Можайское благочиние. Канон преполовению

В среду 4-ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы. Это день, соединяющий собою два великих праздника - Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Ин.:7) и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет»(Ин.7:37). В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира.

(Ин. 7, 14); Балканы XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь

Пятьдесят дней отделяют праздник Пасхи от дня Троицы. Между четвертой неделей (исцеление расслабленного в купальне у овечьих ворот) и пятой - Неделей о самарянине в среду 4-й седмицы Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Расположившись точно посредине между Пасхой и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения и связывает и разделяет два великих христианских торжества. Вспоминаем мы, приходя в церковь в этот день и о проповеди Спасителя в преполовение праздника Кущей.

Ветхозаветный праздник Кущей получил название от шалашей, сложенных из веток, в которых евреи, вспоминая о сорокалетнем странствовании по пустыне, поселялись на время праздника.
На восьмой день праздника первосвященник выходил из храма Соломонова и, подобно Моисею, добывшему воду в пустыне, зачерпывал в источнике Силоамском золотою чашею воду и при звуке труб возвращался в храм, чтобы, смешав воду с вином, возлить ее на жертвенник.
Так было всегда…

Евангелие от Иоанна говорит, что в середине праздника вошел Иисус в храм и учил.

«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его».
Ин. 7: 14-30

(Ин. 7, 37-38); Балканы XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь

Иисус Христос в этот день открыто говорил и о Своем Божественном посланничестве и о живоносной воде. Вода живая, о которой Он учил - это Его учение о спасении и благодатный дар Святого Духа. Поэтому в церковных таинствах с водою соединяется благодать Божия.
Соединяя воспоминания об освящении воды в купели Силоамской с воспоминаниями о живой воде учения Иисуса Христа, Русская Православная Церковь молится в этот день Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия.

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен». Ин. 7, 37-39

На день Преполовения принято было на Руси освящать воду на реках и в колодцах, совершать особые крестные ходы на поля, читая над нивами, засеянными хлебом, молитвы и окропляя всходы святою водою.

Тропарь Преполовения

Преполови́вшуся пра́зднику, жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак Преполовения

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

У колодца Иакова

Богослужение праздника Преполовения Пятидесятницы, связанное с исцелением расслабленного в купальне у овечьих ворот, всё время вспоминает о воде, которую Господь обещал дать, и этот благодатный поток выносит нас в Неделю о самарянине.
Иисус шел тогда из Иудеи в Галилею.
Между Иудеей и Галилеей находилась Самария, жители которой, как и евреи, верили в одного Бога, Творца неба и земли, хотя правоверные евреи и гнушались общаться с ними.
Когда Иисус с учениками пришел в самарийский город Сихарь, Он отправил учеников купить пищу, а сам сел у колодца.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

1 0

Служба вся только по Триоди.

На вечерне - кафизма рядовая. После каждого антифона ("Славы") кафизмы малая ектения. На "Господи, воззвах" стихиры на 6. Вход, прокимен дня и паримии. Ектения "Рцем вси", "Сподоби, Господи", ектения "Исполним вечернюю молитву". На стиховне стихиры праздника. По "Ныне отпущаеши" - тропарь праздника, глас 8-й:

"Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой вода́ми, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе".

На утрене, на "Бог Господь" - тропарь праздника (трижды) . Кафизмы. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны Преполовения на 14. Катавасия "Море огустил еси..." По 3-й песни - седальны праздника. По 6-й песни - кондак, глас 4-й:

"Празднику законному преполовля΄ющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпи΄те воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедро́ты Твоя даруй нам, Ты бо еси Источник жизни нашея", и икос. "Честнейшую" не поем. Светилен праздника (трижды) . На "Хвалите" стихиры празднику на 4, "Слава, и ныне" - "Просветившеся, братие". Славословие великое. По Трисвятом - тропарь праздника. Утреня заканчивается по праздничному чину.

На Литургии Блаженна праздника, 3-я песнь 1-го канона на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4. По входе тропарь Преполовения, "Слава, и ныне" - кондак его. Прокимен, глас 3-й: "Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа". Стих - "Хвали΄те Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление". Апостол: Деян., зач. 34. Евангелие: Ин., зач. 26. За "Достойно" - ирмос "Чужде матерем девство", без запева. Причастен "Яды΄й Мою плоть".

