Кружковая работа воспитателя во 2 младшей группе. Рабочая программа кружка «говорушки» для детей младшей группы

Кружок «Умелые ручки»

во второй младшей группе №8 «Пчёлка»

Развитие речи и мелкой моторики.


Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Поэтому я решила создать кружок для развития мелкой моторики «Умелые ладошки», который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

    Привить детям любовь к художественному слову.

    Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.

    Познакомить с видами нетрадиционного изображения.

    Развивать фантазию, творческое воображение.

    Развитие коммуникативных навыков.

Сентябрь

Название темы

Занятие1. «Вышла курочка гулять».

- Познакомить с пальчиковым театром , разучить текст песенки «Вышла курочка гулять…».

- «Мятые картинки». Знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.

Занятие2. «Угощение для курочки и цыплят».

- Пальчиковые игры . Повторить текст песенки «Вышла курочка умение быстро и чисто говорить. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение.

- « Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму, дополняя созданное ранее изображение.

Занятие3. «Кап-кап дождик».

- Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

Рисование». Познакомить с новым способом рисования (тампонированием). Учить рисовать капельки дождя с помощью ватных палочек.

Занятие4. «Кап-кап дождик».

Повторить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Развивать речь, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. Создавать изображение дождя, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень). Использовать для этого точку (приклеить шарик) и линию (размазать пластилин) как средство выразительности.

Октябрь

Название темы

Цели, задачи, вид деятельности

Занятие 1. «Сорока-ворона».

- Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

- « Обрывная аппликация». «Каша». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму

Занятие 2. «Сорока-ворона».

- «Сорока-ворона» с использованием пальчикового театра . Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « ». «Каша». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

Занятие 3. «Осенние листочки».

Разучивание пальчиковой игры «Осенние листочки». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

Занятие 4. «Осенние листочки».

Повторение пальчиковой игры «Осенние листочки».

« Создание коллажа

Ноябрь

Название

Цели, задачи, вид деятельности

Занятие1. « Тили – тили – тесто»

(знакомство с пластическим материалом

- Разучивание потешки как пальчиковой игры.

- Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

Занятие2. «Угощение дя бельчат и ежат»

- Повторение пальчиковой игры «Тили-тили-тесто». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

-Получение силуэтных изображений из теста : выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.

Занятие 3

- Обыгрывание стихотворения с помощью пальчикового театра . Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Картинка из ниток» - «Мишка». Познакомить детей с нитками (пряжей) и её свойствами; учить приклеивать пряжу к картону на контурное изображение.

Занятие 4 . «Мишка-косолапый вразвалочку идёт».

- Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Обрывная аппликация» «Малина для мишки». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение.

Декабрь

Занятие1. «Первый снег».

- Пальчиковая игра «Как на горке снег…».

- « Аппликация с использованием салфеток ». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления.

Занятие2. «Первый снег».

Повторение пальчиковой игры «Как на горке снег …». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Аппликация с использованием пластилина ». Учить использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.

Занятие 3. «Были бы у ёлочки ножки…».

- Обыгрывание стихотворения Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Обрывная аппликация ». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.

Занятие 4. «Были бы у ёлочки ножки…».

- Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Создание коллажа ». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Январь

Занятие 1. «Снеговик».

- Побуждать слушать стихотворный текст « Снеговик». Обыгрывать с помощью плоскостных фигурок. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

Занятие 2. «Мишка, мишка – лежебока

- Заучивание стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Мятые картинки». Учить формировать из бумаги комочки, приклеивая их в определённом месте основы (берлога под сугробом, сугробы), дополнять работу обрывной аппликацией.

Занятие 3. «Мишка, мишка – лежебока

- Повторение стихотворения . Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Февраль

Занятие 1. «Открытка к 23 февраля».

- Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму машины.

Занятие 2. «Открытка к 23 февраля».

- Пальчиковая игра «МАШИНА

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет, используя заготовки.

Занятие 3. «Маленькая птичка прилетела к нам».

- Заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра.

- « Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них шарики и приклеивать их к картону (кормушке).

Занятие 4. «Птички».

- Повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Рисование». Познакомить с новым способом изображения. Учить обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая знакомое изображение

Март

Занятие 1. «Открытка для любимой мамочки».

