Как воспитать в ребенке ответственность к учебе. Ходунки детские – как выбрать и какие купить

Детская ответственность и самостоятельность начинается с родительской безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему, мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, желание брать на себя обязательства и выполняя их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей»

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, желание брать на себя обязательства и выполняя их.

Грани воспитания ответственности.


1 . Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём.


2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения.


3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.

4 . Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему).


6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький...

7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

- Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню.


- Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.

Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).

Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что "он такое насоветует!".

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером .

Как воспитать самостоятельность

НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ В ДЕЛО, КОТОРЫМ ЗАНЯТ РЕБЕНОК, ЕСЛИ ОН НЕ ПРОСИТ ПОМОЩИ. СВОИМ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВОМ ВЫ БУДЕТЕ СООБЩАТЬ ЕМУ: “С ТОБОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ! ТЫ, КОНЕЧНО, СПРАВИШЬСЯ!”

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО, И ОН ГОТОВ ПРИНЯТЬ ВАШУ ПОМОЩЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГИТЕ ЕМУ.

ПОСТЕПЕННО, НЕ НЕУКЛОННО СНИМАЙТЕ С СЕБЯ ЗАБОТУ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛИЧНЫЕ ДЕЛА ВАШЕГО РЕБЕНКА И ПЕРЕДАВАЙТЕ ИХ ЕМУ.

ПОЗВОЛЯЙТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ВСТРЕЧАТЬСЯ С НЕПРИЯНЫМИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ (ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ). ТОЛЬКО ТОГДА ОН БУДЕТ ВЗРОСЛЕТЬ И СТАНОВИТЬСЯ “СОЗНАТЕЛЬНЫМ”

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи?

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")?

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

С самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

В своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

Вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

Не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

Никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

Постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

Проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

В случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").


Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребёнок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Ответственность - это положение, при котором человек отдаёт полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознаёт себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребёнок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а какое - нет. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнаёт правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем. Но родители часто склонны думать, что ребёнок - это просто маленький взрослый, который "все понимает", но не делает, то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребёнка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.

Самый оптимальный возраст, который хорошо подходит для начала воспитания ответственного поведения - это 3-3,5 года. Конечно, остаётся много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребёнка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребёнок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи ("сам потерял, сам и ищи"), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно. В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определённая ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его ещё "слишком маленьким" и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Стоит отметить, что ребёнок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несёт для ребёнка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

В возрасте 5-7 лет ребёнок становится более ответственным. В большинстве случаев он отдаёт себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок. Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности. У кого-то из детей она начинает формироваться в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от дошкольника 5-7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребёнок должен иметь собственные области ответственности, связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и могут быть ошибки.

Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребёнок не оказался в их числе?

Прежде чем научить своего ребёнка принимать разумные решения, отвечать за свои действия, заботиться о себе и других, нужно начать с воспитания ответственности в его родителях, то есть в самих себе. Обычно это происходит само собой в тот счастливый момент, когда Вы осознаёте, что стали родителями и ответственны за своего малыша. Тогда вы начинаете делать для своего ребёнка именно то, что идёт на пользу его физическому и психическому развитию. Пока ребёнок еще маленький, выбор за него делает мама (ведь он еще не может принять решение сам), но в том-то и заключается один из главных секретов воспитания: ребёнок, наблюдая за вашими действиями, незаметно учится вести себя точно так же.

Для того чтобы поступать ответственно по отношению к детям, надо прислушиваться к своему внутреннему голосу и ставить себя на место ребёнка. Когда Вам кажется, что ему некомфортно в новом коллективе или за новым занятием - не задумываясь, приходите ему на помощь и отдавайте предпочтение тому, чего он хотел бы сам. Зато он, повзрослев, захочет по Вашему примеру помогать другим.

Стремление в разумных пределах защищать своего ребёнка от возможных неприятностей - тоже отличительная черта ответственных родителей. Подойдя к оживленному перекрестку, Вы наверняка предложите малышу взять вас покрепче за руку. Вы также никогда не оставите его дома одного и не разрешите ему гулять вне вашего поля зрения. Но и перегибать палку не стоит: доказано, что чем больше человека оберегают в детстве, тем уязвимее он становится во взрослой жизни.

Следует тактично вмешиваться в ссоры своего ребёнка с другими детьми и на конкретных примерах учить его достигать компромиссов. Предложите конфликтующим сторонам решить проблему мирным путем. Простой выход из спорной ситуации понравится детям. Впоследствии ребёнку захочется и самому мудро избегать конфликтов.

Именно Вы должны научить ребёнка беречь своё здоровье. И тогда он, став взрослым, уже без вашего напоминания будет чувствовать эту ответственность перед самим собой. По дороге к стоматологу расскажите ему о необходимости регулярного осмотра зубов, а после поликлиники вместе зайдите в магазин, и пусть малыш сам выберет понравившуюся ему зубную щетку. Объясните, что только с нашей помощью зубы смогут стать крепкими.

