Как учить малыша кушать ложкой. Учим ребенка самостоятельно есть ложкой: главные правила и хитрости для родителей

Многие родители ужасно беспокоятся по поводу кормления детей. Их подсознание всегда гложет страх, что они кормят детей как-то неправильно, в результате чего малыши затормаживаются в своем развитии. Эти страхи заставляют родителей совершать ошибки при обучении детей навыкам питания. Как наставить "на путь истинный", научит психолог-практик с 16-летним стажем и отец двоих сыновей Найджел Латта.

Все дело в рекламе и в страхе. Проблема в том, что вокруг нас слишком много людей, которые стараются нам что-то всучить, играя на наших страхах. Нам говорят, что нужно выпивать десятки литров воды в день, есть килограммами клетчатку с кальцием и, как чумы, избегать жира, соли и углеводов. А не то верная смерть.

Когда дело касается детей, то наши страхи многократно усиливаются, потому что для их растущего организма требуется много ценных питательных веществ. Если они будут употреблять не те продукты, то это скажется на их физическом состоянии и на умственной деятельности, иными словами, они вырастут слабыми и тупыми. В результате они ничего не достигнут в жизни, потому что у них будет низкая самооценка. Если вы верите в ту чушь, что печатают на упаковках, то вы точно сошли с ума.

На свете есть люди, которые кормят своих детей только натуральными продуктами без генетически модифицированных добавок. Есть люди, которые свято верят, что вокруг них полно токсинов и что нужно постоянно очищать организм от шлаков. Не знаю, может, они и правы, но мне всегда казалось, что шлаки — это то, что остается после плавки руды и не имеет к организму никакого отношения.

Лично мне нравятся натуральные продукты, но не потому, что я — хиппи, и нe потому, что я полагаю, будто генетически модифицированные продукты меня погубят. Просто мне кажется, что натуральные продукты вкуснее. Если в чем-то натуральном и органическом совершенно нет генетически модифицированных компонентов, это вовсе не значит, что это автоматически полезно. Можно не задумываясь назвать кучу вещей, которые, будучи стопроцентно органическими, тем не менее вредны для здоровья: белена, бледная поганка, паук "черная вдова", большая белая акула.

"Нацисты грудного вскармливания"

Перед тем как у нас с женой родился первый ребенок, мы посещали курсы предродовой подготовки. Мы очень волновались, как и всякая пара в таком положении, поэтому нам казалось разумным посещать эти занятия.

Две темы меня заинтересовали по-настоящему. Первая касалась обезболивания во время родов. Главная идея этой лекции заключалась в том, что эпидуральная анестезия — это удел трусих и плакс, тогда как настоящие женщины должны предпочесть естественные роды.

Вторая тема касалась кормления. Любые аспекты грудного вскармливания обсуждались во всех деталях, но совершенно ничего не говорилось об искусственном вскармливании. Я спросил "почему", но мне ответили, что так "положено". На столике в углу лежали брошюрки, посвященные молочным смесям, только говорить о них не разрешалось. Вроде было указание ООН, ВОЗ или другой подобной организации.

Разве не смешно? Никакие указания и резолюции ООН не смогли предотвратить бойню на Балканах, но почему-то смогли запретить людям говорить об искусственном вскармливании. Наверное, это была все-таки ВОЗ. Или, как я подозреваю, ОНГВ — "Организация нацистов грудного вскармливания".

Нет, не поймите меня неправильно. Понятно, что материнское молоко — самый лучший продукт для младенцев, заменить который невозможно. Химический состав молока со временем меняется, приспосабливаясь к потребностям растущего ребенка. В молоке много других преимуществ, которые нельзя выразить никакими химическими формулами. И я совершенно согласен с тем, что если есть выбор, то ребенка обязательно нужно кормить грудью без всяких рассуждений. Но почему хотя бы не поговорить о молочных смесях?

Тут явно оставили свой след "нацисты грудного вскармливания". В последнее время темы беременности, родов и воспитания детей стали какими-то слишком политизированными. Я уважаю людей, которые стойко придерживаются своих взглядов, но не затронуть тему искусственного кормления на занятиях, которые посещают будущие родители? Что-то здесь не так.

Слишком много матерей считают себя виноватыми в том, что не имеют возможности кормить своих детей грудью. Скажу вот что: еще ни один ребенок не умер от молочной смеси.

Моего двоюродного брата все время кормили , и он вырос совершенно нормальным, если не считать того, что выбрал профессию дантиста и питает нездоровое пристрастие к музыке группы "Лед Зеппелин".

Я устал от людей, которые намеренно или неосознанно порождают в родителях ничем не обоснованное чувство вины. Если по каким-то причинам кормление грудью невозможно, необходимо предусмотреть варианты, сохраняющие здоровье как матери, так и ребенка. Чувство вины, проистекающее от того, что ребенка не кормят грудью, еще никому не шло на пользу.

Это подводит нас к мысли, что лучше вообще поменьше нервничать по поводу кормления. А кто меньше всего волнуется по этому поводу, как не папа?

Психология папы

У нас, у пап, имеются свои недостатки (мы, например, совершенно не способны подбирать детям носки по цвету, не умеем отличать обычную одежду от праздничной, не умеем причесывать детей), но кое с чем мы справляемся неплохо. Папы, как правило, совершенно спокойно относятся к некоторым аспектам ухода за детьми — по крайней мере, пока их дети не станут достаточно большими. Понятно, что такое спокойствие во многом обусловлено тем, что если что-то пойдет наперекосяк, то чаще всего винят мам. Кроме того, большинство пап днем работают и возвращаются домой в приемлемом настроении, в отличие от мам, которым приходится весь день сидеть с детьми и портить свою психику.

