Роль и обязанности матери в воспитании и развитии ребенка. Роль матери в воспитании детей

Роль матери основана на биологических особенностях, системы идеологических ценностей и модели поведения взятой из окружающей социальной группы. Права и обязанности материнства определяет общество и культурное наследие.

Роль матери для ребенка

Именно мать влияет на поведение людей в обществе, но прежде всего она оказывает влияние на поведение детей. С момента рождения ребенка значение матери важно для правильного развития, материнская забота основана на любви и доверии, укрепляет чувство собственного достоинства. Качество отношений между матерью и ребенком определяет умственное и эмоциональное развитие, а отсутствие тесной связи с матерью приводит к серьезным последствиям, например к хронической депрессии и склонностью к асоциальному поведению в будущем.

Мать является главным человеком в жизни ребенка независимо от его возраста и важность матери пропорциональна возрасту ребенка, так, чем беспомощней малыш, тем больше он нуждается в ее присутствии. Мать заботится о домашнем хозяйстве, отвечает за создание эмоциональной атмосферы в доме, поддерживает семейные связи и традиции. Кроме того, ребенок учится у матери регулироваться свое поведение, проявлять чувства и эмоции, понимать окружающих через эмпатию. Ребенок стремиться понравится матери, копируя ее поведение и отношение к другим людям.

Роль матери в глазах общества

Роль матери в обществе постоянно меняется и зависит от множества факторов. Например, роль матери-одиночки существенно отличается от матери, у которой есть муж, также отличаются материнские роли в зависимости от того, работает женщина или занимается домашним хозяйством. Понятно, что у одинокой мамы меньше времени на общение с ребенком и больше ответственности перед малышом, она должна все успеть – накормить, отвести, поиграть, приготовить и успеть на работу.

Однако не меняется понятие матери, как первого человека влияющего на развитие и воспитание, поэтому общество так требовательно к ней, вне зависимости от ее социального положения. Каждая мама в глазах общества – воспитатель-педагог, хранительница домашнего очага и человек, который обслуживает потребности семьи.

Как все успеть

Удовлетворить желания общества не всегда возможно, так что не надо рвать на себе волосы, чтобы стать идеальной для всех. Достаточно быть лучшей для своего ребенка. Поцелуй перед сном, беседа о прошедшем дне, прогулка в парке на выходных и совместные игры сделают жизнь ребенка более наполненной воспоминаниями о материнской заботе. Главная задача, сделать детство ребенка как можно более комфортным, не обделенным вниманием и любовью.

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними -- особенно в раннем возрасте ребенка -- обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель -- успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу -- большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности -- добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей -- установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение -- девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5--6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой -- знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути -- весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей -- естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Наверное, самая важная и сложная задача в жизни матери - это достойно воспитать своего ребёнка. Как часто мамы по незнанию допускают ошибки, которые порой невозможно исправить. Чему и как следует учить матерям своих детей?

Каждому ребёнку в любом возрасте нужно ощущать, что он кому-то принадлежит. Если у ребёнка хороший эмоциональный контакт с матерью, если он чувствует себя в безопасности и уверен, что о его нуждах позаботятся, у него разовьются стабильный характер и хорошие представления о себе самом. Эта истина была доказана целым рядом научных экспериментов. Доктор Гарри Харлоу изучает маленьких обезьянок, которых воспитывают куклы, сделанные из махровой ткани. В руки этих кукол вкладывают бутылочки с молоком для обезьяньих детёнышей. Хотя обезьянки получают хорошее питание, они не ощущают настоящей родительской любви и ласки, поскольку рядом с ними нет матерей, которые бы крепко обнимали их. Вырастая, эти обезьянки не способны спариваться и демонстрируют причудливые ужимки и манеры, похожие на те, что можно увидеть у людей с психическими расстройствами.

