Татьяна Черниговская: «Мозг создан, чтобы учиться. Татьяна Черниговская: «Как научить мозг учиться

Когда вам письмо приходит, вы уверены, что это писал человек? Что это один человек, а не 200? Известный лингвист и биолог Татьяна Черниговская рассказывает, почему компьютерам, даже с их сверхспособностями, не заменить наш мозг, чему учить современных детей и как выживать в нечеловекомерном мире.

Татьяна Черниговская, доктор наук по физиологии и теории языка, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ:

Та область, в которой я работаю, называется когнитивная наука. Она мультидисциплинарная - включает в себя психологию, лингвистику, нейронауки, искусственный интеллект и, разумеется, философию. Философия нам нужна не для красоты и не потому что каждый приличный человек должен знать, кто такой Декарт, а потому что хороший философ правильно мыслит и правильно ставит вопросы.

Очень важно иметь дорогую аппаратуру - на этом вся наука стоит, но если нет того мозга, который понимает, как задать вопрос, мозга, который понимает, что делать с этой гигантской кучей данных, которые мы получаем каждую секунду, то все остальное бесполезно. Я вам клянусь, потому что с этим сталкиваюсь каждый божий день.

Мне задавали вопрос: «Так всего много, как все это запомнить?». Мой ответ простой - не надо запоминать. То, что надо помнить - уже запомнили компьютеры. Надо бы не запоминать, а понимать. И в этой связи вспоминается сказка о Красной Шапочке. Когда она приходит к бабушке и видит там волка, она начинает расспрашивать: «Зачем тебе такие большие уши?». «Бабушка» отвечает: «Чтобы слышать». «А зачем тебе глаза такие большие?» - «Чтобы видеть». И вот это на тему искусственного интеллекта в его простых формах, а именно: мы сделаем уши, которые будут чудо как хороши, глаза, которые будут чудо как хороши. Все это отлично, но уши, глаза, носы, кожа, все сенсорные системы - это не более чем окна и двери в мозг. Мы слушаем ушами, а слышим - мозгом. Смотрим глазами, а видим - мозгом.

Недаром сейчас в мире тратятся огромные суммы на исследование мозга. Американская BRAIN, европейские и азиатские программы - все они включают в себя лучшие университеты и лучших интеллектуалов из разных областей, не только из нейронауки. Никто ни цента не даст просто так, так зачем такие гигантские деньги - как государственные, так и частные? Потому что все понимают: если хоть в каких-то дозах (я уверяю вас, что на 100% мы этого не сделаем никогда), если хоть как-то удастся разгадать, что происходит в человеческом мозгу, это изменит всю нашу цивилизацию: экономику, коммуникацию, образование - это изменит все.

И это делается не только для того, чтобы имитировать мозг в системах искусственного интеллекта - история гораздо проще: мы вообще должны знать, кто мы такие. Мы - кто? Мы реально зависим от того, как соображает наш мозг. Поэтому игра стоит свеч.

Вот, например, с чего вы взяли, что с использованием больших данных, big data, вы будете предсказывать мое поведение? Мое поведение не предсказывается ни Декартом, ни Аристотелем, никем. Оно может быть истерическим. Например, нобелевский лауреат по экономике, психолог Даниел Канеман описывал, как человек принимает решения, и пришел к выводу, что решения принимаются ПРОСТО ТАК. «А я вот так пойду, и все - хочу потому что». Как вы собираетесь это предсказать?


У меня есть два любимых персонажа. Первый - это кот Шредингера. Я думаю большинство помнит, что это герой мысленного эксперимента [физика] Шредингера, который сводился к тому что кот то ли жив, то ли мертв - в зависимости от того, смотрят на него или не смотрят. Это очень важный пункт для всей науки, которой я занимаюсь. И для науки вообще. Ведь она устроена как? Считается, что ученые - это зрители, которые сидят в зале и смотрят на мир. Это очень крупная ошибка, потому что зрители находятся там же, где и мир, и они от него зависят прямо. А это значит, что нет каких-то жестко объективных вещей. То есть они, конечно, есть, но я хочу сказать, что одни и те же факты будут значить разные вещи в зависимости от того, в какой контекст они помещаются.

Мы говорим: «Мир изменится», но мир УЖЕ изменился, точка. Мы живем в мире, кардинально отличающемся от того, который был даже пять лет назад - он меняется все время. Это не к тому, что он все время эволюционирует, а к тому, что он все время разный - в зависимости от того, с какого боку ты на него посмотришь, какая у тебя идеология, какая у тебя научная или жизненная позиция, и еще от тысячи факторов. Он не одинаковый. Это раз. Два - он прозрачный: про каждого из нас все известно, и это неприятно.

