Роль семьи в формировании личности человека. Понятие семьи, семья как микросоциум

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь. К чему она может привести?

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Заключение.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”. Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Влияние семьи на формирование личности ребенка трудно переоценить. Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Было бы совсем несправедливо умалять ее значимость и нужность. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат свое чадо отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, роль в обществе. Не имея необходимых навыков, человек не может рассчитывать на успешное продвижение по службе, не сможет выстроить гармоничных отношений со своей второй половинкой. Рассмотрим роль родителей в формировании личности ребенка. Какое влияние они на него оказывают? На что следует обратить особенное внимание, воспитывая сына или дочку?

Опыт отношений

Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.

Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух. Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.

Саморазвитие

Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

Преодоление трудностей

Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна. Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки. Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий. Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.

Характер

Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы. Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться. Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.

Социальные навыки

Умение общаться невероятно важно в жизни. Без этого умения невозможно построить хоть сколько-нибудь удовлетворительные отношения и быть счастливым. Семья как социальный институт формирования личности создает условия для всестороннего развития индивида. Не будь у человека такой поддержки близких людей, он не смог бы планомерно двигаться вперед, быть уверенным в своем завтрашнем дне.

Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.

Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен. Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь. Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.

Работа над собой

Совершенствованию своих навыков каждый человек тоже обучается в семье. Невозможно себе представить индивида, который бы не впитывал в себя модель поведения обоих родителей. Влияние семьи на формирование личности ребенка, по сути, огромно. Именно из своего ближайшего окружения люди выносят умение общаться, доверять друг другу, выстраивать личные отношения.

Работа над собой является неотъемлемым этапом в построении прочных и доверительных отношений. Обычно родители обучают этому своих детей, сознательно или нет передавая им эти навыки. Функции семьи довольно многочисленны. Формирование привязанности, доверия происходит на подсознательном уровне. Человек порой даже не задумывается об этом, просто живет по наитию, подчиняясь руководству внутренней силы.

На развитие личности ребенка влияет не сколько то, как к нему относятся окружающие, столько то, чему его научили собственные родители. Именно рядом с близкими людьми большинство и проходит свои индивидуальные кармические уроки. Если бы каждый человек действительно работал над собой, то мир во многом стал бы более добрым и прекрасным. Чем больше личность открыта для общения с окружающими, тем более счастливой она себя ощущает. Роль семьи в формировании духовно нравственной личности чрезвычайно высока.

К сожалению, в настоящее время далеко не все семьи могут похвастаться тем, что в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Нередко возникает ситуация, когда чадо воспитывает одна мать, а отец даже не присутствует в поле зрения сына или дочери. Даже в том случае, если папа иногда встречается со своим отпрыском, но не живет в одной квартире, можно говорить о неполной семье. Такая ситуация не может не удручать и не печалить.

Другое дело, что в наше время множество людей не считают эту ситуацию проблемой. Очень часто дети растут, окруженные вниманием матери и бабушки, не испытав на себе, что такое забота отца. Каково влияние неполной семьи на развитие ребенка? Ученые спорят по этому вопросу, мнения их расходятся. В большинстве случаев доминирует представление о том, что отсутствие второго родителя негативно сказывается на психике ребенка, влияет на личностное развитие, препятствует формированию доверительного отношения к миру. И с этим трудно не согласиться!

Неполная семья в любом случае оставляет на личности мощный отпечаток неполноценности. Не обязательно, что в человеке разовьется какая-то негативная черта. Только он всегда будет чувствовать некоторую потерянность, неуверенность в себе, отчасти отвергнутость и подавленность. Ребенок ведь не понимает, почему его семья отличается от других, чем он провинился, нередко чувствует, что он как будто хуже остальных. Такой личности обязательно нужна поддержка. Конечно, в наше время никто не удивляется неполным семьям, однако они по-прежнему представляют собой в некотором смысле печальное зрелище. И очень сложно бывает объяснить ребенку, особенно подростку, почему он живет только с мамой. В любом случае происходит какое-то воздействие на психику, на умение воспринимать окружающую действительность. Роль семьи в формировании личности ребенка поистине огромна.

Честность и порядочность

Эти две составляющие неразрывно связаны друг с другом. Приобретение этих черт характера, без сомнения, происходит в семье. Человек просто не смог бы выработать их в себе самостоятельно, или испытывая на себе негативные проявления. Отношения в родительской семье всегда становятся эталоном для подражания. Даже если все происходит не так, как хотелось бы, ребенок воспринимает их как нормальные, идеальные для него.

