Перстни обручальные. Венчальные кольца: правила и приметы, с ними связанные

В этой статье вы найдете справочную информацию о венчальных кольцах и связанных с ними традициях и приметах. Также, в этой статье приведены приметы, связанные в общем с таинстовм Венчания.

Разделение церемоний Венчания и обручения (сейчас: бракосочетание в ЗАГСе) имеет древнюю историю. Вплоть до 10 века у христиан обручение имело сугубо гражданскую функцию - и куда более важно было засвидетельствовать свой брак в церкви перед лицом Бога. Позже, примерно к 11 веку, начало происходить объединение церемоний Венчания и обручения, и второе постепенно полностью влилось в первое, к 18 веку оба обряда уже окончательно проводились только в церкви.

Однако десятилетия, в течении которых в нашей стране церковь имела незначительное влияние на жизнь людей, и в течении которых пропагандировался атеизм, взяли своё - большинство молодожёнов стало ограничиваться церемонией обручения, совершаемой в ЗАГСе, не посещая церковь.

В современной России пары начинают снова венчаться в церкви. Причины у молодоженов разные: веяние моды, искренняя вера, суеверие, которое должно обеспечить долгую и счастливую семейную жизнь, или пожелание верующих родителей.

Согласно сохранившейся традиции, у мужа и жены должны быть разные венчальные кольца, у мужа золотое, а у жены серебряное. Многие сейчас пренебрегают этим и покупают одинаковые кольца, но согласно церковному уставу они должны быть разными. Первое упоминание о таком порядке относят к словам апостола Павла, который говорил, что освящённый церковью брак подобен таинству отношений Христа и Церкви. В браке мужчина олицетворяет Христа, а женщина Церковь, именно этим обусловлен выбор материалов для колец - золото символизирует Божественную Славу Христа и Иерусалима Небесного, а серебро является символом духовного света, чистоты и благодати.

Венчальное кольцо одевается на безымянной палец левой руки, эта традиция возникла из заблуждения, утверждавшего что через этот палец проходит артерия идущая прямиком к сердцу.

Существуют неформальные правила, согласно которым молодые должны выбирать венчальные кольца. Церковь приветствует кольца скромного вида, без вычурностей, камней и каких-либо украшений, все остальные кольца служители церкви могут посчитать простой бижутерией и даже отказаться их освещать.

Раньше на внутренней стороне венчального кольца обычно вырезались соответствующие молитвы, сейчас же там обычно находится имя супруга и дата свадьбы.

Приметы, связанные с венчальными кольцами:

  • Дать померить венчальное кольцо - к несчастной судьбе
  • Нельзя в день свадьбы надевать на руку кольца, кроме венчального
  • Венчальное кольцо должно состоять из одного металла и при этом не иметь никакого выгравированного рисунка
  • Не надевайте обручальное кольцо на руку в перчатке; сначала необходимо снять перчатку, а потом надеть кольцо
  • Молодоженам ни в коем случае нельзя использовать обручальные кольца, распиленные или переплавленные из колец своих родителей
  • Нельзя венчаться вдовьим кольцом
  • Овдовевшая женщина (или мужчина) сохраняет венчальное кольцо, но носит его уже не на правой, а на левой руке
  • Если вдова выходит замуж второй раз, то новое венчальное кольцо она должна будет носить опять-таки на правой руке, а кольцо от первого брака необходимо будет снять и положить, но ни в коем случае не передавать его по наследству своим детям. Оно может повлечь за собой повторение несчастливого жизненного пути родителей
  • Если семья разводится, то обручальные кольца снимают и не носят даже в качестве обычного украшения. Такие кольца в свадебном ритуале больше не участвуют
  • Падение кольца во время венчания предвещает скорый развод в этой семье. Потеря венчального кольца, как во время свадьбы, так и в любое другое время предвещает серьезные проблемы с вашим здоровьем, свидетельствует о нависшей опасности развода.
  • В славянской традиции принято, чтобы оба кольца (и себе, и невесте) покупал жених
  • Желательно покупать кольца в один и тот же день, в одном и том же месте, что является хорошим предсказанием длительного совместного проживания.
  • Если вы купили венчальные кольца, не входя в дом, произнесите следующие слова: "На добрую жизнь, на верную семью. Аминь".