Еще одна вещь (и тут требуются философы, а я даже не знаю, справимся ли мы с этим вообще): личность все еще есть? Про соцсети я даже говорить не хочу, но вот даже если просто к вам письмо приходит, вы уверены, что это [писал] человек? А вы уверены, что это ТОТ САМЫЙ человек? Вы уверены, что это один человек, а не 200?

Размылись границы личности, в том числе нашей с вами. Меня интересует, где я заканчиваюсь? Мои статьи висят бог знает где, в облаках - куча моих данных, масса функций, которые раньше были у меня в голове, теперь у меня в ноутбуке, планшете, телефоне и так далее. Есть даже термин distributed mind («распределенный мозг»): то есть это, как у муравьев, что ли?

Более того, мы попали в ситуацию… я новый термин для себя выделила: мир стал «нечеловекомерен». Устройства, которые, как говорят, чуть ли не миром уже управляют, действуют со скоростями, в которых люди не живут - это наноскорости. Размеры, в которых происходит высокого ранга цивилизация - это размеры, в которых люди не живут. Это наноразмеры. Мы попали в мир, с которым не знаем, что делать.

Поэтому роль образования чрезвычайна. Я понимаю, как банально это звучит, потому что об этом говорят все всё время. Но мы должны что-то такое придумать с образованием, что будет отличаться от того, чем мы занимались до этого. Возможно, надо детей учить метанавыкам: как учиться, как держать внимание, как держать память, как справляться с информационными потоками, как не тронуться умом от всего этого.


И вот второй мой любимый персонаж - это Алиса [Льюиса Кэролла]. Все знают ее фразу, что, если хочешь оставаться на месте, ты должен очень быстро двигаться. Но дело не в том чтобы быстро бежать - потому что те, кого мы обгоняем, тоже бегут. Понимаете: если мы будем догонять Силиконовую долину, или вообще США, или что угодно, то это безумный шаг. Повторяю: остальные не на печке лежат в это время - они тоже бегают и они искусные бегуны. Догонять не нужно вообще - надо бежать другой дорогой. Поэтому нужно искать другие ходы. Это именно то, что делает наш мозг, между прочим.

Я вижу выход в том, чем сейчас занимаются крупные компании. Я все думала, почему они приглашают на свои заседания искусствоведов, музыкантов, актеров. Ну не для общего же банального образования, чтобы люди знали, кто такой Вивальди.

Дело не в этом, а в том, что люди искусства владеют другим типом мыслительной деятельности. Они и делают те самые другие ходы, это не ходы алгоритмов, их очень трудно подсмотреть, потому что это никогда не эксплицировано. Это эксплицировано уже в произведение искусства, а что он делал, пока он это делал, мы не знаем. Мне кажется, что дорога - в эту сторону. опубликовано econet.ru

Написано на основе выступления Татьяны Черниговской на ПМЭФ, подготовила Полина Борисевич.

Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному, и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете - он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин - «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту. По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это - другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться - пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое. Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ. Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система - худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим. Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким. Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них - Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл - это плохо, отвлекся - плохо, перерыв сделал - тоже плохо, а если уснул - вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы - не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит - это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится - ничего полезного не выйдет.

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы.

И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты.

Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг.

Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети.

Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала.

Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили.

И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ. Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система.

Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку.

Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий.

Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться.

Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск».

Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким. Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать.

Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Это главный российский специалист в области нейронауки и психолингвистики. В Лондон профессор привозит свою лекцию-бестселлер «Как научить мог учиться».

«Есть научные основания сомневаться в том, что мозг поставляет нам верную информацию». «Что такое сознание никто не знает. А тому, кто скажет, что знает – не верьте». Заявления, которые делает на своих лекциях Черниговская, часто шокируют публику. Но постоянные слушатели знают манеру лектора - за высказыванием последуют десятки наглядных аргументов и доказательств, неожиданных открытий, примеров и потрясающих умозаключений. Вот несколько основных тезисов о мозге, которых она придерживается.

Что такое мозг?

«Мозг – это страшные, жуткие просто, нейронные сети и суперсети, «сети сетей». Господь тут поработал на полную катушку. Мозг - это самое сложное во Вселенной из того, о чём мы имеем хоть какое-то представление».

«Мы все больше знаем про мозг. Мы сейчас знаем, что там нет отделов, отвечающих за очки, часы и стаканы - что мы знали ещё некоторое время назад. То есть нет локальных участков в мозге, которые каждый ведает своим.

