План-конспект тренинга с родителями «Ребенок внутри нас. Для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение (совместно с родителями)

Ивановская область

г.Фурманов

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Школа родительского актива

«Не бойся, мы с тобой!»

Фурманов

Школа родительского актива

«Не бойся, мы с тобой!»

Сахарчук Н.М.,

учитель начальных классов, Ивановская область, г.Фурманов

Участники: 17 родителей: 2 семейные пары, 3 бабушки и 10 мам. Возраст родителей класса от 27 до 40 лет.

54 % родителей имеют высшее образование, 46% имеют начальное и среднее профессиональное образование.

Цель: обеспечить интеграцию семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся, способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье и школе.

Задачи:

1) создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

2) способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной творческой деятельности,

3) побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Подготовительная работа

    Составление классным руководителем плана проведения занятия в Школе родительского актива.

    Подготовка приглашений.

    Подбор музыкального сопровождения занятия.

    Макет родительского дневника.

    Изготовление с учениками шара «Планета детства»

Оформление, оборудование и инвентарь:

мультимедийная приставка, компьютер, презентация, видеоролики с записью детей (вопрос «Что такое семья?»), музыкальный центр, гитара, памятки для родителей, макет семейного дневника,

шар «Планета детства», бумага, маркеры, солнышко без лучиков, лучики, эмблема клуба молодой семьи «Содружество»

Применяемые методики и технологии:

мультимедийная презентация, видеосюжеты, тренинговые упражнения, «мозговой штурм», кооперативное обучение, метод проектов, рефлексия, игры на сплочение, диагностические методики (анкетирование и метод незаконченных предложений), консультация психолога по анализу детских рисунков

Форма работы: организационно- деловая игра.

Технология проведения деловой игры.

Организационная часть проведения деловой игры включает три основных, последовательно осуществляемых этапа.

Первый этап – подготовительный (ознакомление с первичной исходной информацией, определение цели и задач деловой игры).

Второй этап – игровой (рассмотрение возможных вариантов реализации цели и поставленных задач).

Третий этап – заключительный (выбор и обоснование вариантов реализации цели и задач, подведение окончательных итогов деловой игры).

Ход занятия

Истинная сущность воспитательной

работы в семье заключается вовсе не

в наших разговорах с ребёнком, не

в прямом воздействии на ребёнка, а

в организации вашей семьи, вашей

личной и общественной жизни и в организации

жизни ребёнка.

А.С.Макаренко .

Ход занятия.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители и гости. Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас работа в школе родительского актива клуба «Содружество».

Слайд 1.

Исполняется гимн клуба на мотив песни «Ты да я, да мы с тобой»

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой.

Здорово, когда на свете есть семья.

Папы, мамы, дочки, сыночки

Все одной планеты кусочки

И на этом держится земля.

Папы, мамы, дочки, сыночки

Все одной планеты кусочки

И на этом держится земля.

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой

В клуб семейный мы пришли не зря.

Дружно все проблемы решаем,

И друзьям всегда помогаем

Ведь на этом держится Земля.

Игра.

Цели: создание благоприятных условий для работы, снятие напряжения.

Чтобы лучше узнать друг друга, я предлагаю вам немного поиграть. Встаём в круг.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, кто родился зимой. Возьмитесь все за руки.

    А сейчас прошу сделать шаг вперёд тех, кто любит ухаживать за комнатными растениями.

    Прошу сделать шаг вперёд всех, у кого дома есть кошка.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть дочка.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть сын.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть и сын и дочка.

    А сейчас прошу выйти тех, у кого ребёнок учится в 1 классе.

Классный руководитель

Уважаемые родители, вы убедились, что все мы разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас всех объединяет, — это наши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Работа с притчей.

Цели: введение в тему занятия школы родительского актива «Не бойся, мы с тобой», развитие ответственного отношения к жизни детей, своеобразная диагностика о семье.

Нашу встречу хочется начать с притчи.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию. Рыбаки заблудились в море.

А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла их жильё и имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу.

Наша семья не пострадала, все живы, а это главное».

Нет ничего важнее семьи.

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»? (ответы родителей).

— Что значит «счастливая семья»?

— Радость в моей семье – это…

Слайд 2.

На этапе использованы методы мозгового штурма и проектной деятельности с целью создания положительного образа семьи, создания модели выпускника начальной школы.

— Послушайте, что думают по этому поводу ваши дети. (Видеоролик).

Да, я с вами согласна. Вы все правы. Семья – это большое богатство, которое помогает расти и развиваться детям. Играет главенствующую роль. Именно в семье развиваются основные черты характера ребёнка, его привычки.

И каким будет ребёнок – благополучным или нет, во многом зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между её членами. С точки зрения вас, родителей, и детей, семья – это прежде всего любовь друг к другу.

Работа в группах.

Классный руководитель

— Каким вы хотели бы видеть ваших детей? Какой должна быть семья, чтобы помочь детям расти и развиваться?

Я предлагаю вам разделиться на две группы: первая отвечает на вопрос: Каким вы хотите видеть ребёнка?, а вторая – Какая семья должна быть?

Работать в группах будем по следующим правилам: (слайд 3)

1.Мнение каждого в группе правильное, нет неправильных мнений.

2.Умейте слушать и слышать.

3.Уважайте мнение других.

4. «Здесь и сейчас». (всё, что обсуждается здесь — не выносится из класса).

