Любовь к ближнему.

Рассмотреть антитезу «любовь-измена» можно и под другим углом. Верность и измена в отношениях между людьми. Здесь уместно привести аргументы не только из отечественной литературы. Обратимся к трагедии В.Шекспира «Гамлет». Имена друзей-предателей Гильденстерна и Розенкранца уже давно стали символом вероломства. Решиться на обман принца Гамлета было не так уж трудно, когда измена оплачена. Размышления главного героя о собственной судьбе также связаны с рассматриваемой проблемой, ведь перед принцем неразрешимая дилемма: остаться верным памяти отца, выполнить его просьбу и отомстить, либо уподобиться изменщице-матери и жить, закрыв глаза на правду. Сомнения и метания Гамлета находят свое воплощение в известном монологе:

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Свой выбор принц все же делает. Окруженный изменниками Гамлет идет до конца, чтоб вывести вероломных на чистую воду.

Не менее яркий пример измены в дружбе рисует А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо». Эдмон Дантес, преданный друзьями, через всю жизнь пронес мысль о мести, о возмездии. Но герою не чужда справедливость. Верный другу капитан Моррель получает неожиданную помощь в самую трудную минуту. Его семья, оказавшаяся на грани разорения, снова получает возможность жить безбедно, спокойно, не уронив ни чести, ни достоинства.

Примеры верной дружбы в зарубежной литературе должны быть знакомы школьникам. Здесь и герои романа А. Дюма «Три мушкетера» , и команда «Дункана», посвятившая себя поискам капитана Гранта (роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта» ), и многие другие произведения.

Я уже говорил о том, что верность в обществе идеализируется, и без всякого критического анализа принимается как несомненная ценность. Измена, напротив, демонизируется – ее воспринимают, как грешное зло. Как показывает психологическая практика, большая часть всех проблем в наших головах возникает как раз на почве убеждений, которые принимаются за очевидные истины. Иногда, прежде, чем заглатывать блюдо, целесообразно ознакомиться с его ингредиентами. Сегодня разберем «рецептуру» измены и верности. Если тема для вас лично не актуальна, можете рассматривать статью, как наглядный пример критического анализа «божественных» псевдоистин.

Я здесь не призываю к неверности и свободному сексу. В статье, напротив, для верности рассматриваются реальные основания, чтобы верить в нее, словно в рождественское чудо, не приходилось.

В нашем обществе всем вроде бы ясно, что измена – это «плохо», а верность – «хорошо». В психологии такая слепая морализация рассматривается как механизм психологической защиты – способ, которым личные притязания прикрываются «несомненными» ценностями. То есть нам попросту удобно, чтобы партнер верил в свои обязательства, как в святые законы жизни, не подвергая их «грешным» сомнениям.

Когда страшно потерять свое счастье, почувствовать себя обманутым, ненужным и брошенным, когда ясно, что партнера в отношениях удерживать нечем, тогда то и выгодно верить в долг верности именно слепо, как в несомненный, божественный закон. Мы держимся за свои ценности, потому что они оправдывают и прикрывают наши невротичные страхи.

Если отступить от слепой морализации, картинка уже не кажется такой уж однозначной. Измена не может быть чем-то безусловно «плохим», а верность «хорошим». Все зависит от условий и взглядов.

Условия и взгляды

Можно было бы сильно упростить и сказать, что измена – это «плохо» просто потому, что причиняет боль. Но такая логика непоследовательна, врачебные процедуры тоже бывают болезненными, и «плохими» от этого не становятся. К тому же больно здесь только пострадавшей стороне; изменщик, напротив, получает радость «запретных» удовольствий.

Можно было бы сказать, что измена «плоха», потому что рушит отношения. Но с таким же успехом измена становится благом, потому что избавляет от изначально ненадежного партнерства.

Можно для примера взять ситуацию посложней, где с изменой отношения не заканчиваются, а продолжаются, отравленные виной, обидой и ревностью. Но и здесь, сказать, что нарушенная верность является чем-то однозначно «плохим» нельзя. Ведь отношения сохраняются, а измена всего-то вытаскивает на поверхность правду – реальное отношение изменившего партнера, страх и зависимость пострадавшей стороны. А на правду . Остается лишь признавать наивность собственных ожиданий и выносить конструктивные выводы.

А что же верность? Так ли она хороша? Можно привести множество примеров обратного. Когда, например, человек финансово и психологически несамостоятелен, ему, конечно, чтобы уберечь свои инфантильные качества, крайне необходима верность партнера. Измена в таком положении становится исцеляющим пинком из болотца .

Другой пример – когда люди, будучи несовместимыми, каким-то чудесным образом сходятся, а чтобы разойтись, им решительности не хватает; и в таком случае верность понапрасну сохраняет бесперспективные и никчемные отношения.

Самый распространенный обман, который верность поддерживает, уже недавно был разобран на сайт в статье о . Нет такой реальности, где партнер становится нашей собственностью. И если измена эту жадную иллюзию рушит, то выступает на стороне истины. Отношения – не обязанность и не данность, а возможность, которой партнеры вольны пользоваться, исходя из личного усмотрения.

Еще один случай поддержания верности – слепое соблюдение моральной или духовной добродетели. Измена в таком ключе рассматривается как грех, от которого изменщик каким-то образом делается «плохим» человеком. Но только вдумайтесь, что же хорошего и святого в добродетели, которую соблюдают исключительно из страха понести наказание, или корыстной надежды получить награду? Не является ли в таком случае меркантильным лжецом сам «праведник»? Как я это вижу, не бывает праведной верности. Зато бывает простое, искреннее и естественное желание сохранять и поддерживать отношения, которыми дорожишь.

Во всех вышеприведенных примерах измена – не какая-то трагедия, а что-то вроде холодного, отрезвляющего душа, после которого продолжать практику самообмана становится все сложней. Порой ложь так мила, что реальности, говоря метафорически, ничего больше не остается, кроме как прямолинейно ткнуть человека носом в его собственный самообман.

Зачем, вообще, блюсти верность?