Семья как фактор формирования личности ребенка, несомненно, оказывает сильное воздействие на индивида. Можно даже сказать, что она является определяющим фактором, которому подчиняются все остальные. Чем более порядочными и искренними являются отношения в родительской семье, тем проще ребенку в дальнейшем будет построить собственную семью. Почему так происходит? Просто человек с детства учится доверять, строить отношения на благородных чувствах, заботиться о близких людях.

Честность и порядочность – это составляющие, необходимые для развития счастливой личности. Когда ребенок растет в благополучной семье, он начинает с маленького возраста воспринимать радость и счастье как неотъемлемые атрибуты нормальной жизни. Он не считает их исключением или чем-то таким, за что надо бороться всеми силами. В семье он получает навык успешного преодоления всевозможных трудностей. Это удачный опыт, который стоит пожелать каждому.

Уверенность в себе

Оказывается, даже такие личностные особенности закладываются в семье! Многие люди спорят об этом, но в итоге соглашаются с тем, что без поддержки самых близких людей вряд ли можно добиться в жизни чего-то по-настоящему существенного. В самом деле, невозможно себе представить преуспевающего человека без крепкой и дружной семьи. Если у него этого нет, значит, и нажитое благополучие в какой-то момент может серьезно пошатнуться. Чем более уверенным человек себя ощущает среди ближайших родственников и второй половинки, тем больше у него шансов реализовать заложенный потенциал.

Уверенность в себе является неотъемлемым компонентом счастливой и самодостаточной жизни. Однако большинство людей никак не могут похвастаться непоколебимой уверенностью в себе. Кто-то сомневается по поводу своих талантов и возможностей, другие не находят достаточных оснований для того, чтобы просто начать действовать. Иногда слишком много времени проходит в сомнениях и тревоге. Если бы каждый человек мог осознать свою непреходящую ценность, мир изменился бы. Так влияет воспитание на формирование личности.

Личные убеждения

Они тоже формируются в семье. Сложно себе представить человека, который не ориентируется на мнение своего ближайшего окружения. Когда индивид живет под одной крышей со своими родственниками, то в какой-то степени делается зависимым от их мнения. Человек эмоционально подвержен влиянию извне. Личные убеждения не возникают ниоткуда, они формируются в семейной обстановке. Как правило, родители передают свои личные воззрения детям. Вот почему во многих случаях дети склонны опираться на мнение родителей: они ищут в них опору и поддержку. Их взгляд на жизнь становится личным убеждением.

Моральные ценности

Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.

Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей. Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях. Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.

Духовное становление

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.

Что же такое семья в социальном плане? Семья – это социальная система, малая социальная группа, основанная на браке родителей и кровном родстве детей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. [см.: 15, с. 301].

Семья как институт социализации выполняет определенные функции, главные из них:

1. Репродуктивная (рождение и воспитание детей).

2. Экономическая (экономическое содержание семьи).

3. Эмоциональная (духовное общение и поддержка членов семьи).

4. Благотворительная (поддержка нетрудоспособных членов семьи).

5. Адаптационная (постоянная помощь в адаптации к изменяющимся условиям жизни).

Следовательно, семья характеризуется совокупностью норм, санкций, эталонов поведения, определяющих взаимоотношения между всеми входящими в нее. Именно эти обстоятельства накладывают глубочайшие отпечатки на формирование личности самых младших членов семьи. Но почему они такие разные?

Свою роль здесь играют два фактора: социальная психология и система воспитания в данной семье.

Социальная психология семьи это:

74. ролевая структура, т.е. положение каждого члена семьи, в первую очередь, родителей;

75. гармонизация родителей, т.е. согласие между ними;

76. степень эмоциональности отношений в семье (главное - насколько они искренни);

77. уровень единства ценностных ориентаций всей семьи.

Система воспитания – это типы семейных взаимоотношений, тактика воспитательных взаимодействий. Рассмотрим эти типы.

1. Диктат . Систематическое подавление старшими инициатив и чувства собственного достоинства младших (хотя иногда это обращается против наиболее старших – бабушек и дедушек). В этих семьях дети вырастают лицемерными, лживыми, замкнутыми. Что же дальше? Или объект унижений и обид на всю жизнь (удел – криминальная «шестерка»), или наоборот, злой, жестокий, мстящий за изуродованное детство главарь преступного клана.