Во время выполнения задания звучит музыка.

В ходе игры «Лучики» преследовалась цель: выявление творческого и деятельностного потенциала родителей в дальнейшей работе.

Отчёт групп.

Скажите, трудно ли было вам выполнять это задание, с какими трудностями вы столкнулись?

Правила, которые вы написали есть в ваших семьях или вы хотели, чтобы они были?

А как же семью представляют дети?

Слайд 4. (видеоролики)

Консультация психолога.

Показ рисунков детей на тему «Семья».

Психолог анализирует рисунки детей на тему «Семья», даёт рекомендации.

Консультация психолога включена с целью психологического просвещения родителей

Работа индивидуальная.

Ребёнок сможет стать таким, каким мы определили только лишь когда будет единение семьи и школы. Я каждому предлагаю выбрать направление деятельности, в котором вы могли бы оказать помощь классу, учителю, школе.

(Родители пишут на лучиках, а потом собираем солнышко.)

Посмотрите, какое доброе солнышко засияло в нашем клубе. Пусть оно светом, теплом ваших добрых дел, помощи и заботы согревает всех наших деток. Пусть растёт и крепнет дружба в клубе «Содружество».

Варианты ответов родителей:

    помощь в проведении совместных мероприятий;

    создание сценических костюмов для театрализованных выступлений;

    помощь в формировании материальной базы класса;

    работа в творческих группах по разработке совместных проектов и т.д.

Презентация «Родительского дневника семьи».

Семья как большой корабль плывёт в океане жизни. Всем известно, что на каждом судне есть бортовой журнал. Таким журналом для вас будет родительский дневник. В этом дневнике мы будем хранить творческие работы родителей и детей, советы, анкеты, фотографии, другими словами это будет энциклопедия семейной мудрости. Сегодня мы начинаем знакомиться с первыми страницами дневника.

Ведение дневника – это развитие детско – родительского рефлексивного сознания.

Мультимедийная презентация дневника. (Приложение 2.)

— Как вы думаете поможет ли вам дневник в построении правильных отношений с детьми, друг с другом и педагогами?

Рефлексия.

Цель: выявление отношения родителей к себе, друг к другу, к учителю.

Вниманию родителей предлагается творческая работа детей в виде макета шара «Планета детства» голубого цвета с объёмными цветами, где сердцевина – это автопортрет ребёнка.

Наши дети – это цветы жизни. Мы все вместе должны помогать им расти, цвести, развиваться. Только в надежных руках взрослых они будут чувствовать себе комфортно. Предлагаю вам написать пожелания нашим детям, педагогам и друг другу.

Родителям предлагаются написать свои пожелания на листочках и бабочках и завершить творческую работу детей. Пожелание учителя.

Исполнение песни О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой» под гитару.

Детей

«Дворец творчества детей и молодёжи города Белово»

Как всё успеть

План-конспект занятия

с детьми 9-11 лет и их родителями

Занятие разработано для родителей и ребят, стремящихся к успеху. Оно предполагает совместную практическую деятельность детей и родителей по обретению навыков составления планов на день, где последний рассматривается как один из инструментов организации собственного времени.

Адресовано педагогам-психологам, работающим над вопросами психолого-педагогического сопровождения развития способностей талантливых детей.


Тема
: «Как всё успеть»

Тип занятия : формирование умений и навыков

Форма занятия : практикум

Цель: формирование умения учащихся управлять собственным временем

Задачи:

1. Способствовать развитию у детей умения выделять наиболее важные дела и события, оценивать результаты своей деятельности за день.

2. Познакомить детей и родителей с алгоритмом составления плана на день.

4. Вовлечь детей и родителей в активную совместную деятельность по планированию времени.

Информационно-методическое обеспечение: презента-ция, приглашения на занятие для родителей и детей, папки с информационными материалами в подарок на каждую пару «ребёнок - родитель».

Методы, используемые на занятии: практические: упражнения; наглядные: иллюстрация, демонстрация; словесные: объяснение, разъяснение, рассказ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, 4 аквариума, стулья в кругу, рабочая зона (столы со стульями).

Инструменты и материалы : липкая бумага с записями, магниты, платок с узлом, карандаши, ручки, маркеры, ластики.

Раздаточные материалы : заготовки таблиц для составления планов, памятки для родителей, живые лягушки в баночках с водой, накрытые кувшинками.

Время проведения : 40 мин.

Количество участников: чел.пар «ребенок-родитель»).

Ход занятия

Подготовительный этап

Учащимся и родителям за 2-3 дня до начала занятия раздаются приглашения (приложение).

Организационный момент (6 мин.). Здравствуйте, ребята и уважаемые родители (предлагаю занять места на стульях в кругу). Я знаю, что все вы участвуете в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Знаю и то, что стать успешными вам помогают родители, готовые поддержать, если нужно, в любую минуту. А какой конкурс, в котором вы участвовали, был для каждого из вас самым интересным? (Во время ответов детей задаю уточняющие вопросы, показывая, что знаю об основных успехах каждого из присутствующих детей.

Постановка цели (5 мин.). Каждый из вас: и ребята, и родители получили приглашения на это занятие. Что вас больше всего заинтересовало в них? (ответы каждого по кругу). Правильно ли я поняла из ответов родителей, что ребятам не всегда удаётся сделать всё, что необходимо вовремя? Тогда давайте сегодня действительно узнаем, что значит «съесть лягушку» и научимся составлять план на день, совсем как взрослые.