Семья - это первая школа ребёнка, а мама - его первая учительница. Ученик доверяет хорошей учительнице и не считает нужным всё время перепроверять получаемую от неё информацию или сомневаться в ней. Один из первых уроков, который нужно усвоить ребёнку, заключается в том, что он может полностью положиться на свою мать и доверять ей. Матери всегда следует выбирать тот урок, который она желает донести до сознания ребёнка, и она должна проявлять при этом ничуть не больше эмоций, чем учительница в классе. Однако не следует ругать ребёнка, что-то доказывать ему, пилить или наказывать его. Отношение матери к непослушному чаду можно выразить такой фразой: «Я слишком сильно тебя люблю, чтобы позволить тебе вести себя таким образом».

Одна из задач матери - следить за развитием способностей ребёнка. Перед ребёнком нужно ставить большие задачи, помня о том, что он живёт не просто для собственного удовольствия, но обязан использовать свои таланты и способности на благо общества.

Мать также несёт ответственность за физическое развитие ребёнка. Поскольку она планирует дневной рацион и готовит еду, ей нужно иметь элементарные знания в области здорового питания, физиологии и образа жизни. Когда все члены семьи отличаются хорошим здоровьем, это служит доказательством того, что мать хорошо справляется со своей работой семейного диетолога.

Наконец, мать обязана внушать ребёнку, что он сотворён по образу Божьему, и его долг - с Божьей помощью и по мере своих способностей наилучшим образом отражать этот образ.

Хотя роль матери важна, но роль жены в каком-то смысле ещё важнее. Жена, ставящая ребёнка выше мужа, скорее всего, добьётся того, что муж станет считать себя заброшенным, а неудовлетворённый муж может возненавидеть любого ребёнка, поскольку тот занимает первое место в жизни его жены. Когда женщины считают, что они, в первую очередь, жёны и только потом матери, тогда они обогащают собственную жизнь, а также жизнь своих мужей и детей.

Жене также нужно понять и другую фундаментальную истину: мужа нужно принимать таким, какой он есть, и не пытаться изменить его. Попытки изменить мужчину, как правило, оборачиваются нудным брюзжанием, создающим напряжённую обстановку в семье. Жене следует сосредоточиться на добрых качествах мужа, восхищаться им, высоко оценивать его физические, умственные и духовные качества. Говорите своему мужу, каким симпатичным, элегантным и замечательным он вам кажется. Будьте для него самой надёжной моральной опорой и сделайте дом приятным местом пребывания, тихой гаванью, в которой он может отдохнуть после треволнений рабочего дня. Так у мужчины будет больше желания проводить свободное время в семье. Мужчина при всём желании не может испытывать нежных чувств к женщине, которая постоянно критикует его или предлагает ему измениться.

Статья подготовлена по книге
Нэнси Ван Пелт «Искусство быть родителем»

Эта книга открывает читателю эффективные принципы общения с детьми всех возрастов, способствующие созданию доверительных отношений в семье. Родители, у которых найдётся время познакомиться с этими принципами, понять их и применять на практике, будут обильно вознаграждены, с удовольствием глядя на своих взрослеющих детей.

Содержимое

Мама и ребенок настолько тесно связаны, что часто в первые годы жизни малыша они воспринимаются как единое целое. Часто можно услышать от мам - мы поели, мы нарисовали, мы пописали.

Мама ухаживает за ребенком, кормит его грудью, прижимает во сне, защищает и оберегает свое дитя. А также учит всему, что пригодится ребенку для выживания и обретения стабильности в мире.

Это и есть воспитание. В статье мы рассмотрим, в чем конкретно заключается мамино воспитание, какие мифы нужно отбросить и как влияет мамин подход к вопросу воспитания на становление личности малыша.

Мифы о воспитании

Удивительно, но не только статьи в интернете, но и большинство книг о материнстве и воспитании пестрят заголовками «мама должна». И должна она, судя по описанию, всем и очень много - знать все об уходе за новорожденным, уметь успокоить, правильно и вовремя ввести прикорм, воспитать у ребенка музыкальный слух и математические способности, открывать в нем таланты, бесконечно читать, петь, танцевать. А также всегда быть улыбчивой, нежной и всепрощающей. Все это на фоне идеально чистого дома (ведь ребенок должен жить в стерильности!), и приготовленных обедов из трех блюд.