- Пальчиковая игра «Помощники». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация ». Учить правильно располагать изображения на основе и аккуратно приклеивать их.

Занятие 2. «Красивые цветы».

- Пальчиковая игра «Помощники ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Аппликация с использованием пластилина ». Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Занятие 3. «Солнышко».

- «Солнышко, посвети». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Аппликация с использованием пластилина». Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

Занятие 4. «Солнышко».

- Повторение пальчиковой потешки « Солнышко,посвети ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Аппликация». Учить самостоятельно обводить ладошку. Составлять изображение из вырезанных ладошек. Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

Апрель

Занятие 1. «Подснежники».

- Разучивание пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Аппликация». Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

Занятие 2. «Подснежники».

- Повторение пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

- « Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Использовать различные изобразительные средства (рисование, аппликация).

Занятие 3. Ёжик.

- Разучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок

- « Аппликация с использованием пластилина». Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Занятие4. Ёжик.

- Повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок …». Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

- « Создание коллажа ». Закреплять практические навыки пластилиновой аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Май

Занятие 1. «Цветущая яблонька».

- Разучивание пальчиковой потешки «Цветы ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя изображение. Развивать пространственные представления.

Занятие 2. «Цветущая яблонька».

Повторение пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.

Занятие 3. «Любимое животное»

- Заучивание песенки «К нам пришла собачка». Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- « Картинка из ниток». Учить приклеивать пряжу на готовое изображение животного.

Занятие 4. «Жили у бабуси два весёлых гуся».

- Разучивание песенки . Обыгрывание с использованием плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Рисование». Учить самостоятельно обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая изображение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Лучик

План РАБОТЫ КРУЖКА

«ГОВОРУШКИ»

2-я младшая ГРУППА

Руководитель кружка:

воспитатель второй квалификационной категории

учебный год

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

План кружковой работы разработан на основе:

1. «Программы воспитания и обучения в детском саду». Под ред. , Мозаика-Синтез, 2005

2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

3. Письмо министерства образования российской Федерации /23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

4.Абраменко игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.


5. Белкина: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.

6. Выготский и творчество в детском возрасте. М., 1991.

7. Казакова с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М., ТЦ Сфера, 2007.

8.Прохорова методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников

9.Черенкова пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

Цель. Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.

ЗАДАЧИ . Развивать индивидуальную творческую деятельность. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.

Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход.

Пути и методы реализации

1.Правильный образец педагога.

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т. д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Ощупывание, узнавание предметов, букв и изготовление их из различных
материалов,
7. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
8. Правильный подбор мебели, освещения.
9. Гимнастика для глаз.
10. Упражнения на выработку условно-рефлекторных связей по формированию
осанки. Массаж, обучение самомассажу.


11. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
12. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Занятия в кружке в большой мере УДОВЛЕТВОРЯЮТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ детей. В этой деятельности всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Рисование, пальчиковые игры, игры с прищепками способствует РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ребенка, воспитанию его характера

В процессе занятий кружка создаются положительные условия для формирования ОБЩЕСТВЕННЫХ МОТИВОВ ТРУДА, которые в среднем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

Использование разнообразных видов коллективной работы детей способствует формированию у них умений ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с учетом общей цели, распределять операции.

У детей СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИЯ.

В процессе деятельности ребенка происходит ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕХ ЕГО АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.

Во время занятий РЕШАЮТСЯ РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ словарного запаса ребенка, грамматического строя , связной речи, АВТОМАТИЗАЦИЯ поставленных звуков в речи детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятий

Количество занятий

практическое

теоретическое

Сентябрь

Вводная беседа

« Играем в ладушки»

«Осенние забавы»

«У Лариски - две редиски»

«Компот»

«За ягодами»

«Засолка капусты»

«Рябинка»

«Встреча с Колобком»

«Весёлые мухоморы»

«Лошадки»

Выставка детских работ

«Снежок»

«Маленькой елочке холодно зимой»

«Елочка пушистая, нарядная»

«Мои любимые животные»

«Веселый снеговик»

«У кормушки птички»

«Кто как говорит?»

