Тихие игры перед сном в 3 месяца. Какие игры полезны ребёнку перед сном

Игры перед сном

Вечерние игры – особая тема. Для психического и физического здоровья ребенка они чрезвычайно важны. Ведь за день у малыша накопилось напряжение и разрушительная энергия. Вечер может быть спокойным и умиротворяющим, но порой он превращается в сущий кошмар как для родителей, так и для ребёнка. От чего это зависит? Нередко – от нас самих. Согласитесь, что никому не понравится оказаться на месте человека, от которого всячески стараются по быстрее избавиться, а дети особенно тонко чувствуют родительское настроение.

Когда малыш проводит целый день в большой, шумной компании. К концу дня нередко скапливается напряжение, со слезами, капризами. Важно помочь ребенку выговориться, унять возбуждение, плавно перевести энергию в мирное русло. Специальные вечерние игры позволят ребёнку расслабиться, успокоить нервную систему. Главное – соблюдать при этом несколько нехитрых правил.

Первое: за ребёнком всегда остаётся выбор – играть или нет. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет послушать перед сном любимую книжку. Второе: вечером недопустимы беготня, щекотка, борьба и т.д. Игры должны расслаблять, а не тонизировать.
Итак, во что же играть перед сном?

Что делали игрушки дома без тебя?

Посадите на диван разные игрушки: мишку, зайчика, куклу, лошадку, собачку, кошку и др. Взрослый говорит: «Игрушки обрадовались, что их хозяин пришёл домой, и приготовили сюрприз. Они не умеют говорить, но хотят тебе показать, что делали дома без тебя. Ты хочешь узнать? Игрушки будут показывать, а ты попробуй угадать».
«Что мы делали, не скажем, но с удовольствием покажем». Игрушки прыгают, кувыркаются, пляшут, спят, листают книгу и т.д. Малыш отгадывает.

А теперь ты покажи игрушкам, что делал в детском саду.

Ребёнок показывает (мыл руки и лицо, бегал, пел песни, ел, пил и т.д). Игрушки, отгадывая, могут ошибаться в ответах, и тогда их маленький хозяин рассказывает им, что он делал и что ему больше всего понравилось. Родитель также может участвовать в игре, показывая, чем он занимался на работе, а ребёнок с игрушками отгадывает. В беседе все делятся впечатлениями от прожитого дня, радуются удачам. Это хороший повод вместе пошутить и посмеяться, тем более, по статистике, трёхлетний ребёнок смеётся в среднем 400 раз в день, а взрослый – всего лишь 15 раз.

Игры с водой в ванне

Вода прекрасно помогает детям справиться с дневным стрессом. В ванне можно ловить мыльные пузыри, запускать флотилию корабликов из губок или деревянных палочек, на которых с удовольствием покатаются резиновые игрушки. Душ превратиться в волшебный дождик, а водопад малыш устроит, переливая воду из одного флакона в другой.

Пальчиковые игры

Когда ребёнок добрался до своей кровати, а вы уютно расположились рядом, самое время поиграть в пальчиками.

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять

Вышли пальчики гулять

(поочередно разгибаем все пальцы, начиная с мизинца )

Раз-два-три-четыре-пять

В домик спрятались опять

(сгибаем пальцы в том же порядке ).

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой ).

Киселек (русская игра)

Бабушка кисель варила

(правая рука «помешивает» кисель )

На горушечке

В черепушечке

Для Андрюшечки

(правая рука указывает на грудь ).

Летел, летел соколик

(пальцы рук скрещиваются и помахивают, как крылья )

Через бабушкин пирог.

Вот он крыльями забил

(руками несколько раз сильно ударить по бокам ),

Бабушкин кисель разлил

(руки вытянуть вперед и вниз, пальцы растопырить ).

Вот и нету киселька

(руки развести в стороны )

В черепушечке

(округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку )

У старушечки, на горушечке

(кончики пальцев правой и левой руки соединяются, локти расходятся под углом ).

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»

(«утираем» слёзы ).

Не плачь, бабка, не рыдай

(указательным пальцем «грозим» бабке )!

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

(правой рукой снова «размешиваем» кисель )

Во-о-от столько

(руки широко разводятся в стороны )!