Хорошая новость в том, что наряду с этими статьями и книгами, способными спровоцировать послеродовую депрессию и нервное перенапряжение у молодой и неопытной мамы, появляются более гуманные советы современных психологов и педиатров о роли матери в воспитании. И главная мысль — ребенку не нужна идеальная мать. А нужна совершенно обычная мама, которая будет любить и заботиться, знакомить его с окружающим миром и иногда наказывать. Для того чтобы воспитывать своего ребенка, необязательно бросать работу или не заниматься домашней работой, ведь лучшее обучение - это приобщение малыша к ежедневным хлопотам, игры на ходу. А главное - готовность мамы быть внимательной к потребностям ребенка, слушать и слышать его.

Этапы воспитания

Разберемся, какие этапы в жизни маленького человека являются критическими в воспитании и на что маме лучше сделать упор в эти годы.

Новорожденный

С того момента, как ваш кроха появился на свет, первое в чем он нуждается - это тактильный контакт. Малышу очень неуютно в новом мире, поэтому он успокаивается в маминых объятьях, ждет защиты и заботы, теплого молочка и близкого сердцебиения. До года воспитание в основном сводится к тщательному уходу и помощи в адаптации к окружающему миру. И первое, на что ребенок смотрит, когда знакомится с ним - это мамина реакция. Основываясь на эмоциях, выражении лица, интонациях мамы, он решает - дружелюбен или враждебен мир, учится реагировать на внимание других людей.

Поэтому на этом этапе важно, чтобы мама сама была открыта миру, не находилась в стрессовом состоянии. Для выхода из стресса и послеродовой депрессии стоит использовать всю возможную помощь окружающих — бабушек, папы, дальних родственников. Пусть они занимаются бытовыми и хозяйственными вопросами. Внимание мамы же лучше сосредоточить на ребенке, его развитии и воспитании.

Чем больше внимания сможет мама уделить в этот период малышу, тем крепче становится привязанность между ними. Которая в дальнейшем трансформируется в крепкую основу для формирования сильной и уверенной в себе личности.

Многочисленные исследования доказывают, что в семьях, где нет мамы или малыш обделен ее вниманием, дети медленнее развиваются и более склонны к эмоциональной нестабильности во взрослом возрасте.

С года до четырех

Отмечая малышу первый день рождения, мы ставим черту, за которой начинается новый период. Теперь это уже не младенец, это маленький мальчик или маленькая девочка. И к заботе и уходу, ненавязчивым играм, потешкам и прибауткам добавляются новые элементы. Теперь можно и нужно аккуратно учить малыша правилам безопасности - как различать горячее и холодное, как переходить дорогу, как вести себя в саду или в гостях. На этом этапе у ребенка формируется понятие о законах, которые действуют в мире. Объяснить, что такое хорошо и что такое плохо - задача мамы.

Обучение и воспитание малышей мама всегда проводит только в игровой форме. Не стоит сажать трехлетку за парту и требовать от него повторения правил этикета. Примеры из сказок, разговоры на прогулках, постановки в домашнем кукольном театре - обучение можно облечь во множество форм. Очень важно, чтобы именно мама доносила базовые понятия о мире, ведь она для ребенка источник жизни, малыш бесконечно доверяет ей.

На этом этапе мамам стоит взять за правило - не давать пустых обещаний. Ребенок очень чувствителен к неоправданным обещаниям, они подрывают доверие к маме, а это влечет закрытие от окружающего мира.

Еще один фактор маминого воспитания, о котором стоит упомянуть - в этом возрасте важно дать ребенку научиться проводить какое-то время наедине с собой. Он должен научиться самостоятельно принимать решение во что он хочет играть, в какую одежду одеться, какие игрушки возьмет на прогулку. Это помогает развивать самостоятельность. Часто маме проще самой одеть иди покормить из ложечки малыша, но не отбивайте у ребенка инициативу, пусть делает сам как может.

После четырех

Принято считать, что после трех-четырех лет ребенок уже практически сформирован как личность. У него четко выражены черты характера, он знает, чего хочет, знает распределение ролей и иерархию в семье и в обществе. На этом этапе к воспитанию можно добавлять разного рода обучения.