Для начала приведу пару не самых конструктивных примеров.

Никому не нравится чувствовать себя обманутым, нелюбимым и ненужным. А все мы это очень даже умеем. Можно сказать, что верность по большей части – что-то вроде негласного социального договора о непричинении друг другу этой невротичной боли.

И прекрасно, когда партнерам удается договориться и друг другу довериться. Но если страх быть обманутым возникает без всякой почвы и побуждает мучить партнера пустой ревностью и вымогательством доказательств большой и чистой любви, тут-то и надо бы суметь признать наличие личной проблемы, которую по хорошему надо решать не за счет партнера, а вместе с ним в конструктивном сотрудничестве, или уже самостоятельно. Если по итогу успокоиться не получается – .

Другая причина для воздержания от измены – вышеупомянутые добродетели. Даже самые рациональные и трезвомыслящие люди в глубине души очень боятся быть «плохими» и «неправильными», а потому – не заслуживающими любви и одобрения. Часто этот страх подкрепляется неясной, но твердой верой в существование высших сил, которые за нами неустанно шпионят с целью выявить возможные поводы для мести за наши «неправильные» поступки. Хранение верности в таком ключе практикуется, как вынужденная мера спасения от мистической кары.

Немного о «каре».

На практическом уровне измена наказывается простым и очевидным путем – предателей осуждают, лишают доверия, а их легковесный подход не позволяет создать надежных, доверительных отношений с глубоким взаимопониманием. Так действует «мистическая кара» на стороне изменника.

На стороне «жертвы» измена обычно воспринимается как подлое предательство, словно изменник кайфует за счет страданий своего партнера. На деле пострадавшая сторона точно так же наказывает себя самостоятельно своим неровным восприятием ситуации. Склонность к ревности, чувству собственности, привязанности, нереалистичным ожиданиям, – все это и есть реальная карма, которая спонтанно приводит к очевидным, закономерным последствиям без всякой мистики.

То есть, измена как предательское «зло» – это не поступок, а отношение к ситуации. Для одних – сплошное наказание, трагикомедия и драма, для других – спокойная констатация фактов – дескать, «Ну, да, отношения прекратились, потому что партнер увлекся кем-то другим. С кем не бывает? Будем жить дальше».

Кормление неврозов и моральных идеалов – не единственные причины для сохранения супружеской верности. Здоровая верность хорошо выражается в отношениях надежных бизнес партнеров. Они друг другу могут доверять и партнерство укрепляют для общего блага.

Взять, например, такой совместный «проект», как деторождение. Женщине мужская верность в период беременности и грудного вскармливания необходима как гарант поддержки в этом незащищенном положении. Мужчине, если он хочет свою семью с ребенком, портить отношения с матерью тоже неразумно. Ведь она ребенка не только воспитывает и кормит, но с большой вероятностью становится для него самым близким человеком и неизбежно влияет на его взгляды – в том числе и на мнение об отце.

Другая причина для здоровой верности, как бы простосердечно ни прозвучало, – это доверие и близость. В одной из я уже говорил о таком трудноописуемом чувстве, когда между близкими, симпатизирующими друг другу людьми возникает переживание особого психического пространства, где двое обретают единство. Это такое чувство, когда на душе светло лишь от того, что где-то рядом есть вот этот близкий и родной человек. Можно просто молчать и заниматься своими делами – и этот теплый, расширяющий границы ума свет будет держаться. По личному опыту могу сказать, что ничего общего с зависимой привязанностью такое переживание не имеет.

Еще один интересный повод для верности – углубленное самопознание через душевную связь с партнером. Двое могут не просто обмениваться опытом, а по мере готовности изучать персональные глубины через планомерное раскрытие друг другу самых интимных, «нехоженых» территорий собственной души.

Выше я говорил о «пользе» измены, разрушающей иллюзию владения любимым человеком. Здесь на самом деле не все так однозначно. В той же статье о чувстве собственности я говорил и том, что обладание с большой оговоркой все-таки можно считать чем-то реальным как раз в том случае, когда партнерам удается в течение длительного времени поддерживать надежные, крепкие отношения. При таких условиях на их стороне банальная статистика. Отношения длящиеся годы, с огромной вероятностью продолжатся и на следующий день.

По мере развития взаимодоверия в надежных отношениях могут расти выгодные стороны отношений как таковых: эмоциональная и материальная взаимовыручка, обмен знаниями, возможность действовать слаженно удвоенными силами, удобное разделение обязанностей и разграничение сфер контроля, рассмотрение и решение проблем с разных опорных точек и многое-многое другое. Вообще, схожие принципы партнерства работают во всех сферах.

Свободные отношения

Свободные отношения практикуют, чтобы не обременяться обязательствами. Свободные отношения избавляют не только от обязательств, ответственности, прав, они, если разобраться, освобождают партнеров друг от друга вообще. В такой некрепкой и неустойчивой связи чувствовать и прогнозировать взаимную поддержку почти нереально, а одиночество может стать постоянным спутником.

В свободных отношениях партнеры – это по сути дистанцировавшиеся любовники, практикующие разновидность секса без повода для глубокой близости. И это – вполне себе здоровый подход.

Иногда исповедующим свободные отношения приписывают зрелость и независимость, потому что они, вроде как, «свободны» от ревности и привязанности. На деле в таких вот «зрелых» отношениях может оказаться любой, иногда просто от безвыходности, потому что любимому человеку ничего «серьезного» не хочется, а изредка встречаться без всяких обязательств вполне устраивает.

К стабильным отношениям больше склонны интроверты – слишком уж хлопотно им каждый раз искать новых партнеров. Экстраверты в свободных отношениях могут гнаться за переменами и новыми впечатлениями. Независимо от темперамента такой стиль отношений может стать единственной альтернативой контакта с противоположным полом из-за неспособности ужиться с кем-то на серьезной основе, или в таких редких случаях, когда действительно радует.

Свободные отношения постоянно подвергаются угрозе полного прекращения, в них нет никакой определенности, и партнер, проверяя себя в близости с другими, в любой момент может почувствовать, что «там» на стороне ему интересней.