Ребёнку важно увидеть, что маме и папе приятно быть вместе с ним, что они искренне радуются совместному общению. Когда игра закончится, можно сказать сыну или дочке, что вам было интересно играть с ними. Дайте своему малышу возможность лишний раз убедиться в том, что он любим и значим для вас.

Ожившие игрушки

Если ребёнок никак не унимается вечером, отказывается готовиться ко сну, чистить зубы, переодеваться, можно попробовать от имени его любимых игрушек вступить в диалог и установить контакт.

  • С помощью игрушки вы можете наглядно показать, какого поведения вы ждёте от своего малыша. Например, щенок Тобик говорит поросёнку Прошке: «Я не хочу огорчать маму, я сейчас быстрее всех умоюсь и почищу зубы. Прошка, хочешь отправиться вместе со мной, вдвоём веселее?». Как правило, ребёнок присоединяется к такому игровому диалогу.
  • Другая игрушка, наоборот, может изображать сопротивление. Допустим, Медвежонок начал капризничать: «Не хочу спать!». Взрослый обращается к нему: «Медвежонок, ты не хочешь ложиться спать? Тебе хотелось бы ещё чуть-чуть поиграть, посмотреть телевизор? Я понимаю тебя, но в это позднее время пора заканчивать свои дела и готовиться ко сну. Посмотри, машины отправились в гараж «спать», книжки в своём домике на полке засыпают… Сейчас Алёша покажет тебе, Медвежонок, как он здорово умеет готовиться ко сну». В глазах любимых игрушек ребёнку, скорее всего, не захочется ронять свой авторитет, и он возьмет на себя роль старшего и умелого товарища.
  • Пусть игрушка выразит ваше переживание «Зебра, спасибо, что ты понимаешь, как мне сейчас трудно найти нужные слова, чтобы меня услышали…Ты тоже не знаешь, как быть?»

Иногда волшебной может быть даже детская кроватка! Например, превратиться в ковёр-самолет или корабль…И тогда можно обратиться к ребёнку от лица Волшебника, Капитана Врунгеля и пр.

Возможности вечерних игр безграничны. С их помощью можно помириться после ссоры и показать ребёнку свою любовь, исправить тяжёлый день и помочь забыть дневные слёзы и проблемы. Пусть ваш вечер станет по-настоящему добрым!


Татьяна Юрьевна Сартакова
Игры перед сном

К детям, которые засыпают с трудом, нужен особый подход. Постарайтесь укладывать их в одно и то же время одним и тем же способом. Вот несколько успокаивающих игр перед сном, среди которых Вы со своим ребёнком можете выбрать наиболее подходящие для вас.

1. «Волшебный коврик».

Постелите в комнате на пол небольшой коврик, плед и назовите его «волшебным ковриком». Пусть ребёнок сядет на него и «отправится» в путешествие в страну чудес (по зимнему лесу, по летней полянке, в зоопарк, конечно, ребёнок при этом должен быть каким-нибудь сказочным персонажем. Начните путешествие со слов: «Сегодня наш ковёр - самолёт отправляется в …». Дальше пусть продолжает сам ребёнок. Продолжайте путешествовать, пока ребёнок не успокоится. После путешествия «волшебный коврик» приземляется прямо на кровать.

2. «Вечерний дневник».

Для этого подойдёт записная книжка, блокнот или просто листы бумаги. Поговорите с ребёнком о том, как прошёл день, какие события ему запомнились, что его расстроило, чем бы он хотел завтра заняться. Спросите, что бы ребёнок хотел записать в свой дневник и запишите, зарисуйте.

3. «Рассказ об игрушке».

Пусть перед сном малыш выберет игрушку и вместе свами составит о ней небольшую историю. Начните, например, со слов: «Жил был мышонок Петя…». Помогайте малышу вопросами в случае затруднения: есть ли у него друзья? Как их зовут? Где он живёт? Что любит кушать? Во что любит играть? Его любимое занятие? Что он не любит? На что он злится? Постарайтесь понять всё, о чём говорит ребёнок (ведь он откроет вам свои скрытые желания, обиды от лица игрушки).

4. «Супер - герой».

