Раннее развитие ребенка в домашних условиях. Обзор методик раннего развития

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту. Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.

Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.

Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори

Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.

Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете

Занятия по данной системе могут быть следующие:

«Буквы и цифры»

Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.

Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.

Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.

Игры с манкой

К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.

Методика Глена Домана

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.


Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться

Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие. Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.

Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста. Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках. Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.

Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.


Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю

Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:

  • удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
  • большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.

До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.

Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.


Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни

Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.

  • Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
  • Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
  • Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
  • Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
  • Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.

Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

В этой статье:

Рождение ребенка - огромная радость и важное событие для каждой семьи. В первые месяцы после рождения родители наблюдают за развитием малыша, сосредоточив внимание на освоении им новых навыков, введении прикорма, обучении простым правилам гигиены.

На втором году жизни крохи большинство родителей начинают задумываться о том, как развивать малыша, какие методики для этого использовать. Поговорим о том, чего достиг малыш к году, какие навыки освоил и какими способами можно стимулировать его развитие в дальнейшем.

Физическое и интеллектуальное развитие: чему научился малыш?

Сидеть на одном месте, долго не меняя положения - для годовалого ребенка это невозможно. Малыш постоянно двигается, знакомится с окружающим его миром, практикует освоенные навыки. Некоторые дети только к этому времени пробуют ходить без поддержки, продолжая быстро передвигаться на четвереньках, изучая все, что встречается им на пути.

Годовалый малыш с удовольствием выполняет такие действия:

  • манипулирует игрушками и подручными предметами;
  • складывает игрушки и предметы в разные емкости;
  • бросает игрушки или предметы, стучит ими, тащит или толкает;
  • поднимается по ступеням и забирается на невысокую мебель;
  • играет с мячом (ловит, пинает, бросает);
  • открывает дверные ручки;
  • закручивает крышки на бутылках и пр.

У малыша в этом возрасте достаточно высокий уровень развития мелкой моторики, поэтому он справляется со многими действиями, где необходимо использовать пальчики.

Познавательная активность у годовалого ребенка также находится на высоком уровне. Он с удовольствием проводит эксперименты с разными предметами, которые попадаются ему под руку, проявляет живой интерес к движущимся предметам и механизмам. В этом возрасте малыш способен:

  • объединять предметы;
  • строить башни из кубиков;
  • собирать простые пазлы из двух-трех картинок;
  • собирать игрушки-вкладыши;
  • проводить сравнительный анализ предметов;
  • группировать предметы;
  • играть с водой и песком;
  • пробовать рисовать;
  • знать значения многих слов, которые пока не произносит;
  • понимать запреты;
  • выполнять инструкции;
  • искать спрятанные предметы;
  • копировать действия взрослых, играя с игрушками.

После года у малыша также можно отметить активное развитие речи. Кроха получает удовольствие от общения с родителями, пробует повторять слова, заканчивая стихи, песенки, сказки, слушает, когда ему читают.

Родителям в этом возрасте важно уделять достаточно времени ребенку, стимулировать его раннее развитие с помощью игр, упражнений, прикладного творчества, таким образом развивая его потенциал.

Роль раннего развития ребенка

Планируя раннее развитие ребенка, далеко не все родители понимают, какие задачи нужно ставить перед малышом, какие материалы для этого использовать. Специалисты настаивают на том, что раннее развитие должно строиться на совершенствовании моторики ребенка (а значит, и речи),
обогащении его словарного запаса.

Для развития мелкой моторики, то есть чувствительности кончиков пальцев и ловкости рук, можно использовать специальные купленные или самодельные игрушки. Это может быть крупная мозаика, игры-шнуровки, пазлы, логический куб. Подойдут и емкости с сыпучими крупами, кинетическим песком, пуговицы, бусины, макароны, из которых кроха вместе со взрослыми может сделать авторские бусы.

А вот для развития у ребенка мышления и логики родителям рекомендуется выбирать игры, соответствующие методике Монтессори. Подойдут природные материалы, тканевые
лоскутки, опять же пуговицы и шнурки, которыми кроха сможет играть.

