Педагогическая культура родителей. Формирование педагогической культуры родителей кокоева алинат таймуразовна Психолого-педагогические аспекты формирования ребенка в семье

В соответствии с определением, сформулированном в энциклопе-дии, под показателем мы понимаем «данные, по которым можно судить о развитии свойств и качеств чего - либо».

Под критерием мы понимаем «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо»

Под уровнем мы понимаем «желаемый уровень достижений лично-сти, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех за-дач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека» Также понятие «уровень» понимается нами как степень величины, развития, значимости чего-нибудь.

Экспертиза определения качества и эффективности работы школьного заведения с родителями выявляет:

  • 1 .Удовлетворены ли родители:
    • - качеством начального школьного образования;
    • - взаимоотношениями ребёнка с воспитателями;
    • - статусом ребёнка среди сверстников;
  • 2. Какое участие принимают родители в жизни школьного заведения
  • - являются членами родительского комитета;
  • - оказывают посильную помощь в проведении различных мероприятий;
  • - посещают занятия, праздники, родительские собрания;
  • - знакомят других родителей с опытом семейного воспитания;
  • - обращаются с инициативой по улучшению условий жизни детей в школы в различные государственные учреждения разных уровней.

Таким образом, требования к педагогической культуре родителей в программе не определены. Опираясь на вышеуказанные требования, а также на понятие «педагогическая культура», мы определяем следующие критерии:

  • 1)когнитивный критерий и его показатель: знания основных воз-растных и психологических особенностей мдадших школьников начальных классов.
  • 2)эмоциональный критерий и его показатель: проявление интереса

к взаимоотношениям ребёнка с педагогами; статусу ребёнка среди сверст-ников.

3)деятельностный критерий и его показатель: участие в мероприятиях школьного заведения в аспекте работы с родителями.

Табл. 1.1. Критерии и уровневые показатели педагогической культуры родителей

Критерии Высокий уровень Достаточный уровень Средний уровень Низкий уровень

Когнитивный Широкая эрудиция в области вопросов воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Систематическое пополнение своих знаний посредством различных форм: самообразования, посещения лекций, тренингов и т.п.

Достаточный объем знаний основных возрастных и психологических особенностей младших школьников.

Осознанное стремление пополнять свои знания о содержании школьного образования посредством чтения педагогической литературы, посещения консультаций специалистов школьного заведения.

Отдельные представления о возрастных, психологических особенностях детей младшего школьного возраста.

Значительная часть представлений основана на высказываниях других родителей, а не на педагогических источниках.

Эпизодический интерес к содержанию наглядно-информационных материалов для родителей.

Несистематическое посещение мероприятий для родителей в школьном заведении. Отрывочные, часто педагогически неправильные взгляды на воспитание и обучение детей.

Проявление равнодушия практически ко всем материалам педагогической пропаганды.

Негативные высказывания по содержанию мероприятий педагогического просвещения родителей.

Эмоциональный Глубокий интерес к развитию своего ребенка, его взаимоотношениями со взрослым и сверстниками.

Требовательное, уважительное, любящее отношение к собственному ребенку.

Стойкое проявление интереса к взаимоотношениям ребенка со взрослыми и сверстниками, выражающееся в вопросах, адресованными педагогу, собственному ребенку.

Проявление желания конструктивно разобраться в возникших проблемах статуса ребенка в группе сверстников.

Требовательное, уважительное, любящее отношение к собственному ребенку. Несистематическое проявление интереса к взаимоотношениям ребенка со взрослыми, сверстниками.

Проявление интереса в случае поступления жалобы от собственного ребенка на окружающих.

Стремление защитить интересы своего ребенка без выяснения истинных при-чин конфликта.

Любящее, но Часто попустительское отношение к поступкам ребенка. Эпизодическое проявление интереса к мнению педагогов о поведении и развитии ребенка.

Негативное отношение в адрес критики ребенка.

Стремление защитить собственного ребенка перед сверстником без анализа причины конфликта.

Манипулятивное отношение к проступкам собственного ребенка, во многом зависящее от настроения родителя.

Деятельностный Инициативная позиция во взаимодействии школьного Заведения и семьи.

Систематическое и активное участие в мероприятиях школьного заведения в аспекте работы с родителями.

Участие в работе родительского комитета или родительского актива.