Чтобы вырасти ответственным, человеку надо с детства знать о том, что в жизни бывают и победы, и поражения. Многие родители, играя во что-нибудь со своим ребёнком, испытывают великое искушение поддаться, подарить ему незаслуженный выигрыш, особенно если их чадо обычно тяжело переживает поражение. Безусловно, маленький игрок получит сиюминутное удовольствие. Но вред от такой тактики будет несравнимо больше. Ребенок никогда не научится трезво воспринимать неудачи, а значит, не сможет их преодолевать. И не скрывайте радость от собственной победы. Так Вы приучите малыша к мысли, что в реальной жизни победителем может быть не только он, но и кто-то другой.

Когда ваш ребёнок сам захочет проявить чувство ответственности, ни в коем случае не мешайте ему.

Если вы терпеливо, шаг за шагом будете воспитывать в ребенке чувство ответственности, то рано или поздно получите вознаграждение сполна.

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о малыше и делая это именно так, как нужно ему, мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям.

Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

5 6 136 0

Воспитание ответственности у детей – нелегкая и длительная работа. Изначально, когда ребенок нуждается в заботе мамы с папой, он не умеет осознавать, что значит быть самостоятельным и что нужно отвечать за свои поступки. А ведь это – две основные линии, которые помогают воспитанию ответственности ребенка в семье.

Начинайте формирование этого качества у своего чада уже с трех лет, постепенно подводя его к самостоятельным поступкам, которые он будет готов совершать без давления на него.

Но будьте готовы и к протестам маленького упрямца. Чтобы облегчить себе этот нелегкий педагогический труд, возьмите на заметку следующие советы, как воспитать у ребенка чувство ответственности.

Вам понадобятся:

Разъяснение сути ответственности плюс личный пример

Поучительные слова, не подкрепленные примером, совершенно бессмысленны для ребенка.

Конечно, вы должны рассказать ребенку, что значит быть ответственным человеком, но ваши слова пройдут мимо его ушей, если вы сами не будете эталоном ответственности.

Существует четыре вида ответственности детей , которые даже маленький ребенок может постичь:

Бережное отношение к своему здоровью (как не простудиться, не пораниться и т.д.);
уважение к окружающим (не шуметь, когда бабушка отдыхает и т.д.);
бережное отношение к одежде, игрушкам и другим вещам;
ответственность за сказанные слова (пообещал – сделай).

Этому нужно целенаправленно учить маленького человечка. Но и работать над собой родители должны усиленно, чтобы эти примеры ответственного поведения постоянно были перед глазами взрослеющей личности.

Ребенок должен чувствовать ценность своей помощи

Для малыша всегда найдется посильное занятие: помочь маме накрыть стол, подмести, загрузить белье в стиральную машинку. Домашних дел всегда хватает; выработайте у себя привычку не делать все самой, а оставлять хоть немного для своего маленького помощника. Но тут придется набраться терпения: кроха будет делать все в своем темпе, и торопить его не нужно. А показывать свое раздражение – тем более. Нет более старательных помощников, чем дети.

Если видите, что дела совсем плохи, ненавязчиво подкорректируйте деятельность малыша или продемонстрируйте своим примером правильность ее выполнения.

Не забывайте хвалить свое чадо за малейшую помощь и подчеркивать ее значимость для вас.

Только не делайте это слишком наигранно – ребенок мгновенно уловит фальшь.

Ощущение последствий своей безответственности

Метод естественных последствий – эффективный воспитательный прием, который сбережет нервы и вам, и ребенку. Не нужно упрекать его в том, что он что-то не сделал. Замечания будут только раздражать его. Пусть ребенок на своем опыте убедится, что от безответственности пострадает и он, и члены его семьи.

Не посушил свои сапожки – сегодня прогулка отменяется (не идти же гулять в мокрых сапогах!), не убрал свои игрушки – не будем играть в прятки (места-то нет для подвижных игр), не купил хлеба – вся семья будет ужинать без хлеба. Таких последствий можно придумать множество. Главное, чтобы они напрямую были связаны с пассивностью ребенка. Этот метод еще хорош и тем, что он вырабатывает самостоятельность ребенка. Перед ним всегда будет стоять выбор: как поступить? Вскоре он научится принимать обдуманные решения в соответствии с возможными последствиями.

Так и перестараться можно – ребенок совсем разуверится в своих силах, и у него пропадет желание что-либо делать вообще.

Не берите ответственность на себя из жалости к ребенку

Может случиться и так, что ваш ребенок постоянно забывает о поручениях. Дети склонны увлекаться, и забывчивость – часто не их вина, а особенности их возраста. Но это не значит, что можно махнуть рукой на такое поведение и делать все самим!