В ходе игр ребенку можно рассказывать о геометрических формах, цветах, текстуре материалов, предлагая сравнить тактильные ощущения. После года ребенок уже сможет различать предметы не только по цвету, но и по форме и размеру, если с ним регулярно заниматься, ненавязчиво обращая внимание на внешние признаки предметов и игрушек.

Творческий потенциал: пора ли его развивать?

Раннее развитие творческого потенциала стимулирует развитие памяти, интеллекта, внимания, а также помогает формированию речевых навыков. Малыши, с которыми занимаются таким образом, проще находят контакт со
сверстниками, умеют соблюдать правила командной игры.

В ходе игр, направленных на развитие творческого потенциала ребенка, можно использовать пальчиковые краски, мелки, соленое тесто, глину, цветной картон и бумагу, старые журналы, книжки и игрушки.

Каждый день на 10-15 минут кроху можно увлекать новым творческим заданием. Например, начать можно с серии поделок из соленого теста, глины, пластилина, которые можно декорировать ракушками, пуговицами, фасолью или просто раскрасить красками.

Когда лепка малышу надоест, можно приобщить его к аппликации, предлагая создавать композиции из уже готовых бумажных деталей, а также природных материалов: шишек, сухих листьев и цветов, каштанов. Использовать в процессе можно как клей, так и пластилин.

Творческие занятия в компании со взрослыми доставляют малышам огромное удовольствие. Они чувствуют ответственность и стараются заслужить похвалу мамы, папы, бабушки или дедушки.

Для чего развивать у ребенка навыки конструирования?

Говоря о том, насколько важным является раннее развитие малыша после года, стоит отметить особую роль в этом процессе навыков моделирования и конструирования. Годовалые дети уже способны к проведению таких действий, несмотря на их видимую сложность. В ходе моделирования и конструирования у ребенка развивается внимание, логика, терпение и фантазия.

Малыши учится сравнивать предметы, анализировать их форму, размер, подбирать подходящие. В процессе подобных игр и упражнений ребенку удается доводить процесс до конца, двигаясь к цели - это в таком возрасте очень важно.

Конструировать и моделировать малыша можно научить, используя обычные кубики или детали конструктора. Со временем кроха научится самостоятельно играть с этими предметами, выстраивая целые города, группируя кубики и детали конструктора по цветам, форме и размеру.

Родителям важно понять, что каждый ребенок развивается по своему графику, поэтому продолжать заниматься нужно даже с теми малышами, у которых пока возникают сложности с выполнением даже простых заданий.
Терпение, усердие, внимательность и поддержка обязательно сделают свое дело, и со временем кроха справится с упражнениями на радость себе и взрослым.

Выделяют несколько наиболее эффективных методик, которые применяются сегодня взрослыми для раннего развития детей после года. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Методика Макато Шичида

Авторская методика японца Макато Шичида широко используется как в Японии, так и в других странах мира. Автор утверждает, что каждый ребенок появляется на свет гениальным человеком, а помочь ему таким и остаться сможет
раннее развитие в тесной связи с родителями. Автор уверен, что вся информация, получаемая крохой от взрослых, должна быть систематизирована и повторяться многократно в определенной последовательности.

Для упрощения задания Макато Шичид предлагает использовать флеш-карточки с разными изображениями, которые можно начинать показывать малышу уже с трех месяцев после появления на свет. Таким образом у крохи будет тренироваться фотографическая память, правое полушарие мозга будет активно развиваться. Заниматься с малышом нужно каждый день - утром и вечером.

Показывать картинки малышу нужно будет с минимальным интервалом - до 1 секунды. Методика получила положительную оценку как у родителей, так и у педагогов. Основной же проблемой, мешающей ее воплощению, является отсутствие у родителей дидактического материала для проведения уроков. Впрочем, желающие могут сделать их своими руками из картона и картинок, вырезанных из старых книг.

Методика Воскобовича: принципы и основы

Раннее развитие детей после года в 90-х годах сложно было представить без использования методики Вячеслава Воскобовича. Главный принцип этой методики для детей - использование функционального дидактического материала, способствующего развитию логики, воображения,
математических способностей у ребенка, а также стимулирующего навыки моделирования и конструирования.