Маме очень важно видеть в маленьком человеке личность и иметь представление, что именно ребенку нужно. Не стоит поддаваться стадному чувству, если знакомые мамы отдают детей в художественную гимнастику, а ваш усидчивый малыш больше любит рисовать. Выбирайте занятие для развития талантов именно вашего ребенка.

Чаще задавайте ему вопросы - это развивает его мышление, помогает осваивать речь, а для вас откроет мир интересов ребенка. Заинтересованность мамы в нем как в личности, поддержка в новых увлечениях - это формирует в ребенке уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и воспитывает решительность.

Идем в школу

К шести—семи годам мамы начинают готовить детей к школе. По сути ребенок еще достаточно мал, поэтому наряду с обучением ему требуется защита и поддержка, особенно если он не посещал детский сад. Формат обучения в школах практически всегда вызывает стресс у детей, поэтому маме нужно создавать комфортную обстановку дома. Важно не заставлять, а вовлекать в процесс обучения, чаще расспрашивать о школьных друзьях, познакомиться с их родителями.

Мнение мамы для ребенка примерно до 12—13 лет будет единственно верным, будьте осторожны в высказываниях и мнениях. Очень важно подчеркивать уважение к учителям, урокам, дополнительным занятиям.

Подростковый кризис

В моменты, когда ребенок ощущает, что он уже вырос и делает все наперекор родителям, мамина задача все так же принимать ребенка, любить его несмотря на его выходки и неприятности с учителями, эксперименты с одеждой и внешностью. Если мама на это реагирует спокойно, но при этом готова подсказать, мягко направить или дать ценный совет, то пережить подростку тяжелый период будет намного комфортнее.

По мере взросления ребенку нужно все меньше ухода и непосредственной заботы, но все больше ребенок зависим от поведения матери - он копирует ее манеры, привычки, особенности разговора и общения с людьми. На любом этапе жизни для ребенка является важным принятие мамой его личности, одобрение его выбора. Не всем мамы могут уделить ребенку много времени, играть с ним часто, регулярно водить в театры или спортивные секции. Но в становлении личности главное, чтобы мама была на расстоянии вытянутой руки, помогала, а иногда и не мешала развиваться и познавать окружающий мир. В этом и состоит роль матери в воспитании своего ребенка.

Значение мужского воспитания мальчиков не оставляет сомнения. Однако, в настоящее время имеет место большое количество неполных семей, где воспитанием сыновей занимаются только матери. Да и школьное воспитание из-за недостатка педагогов-мужчин, преимущественно – женское. В полной семье, где есть отец, воспитанием детей также занимаются, в основном, матери, так как это и является их непосредственной функцией. Поэтому разговор о том, какова роль матери в воспитании сына, важен для каждой семьи и для любой матери, которая заинтересована в воспитании сына как успешного человека, уверенного мужчины, хорошего мужа и отца в будущем.

1.Роль материнской любви в воспитании сына.

Общение матери с ребенком начинается еще во время беременности. В настоящее время УЗИ-диагностика позволяет определить пол ребенка, когда он еще в утробе матери. Хорошо это или плохо? С медицинской точки зрения, видимо, хорошо. Но не все родители, получив информацию о том, каков пол младенца, с удовлетворением принимают данную новость.

Однако, уже в утробе матери ребенку необходимо чувствовать безусловную ее любовь и принятие. Желанный ребенок впитывает энергию любви матери, а через нее и энергию отца, что очень важно для его нормального развития. С момента рождения ребенок нуждается в физическом контакте с матерью, что дает ему ощущение любви и безопасности. Поэтому младенца нужно брать на руки, обнимать, целовать, прижимать к себе.

В процессе взросления сына материнская любовь должна проходить процесс эволюции.

По мере взросления мальчика, маме необходимо гибко и своевременно перестраиваться в отношениях с сыном, мудро сопровождая, а иногда просто наблюдая его развитие. Что нужно учитывать матери, чтобы правильно настроиться на естественный процесс возрастного изменения сына?