Обращение с инициативой по улучшению условий жизни детей в школе в различные государственные учреждения разных уровней

Несистематическое проявление участие в мероприятиях школьного учебного заведения.

Нерегулярное участие в родительских собраниях. Эпизодическое оказание посильной помощи школьному учебному заведению.

Эпизодическое участие в мероприятиях школьного учебного заведения.

Отклонение от оказания посильной помощи школьному учебному заведению.

На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь школы, работают над повышением уровня педагогических знаний, согласуют свои требования к ребенку с требованием школы (46,5% исследуемых семей).

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают цели и задачи воспитания, стремятся получать педагогические знания, положительно реагируют на руководство школой воспитанием детей в семье. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями школы, не систематически контролируют учебу (48% исследуемых родителей).

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Родители не поддерживают должных контактов со школой, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. В отдельных случаях родители аморально себя ведут, что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка (4,5% исследуемых родителей). Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.

Соответственно уровням выделяются три группы родителей:

Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.

Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.

Родители третей группы не справляются с возложенной на них обя-занностью воспитания детей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании. При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных педагогов, учителей по выявлению истинных причин неблагополучия в семье, исходя из которых строить педагогическое просвещение родителей этого уровня.

С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы нами была организована экспериментальная часть исследования, которая включала в себя этап констатирующего эксперимента и этап разработки проекта.

В эксперименте приняло участие 10 биэтнокультруных семей, 20 родителей, которые являлись представителями разных национальностей в основном: русские, татары, коми-пермяки, евреи.

С целью выявления наличествующего уровня сформированности социально-педагогической культуры родителей нами был подобран ряд диагностических методик.

Весь диагностический инструментарий был разбит по компонентам социально-педагогической культуры (содержательно-информационный, процессуально-технологический, и мотивационно-потребностный) , в каждом из которых нам предстояло выявить социокультурную и психолого-педагогическую составляющую. За основу мы приняли методики, представленные в работах Коломийченко Л.В.

Основным методом выявления содержательно-информационного компонента социально-педагогической культуры родителей стали анкеты. (Приложение 1). На вопросы анкеты были получены следующие ответы:

На первый вопрос "Ваше отношение к людям другой национальности" почти все родители ответили - положительное, хорошее, уважительное; четыре человека отметили безразличное отношение; один человек - уважительно только к русским; один человек - зависит от национальности.

На 2 вопрос Вы предпочли бы, чтобы в вашем городе жили люди вашей национальности? девять человек - да; один человек - нет; десять человек - мне все равно. На третий вопрос анкеты о языке общения дома только в трех из десяти семей общаются на двух языках. В остальных - только на русском. На 4 вопрос: Как вы считаете, следует ли приобщать ребенка к национальной культуре его родителей, у которых разные национальности двенадцать человек - да, безусловно; восемь человек - мне кажется, это не имеет ни какого значения.

На 5 вопрос: В какой форме вы знакомите ребенка с его национальностью? восемь человек - рассказываю сказки, пою песни, отмечаем национальные праздники; десять человек - не говорят на эту тему; два человека (представители одной семьи)- ездят к родственникам той же национальности.

На 6 вопрос " Какие трудности возникли у вас при ознакомлении ребенка с национальностью". Только в двух семьях ответили, что им не достаточно информации; остальные не задумывались на эту тему.

На 7 вопрос: В вашей семье существуют определенные традиции? Все ответили - да, но при этом затруднились их обозначить или обозначали традиции никаким образом не связанные с национальными культурами.

С целью выявления знаний и представлений родителей об особенностях своей национальной культуры нами была проведена беседа с наглядным иллюстрационным материалом. (Приложение 2)

Ответы на вопросы показали, что большинство родителей смогли правильно соотнести национальный костюм, блюда и праздники с национальностями. Но при этом только 3 родителей смогли дать подробную характеристику составным элементам костюма, особенностям праздника, дополнительно назвать блюда разных национальностей и обозначить национальные традиции и обычаи.

С целью выявления процессуально-технологического компонента социально-педагогической культуры родителей мы использовали графический тест "Рисунок семьи" (Приложение 4).

Этот тест помогает выявить особенности внутрисемейных отношений.

Результаты получились следующие: Женские рисунки почти все нарисованы цветными карандашами. Мужчины предпочитали шариковую ручку или карандаш какого - то одного цвета. На многих рисунках родителей все члены семьи держаться за руки - это показатель крепкой, сплоченной семьи.