Иногда искатели впечатлений надолго подвисают в такой вот «свободе», потому что увлекаются новизной первой близости, или надеются, перебрав максимум партнеров, выбрать «идеального». Что-то логичное в этой идее присутствует, но по факту любые новые отношения – это такая «короткометражка» с сюжетом, который заранее никому не известен. Все может закончиться быстро и печально, может обратиться в продолжительную драму, или действительно – во что-то прекрасное.

Свободные отношения сами по себе не являются чем-то дурным, но есть в них одна душевная угроза, с которой готов столкнуться не каждый. Как я это вижу, отношения без обязательств в сознании отдельного человека обесценивают идеал любви, не предлагая ничего взамен. По итогу в душе остается мрачная, бессмысленная пустота, на месте которой когда-то теплилась надежда обрести свое . Секс в свободных отношениях может отдавать оттенком грязи как раз потому, что ломает идеалы любви и верности.

Казалось бы, зачем, вообще, партнерам сковывать друг друга какими-то искусственными рамками и обязательствами? Ведь если они хотят быть вместе и друг друга узнавать, им не нужно подписывать никаких договоров и навешивать друг на друга право собственности. Все – искренне и естественно. Но дело в том, что мы ведь не можем знать наверняка о серьезности намерений партнера, – хочет ли он строить совместно с нами дом, или просто погулять вышел. Озвучивание собственного настроя на что-то серьезное и надежное, может подстегнуть аналогичный настрой естественным образом и в сознании партнера. Вроде как, «давай вместе осуществим этот масштабный проект?» Возвращаясь к аналогии бизнес партнеров, обязательства необходимы, чтобы «проект» отношений развивался не хаотично, а в конструктивном русле.

Выводы

Непростая штука – отношения – заковыристая. Вроде бы все ясно, а копнешь – куча вопросов и сомнений – иллюзия на иллюзии. Ожидают любовь, гармонию и счастье, а получают жгучую драму и пожизненные мытарства. Но продолжают верить и надеяться, что все дело в «правильном человеке» – надо «просто» перевоспитать партнера, или найти «того самого» единственного и тогда будет «счастье».

Такой подход справедлив лишь отчасти. Разумеется, как и в дружбе, в отношениях у нас не с каждым может сложиться. Но подходящий партнер – это лишь часть успеха. Грубо – процентов тридцать. Оставшиеся проценты зависят от нашей персоны. Какой бы партнер рядом с нами ни был, отношения с ним отражают нашу собственную персону со всеми ее реальными качествами. И если ум напряженно кипит от страхов и общего недовольства жизнью, все это неизбежно будет окрашивать и отношения.

Поэтому нет особого смысла идеализировать верность и осуждать измену. Пока мы не знаем себя, не понимаем, чего хотим и толком не осознаем, о чем переживаем, нестабильность в отношениях – это закономерное следствие, от которого никак не отвертеться. И никакие искусственные ориентиры делу не помогут. Лучшее, что можно сделать – перестать гоняться за красивыми идеалами и честно принять, что отношениям мы еще учимся, буквально на ходу в «боевых» условиях, и поэтому ошибки и просчеты – не какой-то личный крах, а необходимый для душевного взросления практический опыт.

Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. "Верность и измена".







Верность и измена - это два сложных социальных концепта, которые имеют огромное значение для человечества.
Верность, как мы понимаем, является положительной характеристикой. Измена, в свою очередь, наделена отрицательной коннотацией.

Стоит рассматривать верность и измену не только в призме любовных отношений двух людей. Эти концепты универсальны.

Верность - морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности - измена.
"Верность - это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. Похожие качества: посвящённость, неизменность, твёрдость, непоколебимость. Противоположности: вероломство, предательство, неверность, измена, коварство.

Синонимы: преданность, постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность, правильность, безошибочность, справедливость, достоверность; любовь,; несомненность, непогрешимость, правоверность, приверженность, бесспорность, очевидность, доподлинность, самоочевидность, надежность, неискаженность.


Измена - нарушение верности кому- или чему-либо.
Синонимы: предательство, вероломство, неверность; блуд, штрейкбрехерство, супружеская неверность, нож в спину, прелюбодейство, прелюбодеяние, отступничество, адюльтер.

Комментарий ФИПИ: "В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте ".

Так как эти понятия довольно широкие, рассмотрим их в разном контексте.

1. Верность/ измена в широком смысле.

3. Верность (измена) Родине, государственному долгу

4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.

5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.

6. Верность животных своим хозяевам.

Цитаты для итогового сочинения по направлению "Верность и измена".




1. Верность/измена.

Доверие - признак мужества, а верность - свидетельство силы. (Мария Эбнер Эшенбах)

Измену простить можно, а обиду нельзя. (А. Ахматова)

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить? (Конфуций)

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит. (Август Платен)

Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё. (Сенека)

Только один раз мы теряем жизнь и доверие. (Публилий Сир)

Постоянство - основа добродетели. (О. Бальзак)

Хранить верность - это достоинство, познать верность - это честь. (Мария Эбнер-Эшенбах)

Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)

Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак)

Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других. (Ф. Ларошфуко)

В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (Высоцкий В. С.)

Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)

Читатели могут изменять писателю сколько угодно, писатель же должен быть верен читателю всегда. (У. Х. Оден)

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. (Ф. де Ларошфуко)

Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.
(Ф. де Ларошфуко)

Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Тацит Публий Корнелий)

2. Верность/ измена в любовной сфере.

В требовании верности - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт (О. Уайльд)

Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. (А.П. Чехов)

Люди часто изменяют ради честолюбия, но потом уже никогда не изменят честолюбию ради любви. (Ф. де Ларошфуко)

Постоянство - это всегдашняя мечта любви. (Вовенарг)

Любят тех, кто собирается предавать, но ненавидят уже предавших. (Дм. Аркадий)

Нельзя надеяться на женскую верность; счастлив, кто смотрит на это равнодушно. (А.С. Пушкин)

Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае - вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой. (Стендаль)

Основа любви, первейшее её условие – вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)

3. Верность/измена Родине, государственному долгу.

