Слоистое папье маше как делать. Подготовительный этап сотворения скульптурного шедевра

Дешевый и прочный материал, из которого можно создавать в домашних условиях любые трехмерные композиции – это папье-маше. По-французски папье означает «бумага», а маше – «перемолотая, пережеванная, сжатая». Дословный перевод точно передает технологию создания материала.

Скульптура создается двумя способами: наращивание объема или отсечение объема. Для наращивания объема нужно последовательно добавлять слои бумаги, пропитанной клеем. Для отсечения объема сначала нужно сформировать форму из вязкой и пластичной массы, в которую превращается бумага при смешивании с водой и клеем.

Какая бумага подойдет, чтобы приготовить папье-маше своими руками :

  • Мягкая многослойная или однослойная бумага . Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца. Чем мягче волокна целлюлозы, тем быстрее они вбирают в себя воду с клеем.
  • Обычная бумага для принтера . Долго впитывает воду, но если другого варианта нет – этот подойдет.
  • Тетрадные листы, писчая бумага, блокноты, акварельная бумага . Можно использовать любой материал на основе целлюлозы, даже картон. Плотные и глянцевые листы плохо пропитываются водой, поэтому предварительно нужно сжать бумагу так, чтобы она стала мягче.
  • Газета . Это идеальный вариант, поскольку газетный лист достаточно прочный, и в тоже время мягкий. Сколько слоев газеты потребуется нанести зависит от величины изделия.

До начала процесса нужно определиться, в какой технике будет создаваться изделие :

  1. Маширование . Техника заключается в оклеивании жесткой каркасной формы. Для формы можно использовать: фольгу, бутылку, банку, деревянный брусок, любое изделие, которое выполняет функцию опоры для итоговой композиции.
  2. Лепка . Объемные фигуры можно формировать из папье-маше точно также, как из глины или скульптурного пластилина. Важный момент – это просушка, быстро просушить такое изделие не получится. Выгоднее сначала создать каркас и просушить его, а затем добавлять объем с помощью дополнительных слоев бумаги. Для лепки создается вязкая смесь из целлюлозы и клея, которая при застывании становится твердой. Руки после лепки нужно мыть сразу же, теплой водой и с мылом, тогда клей смоется.

Прежде, чем реализовывать свой замысел, нужно сделать эскиз и решить, как сделать папье-маше: лепкой или машированием. Эскиз поможет избежать ошибок, определить технику и детально проработать образ.

Эскиз может быть примерным, не подробным. Важно указать пропорции и примерные габариты изделия.

Маширование: мастер класс

Маширование – это такое медитативное занятие, которое проходит поэтапно и последовательно. Спешка может испортить изделие, поэтому стоит настроиться на размеренную работу.

Мастер класс по работе с папье-маше (видео)

Мк по этой технике папье-маше :

  1. Подготовить заранее нарезанную небольшими кусочками бумагу. Некоторые мастера утверждают, что рваная бумага лучше резаной, но на самом деле это вопрос личных предпочтений. Для укрепления можно применять бинт, его тоже нужно разрезать. Удобно, когда бумага разного цвета. Например, если берется газета, то слои с текстом будут чередоваться со слоями, на которых напечатаны яркие объявления. Разница в цвете поможет сориентироваться, где нужно добавлять следующий слой, а где он уже есть.
  2. Подготовить достаточное количество клея ПВА. Клей можно разводить водопроводной водой, тогда он быстрее проникает в бумагу. Максимальная пропорция разведения 3 части клея на 1 часть воды, чем больше используется воды, тем более рыхлым становится изделие. Слишком большое количество воды приведет к тому, что скульптура «поплывет» и потеряет форму. Для детальных и тонких изделий лучше подходит неразбавленный клей. Кроме ПВА можно использовать клей для бумажных обоев или клейстер собственного приготовления. Инструкция к клею содержит информацию о его токсичности, нужно выбирать экологически безопасный клей без резкого запаха, ведь клеить придется долго.
  3. Для клейстера нужен крахмал и крутой кипяток. В чашку высыпать крахмал, заливать кипятком и перемешивать до равномерной консистенции. По густоте клейстер должен напоминать сметану. После окончания работ клейстер нужно сразу смывать с чашки, после застывания, это будет проблематично.
  4. Если каркасную форму потом нужно будет вынуть из готового изделия, нужно смазать ее поверхность растительным маслом, вазелином или любой жирной субстанцией для того, чтобы не произошло склеивания массы бумаги с каркасом.
  5. Если форму вынимать не планируется, ее можно покрыть ПВА или клейстером. После того, как подготовка расходных материалов окончена, можно приступать к созданию скульптуры.

