Занятие елочные игрушки. Урок "Изготовление ёлочной игрушки"

Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области

Открытое занятие

« Новогодние игрушки своими руками »

Возраст детей – 9-10 лет

Место проведения – СП «Прометей»

ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина

ст.Клявлино Самарской области

Разработчик:

педагог дополнительного образования

Клыкова Ирина Леонидовна

Ст. Клявлино

Цель занятия: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.

Задачи занятия:

Обучаемые:

    закрепить умение использовать бросовый материал для изготовления поделок;

    совершенствовать умение работать по технологическим картам;

Развивающие:

    развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

    развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.

Воспитательные:

    воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;

    воспитывать умение планировать и организовывать свою деятельность.

Оборудование:

    готовые образцы новогодних игрушек;

    технологические карты,

    инструменты (ножницы, бумага, клей),

    заготовки деталей поделок на каждого ребенка;

    старые и современные новогодние игрушки

Планируемые результаты:

Воспитанники будут уметь:

    Пользоваться необходимыми инструментами;

    Выполнять поделку из бросового материала.

Воспитанники будут знать:

    Историю и традиции празднования Нового года;

    Технику безопасности при работе с инструментами;

    Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.

Тип занятия: изучение нового материала.

Занятие рассчитано на детей 8-9 лет, продолжительность занятия - 40 минут.

Форма проведения занятия: творческая мастерская.

Используемые технологии:

- ИКТ (презентация);

Работа в сотрудничестве.

Оборудование занятия: ноутбук, экран.

Структура занятия:

1.Организационный этап (3 мин).

2.Основной этап. (12 мин.)

3.Практический этап. (20 мин.)

4.Итоговый этап. Обобщение. Мотивация на дальнейшую деятельность. Рефлексия. (5 мин.)

Используемая литература:

1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

2. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. Пособие для учителя. – М.: Ладога – 100, 2002.

3. Интернет - ресурсы

1.Организационный этап (3 мин.)

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята!

Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой. Я рада, что у вас хорошее настроение! (Слайд 2) Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год! В новогоднюю ночь возможны любые чудеса, и не зря в полночь, пока часы отбивают последние мгновения уходящего года, взрослые и дети стараются загадать самые заветные желания, веря в то, что они исполнятся.

(Слайд 3) Каждый в доме его ждет –

Этот праздник … (Новый год)

Елочку смолистую,

Стройную, душистую

Сами будем … (украшать)

Сами будем … (наряжать)

Закружатся на елочке игрушки –

Разноцветные фонарики, … (хлопушки)

И завертятся на елочке флаги

Из пунцовой, из серебряной … (бумаги)

На самую верхушку елочки

Сделаем золотую …(звездочку),

Гирлянды и матрешки

Изготовят детские … (ладошки)

Заблестит на елочке

Каждая … (иголочка)

Потому что нынче у ворот

Постучался к нам веселый … (Новый год).

Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?

А какие традиции празднования Нового года вы знаете?

2. Основной этап (12 мин) -Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. (Слайд 4) Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни.В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1. (Слайд 5) В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было по дровам стрелять из пушек и мушкетов, а также пускать ракеты.

(Слайд 6) -А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи - как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке - изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

(Слайд 7) Притча Когда в Вифлееме родился Иисус, в город поспешили люди, звери, птицы. Растения тоже принесли младенцу подарки. Одни - волшебный аромат, другие - сочные плоды, третьи - яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель, ведь её путь с севера был, ох, как далёк! Подошла - и скромно встала в сторонке.

«Почему ты не входишь?» - удивились все. «Боюсь, мне нечем порадовать младенца, - отвечала Ель. Что у меня есть? Только невкусные шишки да ещё липкая смола. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками». И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом. Обрадовалась Ель, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.

С тех пор ель круглый год остаётся зеленой, а раз в году приходит в каждый дом и радует своим праздничным нарядом.

(Слайд 8) -Чем могли раньше наряжать елку? Какие съедобные украшения можно было использовать раньше и сейчас?

Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?(яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы).

(Слайд 9) -Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо - непрерывную жизнь, орехи - загадочность божественного провидения, вафли - святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи - сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков… (слайд 10)

Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.

(слайд 11) Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир.