«Цветочек для папы»

Выставка детских работ

«Мимоза для мамы»

«Дружба»

«Солнышко»

«Капель»

«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Цветочек радуется солнышку»

«Травка» («Ласточка»)

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ План РАБОТЫ КРУЖКА

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Сентябрь

1. Вводная беседа «Играем ладушки»

2. «Играем ладушки»

II. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»

III. Подвижная игра «Зайка серенький»

Карандаши, маска волка.

3. «Осенние забавы»

II. Пальчиковая игра «Осенние листья»

III. Игра «Шоферы»

Шишки, листья березы, дуба, клёна. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт.

4. «У Лариски - две редиски»

II. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»

III. Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

Каштаны, палочки.

1. «Компот»

II. Пальчиковая игра «Компот»

III. Игра «Шоферы»

Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт., семена арбуза.

2. «Компот» (повторение)

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

II. Пальчиковая игра «Компот»

III. Игра «Шоферы»

Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт., семена фасоли или арбуза.

3. «За ягодами»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра

«За ягодами»

III. Игра «Золушка» (сортировка семян фасоли и арбуза)

Шишки, семена фасоли и арбуза, картинки с ягодами.

4. «Засолка капусты»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

II. Пальчиковая игра «Засолка капусты»

III. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)

Кочан капусты, листы бумаги на каждого ребёнка.

1. «Рябинка»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком.

III. Рисование «Рябинка»

Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь красного, оранжевого, зелёного, желтого цвета в мисочках, ветка рябины, кисти, салфетка.

2. «Встреча с Колобком»

II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

III. Игра «Встреча с Колобком» (Обрывание бумаги)

Грецкий орех. Лист ватмана (кусок обоев) с изображением тропинки, цветная двухсторонняя бумага, клей, салфетка. Иллюстрация к р. н. сказке «Колобок», коробочки, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Колобка

3. «Весёлые мухоморы»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

II. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»

III. Рисование «Весёлые мухоморы»

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, гуашь красного и белого цвета, кисти, салфетки, иллюстрации мухоморов

4. «Лошадки»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Лошадки»

III. Игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)

Шишки, геометрические фигуры.

Выставка детских работ

1. «Замок»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

II. Пальчиковая игра «Замок»

Каштаны, 2 палочки с верёвочкой, к середине которой привязана игрушка

2. «Снежок»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колодец».

II. Пальчиковая игра «Снежок»

III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

Банка, горох, тонированный лист бумаги, белая бумага, клей, салфетка.

3. «Маленькой елочке холодно зимой»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Ёлочка»

III. Рисование «Маленькой елочке холодно зимой»

Тонированный лист бумаги (синий, голубой), гуашь зелёная, белая, кисть, салфетка, две елочки из зелёной бумаги

1. «Ёлочка пушистая, нарядная».

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Ёлочка»

III. Рисование «Ёлочка пушистая, нарядная».

Маленькая елочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, салфетка.

2. «Мои любимые животные»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «У оленя»

III. Рисование «Мои любимые животные».

Карандаши. Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик), черная, коричневая, серая гуашь, жесткая кисть, салфетка

3. «Весёлый Снеговик»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

Грецкие орехи. Вырезанный из бумаги снеговик. Лист ватмана (кусок обоев) с изображением снеговика, белая бумага, клей, салфетка, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Снеговика

1. «У кормушки птички»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Кормушка»

III. Игра «У кормушки следы птички»

Шишки, семена фасоли или арбуза, иллюстрация птиц.

2. «Кто как говорит?»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

II. Пальчиковая игра «Кто как говорит?»

III. Игра «Бабушкины покупки»

Иллюстрация животных.

3. «Цветочек для папы»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

III. Рисование «Цветочек для папы»

Карандаши. Открытка для папы: гуашь: зелёная, синяя, оранжевая, красная и т. п., кисти, мисочки, салфетки.

1. «Мимоза для мамы»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Цветочек»

III. Рисование «Мимоза для мамы»

Карандаши. Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4х4см), гуашь желтая, клей, кисти, салфетки целые, мимозы.

2. «Домик»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

II. Пальчиковая игра «Домик»

III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур или семян)

Шишки, геометрические фигуры, семена фасоли, арбуза и т. п.

3.«Дружба»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

II. Пальчиковая игра «Дружба»

III. Игра «Шоферы»

Грецкие орехи. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт.

