На что клад коли в семье. «Не нужен клад, коли в семье лад

(для детей среднего дошкольного возраста)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Учить детей взаимодействовать друг с другом и родными в процессе игрового общения; выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы.

Учить передавать свои чувства средствами изобразительной деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях любовь к своей семье, стремление совершать добрые поступки.

Развивающие задачи:

Развивать двигательную активность, открытость, умение выражать интерес и любовь друг к другу, способность ценить общение с родными и окружающими взрослыми.

Развивать навыки произвольного контроля, умения подчиняться правилам; творческие способности.

Материал: 2 обруча, орехи, каштаны, шишки, киндерсюрпризы; свеча в прозрачном сосуде, кубики по количеству участников; фломастеры, белая бумага; бросовый материал для Д\И «Что для чего годится».

Ход занятия:

Ведущая: Что нам нужно знать, чтобы общаться друг с другом? Открыть секрет?

Лишь пять вещей должны мы знать,

И нам язык не враг: кому сказать? О чём сказать?

Когда? И где? И как?

Воспитатель:

Здравствуйте! Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете. Здравствуйте! Это же - будьте здоровы, Это же - дольше живите на свете. Е. Шевелёва

Здравствуйте дорогие взрослые! А где же ваши сокровища?

Сейчас позову: «Кто очень хороший, послушный, пригожий? Кто мамой любимый и Богом хранимый?» (Ответ взрослых : ребёнок).

Обнимают своих родных и под песню «Вместе весело шагать» пары взрослый с ребёнком: шагают, бегают, ходьба на носках, боковой галоп и построение по кругу парами лицом к лицу.

Дети: Ты и я, ты и я, (Ребёнок и взрослый показывают друг на друга)

Мы с тобой одна семья. (Кладут руки на плечи друг друга )

Вместе читаем, (Делают «очки»)

Вместе играем, (Прыгают на одной ножке )

Вместе во всём мы друзьям помогаем. (Хлопают в ладоши).

Игра-инсценировка «Поможем Белочке»:

Дети: Где ты, Белочка, была?

Что, прыгунья добыла?

Белочка: В рощу бегала с тележкой,

Собирала там орешки.

Дети: Где ж тележка, Белочка?

Где ж орешки, резвая?

Белочка: Ах, тележку я сломала,

А орешки растеряла.

Ведущая: Как поступим? Посочувствуем и пойдём дальше? Ведь если остаться и помочь, то придётся преодолевать трудности. Орешки в траве не видны. Нужно будет их искать на ощупь и стараться не перепутать их с плодами других деревьев. Что решили? (Останемся и поможем).

Для этого приготовлены: 2 обруча, повязки на глаза, орехи, каштаны, шишки, киндерсюрпризы.

Ребёнок и взрослый с завязанными глазами выбирают из рассыпанных в обруче предметов только орехи.

Ребёнок читает стихотворение «Все очень просто » Р. Саф:

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Воспитатель проводит игру «Что для чего годится».

Игра развивает воображение, конструктивное мышление, наблюдательность, активизирует и уточняет знания об окружающем мире, расширяет кругозор, развивает речь.

Например: Камень – для чего? (Как груз; ударный инструмент; способ добыть огонь (высечь искру); строительный материал и т.д.).

Ведущий:

Вы детей растите в холе,

Детям вы дадите волю,

Но подумайте родители

Человека вы растите ли?

В детях мы души не чаем,

Все проступки им прощаем,

Может лишь из-за себя,

Лишь свою любовь любя?

Но под нашею опекой

Детям долго ли расти?

Что вы дали человеку

Для нелёгкого пути?

В каждой клетке, в каждой жилке –

То, что с детства в нас вложили,

С первых лет ДОБРО и ЗЛО

В кровь и в плоть у нас вошло.

Баловням своим родители

Силу духа вы дадите ли?!