Одна из областей, в которых как нельзя лучше проявляется "суперспокойствие пап", это кормление. Нас не очень волнуют вопросы, связанные с едой. Если папе дать поручение приготовить завтрак, то, вероятнее всего, весь процесс займет не более минуты. Никаких размешиваний и подогревов, никакой варки. Мы просто достанем что-нибудь из пакета и высыпем или развернем. При везении дети получат тарелку и совет "не крошить" в качестве добавки. Кроме того, нас не очень волнует количество пищи, поглощаемое детьми.

Мамы вообще помешаны на витаминах, микроэлементах, цинге и тому подобном. Папы, в массе своей, не обращают на это внимания. Они исходят из вполне разумного предположения, что в развитых странах большинство детей не умирают от голода. Конечно, никто не говорит, что папы должны быть образцом для подражания в вопросах питания. Они и здесь могут показать себя полными идиотами — давать ребенку сладкую газировку с чипсами вместо обеда или давать десерт прежде основного блюда, после чего ребенку уже не захочется есть ничего другого.

Не поймите меня неправильно — не ориентируйтесь целиком на пап, потому что и папы ошибаются. Но что касается спокойствия по поводу еды, то тут у них можно позаимствовать много полезного.

Три золотых правила кормления детей

Если хотите решить почти любые проблемы, связанные с кормлением детей, придерживайтесь следующих золотых правил.

  1. Голодные дети едят.
  2. Двадцать раз отвернется — один раз съест.
  3. Научите детей прислушиваться к своему желудку, а не смотреть на тарелку.

Голодные дети едят

Избалованные дети, которым суют под нос еду, не едят. Это одна из основополагающих жизненных истин. К счастью для нас, другая основополагающая жизненная истина гласит, что голодные дети едят. Как только организм сжигает все запасы топлива, желудок начинает посылать в мозг сигналы — сначала вежливые предупреждения, но вскоре они превращаются в настойчивое требование, а затем в крики о неотложной помощи.

Существует только один способ заставить избалованного ребенка есть — голод. Это фантастическое средство, потому что для того, чтобы им воспользоваться, вообще не нужно ничего делать. Все, что нужно — это немного подождать. Ожидание решает 98 процентов проблем, связанных с кормлением детей.

Пословица, согласно которой можно подвести к водопою лошадь, но нельзя заставить ее пить, в каком-то смысле верна. Но верно и то, что любая лошадь рано или поздно захочет пить. А после того как напьется, скорее всего, еще захочет и есть.

Двадцать раз отвернется — один раз съест

Если вы собираетесь поднести к своему ребенку ложку с пюре, то приготовьтесь к тому, что, прежде чем съесть, он раз двадцать отвернется от нее. Это не голословное утверждение, это доказанный факт. Многочисленные исследования и наблюдения подтверждают именно такой образец поведения маленьких детей. Для того чтобы заинтересовать ребенка новым видом продукта, нужно предложить его от семнадцати до двадцати раз.

Отсюда следует, что нужно запастись терпением и спокойно, но уверенно настаивать на своем. Если хотите, чтобы дети попробовали что-то новое, нужно уметь ждать. Придется также смириться с большими "отходами производства", хотя сейчас, когда по телевидению то и дело показывают кадры голодающих в Африке, это кажется непростительным грехом. Если вас не оставляет чувство вины, перечислите средства в фонд помощи детям. В любом случае необходимо привыкнуть к мысли, что отходы будут.

После этого показывайте новую еду детям, не заставляя ее при этом есть. Странно, но количество таких показов, перед тем как они ее проглотят, равно примерно двадцати.

Очень важно именно не заставлять, поскольку единственный способ научить детей сопротивляться — силком запихивать еду. Если хотите научить своего маленького Тарквиния ненавидеть морковку, просто заталкивайте ее ему в рот как можно сильнее под вопли протеста.

Научите детей прислушиваться к своему желудку, а не смотреть на тарелку

Если спросить людей с избыточным весом, когда они прекращают есть, то в большинстве случаев они ответят: "Когда на тарелке ничего не остается". Если задать этот же вопрос стройным людям, то ответ, вероятнее всего, будет таким: "Когда я чувствую себя сытым".

Ожирение среди детей в наше время приобрело размеры настоящей эпидемии. Нынешнее поколение детей, пожалуй, первое из череды нескольких предыдущих поколений, средний срок жизни которого имеет все шансы укоротиться. Этому содействуют многие причины: сидячий образ жизни; высокая калорийность продуктов; ленивые родители, которые не хотят учиться хорошо готовить; фаст-фуд, который продается практически на каждом углу под видом еды.

Почему количество заболеваний раком, диабетом и количество сердечных заболеваний постоянно растет? Потому что мы слишком много едим, но не это плохо само по себе. Хуже то, что вместо нормальной еды мы едим много всякого мусора.

Как следствие, детей жизненно необходимо учить есть. Под этим я имею в виду не просто умение держать нож с вилкой и не запрет сморкаться во время трапезы. Я также имею в виду правильное питание — употребление полноценной пищи в надлежащем объеме.