По Литургии по обычаю совершается малое освящение воды.

Празднуется праздник Преполовения 8 дней, до среды 5-й седмицы включительно.

О служении в день Преполовения с бдением или полиелеем святому или храму см. том 1, с. 117, 118.

О служении полиелея святому в субботы 4-ю и 5-ю см. том 1, с. 118, 119.

В среду четвертой седмицы по Пасхе Св. Церковь празднует — половину времени (25 дней) от Светлого Христова Воскресения до сошествия Святого Духа на апостолов.

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 8-й

П реполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой воды, яко всем Спасе возопил еси, жаждай да грядет ко Мне и пиет, Источниче жизни, Христе Боже, слава Тебе.
(Дважды).

Слава, и ныне. (Повторяем тропарь).

КАНОН, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

М оря Чермнаго пучину, немокрыми стопами древле шествовав Израиль, крестообразно Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть.

Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон).

В елия яже паче ума, Твоего Владыко божественаго воплощения благодеяния сияют нам, дарове же и благодати, и божественыя светлости, благоподатно истекают.

Запев. П ришел еси Христе, светлости Божества испущая, праздника посреди явленно: праздник бо радостен спасаемым еси, и спасения нашего Ходатай.

Слава. П ремудрость и правда, Господи, и избавление, от Бога Ты бысть нам, и от земли к небесней приводя высоте, и Дух божественыи даруя.

И ныне. П лоть Твоя истления во гробе не виде Владыко, яко составися кроме семене, тления не прият последованием естества, пресуществене, не работавши.

Катавасия: С охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

В еселится о Тебе церкви Твоя Христе зовущи, Ты ми крепость Господи, прибежище и утвержение.

Запев. В од животворных, церкви источник отверзл еси, аще кто жаждет, усердно да приходит и пиет, вопия Блаже.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. О т земли убо, на небо вознестися, проявленно глаголаше, с небесе же Духа послати обетова Святаго.

И ныне. Богородичен. И же естеством животворивыи, иже от Девы родивыися Господь, всем верным дарует безсмертие, яко Благоутробен. Катавасия.

Слава, и ныне. Седален, глас 8-й. С тоя посреди светилища, преполовляющуся божествене празднику, жаждай взываше, да грядет ко Мне и пиет, пияи бо от сея божественыя Моея воды, реки из чрева источит повелении Моих. Яко иже верует в Мя, посланного от Божественаго Родителя, со Мною прославится. Сего ради вопием Ти, слава Тебе Христе Боже, яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Своим.

Песнь 4. Ирмос

В оздвижена Тя видевши церкви на кресте, Солнца Праведнаго, ста в чину Своем, достойно взывающи, слава силе Твоей Господи.

Запев. Р астерзав смерти врата Своею силою, пути жизни сказал еси, и безсмертия двери отверзл еси, иже верою Тебе зовущим, слава силе Твоей Господи.

Запев. П реполовение всех и конец имея, и начало яко Безначален обдержа, стал еси посреди вопия, божественных, богомудрии, даров насладитеся.

Слава. Я ко Бог всех держа власть, яко силен державу низложив смерти, послати обеща Христе Дух Святыи, иже от Отца происходящии.

И ныне. Богородичен. Д аеши богатно благодать Тебе поющим, и иже из Тебе Рождьшагося Превечнаго Слова, Мати неискусомужная, и согрешением оставление, сим просящи Пречистая. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Т ы Господи ми свет, в мир пришел еси, во свет святых обращая, из мрачна неведения, верою хвалящих Тя.

Запев. Б ожественых праздник преполовение достигше, совершеное божественыя добродетели постигнути, потщимся богомудрии.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Я ко воистину священно, настоящее торжество, преполовение бо великих праздник, повелевает и светится обоюду.

И ныне. Богородичен. У м ангельскии не может разумети, Твое не изреченное из Девы, и пречистое рожество, Спасе мой всесилне. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

П ожру Ти со гласом хваления Господи, церкви вопиет Ти, от бесовския крове очищьшися, милостию от ребр истекшею Ти кровию.

Запев. П реполовение пятьдесятницы наста днесь: отсюду божественая убо Пасха, святая светится, просвещающи божественейшею светлостию, от онуду же Утешителевою благодатию осиявающи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Г лаголаше в церкви Христе предстоя, июдейским собором Свою славу открывая, и предъявляя сродство к Родителю.