Некоторые родители нарисовали какое - то событие, связанное с их семьей. Например, мама усыпляет дочь (см. рисунок № 3);.папа встречает маму с ребенком из роддома (см. рисунок №10); прогулки на природе (см. рисунок №8а); встреча нового года (см. рисунок №9а).

Есть один рисунок (см. рисунок №5), где нет ни одного человека. На нем изображено: накрытый стол, самовар, четыре чашки. Нарисованы часы, время 18.00. Автор этого рисунка пояснил, что в шесть часов вечера, когда все приходят домой они садятся за стол, это для них своего рода семейная традиция.

На многих рисунках изображено солнце. Это свидетельствует о теплом, радостном, светлом климате в семье. Кроме того, почти на всех рисунках папа с мамой изображены по краям, а дети в середине - это показывает родительскую заботу о своих детях, а также почти все рисунки отличались пропорциональностью.

Также родителям было предложено ряд проблемных ситуаций на выявление умений грамотного взаимодействия со своими детьми и организовано наблюдение за ходом их решения. "Вы гуляете со своим ребенком на улице. Вдруг к нему подходит ребенок другой национальности. Дети начинают оживленно играть, ваш ребенок делится игрушками, помогает другому малышу. Ваше дальнейшее действие". Тринадцать человек продемонстрировали достаточно спокойное отношение к событию и позволили детям продолжить игру. Три человека напротив поспешили отвлечь ребенка и увести его в другую сторону, объясняя это возможными неадекватными проявлениями в поведении со стороны других детей. Двое родителей пояснили, что позволят играть ребенку, если это буду дети только отдельных национальностей. Двое решили познакомиться с родителями, чтобы дети могли общаться в дальнейшем.

Для диагностики мотивационно-потребностного компонента социально-педагогической культуры нами также были составлена анкета (приложение 3). Ответы родителей показывают, что 15 из них осознают значимость и необходимость приобщения к национальным культурам, но при этом только 5 обозначают необходимость и возможность осуществления этого процесса в период дошкольного возраста. Большинство ответов родителей на 4 вопрос анкеты: Как Вы проводите свободное время с ребенком? Не отличаются разнообразием: поход в зоопарк, кинотеатр, поездка за город на дачу, просмотр фильмов дома.

После проведения первоначальной диагностики возникла необходимость определения уровня сформированности социально-педагогической культуры родителей. Для этого нами были определены критерии и показатели по каждому компоненту социально-педагогической культуры родителей. Для удобства обработки данных показатели были представлены нами по социокультурной и психолого-педагогической составляющим родительской культуры

Показатели содержательно информационного компонента родительской культуры:

· знания национального языка, культуры, традиций, обрядов, кухни, праздников и т.д.,

· знания о нормах поведения принятых в той или иной национальной культуре,

· знания о культурно-специфических различиях и сходствах разных национальностей

· знания о значении дошкольного детства в жизни человека,

· знания о возрастных особенностях детей,

· знания о значении необходимости приобщения к национальной культуре,

· знания о целях, задачах, содержании, методах, средствах, условиях семейного воспитания в рамках формирования межнациональной толерантности

Критерии оценки: полнота, аргументированность

Показатели процессуально-деятельностного компонента родительской культуры:

· отсутствие национальных стереотипов в поведении,

· стремление к проявлению культурной полицентричности, гибкости, некатегоричности суждений по отношению как к представителям других национальностей, так и ко всей национальной культуре в целом

· организация взаимодействия в семье в соответствии с требования культуры межнационального общения,

· эмоциональные связи членов семьи,

· навыки диалогического общения у родителей,

· самочувствие ребенка в семье

Критерии оценки: активность, инициативность, самостоятельность в проявлениях.

Показатели мотивационно-потребностного компонента родительской культуры:

· осознание ценности своей культуры, гуманистическая установка по отношения к культурам других национальностей

· потребность в постоянном приобщении к своей национальной культуре и культуре других народов, в проявлении эмпатии, толерантности

· потребность в грамотной организации воспитании ребенка в соответствии с диалога - культур,

· потребность в построении толерантных отношений с другими культурами,

· потребность в постоянном и систематическом повышении компетентности в вопросах ознакомления с национальными культурами,

· ориентация в воспитании на ценностно-значимые мотивы,

· интерес к взаимодействию с ДОУ,

Критерии оценки: устойчивость и многоплановость интересов и мотивов, ценностей и установок

Определение показателей и критериев оценки позволило нам дать характеристику уровней сформированности социально-педагогической культуры родителей.