У всех нас от рождения имеется система ограничения потребляемой еды, поэтому мы получаем как раз то, что нам необходимо. Но длительная тренировка может испортить все, что угодно. Например, за просмотром телевизора дети съедают больше необходимого — как раз потому, что сильнее отвлекаются от сигналов, посылаемых желудком.

Нужно говорить детям: "Необязательно доедать все, что осталось. Просто ешь, пока твой животик не скажет, что хватит". Заодно неплохо приучить их к тому, что, после того как обед закончился, добавки не будет до ужина – так что стоит позаботиться о своем животике заранее.

Обсуждение

Тоже считаю, что ведьминские танцы с бубном вокруг смеси это перебор. Ни у всех женщин есть возможность кормить грудью. Просто нет и все. Сама кормила грудью малышку два года. Но не отношу себя к нервным и забитым теткам с «нужными» советами. Надо сказать, что и запоры случаются на ГВ. Мой ребенок с этой напастью месяцев с трех. Ей уже два годика. Мы и в больницах лежали и все возможные анализы сдавали. Молочко якобы полностью усваивается - чушь собачья, потому что малышка какала как богатырь. В общем, если у меня возникнет такая ситуация, в которой гв окажется невозможным или неудобным - я выберу смесь.

08.08.2016 09:32:51, Лени

Совершенно согласен с тем, что голод творит чудеса. если мой двухлетний ребенок не ест, то я его не заставляю, просто убираю еду. Потом он сам приходит и тянет меня на кухню, мол пойдем есть))) Бабушка меня этому научила.

А при чем тут "Нацисты грудного вскармливания"?
ИХМО детские молочные смеси - это голимая химия.
В некоторых странах они запрещены из-за содержания модифицированного крахмала.

По поводу здоровья малыша - точно не скажу, пока даже официальных исследований нет на эту тему, а вот то, что они губят бюджет семьи - это точно. . .

Это большой бизнес и производителям, как ни крути выгодно, чтобы как можно больше мам не кормили грудью (среди наших знакомых ровестников только 40-50% находятся на ГВ).
А потом еще и фармакологи от этого куш имеют. После того, как приходится лечить детей после смеси (запоры, аллергия и т.п.).

Я когда сына родила, у меня молока небыло вообще! НУ НЕБЫЛО ЕГО!!! И информации о смеях, о кормлении этими смесями почти небыло. Инета у меня тогда еще небыло. Пришлось самой доходить до всего, "эксперементируя" на собственном ребенке. Я понимаю, что смеси- зло, но зло неизбежное в таких случаях, как мой. В советские времена существовала целая система молочных кухонь, какой-то выход для родителей. А сегодня альтернативы нет.
Статья замечательная, собственно, я до всего этого дошла "опытным" путем. Не ел ребенок кашу, пока я в него ее запихивала. А как перестала, стал вдруг есть. не ест творог, кефир, зато молоко пьет, и слава Богу! Теперь у нас два вопроса про еду: "будешь кушать?" и "что будешь кушать?" Для меня приготовить что-то для ребенка не проблема, тем более, что ест он на самом деле практически все. Но только тогда, когда голоден.

У меня ребенок сам не ест, даже когда голодный.
Статья веселая, но для таких родителей, как я - увы, бесполезная:(

"..еще ни один ребенок не умер от молочной смеси"
Ложь.
Ремедия. Израиль. 2003 год, ноябрь.
Десятки малышей заболели таинственной болезнью, симптомом которой было поражение нервной системы. Трое детей скончались, и 20 получили тяжелую инвалидность, ставшую следствием необратимых поражений центральной нервной системы и головного мозга.
Причина - в смеси отсутствовал витамин B1.

13.06.2012 13:41:05, mrrr

Мне очень понравилась статья! Абсолютное совпадение с тем, что я думаю сама. Никогда не заставляю ребёнка есть - проголодается, сама запросит. Постоянно со своей мамой веду споры о том, что не нужно ставить кормёжку целью в жизни. Дочь ест то, что ей нравится, и при этом я не имею в виду фастфуд. Фастфуд и газировка ей вообще не по вкусу. Ну нравится ей курица, но не нравится мясо, любит помидоры, но не любит капусту - нормально, пусть ест курицу и помидоры. Часто готовлю отдельно для ребёнка и отдельно для нас с мужем. Меня это устраивает. Для меня есть правило: еда, съеденная без аппетита не приносит пользы. Кормила грудью до 4х месяцев, потом пошли смеси. И никакого чувства вины перед ребёнком.

А мне статья понравилась.
Хорошая статья! Написано с юмором, по теме и доступно:)

Комментировать статью "Как научить ребенка есть"

Как научить малыша кушать ложкой? Стандартного возраста, когда ребенок должен начать кушать самостоятельно ложкой, нет. Это зависит от характера и психического развития ребенка, от участия в этом процессе родителей. Кто-то прекрасно управляется с ложкой уже в год, а у кого-то ничего не получается в два. Чтобы помочь малышу побыстрее научиться кушать самостоятельно, следует давать ему ложечку уже во время первого прикорма, в 5-6 месяцев. Во время кормления можно пользоваться двумя ложечками...

Обсуждение

Да еще и полугода не было сыночку, как я ему чайную ложечку вручила. Он с радостью нею играл, быстро стал учиться пользоваться правильно и к семи месяцам уверенно ею кушал сам, правда редко, потому что прикорм не особо желал есть.