Давид Кугультинов

Этическая беседа с элементами эксперимента:

Триединство человека выражается через семью. Целостным человек может быть только в семье. То есть: Отец- глава семейства – самая ответственная ипостась человека (дух); жена, мать (душа), непосредственная часть главы семейства-мужчины и третья ипостась, объединяющая отца и мать – ребёнок.

Взрослые и дети берут себе по кубику и садятся на ковре по кругу. Прозрачный сосуд с горящей свечой ставится в центре.

Ведущий: Бог - есть Любовь. А Свет Любви освещает жизненный путь человека, стремящегося к Богу. Поставьте свои кубики там, где вы сами хотели бы находиться по отношению ко Спасителю несущего людям Свет Любви. Обратите внимание на то, что чем ближе мы к ближним своим, тем ближе мы ко Господу. Если мы искренне стремимся к Богу, тем ближе, значимей, дороже для нас наши ближние.

Дети читают стихотворение Н. Григорьева «Стенгазета в нашем доме» :

В нашем доме стенгазета,

Как домашний почтальон,

Мы пришли, а папа где-то,

Нам письмо оставил он:

«Я у дедушки сейчас,

Дома буду через час».

Я пишу: «Пошёл гулять,

Дома буду ровно в пять».

Чтоб родных людей и близких

Поберечь, не волновать,

Лучше всё-таки записки

В стенгазете оставлять.

Каждый в своей паре рисует сообщение в семейной стенгазете .

Дети играют в игру «Продолжи цепочку».

Принимаем семейные правила:

В нашей семье каждый имеет право: ошибаться; дарить своё внимание; прощать; побыть наедине; не обижаться и т.п.

Ребенок:

«Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте» (О. Высотская).

Ведущая : «Вот и справились с задачей!

Разве может быть иначе?

Если дружен коллектив, подходящий дан мотив,

То с весёлой звонкой песней

Ждёт удача тех, кто вместе»

Под песню «Вместе весело шагать» выходят из зала.

Бирюкова Ж.В., воспитатель

МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 23

г. Белгород

Кл.час «Не нужен и клад, коли в семье лад»

Никитина С.В., учитель нач. классов

МКОУ СОШ№3, г. Шумиха Курганская обл.

Цель: Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению

Слайд 1 (летний пейзаж)

    Создание психологического комфорта Слаид 2 (солнышко)

Разминка «Доброе утро».

Доброе утро!

Улыбнись скорее! Разотрем ладошки

И сегодня весь день Сильнее, сильнее!

Будет веселее. А теперь похлопаем

Мы погладим лобик. Смелее, смелее!

Носик Ушки мы теперь потрем

И щечки. И здоровье сбережем.

Будем мы красивыми, Улыбнемся снова,

Как в саду цветочки! Будьте все здоровы!

    Обсуждение темы занятия

    Тема нашего занятия зашифровано на слайде. Попробуйте догадаться, какое слово здесь зашифровано. Слайд 3 (pe бус )

7 я (семья)

    Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? Слайд4 (слово -семья)

    Слово «Семья» очень созвучно со словом «семя». Маленькое семечко, которое с большой с любовью посажено в землю, даёт крепкий росток. Затем на нём появляются сначала нежные и красивые цветы, а дальше и добрые плоды.

    Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью растить: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет и появляются дети. Как первые цветочки- сынки и дочки. У родителей начинается главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. И для этого папы и мамы не жалеют ни сил, ни времени.

Слайд 5 (рисунок семьи)

    Я вам предлагаю вам подумать и сказать одним словом «Какая ваша семья?

    Большая семья: - маленькая

    дружная семья; - трудолюбивая

    заботливая семья; - хорошая

    хорошая семья; - строгая

    добрая семья; - здоровая

    весёлая семья; - крепкая

    спортивная семья... -счастливая

    Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать.../

ИГРА В сундучок будем собирать добрые дела, которые вы выполняете дома.

Называют добрые дела, которые они выполняют и кладут сердечко в сундучок: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Работа над пословицей.

Народ сложил много пословиц и поговорок о семье. Вот одна из них. Слайд 6(послов.)

Не нужен и клад, когда в семье лад.

