень хитрый ход, даже скажем так «сделать хитрый финт ушами». Ведь есть же что-то, чем он увлекается или чем его еще можно увлечь . Не забудьте, что в этой области вы должны быть очень тактичными. Так у вас появится не просто тема для разговора, подростку понадобится ваш совет. Вы приобретете , таким образом, авторите т не только родителя, но и человека, который разбирается в вопросе, который его интересует . Тогда у вас будет возможность лучше узнать этого незнакомого, немного чужого, немного угловатого подростка, в которого превратился ваш розовощекий малыш. Просто болтайте с ним ни о чем. Не бойтесь рассказывать ему смешные истории, вытекающие из вашего не очень хорошего поведения в подростковый период или еще раньше. Вообще не бойтесь разговаривать с ним о проблемах , которые были у вас в его возрасте. Придется осознать, вы для него уже не тот эталон, с которого он брал пример, когда ходил в садик. В 12-14 лет дети еще отзывчивы и благодаря таким разговорам, можно восстановить доверие немного на ином уровне. Назовем его "откровенность за откровенность". Ищите точки соприкосновения интересов. Это сложно, но возможно . Тогда у вас есть реальный шанс не последним узнавать о проблемах ребенка и предотвратить катастрофу, если она, не дай бог, ему грозит.

Младенцы нуждаются в прикосновениях самых близких людей и настороженно относятся к прикосновениям посторонних. Дети постарше ощущают эту потребность не так остро, но и им необходимы объятия, мимолетные ласковые либо ободряющие, либо утешающие прикосновения. По ним наши сынишки и доченьки определяют меру нашей любви.

Если к вам бежит ребенок, получивший травму, пусть и не большую, но вы точно знаете, что ему больно, и в этот момент отказываетесь его утешить, что станет для него большей проблемой? Рана или нежелание родного человека проявить заботу?

Не зря дети, обнимая родителей, пытаются показать «силу» своей детской любви. Для них прикосновение - знак доверия. Пусть в десять или несколькими годами раньше, ваш сын откажется от объятий, отстаивая свою независимость, но до наступления этого момента старайтесь через прикосновения показывать ему, насколько вы его любите. Это важно и для осознания будущим мужчиной, что прикосновения - это своеобразное общение. Также не забывайте проявлять заботу даже тогда, когда ведете воспитательный процесс и ругаете ребенка. И кстати, вы уже знаете, ?

Нередко в кабинетах психологов или на банальных девичниках даже молодые жены жалуются, как скупы их благоверные на нежные объятия. Все это берет начало глубоко из детства - ребенок просто вовремя не осознал силу прикосновений и не прочувствовал ее на себе.

Почему, если отчим или мачеха появляется в семье, когда детям меньше 8-10 лет, отношения с ними завязываются более тесные и доверительные, нежели если дети уже вступили в период взросления?

Дело в большинстве случаев совсем не в переходном возрасте и трудном характере, а в отсутствии прикосновений. И дети, и взрослые без прикосновений так и не становятся родными. Именно поэтому взаимопонимания ожидать не приходится. Новый супруг или супруга, которые не могут дотронуться до «своего» малыша, не ощущают себя его родителями в полной мере. И если ответственность за судьбу такого ребенка взрослые еще могут чувствовать, то настоящую глубокую привязанность - крайне редко. Еще на глубокую привязанность к родителям влияет то, .

Настоящая дружба также в какой-то мере зависит от прикосновений. У мальчишек в этом случае есть преимущество - они могут приветствовать друг друга за руку и через рукопожатия передавать свое настроение или другие чувства, например, удрученность, усталость, страх. Желание сблизиться - одна из причин, по которым за ручку ходят и подружки, причем явление это наблюдается, начиная с детского сада и заканчивая старшей школой, а то и позже.

Прикосновения - это тот ключик, который несложно подобрать к каждому, но важно почувствовать, в какую сторону его поворачивать, чтобы дверь доверия открылась.

Доверительную связь сложно установить и с родным ребенком, а с усыновленным гораздо сложнее. Даже одна необдуманная угроза, высказанная в момент раздражения, может навсегда разрушить доверие ребенка к приемным родителям.

Вопрос о доверии возникает не только в приемных семьях. Доверительную связь сложно установить и с родным ребенком, а с гораздо сложнее. Если в семье появляется не малыш, а ребенок четырех лет и старше, над завоеванием доверия придется потрудиться. К этому возрасту у ребенка уже есть прошлое, которое он помнит и которое сформировало его характер.