Выставка «Подарок милой мамочке»

1. «Солнышко»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»

III. Рисование «Солнышко»

Карандаши. Ватман с нарисованным посредине желтым кругом, гуашь красного, оранжевого цветов, кисти, салфетки.

2. «Капель»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Капель»

III. Игра «Шоферы»

Карандаши. Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт.

3. «Жили у бабуси два весёлых гуся»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

II. Пальчиковая игра «Гуси нападают»

III. Рисование «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Грецкие орехи. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного цвета.

1. «Семья»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

II. Пальчиковая игра «Замок»

III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)

Каштаны. 2 палочки с верёвочкой, к середине которой привязана игрушка

2. «Цветочек радуется солнышку»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Цветочек»

Карандаши. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного цвета.

3. «Травка» («Ласточка»)

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

III. Рисование «Травка» («Ласточка»)

III. Игра «Бабушкины покупки»

Карандаши. Белая бумага формата А 4. кисти, салфетка, гуашь синего, красного, желтого, черного цвета.

Выставка детских работ «Чему научились за год»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абраменко игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

2. Белкина: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.

3. Выготский и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Казакова с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М., ТЦ Сфера, 2007.

4. Прохорова методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников

5. Черенкова пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

6. О чем свидетельствуют детские рисунки? – М. , «Лоза», 2007.

методическая разработка


Программа

кружковой работы

по художественно-творческой

деятельности во II младшей группе

«Волшебные шарики»
Разработала: Галайдо Татьяна Евгеньевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка детский сад «Звёздочка» Кротовка 2015 год

Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы:
развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
 формировать умения передавать простейший образ предметов, посредством объёмной аппликации;  учить работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
 учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции;  обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);  развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;  развитие речевых навыков;  развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;  воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;  воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 9 месяцев

Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков наклеивание готовых форм: работа с клеем (приклеивание детали), ориентирование плоскости листа, составление сюжетных композиций из геометрических фигур. И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Тематический план занятий кружка «Волшебные шарики»

Тема

Задачи

Материал

Октябрь

Листопад
Учить детей скатывать нарезанные салфетки в шарики, аккуратно смазывать клеем и приклеивать к картону, создавать изображение листопада, продолжить знакомство с «тёплыми» цветами: жёлтый, оранжевый, красный. Нарезанные на квадратики салфетки жёлтого, оранжевого, красного цвета, 1/2 голубого картона, клей, кисти.
Тучка плачет
Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, скатывать в шарик, аккуратно приклеивать на картон. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. 1/2 белого картона с изображением тучи голубые салфетки клей, кисти.
Яблоки для ёжика

(коллективная

работа)
Учить скатывать кусочки салфетки в комочки, обмакивать в клей приклеивать их к картону. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Альбомный лист с изображением корзинки, нарезанные на квадратики салфетки: желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА
Ветка рябины

(коллективная

работа).
Продолжать учить скатывать маленькие кусочки салфетки в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Развивать сенсомоторику. Лист синего картона с приклеенной веточкой и листьями рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки
Ноябрь

Российский

флаг (коллективная

работа)
Продолжить знакомство с символами России; учить скатывать кусочки салфеток в комочки, приклеивать их к картону. Салфетки белого, голубого и красного цвета; ¼ листа картона; клей ПВА.

Украсим скатерть
Продолжать учить скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и приклеивать близко друг другу по контуру, развивать цветовое восприятие. Белая бумага круглой формы с изображением узора, разрезанные на квадратики цветные бумажные салфетки, клей ПВА
Мишка косолапый
Учить детей формировать из салфетки комочки, приклеивать их в определенном месте основы: ушки, животик Салфетки коричневого цвета, картинка с контурным изображением мишки клей ПВА;
Цып, цып мои

цыплятки

(коллективная

работа)
Упражнять в комкании и скатывании в комочки бумажных салфеток. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах. Картон А-3 зелёного цвета, жёлтые бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки
Декабрь

Снег идёт!
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумажную салфетку на кусочки различного размера и формы, скатывать шарики, аккуратно приклеивать ¼ листа чёрного картона, белые салфетки; клей.
Снеговик

(коллективная

работа)
Продолжать учить детей работать с бумажными салфетками. Упражнять в скатывании шариков и аккуратном наклеивании, не заступая за контуры. Повторить знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Картинка с изображением снеговика, кусочки голубых салфеток клей, кисти.
Пушистый

воротничок для

Деда Мороза
Учить отрывать от салфетки кусочки и, сминать в комочки. Воспитывать интерес к аппликации; развивать воображение. Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза, белые салфетки, клей.
Украсим нашу

ёлочку

(коллективная

работа)
Продолжить учить детей работать бумажными салфетками. Упражнять в скатывании шариков и аккуратном наклеивании. Ранее склеенная из трёх деталей ёлка, бумажные салфетки разного цвета, клей.