И ныне. Богородичен. Б уди ми Предстательница, и Стена нерушимая. От мирских мя соблазн избавляющи, едина Богородительнице, и божественым светолитием освещающи. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 4-й. П разднику законному преполовившуся, всяческих Творец и Владыка, к предстоящим глаголаше Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Тем же Ти припадаем и верно вопием, щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник животу нашему.

Икос. О лядевшую ми душу согрешенми и беззаконии, кропленьми Твоих кровей напой, и покажи плодоносну добродетельми. Ты бо рече всем приходящим к Тебе, слово Божие пречистое, воду нетления почерпите, живу же и очищающую грехи, поющим славное и божественое Твое востание, подая Благии иже с высоты сошедшую воистину учеником Твоим Духа крепость, Тебе Бога ведящим, Ты бо еси источник животу нашему.

Песнь 7. Ирмос

В пещи Авраамския дети персьстей, любовию благоверия паче, нежели пламенем опаляеми взываху, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

Запев. К репость Спасе смертную разорь силою, стези жизни показал еси человеком, благодарно Тебе зовущим, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. П лоть носяща видяще, не разумеша собори еврейстии слова Тебе Божия. Но мы Тебе воспеваем, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

И ныне. Богородичен. В ышняго освященно Божие селение, радуися. Тобою бо дадеся радость Богородице, вопиющим Ти, благословена Ты в женах, всенепорочная Владычице. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Р уце распростер Даниил, Львова зияния в рове затче: огненую же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, иже благочестия любителие отроцы взывающе, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. К расен из гроба востав, Своего Божества славою сияя, апостолом Своим Господи явил еси Духа обещание, тем посылая действо, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. У мертвив ада яко Бог, Живоначальниче, всем источил еси живот вечныи, Его же ныне воображают светлейше, светоносных дней сих, радостно вопиющим, благословите вся дела Господня Господа.

Слава. Я ко солнце Христе правде явися, заря миру послал еси апостолы Своя, носяща Тебе света безсеменнаго, и неразумия мглу очищающа, вопиющим, благословите вся дела Господня Господа.

И ныне. Богородичен. С е ныне оскуде яве, от июдина племене Князь и Вождь: Ты бо Всенепорочная родила еси, преже обещавшаго обетования, иже Христа Бога поющим, благословите вся дела Господня Господа. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

К амень нерукосечныя горы, от несекомыя Тя Девицы, краеугольныи отсечеся Христос, и совокупив разстоящаяся естества: тем веселящеся, Тя Богородице величаем.

Запев с поклоном. Н овому и чистому житию, от Христа научившеся, сие даже до конца сохранити, полезно вси потщимся, яко да Святаго Духа пришествие приимем.

Запев. В небесное паки житие звани бывши, ходатайственою силою, излиявшагося даже до рабия образа, и нас вознесшаго, Сего достойно величаем.

Слава. Т ы мое смертное Живодавче, обложением безсмертия, и нетления благодатию оболк Спасе, воскресил еси, и Отцу привел еси, временную ми разрушив брань.

И ныне. Богородичен. Я ко корень источника, и вину нетления, Тебе Дево вси вернии уведевше, похвалами почитаем. Ты бо составное беземертие источила еси. Катавасия.

Задостойник: Ч юже есть матерем Девою быти, и странно девам дети раждати: на Тебе Богородице обое смотрение бысть, тем Тя вся племена земная, непрестанно величаем. (Поклон до земли).

Отпуст: В преполовение праздника пятидесятницы, вшедыи в церковь, и учивыи фарисеи и саддукеи, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды). Исходные поклоны.


Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполов е́ ние Пятидесятницы . Блж. Матро́ны Московской.

Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника.

Служба Преполовения Пятидесятницы совершается по Триоди (А) .

Приводим также порядок совершения службы Преполовения Пятидесятницы в соединении с полиелейной службой блж. Матро́ны Московской . При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «А́ще случи́тся свята́го великому́ченика Гео́ргия в сре́ду Преполове́ния Пятьдеся́тницы» (Б) .

Примечание. Служба прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника переносится на повечерие.

Календарные заметки:

В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды.

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне кафизма 9-я .

На «Господи, воззвах» стихиры праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполовля́ющуся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника Триоди (по дважды). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: 1-й канон Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й канон Преполовения, глас 8-й, на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Примечание.