Недавно в Интернете был опубликован материал ([ссылка-1]) о том, как к девятилетней девочке в самолете приставал злоумышленник. Возникает вопрос: «Что надо сделать для того, чтобы ребенок смог защитить себя в такой ситуации?» Ребенок не смог обеспечить свою безопасность потому, что не знал, что делать. Девочка считала, что сама виновата в том, что происходит, и, не имея опыта противостояния взрослому человеку, промолчала. Необходимо объяснять ребенку, что если кто-то кроме родителей без их...

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком, не раз говорил: «никогда не заставлю своего ребенка есть кашу», «Мои дети не будут спать днем», «Я не буду бить своего ребенка». Тогда, в детстве, процесс воспитания ребенка казался очевидным. Все было просто и мы точно знали, как и что нужно делать. Но все было так просто и очевидно тогда, когда мы сами были детьми. Став родителями...

Как научить ребенка не бояться контрольных? Добрый день. Я мамашка не опытная, опыта с собственными детьми нет, поэтому с удовольствием послушаю советы бывалых и опытных. Есть любимая тематическая дочка, дома с нами 6 лет.

Обсуждение

Договоритесь с учителем, чтобы давала ей переписать контрольную после урока.

У нас так делает наша классная с Эдиком. Он в спокойной обстановке, вне стресса переписывает контрольную после урока.

Можно принести справку от невропатолога, что у ребенка в состоянии стресса работоспособность снижается.

Математика в отличие от других предметов (от некоторых) дает прекрасный результат при многократной повторении. Если ребенок хоть чуть-чуть понимает, решайте и решайте. Играйте, решая, решайте, играя - вместо пяти примеров - тридцать, вместо двух задач - десять (однотипных, разумеется). Очень и очень помогает.

Дразнилки, обзывалки, денежные поборы, драки. И уши длинные, и фамилия смешная, а уж о том, что одежда не такая, как надо, и говорить не приходится. Для любого ребенка новый коллектив - это большая эмоциональная нагрузка, дополнительный стресс. Woman.ru подскажет, как научить ребенка реагировать на насмешки. Для любого ребенка новый коллектив - это большая эмоциональная нагрузка Ни для кого не секрет, что малыши, посещавшие детский сад, намного лучше адаптируются к школе. Для них уже является...

Как научить ребенка читать.Учимся читать. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. Существует множество теорий и методик, которые обещают быстро научить вашего ребенка читать. Но новые методики рано или поздно попадают под критику и уходят, на смену им приходят другие. Что же нужно ребенку? Психолог и психотерапевт Мария Макуха в эксклюзивном материале для «Граней-Т» советует...

Как правило, на детских утренниках становятся заметны недоработки родителей в плане обучения детей красивой речи. Есть дети, которые громко и с выражением рассказывают стихи, а есть - тихо и невнятно, «проглатывая» при этом половину слов, за что родителям и приходится краснеть. Виной всему этому - лень родителей, но зачастую, все списывается на стеснительность ребенка. Научить ребенка красиво и с выражением читать стихи перед зрителями – не так уж и сложно. Есть несколько довольно простых...

Подскажите, как можно научить ребенка есть быстро? При этом, естественно "тщатетельно пережевывая пищу". Под "быстро" я понимаю, допустим, 30 минут на стандартный обед (первое, второе, компот).

Обсуждение

Вот в школе без вашей помощи сама и научится. Возможно у вас в семье стиль такой - ребенок болтает, а вы сидите рядом и ждете. Если все члены семьи поели, встали и занялись своими делами, у ребенка не будет желания засиживаться с тарелкой в одиночестве. Ну и не настаивайте на съедении целой котлеты. Не хочет есть - не нужно. В другой раз поест. Или не поест - тоже не страшно. Здоровый ребенок от голода не умрет.Только в перерывах не позволяйте кусочничать.

Мою никак. В школе ест или первое или второе (выбирает что больше по вкусу). Все съесть не успевает, все время голодная. Дома по 40 минут может сидеть. И уроки так делает...

Скажите, как приучать детей помогать другим детям? может быть есть какие-то детские дома, куда можно приехать с детьми и привезти игрушки, одежду и т.д. ? то есть одежду, из которой дети выросли можно и самой собрать, но хочется детей научить делиться...

Обсуждение

ВСЕМ СПАСИБО! в очередной раз убедилась, как много хорошего и нужного делают различные люди.
отдельное недоумение всем, кто пытался анализировать мои мотивы, фантазировать на тему истории моей жизни и советовать психоаналитика.
вопрос у меня был о помощи, которую можно оказывать вместе с детьми.
неясно, почему возникло впечатление, что мы ничего не делаем, не помогаем нуждающимся рядом с нами и т.д. не думайте о людях плохо:) и они вам ответят тем же:)
варианты помощи вместе с детьми, кажется, находятся. уже два есть, которые будем пытаться реализовать осенью, когда снова откроются центры, работающими с детьми с проблемами развития.
еще раз спасибо! всем здоровья и возможности выбора

Очень хочется научить ее есть самостоятельно (на руках 2-х месячная сестренка:)) Но сама она есть будет очень мало или вообще не будет! Опять таки по моему все треволнения по поводу еды совершенно бессмысленны -е сли ребенок голоден он будет есть, ели нет - не заставите.