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. (Н.Г. Чернышевский)

Существует только одно преступление, которое не искупается, - это измена своему государству.Родину нельзя изменить, ее можно только предать. Человек, истинно любящий Родину, всегда знает ей цену… Чтобы высказать свое мнение, не обязательно быть известным человеком... (Е.В.Гущина)

Невежество, эгоизм и предательство – вот три непримиримых врага патриотизма. (Гарегин Нужде)

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество. (Ф.М. Достоевский)

Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны. (Гюго В.)

Разве от себя убежать возможно, родину бросив? (Гораций)

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».(С.А. Есенин)

Долг каждого – любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)

Я понимаю верность как верность родине, а не ее учреждениям и правителям. Родина - это истинное, прочное, вечное; родину нужно беречь, надо любить ее, нужно быть ей верным; учреждения же - нечто внешнее, вроде одежды, а одежда может износиться, порваться, сделаться неудобной, перестать защищать тело от холода, болезни и смерти. (М. Твен)


4. Верность /измена по отношению к другу, товарищу и т.д.

Будь верен тому, кто верен тебе. (Плат)

И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения счётов. (Д.Б. Шоу)

Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому что от него этого меньше ожидаешь. (Этьен Рей)

Измена другу - преступленье

Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега)

Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельман)

Наполовину друг - предатель вполовину. (В. Гюго)

Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)

Преданный тебе - это друг; преданный тобой - враг. (А. Наданян)


5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям и т.д.

Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)

Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир)

Если ты утаил правду, скрыл её, если ты не поднялся с места и не выступил на собрании, если выступил, не сказав всей правды, - ты изменил правде. (Дж. Лондон)

Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она. (А.С. Пушкин)
Слово «верность» принесло много вреда. Люди приучились быть «верными» тысяче несправедливостей и беззаконий. Между тем им следовало быть верным только себе, и тогда они восстали бы против обмана. (М. Твен)

Предатели предают прежде всего себя самих. (Плутарх)

6. Верность животных своим хозяевам.

Белый Клык не любил Серого Бобра - и все же хранил верность ему наперекор его воле, его гневу. Он ничего не мог с собой поделать. Таким он был создан. Верность была достоянием породы Белого Клыка, верность отличала его от всех других животных, верность привела волка и дикую собаку к человеку и позволила им стать его товарищами. (Дж. Лондон)

Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки. (А.П. Чехов)

Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. (Г. Троепольский)

Немало уже написано о собачьей верности, но никто, кажется ещё не сказал, что верность - это счастье. Кто служит тому, кого любит, тот уже получает свою награду. (Л. Ашкенази)

Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это. В бескорыстной и самоотверженной любви зверя есть нечто, покоряющее сердце всякого, кому не раз довелось изведать вероломную дружбу и обманчивую преданность, свойственные Человеку. (Э. А. По)

ИЗМЕНА

"Любовницы усваивают свой урок - урок краденой любви"

Если вас бросили, вам изменили, значит вы недодали человеку то, что ему необходимо. Можно это оспорить типа: «столько много для него (неё) сделано, а никакой благодарности!». Значит это «много» было не тем, что было необходимо человеку, значит ваши труды были впустую, значит он нашёл это в другом месте. И это вовсе не означает, что вы сами плохи, совсем нет!!! Просто каждый хочет жить по-своему красиво, достойно, комфортно и спокойно, и вы тоже этого хотите, но если вы вместе, то получает только один за счёт другого, потому возникает конфликт. Отсюда и измены, причем не только мужчины изменяют, но женщины. Всё это происходит потому, что выбор партнёра делается хаотично, лишь по внешним признакам и ощущениям. Когда идёт романтичный период свиданий, то каждый из партнёров показывает все свои лучшие качества которые в нём заложены. Причём оба. Но когда настаёт период совместного проживания или проходит более длительное время общения, когда становится само собой понято, что создана пара «как семья», вот тут начинают все расслабляться и наружу вылезают те качества, которые прятались очень тщательно. И оказывается, что есть много такого, что раздражает при общении. Кто-то пытается жить по-новому, кто-то продолжает жить «в таком же духе» не меняясь... И выясняется, что люди совсем друг друга не знают!!! Зато как красиво встречались и гуляли когда-то!

И не надо только внушать себе, что он (или она) единственные!!! Чушь! Это самообман! Не окружайте себя людьми несущими разрушение вашей судьбы и жизни. И только не надо говорить, что с кем-то и почему-то нельзя расстаться! Чушь!!! Это проявление слабости и трусости. Действительно крепкий брак невозможно разрушить извне. Он даёт трещину только по своим внутренним причинам, и тогда в трещину может проникнуть новое чувство.

Существуют определённые типы мужчин и женщин, которые как бы сами толкают своего супруга к изменам. Таковы женщины с сильным характером и волей, особенно если это проявляется деспотически. Мужья таких жён неосознанно ищут антиподов-женщин несколько слабовольных и капризных; в этом проявляется скрываемое от самого себя задетое самолюбие. К изменам толкают также необоснованная подозрительность или эгоцентризм одного из супругов.
Ссоры, обиды , непонимание, измена - всё это производные, следствие неверного фундамента взаимоотношений, когда в основании их лежат навязанные обязанности, долг.

Там, где есть любовь, измены, в принципе, не может быть. Помня о том, что высшее проявление любви есть предоставление полной свободы любимому, нужно учитывать и его состояние сознания: что такое свобода и верность в его понимании.