(слайд 12) Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием. Это были игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста в форме сердечек, птиц, зверей, колокольчиков, снеговичков, причудливо испеченное песочное печенье, посеребренные и позолоченные шишки.

(Слайд 13) - Одним из самых распространенных новогодних и рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья. Говорили даже, что он очищает воздух и не позволяет распространяться болезням.

Ребята, давайте и мы с вами послушаем звон настоящего колокольчика!!! Какой приятный звук!

(слайд 14) -На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

Посмотрите¸ какие еще игрушки украшали новогодние елки наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, мам и пап. (слайды 15-19)

Совсем скоро лесная красавица - ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет. А наряжать ёлку – одно удовольствие. А вот и коробка с ёлочными игрушками. (Показываю из коробочки новогодние игрушки). (слайд 20) -У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на ёлку. Это очень приятное занятие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках. Открываешь её, а там… блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые и хрупкие! Полюбуйтесь ими, постарайтесь разглядеть красоту каждого отдельного шарика, и пусть к вам придет настоящее новогоднее волшебство!

(слайд 21) -А сейчас, ребята, я попрошу вас выйти в центр класса, взяться за руки и поднять себе еще больше настроение веселой физминуткой!– Молодцы!

(Слайд 22)С егодня, ребята, вам предстоит стать волшебниками, приглашаю вас в новогоднюю мастерскую!
- Я предлагаю вам изготовить своими руками новогодние сувениры – игрушки. Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким. Но сначала, отгадайте загадки, а я за правильные ответы буду давать вам купоны!

(слайд 23) Кто он, с белой бородой,

Сам румяный и седой,

Он всех лучше и добрей!

Догадались? – …Бармалей? (Дед Мороз)

(слайд 24)

Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

(слайд 25)

Он растет цветочком в поле,

Он звенит на колокольне,

В школе первый он звоночек

Наш любимый …(колокольчик)

(слайд 26)

Кто помощник Дед Мороза?

Кто с морковкой вместо носа?

Кто весь белый, чистый, свежий?

Кто из снега сделан? – …Леший?(снеговик)

(слайд 27)

Ёжик спать любил под веткой,

Лось бродил вокруг нередко,

Осыпал снежок не раз,

Чтоб в мороз не замерзала,

Как без нас она скучала!

А теперь гостит у нас (елочка)

(слайд 28)

Посмотри в дверную щёлку -

Ты увидишь нашу ёлку.

Наша ёлка высока,

Достаёт до потолка.

От подставки до макушки

На ветвях висят...(игрушки)

(слайд 29)

Ходят по двору Часы –
Хвост невиданной красы.
Ноги голенасты.
До чего горластый! (петух)

(Детям за правильные ответы выдаются купоны – ответы на загадки. Дети, ответившие одинаково быстро, работают в группах).
3.Практический этап (20 мин.)

(слайд 30)

Чтоб работа закипела, приготовим всё для дела,

будем мы кроить и шить, резать, клеить и творить!

всё должно в порядке быть.

Ребята, назовите инструменты, которые находятся у вас на столе?

Какие правила техники безопасности нам необходимо знать?

(слайд 31)

С ножницами не шути, зря в руках их не крути,

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.

Не забудь же их закрыть и на место положить.

А также давайте вспомним правила безопасной работы с клеем и иглами. (слайд 32)

И еще я хотела бы вам напомнить слова народной мудрости о том, что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе, давайте прочтем их! (слайд 33)

Дети: «Дело делай, а переделок не оставляй»,

«Где аккуратность, там и опрятность»,

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

«Делано наспех, а сделано на смех».

(слайд 34)

И еще вдумайтесь, пожалуйста, в пословицу

Вместе трудиться – общего дела добиться”

Как вы понимаете пословицу?

О чем говорится в пословице?

(слайд 35) -Ребята, а сейчас приступаем к работе. Сегодня мы не работаем по технологическим картам, инструкциям! Сегодня вы – мастера-волшебники! Я раздам вам корзины с необходимыми материалами для изготовления ваших поделок. Вы самостоятельно выбираете все нужное и начинаете творить. Проявите свою фантазию, аккуратность, терпение, вспомните, какие новогодние поделки мы с вами уже делали. Это вам поможет! А также на нужный лад вас настроит волшебная новогодняя музыка!

Итак, приступаем мастерить. А за ваше старание вы получите новогодний приз.