Обсуждение

Мне кажется пора отбросить сказки-рассказки. Ставите еду. Через какое то вермя убираете. Потом кормите только в ужин (когда все едят). Ну и не даете сладостей. Опять таки по моему все треволнения по поводу еды совершенно бессмысленны -е сли ребенок голоден он будет есть, ели нет - не заставите.

Есть предложение, но нет опыта (у меня няня учила). Перейти от ложки к вилке. Ею есть гораздо проще, надо только купить маленькую металлическую вилку (пластмассовые не накалывают огурцы). И перевести ребенка на выуживание продуктов руками и вилкой.

В возрасте около года почти все дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, в частности, это касается еды. Перевернутая тарелка, каша на полу, суп на потолке, пюре на ушах или на затылке – такая картина знакома каждой маме. Стоит ей на секунду отвернуться, как любимое чадо тут же влезет обеими руками в тарелку, чтобы попробовать любимую еду наощупь. Как научить ребенка кушать самостоятельно и не потерять остатки и без того ограниченного терпения?

Пять правил, которые нужно знать каждой маме

Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами.

Правило первое: голод – не тетка

Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.

Правило второе: с едой играть нельзя!

Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.

Правило третье: не идите против природы!

Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.

Правило четвертое: о вкусной и красивой пище

Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах. Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку. Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.

Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.

Правило пятое: берегите нервы!

Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.

В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.

До чего дошел прогресс!

Помимо слюнявчиков существует огромное количество всяких приспособлений для обучения малыша самостоятельному приему пищи. Особые пластмассовые вилки и ложки с изогнутыми ручками сделаны специально под детский захват. С такими приборами малышам проще научиться, не расплескивая, доносить полную ложку до рта. Пластиковые слюнявчики с поддоном, в который падает выроненная или выплюнутая еда позволяют избежать многократного ежедневного мытья полов и стульев. Специальные поильники с дырочками или с трубочками помогут вам научить малыша пить из чашки, не опрокидывая ее содержимое на себя. Пластмассовая посуда выдержит многократные падения, специальные термотарелки не дадут еде остыть, когда малыш долго кушает; а тарелки с присосками вообще не так-то легко сдвинуть с места, не то чтобы кидаться ими в окружающих.

Однако наши мамы как-то обходились без всех этих приспособлений, и мы с вами без потерь научились вести себя за столом. Дело в том, что на практике все сугубо индивидуально. Каждой маме придется проявить свой талант и недюжинное терпение, прежде чем она найдет подход к любимому малышу и научит его, как следует вести себя за столом.

«Еду, которую можно есть, держа в руке, я начала давать Илюше тогда, когда он потянул погремушки в рот – месяца в 4. В полгода, когда появились первые зубки, давала кусочек мягкой груши, сушки, хлеб. Грыз очень уверенно. Когда кормила пюре, специально капала капельку на стол, чтобы наигрался с едой. В 11 месяцев он потребовал в ультимативной форме дать ему ложку. Пришлось дать. Теперь едим двумя ложками – одна у него, одна у меня. Самое удивительное, что он не балуется, а целенаправленно макает ложку в еду и несет в рот. Проливает, конечно, а то, что уронил, сам берет пальчиками и складывает в тарелку обратно. Когда ему надоедает, он бросает ложку на пол. Тогда я ложку убираю и больше не даю. Баловство с едой пресекаю сразу – лужи вытираю, не даю шлепать ложкой по супу.

Дочка Алина постигала науку примерно так же, но я давала ей вволю посвинячить. Раздевала до памперса во время еды, потом отмывала в ванной. Летом, когда была жара, кормила прямо в ванной, только там у нее и появлялся аппетит, в прохладной водичке. А вообще мои дети в плане еды сильно отличаются – дочь малоежка, всегда ела без аппетита, поэтому я и давала ей наиграться с едой. У сына аппетит очень хороший, он ест только чтобы наесться.

Изогнутые ложки у нас не прижились – неудобно, мелкие, кривые, заточены только под одну руку, а мои дети хотели кушать то правой, то левой рукой. Пластиковые нагрудники тоже – жесткие. Так что я использую обычные слюнявчики».
Ольга, Московская область

«Ника просто захотела кушать самостоятельно. Мол, она уже большая девочка, хотя ей был всего год. Каша на голове, на стенах, на полу и везде, где только можно! Но надо перетерпеть этот момент, чтоб не отбить у малыша желание кушать самостоятельно. Ели мы простой чайной ложкой, без изысков. Сейчас Нике три с половиной года и проблем с едой у нас нет. Хотя иногда она просто ленится».
Лиза, Москва

«Настя стала брать в руки ложку с 11 месяцев, сначала просто играла с ней, а потом поняла, что нужно окунать ее в тарелку и нести в рот. Сейчас ей год и мы едим в две руки. Конечно, от каши на полу и занавесках никуда не деться, придется запастись терпением, просто я объясняю дочери, что баловаться с едой нельзя и если она уж очень расшалится, то просто забираю у нее ложку. Едим в обычном слюнявчике, детской пластиковой ложкой из пластмассовой тарелочки, но я уже подумываю о тарелочке на присоске».
Татьяна, Нижегородская область

О хороших манерах…

К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.

Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет. И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш.

Здравствуйте! Если ребёнок кушает сам - это отлично. Но бывает, что ребёнок отказывается есть самостоятельно и приходится ему в этом помогать. Об этом и поговорим: как научить ребёнка кушать самостоятельно?