Когда я писала докторскую, тогда говорили: «Правое полушарие занимается музыкой, левое полушарие занимается речью, логикой, математикой и так далее». Всё неправильно. Нет в мозгу отдела, который был бы занят музыкой, чтением, пением и курением. А есть отделы, отвечающие за то, как именно это делается, каким способом и за степень компетентности».

Зачем мозгу мы?

«Есть системы в мозгу, которые включаются тогда, когда не сам человек что-то делает, а когда он наблюдает, сопереживает или представляет себе. Вообще это очень странная часть мозга, которая занята несуществующим миром. И в том числе она даёт нам умение переместиться в сознание другого человека».

«Есть осознанные вещи, а есть неосознанные. Большинство задач мы решаем, даже не имея ни малейшего представления о том, что мы их вообще решаем. Что-то вроде “нажму-ка я на эту кнопочку!”»

«Главное свойство мозга – это учиться. Вообще мозг, если он чего и умеет, то учиться. Учиться сам по себе. Мы к этому даже отношения никакого не имеем. Это очень трудно, потому что обучение происходит каждую миллисекунду. Всегда. Всему. Вы об этом даже не подозреваете. Как не падать, что бывает такой свет, бывает такой вкус, бывает такой запах – идёт страшная атака на все органы чувств. Это всё идёт параллельно, на ходу, без объявления войны, само собой идет. Мы не подозреваем об этом, мозг это делает сам, причём делает успешно».

Главное – постоянно нагружать мозг

«Сегодня мы даже можем по мозгу сказать: эти люди медленно обучаемые, а эти люди быстро обучаемые. Абсолютно неправильно было бы сказать, что те, которые медленно обучаются, туповаты, а которые быстро – наоборот. Неправильный подход! Здесь идут другие процессы».

«Люди, которые нагружают свой мозг большой работой, делают себе большое благо. Потому что так же, как мышцы, которые требуют нагрузки и никогда от меня не дождутся похода в фитнес, точно так же мозг требует: «Нет, я так быстро не сдаюсь!» – вот на это я готова. Мозг можно и нужно тренировать».

«Выучить – это значит написать на нейронной сети, с которой вы родились, заполнение её. Она не требует тетрадки ещё большего размера, то бишь количества килограммов мозговой ткани. Нет!»

Музыка и пластичность мозга

«Музыка является очень мощным игроком на этом поле, о чём очень мало знают, кроме профессионалов. Занятия музыкой, даже в очень раннем детстве, ускоряет и интесифицирует развитие мозга. Мозг приучается к ритмам, он приучается к фиксированию очень маленьких акустических отличий: маленькие штучки, не крупные – громко/тихо, а эта нота на полтона от этой отличается – это совершенно другая работа. Занятия музыкой в раннем детстве влияют на состояние мозга в пожилом возрасте. Они улучшают качество нейронной сети. Это обеспечивает лучшую пластичность мозга.

Что такое пластичность мозга? Пластичность мозга – это его способность учиться. Максимальная пластичность – у маленьких детей. Раньше считалось, что к годам к шестидесяти её больше нет. Но это давно уже не так – пластичность сохраняется даже у людей очень пожилых».

Мозг ребёнка

«Мы знаем, что разные отделы мозга по-разному, с разной скоростью эволюционируют. Это нужно знать при обучении детей. Темпы развития мальчиков и девочек, темпы развития разных детей очень отличаются.

Из этого не может быть сделан вывод, что одни способные, а другие нет. Из этого только вывод: все цветы пусть растут, и каждый растёт со своей скоростью. Одним нужно расти долго, образное мышление может преобладать. Отсюда неразработанность логического мышления, на котором несчастных детей часто ловят при приёме в хорошие школы. Преступники те, кто это делает. Потому что у этих детей мозг ещё не вырос».

Дискиминация мозга по половому признаку

«Есть разница в том, как учить мальчиков и девочек. Мальчики не терпят разговора вообще о чём-то. Они хотят, чтоб конкретно, чётко, ясно сказали, чего хотят. Они должны быть вовлечены в разного рода активности, то есть решать конкретные задачи – не вообще разговор о том, как устроен мир, а какие-то конкретные цели должны у них быть. Как можно меньше скучных письменных заданий, потому что это их взрывает.

Мальчики должны участвовать во всяких состязаниях, их нужно всё время хвалить. Их нужно держать в холоде. Потому что если их держать в тепле, то они засыпают – и всё, никакие усилия не помогут.