Только истинная любовь может дать истинную свободу.
Чувства обиды, недовольства, измены, обмана, предательства, немедленно уходят и исчезают, когда человек начинает жить душой, ведь душу невозможно обмануть, предать, унизить, как нельзя ударить небо, порезать воду, обидеть камень. Сама вечность присутствует в человеке. Ум всех обязывает, всё расставляет, всех наделяет, каждому советует, каждого напутствует, от всех требует, и создаёт основы для негативных переживаний. И потому людям вновь и вновь даётся испытывать обиды, поражения, предательства, измены, пока не будет достигнут предел, когда человек скажет себе:
"Довольно, что-то здесь не так. Нужно наконец остановиться и задуматься, как выйти из этого замкнутого круга".
Сама боль более всего заставляет человека, вынуждает его подняться к более высоким основам мироздания, где нет места ни боли, ни слезам, ни горечи.

Подлинные чувства нельзя очернить, истинную любовь невозможно унизить, настоящую искренность нельзя предать, душу в её божественной чистоте нельзя омрачить.

Любовь есть Бог, а человек есть храм,
Пусть жизнь его подчинена ветрам,
Когда ж любовь зажжёт в душе огонь,
Блудить не будет по чужим кострам.
© В. Странник
См. Ревность и прелюбодеяние .

В каких ситуациях мужчины и женщины идут на сближение вне пары?
Чаще всего «уходят налево» мужчины, но не намного чаще, чем кажется на первый взгляд. Американская статистика говорит, что своим партнёрам «изменяют» 70% мужчин и 50% женщин. Женщины всё делают значительно тоньше и стараются не афишировать подобные поступки. Слово «измена» я взял в кавычки, потому что оно не отражает истинного смысла ситуации. В действительности человек может изменить только себе, своей сути. И это происходит тогда, когда он идёт путём нелюбви. И чаще всего люди изменяют себе именно в браке, живя без любви и «выполняя супружеские обязанности».

Общей чертой всех людей, оказавшихся в «треугольнике», является наличие малых и больших внутренних проблем в самих себе. Это аксиома и если кто-то попытается найти доказательства обратного, то эти доказательства рассыпаются под более пристальным взглядом.

Например, некоторые мужчины входят в треугольник из-за соперничества с другими мужчинами. Они стараются победить мужа или другого мужчину, с которым встречается женщина, и это определяет их интерес к женщине. И часто, когда они добиваются успеха, страсть пропадает. Не реализовавшись в жизни, они так самоутверждаются перед другими мужчинами.

Самоутверждение часто является причиной многочисленных сексуальных связей как для мужчин, так и для женщин . Некоторые мужчины только этим и могут утверждаться в собственных глазах и в обществе. Они тем самым скрывают страх быть отвергнутыми и хотят иметь в запасе «отходные» варианты. Это уже становится свойством характера – так мужчина чувствует свою значимость в этой жизни, так он получает положительные эмоции самоуверенности.

Очень много «левых» ситуаций возникает с «синдромом мамы». Если в мужчине сформировался в детстве образ «плохой мамы», то он старается искать женщину с противоположными качествами, а потом, убедившись в том, что и в этой женщине есть черты мамы, пытается найти другую.
И образ «хорошей мамы» тоже может вызвать много вариантов, при которых жена ему становится неинтересной.

Вообще мамы, как правило, в сыновьях закладывают много проблем, в том числе часто способствуют рождению любовных треугольников. Отдавая всю свою любовь сыну, мать воспитывает в нём эгоизм по отношению к женщинам, и он будет испытывать потребность в постоянном обожании. Даже мама и бабушка, соперничая в любви к ребёнку, могут заложить в нём постоянное стремление к треугольнику. Он получает наслаждение, когда за него борются две женщины.

Стремление к новому , к тайне также может увлечь мужчину. Энергия творца требует выхода, а низкий уровень сознания не видит ничего другого, как поиск нового в другой женщине.
Возраст также может сыграть свою роль. Выражение «седина в бороду – бес в ребро» говорит о том, что мужчина в пожилом возрасте борется с наступающей старостью, таким образом протестуя против однообразной жизни, рутинных семейных отношений. Но здесь, увлёкшись, мужчина может пойти до конца и часто готов полностью изменить надоевшую форму отношений. Как всегда в этой ситуации ответственны оба, допустившие застой в отношениях, а претензии выставляют только мужчинам.
В молодом возрасте треугольники могут возникать из-за сильной, неудовлетворённой сексуальной потенции, реакции на красивую женщину, неопытности жены в сексуальных отношениях.

Большой процент мужчин завязывают связи на стороне в отместку из-за явной или кажущейся измены жены. Мщение бывает и за то, что она не ценит и не ласкает (а другая оценила, согрела), за унижение со стороны женщины.

Женщины также становятся инициаторами любовных треугольников довольно часто. Чаще всего романы заводят для самоутверждения по тем же причинам, что и мужчины. Они стремятся почувствовать, что они любимы. Нередко идут на это в виде мести за измену мужа или из-за плохих отношений в семье. В последнее время всё больше женщин вступает в «треугольные отношения» из-за карьеры, для решения материальных вопросов. С возрастом у женщины может проснуться нерастраченный сексуальный потенциал, а муж не в состоянии удовлетворить её потребности.
Но основные причины увлечений на стороне нужно искать глубже: в детстве, в юности, в поведении родителей и в непонимании смысла жизни и семьи.

В 1950-е годы девушки мечтали выйти замуж за «профессию», за инженера или офицера; в 60-е - за физика с учёной степенью; в 70-е - за номенклатурного работника; в 90-е они стремятся выйти замуж за «образ жизни». Сейчас для многих брак означает жизнь в отдельном доме, поездки за границу, автомобиль, визиты в салон красоты. И в этом нет ничего плохого, если бы не забывали про любовь. А чаще считают, что можно без неё и обойтись.

И мужчины не только соглашаются с этим, но и покупают женщину. Они выбирают не столько любящую и любимую, сколько ту, которая его устраивает. У покупающего зачастую срабатывает комплекс хозяина со всеми вытекающими последствиями. Прагматизм и расчёт вторгаются в семейную жизнь.
Иногда муж и жена начинают исповедовать свободу друг от друга, от взаимной ответственности. На этой почве любовные треугольники и более сложные фигуры растут, как грибы после дождя.