Приметы на Венчание:

  • Перед тем, как молодые поедут к венцу, надо положить под порог замок, а как они переступят порог, замок закрыть ключом, ключ забросить подальше, а замок хранить - молодые будут жить хорошо
  • Если жених с невестой перед венчанием дадут клятву в будущей верности друг другу над колодцем, брак их будет нерушим, а любовь вечной
  • К венцу невеста должна ехать одной дорогой, от венца - другой
  • Во время венчания венцы обязательно должны быть надеты на голову венчающихся, несмотря на то, что они тяжелые. Если венец для облегчения не будет надет на голову, то такой брак в народе считался недействительным, незаконным и являлся дурным предзнаменованием
  • Кто из супругов при венчании наденет другому кольцо до самого основания пальца, тот и будет в доме править
  • Упавшее при обручении кольцо означает распад семьи или смерть одного из супругов
  • Если во время венчания свечи молодых сильно трещат, жизнь у них будет очень неспокойной
  • Чья свеча во время обряда венчания сгорит больше, тот из молодых проживет короткий век
  • Молодые не должны никому отдавать рушник, на котором они стояли во время венчания в храме. Этот рушник символизирует жизненную дорогу новобрачных, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь
  • Молодые обязательно должны сделать ритуальный подарок храму за совершение таинства венчания. Традиционно таким подарком было льняное полотенце, в которое заворачивали буханку свежеиспеченного хлеба
  • Венчальные свечи хранят всю жизнь. Они помогают при трудных родах
  • Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: "Венчается раб божий (имя)", - то последний должен креститься и говорить тихонько: "Я, раб божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются". Народ верит, что если у брачующихся есть какие-то болезни да с ними венчают, тогда их никода не вылечить
  • Во время венчания, когда под ноги подстилается полотно (рушник) или платок, - то кто на него вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет "главным" в семейной жизни
  • Во время венчания замечают: у кого из брачующихся венчальная свеча скорее сгорит, тому прежде и умереть
  • Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг на друга, а если же будут, а в особенности посмотрят в глаза, то не возлюбят друг друга или кто-нибудь изменит в супружеской жизни
  • Когда от венца молодую вводят в дом к свекру, то он и свекровь встречают новобрачных у калитки; первый из них дает молодой в руки скляницу с вином или с пивом, а последняя кладет потихоньку в пазуху новобрачной пирог и под ноги кидает хмель. Пирог новобрачные должны съесть пополам перед свадебным столом, на "особинке". Это делается для того, чтобы они жили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги, чтобы жили век весело
  • Как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны свои ноги переплести или поставить нога на ногу - для того чтобы между ними не пробежала кошка, а то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакою.

Ношение православных и церковных украшений опять входит в моду. Но это не просто украшение, это символ веры в Бога, своеобразный оберег, а также отражение глубокой духовности. занимает второе по популярности место после . Эти краткие слова молитвы имеют глубокий смысл для каждого верующего человека.

Церковь и ее священнослужители не требуют обязательного ношения таких колец, в отличие от нательного креста. Носить их или нет - это выбор каждого христианина. Однако, кольцо "Пресвятая Богородица, спаси нас" - это отличный выбор памятного подарка. Тем более, что сегодня ювелирные компании изготовляют их самыми различными: из золота и серебра, платины или серебра с позолотой, украшенные росписью драгоценных камней, церковной вязью, с чернением и разноцветной эмалью. Ведь церковные украшения совсем не обязаны быть простыми или строгими.