Техника выполнения работы очень проста, самому легко это сделать при наличии терпения. Бумага наносится слой за слоем, клей распределяется большой кистью. Просушивать слои нужно либо до сухого, либо до полусухого состояния.

Как быстро высушить папье-маше: варианты

После окончания наращивания объема изделие нужно оставить на 2 суток. При комнатной температуре сушить быстро не удастся.

Как можно ускорить процесс :

  • Поставить изделие в духовку на 50-100 градусов;
  • Использовать обогреватель, батарею или тепловую пушку.

Некоторые мастера утверждают, что изделие может потрескаться при нагревании. Это не соответствует истине. Чтобы проверить на личном опыте, как реагирует скульптура на температуру, можно слепить совсем небольшое изделие и поместить его в духовку. Если состав клея хорошо переносит жар, то сушить в духовке. Если возникли какие-либо дефекты – большую работу просушивать уже при комнатной температуре.

Как сделать папье-маше гладким после сушки :

  • Выровнять неровности с помощью шкурки или наждачной бумаги;
  • Отшлифовать поверхность мелкодисперсионной шкуркой;
  • Покрыть грунтовкой акриловой художественной или строительной;
  • Нанести краску, лак, мозаику или украшения.

Если из папье-маше своими руками делается большая и простая фигура, например, пень для дачи, для ускорения процесса применяется крупнодисперсная наждачная бумага.

Если фигура мелкая и подробная, например, цветы или фрукты, нужно сразу использовать мелкую наждачную бумагу.

Как снять папье-маше с формы

Если скульптуру нужно отделить от каркасной формы, нужно заранее до оклеивания смазать форму вазелином или любым жирным кремом. Для обработки формы также применяют обычную пищевую пленку. Ее туго оборачивают вокруг каркаса, чтобы не осталось воздушной прослойки. Потом снимают папье-маше вместе с пленкой.

Скотч хорошо сопротивляется клею, гладкая текстура скотча предохранит форму от адгезии с папье-маше. Оклеивание скотчем производится кусочками, без зазоров.

Папье-маше: как делать методом лепки

Техника маширования дает возможность создавать тонкие и прочные вещи. Если работа будет более цельной, без мелких деталей, выгоднее использовать лепку.

Чтобы подготовить смесь для лепки, потребуется:

  • Таз, чашка, ведро, любая подходящая по объему тара, которая есть дома;
  • Миксер или дрель с насадкой для перемешивания краски;
  • Сито или москитная сетка.

Чтобы смесь была прочной в нее добавляется обойный клей или клей ПВА. Чтобы смесь была пластичной, нужно приготовить клейстер.

Для клейстера :

  • Залить муку крутым кипятком, 1 часть муки на 3 части воды;
  • Довести до кипения, помешивая;
  • Разбить комочки, придать однородную консистенцию;
  • Остудить и добавить в смесь.

Можно использовать клейстер из крахмала.

Изготовление скульптуры из смеси для лепки :

  1. Высыпать мелкие кусочки бумаги в таз;
  2. Добавить теплую воду и клейстер;
  3. Добавить клей и взбить до однородной массы с помощью миксера или дрели с насадкой для размешивания краски;
  4. Дать настояться 2-3 часа;
  5. Перемешать еще раз;
  6. Дать настояться 2-3 часа;
  7. Отжать воду, если есть излишки, пропустить оставшуюся массу через сито или через сетку от комаров, чтобы отделить крупные кусочки;
  8. Лепить.

Масса должна быть достаточно пластичной для того, чтобы держать форму. Сушить можно при комнатной температуре, а если не трескается – то в духовке на 50-100 градусов.

Работа с папье-маше в домашних условиях

Качественная сушка и соблюдение пропорций – это необходимое условие для того, чтобы получилась красивая и аккуратная работа. Во время сушки изделие нельзя передвигать, трогать и тыкать острыми предметами для проверки готовности. Мокрое папье-маше нельзя ронять или сжимать. Сушить следует в тех комнатах, где не бегают дети и домашние животные, которые могут случайно испортить изделие.

Чтобы можно было перенести скульптуру с рабочего стола туда, где она будет сушиться, нужно сразу создавать ее на стекле, подносе или доске.