Родителям, усыновившим ребенка нужно всегда помнить о том, что он может подсознательно испытывать страх, что приемные родители когда-нибудь откажутся от него так же, как отказались его настоящие родители. Поэтому даже одна необдуманная угроза, высказанная в момент раздражения, может навсегда разрушить доверие ребенка к усыновителям.

Время для адаптации

Когда вы приходите на новую работу, вам нужно время, чтобы втянуться, понять характеры коллег и стать своим в коллективе. Новому члену семьи тоже нужно время на адаптацию в вашем доме, в вашей семье. Функция приемных родителей в этом случае — ввести в курс дела. Показать, где комната ребенка, куда он может положить свои вещи, где будет делать уроки или заниматься творчеством. Также стоит проговорить привычный вам распорядок дня. Это не значит, что надо повесить на холодильник расписание, как в пионерском лагере. Просто проговаривайте вслух - «Час дня. Пора обедать!», «Почти половина десятого, надо ложиться спать, чтобы выспаться!». Спустя некоторое время ребенок подстроится под определенный график и будет чувствовать себя комфортно.

Слишком многого сразу же, особенно если вы его взяли не в младенческом возрасте. Понаблюдайте за его интересами, способностями и позвольте ему самому выбрать занятие по душе.

Обещаешь - делай

Семьи бывают разные. Но если мы посмотрим на среднестатистическую полную семью, мы поймем, что модели поведения в таких семьях устойчивы, неизменны. О ребенке заботятся родители и бабушки, на День рождения дарят подарки, к 1 сентября покупают школьную форму и красивый рюкзак. Если ребенок плохо учится - ругают. Если хорошо - хвалят и поощряют. А теперь поставьте себя на место приемного ребенка. Биологические мама и папа лишены родительских прав - значит, они были не в состоянии воспитывать ребенка. В детских домах отношение к успехам ребенка в школе довольно нейтральное. Главное, чтобы ходил на уроки. Ребенок не может сам выбирать вещи, которые ему нравится. Надо носить то, что дают. Получается, что у ребенка нет навыка жить по-другому сценарию. Задача приемных родителей - этот сценарий не только показать, но и сделать привычным. Все действия должны быть предельно предсказуемы. Если ребенок разбросал свои вещи и не хочет убирать - сделайте замечание, если помог маме с уборкой - похвалите. Например, в одной из приемных семей мама долгое время читала сыну на ночь сказку. Поощряла обсуждение героев, вопросы мальчика. В какой-то момент маме показалось, что на чтение и разговоры тратится очень много времени и вообще сын умеет читать сам, поэтому ее участие в этом не обязательно. Ребенку сделали несколько замечаний: «Ты большой, сам почитаешь. Не приставай!». Таким образом, прижившаяся традиция была разрушена. Ребенок оказался в растерянности. Это недопустимо, если вы хотите завоевать доверие ребенка. Выполняйте свои обещания. Если у Вас нет уверенности в том, что сможете выделить время и вместе поехать в зоопарк - не обещайте. Решили ограничить ребенка в чем-либо после провинности - ограничивайте. Обещали купить новую игрушку - покупайте. Это трудно, но не выполняя этих условий, вы не сможете приучить ребенка к мысли о том, что вы постоянны. Что никогда не бросите его и будете поощрять еще больше, если он будет хорошо себя вести и идти навстречу во всех вопросах.

Научитесь доверять

Доверие - это взаимное чувство. Поэтому вопрос о том, как завоевать доверие приемного ребенка неразрывно связан с другим - как начать доверять новому члену семьи? Часто приемные родители обнаруживают, что многое из того, что говорит приемный ребенок - откровенная ложь. Он придумывает ситуации, которые на самом деле происходили не с ним или не происходили вовсе. Психолог Майя Ракита в книге «Дневник приемной матери», столкнувшаяся с враньем дочери, пишет: «Через какое-то время я стала настаивать на том, чтобы моя дочь различала, что она придумала, а что произошло в «нашем» настоящем. Я уделяла этому время постоянно». Когда ребенок врет - доверять очень сложно. И тем не менее, не пытайтесь уличить ребенка во лжи, наказать его за это. Постоянно проговаривайте вещи, которые случились сейчас, которым вы были свидетелями. Поощряйте рассказы ребенка о вашем совместном настоящем. Тогда придуманные истории будут не нужны. На них просто не останется времени.