Купить сегодня православные украшения можно как в церковных лавках, так и на страницах интернет-магазинов официальных производителей . Каждый выбирает, то что ему более удобно. К тому же, на создание линейки православных украшений ювелиры всегда просят благословения у священнослужителей, а затем их освящают. Так что утверждение, что купить освященное кольцо "Пресвятая Богородица спаси нас" можно только в храмах, это не более, чем заблуждение. К тому же никогда не бывает лишним посетить храм, чтобы освятить православное украшение для себя. В ходе освящения священнослужитель читает специальные молитвы.

Как выбрать кольцо "Пресвятая Богородица, спаси нас"?

Это самый частый вопрос, который задают при его выборе в церковных лавках и в ювелирных салонах. Как уже было сказано выше, церковь не требует обязательного ношения таких колец, и не предъявляет особых требований к их внешнему виду, так что можно смело выбирать любое с россыпью камней, разноцветной эмалью или резными деталями.

Следует помнить, что Вы выбираете символ своей православной веры, а показная роскошь, по библейским законам, - большой грех. Главное, не то, каким будет внешний вид, а то, какой смысл Вы в него вкладываете. Например, если Вы хотите защитить или оградить своего любимого человека, родителей, жену, мужа, детей или других близких родственников, то кольцо "Пресвятая Богородица, спаси нас" будет для них самым лучшим подарком. При выборе можно обратить внимание на два различия: кольца, которые содержат молитву на внешней стороне и кольца, у которых надпись скрыта на внутренней стороне.

Очень часто покупатели интересуются, какое из колец более правильное. На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, ведь выбирать стоит то, что ближе душе. Стоит только отметить, что ранее венчальные перстни на Руси содержали небольшую молитву (чаще на внутренней стороне): "Спаси и сохрани" и "Пресвятая Богородица спаси нас". Эти краткие молитвы различаются тем, что одна обращается к Христу Спасителю, а другая к Пресвятой Богородице. Очень часто на мужском перстне изображали молитву "Спаси и сохрани", а на женском "Пресвятая Богородица, спаси нас". Стоит также обратить внимание на выбор материала их изготовления. На Руси во время венчания приобретали серебряное и золотое кольцо. Серебро символизировало женское начало, а золото - мужское. Но тут выбор можно сделать из финансовых возможностей, а также в зависимости от свойств материалов. Принято считать, что серебро впитывает всю обращенную к его владельцу отрицательную энергию и от этого чернеет.

Немного об истории ношения колец. Человек с давних времен начал носить кольца. Сначала они изготовлялись из камней и костей и были свидетельством определенного рода, положения в обществе и ремесла или деятельности. получили наибольшее распространение в 19 веке, когда ювелирная промышленность получила большие возможности и сделала кольца из драгоценных металлов более доступными. Однако с течением времени такая традиции были утеряна, так как вера и религия подвергались гонению. В данной ситуации носить православные перстни становилось попросту опасным. Если крестик еще мог прятаться под одеждой, то украшение на пальце нет. Сегодня каждый верующий человек может не бояться и не скрывать своих взглядов.

Православные кольца от компании «Тверь-Ювелир»:

Другие православные изделия:

    Крестики:
    Иконки:
    Пасхальные яйца (подвески на цепочку):

Другие серебряные изделия:

    Цепочки:
    Кольца:
    Серьги:

Обручение Пречистой Девы

Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные во храме, должны были по достижении возраста вступать в супружество ради надежды, что Царь-Мессия произойдет из рода царя и пророка Давида.

Когда исполнилось Деве Марии 14 лет и 11 дней, первосвященник объявил Ей, что, по обычаю, имевшему силу закона, Она обязана оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом свой. Пречистая Дева смиренно, но твердо отвечала ему, что от рождения Своего посвящена родителями Богу и впоследствии, когда пришла в возраст, сама дала Богу обет сохранить навсегда Свое девство и не желает нарушить его.