Если по несчастливой случайности какая-то часть папье-маше отделилась или изделие разбилось, следует досушить все до готовности, затем склеить и зашлифовать дефекты на стыке. Можно наращивать объем и реставрировать скульптуру, которая получила травмы.

Что можно сделать из папье-маше

Материал имеет широкую сферу применения, используется для создания любой круглой или плоской скульптуры, горельефа или барельефа, лепных украшений.

Применение папье-маше :

  • Декор стен лепниной;
  • Костюмы на детские праздники, шлемы, мечи;
  • Маски на стены;
  • Круглые вазы, объемные цветы, фигуры людей и животных;
  • Украшения интерьера, декоративные тарелки, бутылки.

Вазоны из папье-маше (видео)

После того, как изделие просохло, его отшлифовывают, грунтуют, а затем покрывают акрилом. Акрил – это лучшая краска для папье-маше, которая создает защитную пленку.

Закончить работу можно нанесением глянцевого или матового акрилового лака, кисточкой или баллончиком.

Техника папье-маше (фото)

На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. Сейчас вы узнаете, каковы правила изготовления папье-маше, и как сделать из него простые, но очень красивые вещи.­

Для изготовления сувенира, подарка или просто полезной вещи, совсем не обязательно быть мастером гончарных дел. Вы можете запастись большим количеством ненужной бумаги и начать творить. Как делать папье-маше из того, что имеется под рукой, мы сейчас разберемся подробнее. Благодаря этим рекомендациям вы легко усвоите все тонкости этого дела, поняв основные сложности и нюансы.

История папье-маше

Папье-маше представляет собой однородную массу, созданную из бумажных отходов с добавлением любого клеящего состава. В переводе с французского данное название переводится как «жеваная бумага». Впервые применять этот состав начали еще в 16 веке во Франции. Уже тогда куклы из бумажной массы стали невероятно популярными. В России папье-маше появилось только при Петре I, а его промышленное использование началось в начале 19 века.

Из папье-маше изготавливается огромное количество изделий. Благодаря составу они получаются особенно легкими, но прочными. Если изначально массу использовали только для создания кукол, то позднее она стала применяться для изготовления посуды, сувениров, масок, игрушек, элементов декора. Но особенно незаменимо папье-маше в театральном искусстве, где из него делают муляжи и театральную бутафорию.

Методики создания бумажной массы

На сегодняшний день­ существует всего три способа создания массы папье-маше:

  • Самой простой ­является­ послойная технология. Небольшие кусочки бумаги накладываются на заранее подготовленную форму из глины, гипса или другого материала. В некоторых случаях количество наложенных слоев может доходить до ста. Как правило, для этого нарезается несколько полосок, накладываются друг на друга в различном направлении.­
  • Особенно важно, чтобы полоска была промазана клеем с обеих сторон, что впоследствии обеспечит прочность готового изделия. Как только будут созданы первые слои в количестве 3-4 штук, необходимо тщательно просушить изделие. Только после этого продолжают работу, просушивая каждые 4 слоя. Дальнейшая работа напрямую зависит от назначения поделки.
  • Более древним способом считается изготовление папье-маше из бумажной мякоти. Для этого нужно нарвать газету или другую бумагу на мелкие кусочки и замочить горячей водой на 8-10 часов. Далее подогрейте смесь, чтобы волокна разрушились. С помощью дуршлага слейте воду, а бумагу измельчите в однородную массу (миксером или блендером). В нее добавьте клейстер или клей, в зависимости от выбранной методики. В результате получится однородная масса, работать с которой также легко, как и с пластилином.
  • Третий способ более сложный и нередко применяется в промышленных условиях. Листы картона накладываются друг на друга и промазываются клеевым составом, после чего спрессовываются. Как только заготовка просохнет, она шлифуется и окрашивается. В данной технике изготавливаются плоские элементы, требующие особой прочности.

Как подготовить материал для работы с папье-маше

Любая инструкция, касающаяся создания папье-маше, начинается с подготовки необходимых расходных материалов. В первую очередь, это бумага. Для первого раза используйте газету. Она легко размокает, а готовое изделие окажется особенно прочным. Не менее легко работать с обычной туалетной бумагой или салфетками. Кроме перечисленного, подходят упаковки от яиц, картон, в том числе и гофрированный, и прочие подобные бумажные изделия.

В виде клеевого состава применяют готовый клей. Как правило, это ПВА, разбавленный водой, в соотношении 1:1. В домашних условиях может использоваться крахмал или мука, из которых готовится клейстер. Густота состава зависит от опыта работы и вида изготавливаемого изделия.