Придумывайте рассказы героем, которых будет ваш малыш. Пусть он будет в этих рассказах самым сильным, красивым, ловким, добрым, смелым. … И рассказывайте эти рассказы перед сном.

5.«Мой календарь».

Возьмите листы, проколите их дыроколом и скрепите металлическим кольцом, скрепкой, ленточкой. Проставьте на каждой странице число в уголке. И каждый вечер перед сном вместе с ребёнком рисуйте «картинку» дня (что больше всего понравилось, запомнилось). Пролистайте календарь и отметьте важные для вашей семьи события месяца, поговорите о них. В этом календаре также можно оставлять друг другу записки: «Мама, вспомни про обещанные блинчики» или «Никита, не забудь собрать игрушки».

Большим вопросом для родителей часто становится: как провести время перед сном, чтобы не взбудоражить ребенка, а наоборот помочь ему подготовиться ко сну.

Итак, во-первых, все предлагаемые игры можно проводить, приглушив свет, ведь мы знаем, что мелатонин - гормон сна, лучше образуется именно в темноте, а свет и различные электронные устройства, типа: телевизор, ноутбук, планшет, телефон - разрушают его. Исключите перед сном просмотр мультфильмов, а лучше включите спокойную музыку и поиграйте с малышом на ковре рядом с его кроваткой.

Во что поиграть с малышом от полугода до полутора лет?

Особенностью игр малышей до года является, во-первых, повторяемость и постепенная усложняемость игры, а также гораздо большее участие взрослого, чем самого ребенка. Акцент в играх делаем на визуальном восприятии и простых словах, которые малыш учится повторять.

  1. Покажи где? Разглядываем куклу или мягкую игрушку, обращая внимание на мелкие детали: глазки, ушки, носик, пальчики, показываем на игрушке и на малыше, пусть и малыш отвечает на вопросы и показывает, где носик или глазки на кукле или на маме.
  2. Поиск игрушек . Насыпаем в глубокую миску крупную крупу, например, перловку или рис, и прячем в ней несколько мелких игрушек. Предлагаем малышу их найти и достать.
  3. Складываем в коробку: выберите много мелких игрушек, погремушек кубиков и попросите малыша положить все игрушки в коробку. Можно коробку заменить кастрюлей и складывать в нее, например, ложки (чтобы игра была потише - предложите ребенку пластиковые ложки). А можно наоборот посадить ребенка в большую коробку, наполнив ее всевозможными мягкими игрушками и его одеждой и наблюдать, как он с упоением будет все оттуда выбрасывать.
  4. Игра с дуршлагом. Возьмите обыкновенный дуршлаг или форму-пароварка из мультиварки и предложите малышу просовывать в дырочки спагетти или пластмассовые трубочки для сока. Подойдет и просто бутылка, в горлышко которой можно просунуть, например, пуговицу или макароны. Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы он не пробовал на вкус мелкие детали игры.
  5. Из игр с игрушками очень хорошо подойдут всевозможные пирамидки или стаканчики, которые можно вкладывать один в другой, а затем доставать, кубики, чтобы строить башню, также очень интересно малышу будет, например, открывать матрешку и доставать все новую и новую куклу.

Во что поиграть с ребенок 1,5 года - 3 года?

В этом возрасте малыши большие непоседы, которым все интересно, а также любители настоять на своем. Выберите из предлагаемых игр ту, которая больше подойдет вашему ребенку и при этом не сильно его развеселит.

1. Игра с бумагой . Возьмите старую газету, или просто чистые листы бумаги и покажите ребенку, как можно ее порвать на длинные полоски, на маленькие кусочки, научите малыша делать из скомканной бумаги шар, а из нескольких шаров разного размера можно даже попробовать собрать снеговика. Уборка такой бумаги, тоже может стать своеобразной игрой. Например, мальчик может быть подъемным краном, который должен поднять и сложить все бумажки в ведерко.
2. Укладываем спать. Объясните малышу, что его игрушки тоже очень устали и хотят спать. Поставьте машины отдыхать в гараж, а кукол уложите в кроватки, спойте вместе с малышом колыбельные и пожелайте игрушкам спокойной ночи.