Удивился первосвященник такой твердой решимости; смутились и священники: они не могли уничтожить закон и неприкосновенность обета, не могли и принудить Деву нарушить обет. Все они собрались во храм и усердно молились, да явит им Бог волю Свою. Первосвященник же, облачившись в священные одежды, вошел за завесу с молитвою, да сподобится услышать волю Божию. Ему явился Ангел Господень и сказал: «Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее».

Тогда по всей окрестности иудейской были посланы глашатаи, и по призыву их все мужи сходились во множестве. Первосвященник собрал 12 благочестивых и престарелых мужей из рода Давидова к храму, взял у них жезлы, вошел в Святилище и всенародно молился, да Сам Господь явит мужа, достойного обручиться с Девой. На всю ночь жезлы были оставлены в храме, а на другой день, когда первосвященник со служителями церкви и избранными 12 мужами вошли во храм, тогда увидели, что жезл Иосифа расцвел, а когда первосвященник стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, тогда все увидели, что сверху слетел голубь и сел на его жезл. Иосиф, приходившийся родственником Деве Марии, был праведной жизни и с нетерпением ожидал пришествия Мессии. Он достиг глубокой старости: в это время ему было более 80 лет. Он давно уже жил во вдовстве после смерти своей жены Саломии, и у него было от нее шестеро взрослых детей – 4 сына: Иаков, Иосия, Симеон и Иуда – и две дочери: Мария и Саломия. На слова первосвященника, чтобы принял к себе в соблюдение Деву Господню, Иосиф возражал, говоря, что он стар, имеет взрослых детей, а Мария так молода, что он будет посмешищем у сынов Израилевых. На это первосвященник напомнил ему участь Дафана, Авирона и Корея, как за сопротивление их Богу разверзлась земля и поглотила их: «Бойся же и ты, чтобы не случилось сего и с домом твоим!»

Иосиф покорился воле Божией, и тогда же Дева Мария была с ним обручена, то есть поручена ему не для брака, но для хранения Ее девства и служения тайне от вечности, сокрытой от разумения людей. В предании сохранилось также указание, что Дева Мария имела откровение, чтобы Она не боялась идти в дом праведного Иосифа, который под именем мужа будет хранителем Ее девства. После обручения Иосиф отправился с Мариею в свой город Назарет.

Иосиф происходил от царского рода и был потомком Давида; но со знатностью рода не сохранил величия и богатства своих предков: он жил трудами рук своих. Божественная Мария, воспитанная во храме, приученная к занятиям изящнейшими рукоделиями, окруженная великолепием священного храма, не поколебалась следовать за своим обрученником, который привел Ее в бедную семью, на обычный труд и незавидную долю плотника, жившего трудами рук своих. Но этот плотник был славен благородством и твердостью характера, стремлением ко всему святому, безукоризненной чистотой жизни: смиренный плотник был лучшим человеком своего народа, и Мария верила, что в нем Бог дает Ей отца, защитника и хранителя Ее девственной жизни.

По древнему обычаю, Иосиф занимался своим ремеслом в отдельном месте, а не в доме, где жило его семейство; его мастерская, находившаяся не в далеком расстоянии от дома праведной Анны, состояла из одной низкой комнаты в десять или двенадцать квадратных футов; с наружной стороны дома была каменная скамья для усталых путников, которая защищалась от жгучих лучей полдневного солнца навесом из переплетенных пальмовых ветвей…

В доме Своего обрученника Дева Мария не изменяла образа жизни, обычного Ей со Святая Святых; жила в уединении и безмолвии, всегда была в трудах: молитва, чтение священных книг, рукоделие и домашние занятия наполняли все минуты Ее смиренной и молчаливой жизни. Среди людей Она жила для одного Бога, и дом Иосифов был для нее как храм молитвенный. Она занималась пряжею льна и шерсти, вышивала церковные облачения и во всех этих работах была замечательно искусна.