(Дети мастерят поделки, педагог при необходимости помогает советом)

(слайд 36) -Молодцы, ребята, я вижу все вы справились с волшебным заданием! Давайте нарядим елочку, которую изготовила одна из групп мастеров, игрушками, сделанными другой группой. А рядом с елочкой поставим деда Мороза, Снегурочку, Снеговика и Петуха, которых смастерили остальные группы. Посмотрите, какая волшебная полянка получилась!

(слайд 37) Ну, и какое новогоднее волшебство без замечательной песенки «В лесу родилась елочка» (Хоровод вокруг елочки)

(слайд 38) -Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Что научились делать?

(слайд 39) -Давайте улыбнемся друг другу. А теперь нам пора прощаться. А из зимней сказки мы выходить не будем, ведь впереди у нас еще самый лучший праздник – Новый год!

(слайд 40) А Новый год – это… (подарки).

Вручение подарков из новогодней шкатулки.

(слайд 41) Спасибо, вам, ребята, за занятие! Вы были очень активны! Поздравляю вас с Новым годом! Желаю, чтобы все мечты сбывались!

Программное содержание
1. Учить украшать елочную игрушку, используя элементы росписи: линии, мазки, точки, с помощью нетрадиционной техники рисования «тампонирование», рисования ватными палочками.Развивать умение анализировать и сравнивать, делать выводы.
2. Развивать художественно - творческие способности, эстетический вкус, познавательный интерес к традициям и обычаям своего народа.
3. Воспитывать умение внимательно выслушивать воспитателя, товарищей, аргументировать свой ответ.
Предварительная работа : изготовление елочных игрушек из соленого теста, беседа о елочных новогодних игрушках.
Оборудование. Для воспитателя: проектор, мультимедийная доска, елка, елочные игрушки, иллюстрации старинных елочных игрушек, таблица с элементами росписи, схемы росписи игрушек, видео «Стеклодувы», музыка Jan A.P. Kaczmarek - Goodbye.
Для детей: муляж елочной игрушки, акварельные краски, штемпельная подушечка, тампоны с прищепками, кисточки, ватные палочки, влажные и сухие салфетки, фартуки.

Ход занятия

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады гостям, как добрым вестям. Каждому найдется местечко, и доброе словечко.
- Я хочу вас пригласить мини-музей, а в какой отгадайте.
Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках елки.
(Елочные игрушки)
2. Основная часть.
- Верно, это елочные игрушки! Как вы догадались?
- Ни один новогодний праздник не обходится без елочных игрушек.
- Кто делает елочные игрушки? (мастера, художники, стеклодувы)
- Игрушки бывают самые разные. Давайте рассмотрим их в нашем мини-музее.
Сравнение старинной и современной елочной игрушки.
- Чем старинные елочные игрушки отличаются от современных? (Не такие яркие, чаще всего старинные игрушки изображали в виде животных, людей)
- Из каких материалов могут быть сделаны ёлочные игрушки? (Стекло, пенопласт, пластмасса, ткань, дерево)
- А когда не было этих материалов, чем могли украшать елку? (ленточки, тряпочки, конфеты, орехи, пряники, свечи, печенье и т.д.) (Показ фотографий на проекторе)
- Спустя несколько лет мастера научились выдувать разноцветные игрушки из стекла. - Как называют этих мастеров? (Стеклодувы)
- Давайте посмотрим, как стеклодувы изготавливают стеклянные игрушки? (Показ видео на мультимедийной доске)
- Какой должна быть елочная игрушка? (Нарядной, яркой, красиво украшенной)
- Украшать елочную игрушку, целое искусство! Я приглашаю вас в художественную мастерскую, где мы станет настоящими художниками по украшению (росписи) игрушек. Заготовки елочных игрушек мы сделали заранее. (Дети одевают фартуки)
- Помогут нам в оформлении новогодних игрушек схемы.
1. Первое: покрываем игрушку краской. Выбираем цвет из предложенных. У вас на столе коробочки с губочкой пропитанной гуашью и с помощью тампонов, наносим краску. Техника называется тампонирование, от слова тампон. Скажем хором! (Тампонирование)
2. Второе: с помощью кисточки, ватной палочки и акварельных красок, прорисовываем узоры, элементы.
- Повторим, еще раз по порядку, как вы будете украшать пряник. (Дети проговаривают)
- А какие мы правила должны помнить при работе с кистью? (Каждый раз после нанесения краски кисточка промывается. Кисточки не оставляем в стакане с водой)
- На столах лежат влажные и сухие салфетки, для чего они вам могут понадобиться? (Вытереть руки, или убрать какие-то недостатки во время рисования)
- Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем свои пальчики:
Мы еще не мастера,
Мы пока что учимся.
(разжимание кулачков)
Если будем мы стараться,
(соединение пальчиков начиная с большого)
Многому научимся.
(руки сжимаем в замок, пальцы поднимаем вверх)
- А сейчас стульчики пододвиньте ближе, спинки выпрямите, следите за осанкой, приступим к росписи елочной игрушки, я вам буду немного помогать. А для хорошего настроения, рисовать будем под музыку. (Звучит музыка Jan A.P. Kaczmarek - Goodbye)
Дети украшают игрушку.
3. Заключительная часть.
- Ребятишки, посмотрите, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас новогодние игрушки. Теперь возьмите их, положите на салфетки и подойдите ко мне.
- Молодцы, вы замечательные художники, проявили все свои творческие умения! А сейчас давайте украсим нашу елочку! Вам нравится? Елочка получилась нарядная красавица! Я думаю, что такие чудеса своими руками вы сможете делать к любым праздникам дома и в детском саду.