3. Игры в ванной . Купание в ванной часто бывает частью ритуала и на многих малышей теплая вода действует успокаивающе. Предложите ребенку во время купания разные пластмассовые баночки и бутылочки и покажите, как можно переливать воду из одной в другую. Возьмите губку, намочите водой и добавьте немного детского мыла, многим деткам нравится нажимать на губку и видеть, как она пенится.
4. Нарисуй сказку . Берем чистый лист бумаги, и рисуем одновременно рассказывая сказку. Очень интересно получается, например, "Репка" или "Колобок", в зависимости от возраста, ребенок может помогать рисовать или разукрашивать, может рисовать сам, а может сам рассказывать и рисовать.
5. Секретная сумка . Возьмите старую сумку, желательно, чтобы у нее было много карманов, которые можно расстегивать, и наполните ее интересными мелкими вещами, например, крупными пуговицами, бусами, маленькими игрушками. Предложите малышу открывать карманы и доставать всякие интересные вещи. Кстати, эта игра подойдет деткам и помладше.

Чем занять перед сном ребенка от 3 лет и старше?

Итак, купание завершено, ребенок одет в пижаму и у нас есть минут 20 перед сном, чтобы тихо провести время: либо уже в кроватке, либо на ковре в детской.

1. Пантомима . Садимся на ковре рядом друг с другом. Мама или папа начинают игру, показывая без слов - пантомимой какое-либо простое движение, например, чистят зубы, моют руки, мешают ложкой, и другие, а малыш должен отгадать, что это за движение, затем ребенок сам может придумать что-то и показать. Конечно, подскажите и помогите ему, если это нужно.
2. Повтори движение . По аналогии с первой игрой выбираем ведущего, который показывает движения, а все должны за ним повторять, кто не смог точно повторить, тот становится сам ведущим. Чаще всего это будет сам ребенок, и скорее всего, он будет от себя в полном восторге

Итак, во-первых, все предлагаемые игры можно проводить, приглушив свет, ведь мы знаем, что мелатонин – гормон сна, лучше образуется именно в темноте, а свет и различные электронные устройства, типа: телевизор, ноутбук, планшет, телефон – разрушают его. Исключите перед сном просмотр мультфильмов, а лучше включите спокойную музыку и поиграйте с малышом на ковре рядом с его кроваткой.

Во что поиграть с малышом от полугода до полутора лет?

Особенностью игр малышей до года является, во-первых, повторяемость и постепенная усложняемость игры, а также гораздо большее участие взрослого, чем самого ребенка. Акцент в играх делаем на визуальном восприятии и простых словах, которые малыш учится повторять.

  1. Покажи где? Разглядываем куклу или мягкую игрушку, обращая внимание на мелкие детали: глазки, ушки, носик, пальчики, показываем на игрушке и на малыше, пусть и малыш отвечает на вопросы и показывает, где носик или глазки на кукле или на маме.
  2. Поиск игрушек. Насыпаем в глубокую миску крупную крупу, например, перловку или рис, и прячем в ней несколько мелких игрушек. Предлагаем малышу их найти и достать.
  3. Складываем в коробку: выберите много мелких игрушек, погремушек кубиков и попросите малыша положить все игрушки в коробку. Можно коробку заменить кастрюлей и складывать в нее, например, ложки (чтобы игра была потише – предложите ребенку пластиковые ложки). А можно наоборот посадить ребенка в большую коробку, наполнив ее всевозможными мягкими игрушками и его одеждой и наблюдать, как он с упоением будет все оттуда выбрасывать.
  4. Игра с дуршлагом. Возьмите обыкновенный дуршлаг или форму-пароварка из мультиварки и предложите малышу просовывать в дырочки спагетти или пластмассовые трубочки для сока. Подойдет и просто бутылка, в горлышко которой можно просунуть, например, пуговицу или макароны. Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы он не пробовал на вкус мелкие детали игры.
  5. Из игр с игрушками очень хорошо подойдут всевозможные пирамидки или стаканчики, которые можно вкладывать один в другой, а затем доставать, кубики, чтобы строить башню, также очень интересно малышу будет, например, открывать матрешку и доставать все новую и новую куклу.

Во что поиграть с ребенок 1,5 года – 3 года?