Девочки любят «глаза в глаза» смотреть учительнице, чтоб была учительница для них примером. Они любят собираться группками. Они любят помогать учителю – это их возвышает, так сказать, в собственных глазах. Не надо их беречь от падения и от того, чтобы они белую юбочку в грязи не испортили, потому что они жить потом не смогут. Это называется дозируемый или контролируемый риск. Пускай упадёт. Ты знаешь, что она не упадёт так, чтобы голову себе разбить. В следующий раз будет знать, как ходить, чтоб не упасть.

С девочками нельзя резко и громко говорить. Они вообще лучше слышат в целом, между прочим. Они любят многоцветный мир. Если это класс, в котором учатся девочки, то он должен быть раскрашен ярко».

Зачем учиться?

«Обучение меняет мозг: увеличиваются плотность и качество нейронной сети. Качество мозга лучше у тех, кто этот мозг не использовал для колки орехов, так сказать».

«Мы сделали такой огромный культурный рывок не потому, что у нас мозг так сильно развивался, как раз биологически ничего особенного не происходило. А потому что мы изобрели «внешнюю память»: не надо полагаться на краткосрочную жизнь, а для того, чтобы кому-нибудь что-нибудь оставить, надо записать. Записать, слепить, узелочек завязать – послать что-нибудь вовне. И это и есть рывок. На этом стоит вся наша цивилизация.

Эти внешние хранилища требуют специальной подготовки. Наше образование и наше умение учиться – это некое устройство, с помощью которого ты подключаешься к мировой цивилизации. Ты должен знать, как это делать. Вот для этого надо учиться».

Как учиться правильно?

1. Забыть о мифе «Ой, я всё забываю!»

«Забывание, отвлечение, перерывы и даже сон – это не только не помехи в обучении, даже наоборот, нужно кое-что забывать, нельзя помнить всё, оно мешает, нужно делать перерывы. На техническую тренировку разных навыков, скажем, игра в теннис или игра на фортепиано».

2. Мотивация

«Ко мне всё время обращаются: «Как мне выучить японский?» Тебе зачем японский? Это вопрос серьёзный. Что значит «выучить японский»? Выучить – это писать японскую поэзию? Или это, придя в магазин, сказать: «Дайте мне суши»? Ты что выучить-то хочешь? Ради чего? Или не надо бессмысленно тратить силы и время – зачем?

3. Планирование процесса

«Невредно, чтоб знать, сколько у меня уйдет времени и сил на изучение. Стоит ли игра опять-таки свеч?»

4. Делать перерывы

«Перерывы не потому что устал, а потому что мозг должен получить возможность «осадить» куда-нибудь эти знания – знаете, кофе варишь, помешал – пусть оно отстоится. Знание должно устояться».

5. Произносить выученное вслух

«Очень хорошая вещь – устное воспроизведение выученного. Когда вы устно что-то воспроизводите, вы тем самым заставляете мозг переформировывать эти формочки, перетасовывать. Я студентам все время говорю: Когда вы собираетесь делать доклад, посадите собаку и рассказывайте ей. Или диктофон – ещё лучше. А ещё лучше видеомагнитофон. Записывайте себя и смотрите, что вы плетёте. Это вам кажется, что вы нормально говорите».

6. Тренировать концентрацию

«Тренировка способности концентрироваться чрезвычайно важная вещь в обучении. Тренировка памяти должна быть игрой, а не мучением.

У греков была такая привычка: вечером, когда ложишься спать, вспомнить всё, что произошло с момента, когда ты встал. Медленно, как можно более подробно. Пошёл направо, чистил зубы, надел то-то – медленно вот это всё перебирать. Не для того чтобы знать, где был, это приводит в порядок нейронную сеть».

7. Высыпаться перед экзаменами

«Основная работа – вот это очень важная вещь – по систематизации всего, что вы выучили, происходит во сне. Происходит перевод знаний, которые вы получили в долговременную память и помещение его в нужные ящички. Мозг, к сожалению, запоминает вообще всё. А как вынуть? Там лежит – а как вынуть?

Для того чтобы вынуть, оно должно лечь в какую-то систему. И это не ваша система, это он, мозг, сам знает, как ему сделать. Это происходит, пока вы спите. Эту работу он делает за вас».

8. Быть собой

«И, конечно, нужно найти свои методы. Одни запоминают, потому что цветным раскрашено, другие – потому что они любят, чтобы было устно, третьи ненавидят текст, а любят картинки или даже мультфильмы. Осознать нужно, кто ты такой: ты физик или ты танцуешь?»

Билеты на лекцию Татьяны Черниговской в Лондоне можно купить уже сейчас . По сообщению организаторов, они быстро расходятся.

Похожие публикации