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Явление Пречистой Девы Марии в Лурде 7 января 1844 года в семье мельника, жившего во французском городе Лурде, родилась девочка, которую назвали Бернадеттой. Родители ее были очень бедны – отец, лишившись мельницы, стал поденщиком, мать работала в поле, а дочери приходилось

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

ДАР ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ Не впервые было монаху Моисею работать топориком, – там, в Рославльских лесах, он, почти без всякой помощи, один срубил ладную келлию для старца Афанасия, при котором сам и спасался, и где поселился брат его Александр, вскорости монах Антоний. О. Моисей

Из книги Жития Святых - месяц декабрь автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

12. Расскажите о значении Девы Марии. Мне кажется, что нельзя прийти ко Христу помимо Девы Марии. Вопрос:Расскажите о значении Девы Марии. Мне кажется, что нельзя прийти ко Христу помимо Девы Марии.Отвечает священник Александр Мень:Каждый человек в какой-то степени несет на

Из книги Жития Святых. Месяц декабрь автора Ростовский Дмитрий

Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Обручение Последование обручения в требнике помещается отдельно от венчания, и прежде обручение и совершалось отдельно. Но в настоящее время венчание совершается тотчас же вслед за обручением. Перед началом обручения священник полагает на престоле перстни

Из книги Книга Песни Песней автора Гледхилл Том

4. Обручение и брак …В день бракосочетания его, в день радостный для сердца его (3:7–11).…Невеста! (3:7,11).…Сестра моя, невеста! (4:9,10,12;

Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

ОБРУЧЕНИЕ У древних евреев обручение служило поводом для церемонии не менее пышной, чем свадьба. Как правило, обручение праздновалось за несколько месяцев до свадьбы. Исключение составляли вдовцы и вдовы, обручавшиеся всего за месяц до свадьбы. Видимо, предполагалось,

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Обручение Современное чинопоследование Таинства Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В этом смысле Таинство Брака напоминает Таинство Крещения, также состоящее из двух самостоятельных чинопоследований (оглашения и собственно Крещения), и Евхаристию,

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви В царствование благочестивого византийского императора Льва Великого и супруги его Верины в Константинополе проживали два благочестивых мужа - саном сенаторы, родные братья

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Как происходит обручение Жених и невеста по окончании литургии встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест

Из книги Вступающим в брак автора Милов Сергей И.

Сказание о бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет После того как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным Младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в

Из книги Повести и рассказы автора Куприн Александр Иванович

Обручение Как пишет протоиерей Геннадий Нефедов: «В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает, наконец, такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получат благословение Божие, чтобы стать им подражателями жизни церковной. Чистота намерений и

Из книги автора

Сад Пречистой Девы Далеко за пределами Млечного пути, на планете, которую никогда не увидит глаз прилежного астронома, растет чудесный таинственный сад, владение Пресвятой и Пречистой Девы Марии. Все цветы, какие только существуют на нашей грешной и бедной земле, цветут

Византия, кольцо «Обручение», VI век

Обручальные кольца не отпускают. Был ли заветный перстенёк, произносил старец Иосиф, обращаясь к Марии, каноническую фразу: «Посвящаешься мне этим кольцом, по закону Моше и народа Израиля» или первосвященник рутинно прочитал брачный договор, а кантор обыденно пропел семь свадебных благословений. Подробности святого бракосочетания, увы, не сохранились.

Слово «кольцо» встречается в Танахе (Ветхом Завете) сорок девять раз, причём, только в восьми случаях в качестве украшения, для которого… делали прокол в носу. А вот слово «перстень» в Ветхом и Новом завете замечено восемь раз, как знакомое украшение для рук. Помимо декоративной роли, перстень тех времён находился на службе – оттиск личной печати в письмах и документах. Нетрудно понять из текстов Танаха, обручальные кольца были совсем необязательным штрихом еврейской свадьбы два тысячелетия назад.