Тема: Работа с тканью. Приёмы изготовления новогодних игрушек.

Изделие: Игрушки: «Шишка», «Снежинка», «Сосулька»

Цель: Заинтересовать детей изготовлением новогодних игрушек. Применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков при раскрое и шитье новогодних игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества

«Изготовление новогодних игрушек»

Конспект занятия объединения дополнительного образования детей

(Возраст 8-10 лет)

Составил:

педагог дополнительного

образования

Озерова Евгения Ивановна

г. Выкса

2013 г.

Тема: Работа с тканью. Приёмы изготовления новогодних игрушек.

Изделие: Игрушки: «Шишка», «Снежинка», «Сосулька»

Цель: Заинтересовать детей изготовлением новогодних игрушек. Применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков при раскрое и шитье новогодних игрушек.

Задачи:

1. Закреплять практические навыки работы при изготовлении игрушек.

2. Совершенствовать умение выполнять шов «вперёд иголку».

3. Повторить правила безопасной работы с ножницами и иглой.

4. Формировать навыки разметки по шаблону.

5. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, фантазию.

6. Воспитывать аккуратность, терпение.

Тип занятия: закрепление изученного

Форма занятия: занятие-игра

Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Наглядные: демонстрация готовых образцов, демонстрация слайдов

Практические: показ способ изготовления изделий

Возраст детей: 8-10 лет

Материал и инструменты:

  1. иголки
  2. нитки
  3. ножницы
  4. картон
  5. бумага
  6. карандаш
  7. ткань
  8. вата
  9. синтепон
  10. пуговицы

Дидактические материалы:

  1. готовые работы, выполненные педагогом
  2. таблица «Порядок изготовления игрушек»
  3. технологическая карта «Порядок изготовления игрушек»
  4. шаблоны деталей
  5. картинки игрушек
  6. различные открытки
  7. плакат ТБ (при работе с инструментами)

Хронометраж учебного занятия:

Организационный момент - 2 минуты

Теория (постановка целей и задач) - 10 минут

Практическая работа (описание действий, объяснение) - 25 минут

Выставка работ - 5 минут

Итог работы - 3 минуты

План-конспект занятия

План занятия:

1. Вводная часть:

  1. Организационный момент, приветствие
  2. Озвучивание темы занятия
  3. Демонстрация образцов
  4. Беседа об игрушках
  5. Беседа о предназначении предлагаемых изделий
  6. Определение материалов и инструментов, необходимых для работы
  7. Техника безопасности при работе с инструментами

2. Основная часть:

  1. Анализ конструкции изделия. Составление плана работы
  2. Практическая работа. Изготовление новогодних игрушек: «Шишка», «Снежинка», «Сосулька»
  3. Помощь педагога
  4. Работа с технологическими картами

3. Заключительная часть:

  1. Коллективный анализ работ
  2. Подведение итогов
  3. Уборка рабочих мест

Конспект занятия:

1. Вводная часть.