Согласно методике, малыши оказываются в «сказочном лесу», где каждый его житель нуждается в помощи, заключающейся в совместном выполнении какого-либо творческого задания. Наибольший восторг у детей вызывает материал «геоконт» - доска с гвоздиками и цветными резинками, с которыми можно проводить самые разные манипуляции, стимулируя таким образом развитие творческого моделирования.

После года для детей уже не составит труда придумать разные геометрические формы, оказать помощь сказочным героям.

Отличный вариант для упражнений в рамках методики - квадрат Воскобовича, который представляет собой квадратную основу с треугольниками на ней. Одна сторона квадрата красная, другая - зеленая. Во время игр с квадратом дети получают возможность развивать логическое мышление и воображение, складывая фигуры, занимаясь поиском спрятанных в домике фигур.

Еще один прием автора - кораблик «Брызг-Брызг», который помогает развивать у детей после года способности к математике. С таким корабликом малыш сможет развлекаться достаточно долго, выстраивая палубы согласно расположению цветов радуги, меняя их направление, расставляя флажки по цветам и размерам. Недостаток методики - дорогой дидактический материал, который не так просто купить и невозможно изготовить своими руками.

Основы методики Гмошинской

С малышами, которые уже умеют сидеть, можно начинать рисовать пальчиковыми красками, размазывая их по бумаге, сжимая в кулачках.

По мере взросления малыша упражнения будут становиться более сложными и, что важно, регулярными, без перерыва на каникулы.

«Семь гномов» - методика для раннего обучения детей дома

Эта методика подойдет для детей, которые находятся на домашнем обучении с года и до семи лет. Работать с малышами нужно будет по
специальным пособиям, в которых будут отмечены инструкции для родителей касательно проведения занятий с малышами в зависимости от их возраста и подготовки.

Страницы каждого из пособий съемные, поэтому по мере изучения их можно развешивать по дому для закрепления материала. Работать с детьми согласно методике нужно будет начинать с 5 минут, постепенно увеличивая это время.

«Добрые сказки» от Лопатиной и Скребцовой

В рамках методики с детьми от года работают по сборнику стихов и сказок, которые будут развивать в малышах добрые чувства и нравственные понятия.

Заниматься с малышами должны будут взрослые, обязательно уделяя внимание обсуждению прочитанного, подталкивая
малыша к оценке поступков героев, пусть пока и на самом примитивном уровне. В ходе таких занятий малыш получит возможность улучшить речевые навыки, развить терпение, память, внимание и, конечно же, творческой потенциал.

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что среди множества методик совсем не обязательно выбирать одну и работать только по ней.

Раннее развитие детей можно проводить, используя сразу несколько методик, экспериментируя, комбинируя, добавляя что-то от себя. Главное - уделять внимание ребенку, подбадривая и хваля его за первые пусть даже незначительные успехи.

В советские времена, центрами раннего детского развития являлись ясли, куда принимали не только годовалых малышей, но и малюток в возрасте нескольких месяцев. Младшая ясельная группа набивалась под завязку, т.е. по числу уместившихся здесь кроваток для дневного сна. Половину групповой комнаты занимал внушительных размеров манеж, ограничивающий свободу движения «ползунков».

Памперсов ещё не было, и детей дружно через каждые 20-30 минут садили на горшки. В это время, воспитатели проводили какое-либо развивающее занятие, чтобы каждый успел справить нужду. Другие занятия для развития годовалых детей в основном включали: ладушки хором, вопросы и ответы как говорят кошка, собачка и другие животные, и сказку про курочку Рябу. И то, если у воспитателя оставалось время, после того, как все 30-40 малышей были накормлены, умыты, усажены обратно в манеж, и все находятся в хорошем настроении…

Любящая мама – лучший педагог

Появление оплачиваемого декретного отпуска по уходу за ребёнком разгрузило, а во многих детсадах даже упразднило ясельные группы. Теперь мамочки получили возможность, без потери рабочего места, постоянно находиться рядом с малышом.

Появление свободного времени дало мамам стимул к дополнительным занятиям с ребёнком, что в свою очередь, положительно отразилось не только на общем развитии малышей, но и на раскрытии их способностей и талантов.