Ничего нет зазорного в том, что девушка хочет выйти замуж за обеспеченного человека, а мужчина выбирает невесту по определённым параметрам. Но за этим должны стоять цель раскрыть любовь, уверенность, что они смогут бесконечно развиваться, преодолевая буквально все преграды! В таком случае любая пара может стать счастливой!
Некоторые женщины всю жизнь ждут, ищут мужчину, который отвечал бы их требованиям. Женщина не сможет найти то, что ей нужно до тех пор, пока она сама не «родит» себе мужа! То есть, раскрывая в себе женственность, любовью и мудростью она сможет раскрыть и мужчину, причём такого, который ей нужен. Изменяясь сама, она будет «вынашивать» и мужчину. Поэтому говорят, что когда жена для мужа является сестрой (то есть понимает его, как себя), любовницей (то есть умеет любить) и матерью, то тогда рождается мужчина и создаётся счастливая семья...

Рассмотрим случай возникновения у женщины интереса на стороне. Это не так редко, как кажется на первый взгляд. Просто женщины, имея большую ответственность перед семьёй, большую мудрость, или больше страхов, часто не идут на сближение, или делают это очень тонко. Итак, женщина, уставшая от нескончаемых семейных и производственных забот, уже забывшая внимание мужа, которое он проявлял до свадьбы, вдруг получает знаки внимания от постороннего мужчины. Он видит в ней женщину, оценивает её красоту и другие качества, говорит комплименты, дарит цветы и подарки... Она снова чувствует себя Женщиной. (А может быть, и первый раз в жизни! Ведь многие, прожив жизнь, так и не испытали в свой адрес подобных отношений.) Что это – искушение или подарок судьбы? А если ещё возникают более тёплые чувства, и они начинают расти, и превращаются в любовь? Как ей быть в этой ситуации?

Интерес на стороне есть знак: необходимо улучшить семейные отношения! Если этот знак понят и принят к исполнению, то пара от этого только выиграет. Часто люди пропускают этот важный момент и не поворачиваются лицом к семье, к своей половине, и тогда ситуация развивается дальше: интерес всё настойчивее, создаются соответствующие обстоятельства для близости, и далее всё нарастает лавинообразно. Как говорится, если камешек не уберёшь со скалы, то породишь лавину. Интерес на стороне может возникнуть и в том случае, когда женщина хранит внутри себя какой-то идеал мужчины, рождённый образом отца или созданный под влиянием литературы, фильмов, детских впечатлений. В таком случае, в любой момент может возникнуть необъяснимое влечение к мужчине, которое способно привести к большим проблемам.

Исключительно важно научиться уважать противоположный пол. Часто здесь есть трудности, вызванные разными причинами: родовыми проблемами, отношениями в семье, негативным восприятием отца, собственным отрицательным опытом. Необходимо учиться видеть в каждом мужчине и в каждой женщине хорошие качества. Чем больше вы их видите и чем глубже чувствуете суть человека, тем лучше. Таким образом происходит замечательная работа души, а также преобразуется Мир вокруг. Каждый такой шаг приближает к решению личных задач.

Любите ! Анна Ахматова в разговоре о знаменитых донжуанах и о тайнах мужского успеха заметила: «Вы думаете, женщины любят красавцев? Или героев? Они любят тех, кто ими занимается!». Это же относится и к женщинам. Мужчины любят тех, кто ими занимается!

Любви не добиваются! Ради любви действуют для того, чтобы взлететь вдвоём! Но для этого необходимо уметь летать самому и расправить крылья любимому человеку. Это может сотворить мудрая, творящая любовь.

ВЕРНОСТЬ

Верность нельзя связывать только с сексуальной жизнью. ВЕРНОСТЬ - это прежде всего единство разных взглядов . Супруги развиваются вместе и вместе меняют взгляды. Когда отсутствует духовное согласие, тогда супруги не в состоянии жить принимая взгляды друг друга без претензий, обид и желания переделать ближнего. Духовное расхождение ведёт к материальному расставанию.

Часто ли мы ценим верность. Истинную любовь мы начинаем ценить, лишь когда отведаем горьких плодов неверности. Так мы учимся.

Если мы хотим общаться без конфликтов с людьми, то нужно найти способ признать их идеи . В этом случае, когда мы станем высказывать свои идеи, другим будет легче признать их. Люди никогда не смогут жить в мире, пока не будут мирно сосуществовать их идеи. Принять идеи другого человека, даже если мы не согласны с ними, - значит выразить ему уважение. Чтобы жить в мире, необходимо видеть то, что связывает нас с другими людьми, а не то, что нас разделяет. Всегда давайте другому человеку пространство для того, чтобы быть иным. Тогда вы не будете избегать близости с ним.

Если вы увидите то, что вас связывает, то вы станете уважать ваше несходство. Если вы увидите то, что вас разделяет, вы будете пытаться преодолеть эти различия. Попытка преодолеть различия неизменно терпит неудачу. Это происходит оттого, что различия полезны для нашего духовного развития.

Если вы чувствуете, что должны стать похожими на другого, дабы он принял вас, или ему надо походить на вас, чтобы вы его приняли, значит, вы пытаетесь «преодолеть» различия. Пусть различия остаются. Вам надо принимать себя таким, какой вы есть, так же как и его. В ваших сердцах сохраняется мир. Всё прекрасно.

Человека нужно принять целиком, такого, каков есть,- без расчёта на кардинальные переделки.
Человека делает добрее, умнее, сильнее, возвышеннее не нотации, скандалы, нравоучения, а САМА великая Энергия ЛЮБВИ.

"Стерпится - слюбится"

Муж относится к жене как к собственности, и видит только её тело, а не личность. Кем пользуются, как вещью, у того на душе копится обида. Если это долго продолжается, то она становится бесчувственной и холодной и живёт лишь по принципу: как есть, так и есть, главное, при муже и без скандалов. Постепенно для мужа жена как бы перестаёт существовать.
От мужчины требуется одно - чтобы он ценил и уважал ту женщину, которая его любит. У женщины больший запас терпения, чем у мужчины, она может долго страдать и мучиться, но в конце концов и её сдержанности может не хватить. В один прекрасный день в лучшем случае она может уйти от своего мужа, который её не оценил.