Педагог: Дорогие ребята. Посмотрите на листок календаря. Какое сегодня число?

Педагог: Дети, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – Новый год. Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет. А наряжать ёлку – одно удовольствие. А вот и коробка с ёлочными игрушками.

(Педагог показывает из коробочки новогодние игрушки)

Педагог: У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на ёлку. Это очень приятное занятие. За год вы забыли, какие игрушки лежат в ваших коробках. Открываешь её, а там… блестящие звёздочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые и хрупкие! И нам нужно постараться повесить все. Ведь все игрушки нам очень дороги: какие-то мы сделали своими руками, какие-то остались нам от бабушки, а какие-то просто красивые.
Сегодня предлагаю изготовить своими руками новогодние сувениры – игрушки. Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким. Поэтому тема нашего занятия, как вы, наверное, уже догадались - «Новогодние игрушки».

Педагог: Ребята, сегодня я вам предлагаю на ваш выбор изготовить новогодние игрушки, а какие вы сейчас угадаете сами.

(Педагог загадывает детям загадки)

Покрутилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

(Педагог показывает снежинку из коробки)

Кормит в лесу она птичек.

В праздник оденется яркой фольгой,

Будет чешуйками ярко блистать,

Ёлочку нашу собой украшать.

(Шишка)

(Педагог показывает шишку из коробки)

Серебристая морковка

Прицепилась к крыше ловко,

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз.

(Сосулька)

(Педагог показывает сосульку из коробки)

2. Основная часть.

Педагог: Дети, я вам предлагаю на ваш выбор изготовить новогодние игрушки: снежинку, шишку или сосульку. Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоёмкости, поэтому каждый из вас сможет выбрать себе посильную работу.

Педагог: Ребята, вы определились с выбором игрушки?

Дети: Да.

Педагог:

Чтоб работа закипела,

Приготовим всё для дела,

Будем мы кроить и шить,

Всё должно в порядке быть.

Педагог: Дети, назовите инструменты, которые необходимы нам при шитье мягких игрушек? А поможет нам волшебная шкатулка.

Педагог: Какие правила техники безопасности нам необходимо знать?

(Обучающиеся по очереди в стихотворной форме называют инструменты)

Педагог:

Как в нашей шкатулочке

Есть и дома, и улочки.

Постучимся в дверцу.

Кто за ней? Проверь-ка!

  1. Напёрсток

Я напёрсток стальной,

Молодец удалой.

Злые без меня иголки

Жалят пальцы у девчонки.

А с напёрстком, никогда

Не уколется она!

  1. Иголки

Что он болтает и нас задевает?

Разве без дела иголки сидят?

Шьют они куклам красивый наряд.

Кто чинит им платья, чулки зашивает?

Это иголки. И всякий нас знает.

Педагог: Ребят, что надо знать и не забыть при использовании иголочки?

  1. Катушки

Что там иглы раскричались,

Расшумелись, распищались?

Мы, катушки, всех важнее,

Наши нитки всех нужнее!

Ты с иголкой не шути,

С ней по классу не броди,

Где попало не бросай,

Всегда в игольницу втыкай.

Ведь без нитки нипочём

Ничего мы не сошьём.

Нитка кончилась – тогда

Это вовсе не беда.

Пустая катушка –

Для ребят игрушка.

  1. Игольница

И иголки, и булавки

Здесь сидят, словно на травке

В швейной сказочной стране

Им удобно быть во мне.

Коль мне в спинку их втыкать,

Будет их удобно брать.

Я игольница, как ёж, -

Без напёрсточка не трожь.

Вы в гостях у многих были,

Только про меня забыли.

Я мелок. Рисую ловко,

Будет куколка с обновкой.

Расчерчу любую ткань

Всем на диво, только глянь!

  1. Ножницы

Мы острые ножницы!

Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк.

Не строим мы рожицы –

Мы любим толк.

Да, мы работяги,

Чик, чик, чик, чик

Тот полон отваги,

К труду кто привык.

Педагог: Дети, как правильно надо пользоваться ножницами?

Дети:

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота

Не забудь их закрыть

И на место положить.

Педагог: Ребята, перед вами образцы новогодних игрушек: сосулька, снежинка и шишка. Посмотрите на эти игрушки и скажите, что у них общего?