2. Опека . Полное освобождение старшими младших от всех забот и трудностей, принятие их на свои плечи. В таких семьях дети вырастают избалованными, требовательными только к другим, лишенными чувства ответственности. Оставшись без родительской опеки, такие люди остаются беспомощными «взрослыми детьми», неумехами, часто меняющими место и профиль работы. Зрелыми специалистами они либо не становятся вообще, либо – чуть ли не к уходу на пенсию.

3. Невмешательство . Фактически самостоятельное и независимое существование взрослых и детей, при котором все заняты сами собой. В такой обстановке могут вырасти замкнутые эгоисты и индивидуалисты, глухие и черствые к другим. Они, как правило, больше всех жалуются на тяготы, обиды, считая себя незаслуженно обойденными.

4. Сотрудничество . В такой семье главное – общие цели, задачи, радости и беды, здесь дети, взрослея, становятся членами семьи с правом «решающего голоса». Именно в таких семьях вырастают честные, откровенные, чуткие и коммуникабельные люди, становящиеся не только неформальными, но и формальными, официальными лидерами коллективов любого масштаба.

Самое основное в том, что все, пережитое в детстве и юности, ставшие взрослыми копируют в семьях, которые они создают уже как потенциальные родители. Хотя конечно, в каждой семье есть свои особенности, но трудно не согласиться с Л.Н. Толстым, который в романе «Анна Каренина» писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему».

Долгие годы официально считалось, что проблем семейного плана в СССР не существует. Между тем, уже данные 1979г. вселяли тревогу. Средняя величина семьи составила тогда 3,5 человека, что делало весьма проблематичным устойчивый прирост населения страны.

Еще более интересны данные о рождаемости детей в 1979г. по республикам (в расчете на 1000 женщин): Таджикистан – 4248, Узбекистан – 3897, Россия – 2038, Украина – 1947, Латвия – 1690, Эстония – проблема сохранения эстонцев как нации. .

В чем причины этого?

9. Усложнение материальной ситуации – подсчитано, что рождение ребенка снижает жизненный уровень семьи на 30 % (данные 1985г.). Сейчас, пожалуй, этот показатель еще выше.

10. Сложности социального плана: жилье, дошкольные учреждения, где холодно и голодно, дороговизна товаров детского ассортимента и др. 18,2 % опрошенных в 1981г. молодоженов заявили, что они вообще не будут иметь детей.

11. Резкий рост разводов. Только с 1950 по 1981 г.г. в СССР распалось 15,4 млн. семей. Число расторгнутых браков на 1000 человек с 1960 г. выросло в 2,7 раза, составив в среднем по стране 35 %, а по Москве и Ленинграду и того больше – 50 % от числа заключенных. [подробнее см.: 39, с. 127-128]. Не лучше и современная статистика по Крыму: если по Южному берегу за 1997г. было зарегистрировано 700 браков, то юридически расторгнуто – 650. [Данные Госкомстата АРК].

12. Нельзя сбрасывать со счетов такие язвы современности, как алкоголизм, наркомания, проституция, а сегодня – еще и туберкулез, эпидемия которого официально объявлена медицинскими службами Украины.

В результате нам грозят такие же демографические срывы, как во Франции в 40-х – 60-х годов, Болгарии – в 60-х – 70-х годах. На Украине только за последние шесть лет население уменьшилось с 52 млн. до 50,5 млн. чел.

Одним из важных семейных показателей, наряду с типом взаимоотношений (рассмотренными ранее), психологи и социологи считают уровень конфликтности.

1) Стабильная семья – конфликты разрешаются своими силами и до конца.

2) Проблемная семья – конфликты иногда требуют постороннего вмешательства; бывает, что конфликт как бы затаивается, тлеет, чтобы в любой момент вспыхнуть с новой силой.

3) Нестабильная семья – конфликты почти не прекращаются и практически до конца не разрешаются; такие семьи втягивают в свои проблемы всех родных, соседей и коллег.

Почему же происходят семейные конфликты?

1. Дефицит близости, общения и взаимной помощи молодых супругов.

2. Степень адаптации супругов (ведь вместе начинают жить люди, в разных условиях выросшие и воспитанные).