Кроме этого вам понадобится основа или форма для лепки, растительное масло которым смазывается ее поверхность во избежание приклеивания массы к форме, акриловая краска и лак. При отсутствии специальной краски можете смешать в равных частых гуашь и клей ПВА. Этот состав легко смывается с изделия, когда еще не высох окончательно, а после полного высыхания не размазывается даже при нанесении последующих слоев или лака.

Прежде чем заниматься бумагой, нужно приготовить клейстер. Для этого кипятится небольшие количество воды. В отдельной посуде смешивается 2-3 ложки муки или крахмала с водой, до равномерного состояния. Тонкой струйкой вливается этот состав в кипящую воду и нагревается до загустения. Чем больше вы положите крахмала или муки, тем гуще будет ваш клейстер. Намного проще готовится клей. Для этого нужное количество клея наливают в отдельную посуду и добавляют столько же воды, тщательно размешивая.

Выбранный материал (газету или бумагу) необходимо измельчить. Эта работа кропотливая, но от того насколько мелко вы порвете бумагу, будет зависеть дальнейший процесс. Кусочки нужно залить горячей водой и дать им постоять в течение нескольких часов. После этого сливаем воду и с помощью миксера измельчаем бумагу в однородную массу. Если масса слишком жидкая, просто откиньте ее на дуршлаг и отожмите лишнюю воду. Подобная техника используется независимо от того, какой материал вы применяете.

Полученную труху необходимо смешать с клеем до состояния пластилина и дать ему отлежаться. Если лепка не планируется сразу после приготовления, то можете хранить массу в плотном пакете в прохладном месте. Для тех, кто не до конца понял особенности приготовления массы, рекомендуем посмотреть видео урок.

Для того чтобы изделие было особенно прочным, не поленитесь сделать больше слоёв. Особенно это касается масок и тарелок. Во время работы нужно одевать перчатки во избежание загрязнения рук, иначе клей и клейстер будут сохнуть на коже, и изделие начнет прилипать к рукам.

Экспериментируйте с использованными материалами. Постепенно вы найдете то, с чем вам удобнее работать. Обязательно покрывайте основу маслом, иначе после высыхания вы просто не сможете снять с нее заготовку. Особенно важно не резать бумагу, а рвать. Только так вы сможете нарушить связь волокон, и масса будет однороднее.

Важный совет по окраске изделий из папье-маше. Если планируется создание белого изделия, то нужно использовать белую бумагу, причем только для последних двух слоев. В остальных случаях можете изделие просто покрасить в нужный цвет. А вот лаковое покрытие убережет поделку от влаги.

Обязательно застелите рабочую поверхность, иначе клей потом будет тяжело отмыть. Не торопитесь наносить следующие слои, не дождавшись высыхания предыдущих. Красить также нужно только после того, как все слои тщательно просохли.

Пошаговая инструкция изготовления тарелки из папье-маше

  1. Приготовьте тарелку – она будет у нас основой. Ее нужно смазать растительным маслом или вазелином.
  2. Если используется готовая масса, то просто наносим ее на тарелку необходимым слоем, тщательно приминая к поверхности.
  3. При применении полосок просто наклеиваем их в хаотичном порядке на тарелку.
  4. Проглаживаем поверхность пальцами, смоченными в клее, создавая идеально ровную поверхность.
  5. Отставляем заготовку просушиться в течение 2-3 дней (в зависимости от толщины).
  6. Аккуратно снимаем тарелку с формы и просушиваем ее в таком виде еще сутки.
  7. Далее используем краски или, как пример, смесь гуаши и клея ПВА. Также можете задекорировать изделие салфетками для декупажа, лаком для кракелюра или использовать для декора прочие техники.
  8. Через сутки после нанесения последнего слоя нужно покрыть изделие лаком с обеих сторон и просушить.
  9. Тонким сверлом делается отверстие (в том случае, если изначально планировалось повесить тарелочку на стену).

Пошаговое изготовление карнавальной маски из папье-маше

  1. Приготовим форму. Это может быть готовая маска из пластика. Также вы можете слепить ее из пластилина. Особенно легко делать маски с помощью банок. Для этого на банке рисуется контур, а из пластилина создается выпуклость носа и лба.
  2. После того как поверхность смазана, наносим массу и просушиваем все слои.
  3. Данная работа продолжается до тех пор, пока маска не станет прочной. Обязательно придерживайтесь руководства по работе с послойным папье-маше, иначе при недостатке клея между листочками бумаги готовое изделие просто рассыплется.
  4. Далее повторяется предыдущая схема: маска покрывается красками, декорируется перьями, бисером и прочими элементами, а также покрывается лаком.