Дети: Эти игрушки сшиты из ткани. Эти игрушки предназначены для украшения ёлки.

Педагог: Хорошо. А чем эти игрушки отличаются друг от друга.

Дети: Цветом, формой, украшением.

Педагог: Правильно! А как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?

Дети: Ткань, иголки, ножницы, нитки, мел, вата, синтепон, карандаши.

Педагог: Молодцы! Перечислите основные виды швов, используемых при шитье.

Дети: «Вперёд иголку», «Назад иголку».

Педагог: В чём отличие перечисленных швов?

Дети: … отвечают.

Педагог: Ребята, вспомните последовательность раскроя деталей?

Дети: … отвечают.

Педагог: Вспомните поговорки – что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе.

Дети:

  1. «Дело делай, а переделок не оставляй»
  2. «Где аккуратность, там и опрятность»
  3. «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
  4. «Делано наспех, а сделано на смех»

Педагог: Ребята, изготовить новогодние игрушки вам помогут вот такие технологические карты. Технологическая карта помогает понять, в какой последовательности нужно делать то или иное изделие.

Педагог: Дети, каждому из вас я приготовила технологические карты, которые помогут вам изготовить игрушки.

Практическая работа:

Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. Во время практической работы я вам предлагаю прослушать информацию об истории новогодних игрушек.

(Ребята изучают технологическую карту, начинают мастерить игрушки)

(Педагог рассказывает детям об истории новогодних игрушек)

Педагог: Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Конечно же, это был картофель. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим.
На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи – в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое!

А еще был пряник! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз.

Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги.

Педагог: Ребята, я думаю, что настало время провести физкультминутку. Ребята, встаньте, пожалуйста. Проведем пальчиковую гимнастику, соответствующую теме нашего занятия - «Новый год».

Физкультминутка

Наступает Новый год! Хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод. Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на ёлке шарики, П оочерёдно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики. Фонарики

Вот сверкают льдинки, Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки. Легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идёт, Пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несёт. Трём друг об друга ладони

Будем пальцы загибать: Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. По очереди массажируем каждый палец

Педагог: Продолжаем практическую работу.

3. Заключительная часть.

Педагог: Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. Поставьте, пожалуйста, свои игрушки на стол.

(По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стол)

Педагог: Дети, посмотрите, какие красивые и интересные игрушки у вас получились.

(Рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом)

Педагог: Молодцы ребята! Все справились с работой. Вам самим понравились ваши игрушки?

Дети: … отвечают.

Педагог: Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные игрушки. Я думаю, что вашим близким тоже понравятся.

Педагог: Ребята! Пусть ваша новогодняя игрушка для ёлки будет вас радовать. И каждый год, под Новый год, мы с волнением будем доставать старую коробку с игрушками, чтобы украсить нашу ёлку.

Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберём инструменты и приведем своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено.


Власова Ирина Николаевна
Конспект ООД в форме сказки «Ёлочная игрушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 компенсирующего вида».

Сказка: «Ёлочная игрушка»

(старшая группа).

Воспитатель:

Власова И.Н.

Сыктывкар 2018 г.

Конспект открытой образовательной деятельности.

Сказка: «Ёлочная игрушка» (старшая группа).

Средовая модель –увлекательная деятельность.

Цель образовательной деятельности: Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику: Новый год, желание активно участвовать в их подготовке; украсить ёлку игрушками, изготовив их своими руками.

Развивающая: Создавать условия для развития зрительного восприятия, чувства формы, ритма композиции. Развивать глазомер, тактильные ощущения и мелкую моторику рук детей.

Образовательная: Расширять кругозор детей, познакомив с историей игрушки. Совершенствовать умение работать с бумагой и клеем; формировать умение самостоятельно создавать (изготовлять) ёлочную объемную игрушку.

Воспитательная: Воспитывать творческую самостоятельность, доброжелательность, желание оказывать помощь друзьям.

Обеспечить эмоциональное благополучие.

Образовательные области: познание, художественная литература, музыка, социализация, коммуникация, художественно–эстетическое развитие (аппликация, конструирование)

Предварительная работа: Рассматривание картин с ёлочными украшениями и игрушками, шарами. Познакомили с историей новогодних игрушек и праздника: «Новый год», изготовление шаров из папье-маше.