Необходимо постепенно снижать дозу открытого проявления материнской любви .

Мама – это, прежде всего, чувства и эмоции. Безудержная ласка матери, которую она выплескивает на малыша в его раннем возрасте, по мере взросления сына, должна переходить от форм телесного контакта к формам контакта душевного. Сын взрослеет, и маме необходимо с ним.

От проявления опеки и тотальной заботы материнская любовь постепенно должна переходить в форму доверия, поощрения ответственности сына, поддержки сильных качеств его личности. После 12 лет наступает время, когда маме необходимо начинать воспринимать сына не как объект воспитания и приложения своей безграничной любви, а как «формирующуюся автономию», отношения с которой должны складываться не сверху вниз, а переходить на один уровень. Маме полезно иногда спрашивать у сына совета, просить поддержки и помощи, проявляя любовь к сыну через искреннюю благодарность.

2. Мать должна быть готова постепенно с любовью «отпустить» сына .

В подростковом возрасте возникает естественная потребность мальчика внутренне отделиться от матери. Это не означает, что сын разлюбил мать. Отделение необходимо для полноценного взросления сына. Иначе, мальчик будет физически расти, но медленно взрослеть, оставаясь зависимым от матери. В связи с этим, среди современных молодежи встречается немало инфантильных молодых мужчин.

Матери необходимо понять и принять естественность данного этапа развития мальчика и научиться постепенно внутренне отпускать своего сына. Это особо тревожное время для мамы. Однако, нужно набраться терпения, поскольку все проблемы данного периода необходимы для формирования сына, как самостоятельной личности. Не следует стремиться решать за него все вопросы, пытаться защитить его от всего… и всех… Пришло время отпускать, то есть позволять сыну самому решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, делать выбор и принимать решения. Лучшее, что может сделать мама, чтобы выразить свою любовь – поддержать сына, с пониманием отнестись к его неудачам, порадоваться его победам. То есть поступать по отношению к сыну так, как она поступала бы по отношению к мужчине, в котором уверена.

Вместо упреков и нравоучений мама может просто говорить сыну о том, что она чувствует: тревогу, радость, удивление и т.д. Сыну необходимо научиться поступкам, которые не причиняют боль кому-либо, в данном случае, его маме.

Другими словами, «отпустить» — значит признать самостоятельность сына . В противном случае, возможны два варианта реакции подростка: открытый протест («плохой мальчик») или скрытый протест («хороший мальчик»). И то, и другое — крайности.

В этот период мальчик ни хороший, ни плохой. Он просто активно познает реальность, потому что начался процесс обретения собственного жизненного опыта. На данном этапе следует учить сына с осознанием , делать выводы и двигаться дальше (для этого самой маме придется принять ошибки своего сына и его мальчишеское ).

Большую роль в жизнеутверждающем настрое сына играет умение матери быть позитивной, верить в сына и говорить ему об этом. Ни в коем случае, не нужно сравнивать подростка с более успешными сверстниками, у них свой путь и свой опыт развития.

3. Роль матери в установлении связи с отцом

Мальчику необходима связь с отцом. Отцовский пример влияет на формирование качеств личности сына, моделей поведения и жизненных программ. Через мать устанавливается энергетическая связь с отцом, даже если его нет рядом. Сыну важен положительный пример отца. Поэтому маме необходимо делать акцент на достоинства папы своего ребенка.

Часто матери думают, что указывая на недостатки отца, они воспитают в сыне мужчину, в котором не будет, подобных изъянов. На самом деле, дети – продолжение своих родителей, и неприятие женщиной отца своего ребенка, в первую очередь, вредит его продолжению — сыну.

Бывает, мама не может понять, почему сын так похож на своего папу именно в отрицательных качествах. Ведь она рассказала ребенку обо всех недостатках его отца, разложила по полочкам все его плохие поступки, думая, что предостерегла сына от всего дурного, что есть в его отце.

Почему же происходит все не так, как предполагает мама, а наоборот.

Во-первых, возникает протест: мальчик неосознанно протестует против неприятия матерью мужского начала в лице его отца.