Актуализация знаний (1 мин.). Он поможет вам, ребята, организовать своё время так, чтобы вы успели, и поучиться, и отдохнуть, и помочь родителям, и подготовиться к конкурсам и олимпиадам. Да ещё освободить время на то, чем вы давно хотите заняться, но никак не успеваете.

Практическая работа по алгоритму (20 мин.). Для составления планов будем пользоваться заготовками таблиц, которые уже ждут вас на рабочих столах (предлагаю перейти в рабочую зону и раздаю памятки для родителей). Откройте 1-ую таблицу «Самое важное на неделе». Сначала надо вспомнить, что вам предстоит по трём темам: «Учебные дела», «Полезные домашние дела», «Дела в свободное время » (подсказка в памятке для родителей №1). Давайте начнём и, шаг за шагом, составим план на сегодня, как будто вы его делали вчера.

1 шаг. Вспомните, какие важные учебные, события, мероприятия предстоят вам завтра-послезавтра, на неделе. Учёба важна? А Дворец творчества, художественная и музыкальная школы? Тогда учебным договоримся считать всё, что касается и школ, и кружков (подсказка №2 в памятке для родителей). Родители, помогите, пожалуйста, ребятам заполнить строку «Учебные дела».

2 шаг. Как вы думаете, что будем делать дальше? (заполнять вторую строку). Многие родители сетуют на то, что дети настолько загружены, что их приходится освобождать от любых домашних дел. Это, конечно, не верно, полезные домашние дела необходимо включать в план в обязательном порядке, поэтому, уважаемые родители, свои планы на ребёнка сообщите ему заблаговременно, чтобы он мог их учесть (подсказка в памятке для родителей №3).

А теперь пришло время узнать, что значит «съесть лягушку». Чтобы выполнять необходимые полезные домашние дела было интереснее и веселее, можно ввести в семье правило «Съесть лягушку» - делать каждый день дела полезные, но не очень интересные и приятные. Родители, кстати, «съедают» таких лягушек ежедневно (уборка, готовка, стирка, починка и т. д.). Итак, ребята, прямо сейчас выясните у родителей, какие поручения будут для вас в ближайшие дни, и заполните вторую строку таблицы «Самое важное на неделю».

3 шаг. А теперь подумайте, чем вам хочется заполнить строку, «Дела в свободное время». Уверяю, что если вы научитесь составлять план на день, у вас обязательно освободится время на разные приятные занятия. А внимание родителей обращаю на то, что в свободное время ребёнок может заниматься приятными для него делами (игры, фильмы, прогулки и т. п.). Это заряжает его положительными эмоциями, позволяет переключиться, разгрузиться и не чувствовать себя ущемлённым (подсказка №4).

Итак, проверим, что мы уже сделали: в таблице «Самое важное на неделе» должны быть записаны учебные, полезные домашние и дела в свободное время. Это как раз то, что вы, ребята, должны будете сделать обязательно и вовремя (подсказка родителям №5).

Заполнить сразу всю таблицу «Самое главное на неделе» невозможно, (тем более сейчас, на занятии) поэтому план на неделю всегда будет заполняться постепенно: узнал, что предстоит – записал (подсказка родителям № 6).

4 шаг. А теперь откроем 2-ую таблицу « План на день», выберем столбик для сегодняшнего дня. Каждое событие или дело из первой таблицы надо перенести в план на день, на определённое время. Важно, чтобы эти главные дела были выполнены в числе первых, а не откладывались на потом. Родители, на данном этапе нам очень понадобится ваша помощь. Если ребёнку нужно посетить несколько мест – помогите простроить маршрут, определиться со временем. Подскажите, когда запланировать то дело, которое потребует вашей помощи (когда вы будете свободны и сможете такую помощь оказать) (подсказка №7).

5 шаг. Все, что вы перенесли из 1-й таблицы во 2-ю надо как-то выделить, ведь это важные дела. Как вы считаете это можно сделать? (подчёркивания, выделения цветом или постановка восклицательных знаков) (подсказка в памятке для родителей №8).

6 шаг. Проверьте, не надо ли в план на день добавить ещё что-то. Если это тоже важно, пометьте и это дело, (подсказка для родителей №9)

Очень важно, поэтому обращаю внимание всех: и взрослых, и детей – в плане на день всегда должны оставаться пустые клеточки. Это будет запасное свободное время (подсказка №10).

7 Шаг. Напоминаю, что план на сегодняшний день мы составляли как будто вчера. А как вы думаете, можно помечать уже выполненные дела? (галочкой, плюсиком, вычёркиванием и т. п.) Выберите для себя способ и отметьте те дела, которые сегодня вы уже сделали. Правда, приятно?

Иногда это чувство можно назвать удовлетворением, а иногда даже – гордостью за себя!

8 Шаг. В конце каждого дня вам потребуется 5 минут для того, чтобы проверить выполнение плана. (Вопросы для анализа в памятке - алгоритме по составлению плана на день для детей, а для родителей подсказка №11). А что делать, если какие-то дела не выполнены? (если можно, сделать сразу же вечером или записать на завтра).

9 Шаг. Прежде чем вечером вы начнёте составлять план на завтра (с 4 шага), запишите в него то, что не сделали сегодня. И берегитесь! Чем больше вы не сделали сегодня, тем больше будет дел завтра, а к воскресенью не останется ни одной свободной минутки!