В этом возрасте малыши большие непоседы, которым все интересно, а также любители настоять на своем. Выберите из предлагаемых игр ту, которая больше подойдет вашему ребенку и при этом не сильно его развеселит.

1. Игра с бумагой. Возьмите старую газету, или просто чистые листы бумаги и покажите ребенку, как можно ее порвать на длинные полоски, на маленькие кусочки, научите малыша делать из скомканной бумаги шар, а из нескольких шаров разного размера можно даже попробовать собрать снеговика. Уборка такой бумаги, тоже может стать своеобразной игрой. Например, мальчик может быть подъемным краном, который должен поднять и сложить все бумажки в ведерко.
2. Укладываем спать. Объясните малышу, что его игрушки тоже очень устали и хотят спать. Поставьте машины отдыхать в гараж, а кукол уложите в кроватки, спойте вместе с малышом колыбельные и пожелайте игрушкам спокойной ночи.
3. Игры в ванной. Купание в ванной часто бывает частью ритуала и на многих малышей теплая вода действует успокаивающе. Предложите ребенку во время купания разные пластмассовые баночки и бутылочки и покажите, как можно переливать воду из одной в другую. Возьмите губку, намочите водой и добавьте немного детского мыла, многим деткам нравится нажимать на губку и видеть, как она пенится.
4. Нарисуй сказку . Берем чистый лист бумаги, и рисуем одновременно рассказывая сказку. Очень интересно получается, например, “Репка” или “Колобок”, в зависимости от возраста, ребенок может помогать рисовать или разукрашивать, может рисовать сам, а может сам рассказывать и рисовать.
5. Секретная сумка. Возьмите старую сумку, желательно, чтобы у нее было много карманов, которые можно расстегивать, и наполните ее интересными мелкими вещами, например, крупными пуговицами, бусами, маленькими игрушками. Предложите малышу открывать карманы и доставать всякие интересные вещи. Кстати, эта игра подойдет деткам и помладше.

Чем занять перед сном ребенка от 3 лет и старше?

Итак, купание завершено, ребенок одет в пижаму и у нас есть минут 20 перед сном, чтобы тихо провести время: либо уже в кроватке, либо на ковре в детской.

1. Пантомима. Садимся на ковре рядом друг с другом. Мама или папа начинают игру, показывая без слов – пантомимой какое-либо простое движение, например, чистят зубы, моют руки, мешают ложкой, и другие, а малыш должен отгадать, что это за движение, затем ребенок сам может придумать что-то и показать. Конечно, подскажите и помогите ему, если это нужно.
2. Повтори движение. По аналогии с первой игрой выбираем ведущего, который показывает движения, а все должны за ним повторять, кто не смог точно повторить, тот становится сам ведущим. Чаще всего это будет сам ребенок, и скорее всего, он будет от себя в полном восторге.
3. Запомни игрушку. Выбираем несколько мелких игрушек. Даем ребенку время запомнить, что за игрушки лежали перед ним на ковре, а потом одну убираем. Ребенок старается вспомнить, что за игрушка пропала. Предложите малышу побыть в этой игре и ведущим тоже.
4. Угадай наощупь. Опять же выбираем несколько игрушек, показываем малышу, а затем закрываем их тканью и предлагаем ему на ощупь угадать, что же он взял в руку. Обязательно попробуйте отгадать игрушку и сами. Если отгадал, то игрушку забираешь, выиграл тот, у кого в конце игры больше всего игрушек.
5. Ну, и конечно, всевозможные: пазлы, конструкторы, раскраски – все, что требует спокойного нахождения на одном месте и сосредоточения.

Пусть время перед сном станет особенным для всей вашей семьи, а сон вашего малыша будет спокойным.

10 ИГР ПЕРЕД СНОМ

Очень мало детишек самостоятельно ложатся спать. Поэтому детский сон для родителей – настоящая награда, которую обязательно нужно заслужить, пройдя через множество испытаний - слезы, крики и уговоры. Однако есть и спокойные игры, которые настраивают малютку на сон. Какие же они?

Игры перед сном можно проводить в кровати. Там ребеночек расслабится и в последующем легко заснет. Существует множество спокойных игр. Мы расскажем вам о 10 из них.