Свадебные традиции древних римлян благополучно пригласили человечество в иные дали. Обручальное кольцо стало атрибутом христианской свадьбы в IV веке. Данный обычай перекочевал в картины, писаные по священным текстам. Через пять столетий, в 860-ом, Папа Николай I официально объявил обязательным при венчании золотое обручальное кольцо. Дал маху Папа «родный» — не всякий жених из паствы мог приобрести такое. Только к 1215-ому Римская церковь одумалась, и другой Папа, Иннокентий III официально признал возможным использование серебряных и даже железных колец при храмовом обряде венчания. Какой-никакой, плюрализм (не путать с наплевательством).

По достижении четырнадцати лет Пречистая Мария дала обет девства, но ей объявили в храме (где она росла) об обязанности выйти замуж. Стоит заметить, у евреев категорически не приветствуется безбрачие, статусно не празднуются старые девы, считается страшной бедой отсутствие детей в семье. Вся жизнь подчинена продолжению рода. Странная заявка юной девушки на посвящение себя Богу, совсем не обрадовала храмовых служителей. Озадаченные священники собрались в Святая Святых и просили Всевышнего явить свою волю. После коллективной молитвы предстал Ангел Господень и повелел собрать «неженатых мужей из колена Иудина, дома Давидова» с посохами, а Господь пошлёт знамение, кому отдать удивительную Деву для соблюдения её невинности.

Первосвященник исполнил высшую волю и всенародно воззвал: «Господи Боже! Яви мужа достойного обручиться с Девою!» — с этими словами он внёс все посохи потомков Давидовых в храм. И случилось чудо: палка, на которую до этого опирался восьмидесятилетний Иосиф, расцвела, мало того, из неё выпорхнул голубь.

Иосиф и цветущий посох

Избранник божий или «простой человек» Иосиф (так описывает его Библия), между прочим, был высокого роду-племени – потомок царя Давида. Он и повёл Марию в храм. С тех пор, самый известный в мире плотник зовётся Святым праведным Иосифом Обручником.

Интернет утверждает, по библейской легенде старец Иосиф надел обручальное кольцо на средний палец левой руки Марии.

Но в Евангелии нет детального описания обручения Иосифа и Пресвятой Девы. Да и быть не могло. У евреев брак представляет гражданский договор, называемый ктуба (кетуба) и не претендует на священное таинство — дела житейские, законное продолжение рода.

Художники писали «Обручение», опираясь на тексты «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, необычайно популярного собрания жития христианских святых. Кстати, большинство живописцев предпочло изобразить обручальное колечко на правой руке Марии.

Картины трактуют обручение святой пары в унисон с принятым свадебным обрядом в конкретной стране. Французская живопись средневековья и Ренессанса, к слову, вообще не оперирует обручальным кольцом: новобрачные застыли в вечном рукопожатии либо священник апатично соединяет руки жениха и невесты. Ничего удивительного — французский свадебный обряд пятивековой давности.

Итальянская область Умбрия (севернее Рима), административный центр – город Перуджа; местная художественная школа изображает обручение святой пары в более привычном варианте: Иосиф окольцовывает правую руку Марии.

Обручение Марии и Иосифа (на картине Рафаэля Санти) близко к идеалу. Много раз повторяющееся закругление намекает на целостность и полноту события. Символичен факт, почти совершенное «Обручение» написано художником, творчески связанным с городом Перуджа, где хранится величайшая реликвия — кольцо Богоматери.