Подведение итогов (5 мин.). Ну а теперь давайте подведём итоги нашей работы. Что же значит «съесть лягушку?» (ответы). А зачем каждому из вас планировать своё время? Чего вы хотите добиться или получить в результате? (ответы) Я предлагаю вам нарисовать то, к чему стремитесь, что хотите получить в пустом кругу на обложке заготовок планов на день. Рисовать можно всё, что вы хотите: конкретный предмет, какой-то символ, эмоцию и т. п.

Пока ребята рисуют (1-2 мин.), общение с родителями.

– Очень часто школьники составляют достаточно подробные расписанные планы, где отражено все – от подъема до сна. Надо стремиться к тому, чтобы фиксировались только самые основные мероприятия (подсказка №13).

– Работа с предложенным алгоритмом в течение двух - трёх недель позволяет заложить основы формирования привычки ежедневного планирования своего времени, что поможет вашему ребенку во взрослой и профессиональной жизни. Но и те, кто в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы – возможно, когда-нибудь они станут обращаться к планированию во внутреннем плане (подсказка №14).

– Если через три недели планирования, ребёнок захочет заниматься организацией своего времени и дальше, есть смысл подарить ему настоящий взрослый ежедневник (подсказка №15).

А ещё таким напоминанием может быть подарок, который я для вас приготовила (рассказываю о содержании папки и раздаю их).

Рефлексия (3 мин.) А теперь, я хотела бы узнать понравилось ли вам это занятие (открываю стол-сюрприз: в маленьких баночках в воде живые аквариумные лягушки, на крышках баночек – кувшинки, 4 наполненных водой аквариума с надписями на задней стенке: «Было интересно, полезно, буду планировать день», «Интересно, полезно, но не буду делать», «Скучно», «Ничего не понял(а)»). Предлагаю детям выпустить свою лягушку в выбранный аквариум, а родителям, тоже определившись с аквариумом, опустить в него кувшинку. Анализируем результаты, любуемся аквариумами, благодарю.

На этом наше занятие закончено, но интересные события у вас продолжаются. Вечером вам предстоит проверить выполнение плана за сегодняшний день и составить план на завтра. До свидания, успехов вам в учёбе и в творчестве, на олимпиадах и конкурсах. Желаю, чтобы лягушки были вкусными, а все желания с рисунков сбылись!

Литература

1. Васильченко, Ю. П . Самоучитель по тайм-менеджменту [Текст] / , . – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.

2. Гамидуллаев, Б. Н. Экономия времени и показатели ее оценки в процессах управления предприятием [Текст] / .- Пензас.

3. Дод, П. 25 лучших способов и приемов тайм-менеджмента. Как делать больше, не теряя головы [Текст] / П. Дод, Д. Сандхайм. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2008. – 128 с.

4. Зайверт, Л. Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время [Текст] / Л. Зайверт. - М.: Интерэксперт, 199с.

5. Организация рабочего времени [Текст]: учебник / сост. . - М: ДеКАс.

6. Трейси, Б. Оставьте брезгливость , съешьте лягушку [Текст] / Б. Трейси. – Минск: «Попурри», 2008. – 112 с.

7. Трейси, Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси: Как заставить время работать на вас [Текст] / Б. Трейси. – М.: Альпина Бизнес Букс, 200с.

8. Корпоративные Финансы [Электронный ресурс]: электронный журнал.- http://*****/management/index. shtml .

Приложение 1

Текст приглашения для ребёнка

Здравствуй, Павел!

Помнишь сказку Алексея Пантелеева о двух лягушках, которые, прыгая и играя, свалились в горшок со сметаной? Одна из них сдалась и утонула. А вторая, решив барахтаться, пока силы есть, взбила из сметаны масло и тем самым спаслась. А в русских сказках лягушка – это часто заколдованные царевна или царевич. Вспомни русскую народную сказку «Царевна-Лягушка». Знаешь ли ты, что:

– в Китае утверждают, что у человека есть две души и одна из них похожа на лягушку. Своим криком лягушка просит божественной защиты для всех живых существ;

– для древних евреев она воплощала состояние души человека, находящегося на пути становления, а ее крик - это благодарность;

– у забайкальских эвенков лягушка - творец Вселенной: она вынесла в лапах землю из-под воды, но злое божество убило ее из лука, и тогда лягушка, перевернувшись кверху брюхом, лапами стала поддерживать землю, окруженную со всех сторон водой;

– в качестве символа земли лягушка фигурирует на бубнах шаманов;

– по индийской легенде весь мир тоже стоит на Великой Лягушке, а в Египте лягушку считают воплощением хаоса;

– у финно-угорских народностей Поволжья она была символом покровительницы домашнего женского дела и особенно ткачества;

– в греко-римской традиции лягушка была эмблемой богини любви Афродиты.

А вот у современных американцев есть выражение «СЪЕСТЬ ЛЯГУШКУ». В последние несколько лет всё чаще и чаще его стали употреблять и Россияне, особенно те, кто уже достиг значительных успехов жизни или стремится к ним.

Хочешь узнать, что значит «Съесть лягушку»? Приходи вместе с мамой 19.01.2010 на занятие, где я отвечу на этот вопрос тебе и другим успешным ребятам, которые и хорошо учатся, и занимаются общественной работой , и участвуют в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

Только подумай, пожалуйста, заранее о том, чего бы ты хотел достичь или получить, если бы научился управлять своим временем (стать отличником и получить губернаторскую премию, победить на конкурсе или соревнованиях, иметь много свободного времени для любимых занятий и т. д. и т. п.)