    Что такое лад? (согласие)

    Как вы понимаете смысл пословицы?

ВЫВОД: Если в семье есть лад, любовь, то и деньги не самое главное, в конце концов их можно всегда заработать. А вот если нет любви, нет согласия, то никакой клад, ни какие деньги уже не помогут. Когда дом наполнен улыбками, пониманием, в нём уютно и тепло всем.

4 . Ромашка-символ семьи. Слайд 7 (фото ромашки)

    Символом семьи считается ромашка.

    Что такое символ?

    Почему выбрали ромашку?

    Ромашка - самый известный и самый распространенный цветок в России. День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору – 8июля. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.

    А что же является главным в дружной семье, что может сделать их крепче, счастливее? Давайте вместе составим ромашку семейного счастья

Дети читают сти хи и составляют ромашку счастья

    Главное в семье - любовь.

Она ведь все прощает.

Не будет горя и забот у тех,

Кто о любви этой знает. лепесток –любовь

    Что важное в семье - забота.

Забота обо всех вокруг.

И принимаем мы заботу

Из маминых из добрых рук лепесток-забота

    Нелегко порой бывает в этой жизни.

Проблемы всех достают

Но важное в семье - терпенье

Благодаря ему и беды все уйдут лепесток – терпенье

    И крепче будет та семья,

Где есть немного уваженья

И горе будет мимо проходить

И вместе будем жить без сожаленья лепесток - уважение

4 Чистота везде и во всем

Не только в доме, но и в чувствах

И эту чистоту мы сбережем

Чтоб не закончились счастливые минуты лепесток - чистота

    В семье, как на войне,

Здесь долг важней всего

Не забывай о тех, кто рядом:

Ответственность главней всего лепесток- ответственность

5Чтение и обсуждение Слайд 8(иллюстр. к рассказу)

Печенье" В. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.

Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

    Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

    Ровно... Бабушка , налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

    Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

Какое настроение было у всех вначале? (Веселое.)

Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?

О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети эгоисты.)

А кто из ребят все-таки чуть-чуть понял, что поступил неправильно? (Миша)

Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения.)

А в вашей жизни были такие ситуации, когда вы не думали о своих родителях?

Вам было стыдно за свои поступки?

Умеете ли вы вовремя исправиться? Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?

б.Творческая работа Слайд 9(фото поделки)

Я предлагаю вам изготовить вот такую ромашку.

Слайд 10

Приклеивание полосок на круг

Слайд 11

Лепестки ромашки.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовыо,

И провожают в путь с добром!

Слайд 12

Закончить наше занятие я предлагаю песней «Взрослые и дети»

Адресат - обучающиеся 7 класса.

Актуальность . В настоящее время наше общество переживает кризис семейных отношений. Институт семьи пошатнулся, велико число разводов, много неполных семей, авторитет семьи рушится. Известно, что из всего многообразия окружающего мира, который влияет на подростка, особое значение имеет круг самого близкого общения, родители и близкие люди, то есть семья. Именно семья является источником и звеном передачи подростку социально-исторического опыта и опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Итак, можно с полным правом считать, что семья является важнейшим институтом воспитания, социализации подростка.

Подростковый возраст – это период в жизни человека, особенно чреватый конфликтами, время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. У подростка много проблем. Он задает себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?» Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе. Семья оказывает огромное воздействие на формирование личности ребенка.

Таким образом, проблема повышения статуса семьи, её авторитета остается актуальной и сегодня.

Данный классный час решает следующие воспитательные задачи:

Содействие объединению представителей трех поколений семьи (детей, родителей, бабушек и дедушек)

Формирование чувства гордости за свою семью;

Формирование чувства ответственности перед семьей, чувства долга;

Развитие коммуникативных умений и навыков воспитанников;

Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

На классный час приглашаются родители, бабушки и дедушки учеников. Все присутствующие делятся на группы по 6-7 человек.
Содержание занятия.