Чтобы напоминать своему чаду о поручениях, придумайте свою систему «напоминалок»: сигнал звонка или будильника, магниты-напоминалки на холодильнике, стикеры или картинки, развешанные в комнате.

Ненавязчиво предлагайте своему заигравшемуся ребенку обратить внимание на звуковые или визуальные сигналы. Со временем у него выработается своя система ассоциаций, что облегчит выполнение заданий. Но не дергайте малыша слишком часто, а то раздраженность и озлобленность маленького человечка предстанут перед вами во всей эмоциональной красе. Дайте ему насладиться игрой. Ведь вам тоже не понравится, если вас отвлекают от любимого занятия каждые пять минут?

Мы уже писали о посильности поручений. Стоит еще напомнить, что слишком легкие задания также не должны поручаться ребенку. Он может подумать, что его помощь не воспринимается всерьез, и родители считают его совсем маленьким.

Обратная связь с положительными эмоциями

Никогда не оставляйте без внимания ответственный поступок малыша. Похвала творит чудеса – у ребенка просто вырастают крылья вдохновения!

Частая ошибка родителей – заострять свое внимание на критике и относиться к хорошим поступкам, как к обычной норме.

Для маленького человечка это обидно, ведь часто такие поступки стоят огромных усилий для него.

Учитесь замечать даже самое незначительное событие в жизни вашего чада (но это – для вас, а не для ребенка). Малыш принес рисунок из детского сада, который нарисовал для вас – похвалите его и в кругу семьи обсудите, как замечательно он это сделал (например, за ужином). Повесьте результат его творчества на самое видное место. Подчеркните, как бережно обращался ваш юный помощник со своей младшей сестричкой. Вообще возьмите для себя за правило оставлять вечером несколько минут для подведения итогов прожитого дня, но только с положительными эмоциями.

Каждый любящий родитель осознает важность воспитания в своем ребенке чувства ответственности. Понятно, что малыши, привыкшие к тому, что полностью зависят от мамы с папой, не могут понять, что значит быть ответственным и самостоятельным. Но, по мере взросления ребенка такой навык просто необходим, ведь он является фундаментом нормальной взрослой жизни в социуме.

Как привить малышу самостоятельность и ответственность за свои действия, слова, собственную жизнь, будем разбирать ниже.

Суть ответственности

С самого начала ребенку стоит объяснить само понятие ответственности. Обязательно становитесь примером для малыша, ведь любые слова без конкретных действий не имеют никакого смысла.

Даже совсем маленьких деток можно приучить быть ответственными. Определите для себя виды этого качества.

  1. Здоровье и образ жизни. Ответственность распространяется на осознание того, что хорошо и что вредно для собственного здоровья, как поступить, чтобы не нанести организму вред и не заболеть. Даже самые юные члены общества способны понять, что, снимая шапку на морозе, можно простудиться, прыгая с высоты, удариться и т.д. Дайте ребенку понять, что спорт, правильное отношение к режиму дня и пищевое поведение также влияют на его здоровье. Не забывайте сами правильно питаться и демонстрировать положительный образ.
  2. Уважительное и бережное отношение к людям и животным. Малыш должен понимать, когда он мешает другим и делает кому-либо больно, неприятно. Объясните ребенку его социальный статус, и как он должен себя вести по отношению к старшим. Помните, что даже у малыша есть собственное «я», поэтому не ущемляйте его прав и не подавляйте желаний. Все должно быть в меру.
  3. Ценность вещей. Важно прививать ребенку бережное отношение к вещам, предметам быта, как к собственным, так и чужим. Малыш со временем поймет, что любая вещь не достается просто так, что за каждой игрушкой стоит труд мамы и папы.
  4. Слова и поступки. Наиболее сложная категория ответственности в плане освоения ребенком. Но такая же досягаемая, как и все остальные. Сдерживать обещания, не сваливать вину на другого, уметь отстоять мнение — все это вы должны помочь понять своему чаду.

Все вместе

Привлеките ребенка к домашним делам. Пусть он будет вовлечен по мере сил в уборку, стирку, починку. Мало того, что тем самым малыш будет чувствовать свою значимость и ассоциировать себя со взрослыми, так еще это принесет ему огромное удовольствие. Не секрет, что домашние дела привлекают ребенка сильнее, чем игрушки и мультики. Главное — родительский подход. Домашние дела позволят вашему чаду испытывать гордость за себя, сопереживать, понимать критерии благополучия и, конечно, взращивать в себе ответственность.