Текст приглашения для взрослых

Третья четверть самая длинная и, по мнению многих, самая трудная. Как показывает практика, в феврале – марте организмы многих детей ослабевают после долгой зимы. У них наблюдаются резкие колебания работоспособности и темпа деятельности. А ведь именно на это время приходится подготовка и проведение большинства конкурсов, конференций, олимпиад, как в общей школе, так и в дополнительном образовании. Не секрет, что одни и те же способные ребята, а возможно и Ваш Павел, принимают участие сразу в нескольких таких мероприятиях. К сожалению, не все из них показывают результаты, которые от них ожидают родители, педагоги, да и они сами. Разочарования иногда больно ранят детскую душу. Одна из причин подобных неудач – неумение распределять, планировать и организовывать свое время.

Time management - организация времени, управление временем - дисциплина о методах определения, что для человека важнее всего и на что в первую очередь следует потратить время.

Модное течение «тайм-менеджмент» многие воспринимают как специальный инструмент для бизнеса и делателей денег. Но бизнес – только частный случай применения методики. Она подходит для всех, у кого есть время, и в особенности для тех, кому его не хватает. Например, для успешных ребят с хорошей и отличной успеваемостью, активно ведущих общественную работу, участвующих в различных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Известно несколько способов организации времени. Один из них – план на день – инструмент планирования времени и фиксации выполненных мероприятий. Занятие, которое я приглашаю Вас посетить вместе с Пашей, рассчитано на успешных ребят и их родителей. В ходе занятия Вы получите информацию о том, как помочь ребёнку в трудном деле организации собственного времени. Все вместе мы будем учиться составлять план на день.

Надеюсь, что наша встреча поможет вам не только совместно с сыном преодолеть трудности третьей четверти и подготовки к конкурсам, соревнованиям, олимпиадам, но и будет способствовать успешности Павла в дальнейшей учёбе и в жизни вообще.

До встречи 19.01.2010

Педагог-психолог Дворца творчества детей и молодёжи

Приложение 2

Текст памятки для родителей

«Как помочь ребёнку, когда он составляет план на день»

Подсказка №1. Работа по планированию времени школьника начинается с осмысления предстоящих событий на неделю по трём блокам: «Учебные дела», «Полезные домашние дела», «Дела в свободное время»

Подсказка №2. Учебным договоримся считать всё, что касается и школы, и дополнительного образования

Подсказка №3. Полезные домашние дела необходимо включать в план в обязательном порядке, поэтому свои планы на ребёнка сообщите ему заблаговременно, чтобы он мог их учесть. Чтобы привнести элемент юмора в скучный процесс выполнения необходимых полезных домашних дел, можно и очень интересно ввести в семье правило «Съесть лягушку» - делать каждый день дела полезные, но не очень интересные и приятные.

Подсказка №4. В свободное время ребёнок может заниматься приятными для него делами. Это заряжает его положительными эмоциями, позволяет переключиться, разгрузиться и не чувствовать себя ущемлённым.

Подсказка №5. Корректно проверяйте действия ребёнка. Избегайте замечаний в резкой и грубой форме, иначе вы рискуете вызвать у ребёнка негативные эмоции, и очень скоро он откажется или от сотрудничества с вами, или от занятия планированием вообще.

Подсказка №6. План на неделю всегда будет заполняться и корректироваться постепенно по мере получения различной информации или после ваших подсказок.

Подсказка №7. Подскажите, самое удобное время выполнения каждого дела в плане на завтра. Если ребёнку нужно посетить несколько мест – помогите простроить маршрут. Подскажите, в какое время запланировать то дело, которое потребует вашей помощи (когда вы будете свободны и сможете такую помощь оказать).

Подсказка №8. Всё перенесённое из «Самого важного на неделе» в план на день, лучше отметить как важное. Для этого можно использовать приёмы выделения цветом или постановки восклицательных знаков рядом в строке (!!!).

Подсказка №9. Если ребёнок забыл внести в план текущие и ежедневные дела, посмотрите подсказку №5.

Подсказка №10. В плане на день всегда должно оставаться запасное свободное время на непредвиденные дела.

Подсказка №11. Предварительно загляните в №5. Примерные вопросы для обсуждения выполнения плана на день: Понравилось ли тебе работать с планом на день: что понравилось, что не понравилось, что было трудным? Много ли дел ты не успел сделать? Какие (полезные, учебные, свободные)? Почему? Была ли полезной для тебя подобная работа с планом? (Если «да», то чем? Если «нет», то почему?). Что ты планируешь улучшить при работе с планом на завтра, на следующей неделе? Для поощрения ребёнка можно использовать печатки или что-то подобное.

Подсказка №12. Можно использовать следующие напоминалки: смс-напоминалка или телефонный звонок от родителей; мобильная напоминалка, когда мобильник прозвенит и напомнит о том, что надо это сделать; метки на руке; приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник и т. д.

Подсказка №13. Часто школьники составляют подробные планы, где отражено все – от подъема до сна, расписывают все по часам. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы фиксировались только самые основные мероприятия.

Подсказка №14. Ведение планов в течение 2 - 3 недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленного ежедневного планирования своего времени. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут вести планы на день. Но даже те, которые в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы – возможно, они будут обращаться к планированию во внутреннем плане.