По 3-й песни – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя́ посреде́ святи́лища…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника Триоди, глас тот же: «Прему́дрости во́ду и жи́зни…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Ча́шу име́яй…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

На хвалитех стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Просвети́вшеся, бра́тие…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак праздника Преполовения.

На Литургии блаженны праздника Преполовения, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь праздника Преполовения. «Слава, и ныне» – кондак праздника Преполовения.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание.

Примечание. малое освящение воды

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й – 3, и блаженной, глас 6-й – 3. «Слава» – блаженной, глас тот же: «Днесь торжеству́ет оби́тель…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Пра́зднику преполовля́ющуся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения – 3, и блаженной – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – блаженной, глас 6-й: «Прииди́те, просла́вим…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

По Трисвятом – тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь блаженной, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника Триоди (по дважды).

Полиелей. Величание блаженной и избра́нный псалом. Седален блаженной по 1-м стихословии, глас 8-й: «Мо́щи твоя́…»; седален блаженной по 2-м стихословии, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рных мно́жества…». «Слава» – седален блаженной по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня...», «И ныне» – седален праздника Триоди (по выбору; см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блаженной, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блаженной – Мф., зач. 104. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы…». Стихира блаженной, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…».

Каноны: 1-й канон Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), блаженной на 4, и 2-й канон Преполовения, глас 8-й, на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…» .

Катавасия Преполовения: «Мо́ре огусти́л еси…».

Примечание. Эта же катавасия поется и на отдание праздника Преполовения; в остальные дни попразднства Преполовения, если положена катавасия, то Пасхи – «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак блаженной, глас 7-й; седален блаженной, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й (по выбору: «Стоя́ посреде́ святи́лища...» или «Прему́дрости во́ду и жи́зни…»).

По 6-й песни – кондак и икос праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Ча́шу име́яй…». «Слава» – светилен блаженной: «А́нгели пресве́тлии...», «И ныне» – светилен праздника Триоди: «Ча́шу име́яй…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3, и блаженной, глас 8-й – 3. «Слава» – блаженной, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь праздника Преполовения. «Слава» – тропарь блаженной. Кондаки праздника Преполовения и блаженной читаются попеременно .

На Литургии блаженны праздника Преполовения, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и блаженной, песнь 6-я – 4.

На входе: «...Воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь праздника Преполовения, тропарь блаженной. «Слава» – кондак блаженной, «И ныне» – кондак праздника Преполовения.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения и блаженной.

Апостол и Евангелие – дня и блаженной.

Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го канона Преполовения: «Чу́жде ма́терем де́вство…».

Примечание. Этот же задостойник поется и в отдание праздника Преполовения, в прочие дни попразднства Преполовения – задостойник Пасхи.

Примечание. После Литургии (или перед Литургией), по традиции, совершается малое освящение воды . На трапе́зе утешение братии. Праздник Преполовения празднуется 8 дней (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду Преполовения на утрени»).

См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 366–380.

Ср.: Типикон, 8 мая, 3-я Маркова глава: «...а́ще случи́тся пра́здник свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду Преполове́ния».

По каждом антифоне кафизмы – малая ектения, так как вечерня – великая (см., напр., Типикон, гл. 2-я и 7-я). Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 193.

В храмах, где исполнение канона с библейскими песнями представляется трудноисполнимым, молебный припев к канону блж. Матроны может звучать следующим образом: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»; «Святая праведная ма́ти Матроно, моли Бога о нас», «Святая блаженная ма́ти Матроно, моли Бога о нас» или «Святая блаженная ста́рице Матроно, моли Бога о нас».

Преполовение Пятидесятницы

В среду 4–ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы . Это день, соединяющий собою два великих праздника - Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Иоан., 7 гл). и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет ». В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира. На день Преполовения совершается Великая вечерня с ветхозаветными чтениями - паремиями, но кафизма бывает рядовая, а не «Блажен муж ». Поется тропарь: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея, Христе Боже, слава тебе .

На утрени не положено полиелея, а только Великое славословие. Катавасия в самый день праздника и в день отдания не пасхальная, а «Море огустил еси ». На утрени и литургии, вместо «Честнейшую» и «Достойно есть» поется ирмос: «Чужде матерем девство …» В самый праздник бывает крестный ход на источники и освящение воды малое. Преполовение празднуется 8 дней и отдается в среду на 5–ой седмице. В отдание тоже поется, вместо: «Достойно есть», «Чужде матерем девство …» Предпразднства нет.

