Кто же такой Спас? О трех древних праздниках конца лета: Медовый Спас, Яблочный Спас и Льняной Спас.
Каждый год август нам дарит множество подарков, приходит время сбора урожая и церковных праздников, трех Спасов :
- или Маковея (14 августа ),
- (19 августа ),
- (29 августа ).
Впрочем, традиция Спасов возникла еще во времена языческой Руси.
Кого называли древние славяне Спасом и как его чествовали
Если покопаться в теологической христианской литературе, то святого по имени Спас вы не найдете.
Спасом на Руси до прихода христианства называли начало августа .
Как и жители всех прилегающих земледельческих стран, Русиче в это время проводили торжественные ритуалы, направленные на спасение от голода, бед и несчастий. Торжества посвящались Богу урожая, Богу Солнца – Даждьбогу.
Почему его называли Спасом? Да потому что славяне-язычники, согласно Краледворской рукописи, перед именем своих богов ставили слово Спас , т.е. Избавитель . В Велесовой Книге есть даже упоминание о периоде в календаре с названием «Спасиць». Вероятней всего, этот период относится к первым декадам августа.
С конца VI — начала III тысячелетия до н.э. в Египте, Малой Азии, античной Греции и Риме была традиция освящать зрелые овощи, мед, фрукты, орехи, грибы, ягоды и злаковые, щедро подаренные летом. Подобные ритуалы проводили примерно в этот же период представители трипольской культуры, наши с вами далекие предки.
С тех времен появилось поверье, будто в эти дни, как и в другие праздники Сварожьего круга, приходили к своим потомкам духи умерших предков. Наши пращуры верили, что предки рода, охраняя род, способствовали созреванию богатого урожая. Поэтому в эти дни полагалось приносить богам Рода и Рожаницам щедрые жертвы в виде спелых плодов, медовых напитков, хлеба и горящих свечей, изготовленных из нового воска.
До наших дней сохранилась даже молитва: «Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — мир Солнца вам! Праведная Солнце, Луне ясен. Зари свете, Небо пречистое, будьте милостивы к людям и к скоты!»
Медовый спас — Маковей
Уже в те времена Спасич проводили в три этапа. Мокрый спас (Маковей) посвящали Макоше, Богине плодородия и покровительнице прекрасной слабой половины человечества. К этому дню отбирали первый пчелиный мед, топили воск, занимались заготовкой трав, включая мак, делали венки из цветов и колосьев. Все это торжественно освящалось и приносилось в жертву во время ритуалов, проводимых у воды.
Было принято в эти дни угощаться бубликами и лепешками с маковой начинкой, кутей сваренной на меду с необлущеным зерном и маком, а запивали все хмельным медовым напитком, медовухой.
В отличие от христианских традиций, запрещавших купаться с , считалось, что Макоша делает в эти дни целебной всю воду, что в колодце, что в реке. Поэтому в эти дни купаться не возбранялось, а напротив, поощрялось.
Вторым этапом был Спас на горе (Яблочный спас) . Боги Спаси жили, согласно древним славянским верованиям, высоко в небесах, поэтому древние капища чаще всего устраивались на возвышенностях, в горах или у истоков рек. Считалось, что эти места любили наши прабоги. В таких местах было принято проводить магические ритуалы, жертвоприношения, поминальные тризны, военные братчины.
Предполагалось, что для привлечения достатка и благополучия в семью, нужно было во время такой братчины сделать жертвоприношения спелыми грушами и медовыми яблоками огню, воде, кумовьям-соседям, волхвам. Во время трапезы поминали усопших родственников, считая что «с нами поели и те души, которых вспоминали». Вот, оказывается, какие глубокие корни имеют наши поминальные традиции.
Хлебный спас
Третьим Спасом был . Хозяйке нужно было испечь к этому времени первый каравай и с ним проводить хозяина в поле для высевания озимых.
Но не исключено, что по мере созревания различных плодов существовали и другие Спаси, во время которых проводились обряды освящения грибов, ягод, орехов. Не зря до сих пор сохранились присказки, которые до сих пор можно услышать, когда пробуют плоды нового урожая: «Новая новинка в роток, чтобы не болела ни спинка, ни животок!»