Здравствуйте, Людмила. Кушать мы научились благодаря Вашему курсу! Четко исполняя все рекомендации, потихоньку, не спеша, вводя новые правила! Даже и не заметила, как стало все получаться. Времени ушло где-то 1,5 мес.

Единственный вопрос, который остался это КАК научить ребёнка есть самостоятельно?

Мы пытались, но ложкой только играем и раскидываем еду, естественно из-за стола переместились за свой столик -играли там, но дальше размазанной каши по столу и раскрошенному хлебу дело не идёт…

1,2 ребёнку

Очень рада, когда вы делитесь своими успехами! Учитывая, что прошло всего 1,5 месяца, результаты замечательные.

Как можно научить ребёнка есть самостоятельно?

Как и в любом процессе, во взрослении ребёнка есть периоды, когда он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЙ интерес к познанию нового.

Научился ходить? Хочет ходить сам! Отталкивает руку и топает.

Дали чашку и учим пить? Хочет пить только сам и только из чашки. Уже никакие поильники, бутылочки не устраивают. В 1,2 уже немного поздновато, поэтому ребёнок видимо и не хочет сам кушать.

Что можно сделать?

  1. Обязательно кушайте всей семьей. Ребёнок должен видеть, что все взрослые пользуются столовыми приборами по назначению. Включается врожденное стремление «быть взрослым» и ребёнок начинает повторять за вами ваши движения.
  2. Ходите в гости к подругам с более старшими детьми. Пусть ребёнок везде видит подтверждение того, что взрослые детки кушают сами. У них это получается и они это делают.
  3. Всегда вначале давайте ребёнку время кушать самому. В 1,2 ребенок уже может сидеть на своём месте (идеально, если это взрослый стул, придвинутый к столу), у него есть своя чашка и свои столовые приборы. Накладывайте ребёнку еду и давайте ложку/вилку в зависимости от пищи. Сами садитесь и активно кушайте, не заглядывая в его тарелку. Не делайте тревожное лицо, выражающее «Нет, у тебя не получится. Надо тебе помочь».
  4. Столовые приборы должны быть удобными ребёнку. Сейчас много разных видов ложек и вилок продаётся: ортопедические, супер-изогнутые и т.д.
    Честно говоря, я ни одной из дочерей не покупала специальные приборы. Выдавала по возрасту: обычная вилка и вначале чайная ложка, потом десертная, и сейчас обычная большая столовая ложка. Но в практике были случаи, когда ребёнок обычной ложкой не ел, а вот специальной детской, облегчённой и яркой, с мультяшными рисунками, ел. Можно попробовать этот вариант.
  5. Вилкой ребёнок учится есть быстрее, чем ложкой. Ложкой хорошо кушают к 2-м годам, а вилкой могут прекрасно управляться уже в 10-11 месяцев. Главное в этом деле тренировка и практика. Поэтому разрешайте ребёнку кушать самому. Давайте возможность тренировки, но не «свинячества» за столом.
  6. Если ребёнок пока плохо ест ложкой, то обязательно докормите его после еды.

Ребёнок действительно устает справляться с этим «непослушным» предметом и может из-за усталости съесть 1-3 ложки супа и отказаться. Если вы видите что он в принципе готов кушать, но не может – то просто возьмите к себе на ручки и докормите.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о том как научить ребенка кушать самостоятельно:

После прохождения курса Едим с удовольствием: как добиться, чтобы ребенок ел с аппетитом вы сможете отличить, когда ребёнок хочет есть, а когда нет – и я уверена, не станете насильно его накармливать.

Ведь вы четко понимаете, что способствует аппетиту ребёнка, а что мешает.

Задавайте свои вопросы по питанию ребёнка в комментариях.

Людмила Шарова.

Детский психолог. Консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма

Однозначного ответа на вопрос о том, когда именно ребенка следует учить держать ложку и с ее помощью самостоятельно есть, нет. Во многом все зависит от любознательности и того, насколько он развит. Одним детишкам этот предмет интересен уже в 6 месяцев, хотя держать его они еще не умеют, другие же предпочитают кушать «с ложечки» вплоть до 2, а то и 3 лет.

Но затягивать с процессом приучения нельзя, чем раньше вы начнете обучать данному навыку, тем проще будет вам самим, и ребенку в процессе социализации в детском саду.Сегодня вы узнаете, как научить ребенка есть самостоятельно и когда он готов к этому.

Когда начинать обучать ребенка

Родителям следует наблюдать за своим малышом, чтобы убедиться, что он готов к обучению . Признаки готовности такие:

  • проявление интереса к еде;
  • малыш тянет в рот куски пищи;
  • выхватывает ложку из рук родителей и пытается держать ее самостоятельно.

Естественно, что сразу вы не научите его правильно держать ложку и уж тем более кушать с ее помощью. Готовьтесь к тому, что еда будет разбросана по всей комнате, но через этот этап непременно нужно пройти.

Прежде чем приступить к обучению, примите во внимание такие советы:

Как научить ребенка есть ложкой

Чтобы процесс обучения малыша есть самостоятельно ложкой был проще, алгоритм действий должен быть таким:

Поначалу обучение не будет давать видимых результатов, малыш будет просто мешать содержимое тарелки и размазывать его по столу или даже лицу. К ложке он может привыкать достаточно долго. Если он переворачивает посуду постоянно, используйте тарелку на присосках.