Молва твердит: Иосиф таки подарил деве Марии кольцо при обручении. Слушок сочится из европейских католических общин XIX века. Информация рождена двумя источниками. Первый — видения Анны Катерины Эммерих; мистическая провидица и монахиня храма святого Августина, канонизирована в 2004 году Папой Иоанном Павлом II. Между 1813 и 1819 годами страждущую августинку одолевали стигматы – болезненные кровоточащие раны. Вскоре сестру Катерину посетил поэт Клеменс Брентано, записавший её странные видения: монахиня узрела обручальное кольцо Девы Марии. Сохранилась дескрипция: «Кольцо ни из серебра, ни из золота, ни из какого-либо другого металла; тёмное по цвету и одновременно радужное; не тонкое колечко, а крупное, толщиной в палец. Я видела его гладким, но поверхность покрывали небольшие правильные треугольники с буквами внутри. В середине кольцо плоское, с гравировкой. Оно содержится за многими замками в красивой церкви. Благочестивые люди перед женитьбой прикладываются к нему своими обручальными кольцами». Драгоценность, описанная сестрой Катериной, действительно находится в средневековом замке — соборе Сан-Лоренцо в Перудже, со всеми вытекающими.

Предлагаемые обручальные перстни выполнены в древней незаслуженно забытой византийской традиции. Речь идет о небольшой группе византийских обручальных перстней VI-Х вв., сохранившихся в некоторых музейных коллекциях. Они имеют изображения и надписи, которые, как мы увидим, достаточно точно раскрывают сущность христианского брака.

На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием своих рук им на головы, либо соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание). Иногда присутствует фигура Богородицы, которая благословляет невесту, а Христос - жениха. Часто центральная фигура Спасителя заменяется изображением Креста, по сторонам которого находятся поясные фигуры жениха и невесты. Там же часто присутствует греческая надпись ΟΜΟΝΟΙΑ (согласие) или ΕΚ ΘΕΟΥ ΟΜΟΝΟΙΑ (от Бога согласие). Несколько реже - ΧΑΡΙΣ (благодать) и ΥΓΙΕΙΑ (здоровье). Это традиционные свадебные пожелания, которые всегда понимаются как «от Бога…», даже если эта фраза отсутствует. Аналогичные надписи могут находиться и на шинке перстня. Также на шинке встречается греческий текст 13-го стиха 5-го Псалма: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас», сходный с сакраментальной формулой из чина венчания XVII в.: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (т.е. их)».

На ободке двух известных перстней из коллекции Думбартон Оукс в Вашингтоне и собрания музея Палермо, имеющих форму восьмигранника, изображены сцены евангельских праздников. Содержание перстней говорит нам о том, что для христиан того времени важнейшее значение имела духовная сторона брака - соединение во Христе в согласии и гармонии, которые возможны только в Нем и через Него. Сам Христос является вершителем таинства. Поэтому рассмотренные композиции представляют собой символический образ «малой Церкви», так в Священном Писании именуется христианское семейство. Особенно ярко это выглядит в обручальных перстнях с картинами праздников. Здесь сцена бракосочетания непосредственно вписана в годовой круг церковных богослужений, что показывает связь таинства брака с литургией.

Для того чтобы понять, почему именно в этот период могли существовать обручальные перстни с таким догматически ясным и высокодуховным содержанием, необходимо вспомнить историю возникновения брачного обряда. До X в. юридический акт брака был гражданской процедурой, состоявшей в подписании брачного контракта, определявшего имущественные и правовые отношения супругов, независимо от их вероисповедания. В завершении этой процедуры жених дарил невесте перстень с печатью, не только как символ союза, но и как символ делегированной власти, тем самым поручая ей заботу о своем имуществе. Естественно, что у христиан такой перстень имел изображения различных христианских символов. По существу этот гражданский акт и являлся обручением. Но согласно христианским понятиям брака, изложенным в 5-й главе послания апостола Павла Ефесянам, муж и жена могут и должны преобразовать свой «договор» в реальное Царство Божие. А это становится возможным только через Евхаристию. Поэтому христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и приобщение Святых Тайн было печатью брака. До IX в. Церковь не знала обряда бракосочетания, независимого от Евхаристии на литургии. К IV в. стал складываться торжествен-ный обряд венчания, сопровождавший это таинство. Венцы, согласно святому Иоанну Златоусту, символизировали победу над страстями, т.к. христианский брак заключался «не по плоти» только, а был таинством вечной жизни.