Высокий уровень характеризует наличие у родителей дифференцированных и обобщенных представлений об особенностях как своей национальной культуры, так и культуры других народов, имеют представления о специфических особенностях развития ребенка в период дошкольного возраста, способны к аргументации имеющихся знаний, способны грамотно выстроить систему приобщения ребенка к свой национальной культуре и культуре других народов, осуществлять адекватный подбор методов и приемов работы, в зависимости от цели и содержания, в поведении активно проявляют культурную полицентричность, гибкость, некатегоричность суждений по отношению как к представителям других национальностей, так и ко всей национальной культуре в целом, проявляют устойчивую потребность в повышении собственного уровня культуры, интерес к построению эффективной системы взаимодействия с ДОУ, адекватно выстраивают траекторию взаимодействия с ребенком в соответствии с принципом диалога-культур. Ребенок в семье эмоционально благополучен, уверен в любви своих родителей.

Средний уровень характеризуется, тем, что у родителей имеются дифференцированных и обобщенных представлений об особенностях как своей национальной культуры, так и культуры других народов, имеют представления о специфических особенностях развития ребенка в период дошкольного возраста, но они затрудняются в аргументации имеющихся знаний, способны выстроить систему приобщения ребенка к свой национальной культуре и культуре других народов, осуществлять адекватный подбор методов и приемов работы, в зависимости от цели и содержания, при наличии помощи со стороны педагогов, в поведении при необходимости проявляют культурную полицентричность, гибкость, некатегоричность суждений по отношению как к представителям других национальностей, так и ко всей национальной культуре в целом, проявляют ситуативную потребность в повышении собственного уровня культуры, интерес к построению эффективной системы взаимодействия с ДОУ неустойчив, владеют умениями выстраивания траектории взаимодействия с ребенком в соответствии с принципом диалога-культур, однако, применение их носит эпизодический характер. Эмоциональное благополучие в семье имеет неустойчивый характер.

Низкий уровень характеризуется, тем, что у родителей имеются отрывочные представлений об особенностях как своей национальной культуры, так и культуры других народов, о специфических особенностях развития ребенка в период дошкольного возраста, но аргументировано их использовать не могут, не способны выстроить систему приобщения ребенка к свой национальной культуре и культуре других народов, осуществлять адекватный подбор методов и приемов работы, в зависимости от цели и содержания, в поведении отсутствуют проявления культурную полицентричности, гибкости, некатегоричности суждений по отношению как к представителям других национальностей, так и ко всей национальной культуре в целом, не проявляют потребности в повышении собственного уровня культуры, и не осознают значимости этого, интерес к построению эффективной системы взаимодействия с ДОУ неустойчив, не владеют умениями выстраивания траектории взаимодействия с ребенком в соответствии с принципом диалога-культур и не видят в этом необходимости. Ребенок чувствует себя в семье эмоционально- неблагополучно.

Определение уровней сформированности социально-педагогической культуры родителей позволил, на основе данных диагностики, выявить уровень культуры родителей.

Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 1.

Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема педагогического просвещения родителей всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества. Ею занимались выдающиеся педагоги прошлого: А.Дистервег, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Л.Ф.Кантерев и др.

В последние годы проблеме психолого-педагогического просвещения родителей, формированию у них различных сторон педагогической культуры большое внимание уделялось в работах современных отечественных ученых: Е.П. Арнаутовой, О.Л. Зверевой, В.Н. Вершинина, О.И. Волжиной, П. Каптерева и др.

Вместе с тем, в настоящее время отсутствует общепринятая концепция содержания и структуры педагогической культуры родителей, не раскрыты ее содержание, критерии и уровни проявления. Исследования по формированию педагогической культуры родителей в настоящее время малочисленны, фрагментарны и не отражают системного видения данной проблемы в современных условиях. При этом отечественные исследователи отмечают низкий уровень педагогической культуры родителей, который приходит в противоречие с возрастанием роли семьи в процессе социализации и развития подрастающего поколения.

Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

Понятие «педагогическая культура» в современной педагогической литературе трактуется достаточно широко и неоднозначно. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой, – реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Ряд исследователей (В. Н. Вершинин, И. А. Колесникова) под педагогической культурой понимают часть общечеловеческой культуры, имеющей своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующих им образовательных парадигм, историю педагогической науки.

Можно рассматривать педагогическую культуру на различных уровнях: социально-педагогическом, научно-педагогическом, профессионально-педагогическом и личностном. С социально-педагогической точки зрения педагогическая культура выступает как средство педагогизации окружающей среды. Учителя, родители, педагогические сообщества являются носителями и творцами педагогической культуры в этом понимании. Научно-педагогический уровень позволяет рассмотреть педагогическую культуру как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сферу педагогических ценностей, включающую педагогические теории, мышление, сознание, культурные образцы практической деятельности. В профессионально-педагогическом плане педагогическая культура рассматривается как сфера профессиональной деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога. Педагогическая культура может рассматриваться и как личностное свойство учителя и воспитателя (личностный уровень).

Педагогическая культура родителей - один из существенных компонентов общественной культуры, а процесс ее формирования, развития и совершенствования - это важнейшая задача, стоящая перед современным обществом. В поисках средств, обеспечивающих решение этой задачи, нами был выбран культурологический подход, позволяющий наиболее точно и всеобъемлюще раскрыть феноменологию педагогической культуры родителей, выявить закономерные связи и отношения изучаемого явления.

Следуя культурологическому подходу, исследование психолого-педагогической культуры родителей проходило на трех уровнях: аксиологическом (ценностном), субъектно-деятельностном и личностно-творческом.

Анализ теоретических положений, раскрывающий аксиологическую природу культурологического феномена, показывает, что человек усваивает только те социальные нормы, которые приобрели для него ценностное значение. Значимость для личности предметов, людей, знаний, средств деятельности, качеств и отношений выступает мерой нравственной, мировоззренческой, интеллектуальной готовности личности преобразовывать мир предметный, социальный и свой внутренний мир.

Педагогическая культура родителей - это осуществление процесса самореализации в культуре, раскрытия внутренних сущностных сил: потребностей, интересов, способностей, умений в конкретной деятельности, в том числе и педагогической. Любой результат деятельности родителей, возникающий в процессе воспитания и развития ребенка в семье, определенным образом характеризует тот или иной уровень их психолого-педагогической культуры.

Анализируя личностно-творческую природу родительской культуры, отметим, что потребность в самореализации является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других. По нашему мнению, желание родителей изменить себя, свое отношение к ребенку, стиль взаимодействия с ним, зависит от желания преобразовать себя в этой культуре. Процесс самореализации родителей в ходе педагогической деятельности - это итог сложного процесса самопознания и самоорганизации, это процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя, который отражается в способности родителей к рефлексии себя, своего поведения и поступков, самореализации и контролю своих чувств и состояний.

Педагогическая культура родителей представляет собой такое личностное образование, которое выражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком.

По нашему мнению, эффективность семейного воспитания, полноценное психическое и личностное развитие ребенка зависит от уровня психолого-педагогической культуры родителей, от степени сформированности тех или иных элементов ее структуры. Недостатки и пробелы компетентности родителей в вопросах семейного воспитания ведут к необходимости оказания квалифицированной помощи родителям в развитии, воспитании и обучении подрастающего поколения. Основной целью такой помощи является коррекция и устранение ошибок семейного воспитания, формирование и совершенствование психолого-педагогической культуры родителей.

В структуре педагогической культуры родителей можно выделить когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты. Кратко охарактеризуем компоненты педагогической культуры родителей.

Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. Прежде всего - это знание законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества, понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания: любовь, здоровье, здоровый образ жизни, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи; владение знаниями о проблемах, типичных ошибках семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей, вопросов правовой и экономической защиты личности ребенка.

Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка.

Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое: состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты.

Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка.

Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности. В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Многие родители, некомпетентны в вопросах семейного воспитания, не знакомы с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды. Они четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей, воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая изменившиеся социокультурные условия.


Ольга Сальник
Статья «Педагогическая культура семьи»

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».