Затем аналогичным образом вы можете научить своего малыша правильно держать вилку и пить из чашки-непроливайки , а потом уж и из кружки. Начинать следует с небольших порций, а потом, если ребенок проявляет заинтересованность, увеличивайте их. И никогда не показывайте, что вы недовольны тем, что одежда или мебель пачкаются.

Как вести себя, если ребенок не хочет самостоятельно кушать

Конечно же, все дети разные. И если одним ложка интересна, хотя бы как очередная игрушка, то другие же категорически отказываются ее брать в руки. Однако принуждать это делать ребенка категорически нельзя, поскольку это может привести к формированию негативного отношения к еде в принципе.

Если малышу больше года, а ваши попытки научить его есть самому ничем не заканчиваются, то можете принять такие меры:

  • сначала малыша покормите с ложечки, потом дайте ему отдохнуть, а затем попробуйте возобновить обучение через несколько дней;
  • если у вас есть старшие дети, то попросите их показать младшему, как правильно кушать ложкой;
  • попробуйте организовать праздник для детей , чтобы малыш отработал умение в компании других детишек.

Несмотря на то что принуждать к обучению карапуза нельзя, надолго откладывать его тоже не рекомендуется. Данный навык важен не только для развития, но и социальной адаптации малыша в саду.

Правила поведения и безопасности за столом для родителей

Поначалу ребенок вряд ли будет вести себя аккуратно, поэтому задачей родителей является приучить его к правилам поведения и гигиены. Правила следующие:

Что нельзя делать за столом:

  • не кормите насильно и не заставляйте делать малыша что-то против его воли;
  • не торопите его;
  • не оставляйте во время еды одного.

Также запрещено предъявлять малышам требования, которые они не в состоянии выполнить, а также делать за них то, что они в состоянии выполнять самостоятельно.

Итак, мы рассмотрели, как научить ребенка есть с помощью приборов. Самое важное при обучении – это не нервничать, если обучение не ладится. Переживать не стоит, со временем все наладится, и детки будут кушать без посторонней помощи.

Все приходит с опытом, при обучении лучше выбирать ту еду, которая лучше пристает к приборам. Возможно, все получится не сразу, но зато малыш приобретет очень важный навык.

Принимаясь за воспитание ребенка, родители должны учесть массу нюансов. В том числе и возможность его питаться самостоятельно. В некоторых случаях родители не испытывают с этим трудностей. Но иногда дети наотрез отказываются приучаться к самостоятельности за столом.

В данной статье мы постараемся максимально полно ответить на вопросы, касающиеся того, как научить ребенка есть и пить самостоятельно.

Для чего необходимо приучать ребенка кушать самостоятельно

Для взрослых этот процесс вполне естественный, и трудностей не вызывает абсолютно. Но для малыша, познающего новый для него мир, это одна из наиболее сложных задач. Многие молодые мамочки удивляются, почему малыш должен уметь кушать самостоятельно. Не лучше ли подождать более сознательного возраста?

Лучше если у ребенка будет собственный набор специальной детской посуды.

Нет, не стоит откладывать обучение этой процедуре. И на то имеются следующие причины:

  • При регулярном пользовании ложкой лучше развивается мелкая моторика пальцев;
  • Употребляя пищу без посторонней помощи, ребенок приучается к самостоятельности;
  • Если у него будет свой набор посуды, то он с малых лет будет приучаться к ответственности за свою собственность;
  • Потребление пищи самостоятельно – это естественный процесс, как в физиологическом, так и психологическом смысле. И без него обойтись нельзя.

Относительно возраста, с которого необходимо приучать малыша к самостоятельному приему пищи, мнения неоднозначные. Для некоторых детей норма в 1,5 года смело орудовать вилкой, а для других – это непосильная задача.

Чтобы не упустить благоприятный для приучения ребенка к самостоятельному приему пищи период, важно тщательно следить за ним. Заинтересованность взрослой едой, выдергивание из рук мамы или папы столовых приборов и использование их, подражая взрослым – именно это яркие признаки наступления такого периода. Чаще всего происходит это в 9-10 месяцев, но может и раньше.

Не следует делать ошибок, полагая, что для малыша будет лучше, если вы накормите его. Сделать его самостоятельным в дальнейшем вам будет в разы сложнее. Конечно, в этом случае будет сэкономлено время, пол и стол на кухне будут чистыми. Но подумайте, стоят ли такие маленькие победы дальнейших проблем!

С чего нужно начинать при обучении ребенка к самостоятельности за столом

Абсолютных догм, которым нужно следовать неукоснительно в процессе приучения ребенка к самостоятельности за столом, просто не существует. Простейшей причиной является то, что каждый малыш – это индивидуальность.