Подсказка №15. Если через три недели планирования, ваш ребёнок изъявит желание заниматься организацией своего времени и дальше, есть смысл подумать: а не подарить ли ему настоящий взрослый ежедневник?!

Приложение 3

Текст памятки–алгоритма по составлению плана

на день (для детей)

1. Подумай, какие учебные дела и события в ближайшие дни являются важными для выполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть. Заполни всё, что уже знаешь, в строке «Учебные дела» таблицы «Самое важное на неделе».

2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь в ближайшие дни или, если у тебя есть постоянные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать. Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно прибрать квартиру или помочь маме стряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться. Заполни всё, что ты уже знаешь в строке «Полезные домашние дела» таблицы «Самое важное на неделе».

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель самолета или дочитать книгу? Заполни по возможности строку «Дела в свободное время».

4. По мере получения информации, о необходимости что-то сделать, заполняй таблицу «Самое важное на неделе». Ты не всегда можешь знать сразу все важные дела, поэтому клетки таблицы будут заполняться постепенно. Иногда даже на пару недель вперёд.

5. Подумай, в какое время завтра ты будешь выполнять намеченные важные мероприятия из таблицы «Самое важное на неделе». Перенеси их в план на день с учётом времени выполнения.

6. Выдели перенесённые дела, как важные цветом или восклицательными знаками (!!!). Помни, что именно их ты должен будешь сделать в первую очередь.

7. Пополни, если надо, план на день ежедневными делами учитывая примерное время их выполнения. Если среди них обнаружишь важные, отметь и их. Не забудь, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, пусть около телевизора, начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть его до вечера, чтобы успеть потом помочь родителям.

8. Помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане запасное время. Иногда возникают препятствия, из-за которых время выполнения какого-нибудь дела может затянуться.

9. После того, как ты выполнишь запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня (даже если не вовремя) ты выполнил запланированное, отметь это.

10. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…

11. Ответь для себя на ряд вопросов: Все ли из запланированного я сделал? Что мне не удалось сделать? Почему? Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

12. Составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать сегодня. Выполняй всё снова с 5-го пункта.

Елена Ищенко
План-конспект тренинга с родителями «Ребенок внутри нас»

План-конспект тренинга с родителями .

Цель тренинга :

1. Формирование положительных установок детско-родительских отношений .

2. Установление дружеских, партнерских взаимоотношений между родителями .

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

4. Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста.

Структура занятия :

Приветствие.

Разминка.

Основная часть.

Заключительная часть.

Продолжительность тренинга 1 ,5-2 часа.

Материалы : краски, кисти, бумага, ручки.

Во время тренинга звучит спокойная музыка.

План занятия :

1. Знакомство.

2. Разминка.

3. Основная часть :

Упражнение «Расслабление всего тела»

Упражнение «Идеальный пейзаж»

Упражнение

Игра «Мир глазами ребёнка»

Медитация «Мир глазами ребёнка»

4. Завершение.

Ход занятия:

Приветствие :

Здравствуйте друзья. Наше занятие сегодня пройдёт в форме тренинга . Чтобы наша встреча была продуктивной, и каждый извлёк максимум пользы предлагаю соблюдать 2 правила : первое - быть активным участником и второе- стремиться к партнёрскому общению.

(Все участники тренинга садятся в круг .)

Давайте познакомимся друг с другом.

Первый участник берёт за руку соседа справа и говорит, как его зовут, называет любое слово, которое может его охарактеризовать.

Например : «Меня зовут Оля-добрая и т. д.»

Следующий участник должен повторить предыдущего и назвать себя.

Молодцы, теперь мы кое-что узнали друг о друге и у нас образовался круг доверительного общения – «Круг доверия» .

Разминка :

Цель : Настроить на занятие.

А теперь давайте с вами немного пофантазируем.

Возьмите краски, бумагу, кисточки. Расслабьтесь…Глубокий вдох-выдох(3раза) Представьте, что вам очень легко, ваше тело невесомо. Теперь попробуйте нарисовать левой рукой свое состояние в тот момент, когда мир казался вам прекрасным, когда вы испытывали чувство влюблённости и летали на крыльях.

Основная часть :

Цель :

Снять мышечное и эмоциональное напряжение

Формирование самовосприятия.

Формирование более чуткого отношения к своим детям.

1. Упражнение «Расслабление всего тела»

Все справились, а теперь предлагаю вам выполнить следующее упражнение «Расслабление своего тела» :

Сядьте на стул, дышите спокойно. Обратите внимание на лицо : поднимите брови вверх, насколько это возможно. Затем медленно возвращайтесь в обычное состояние. Вы должны почувствовать приятное расслабление. Надавите аккуратно на глаза, чтобы почувствовать напряжение в висках и на переносице. Снимите пальцы с глаз и наслаждайтесь расслаблением. Продолжайте упражняться, поочерёдно напрягая разные части тела, придайте рту широкий оскал, крепко стиснув зубы. Постарайтесь выдвинуть вперёд нижнюю челюсть. Медленно поднимите плечи так высоко, как это возможно. Медленно поворачивайте голову вправо, влево, пока не почувствуете напряжение шейных мускулов. Поднимите руки на высоту плеч, широко разведите пальцы, сожмите их в кулаки. Напрягите мышцы спины, прогнитесь. Втяните живот. Напрягите ягодичные мышцы, затем ноги. После каждой фазы упражнения расслабляйте мускулы на несколько секунд. Все движения совершайте плавно и медленно.