3. Уровень подготовленности к браку и ведению совместного семейного хозяйства. Особая сложность студенческих семей стоит в том, что, не имея собственных средств, они вынуждены начинать совместную жизнь на чужие средства, а это делает семью зависимой от старших и вырабатывает иждивенчество, которое тяжело скажется потом, когда семья остается без опеки.

4. Уровень само – и взаимооценок: в стабильных семьях взаимооценки или совпадают, или превосходят самооценки; в проблемных – самооценки чуть-чуть выше взаимных; в нестабильных – самооценки значительно превосходят взаимные.

И на это необходимо обратить самое серьезное внимание, всегда анализировать мнение сторон.

Как укрепить семью, как сделать ее прочной? Увы, готовых рецептов мир еще не создал. Тем не менее, видимо надо начинать с взаимоуважения, взаимопонимания, готовности к разумным компромиссам, отказу от мелочного, преходящего, во имя главного – сохранения свежести и прочности чувств.

Таким образом, дружба и любовь – фундамент семьи, а семья не просто фундамент счастья, а основа стабильности и равновесия общества.

Индивидуальное задание № 8

«Любите ли Вы по-настоящему?»

[«Кроссворды от зеркала» (сб.), 1998, № 5 (24)]

Ответив на вопросы теста, Вы сможете разобраться: настоящие ли у Вас чувства к Вашему избраннику (избраннице) или Вы, все же, себя обманываете?

1. Верите ли Вы в то, что можно увидеть человека лишь один раз и в то же мгновение влюбиться?

78. почему бы и нет, это и есть настоящая любовь – 10 очков;

79. так не бывает, это не любовь – 8 очков;

80. иногда подобное случается – 7 очков.

2. Полюбили бы Вы его (ее), если бы Ваши друзья отнеслись к нему (к ней) с презрением?

81. безусловно – 7 очков;

82. думаю, что да – 3 очка;

83. никоим образом – 1 очко.

3. Пошли бы Вы с ним (с ней) еще раз на фильм, который уже видели?

84. если бы он (она) обратились с просьбой, да - 6 очков;

85. был(а) бы счастлив(а) это сделать – 7 очков;

86. мы могли бы найти другое занятие – 3 очка.

4. Если он(она) не симпатичны компании Ваших друзей, что Вы будете делать?

87. выясню отношения с ними – 10 очков;

88. усомнюсь в правильности своего выбора – 2 очка;

89. мнение друзей по этому вопросу меня не интересует – 7 очков.

5. Когда Вы рассказываете о нем(о ней), что упоминаете прежде всего:

90. фигуру, лицо, волосы – 2 очка;

91. ум, образованность, воспитанность, умение себя вести – 7 очков;

92. что придется, потому что всех достоинств я не перечислю – 10 очков.

6. Знаете ли Вы, чем занят он(она), когда Вы не вместе?

93. пока Вы уверены, что нет соперника (соперницы), Вы не забиваете этим голову – 4 очка;

94. да, потому что мы всегда рассказываем друг другу, что случилось за время разлуки – 7 очков;

95. мы оба свободны – 0 очков.

7. Можете ли Вы представить, что однажды Вашим отношениям придет конец?

96. я не смею об этом думать – 9 очков;

97. рано или поздно это все равно произойдет – 4 очка;

98. мы настолько привязаны друг к другу, что этого случиться не может – 7 очков.

8. Жизнь, безусловно, прекрасна только вдвоем?

99. если человек влюблен, иначе он и представить не может – 9 очков;

100. да, в одиночку скучно – 1 очко;

101. совместная жизнь прекрасна лишь для тех двоих, которые искренне любят друг друга – 7 очков.

1. Если Вы наедине дуг с другом, говорите ли Вы о «Великих» вопросах жизни?

102. на это почти не хватает времени – 2 очка;

103. а зачем? – 1 очко;

104. да, много – 7 очков.

2. Есть ли у Вас чувство, что он(она) совсем другой человек, чем тогда, когда Вы познакомились?

105. это именно тот человек, каким Вы его представляли – 10 очков;

106. другой человек, чем казалось, но так он(а) нравится больше – 7 очков;

107. конечно, он(она) не столь идеальны, как это представлялось сразу – 5 очков.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.

Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Существует несколько типов семейных взаимоотношений:

Диктат - в семье проявляется в систематическом подавлении одним членом семьи инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей - это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка.

Опека - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, принимая их на себя. В дальнейшем такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у них отсутствует самостоятельность, они не способны проявлять инициативу.

Невмешательство - это предполагает, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и не тем, и не другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка в семье, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Было прослежено развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление - здесь существует гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Роль семьи в становлении личности

Большое значение в становлении личности имеет семья. Правильное воспитание, хорошие взаимоотношения в семье, стремление родителей с раннего детства заметить, что интересует их ребенка и направить их по пути развития этих интересов, с учетом задатков способностей.

Благодаря наследственности передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят особенности строения головного мозга, движения и органы чувств. Человеческий организм с рождения наделен свойствами нервной системы. Задатки представляют собой предпосылки и возможности развития способностей, но не гарантируют развитие и появление иных способностей.

Способности, возникая на основе задатков, развиваются в процессе и под влиянием деятельности, требующей от человека определенных способностей, а вот вне деятельности способности развиваться не могут. Какими бы задатками человек не обладал, ему необходимо упорно трудиться, обучаться, чтобы соответствовать выбранному виду деятельности и стать талантливым. Основываясь на одних и тех же задатках могут развиваться разные способности, в зависимости от требований деятельности и характера, а особенно от воспитания и условий жизни в семье. Основой способности человека являются не сами задатки, а их развитие, т.е. не только безусловные рефлексы(природные особенности организма), но и системы условных рефлексов (то что было приобретено в процессе жизни).

Способности – это устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, от них зависит успех в разных видах деятельности.

Анализируя роль семьи в жизни человека можно придти к выводу, что семья является социальным институтом, в котором рождается и формируется вступивший в жизнь человек. Немалую роль в воспитании и формировании привычек, взглядов, характера, в самовоспитании и внесемейном воспитании играет для человека общество. Но однако семья развивает хорошие качества и помогает исправить недостатки и пороки, поэтому для человека очень велика роль семьи в его жизни.

Важную роль в становлении личности играет семья. В семье человек делает первые шаги, познавая мир. На родителях лежит большая ответственность за формирование позитивных личностных взглядов на жизнь, на понимание нравственных ценностей. Родители учат тому, что хорошо, а что плохо и закладывают нравственный фундамент, окружающий мир влияет на развитие личности, но основы становления личности заключается в семье. Проанализировав произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», где герой этого произведения Фамусов говорил: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», можно сделать вывод о том, что ребенок который с детства находится в негативной обстановке, в ссорах, сам вбирает в себя плохие качества. А взяв другую семью, где царит любовь, взаимопонимание можно уверенно сказать, что ребенок будет открыт миру и станет человеком с хорошими качествами.

Что же такое семья? Семья - это единство людей. Что их объединяет? Что служит основой отношений людей? Духовное или материальное? Зависит ли от этого, что будет главным для формирующейся личности? Ценностью семьи определяется ценность подрастающего человека. Роль семьи в становлении личности может быть и положительной и отрицательной. Русские классики в своих произведениях часто раскрывали вопрос о влиянии семьи на развитие подрастающего человека отмечали, что роль семьи в становлении личности огромна. Именно семья принимает участие в становлении личности и открывает дорогу в жизнь.

Типы семейных взаимоотношений:

1. Невмешательство - пассивность родителей к воспитанию.

2. Сотрудничество – отношения в семье с общими задачами и целями деятельности, за счет этого преодолевается эгоизм.

3. Опека – система отношений, удовлетворение потребностей ребенка. Из-за чрезмерной опеки родителей у ребенка отсутствует самостоятельность.

4. Диктат – подавление одним членом семьи чувства собственного достоинства и инициативы других его членов.

Стили воспитания:

1. Ребенок предоставляется сам себе – попустительский.

2. Родители ребенку навязывают свое мнение – авторитетный.

3. Родители учитывают интересы ребенка – демократический.

То, что ребенок приобрел за годы жизни, находясь с родителями, это сохраняется на протяжении всей жизни. Важность воздействия семьи на личность ребенка, никак не сравнится ни с одним из институтов воспитания. Родители закладывают основы личностных качеств ребенка.

Типологий семей множество, так как они делятся на различные критерии (функции, традиции и численность).