Из книги Церковно-народный месяцеслов на Руси автора Калинский Иван Плакидыч

ПРЕПОЛОВЕНИЕ Середина срока между Пасхой и Троицей, т. е. 25-й день после Пасхи.Уже в прошлом веке этнографы отмечали, что «праздник Преполовения принадлежит к числу тех, истинное значение которых почти совершенно непонятно для народа». Крестьянин, надо полагать, и не

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Проповедь в преполовение и в последний день праздника кущей Ин. 7, 10–8, 1 Праздник кущей начался в Иерусалиме при большом стечении народа не только из всей Палестины, но и других стран, где проживали иудеи рассеяния. Господь замедлил своим прибытием в священный город.

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

1:6-26 1. Ожидание Пятидесятницы Главное событие первых глав Деяний произошло в день Пятидесятницы, когда уже Вознесшийся Господь Иисус совершил последнее действие Своей спасительной миссии (не считая Своего предстоящего пришествия) и «излил» Духа Святого на ожидавших

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

2:1–47 2. День Пятидесятницы Без Святого Духа христианское ученичество немыслимо и даже невозможно. Не может быть жизни без Подателя жизни, нет понимания без Духа истины, нет братского общения без единства Духа, нет подражания характеру Христа без плодов Духа и нет

Из книги Великий пост автора Шмеман Протоиерей Александр

86. Преполовение Святой Пятидесятницы Преполовение - это середина святой Пятидесятницы, оно расположено точно между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей и как бы соединяет их воедино. На литургии сегодня читается Евангелие о том, как Христос пришел в

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

4. «ПРЕПОЛОВЕНИЕ» (ПОЛОВИНА) ВЕЛИКОГО ПОСТА: КРЕСТ Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

50 дней Пятидесятницы. Цветной триодью называется последование богослужения православной Церкви в продолжение 50 дней, или 8 недель, Пятидесятницы, - от Пасхи до праздника Св. Троицы и сошествия Св. Духа. По имени Пятидесятницы это последование называется также греческим

Из книги Невидимая битва. Козни бесовские против человека автора Пантелеймон (Ледин) Иеромонах

Преполовение Пятидесятницы. глава отсутствует

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Седмица Пятидесятницы. глава отсутствует

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4. Неделя Пятидесятницы. Св. Троица Это - праздник, в который совершается прославление Святыя Троицы в память Сошествия Святаго Духа на апостолов. Поскольку это великое событие произошло в 50–ый день по Воскресении Христовом, и праздник этот всегда совершается в 50–ый

Из книги Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940) автора Бэттс Ричард

В день Пятидесятницы Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем с вами праздник Сошествия Святаго Духа на апостолов, день Святой Троицы, или Пятидесятницы, потому что Отец Небесный ниспослал через Сына Своего Духа Святаго в пятидесятый день. Какой же урок

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

§80. Цикл Пятидесятницы Весь семинедельный период между Пасхой и Пятидесятницей имел радостный, праздничный характер. Он назывался Quinquagesima, или Пятидесятница, в широком смысле слова, и отмечался в воспоминание о вознесении Христа, воссевшего по правую руку Отца, о Его

Из книги автора

10. "Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. В преполовение дней. Болезнь постигла Езекию на 39-м году его жизни (ср. 4 Цар. 18:2 и 20:1,6). Другие переводят: "в дни покоя" или "на полудне жизни".Врата преисподней. Шеол

Из книги автора

Слово в день Пятидесятницы Пятидесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежди исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно Стихира На сошествие Святого Духа мы должны смотреть не только как на чудо, прославившее Апостольскую Церковь,

Из книги автора

Слово в день Пятидесятницы В праздник Святой Троицы о чем приличнее говорить, как не о Самой Троице. Но учение о Святой Троице есть вершина христианского богословия. Посему не дерзаю я излагать сие учение своими собственными словами, а изложу его словами святых и

Из книги автора

XX В Иерусалиме. Проповедь Иисуса Христа в преполовение и последний день праздника Кущей. Исцеление слепорожденного Праздник Кущей был одним из самых торжественных иудейских праздников, и для совершения его стекалось огромное множество народа, который спешил как

Похожие публикации