2. Упражнение «Идеальный пейзаж»

Каждый из нас в мечтах хотел бы оказаться в каком-нибудь месте, где он раньше никогда не был.

Закройте глаза. Представьте мысленно прохладу тихого озера, или аллею, уходящую вдаль, или шумный летний лес. Запах травы, цветов…Совершите путешествие в пространство «Идеального пейзажа» .

3. Упражнение «Портрет современного ребёнка»

А вы задумывались о чём мечтают наши дети?

Чтобы нам легче было ответить на этот вопрос, давайте вспомним о чём мечтали мы-взрослые когда были детьми.

Подумайте и запишите свои мысли на листочке. (Поочереди зачитываются ответы)

А о чём всё-таки мечтают современные дети? Для начала предлагаю разделиться на группы и составить список тех качеств, которые присущи современному ребёнку. (Зачитываются ответы и обсуждаются)

4. Игра «Мир глазами ребёнка»

–Давайте посмотрим на Мир глазами наших детей.

В нашей жизни, как в одной детской игре, на один вопрос можно ответить по-разному. Давайте подумаем, чтобы наши дети ответили на такие вопросы :

Когда я вырасту, я буду…

Мне скучно, когда…

Взрослые любят больше всего…

Мне интереснее всего…

Меня ругают, когда я себя веду так…

Меня хвалят, когда я себя веду так…

Мама довольна, когда…

Я мечтаю о…

Молодцы мы стали на шаг ближе к своим детям, вы ощущаете это?

5. Медитация «Встреча с ребёнком внутри себя »

Предлагаю «Встретиться с ребёнком внутри себя »

Начинаем с расслабления.

Примите удобную позу.

Ваше тело расслаблено.

Глаза закрыты.

Сделаем несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тёплом и уютном месте. Может это светлая роща ранним утром : слышите, как звонко поют птицы? Может это будет меленький песчаный пляж на берегу тёплого ласкового моря, мягко освещённого закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку…попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, в 3, 4, 5 лет…

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите : «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив.»

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко-крепко.

Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда останется с ним : «Я всегда с тобой! Я люблю тебя!»

Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощанье рукой.

Постепенно выходим из релаксации, делаем глубоки й вдох-выдох, открываем глаза.

Скажем себе «Я совершенна. Я принимаю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью.»

Завершение.

Все участники по очереди делятся впечатлениями от тренинга .

Изменилось ли настроение, какие эмоции испытывали, что больше всего понравилось…

Список используемой литературы :

1. Иванова И., Голубева Е. Психологическое самочувствие воспитателя//Дошкольное воспитание. –2004.- №11, с. 42-49.

2. Дубравина С. А. Программа формирования у педагогов навыков работы с агрессивными детьми//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2010.-№5, с. 41-44.

3. Аникина О. Н. Родительское собрание в старшей группе «Особенности современных детей» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29»

Методическая разработка занятия с родителями по тематике программы

«Школа ответственного родительства».

Педагоги-психологи МБОУ «СОШ №29»

Куликова Ирина Юрьевна

Шайнурова Наталья Александровна

г. Нижнекамск 2015г.

Тема родительского собрания:

Детская агрессивность и её причины.

«Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви»

Г. Эберлейн

Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма работы: практическое занятие с применением информационно- коммуникационных технологий.

Необходимые материалы: бумага для записей, цветные карандаши, ручки, бланки анкеты «Критерии агрессивности у ребенка», памятки для родителей «Как вести себя с агрессивным ребенком».

План занятия:

    Актуальность проблемы.

    Виды агрессии.

    Как вести себя с агрессивным ребенком.

    Рефлексия.

Ход занятия:

    Актуальность проблемы.

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Невозможно представить такую газету, журнал или программу теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.

Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает сред­ством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, наказывают ребенка, если проявления агрессии стано­вятся постоянными. Но про­явления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о на­личии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.

    Детская агрессивность и ее причины.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии.

Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Нарушения в отношениях со сверстниками.

Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Причины возникновения агрессивности:

1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.

2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.

3. Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).

Что же делать?

Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.

Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.

Некоторые принципы общения.

1. Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.

3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.

5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.

6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку) .

7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

    Виды агрессии.

Вербальная агрессия

1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб
(“А Вова меня стукнул!” и пр.), демонстративного крика, направленного на устранение сверстника (“Уходи, надоел!”, “Не мешай!”); агрессивных фантазий (“Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму!”).

2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие “детские” формы прямой вербальной агрессии: дразнилки (“Ябеда - корябеда”, “Жора - обжора”), оскорбления.

Физическая агрессия.

1 . Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).

2 . Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную.

Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его). Реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве “оружия” палок, кубиков и пр).

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается косвенная и прямая вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий (“Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут!”) до прямых оскорблений (“толстуха”, “дурак”, “ябеда” и “нытик”). У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой.

Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Надо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременного явления, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно, каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы сможем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это уже может пролить свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим: желание привлечь к себе внимание сверстников, ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство, стремление защититься и отомстить, стремление получить желанный предмет.

Способы разрядки гнева и снятия агрессивности:

    Комкать и рвать бумагу.

    Бить подушку или боксерскую грушу.

    Топать ногами.

    Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

    Втирать пластилин в картонку или бумагу.

    Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

    Вода хорошо снимает агрессию.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребёнка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Апельсин”.