По количеству детей:

1. Многодетная (начиная от 5 детей)

2. Малодетная (1-2 ребенка)

3. Средне (3-4ребенка)

По численности:

1. Неполная семья – отсутствие ребенка или одного из родителей.

2. Полная нуклеарная семья – родители и дети проживают все вместе.

3. Расширенная семья – проживают несколько поколений или родственники совместно с семьей.

Распределение ролей в семье:

1. Матриархальная – лидерство принимает на себя женщина, мать имеющая чаще большое количество детей;

2. Эгалитарная (равенство);

3. Автономная – не требующая помощи от общества и государства, выполняющая все необходимые функции и самостоятельно добившаяся определенного положения в обществе. Семья способна приспособиться к любым условиям;

4. Партнерская – равенство меду партнерами, общие обязанности, отношения построены на доверии, уважении и любви;

5. Патриархальная - живут много поколений, во главе семьи стоит муж.

Семью можно классифицировать:

1. Однородность социального положения супругов – гетерогенная и гомогенная;

2. Степень формализации – юридическая и фактическая;

3. Этапы жизненного цикла – молодая, зрелая;

4. Тип поселения – сельская и городская;

Классифицируется по социальному положению родителей.

В основе внутрисемейных отношений лежит эмоциональная близость.

Подведя итог хочется сказать, что роль семьи в становлении личности не стоит недооценивать. Именно семья является фундаментом человека, семья служит примером нравов и поведения. Чтобы ребенок перенял хорошие качества и поступки по отношению к другим людям, необходимо не только на словах воспитывать ребенка, но и на деле быть примером для подражания.

Эрик Эриксон в своей теории развития личности, говорит что развитие личности продолжается всю жизнь, где на смену одному благополучному разрешению внутренних противоречий приходит другое:

1. Детство (доверие или недоверие). Первая стадия развития охватывает первый год жизни человека, она соответствует оральной фазе классического психоанализа. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный – доверие, отрицательный - недоверие. Если ребенок получает ту заботу и внимание которое ему необходимо, родители выполняют все потребности и ребенок любим, то он будет доверять другим людям. А если ребенку не давать должного внимания и не заботиться о нем, он не будет доверять ни окружающим, ни всему миру и это повлияет на его развитие.

2. Достижение равновесия (нерешительность или самостоятельность). Второй и третий год жизни охватывает вторая стадия. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его психических и моторных способностей. Ребенок осваивает различные движения, приобретает множество других навыков, таких как бегать, лазать, толкать, смеяться, играться. Если родители разрешают ребенку делать то, что он хочет и не торопят его, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой, своими побуждениями и благодаря этому у него вырабатывается самостоятельность. Если торопить ребенка и заставлять его что-то делать или делать все за него, у ребенка развивается нерешительность и стыдливость.

3. Предприимчивость или чувство вины. Третья стадия приходится на возраст от четырех до пяти лет. Ребенок приобретает множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, фантазирует. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством вины и предприимчивостью. От того как реагируют родители на идеи детей зависит, какое из качеств перевесит в его характере.

4. Неполноценность или умелость. Четвертая стадия приходится на возраст от шести до одиннадцати лет (латентная фаза). В данный период любовь дочери к отцу и ревность к матери (с сыновьями наоборот) еще находится в скрытом состоянии. У ребенка развивается способность к регламентированным занятиям, к разработке новых игр и к дедукции. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется либо чувством неполноценности, либо умелостью. Важную роль в его возрастных кризисах играет не только семья, но и общественные институты (школа).

5. Кризис подросткового возраста (путаница ролей или идентификация личности). Пятая стадия 12-18 лет ребенок сталкивается с пробуждением ревности и любви к родителям, это является немаловажной проблемой, которую необходимо решить. Подросток развивается психически и физиологически, к желаниям и ощущениям добавляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни благодаря созреванию.

Новые особенности психики подростка это его интерес к тому что другие думают сами о себе. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, общества, религии. Способен вырабатывать или перенимать мировоззрения и теории, которые противоречат и создают гармоничное целое. Подросток – нетерпеливый идеалист, считавший, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории.

Перед подростком, умеющем обобщать, встает задача: объединять все, что он знает о себе самом, т.е. кем он является. В этой стадии родители играют гораздо более косвенную роль. Если подросток с помощью родителей выработал самостоятельность, умелость и предприимчивость, доверие, то его шансы на собственную индивидуальность возрастают. Идентификация должна начинаться с момента рождения.