1. Игра «Три тишины». Правила такой игры перед сном очень и очень просты. Нужно создать абсолютную тишину, а после прислушаться, что происходит вокруг и какие звуки окружают малыша. К примеру, жужжит компьютер или стрекочут кузнечики. Нужно рассказывать, кто какой звук услышал.

2. «Волшебный ковер». Можно выделить небольшой коврик и рассказать ребеночку, что ковер этот не простой, а волшебный. А перед сном, чтобы малыш успокоился, можно садиться с ним вместе на этот необыкновенный коврик и начинать рассказ. Для этого малыш должен сидеть с закрытыми глазками. Вы же в свою очередь начинаете сказку со слов «Сегодня наш волшебный ковер полетит…», ребеночек же должен дополнить, куда вы отправитесь. Далее повествование ведут по очереди, дополняя друг друга и фантазируя. Такая игра отлично развивает творческое мышление ребенка.

3. «Дневничок». Попробуйте вести дневничок с ребеночком и перед сном вдвоем записывать события, произошедшие за день.

4. «Разговоры о животных». Предложите малышу рассказать, как прошел у него день и провести аналогию этого дня с неким животным. Пусть объяснит вам, почему этот день похож именно на этого животного.

5. Попробуйте пальцем рисовать что-то на спинке у ребеночка. Малыш же в свою очередь должен угадать.

6. «Кто к нам пришел?» Также можно придумывать животное, а после «топать» руками по спинке ребенка так, чтобы он угадал, что это за зверек пришел.

7. «Волшебный мешочек». Положите в мешочек небольшие игрушки, попросите ребеночка опустить ручку в мешок, взять одну из игрушек и, не вытаскивая таковую из мешочка, на ощупь угадать, что у малыша в руке.

8. Можно на животик ребеночка положить его любимую игрушку. Малышу необходимо глубоко дышать. Так, чтобы игрушечка «плыла» на поднимающемся животике. Это упражнение похоже на упражнения йоги. Оно замедляет дыхание и успокаивает, что отлично подойдет в качестве игры перед сном.

9. «Логические цепочки». Положите перед малышом разные геометрические фигурки. И начинайте их раскладывать, например: «квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг…» попросите ребеночка продолжить цепочку.

10. «Вышивание». На пяльцы натягивается марля, малышу нужно дать яркий цветной шнурок. Пусть ребеночек «вышьет» этим шнурочком на марле, протягивая его через дырочки в ткани. Вместо марли можно использовать картон, предварительно сделав много дырочек.

Многие спокойные игры перед сном развивают внимание, творческое мышление и память вашего ребенка. Поэтому не стоит пренебрегать такими спокойными, но интересными занятиями.
________________________________________________________________

ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ВЕЧЕРОМ (14 СПОКОЙНЫХ ИГР)

Ребенок пошел в детский сад - и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы... "Как подменили ребенка! - сокрушаются родители. - Надо будет поговорить с воспитателем!". А в садике говорят: "Очень послушный мальчик!" или: "Такая тихая, спокойная девочка!". Мама и папа удивляются. А зря!
Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и "негромкий" человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером "наверстывает упущенное", нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.

Если же ребенок и в садике - "ураган", и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию "в мирное русло". Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

Один из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, "вечерняя" игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днем ваш ребенок - "тихоня", а вечером - "дикарь", хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра "Рвакля".

Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является "Грибник". Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы - "грибы" - в корзину. Собранные "грибы" можно сортировать по цвету, форме, размеру... К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: "Давай почитаем?" или "Поможешь мне на кухне?".

Приглушив таким образом "лишнюю" энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним - это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Не стоит откладывать этот разговор на "перед сном", - если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для "Спокойной ночи, малыши!", - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью "ритуала" отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, "стечет" с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку "дождик" из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего одна-две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, - он хорошо освежает и бодрит. Но не стоит использовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.

Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, - это поможет малышу спать спокойнее.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий. Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет "тихая пристань", восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

1) ЮНЫЙ МЕТАЛЛИСТ

Вам понадобится коробка канцелярских скрепок. На стол насыпают скрепки. По сигналу ведущего соперники (2-4) собирают цепь с помощью скрепок. Победителем считается тот, кто за определенное время соберет самую длинную цепочку из скрепок.