Использующий слова «измена», «предатель», пусть скажет о себе, что он – «пособник предателя», что он создал «условия для измены» и несёт полную ответственность за случившееся.

Единственно возможная верность - это верность себе . Дело в том, что невозможно быть верным кому-то или чему-то вне самого себя, и если мы будем сильно стараться в этом преуспеть - то лишь ущемим собственную свободу.

В каждом из нас есть внутренний мужчина и внутренняя женщина. Всё что внутри отражается вовне.
Если женщина верна своей внутренней женщине, то и внешний мужчина будет верен ей. Наружный партнёр играет роль зеркала (см. Взаимоотношения как зеркало).
Следовательно, когда говорят, что муж должен быть верным, подразумевается, что вы сами должны быть верны своей внутренней женщине . Здесь подразумевается некоторый внутренний союз, точнее, нерушимая верность по отношению к своей внутренней женщине (см. Женственность).

Что значит быть неверной своей внутренней женщине? Это значит забывать про свою женственность, забывать ухаживать за собой, забывать любить себя как женщину... С кем или чем можно изменить своей внутренней женщине?А изменить можно с работой, бизнесом, интернетом, играми, увлечениями и поведением не свойственными женственности (много курить, выпивать, ругаться матом, одеваться по мужски...). Женщины не должны подражать мужчинам, иначе они становятся жертвой напряжения, характерного только для мужчин. Это напряжение заключается в борьбе, которую мужчина ведёт сам с собой, пытаясь из избалованного маленького мальчика, восстающего против роли матери, превратиться в настоящего мужчину.

Довольно распространено заблуждение, что мужчина всегда уходит к более молодой, к более красивой. Чаще совсем не так. Практика показывает, что многие мужчины уходят туда, где видят в нём личность, а не собственность, где его понимают и где звучит большая женственность. Если эти вопросы в семье решены, то мужчина никуда не уйдёт.
Можно стать настоящей женщиной лишь в том случае, если вы будете постоянно сотрудничать со своим внутренним мужчиной, а не быть поглощённой им.

Женщина может иметь своё собственное дело или даже быть премьер-министром, подобная роль лишает её возможности полностью реализовать свой женский потенциал. Быть руководителем или премьер-министром - значит принять на себя мужскую роль по отношению к бизнесу или к стране. В большинстве случаев женщина-руководитель или премьер-министр - это лишь публичная фигура, а на самом деле ею руководит внешний или её внутренний мужчина. Чаще всего такие женщины негативно относятся к мужчинам нетрадиционной ориентации и снисходительно или положительно к женщинам нетрадиционной ориентации. Вы можете быть самой могущественной и влиятельной женщиной в мире, но любой мужчина в вашей жизни, какой бы силой он ни обладал, будет по отношению к вам играть роль женщины, если только вы не уступите ему лидерство, не будете следовать предназначению и поддерживать его. В противном случае вас ждёт застой и бесплодие, битва полов или, что ещё хуже, обмен ролями.

Как часто женщины приходят в недоумение от того, что их мужья, возвратившись с работы и чмокнув их в щёчку, тут же зарываются носом в газету или безотрывно смотрят телевизор до самой ночи. Эти женщины не сумели понять того, что для мужчины не может быть ничего худшего, чем отсутствие возможности делиться. Подобно охотнику, с удовольствием делящемуся добычей со своими домочадцами, мужчина любит делиться своими победами и поражениями...

Женщинам нужно уметь использовать всех "внешних" мужчин, встречаемых на их пути, в качестве зеркала, чтобы понять как они сами относятся к своей внутренней женщине. Из-за того, что нам невероятно трудно видеть себя объективно, всем нам необходимо физическое зеркало.

Если человек хочет больше чем ему нужно для его развития, то добившись этого, он ворует энергии у Вселенной, и Вселенная будет вынуждена ответить ему.

Измена может быть связана и с воровством . Жена сначала крадёт время (внимание, любовь) предназначенное мужу, слишком отдаваясь воспитанию детей (см. Избыток материнской любви), либо тратит время на себя (Когда уделяют слишком много внимания себе, то тут тоже могут возникнуть проблемы), то тогда она может притянуть к семье женщину, которая украдёт у неё мужа, либо спровоцировать какую-то женщину (часто такой провокации поддаются подруги) на данное воровство.

К женщине может привлечь женатого мужчину не только любовь, но и чувство зависти, либо жалость (она же высокомерие, так как того к кому испытывают жалось считают слабым, несчастным)...
Зависть порождает воровство. Завистливый хочет отобрать у другого то, что делает того лучше него (счастливее его, материально обеспеченнее его...), с тем, чтобы, в свою очередь, стать лучше другого. Завистливая любовница (при этом она не видит своей зависти, а называет свои чувства любовью) крадёт мужа у жены.
В любом случае любовница должна стать маяком и вывести всех из застоя на другой уровень отношений.

Любовный треугольник – это своеобразная школа. Эта школа для всех сторон «треугольника», и «пострадавшая» сторона также должна извлечь уроки, а может быть, и наиболее важные. В том числе необходимо почувствовать и свою ответственность за случившееся.

Пройдя через «треугольник», необходимо стать другим человеком, раскрыть себя и на основе этого сделать отношения в семье другими – все участники должны получить развитие.

Если женщина будет верна своему внутреннему мужчине, то ей будут верны все женщины (мать, бабушка, подруги, дети женского пола) встречаемые на её пути.

Если мужчина изменяет своему внутреннему мужчине, то ему изменит его внешняя женщина.
Мужчина может быть настоящим мужчиной лишь в том случае, если он постоянно сотрудничает со своей внутренней женщиной. Всё это предполагает необходимость разумного сотрудничества. Если вы не знаете, что такое сотрудничество с вашей внутренней женщиной, научитесь сотрудничать с внешней женщиной. Если хотите узнать, что значит быть настоящим мужчиной, изучите свою полярную противоположность - женщину своей жизни. Здесь нет альтернативы. Вот почему вам никогда не понять себя, пока вы не изучите свою полярную противоположность; и вы никогда не поймёте, что такое ваша внутренняя женщина, пока не начнёте изучать внешнюю женщину, - ведь вы не можете судить о собственной внешности, не воспользовавшись зеркалом.