Во-вторых, мама заложила в сына негативные программы, сама того не ведая. Полагая, что внушает ребенку положительные установки через отрицание плохих качеств папы.

В-третьих, у ребенка пропадает чувство целостности. Ведь «отец- мать – сын» в восприятии ребенка — целостность. Мать передает энергию от отца к сыну. Критикуя отца своего ребенка, она разрушает необходимую ребенку энергетическую связь, которая проходит через нее. В результате, у мальчика возникает неосознанное отчаяние, страх, желание мести, что может выражаться в демонстрации агрессии по отношению к матери, его участии в плохих компаниях, в появлении вредных привычек.

Даже не высказанные претензии к отцу ребенка, передаются ему от мамы. Поэтому видимость благополучия, создаваемая матерью, приносит мало пользы, если женщина внутренне кипит от злобы к отцу своего сына. В таком случае, ребенок может сильно заболеть. Обычно, это бывает неосознанной формой протеста у примерных и послушных детей, которые открыто не могут выражать свою агрессию.

Маме следует обращать внимание сына на положительные качества и поступки папы. Очень важно, чтобы она проявляла уважение к отцу своего ребенка. Таким образом, мать будет способствовать формированию устойчивой связи между отцом и сыном.

Конечно, бывает, что отец явно не образец для подражания или его вовсе нет. В таком случае, следует найти для сына другой достойный мужской пример в семье, в спортивной секции, среди взрослых мужчин близкого окружения. При этом оставить негативный образ отца в покое, чтобы не причинять ребенку боль и не взращивать в его душе агрессию и обиды (скрытая агрессия).

4. Роль матери в формировании правильного отношения сына к противоположному полу.

На воспитание сына, как будущего мужчины, влияет модель отношений мужчины и женщины, которую демонстрируют родители. В идеале, это должны быть отношения любви, уважения и искренности. Не менее важны и отношения, которые формируются между сыном и матерью в процессе его взросления.

Мама – первый и главный образец женщины в жизни сына. Это большая ответственность. Матери необходимо демонстрировать взрослеющему сыну образ женственности, слабости, терпения, нежности, тепла и ласки. Женственность мамы должна проявляться не только в ее душевных качествах и в поведении, но и во внешнем виде. Чем старше сын, тем требовательнее мама должна относиться к своей внешности. Современные женщины забывают об этом.

Мужественная внешне и силовая в поведении мама, к сожалению, подавляет развитие мужских качеств личности сына. Особенно, если папа на фоне сильной мамы выглядит слабым. Мальчик теряет правильный ориентир в том, какие качества являются проявлением конкретно мужского и женского начал. Неуважительное отношение матери к отцу сына лишает мальчика внутреннего стержня, формирует безволие и слабость, определяет неправильное восприятие женского пола.

Только по-настоящему женственная, уважающая мужчину мать побуждает сына заботиться, помогать, быть опорой женщине, делает его сильным и уверенным мужчиной, стимулирует на проявление мужских качеств личности и формирует правильное мужское поведение.

Следует помнить, что отношения, которые складываются между матерью и сыном, в подавляющем большинстве случаев, закладывают основу взаимоотношений повзрослевшего сына с женщинами в будущем. Если, например, сын боялся в детстве свою мать, он, повзрослев, будет испытывать страх перед женщинами. Если мама слишком опекала сына в детстве, скорее всего, в будущем он выберет в супруги женщину, которая будет играть для него роль мамы. Иные отношения выстраивать сын, скорее всего, не решится, или же такой опыт может быть очень болезненным.

Желательно, чтобы в детстве мальчик видел, что такое дружная семья, уют, тепло домашнего очага, наблюдал правильную роль женщины в семейной иерархии, ее уважение к мужу, отцу своих детей. Таким образом, будут заложены ориентиры на семейную жизнь и ее правильное построение.

Действуя мудро в роли матери, жены и просто женщины, мама может взрастить в сыне мужские качества, воспитать в нем правильное отношение к противоположному полу, повлиять на счастливый выбор спутницы жизни.

Похожие публикации