Январь

Шубка для зайки
Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Заготовки рисунков с изображением зайчика, белые бумажные салфетки, клей.
Снежные деревья

(коллективная

работа)
Продолжать учить скатывать из мелких кусочков салфеток шарики и наклеивать на веточки деревьев. Развивать желание доводить начатую работу до конца. Чёрный картон формата А-3 с изображением деревьев, белые салфетки, клей.
Птичкам голодно

зимой.
Развивать умения детей разрывать бумажные салфетки на кусочки небольшого размера, сминать в шарики и приклеивать к картону; воспитывать любовь к птичкам. Коричневые салфетки; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, клей, кисти, салфетки.
Февраль

Игрушка для

котёнка (мячик)
Закреплять умение детей аккуратно салфетки на кусочки, скатывать шарики, приклеивать по контуру. Прививать интерес и заботливое отношение к домашним животным. Игрушка «Котёнок», ½ альбомного листа с контурным изображением мяча, цветные салфетки, клей, кисти.
Золотая рыбка
Продолжать развивать мелкую моторику, упражнять в умении отрывать от салфетки кусочки, скатывать кусочки салфетки в комочки, приклеивать на изображение. Воспитывать интерес к работе. ½ альбомного листа картона с контуром рыбки, жёлтые, оранжевые салфетки клей, кисти.
Светофор
Продолжать учить скатывать салфетки в комки, аккуратно приклеивать на бумагу. Закреплять знание основных цветов светофора. 1/4 альбомного листа с контурным изображением светофора, цветные бумажные салфетки: красного, жёлтого, зелёного цвета, клей.

Галстук для папы
Закреплять умение разрывать бумажные салфетки, скатывать из них шарики. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать заботливое отношение к папе, желание его порадовать. Заготовки галстуков, зелёные, синие и голубые салфетки клей, кисти.
Март

Мимоза для мамы
Учить детей создавать красивую композицию из бумажных шариков, развивать эстетическое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. ¼ голубого картона с изображением веточки мимозы, салфетки желтого цвета, клей, кисти.
Солнечный зайчик
Познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков. Продолжать учить детей скатывать шарики из салфеток, развивать чувство цвета и формы. ¼ альбомного листа желтые бумажные салфетки, клей, кисти.
Ветка рябины

(2 занятия)
Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и наклеивать на шаблон. Продолжать развивать мелкую моторку пальцев рук. Продолжать учиться действовать сообща. ¼ голубого картона, шаблонны листьев рябины, красные бумажные салфетки, клей, кисти.
Апрель

Первая травка
Продолжать учить детей аккуратно разрывать салфетки на кусочки разного размера и формы, скатывать шарики. Закреплять навык наклеивания на картон. ¼ голубого картона, бумажные салфетки зелёного цвета, клей, кисти.
Отправляем

кораблики

(коллективная

работа)
Закреплять умение аккуратно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться шаблоны корабликов, клей, кисти, салфетки голубого цвета.
салфеткой
Цветы небывалой

красоты
Учить детей аккуратно разрывать салфетки на кусочки разного размера и формы. Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Шаблоны с изображением цветка, бумажные салфетки разных цветов, клей, кисти.
Веточка вербы
Закреплять умение аккуратно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и наклеивать на шаблон. Продолжать развивать мелкую моторку пальцев рук. ¼ голубого картона клей ПВА, салфетки белого цвета.
Май

УРА! Салют

(коллективная

работа)
Наклеивание бумажных шариков из салфеток на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Картон А-3 синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА
Божья коровка
Закреплять умение скатывать из салфеток шарики и приклеивать на шаблон. Формировать интерес к насекомым. Картинка божьей коровки, ½ альбомного листа, заготовки из бумаги божьей коровки, коричневые салфетки, клей, кисти.
Цветочная полянка