Понятно, что ваши повседневные дела с таким подходом займут намного больше времени, ведь малыш не справится с работой за то же время, что и вы, да и качество исполнения может ожидать лучшего. Ваша задача – похвалить малыша, терпеливо показывать, как и что нужно делать, не тревожиться за разлитую воду или разбитую тарелку. Все придет с опытом. Очень важно, чтобы ребенок видел и папину роль в домашних делах, участвовал в его работе. Не сложно дать ребенку отвертку и позволить покрутить шуруп, зато, сколько эмоций и полезных навыков это даст малышу.

Навыки

Развивайте в ребенке жизненные навыки, самостоятельные бытовые действия. Даже двухлетний кроха может убрать тарелку со стола, или собрать разбросанные игрушки. Не нагружайте ребенка непосильными делами, или таким их количеством, которое займет все его свободное время. Это вызовет в малыше отторжение и нежелание проявлять ответственность.


Выделите для ребенка зоны, где он будет ответственным за чистоту и порядок. Пусть, например, блюдет за порядком в детском уголке, следить за наличием салфеток на кухне, кормит домашних питомцев.

Выбор есть

Чувство ответственности неразрывно связано с возможность выбора и пониманием, что именно тебе необходимо, что нужно для комфорта. Освободите малышу пространство для собственных решений. Пусть сам выбирает, что надеть, во что играть, доедать или нет обед и т.д.

Конечно, с вашей стороны нужно мягко направлять малыша к правильному выбору, соответствующему погоде, месту, времени и т.д. Не давите, будьте корректны. «Какую маечку ты хочешь надеть, эту просто зеленую или вот эту красивую со смешным зайчиком?», — одной фразы с правильными акцентами достаточно, чтобы ребенок отдал предпочтение тому, что вы считаете приемлемым, но при этом ощущал свободу выбора. Это действует в том случае, если ребенок еще мал, в более осознанном возрасте ребенок поймет любую фальшь.

Дошкольник уже вправе сам решать, что будет стоять в его комнате, что он берет с собой на прогулку и детсад, какой подарок подарит другу на день рожденья.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Не мешайте и всячески поощряйте самостоятельность ребенка.

Достоинство и уверенность

Психологи всего мира утверждают, что ответственность очень зависит от самооценки. Ведь, если человек уверен в себе, своих способностях и возможностях, верит, что сможет справиться со сложной ситуацией, и видит результаты собственных действий, он подсознательно растет в собственных глазах и старается сделать еще больше и еще лучше, взять на себя больше ответственности и не бояться провала и порицания. В этом одинаковы и взрослые, и дети.

Конечно, это не значит, что вы бесконечно должны расхваливать чадо, но и на промахи научитесь реагировать с умом. Поблагодарите малыша, а уже потом скажите, что дело бы получилось еще лучше, если бы он был внимательнее, чего-то не сделал и др.

Порицание и соответствие ожиданиям

Любой ребенок очень чувствительно относиться к родительской оценке. Он старается оправдать ожидания. Если же вы постоянно говорите малышу: «Растеряшка, опять забыл перчатки», «Лентяй, ничего не делаешь», «Ничего у тебя не получиться, я лучше сам», вы тем самым программируете его на развитие негативных качеств.

Спокойно скажите о промахе ребенка, выработайте план совместных действий по искоренению плохой привычки, забывчивости. Например, придумайте забавный ритуал проверки, все ли ты взял перед выходом из дома, или в игровой форме в качестве супергероя идите искать потерю. Помогите ребенку преодолеть себя самого.

Не указывайте

Поверьте, если почти армейские указы, что делать, заменить на предложение или вопрос, ребенок в ином свете увидит даже те действия, которые не любит выполнять. Сравните: «Быстро есть и спать!», «Убирай игрушки, я сказала!» и «Давай быстренько поедим и будет укладываться спать под интересную сказку», «Родной, не мог ты убрать игрушки, а то мы можем наступить и сломать их». Ребенок чувствует, что его мнение важно для взрослых, и стремиться своим поведением показать, что он готов общаться на равных.

Последствия

Дайте ребенку на себе осознать последствия своих действий. Пусть придет сам к мысли, что хорошо, а чего делать не стоит. Объясните, что такое доверие, и что будет, если человек его лишится. Ребенок должен понять, что ответственность за слова тоже необходима. Расскажите ребенку, что в его силах что-либо изменить, а бездействие во многих случаях может привести к проблемам.

Не опускайте руки

Не берите ответственность на себя, если ваш ребенок провинился. Даже безобидные фразы папе «Это кошечка бежала и разбила тарелку, а не Мишенька», могут привести к тому, что ребенок поймет как переложить ответственность и избежать порицания и наказания.

Даже если ваш малыш упорно не хочет становиться самостоятельным, не опускайте руки и терпеливо ждите результатов. Не сдавайтесь.

Воспитать ответственного человека – дело не простое, но вы, как любящие родители, должны понимать всю важность такого качества.

Похожие публикации