Но что бы там ни говорили и ни писали, главным воспитателем для малютки была и остаётся мама, чьё любящее сердце и интуитивное материнское чутьё улавливает любые изменения в настроении и потребностях её малыша. Она лучше, чем любой детский психолог поймёт, что нужно ребёнку в настоящий момент. И мамы замечают, что кроме базовых потребностей в еде, сне, любви и ласке, у малышей имеется огромная потребность в собственном развитии.

Раннее развитие имеет свои временные рамки. «После трёх уже поздно» - это знаменитая книга Масару Ибуки, японского инженера и новатора в сфере раннего детского развития. В ней говорится о том, что первые три года жизни новоявленного человека являются основными для развития его интеллекта.

Интеллект – это не просто набор знаний, а целая структура умственных способностей человека, помогающая ему эффективно решать поставленные задачи и легко адаптироваться в обществе. Выходит, раннее развитие для детей направлено на то, чтобы сделать ребёнка не только более сообразительным, но и более успешным.

Не только интеллект, но и память, и творческий потенциал человека, напрямую зависят от количества и качества нейронных связей, которые мозг активно формирует с самого рождения. Также активно развивается кора головного мозга: зрительная, слуховая, чувствительная, обонятельная и двигательная области созревают очень быстро, и уже к трём годам замедляют свой рост. Так что почва для раннего детского развития готова с самого начала, нужно только успеть её засеять.


Всегда легче научить, чем переучивать, а ошибки воспитания и обучения, допущенные в младшем возрасте – самые трудно исправимые. Поэтому раннее детское развитие имеет ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать и родителям, и педагогам.

Основное правило – занятия с детьми проводятся только в игровой форме и должны доставлять им радость и удовольствие. Только так, причём ненавязчиво, и в сочетании с двигательной активностью. Ручки малыша напрямую связаны с работой полушарий мозга, поэтому необходимы разнообразные пособия для развития мелкой моторики, пальчиковые игры.

Несмотря на то, что юный мозг каждый день формирует новые нейронные связи, эти связи попросту не активизируются, а затем и вовсе исчезают в однообразной, лишённой эмоциональности среде, поэтому толку от такого развития будет немного.

Ещё нужно помнить о том, что активно действующие нейронные связи укрепляются, а те, что не используются – отмирают, за ненадобностью. Поэтому пословица, что «повторение – мать учения» тут как нельзя кстати.

Если маленький ребёнок жалуется, что он устал, то это значит, ему просто стало скучно и неинтересно.

Кому доверить раннее развитие вашего ребёнка?

В любом случае ранним развитием своего чада занимаются сами родители, прививая ему необходимые навыки и умения. Кто-то доверяет бабушкам, но там часто больше внимания уделяется упитанности, чем развитию способностей. Можно доверить няне, но и с неё спрос будет небольшой.

Поэтому в настоящее время набирают популярность . Здесь всё подобрано с учётом особенностей детской психики – от оформления до опытных педагогов. Занятия проводятся в присутствии родителей, и организованы так, что каждый получает свою долю знаний, ощущений и хорошего настроения.


На этих занятиях малыш учится управлять своим телом, общаться со сверстниками и взрослыми, получает знания об окружающем его мире, увеличивает свой словарный запас, знакомится с азами чтения и математики, и многое другое.

В возрасте от 1 года до 3 лет дети обладают впитывающим сознанием, которое позволяет ему легко осваивать новые навыки, знания и умения. Именно на этом интересе построена программа «МалышОк» в детском центре развития «УмНяша» . Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.

Каждая встреча - это не только чудесное развивающее занятие для ребёнка, но и очень полезный мастер-класс для родителей по правильному и бережному развитию малыша. Дети и родители знакомятся друг с другом, в классе царит непринуждённая и тёплая атмосфера.

Опытные педагоги стараются сделать каждое занятие интересным и неповторимым. В таких условиях у ребёнка развивается хорошая память, целенаправленное внимание, речь становится более богатой и связной.

Не упускайте драгоценное время, приводите малыша в волшебный мир знаний! Пробное занятие в , как всегда, бесплатное.

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.

Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

{reklama2}

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.

На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.

Похожие публикации