  1. Вступительное слово классного руководителя .(5 минут)
На что и клад, коли в семье лад. Это известная пословица. А что значит слово «ЛАД»? Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием «ЛАД В СЕМЬЕ»? (Выслушиваются варианты ответов)

Сегодня мы будем говорить о том, про какую семью можно сказать, что в ней «царит ЛАД»

Каждый человек стремится создать семью. И каждому хочется, чтобы его семья была счастливой. А что значит «счастливая семья»? Как построить отношения в такой семье? Сегодня мы вместе постараемся ответить на эти и другие вопросы.


  1. Работа в группах (5 минут)
Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры. Задание: записать признаки «ладной» семьи. На доске признаки такой семьи (уважение, взаимная любовь, заботливость, верность, дружба, согласие, искренность, предупредительность, терпимость, умение прощать, совместное решение проблем, материальный достаток, наличие детей, доброта). Можно добавить свои признаки.

По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает получившиеся характеристики счастливой семьи.


  1. Игра «Работаем дружно» (10 минут)
Члены каждой счастливой семьи много работают. Как должны распределяться обязанности в семье? Каждая группа распределяет виды домашней работы между членами семьи. Выдаются карточки для каждой группы одинаковые. Каждая группа защищает отстаивает свою точку зрения.

Материал для карточек



Мытье обуви

Мытье посуды

Мытье пола

Пылесосить

Стирка

Вытирать пыль

Уход за комнатными растениями

Носить воду

Покупка продуктов

Выносить мусор

Носить дрова

Кормить кошку

Чинить носки

Гладить белье

Готовить завтрак

Готовить обед

Готовить ужин

Прибить полку

Поставить новогоднюю елку

Наряжать елку

Заниматься с малышами

  1. Игра «Клубочек комплиментов» (10 минут )
В известной песне Булата Окуджавы есть прекрасные строки:

«Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты»

А говорить комплименты надо учиться. Сейчас мы этим и займемся. Каждая команда получает цветную нить. Первый участник начинает наматывать клубочек и говорит комплимент своему соседу, передает ему клубок, следующий повторяет действие и говорит комплимент своему соседу. Например: «Алеша мне нравится, потому что он всегда говорит правду» или « Настя мне нравится, потому что у неё ласковая улыбка». Так по кругу наматывается клубок. Последний участник возвращает клубок тому, кто произнес ему комплимент и повторяет его слова. Например: «Катя мне сказала, что я ей нравлюсь, потому что всегда мирю подружек и не даю им ссориться». Каждый клубок возвращается к первому игроку.

Участники делятся впечатлениями от игры. Обсуждают, можно ли так играть дома, в семье.


  1. Игра «Строим дом» (!0 минут)
Бывают в жизни семьи счастливые моменты, когда вся семья собирается вместе и есть свободное время. Как его провести? Есть много игр. Это прятки и жмурки, догонялки и щекоталки. Такие игры раскрепощают и взрослых и малышей, делают их ближе и роднее. Подобные развлечения – это очень большая эмоциональная подпитка и для больших и для маленьких участников игры. Хорошее настроение и заряд бодрости обеспечен всем. Дети в восторге, что родители проводят с ними время, а взрослые не прчь окунуться в детство.

Возьмите большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где "будет заложен город". Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте всей семьей к "строительству" своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Такая "рисовальная" игра хороша еще и тем, что играть в нее можно не один день. Надоело рисовать - свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес детей разгорится с новой силой. А рисовать

можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует ваших деток. А можно вместе прочитать что-нибудь интересное, а потом это нарисовать и сделать из этого игру-бродилку!

А сейчас есть предложение каждой группе построить свой дом для семьи. (Каждая группа на листах ватмана «строит» дом.


VI . Рефлексия.

Предлагается каждому участнику нарисовать свое настроение, выразить отношение к теме, ходу занятия с помощью смайлика, нарисовав его на доске.

Заключительное слово учителя.

Закончить классный час хочется словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Литература:


  1. Сгибнёва Е.П., Солдатова Т. Б. Классные часы в 10 – 11 классах. (Серия “Сердце отдаю детям”). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 384 с.