Яблочный Спас |
|
народно-христианский |
|
Спас, Второй Спас |
|
Преображение Господне (церк.) |
|
Значение: |
Наступление осени и преображение природы |
Отмечается: |
восточными славянами |
Празднование: |
освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями |
Традиции: |
угощают яблоками близких и неимущих, пекут пироги с яблоками |
Другие названия
Славянские обычаи
Поговорки и приметы
Яблочный Спас - день народного календаря славян, отмечаемый 6 (19) августа и приуроченный к христианскому празднику Преображения Господня. В народном календаре православных славян - один из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо.
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее. У восточных славян до Яблочного Спаса не позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
Другие названия
рус. Спас, Второй Спас, Великий Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение, Преображение Господне ; укр. Спас другий, Великий Спас ; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас, Другі Спас ; серб. Преображење ; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир; польск. Pacskie Przemienienie .
Славянские обычаи
В этот день в церкви освящают плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Такие колосья и семена сохраняют до следующего сева.
Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, - нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще - оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.
В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о женихах, приговаривали: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами - всем, чем одаривал огород, сад, лес. Пироги пекли из постного теста.
В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Вечером в Новгородской и соседних уездах других губерний собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу - в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:
К Яблочному Спасу в старину совершался «обряд засевания полей», который состоял в том, что по просьбе хозяев приходил со святыми иконами на поле священник и окроплял вспаханную землю священной водой, причем обыкновенно один из самых уважаемых хозяев бросал на освящённые места зёрна озимых. Обряд служил у крестьян началом засева.
В этот день бывали народные гулянья.
У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек не се пребрази , то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. В Неготинской крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику: чем дальше разлетятся семечки из него, тем больше будет урожай винограда. В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда».
Сербы считали, что на Преображенье «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља ), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).
Поговорки и приметы
- Какой второй Спас, такой и январь.
- Каков день на второй Спас, таков и Покров.
- Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.
- До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
- Встреча осени - Осенины.
- На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.
Яблочный Спас - это праздник православной христианской традиции, скорее всего сливается с более древним народным праздником сбора урожая яблок. блочный спас и дата этого праздника каждый год приходятся на одно и то же число. Яблочный спас в 2015 году приходится на 19 августа. Яблочный спас 2015 является вторым, средним праздником трех августовских Спасов: Медового Спаса, Яблочного спаса, Орехового спаса. Яблочный Спас следует за Медовым Спасом - и поэтому часто время от Медового до Яблочного Спаса называется Яблочно-Медовый Спас.
На Яблочный Спас девушки просили яблоневые деревья, чтобы они наделили их своей свежестью и красотой. Для этого водили хоровод, а листья яблони вплетали в венки. Волосы для густоты и красоты расчесывали на закате именно специальным гребнем из яблочного дерева. Вечером уже всей деревней люди выходили в поле и провожали лето.
По народным приметам Яблочный Спас означает наступлении осени - ночи после 19 августа становятся намного холоднее. Раньше считалось, что до Яблочного Спаса нужно было воздерживаться от употребления яблок. А в сам Яблочный Спас яблоки ели целый день, готовили множество различных блюд с яблоками, святили все возможные яблоки и заготавливали яблоки на долгую зиму.
На Яблочный Спас существуют свои собственные приметы - считается, что в этот день все яблоки получают волшебные свойства. И если в этот праздник съесть яблоко и загадать желание, то оно вскоре сбудется.
С Яблочнорго Спаса начинали кушать и заготавливать яблоки нового урожая. До этого дня яблоки не имеют энергий земли, которыми они могут обладать. Кушать их раньше можно было, но люди знали, что такие яблоки еще слабые, в них мало энергии.
Если сорвать яблоки до Яблочного Спаса, и положить на хранение, то сила их будет с каждым днем уменьшаться, а не наполняться. И только яблоко, сорванное с дерева во время праздника Яблочный Спас или после праздника, имеет настоящую силу.
Яблочный Спас в России традиционно праздновался широко и всенародно. Принято было угощали яблоками как можно больше людей: родных, близких, друзей, а также особым богоугодным делом считалось угостить в этот день обделенных людей - нищих, бедных, сирот, стариков. Сначала нужно было раздать как можно больше яблок всем нуждающимся, а затем только пробовать яблоки и блюда из них самому.