Изготовления бус из папье-маше

  1. Бусы можете сделать совершенно любой формы. Нужно определить, как будет выглядеть наше изделие. После этого приготовьте тонкую проволоку, плоскогубцы и ножницы. В данном случае все шаги нужно выполнять как можно аккуратнее,­так как­от этого зависит внешний вид всего изделия.
  2. Из массы папье-маше сделайте нужное количество элементов: шарики, треугольники, овалы и так далее.
  3. Даем им немного просохнуть, но не до конца. С помощью проволоки делаем петли и аккуратно вставляем их в заготовки. Создаем нужную длину и закрепляем замочек.

Подобным образом­ своими руками делаются не только бусы, но и браслеты, колье и даже броши. Посмотрите на фото, и выберите наиболее привлекательный для себя вариант. Можете подключить свою фантазию.

Попробуем сделать копию какого-нибудь прибора посуды из «папье-маше». Вы наверняка работали с папье-маше в школе, ведь технология его создания очень проста, хотя и требует усидчивости и аккуратности. Наша инструкция поможет вам вспомнить «молодость»!

Для создания простейшего папье-маше, а именно изготовления посуды из него вам потребуется совсем немного инструментов и материалов:

  • ножницы
  • клей на основе крахмала или муки
  • «клейстер» (можно клей ПВА)
  • любой посудный предмет
  • кисточка
  • бумага (можно газетная)

Процесс

Для начала следует приготовить «клейстер», клей на основе муки или крахмала. Конечно, можно воспользоваться стандартным клеем ПВА, но клейстер все же более удобен и практичен: он сделан из природных материалов, а значит, не токсичен и не ядовит.

  1. Смешайте чистый крахмал (или муку) с небольшим количеством холодной воды до полного исчезновения всех комочков. Затем, аккуратно помешивая, налейте в крахмал кипяток и поставьте подогреваться на огонь. Подогревайте состав до получения прозрачной массы.
  2. Далее приступайте к нарезке бумаги для папье-маше. Ножницами мелко нарежьте бумагу полосками и различными фигурками. В процессе создания вам подойдут любые кусочки бумаги.
  3. Намажьте кисточкой обратную сторону посуды (в нашем случае блюдце). Начинайте осторожно, стараясь не выходить за границы посуды, клеить кусочки бумаги на блюдце. Старайтесь равномерным слоем покрывать всю площадь. Повторяйте до тех пор, пока толщина бумажного слоя не будет достигать нужного вам размера.
  4. Необходимо отметить, что все операции с папье-маше можно проводить в несколько этапов, каждый раз дожидаясь высыхания предыдущего слоя.
  5. После окончания работы, дайте бумаге высохнуть 24 часа.
  6. Выждав сутки, подденьте край бумажного слоя кончиком ножниц или ножа и постепенно начните снимать получившийся «слепок». После этого подрежьте ножницами неровности краев и приступайте к декорированию получившейся посуды.
  7. В этом вам помогут различные акварельные и акриловые краски. Для начала, можно окрасить посуду одним слоем краски, своеобразной грунтовки. А поверх неё уже наносить узоры и любые другие иллюстрации. Не ограничивайте свое воображение.
  8. Готовое папье-маше можно покрыть лаком, чтобы сделать рисунок глянцевым. К тому же посуда от этого станет более прочной и долговечной.

Надеюсь, что эта скромная деталь добавит частичку уюта и тепла в ваш интерьер.

Инструкция по изготовлению папье маше своими руками

Ингредиенты:

. ½ чашки холодной воды

. ½ воды (кипяченой)

. ¾ чайной ложки соли

Шаг 1
Зажгите огонь на плите и налейте воду в кастрюлю.
Шаг 2
В тоже время, смешайте холодную воду с мукой и солью. Хорошо перемешайте.
Шаг 3
Вылейте смесь в кипящую воду.
Шаг 4
Поставьте кастрюлю на огонь и доведите до кипения. Оставьте на плите около 5 минут, затем выключите огонь.
Шаг 5
Дайте пасте остыть в течение 15 минут при комнатной температуре, поместите в холодильник на 10 минут.
Шаг 6
Размешайте и используйте.

Формы - снятие формы с предмета:

Воздушные шары.
. Миски и тарелки.

. Практически- любой предмет!