Упражнение “Лимон”.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

    Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

1. В семье агрессивных детей разрешены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцом и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственное поведение часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.

Как определить агрессивность у ребенка.

Провести на примере родителей: Проективная методика "Кактус".

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус подрастет, что в нем изменится (иголки, объем, отростки)?

При обработке рисунка обращаем внимание на:

    • пространственное положение,

      размер рисунка,

      характеристики линий,

      сила нажима на карандаш.

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Общительность - наличие других кактусов, цветов.

Замкнутость - изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите , чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

    Экспресс-анкетирование родителей.

Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

    Временами кажется, что в него вселился злой дух.

    Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

    Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

    Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

    Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

    Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

    Он не прочь подразнить животных.

    Переспорить его трудно.

    Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

    Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

    В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

    Часто не по возрасту ворчлив.

    Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

    Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

    Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

    Легко ссорится, вступает в драку.

    Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

    У него нередки приступы мрачной раздражительности.

    Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

    Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

    Памятка «Как вести себя с агрессивным ребенком».

    Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с ребенком на повышенных тонах.

    Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.

    Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести.

    Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

    Рефлексия.

Для определения эмоционального состояния в конце занятия каждому родителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков:

Список использованной литературы:

    Алиева М. А., Гришанович Т.В. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации)/ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002. – 216 с.

    Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

    Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с.

    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 192 с.

    Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / пер. с англ . - М.: Класс, 1997. - 336с.

    Паренс Г . Агрессия наших детей . – М .: Лайнер, 1997. – 230с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

города Котовска Тамбовской области

План-конспект занятия

совместно с родителями детьми 5-6 лет по коррекции повышенной тревожности
Дата проведения: 16 мая 2012

Педагог-психолог

Белицкая Элла Александровна

Котовск 2012

Тема занятия: «Наши волшебные руки»

Цель занятия: научить родителей с помощью методов игротерапии снимать повышенную тревожность у своих детей.

Задачи:

^ Форма проведения: занятие-практикум

Методы и приемы:

Песочная терапия

Талассотерапия

Арттерапия (рисование ладошками)

Музыкотерапия

Материалы:

Аудиозапись спокойной расслабляющей музыки

Контейнеры с песком или большая песочница

Контейнеры с теплой водой

Пальчиковые краски

Полотенца, салфетки для вытирания рук
^ Предварительная подготовка: проведение родительского собрания по теме «Игротерапия в домашних условиях»

Ход занятия

Психолог: - Здравствуйте. Я рада снова видеть всех вас здесь. Давайте сядем в круг, посмотрим друг на друга и улыбнемся.

^ 1. Упражнение «Передай по кругу»

Участники по очереди изоб­ражают передачу какого-либо «загадочного» неизвестного пред­мета по кругу, при этом необходимо каким-то обра­зом повзаимодействовать с ним. После того как предмет побывает у всех, игроки отгадывают, что это было. Передавать можно все что угодно: мяч, мороженое, ежа, котенка, гирю, печеную картошку.

Психолог: - Молодцы, а теперь я предлагаю вам разделиться на пары. Наши детки превратятся в замечательные машинки, а родители будут за ними ухаживать.

^ 2 .Упражнение «Машины»

Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» - родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза за­крыты или завязаны. В течение пяти минут «маши­ну» приводят в порядок: моют, протирают, полиру­ют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители ме­няются с детьми ролями.

^ 3. Упражнение «Рисунки на спине»

Психолог: - Сейчас мы с вами превратимся в необычных художников мы будем рисовать друг у друга на спинах.

Упражнение проводится в парах. Родители и дети рисуют по очереди на спинах друг друга.

Психолог: - Вы, конечно, заметили, что сегодня у нас в группе появились контейнеры. Давайте посмотрим, что в них.

^ 4 .Упражнение «Ласковые руки»

Необходимые материалы: контейнеры с песком или большая песочница, контейнеры с теплой водой, полотенца, салфетки для вытирания рук

Дети в парах с родителями выбирают с чем будут играть, опускают руки в выбранный контейнер.

Психолог: - Посмотрите какие замечательные ласковые руки у нас.

Родители и дети гладят руки друг друга, поливают водой, посыпают песком, водят по поверхности, здороваются за руки в контейнере. Затем пары меняются местами. (Каждая пара должна поиграть и в песке и в воде). В завершении напарники вытирают друг другу руки.

Психолог: - Правда, у нас с вами замечательные руки, они просто волшебные. Давайте мы оставим отпечатки наших рук на бумаге.

^ 5. Рисование ладошками

Необходимые материалы: пальчиковые краски, ватман, полотенца, салфетки для вытирания рук.

Каждый участник окрашивает ладошку в любой цвет или несколько цветов (можно предложить окрасить ладошки друг другу) и затем оставляет отпечаток на ватмане.

Психолог: - Я предлагаю повесить нашу картину в группе. А вы, каждый раз проходя мимо нее, будете вспоминать, какими добрыми и ласковыми могут быть ваши руки. А сейчас давайте сядем поудобнее, обнимем наших деток, закроем глаза и послушаем добрую и ласковую музыку.

6. Слушание музыки для релаксации

Необходимые материалы: аудиозапись спокойной расслабляющей музыки

7. Подведение итогов

Психолог: - Ну как, понравилось вам играть вместе? Во что бы вы хотели поиграть дома?

Заключительное обсуждение проводится на последующей встрече с родителями.

Похожие публикации