В Яблочный Спас готовили всевозможные яблочные блюда - считалось, кто сможет приготовить большое количество блюд с яблоками - того ждет богатый урожайный год. Пекли пирог с яблоками, варили яблочное варенье, придумывали всевозможные десерты на основе яблок - пастилу, конфетки. Варили яблочные напитки - сидр, компоты, наливки.
Яблочный Спас также в
народе имеет названия Второй Спас, Средний Спас, Горохов день, Первые
осенины, Праздник первых плодов, Вторая встреча осени. В Яблочный Спас
освящали не только свежие яблоки нового урожая, но и все фрукты нового
урожая.
По погоде на Яблочный Спас судили о будущем январе - такой же январь,
как и Яблочный Спас. Если в Яблочный Спас погода была сухая - то и
осень такая же, если дожди - то и осень мокрая.
Яблочный спас
-
Второй спас (6 (19) августа)
Н
азывают так
,
поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей, в то время
как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. Существовало поверье,
что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока
в paю.
В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов.
На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки
и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял
плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих "начатки", небольшие порции каждого
из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: "На Второй Спас и нищий
яблочко съест".
Уборка урожая сопровождалась приговорами: "Вовремя собрать - вовремя
убрать", "После Второго Спаса дождь - хлебогной!
Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали
наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли "осенинами":
"Со Спасо - Преображения - погода преображается!" "Пришел второй Спас -
бери рукавицы про запас!".
Второй Спас
почти повсеместно называется «яблочным», так как с этого времени разрешается
есть садовые плоды и огородные овощи. День этот крестьяне чтут, как очень
большой праздник, но редко отдают себе отчет в истинном значении того события,
которое вспоминает церковь 6 августа. Только кое-где второй Спас называется
«Спасом на горе» (название, которое позволяет заключить о знакомстве со
Священным писанием), в большинстве же случаев крестьяне не знают, что такое
Преображение Господне, и считают второй Спас просто праздником земных плодов.
Сообразно с этим, в день 6-го августа, вся паперть в приходских церквах бывает
заставлена столами, на которых навалены горы гороха, картофелю, огурцов, репы,
брюквы, ржи, ячменя, яблок и проч. Все эти плоды урожая священник благословляет
после обедни и читает над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпают ему
в особые корзины, так называемые, «начатки», т. е. понемногу от каждого сорта
принесенных плодов.
После освящения и
благословения, крестьяне набожно осеняют себя крестом и разговляются яблоками:
есть плоды до этого времени считается большим грехом и, если кому случится, по
забывчивости или невоздержанию, попробовать яблок раньше срока, то такой человек
не должен есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем искупить свою
вину. Особенно должны воздерживаться от преждевременного вкушения плодов те из
крестьян, у которых умерли в младенческом возрасте дети, так как на том свете на
серебряных деревьях растут золотые яблочки и эти яблочки раздаются только тем
умершим детям, родители которых твердо помнят закон и строго воздерживаются от
употребления плодов до второго Спаса.
В некоторых местах, например в Вельском у.,
Вологодской губернии, с днем Преображения Господня связывается особый обычай,
известный в народе под именем «столованья». На площади, перед церковью, ставят
длинный ряд столов, покрывают их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки
принимают на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и
поедается прихожанами после обедни и крестного хода. В других уездах той же
Вологодской губ., сохранился обычай всеобщих разговин горохом: отслужив в поле
молебен, крестьяне всем селом устремляются на гороховое поле и, до самого
вечера, лакомятся зелеными стручками, не различая своей полосы от чужой. Эти
гороховые разговины составляют истинный праздник и величайшее наслаждение для
деревенской детворы, которая целый день ныряет в зеленых кустах и наедается до
того, что под конец уже на животе переползает с полосы на полосу.
По славянской традиции нас ждут три Спаса☺ Медовый, Яблочный и Хлебный. Первый Спас – «Медовый» 14 августа
ᅠᅠМедовый Спас – языческий праздник урожая. С древних времен на Руси любили мед и мак, изготавливая из них самые различные лакомства и напитки. Считается, что именно в этот день нужно собирать урожай пасечникам, иначе чужие пчелы «своруют» весь мед. Однако сейчас многие воспринимают Медовый Спас как первый день Успенского Поста в православном календаре.