(коллективная

работа)
Закреплять умение отрывать от салфетки кусочки, сминать в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу. Картон зелёного цвета А- 3, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисточки
Радуга-дуга
Закреплять умение детей разрывать салфетки на кусочки Картон А-3 голубого цвета, салфетки ярких

(коллективная

работа)
небольшого размера, скатывать шарики и приклеивать по контуру. Прививать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. цветов, клей, кисточки, салфетки.
Литература:

Малышева, А. Н.
аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ). 
Лыкова И. А
. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с. 
Малышева А. Н
., Ермолаева Н. В. Аппликация/Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144 с.

Кружок «Ладушки-ладошки»

Развитие мелкой моторики

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №350 г.о.Самара

Руководитель: Пономарёва Марина Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.

Старший воспитатель: Цыганова Елена Евгеньевна.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ

Остается в разряде инновационной деятельности,

Относится к дополнительному образованию.

Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Поэтому я решила создать кружок для развития мелкой моторики «Ладушки», который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность. Все занятия – авторские.

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

  • Привить детям любовь к художественному слову.
  • Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
  • Познакомить с видами нетрадиционного изображения.
  • Развивать фантазию, творческое воображение.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Сентябрь

Занятие 1. «Вышла курочка гулять».

Познакомить с пальчиковым театром, разучить текст песенки «Вышла курочка гулять…».

- «Мятые картинки». Знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.

Занятие 2. «Угощение для курочки и цыплят».

Пальчиковые игры. Повторить текст песенки «Вышла курочка гулять…».

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму, дополняя созданное ранее изображение.

Занятие 3. «Кап-кап дождик».

Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация». Учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать их на картон. Развивать пространственные представления, воображение.

Занятие 4. «Кап-кап дождик».

Повторить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Развивать речь, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. Создавать изображение дождя, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень). Использовать для этого точку (приклеить шарик) и линию (размазать пластилин) как средство выразительности.

Октябрь

Занятие 1. «Сорока-ворона».

Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

- «Обрывная аппликация». «Каша». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

Занятие 2. «Сорока-ворона».

- «Сорока-ворона» с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». «Каша». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя готовую форму.

Занятие 3. «Осенние листочки».

Разучивание пальчиковой игры «Осенние листочки». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

Занятие 4. «Осенние листочки».

Повторение пальчиковой игры «Осенние листочки».

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между пальцами, прикреплять их к основе (листья). Размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца (дерево).

Ноябрь

Занятие 1. «Наши уточки с утра… ».

Разучивание потешки как пальчиковой игры.

- «Аппликация с использованием готовых форм». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги.

Занятие 2. «Наши уточки с утра… ».

Повторение потешки с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Занятие 3

Обыгрывание стихотворения с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мятые картинки» - «Мишка». Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.

Занятие 4 . «Мишка-косолапый вразвалочку идёт».

Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация» «Малина для мишки». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение.

Декабрь

Занятие 1. «Первый снег».

Пальчиковая игра «Как на горке снег…». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления.

Занятие 2. «Первый снег».

Пальчиковая игра «Как на горке снег…». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.

Занятие 3. «Были бы у ёлочки ножки…».

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.

Занятие 4. «Были бы у ёлочки ножки…».

Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Январь

Занятие 1. «Снеговик».

Побуждать слушать стихотворный текст «Снеговик». Обыгрывать с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

Занятие 2. «Мишка, мишка – лежебока».

Заучивание стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мятые картинки». Учить формировать из бумаги комочки, приклеивая их в определённом месте основы (берлога под сугробом, сугробы), дополнять работу обрывной аппликацией.

Занятие3. «Мишка, мишка – лежебока».

Повторение стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Февраль

Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму машины.

- Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет, используя заготовки.

Занятие 3. «Маленькая птичка прилетела к нам».

Заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра.

- «Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них шарики и приклеивать их к картону (кормушке).

Занятие 4. « Птички».

Повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Рисование». Познакомить с новым способом изображения. Учить обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая знакомое изображение.

Март

Занятие 1. «Открытка для любимой мамочки».