Все они нуждаются в покрытии разделительными веществами, чтобы избежать прилипания. Продукты для покрытия. Все должно применяться тонким слоем. Для покрытия применить можно:

Вазелин

Растительное масло

Жидкость для мытья посуды

Пленка

Влажная бумага (полоски мокрой бумаги без клея для первого слоя

Многослойное папье-маше :

1.Кистью нанесите пасту на полоски бумаги с обеих сторон.

2. Покрывайте объект полосками по одной, удаляя пузырьки воздуха.

3. Покрывайте двумя - тремя слоями за один раз. Если положить больше слоев, то просушка займет больше времени.

4. Когда все полностью просохнет, можно положить еще несколько слоев.

5. Если вы хотите добавить какие-то украшения или ручки, прикрепите их скотчем.

6. Когда изделие высохнет, поройте его двумя слоями краски. Можно также использовать гипс для придания большей жесткости.

Скульптура из папье-маше

Все виды отходов можно использовать: Картонные коробки - можно порезать на отдельные листы. Упаковка - куски пенопласта можно порезать и склеить скотчем. Проволока - ее можно резать, сгибать, придавая различные формы. Бамбуковые палочки - их можно разрезать и использовать для придания изделиям прочного каркаса. Посмотрите вокруг и вы найдете много подходящих вещей для поделок. Жаль нельзя использовать кованые перила, так как они огромны и установлены в определённом месте на века, почему я о кованых перилах вдруг пишу- да очень просто. если бы была реальная возможность снять форму с кованых перил, то можно было бы их типа отливать, при чём есть варианты материала, но металл естественно исключается. Но это из области мечтаний.

ЕЩЁ вариант массы

Папье-маше из яичных лотков и глянцевых журналов -

Данный метод отличается тремя огромными плюсами по сравнению со всеми остальными: во-первых, не требуется длительного замачивания и огромного количества воды, во-вторых, он не очень трудоемок физически, то есть не требует многочасового перетирания заготовок и в-третьих, есть возможность использовать не только лотки для яиц, но и пристроить пару-тройку ненужных журналов на благое дело перерождения. Изготовить же из полученного материала можно практически все - от елочных игрушек до садовых скульптур.

Для получения качественного материала желательно соблюдать соотношение 10-12 коробок на 10 яиц и 1-2 средних глянцевых журналов. Все это измельчается довольно грубо, удаляются скрепляющие скобки и в уже рваном виде помещается в 15-20 литровое ведро. Коробки "растворяются" довольно быстро, а вот журналам нужно время,чтобы постепенно избавиться от клея, поэтому лучше всего подождать сутки.

Через сутки содержимое ведра переносится в таз или мойку,отверстие которой необходимо предварительно закрыть, и начинается перетирка будущего папье-маше. Мять всю эту массу следует до появления более или менее однородного серого цвета.
Если дома есть дети,то можно этот этап доверить им.Поверьте, будет море удовольствия.

Небольшие партии доводят до идеального состояния с помощью миксера. Если объемы работ очень большие, то тогда придется подключить профессиональный строительный инструмент для смешивания со сменными насадками (им чаще всего мешают раствор на частных стройках). Очень важно состояние смеси, она при смешении должна напоминать по виду фарш или пюре
Добившись желаемой однородности, избавляются от излишней влаги. Для этого массу отжимают,предварительно завернув в ткань,марлю или,как часто поступают английские рукодельницы, в чулок. Очень часто на этом этапе рекомендуют смешивать уже почти готовое папье-маше с клеем, но ту очень многое зависит от природы самого клея. Если выбранный клей относится к разряду обойных, получаемых на основе целлюлозы, то это вполне удобно и правильно, но если работа ведется с ПВА, особенно строительным,то смешивать его следует только при изготовлении готового изделия, а не заготовки

Желательно полученную массу разделить на небольшие части,которые и будут использованы для работы. Полученное папье-маше можно хранить в холодильнике и перед работой его следует немного смочить и,если есть необходимость, обработать еще раз миксером.

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции , однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220 годами до н. э.

Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретаться всё более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол . Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изго-товлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.

Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.

Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса сме-шивается с мелом и в нее постепенно, при постоянном помешивании добавляется столярный клей или крахмальный клейстер. Доведя это всё до консистенции сметанообразного теста, наносят его на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.

Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.

Для современного потребителя изделия из папье-маше при-влекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов . Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать всё что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.

Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А всё, что нужно для «производства», — всего лишь стопка старых газет и клей.

Похожие публикации