ᅠᅠАрхаичность обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса. Так, Г. Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель – это «Избавитель» от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас».
ᅠᅠВероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Также в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.
ᅠᅠНародная же версия происхождения названия указывает на другое: «спасаться, запасая» продукты на долгую зиму - что тоже было очень важным в Спасах.
ᅠᅠСпасовка – время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Первый Спас 1/14 августа (серпеня) в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.
ᅠᅠОпределение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоему или источнику отправлялся крестный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери-земли, которая способствовала урожаю.
ᅠᅠПосле людей в реку загоняли скотину, полагая, что в результате она будет здоровее.
ᅠᅠКроме того, с первого Спаса начинался период «страды». Шел интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черемухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна дли обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье».
ᅠᅠДля защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд «обсыпания маком»: собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы. К слову, мак в Украине – символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.
ᅠᅠ Угощения на Медовый Спас ◄
ᅠᅠКоличество возможных угощений в этот день не поддается исчислению. Однако главные элементы праздника Медового Спаса - всевозможная выпечка с маком и медом. Особенный шик - соединение меда и мака в маковом молочке. Оно представляет из себя маково-медовую массу, в которую обмакивают блины.
ᅠᅠНа самом деле, медовый спас - великолепное раздолье для выпечки: «Рад Яков, что пирог с маком». Простейшее и вкуснейшее лакомство - медовая меренга. Это «печенье» делается из смешанной пшеничной муки с сахарной пудрой и корицей с добавлением соды и меда. Полученное тесто раскатывается в нетолстые лепешки и запекается. В эти же дни принято собирать не только мед, но и ягоды: малину, черемуху, княжнику. Они прекрасно разнообразят и без того не бедный летний стол.
ᅠᅠ Питной мед - главный напиток Медового Спаса ◄
ᅠᅠПитной мед - ну кто не слышал об этом древнейшем напитке народов Руси и Европы? Тысячу лет назад наши предки его с удовольствием потребляли, пока с началом массового производства водки питной мед не ушел в историю. Даже сами рецепты были на долгое время утеряны, потому что передавались они чаще всего устно.
ᅠᅠСозданные позднее «меды», «медки» и «медовухи» не имеют никакого отношения к классическим медам средневековья. По какой же причине исчез этой великолепный напиток? Причина проста - на приготовление хорошего меда уходило 10-15 лет. Лучший мед мог настаиваться до 40 лет. Это установил российский историк и кулинар Вильям Васильевич Похлебкин, который сумел восстановить оригинальные рецепты меда.
ᅠᅠ«Ставленный» мед готовился из двух третей меда и трети ягодного сока. Эта смесь подвергалась естественному брожению, после чего многократно переливалась и выдерживалась в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самый «сырой» мед в таком случае получался после 5-8 лет. Понятное дело, что это слишком медленно даже для десятого века. Для ускорения созревания в смесь стали добавлять медовый уксус и хмель. Такой напиток был готов на третий год выдержки. Затем пробовали ускорить приготовление меда с помощью варки, пивных и винных технологий, пока это всем не надоело и не стали делать водку.
ᅠᅠ Традиции Медового Спаса ◄
ᅠᅠЯзыческие традиции празднования вмещают в себе три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый (он же Хлебный). Август - время, когда земледелец видел, как зреют плоды его трудов, поэтому и дни, когда появлялись первые эти плоды, были так важны. Все три вместе называются «спасовки».
ᅠᅠИтак, первым наступает Медовый Спас - в этот день пасечники вырезают из ульев первые в этом году соты. Также было положено раздать по кусочку сот с медом детям, а самые благочестивые пчеловоды одаряли и нищих. По случаю праздника было принято печь медовые пряники, блины с медом и многие другие изделия с медом, а также была традиция готовить блюда с маком. Медовым Спасом традиционно открывали проводы лета.
ᅠᅠПервый Спас связывают с Богиней воды Даной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности – вообще водной стихии.
С Любовью и Верой в Вас! 🙏