Если из-за тяжелого быта или неудач детства подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», он начинает проявлять неуверенность и путается в ролях, кто он такой и какой среде принадлежит. Обычно путаница наблюдается у малолетних преступников и у девочек, которые в подростковом возрасте были распущены, обладали фрагментным представлением о своей личности и свои половые связи не соотносят с системой ценностей и интеллектуальным уровнем.

Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует от возникновения новых проблем на других этапах жизни.

6. Конфликты среднего возраста (одиночество или близость). Начало зрелости жизненного цикла это шестая стадия, т.е. период ухаживания и ранние годы семейной жизни (от конца юности до начала среднего возраста). Эриксон выявил в этой стадии параметр заключенный между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества. Близость – это не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Боязнь возникает, когда успех или провал зависит не от родителей, а от того, как прошел человек предыдущие стадии. Социальные условия могут облегчать или затруднять достижения близости (сексуальная и дружба), если не достичь близости, то человек будет одинок.

7. Самопоглощение или общечеловечность. Седьмая стадия – это зрелый возраст, период когда дети стали подростками, а родители связали себя с определенным родом занятий. Появляется новый параметр личности самопоглощение или общечеловечность. Эриксон называет общечеловечность способностью человека проявлять интерес к судьбам людей за пределами близкого круга, размышлять о жизни будущего поколения. У кого не выработалось чувство сопричастности человечеству, тот сосредотачивается на себе и заботится он только о своих потребностях и о собственном комфорте.

8. Безнадежность или целостность. Последняя стадия это когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забота о других. Ощущение осмысленности, целостности жизни возникает у тех, кто вспоминая прошлое, чувствует удовлетворение прожитой жизнью. А те, кто считает, что в жизни много упустил, жалеет о многом, понимает, что ничего не исправить, у такого человека появляется отчаянье.

Три фазы (социальное целое, адаптация, интеграция и индивидуализация) выступают как макрофазы развития личности, обозначаемые как три эпохи: детство, отрочество, юность. Именно поэтому ребенок становится зрелой самостоятельной личностью, готовой и дееспособной к воспитанию и воспроизводству нового поколения. А для стадии индивидуализации выступает отрочество как эпоха противоречий и перелома.

Анализируя роль семьи в становлении личности, мы выявили что большое значение семья играет для личностных качеств ребенка, для его поэтапного развития.

Становление человека как социального существа и биологического вида идет в результате развития. Биологическое развитие и развитие в целом обусловливается фактором наследственности. Наследственность передает ребенку основные биологические признаки человека. От родителей наследственно передается ряд рефлексов, характер обмена веществ, тип нервной деятельности и анатомическое строение. По наследству не передаются приобретенные в течении всей жизни свойства и навыки, но каждый родившийся ребенок обладает большими задатками, но генов одаренности наука не выявила. Развитие и формирование ребенка зависит от социальной структуры общества, от заботы, усилий и желания родителей, от условий воспитания и обучения.

Врожденные особенности человека относятся к биологическому фактору. Особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внутренних и внешних причин называют врожденными особенностями. Кризисы возрастного развития воздействуют на личность человека. Изменения личности человека, которые появляются в период возрастных кризисов, могут оказаться отрицательными или аномальными. К биологическому фактору относится состояние здоровье, которое оказывает влияние на становление человека как личности. Успешному развитию способствует хорошее состояние здоровья. Плохое здоровье замедляет процесс развития, который сказывается на психологии человека как личности.

Личность – субъект собственной жизнедеятельности, который строит свои витальные контакты с миром; субъект деятельности общения, субъект деятельности самосознания, «открытие» человеком собственного «Я» в процессе возрастного развития. Так характеризует личность В.А. Петровский – Доктор психологических наук, член – корреспондент РАО.

На этапе становления зрелой личности продолжаются процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенный в подростковом возрасте. Личность переходит к освоению новых ролей профессионализма, готового к принятию решений, семейного человека, способного позаботиться о других и уметь брать на себя ответственность за воспитание детей. Взрослый период жизни человека является этапом формирования совершенствования личности и зрелости. Завершится он с углубленным развитием личностных качеств. Зрелый человек становится наставником для других, помогая им на пути личностного развития.


Похожие публикации