  2. http://www.deti-pogodki.ru/pogodki/detail.php?ID=1283

НА ЧТО И КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

1. УЧИТЕЛЬ: Ребята мы с вами читали стихи и рассказы разных авторов о детях и родителях, о дружбе и взаимопонимании в семье. Сегодня мы поговорим о прочитанном, вы услышите рассказ о традициях русских семей, познакомитесь с новыми книгами, поделитесь впечатлениями о тех книгах, которые прочитали самостоятельно.

Объясните смысл пословиц:

На что и клад, коли в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа не месте.

Материнская ласка конца не знает.

Запомните, какие пословицы сложил русский народ о семье:

Братская любовь крепче каменных стен.

Изба детьми весела.

У милого дитяти много имен.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец – матери.

2. БИБЛИОТЕКАРЬ: Давно подмечено – дома и стены помогают. Родительский кров - дом, где вы родились, и живет ваша семья – самое главное место в вашей жизни, место, куда вы всегда будете стремиться, где бы вы ни жили, как бы далеко ни уехали.

С родительским домом связано много сказок и легенд. Помните, как в сказках называют жилище?

Изба, избушка, избенка. А позднее появились терема, палаты, хоромы, шатры. Рядом с ними всегда стоит баня, сарай, амбар, овин, хлев, конюшня, птичий двор. В избе главное – печь, потом лавки резные, полати.

Отчий дом начинается с порога. К нему у многих народов особое отношение. Считалось, что у порога водятся духи предков. Потому и боялись в народе потревожить их покой – ступить ногой или сесть на порог.


В сибирские избы, из-за низкой притолоки, приходилось входить с поклоном. Считалось, что этот поклон – не только хозяевам дома, но и домовому, хранителю домашнего очага. Давным-давно жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли. скотину держали. И вот стали они примечать, что в одном хозяйстве и кони хороши, и коровы больше молока дают, и дети не болеют, и. за что хозяева ни возьмутся, все у них получается, будто помогает кто. А у соседа – беда за бедой: то лошадь захромает, то хорек повадится в курятнике кур таскать, то соберется хозяин в лес по дрова – топор никак не найти. Ох, неспроста это! Видать, живет кто-то в доме невидимый, видать, домовой поселился. Только так его никто не называет: еще обидится, зовут его уважительно: "дедушкой", "хозяином". Он ведь в доме и раньше жил, еще при дедах и прадедах – он самый старший. Шустрый дедка, а все же кое-кто успел-таки его подсмотреть роста он малого, о пенек, на человека похож, только шерстью оброс. Борода длинная седая. И будто уши у него длинные, мохнатые. Любит он тепло и уют, поэтому живет в уголке за печкой, дремлет там до вечера. А как все в доме уснут, старый хозяин выйдет, весь дом обойдет, где непорядок заметит – поправит. И курятнике кур пересчитает, зерна им подсыплет. Нрав у дедки веселый, ему бы все проказничать и шутить. Может он ночью лапой мохнатой погладить, а то ущипнет или сонного с лавки столкнет. А то навалится на сонного всем телом, не пошевельнуться, но если не испугаться и спросить: "К добру или к худу?" – тут. говорят, и голос его можно услышать, глухой, тихий, будто листья шелестят.

Новый дом без домового – пустой, необжитый. Да еще вдруг чужак домовой поселится, кому не жаль хозяев и добра их. Вот и станет он куролесить, все дела портить, хозяев из дому выживать. Новоселье – это новая жизнь, и надо, чтоб она была хорошая. Вот и впускали хозяева в новую избу сначала петуха и кошку, чтоб они всю нечисть за собой увели, а за ними и хозяева входят. И старого своего домового зазывают в новый дом, приговаривая: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье". Потому что верят, что он принесет в новый дом частицу старого уюта, память о предках, как бы передавая все хозяйство под их защиту. Ведь предки – это семья. Переезжая в новый дом, надо было горячие угольки из старого очага перевести в новый очаги и там развести из них огонь. Тогда и домовой перейдет в новый дом, и жизнь семьи будет благополучной.