Любой человек, привлекший наше внимание, показывает определённые аспекты нас самих. Все окружающие нас люди важны для нас! Они оказались в нашей жизни не случайно, а это значит, что их поведение указывает нам на что-то, относящееся непосредственно к нам. Если вы видите, что ваш сотрудник крадёт украдкой мелочи из офиса, а сами вы в жизни ничего не украли, спросите себя: "А что краду я?" Возможно, окажется, что вы крадёте время у своей семьи, слишком отдаваясь работе.

Женщина показывает мужчинам аспекты непознанного, на которых они должны сосредоточиться прямо сейчас. А потому вместо того, чтобы кричать на свою жену из-за того, что та говорит непонятные для вас вещи, поймите, что она пытается привлечь ваше внимание к образовавшемуся у вас пробелу в знании.

Самый лёгкий способ выбрать верное направление - начать изучать собственное поведение. Составьте список всех тех случаев, когда вы используете внешних женщин как зеркала, в которых отражается ваше поведение, если вы отказываетесь сотрудничать с ними. Доведя это упражнение до конца, вы будете изумлены той лёгкостью, с которой откажетесь от всяческих упрёков в чей-либо адрес, и особенно - в адрес женщин. Ведь то, на что вы прежде смотрели как на особенности поведения других людей, на деле оказалось вашей собственной неспособностью к сотрудничеству с ними.

Мужчинам нужно уметь использовать всех "внешних" женщин, встречаемых на их пути, в качестве зеркала, чтобы понять как они сами относятся к своему внутреннему мужчине.
Допустите женщину в свою жизнь. Мужчины часто забывают, что для того, чтобы быть цельными они должны впустить в свою жизнь женщину. Ведь если вы не являетесь цельной личностью, как сможете вы быть цельным мужчиной? А потому, когда вы отчаянно пытаетесь сосредоточиться на своей работе, а жена не перестаёт щебетать у вас над ухом о домашних заданиях сына, не просите её замолчать и оставить вас в покое! Отложите работу, прислушайтесь к её словам. Уверяю вас, всё то, что она говорит, так или иначе важно также и для работы, которой вы занимаетесь в этот момент!
"Впускать женское" означает стремиться к нему прислушаться, но не для того, чтобы доказать женщине её неправоту, а учитывая тот факт, что она, будучи вашей полярной противоположностью, показывает вам другую сторону медали. Всегда помните о том, что не существует такой вещи, как медаль с одной стороной. У медали всегда должно быть две стороны! Но ещё более важно то, что, впустив женщину в свою жизнь, вы начнёте прислушиваться к своим собственным внутренним ощущениям, а не только к обычным логическим мудрствованиям!

Никто из нас не сможет узнать весь свой потенциал, если не станет сотрудничать с обоими полюсами собственного осознания.

Странные мы существа, не правда ли? Мы с готовностью взваливаем на себя бремя чужих убеждений, а потом жалуемся на то, что жизнь - это непосильная ноша! Мы позволяем другим людям управлять своей жизнью, а потом удивляемся тому, что постоянно врезаемся в кирпичную стену. Мы боимся встретиться лицом к лицу с другими и самими собой. Мы упрямо отстаиваем чужие ценности и, вместо того, чтобы сменить их, ищем оправдания тому, что каждый раз при ударе о кирпичную стену у нашей жизни отваливаются колеса!


Copyright © 2015 Любовь безусловная

Рассмотреть антитезу «любовь-измена» можно и под другим углом. Верность и измена в отношениях между людьми. Здесь уместно привести аргументы не только из отечественной литературы.

Обратимся к трагедии В. Шекспира «Гамлет ». Имена друзей-предателей Гильденстерна и Розенкранца уже давно стали символом вероломства. Решиться на обман принца Гамлета было не так уж трудно, когда измена оплачена. Размышления главного героя о собственной судьбе также связаны с рассматриваемой проблемой, ведь перед принцем неразрешимая дилемма: остаться верным памяти отца, выполнить его просьбу и отомстить, либо уподобиться изменщице-матери и жить, закрыв глаза на правду. Сомнения и метания Гамлета находят свое воплощение в известном монологе:

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Свой выбор принц все же делает. Окруженный изменниками Гамлет идет до конца, чтоб вывести вероломных на чистую воду.

Не менее яркий пример измены в дружбе рисует А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо ». Эдмон Дантес, преданный друзьями, через всю жизнь пронес мысль о мести, о возмездии. Но герою не чужда справедливость. Верный другу капитан Моррель получает неожиданную помощь в самую трудную минуту. Его семья, оказавшаяся на грани разорения, снова получает возможность жить безбедно, спокойно, не уронив ни чести, ни достоинства.

Примеры верной дружбы в зарубежной литературе должны быть знакомы школьникам. Здесь и герои романа А. Дюма «Три мушкетера », и команда «Дункана», посвятившая себя поискам капитана Гранта (роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта »), и многие другие произведения.

Верность и измена в любви

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы »).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.



Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

(Татьяна. А.С. Пушкин «Евгений Онегин »).

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин " содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости.

По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда-то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным.

Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна: «Я вас люблю (к чему лукавить?). / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.



«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени »)

Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь?

Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».

Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи тем не менее постоянно неверным в отношениях с женщинами.

«Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза »)

Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир »).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все-таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Темные аллеи »).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту».

А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита »).

Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери . «Божественная комедия »).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись Обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта »).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из таких произведений, как «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии» М. Горького; «Анна Каренина» Л. Толстого; «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» А. Куприна; «Сотников» В. Быкова; «Тихий Дон» М. Шолохова и др.

Похожие публикации