2) ЗОЛУШКА

Вам понадобятся: Семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п. Все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков. По сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам. Побеждает первый, справившийся с заданием. Варианты: Провести конкурс с завязанными глазами, устроить командное соревнование.

3) ГДЕ БУДИЛЬНИК

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребёнок, который остался стоять последним, в наказание развлекает всех детей - поёт или читает стихотворение. Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.

4) ОБМЕН ОДЕЖДОЙ

Дети садятся в круг и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь запомнить, кто во что одет. Затем считалкой выбирают водящего и он выходит за дверь. Несколько детей меняются одеждой и зовут водящего. Он должен определить, на ком надеты чужие вещи и кому они принадлежат.

5) ОБУВНОЙ САЛАТ

Вам понадобится много пар обуви, полотенца. Дети садятся в кружок или за столом, закрытым бумагой или клеёнкой. Каждый кладёт свою туфельку или тапочек на стол. Затем дети по очереди подходят к столу с завязанными глазами и пытаются найти на ощупь свою обувь.
Вариант: Для детей постарше - искать свою обувь на столе всем одновременно. Угадай по голосу. Дети садятся в ряд. К ним спиной садится водящий, рядом помощник (лучше взрослый). Помощник подзывает детей по одному, не называя имён. Дети за спиной водящего голосом изображают какого-нибудь животного. Водящий должен угадать, кто это. Если угадал – меняется с ним местами.

6) ЗЕМЛЯ. ВОЗДУХ, ВОДА

Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух.» В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» - нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо »Воздух» - того, кто летает.

7) ЧТО В СУНДУКЕ?

Готовится сундук (коробка) заполненный разными вещами. Каждый из игроков засовывает руку в сундук (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает - для проверки.

8) РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ

Для любого количества играющих. Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.
Что за рисунок получится в конце концов?

9) ОСТРЫЙ ГЛАЗ

Участникам игры предлагается рассмотреть какую-либо банку, миску или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.

10) НРАВЯТСЯ ЛИ ТЕБЕ ТВОИ СОСЕДИ?

Все сидят в кругу, водящий-в центре. Он спрашивает всех по очереди: "Нравятся ли тебе твои соседи?". Если кому-то не нравятся, следует вопрос: "Какие соседи тебе нужны?". Игрок должен назвать либо имена, либо какой-то признак, который должен присутствовать у новых его соседей. Например: "Мне нужны соседи в джинсах"-тогда все, кто в джинсах, меняются местами, двое из них садятся на места бывших соседей. Водящий также может занимать освободившееся место. Кому стула не хватило, тот становится водящим, и все начинается с начала.

11) 1-2-ДОБРЫЙ ДЕНЬ

Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить "добрый день". Т. е. первый говорит "один", второй-"два", третий-"добрый день", четвертый-"четыре", пятый-"пять", шестой-"добрый день", и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.

12) БАБУШКА ПОШЛА НА БАЗАР И КУПИЛА...

Играют стоя в кругу. Ведущий начинает: "Бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку" и показывает как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). Рядом стоящий повторяет те же слова и тоже начинает крутить ручку и т.д. по кругу. Когда все включаются в процесс, очередь снова доходит до ведущего и он показывает следующее движение: "Бабушка пошла на базар и купила старый утюг" (гладит левой рукой, не переставая молоть). Следующие круги: бабушка купила старую швейную машинку (нажимать ногой на педаль), кресло-качалку (покачиваться) и наконец, часы с кукушкой ("Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку,"). Смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно.

13) КОРОЛЬ ТИШИНЫ

Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него, таким образом, чтобы хорошо его видеть. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю и садится у его ног, чтобы стать министром. Во время этого перемещения игрок внимательно слушает. Если игрок произведет хоть малейший шум (шорох одежды, и т.д.), король его отсылает на место жестом руки.
Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине и продолжает игру (или уставший король объявляет, что он должен быть заменен и приглашает министра сесть на его место).

14) ЭТО - МОЙ НОС

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: "Это--мой нос", но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить "Это-мой подбородок", показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: "Это-моя левая ступня", показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: "Это моя правая ладонь", указывая на свою левую ступню и т.д. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят

Похожие публикации