А. С. Макаренко

Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. В этом кровно заинтересованно и общество. Ведь главное богатство нашего общества – человек, и не просто человек, а хороший, добрый. Плохой, злой человек не принесёт пользы обществу. Более того, он будет ему в тягость, так же, как и близким людям, прежде всего – семье.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.

Заботясь о благе каждой семьи, делая всё для её укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Ещё совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможностей правильно воспитывать своих детей. Сегодня большинство вступающих в брак – люди со средним и высшим образованием. Почему же у некоторых из них происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается и на воспитании детей?

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

Так что же такое педагогическая культура?

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Структура педагогической культуры:

Понимание и осознание ответственности за воспитание детей

Знания о развитии, воспитании, обучении детей;

Практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности;

Продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Характеристика уровней педагогической культуры родителей.

Различают три уровня педагогической культуры родителей: высокий, средний, низкий. Рассмотрим их подробней.

Высокий уровень.

Родители осознают главную цель – воспитание духовно нравственной, социально-активной личности. Правильно выбирают направление и выстраивают содержание своей воспитательной работы, имеют четкое представление об основных качествах личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. В семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно позитивные, родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к анализу своего поведения и самовоспитанию, приучают к преодолению трудностей, в семье имеет место разумная согласованность в применении методов воспитания между всеми членами семьи; предъявляемые требования носят разумный и систематический характер, соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком, возникающие проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа, отношения «взрослый - ребенок» строятся на взаимном доверии и уважении; родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания, охотно выполняют их рекомендации, принимают участие в различных формах воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом инициативу и заинтересованность, помогают детям в их общественной работе.

Средний уровень .

Родители имеют поверхностные представления о направлениях воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания, понимают, какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного индивидуального развития ребенка; в семье используются разнообразные методы воспитания, но без разумного их сочетания. Родители опираются на положительные качества ребенка, немало заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе решений и действий, недостаточно приучают его к преодолению трудностей, в отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи. Требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер, в разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки. Между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества. Родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации, не проявляют инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако принимают участие в них по просьбе учителя, не интересуются общественной жизнью своего ребенка.

Низкий уровень.

Родители не имеют представления о целях и задачах воспитания, направлениях воспитательной работы; испытывают затруднения в конкретизации качеств, которые необходимо воспитать у ребенка; выбор методов весьма ограничен - предпочтение отдается авторитарным методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание); подавляют инициативу ребенка, самостоятельность, не побуждают к анализу своих поступков; содержательный аспект требований ограничен семейно-бытовыми отношениями, между родителями и ребенком отсутствуют отношения доверия, уважения, взаимопонимания, поддержки; с педагогами практически не контактируют, не посещают занятия по педагогическому просвещению, пренебрегают советами педагогов. В общественной жизни школы участия не принимают.

Подводя итог можно отметить, что прямая функция семьи как социального института - обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Обучение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: дошкольной организацией, школой, средствами массовой информации, специальными службами и т. д.

"Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку. Хорошо воспитывать своего ребёнка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание. Если ваш ребёнок воспитывался неправильно, если вы что – то прозевали, мало о нём думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребёнка, тогда эта работа поправки, работа перевоспитания – уже не такое лёгкое дело.

А. С. Макаренко

Публикации по теме:

Сценарий праздника ко Дню семьи «Минута славы моей семьи» Сценарий шоу – программы «Минута славы моей семьи», посвященный празднику День семьи. (Перед началом праздника проходит жеребьевка участников).

Как быстро бежит время! Из вчерашних непослушных мальчишек и плаксивых девчонок сегодня выросли будущие первоклассники. Через несколько.

Памятка для родителей «История моей семьи, или Путешествие в прошлое семьи» Цель: помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, ее традиции. Домашние истории Расскажите ребенку о своем детстве. Рассмотрит вместе.

Сегодня все педагоги признают необходимость привлечения родителей к участию в работе детского учреждения, однако в реальных взаимоотношениях.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Работа с родителями. Педагогическая гостиная «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Педагогическая гостиная. «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Участники: родители детей старшей группы №5. Длительность:.

Совместный праздник с родителями «Радужные семьи» ко Дню семьи (ясельная группа) «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека.

В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что.

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО. Канищева Ю. В. старший воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №191» Педагогическая.

Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи Понятие, типы, функции семьи Семья - уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству.

Библиотека изображений:

Похожие публикации