Процесс создания доверительных отношений не укладывается ни в какие сроки. В любой момент доверие может быть утеряно, и на его восстановление понадобится много времени. к своему ребенку с самого начала, уделяйте все возможное время, чтобы выслушать его и пообщаться, будьте рядом во время неудач и радуйтесь успехам. В тот момент, когда ребенок осознает, что вы никуда не денетесь, что вы способны его защитить - доверие будет вам обеспечено.

Елена Кононова

Рекомендации как завоевать доверие ребенка.
Недоверие ребенка к своим родителям – ситуация, возникающая во многих семьях, - нередко влечет за собой целый комплекс проблем в жизни ребенка и его близких . Дети, потерявшие доверие к своим родителям, часто становятся замкнутыми, одинокими, неуверенными в себе, неприспособленными к преодолению жизненных трудностей. Однако, каждый родитель сможет предотвратить развитие этих качеств у своего ребенка, если станет для него не только воспитателем, но и близким другом. Доверительные отношения в семье являются залогом гармоничного развития ребенка и его душевного здоровья. Но как же завоевать доверие ребенка? Следование некоторым рекомендациям поможет родителям установить доверительные и уважительные отношения со своими детьми.
Самое главное в воспитании ребенка – это создание стабильной эмоциональной среды. Равновесие и отсутствие тяжелых духовных потрясений является залогом нормального физического и психического развития ребенка. Теплые отношения и взаимное уважение между членами семьи формируют в ребенке ряд положительных качеств: доброту, ответственность, внимание к другим и доверие.
Главная проблема, с которой в настоящее время наиболее часто сталкиваются молодые семьи, - это недостаток внимания, которое уделяют родители своему ребенку. Родители, слишком увлеченные своей карьерой и личными делами, не могут уделять своим малышам достаточного времени. Ребенок, не получающий от родителей должной заботы, чувствует себя одиноким, часто замыкается в себе и постепенно все сильней отчуждается от родителей. Недостаток времени, которое посвящает родитель своему чаду, не может быть компенсирован ни баловством, ни дорогими покупками. Если Вы не готовы посвящать своему ребенку столько времени, сколько требуется, то вряд ли сумеете создать с ним доверительные отношения. Чем чаще Вы будете оставлять своего ребенка одного или с посторонними людьми, тем больше он будет отчуждаться от Вас. В таких ситуациях нередко случается, что ребенок испытывает к своим родителям меньшую привязанность, чем к бабушке с дедушкой, няне или воспитателю – тому человеку, кто уделяет ему больше времени. И, напротив, чем больше времени проводит родитель со своим чадом, тем крепче становится эмоциональная связь между ними.
Завоевать доверие ребенка можно, часто проявляя готовность общаться с ним. Ребенок должен чувствовать, что рядом с ним есть человек, которому он может поведать любые страхи и тревоги, рассказать о своих впечатлениях и наблюдениях, поделиться любой информацией. Общение и совместные мероприятия очень сильно влияют на степень доверия между родителем и ребенком. Частые совместные прогулки и игры помогают установить крепкие и теплые отношения в семье.
В общении с ребенком нужно уметь проявлять уважение к его чувствам, переживаниям и интересам. Никогда не давайте понять ребенку, что его занятие кажется Вам менее значимым, чем Ваше. Очень важно показать ребенку, что Вы готовы принимать его и любить таким, какой он есть, вместе со всеми его интересами, страхами, успехами и неудачами. Не оскорбляйте чувства своих детей, не высмеивайте их желаний! Избегайте любых насмешек в их адрес и никогда не ставьте их в неловкое положение перед посторонними людьми.
Очень важным фактором в развитии ребенка является его общение со сверстниками. Если у ребенка не складываются отношения с другими детьми, и он начинает сторониться их, то родителям следует своевременно прийти ему на помощь. Нужно поговорить с ребенком, выяснить причины сложившейся ситуации и попытаться помочь ему преодолеть возникшее чувство неполноценности, обиды или вины. Участие родителей в переживаниях ребенка способствует установлению крепких доверительных отношений.
Часто недоверие ребенка к родителям становится следствием обмана со стороны взрослых. Никогда не давайте ребенку обещаний, сдержать которые Вы не можете. Ребенок может с нетерпением ждать обещанных ему сладостей или похода в зоопарк. Когда же он не получает ожидаемого, то испытывает обиду и разочарование. Если Вы дали обещание ребенку, то должны сдержать его при любых обстоятельствах, иначе Ваш авторитет начнет слабеть. Если исполнение обещанного зависит от каких-то условий, то следует заранее сказать о них малышу. Например, объясните ребенку, что Вы сможете сводить его в парк аттракционов только в том случае, если не будет дождя, а поездка в гости к бабушке зависит от ее самочувствия.
То, насколько Вы честны со своим ребенком, проявляется еще и в умении признать свою вину. Если Вы допустили ошибку, несправедливо повысили на ребенка голос или вели себя в его присутствии грубо и несдержанно, обязательно скажите ему позже, что были не правы. Только будучи честным со своим чадом, Вы сумеете установить с ним доверительные отношения.
Никогда не требуйте от ребенка слишком многого. Нередко бывает, что родители настаивают, чтобы их ребенок приносил из школы только отличные отметки, даже, если они даются ему тяжело, или заставляют его посещать кружки и секции, которые ему не интересны. В такой ситуации отношения родителя и ребенка будут напряженными. Необоснованные ограничения и завышенные требования только испортят Ваши отношения.
Помните, что у ребенка есть его внутренний мир , его желания, которые кажутся ему важными, потребности, которые он стремиться реализовать. Очень важно, чтоб ребенок занимался тем, что вызывает у него интерес. Он имеет полное право решить самостоятельно, какие кружки будет посещать. Не стоит препятствовать его увлечениям.