Но все же следует придерживаться общих принципов обучения, позволяющих добиться успехов:

  1. Решение о приучении ребенка к самостоятельности должно быть принято всей семьей. Часто возникают ситуации, когда все старания мамы идут насмарку из-за сердобольности бабушки, которая кормит малыша с ложечки;
  2. Приступать к кормлению стоит в определенное время, что будет способствовать выработке режима питания;
  3. Закреплять успехи по самостоятельному питанию нужно ежедневно;
  4. При недомоганиях у крохи, например, при прорезывании зубов , стоит отложить эту процедуру на другое время;
  5. Приучение к ложке, вилке и кружке должно быть последовательным;
  6. Обязательно подавайте свой личный пример;
  7. Трапезы по возможности должны быть совместными. Ведь младший член семьи старается повторять все за взрослыми;
  8. Осваивание столовых приборов малышом будут более успешными, когда он голоден;
  9. Процесс обучения должен быть похож на игру, чтобы ребенок не утомлялся;
  10. Начинать приучение к самостоятельности следует с любимых блюд крохи;
  11. Если в процессе обучения ребенок устает, а на тарелке осталась еда, то докормите его сами. В дальнейшем доза самостоятельно съеденной пищи будет увеличиваться;
  12. Обязательно хвалите малыша даже за малейшее достижение. Ведь он очень сильно старался!
  13. Будьте готовы к нарушению чистоты на кухне, никогда не ругайтесь за это;
  14. Если он наотрез отказывается от приема пищи самостоятельно, то не настаивайте на этом. Лучше отложите занятия на потом. В противном случае у ребенка сложится негативное отношение к еде;
  15. Для обучения приобретите специальную детскую посуду и по возможности мебель.

Как научить ребенка есть без посторонней помощи

Чтобы добиться этого, у родителей должен быть очень хорошо развит навык переговорщиков. Ведь тут придется не только показать свой личный пример, но еще и донести до ребенка, как это делается правильно.

1) Что такое прорезыватель для зубов и как его правильно использовать? Этому вопросу мы посвятили целую статью.
2) Как стоит воспитывать в малыше положительные качества .

Приучаем к самостоятельному пользованию ложкой

Начинать нужно в «четыре руки». В начале кормления давайте малышу в руку ложку, а второй просто кормите его. При этом неважно, что он делает своей ложкой. Главное, чтобы она вызывала у него интерес. Позднее, когда движения малыша становятся более целенаправленными, необходимо учить малыша попадать в цель – ротик.

Первым делом нужно научить малыша пользоваться ложкой, а потом уже переходить к другим столовым предметам.

Ребенок в таком возрасте еще плохо ориентируется в строении своего тела. Поэтому вместо рта он может попадать в подбородок, нос и даже уши. К тому же вы столкнетесь с еще одной проблемой, связанной с отсутствием координации движений.

Всем мамам знакома ситуация, когда ложка ко рту поднесена, а тот еще не открыт. В этом случае нужно немного подождать. Также нужно учитывать, что ребенку длину ложки еще трудно учитывать. Поэтому обязательно покажите, как это делается, на своем примере. А потом помогите ему повторить ваши движения.

При обучении навыкам самостоятельного приема пищи лучше использовать густую еду – картофельное пюре или кашу. Суп у крохи просто будет расплескиваться из ложки.

Со временем карапуз уже начнет сам орудовать ложкой. Но для оттачивания мастерства потребуется время. Поэтому будьте готовы, что и научившись орудовать ложкой, он может пролить суп или уронить макароны на пол.

Учим ребенка самостоятельному пользованию вилкой

Принцип обучения тут такой же самый, как и с ложкой. Вы на собственном примере должны показывать, как держать вилку, накалывать еду на нее. Это исключит ранения малыша в процессе приема пищи. Повторяйте всю процедуру вместе с ребенком, ведите его руку, объясняя попутно каждый этап.

Обучение пользованию вилкой осуществляют чаще всего после того, как ребенок уже уверенно пользуется ложкой. Но тут все зависит от желаний самого ребенка. Иногда дети сначала приучаются именно к вилке.

1) Рассмотрим основные детские фобии и методы, которые помогут их побороть.
2) Как определить размер обуви ребенка перед ее покупкой узнайте из этой статьи .

Учимся самостоятельно держать кружку

Некоторые дети сходу начинают пить из стаканов, пародируя своих родителей. При этом они могут некоторую часть жидкости пролить на себя, но в данной ситуации это не главное, ведь ребенок сделал первый шаг к самостоятельности. Для обучения малыша азам самостоятельного употребления жидкостей лучше приобрести специальные чашки-непроливайки.

При обучении ребенка следует прислушиваться к следующим рекомендациям:

  • Следует начинать уже с того периода, когда новорожденный начинает интересоваться предметами. Начинается это примерно в пять-шесть месяцев. Просто дайте ребенку непроливайку для знакомства;
  • Если он проявляет активный интерес к этому предмету, покажите ему, как пить из чашки, делая небольшие глотки. У вас обязательно должна быть своя чашка;
  • При обучении малыша пользованию чашкой-непроливайкой налейте в нее напитка не более одной трети. Придерживая ее за дно, дайте ребенку глотнуть и прочувствовать вкус. Если он заинтересовался процессом, то можно продолжать. В противном случае лучше немного подождать;
  • В процессе кормления у ребенка обязательно должна быть под рукой его чашка-непроливайка с жидкостью внутри;
  • Недопитый напиток не нужно переливать в бутылочку. Просто помогите ему допить его.

Со временем красивый предмет будет привлекать малыша. Он будет уже сам пользоваться поильником, в который еще и налито вкусное питье!

Приучение ребенка к самостоятельному приему пищи – это один из наиболее важных этапов его развития и воспитания. В дальнейшем ваши труды позволят малышу быстрее пройти другие этапы взросления. Кроме того, ребенок будет осознавать, что он уже полноценный член семьи.

Похожие публикации