Пальчиковая игра «Мамочка». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить правильно располагать изображения на основе и аккуратно приклеивать их.

Занятие 2. «Красивые цветы».

- Пальчиковая игра «Мамочка». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Занятие 3. «Солнышко».

Разучивание пальчиковой потешки « СОЛНЫШКО, ПОСВЕТИ ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

Занятие 4. «Солнышко».

Повторение пальчиковой потешки « СОЛНЫШКО, ПОСВЕТИ ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить самостоятельно обводить ладошку. Составлять изображение из вырезанных ладошек. Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

Апрель

Занятие 1. «Подснежники».

Разучивание пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

Занятие 2. «Подснежники».

Повторение пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Использовать различные изобразительные средства (рисование, аппликация).

Занятие 3. Ёжик.

Разучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Занятие 4. Ёжик.

Повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки пластилиновой аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Май

Занятие 1. «Цветущая яблонька».

Разучивание пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя изображение. Развивать пространственные представления.

Занятие 2. «Цветущая яблонька».

Повторение пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.

Занятие 3. «Любимое животное»

Заучивание песенки «К нам пришла собачка». Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мятые картинки». Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону, создавая изображение животного.

Занятие 4. «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Разучивание песенки. Обыгрывание с использованием плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Рисование». Учить самостоятельно обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая изображение.


Положение о работе кружка

«Умелые ручки»

В системе дополнительного образования детей

2 младшей группы

Руководитель кружка: воспитатель Николаева Валентина Ивановна

Актуальность данного кружка в том, что х удожественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх, инсценировках. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.

Задачи:

Обучающие:

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

Развивающие:

4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.

6.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

Воспитательные: формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

Работа с родителями: в направлении социально-личностного развития привлечь родителей для участия в кружке, родственников.

Материал: бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, гипс, гипсовые формы.

Участники: дети, педагоги, родители детей.

Критерии и оценки: творческий подход к идее организации кружка и его названии «Умелые ручки» с привлечением социума.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.

6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Скатывание ниток в клубок.

9.Нанизывание различных предметов.

10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехо, семечек, гороха, веточек, камешков.

11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

12Конструирование из коробок с элементами аппликации.

13.Лепка предметов из теста.

14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

15.Барельеф.

16.Печатание штампами на пластилиновой основе.

17Кляксография.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

октябрь

«Листопад»

Цель: формировать умение наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Аппликация из сухих листьев

« Овощи»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Барельеф из гипса

«Дорожка из камешков»

Цель: развивать умение закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина

«Красивый браслет»

Цель: продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из бусин

ноябрь

«Кораблик»

Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

«Черепашка»

Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

Моделирование из скорлупы грецкого ореха

Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

Моделирование из семечек и картофеля

«Угощение»

Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Тестопластика с раскрашиванием

декабрь

«Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

Аппликация из ваты

«Снегурочка»

Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон. Развивать творческие способности.

Аппликация из ваты

«Фонарик»

Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

Аппликация на основе цилиндра

«Гирлянда»

Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

Конструирование из полосок бумаги

январь

«Подсолнух»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Мозаика на пластилиновой основе

«Стручки гороха»

Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

Мозаика на пластилиновой основе

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Моделирование из шишек

«Лесовик»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

Моделирование из шишек

февраль

«Цыплёнок»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

Аппликация из обрывков бумаги

Цель: продолжать учить расскрашивать гипсовые магнитики. Дополнять необходимыми деталями.

Барельеф из гипса

«Зайка беленький»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

Аппликация из обрывков бумаги

«Гусеница»

Аппликация из комочков бумаги

март

«Мимоза»

Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

Аппликация из комочков бумаги

«Овечка»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Аппликация из комочков бумаги

«Собачка»

Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

Аппликация из ниток

«Котёнок с клубком»

Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Аппликация из ниток

апрель

Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

Аппликация из семян тыквы

«Ромашка»

Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Аппликация из семян тыквы

«Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Мозаика на пластилиновой основе

«Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Конструирование из коробок с элементами аппликации

«Гусеница»

Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

«Неваляшка»

Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

Печатание на пластилиновой основе

«Красивое платье»

Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Аппликация из ткани

«Чудесное окошко»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение составлять экспозиции.

Аппликация из ткани

Похожие публикации