Каждому ребенку очень важно чувствовать себя значимым, понимать, что он необходим кому-то. Позволяйте ему проявлять заботу о Вас. Попросите его поухаживать за Вами, если Вы заболели или устали. Разрешайте ему принимать участие в Ваших делах, например, в работе по дому. Только не просите его выполнить то, с чем он не сможет справиться. Похвалите его за проделанную работу и проявленную заботу. Большим плюсом будет завести домашнее животное. Объясните, как нужно правильно ухаживать за питомцем. Уход за животными разовьет в ребенке не только чувство собственной значимости, но также доброту, чувство ответственности, способность проявлять заботу о других.
Часто перед родителями встает вопрос, как нужно правильно наказывать ребенка в случае его провинности. Очень важно исключить физическое наказание и укоризненные выговоры. Такое поведение не даст положительных результатов, оно лишь настроит ребенка враждебно против Вас, вызовет в нем чувство неполноценности, агрессию, обиду. Никогда не следует ругать ребенка при посторонних людях. Ребенок потеряет доверие к Вам, если Вы будете оголять его внутренний мир перед другими людьми, рассказывать кому-то о совершенных им ошибках и, тем более, подвергать публичному унижению.
Если Вы хотите сохранить теплые и уважительные отношения в своей семье, никогда не требуйте от ребенка того, чему сами не следуете. Ребенок не будет осознавать необходимость выполнять требуемое от него. Лишь страх наказания за неповиновение заставит его подчиниться Вашей воле. Также важно никогда не лгать людям в присутствии ребенка, даже если Ваша ложь не касается семьи. Подражая Вам, ребенок быстро поймет, что ложь, хитрость и лицемерие могут помочь ему добиваться желаемого легкими путями.
Для того чтобы воспитать в ребенке те качества, которые Вы хотите в нем видеть, нужно постоянно ему их демонстрировать на собственном примере. Будьте честны со своим чадом, уважайте его чувства и увлечения, проявляйте заботу о нем при каждом возможном случае, интересуйтесь его переживаниями и мыслями и не требуйте от него невозможного или труднодостижимого. Любите своих детей такими, какие они есть. Если Вы хотите завоевать доверие ребенка, то станьте ему другом.
Семья – это главная опора ребенка . От тех нравственных принципов, на которых держится семья, зависит будущее благополучие ребенка. Родительское воспитание формирует в значительной мере его отношение к жизни и самому себе. Именно поэтому так важно, чтобы отношения ребенка и родителей строились на взаимном доверии. А добиться этого можно только в том случае, если в семье царят честность, уважение и готовность в любой ситуации прийти на помощь и проявить заботу.

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.


Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главное, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.
Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.
Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.
Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности . Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.
Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.
Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.
Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.
Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.
Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком... Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.
В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.
Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.
Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.
Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.
Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.
Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость...
Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.
Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность...
Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.
Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.
У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.
Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.
Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.
С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.
Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.
Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.
Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из практики одного из психологов .

Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: «Я сейчас занят, приду попозже».


Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?
Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.
Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.
Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.
Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями . Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.


Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.
Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.
Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.
Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.
Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.
Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.
Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки . Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.
Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.
Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.
Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

«Центр Психолого – педагогического и медико – социального сопровождения»

г. Саратов.
Разработаны: Педагогами - психологами Отдела психолого-педагогической и медико-социальной помощи приемным семьям, семьям опекунов и усыновителям:

Витрук Евгенией Владимировной, Глуховой Марией Юрьевной.

Похожие публикации