Отчий дом – это не только тепло родного очага, рядом с которым и жизнь, и дело спорится, но и целый мир семьи со своим особым душевным настроем, своеобразными традициями, которые складывались долгие годы, которые впитывались с молоком матери.

Что такое семья? Слово это понятно всем, как хлеб и вода. Оно впитывается с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, это бабушки и дедушки. Это – любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил Старца, главу семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?" Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правители. Тот быстро прочитал и удивился: на листа было начертано сто раз одно и то же слово: "понимание".


До сих пор в деревенских домами на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре этого “иконостаса” на видном месте – увеличенные портреты глав семейства: отца и матери.

“Родители” и “Родина” – слова одного корня. Это святые слова помогают полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.

С давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений . В XVI веке в России появилась книга, где давались поучения и наставления как себя вести и мужу, и семье, и детям. Книга “Домострой”.

Вот что написано в главе, которая называлась “Как детям отца и мать любить и беречь и повиноваться им и утешать их во всем”.

В старину труд членов семьи распределялся очень тщательно, в зависимости от пола, возраста, склонностей. Главное, все делали то, что им было по силам. Главный в семье – хозяин – старик – отец взрослых женатых сыновей. Подчинялись ему беспрекословно. Никто с ним не спорил, а старплся сразу выполнить то, что он говорил. Все его внимательно слушали, не перебивали. А если он входил – все почтительно замолкали. Встав рано, в три часа, боялись, что не успеют все сделать.

4. Сообщения учащихся о прочитанных самостоятельно книгах.

5. БИБЛИОТЕКАРЬ: Рассмотрим выставку. Здесь стоят книжки, лучшие произведения русской литературы , в которых мы прочтем, как складывались и жили семьи. Все вы знаете сказку "Аленький цветочек". Написал ее Сергей Тимофеевич Аксаков. Он же написал книгу "Детские годы Багрова-внука", где описал свое детство, историю своей семьи. Сергей Тимофеевич был хороший семьянин, любил детей и внуков. В письмах к своим сыновьям он называл их “мой сын и друг” и сам подписывался “твой друг и отец”.

А вот книги Льва Николаевича Толстого. Он был главой большой семьи – у него было 15 детей. Его жена, Софья Андреевна, была хозяйкой большого дома, настоящей хранительницей семейного очага. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, мастерит им куколки и ругает, если промочены ноги. Но ребятам не было.известно, что ночам она просиживает над рукописями отца, что она много раз переписывает рукописи его романов. Дети были уверены, что мама не может хворать или быть не в духе. Ведь она живет для них: для Тани и Сережи, Илюши и Леши, для всех их братьев и сестер. Сын Сергей вспоминал, что Лев Николаевич никогда не ласкал детей. не целовал их, не говорил ласковых слов. но они всегда чувствовали его любовь. У них было особое к нему отношение. Отец не приказывал, но его совет беспрекословно выполнялись. Глаза у него били пронзительные, трудно было выдержать их взгляд и трудно было им солгать. Он никогда их не наказывал – он только пристально смотрел, и это было сильнее наказания. Наказать он мог тем, что не обращался к провинившемуся, не брал с собой на прогулку. А в прогулке была главная радость детей – Лев Николаевич ходил с ними по хозяйству, на охоту, в лес, чтобы что-то рассказать, чему-то научить, любил делать с детьми гимнастику.

И рассказы Толстого для детей часто посвящены семейным отношениям. рассказывают о жизни разных семей. Это известные вам “Рассказы из Азбуки”.

УЧАЩИЕСЯ по иллюстрациям вспоминают содержание знакомых рассказов. Это и другие рассказы о детях, например, “Косточка"” (чтение и обмен впечатлениями).

6. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Приложение

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налет?

К нам заходил бегемот?

Может быть, дом не наш?

Может, не наш эта квартира?

Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

– Значит, это не обвал?

– Значит, слон у нас не танцевал?

– Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась!

Н. Саконская. Разговор о маме

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал.

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог f

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, Сынок!"

Э. Успенский. Все в порядке

Я маму мою обидел,

Теперь никогда – никогда

Из дому вместе на выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

И я ей не помашу.

Она ничего не расскажет,

И я ей не расскажу...

Возьму я мешок за плечи

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,

Я буду искать руду

И через бурную реку

Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник.

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

И вот будет вечер зимний.

И вот пройдет много лет,

И вот в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья

Тот самолет прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

З. Мошковская

Брошен небрежно

На снинку кровати

Старый, потрепанный

Мамин халатик.

Я подаю его

Бережно маме,

А почему –

Догадаетесь сами:

Если наденет

Халатик цветной,

Значит, весь вечер

Пробудет со мной.

Г. Лемыкина. Мама

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех занятиях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне дюбо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

чудесного творят:

Ласкают, вяжут, метят,

все что-то мастерят.

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Нежнее нет на свете

И нет добрее рук.

Л. Квитко. Бабушкины руки

У меня есть дедушка.

Как зима седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Много знает дедушка

Былей-небылиц

Про луну и солнышко,

Про зверей и птиц.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

А не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет.

Р. Гамзатов. Мой дедушка

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук,

И за то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За те, что растешь,

За то, что на папу и маму позой.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Платьев у мамы В этом уходит

Ну прямо не счесть. Она на завод.

Синее есть В этом в театр

И зеленое есть, И в гости идет.

Есть голубое В этом

с большими цветами Занята чертежами...

Каждое служит Каадое служит

По-своему маме. Пв-своему маме.

Так говорят в народе. Это богатство дорогого стоит, хотя в глаза и не бросается. В большой семье Осиповых его чувствуешь сразу, как только переступаешь порог дома

Галина ШИПИЦЫНА

Глава семьи, Валерий Васильевич, ещё и глава многопрофильного крестьянского хозяйства «Белозерцево», занимающегося заготовками сена и леса. Супруга Анастасия Васильевна – хозяйка большого личного подворья. Все их дипломы и награды, полученные за несколько лет, могут занять, пожалуй, полстены – почти ежегодно на районных конкурсах и на Дне района отмечают семью Осиповых в самых разных номинациях.

Взрослые дети давно живут своими семьями. Марина – специалист по юридическим вопросам в администрации Обуховского сельского поселения, старший сын Антон несколько лет был заместителем главы Галкинского поселения, а сейчас его знают как единственного предпринимателя в районе, занимающегося закупом молока у населения.

У каждого, казалось бы, своё дело, но они всегда вместе, все помогают друг другу, подсказывают, поддерживают. Это и называется трудовой династией. Когда встречаются, за большим столом собирается целых четыре поколения. Елене Тимофеевне Кочневой, самой старшей в роду, 90, а самому младшему Ванечке, то есть Ивану Антоновичу, только два. И между ними – почти вековая история семьи.

Елена Тимофеевна сейчас почти не слышит. Но боевой задор и характер остались прежними. Сама топит печь, вяжет всей семье носки, читает книги. Песню нам спела, за которую в молодости пятьдесят рублей выиграла. А про жизнь свою сказала так: если всё рассказывать, целую книгу написать можно. Много хлебнула она за большую жизнь – и раскулачивание, и войну, и тяжёлый труд.

– Восемь лет мне было, – вспоминает, – приехали раскулачивать, начали всё с полатей сбрасывать. Я на постель упала, она подо мной и осталась, остальное всё вывезли. Отца забрали, посадили на десять лет, а нам в течение 21 часа велели выселяться. Уехали в Казанку, там жили. С девяти лет корову доила. Потом отец из тюрьмы вернулся, да ноги отнялись, поставили караулить казённые амбары. Только через несколько лет ноги у него отошли, снова стал плотничать, а плотник он хороший был.

Похожие публикации