В 912 г. указом императора Льва VI совершение браков было передано в юрисдикцию Церкви, где они должны были санкционироваться посредством церковного обряда. Это привело к частичному стиранию различий между «мирским» и «священным», между грешным обществом и Царством Божием, между браком-контрактом и браком-таинством. Возможно, что в силу именно этих исторических обстоятельств, секуляризировавших отношение к браку, обручальные перстни потеряли свое глубокое сакральное содержание, и в по следующие времена развивались уже как предмет светского ювелирного искусства, подчиняясь меняющимся художественным стилям и модным веяниям, являясь символом земного (т.е. временного) союза мужа и жены. Этому способствовало и принятие католичеством клятвенной брачной формулы «И пока смерть не разлучит вас», отличающейся от православного понимания, где брак «записывается на небесах» и является вечным союзом во Христе.

Современное таинство брака в Русской Православной Церкви состоит из двух частей: обручение и венчание, которые с XVIII в. совершаются как единый обряд, одно за другим. Именно в чине обручения на жениха и невесту надеваются кольца (обручи), тем самым утверждая их намерения вступить в брак. Согласно церковным правилам одно кольцо должно быть золотым, другое - серебряным. Золотое, как символ власти и силы, обозначает жениха, а серебряное - символ чистоты и непорочности - обозначает невесту. При обручении кольца меняются три раза в знак «единодушия, согласия и взаимопомощи». В результате золотое кольцо остается у невесты, а серебряное - у жениха. Таким символическим образом соединяются и дополняются мужское и женское, образуя гармонию и целостность в каждой личности.

На практике Церковь допускает использование двух обручальных колец из одного материала по желанию вступающих в брак. Относительно формы колец и присутствующих на них изображений или вставок драгоценных камней никаких строгих церковных регламентаций не существовало. Они всегда присутствовали на обручальных кольцах и перстнях, выражая языком символов понимание христианами разных времен таинства брака. Сегодняшние обручальные кольца чаще всего представляют собой гладкий обод без изображений и вставок.

В наших обручальных перстнях мы попытались возродить древние сакральные формы византийской традиции, описанные выше. Щиток перстня имеет форму креста греческих пропорций, являясь символом Церкви. Внутри щитка находится композиция, знаменующая христианское таинство брака. Ее центральной осью является процветший Крест Господень - символ Христа и Его спасительной жертвы. Венцы, покоящиеся на побегах креста, обозначают жениха и невесту, венчающихся в Царство Божие. Крестики в навершии венцов являются и окончанием рукавов креста, тем самым показывая соединение с Христом, с его Мистическим Телом. Вся композиция в целом напоминает весы в состоянии равновесия - символ согласия и гармонии, и служит образом христианской семьи как «малой Церкви». На шинке перстня имеется греческая надпись: ΕΚ ΘΕΟΥ ΟΜΟΝΟΙΑ (от Бога согласие), подчеркивающая, что «брак должен быть согласием о Господе, а не человеческим пожеланием» (св. Игнатий Богоносец, 100 г.). Вокруг щитка - слова 13-го стиха 5-го псалма на церковно-славянском языке:ГDи, ћкw nрyжіемъ бlговолeніz вэнчaлъ є3си2 нaсъ. На внутренней стороне щитка - традиционные свадебные пожелания на греческом языке: ΧΑΡΙΣ (благодать) и ΥΓΙΕΙΑ (здоровье). Они записаны в крестообразную формулу, что придает им характер Божьего благословения. Мы надеемся, что сегодня обручальные перстни в древней византийской традиции помогут вступающим в брак христианам глубже осознать истинную сущность брака и станут знаком нерушимости священного супружеского союза и символом вечной жизни.

Похожие публикации