Коррекционная работа:

Ежедневное выполнение пальцевой гимнастики, гимнастики для глаз, выполнение дыхательных упражнений.

Материалы:

Фонограмма на телефоне: «Маленькой елочке», запись снеговика, леденцы.

Шары из папье – маше-белые., с петелькой, клей ПВА, кисти для клея, клеёнки, тряпочки, разного качества украшения – блестки, дождинки, бисер, цветные крупы и т. д. (Материал дети готовят сами и украшения берут на свой вкус и цвет.)

Ход образовательной деятельности.

Здравствуйте гости!

Воспитатель: Что это у нас лежит такое яркое, красивое?

Дети: бандероль, посылка.

Воспитатель: От кого она к нам пришла?

Дети: От Деда Мороза. (определили по картинке на бандероли).

Воспитатель: Что же там внутри? Не открывается ребята бандероль? (дети размышляют). Может по запаху определим?

Дети: (обоняют) Ёлочкой так пахнет!

(Приоткрываю бандероль, но немного.)

Воспитатель: Может на ощупь определим, чтобы не ошибиться?

Дети: Колючее! Ёлка! Ветка ёлки!

Воспитатель: Да здесь ещё письмо от Деда Мороза. (открываю и читаю)

«Дорогие ребята! Шлю вам привет и надеюсь, что не оставите меня в беде!

Я и мои помощники не успевают украсить все ёлки игрушками. Ёлки моего зимнего царства не наряжены. Нам нужны новые игрушки! Помогите!

С приветом к вам Дед Мороз!

Даю вам в помощь моего помощника Снеговика.»

Воспитатель: О, ребята, а здесь есть звуковое письмо.

Включаю диктофон.

«Я веселый Снеговик!

Помогать я всем привык!

Если вы мои друзья

Дверь откройте, пришёл к вам я!»

Воспитатель: Давайте поможем Деду Морозу! Встретим гостя! (заношу игрушку Снеговика) от его имени говорю:

«Я ребята Снеговик,

К снегу, холоду привык.

Вы слепили меня ловко!

Вместо носа есть морковка!

Угольки вместо глаз!

Шляпа эта в самый раз!

Я пришёл к вам неспроста…

Помогайте мне друзья!

Буду я Мастеровым:

Подмастерья –это вы!

Про игрушки, что известно?

Откуда к нам пришла она?

(ответы детей)

Много лет с тех пор

Как игрушка к нам пришла!

Засияла чтоб она!

Стали вешать на ёлку

И слонов, и лошадей,

Пряники, конфетки…--

Ох, как любят их все детки!

А если сделал их ты сам…

Из бумаги, ваты и фольги…

То, конечно – Мастер ты!

Не немецкий, но Российский

И конечно же отличный…

Где тут мастерская!

Идём мои помощники!

(дети и Снеговик идут в мастерскую)

Вот вам приготовил я снежков…

Разбирай себе комков!

(готовят места и материал для изготовления игрушки).

Украшай как хочешь сам –

И на ёлку вешай нам!

Если вдруг устал мой друг – отдохни

И на ковре (кресле) – полежи!»

Дети, Снеговик и воспитатель взялись за работу: (подготовлено-клей ПВА, кисти для клея, клеёнки, тряпочки, разбираем комки, наносим клей для задуманного украшения, выбираем подходящий материал: (разного качества украшения – блестки, дождинки, бисер, цветные крупы и другой материал по выбору детей) – украшаем шар из папье маше вместе с воспитателем и Снеговиком, прикрепляем петельку и вешаем на ёлку и дарим свои украшенные шары на елку для помощи Деду Морозу.

Потанцуем мы друзья!

(Под фонограмму)

Дети, гости – все сюда!

Вот какая красота!

Ну, ребята - вам спасибо!

(Собираем игрушки в мешок для Деда Мороза.)

А за помощь вам – призы,

Вот конфеты – леденцы!

(раздаю конфеты)

К вам на ёлку мы придем!

Там станцуем и споём!

А сейчас идти пора

Дед Мороз зовёт меня!

До свидания детвора!

Снеговик уходит. Воспитатель благодарит детей за то, что помогли Деду Морозу и Снеговику подарили свои игрушки! А мы вечером сделаем себе еще шары, для наших ёлок!

Вы у меня отличные МАСТЕРА по изготовлению ёлочных игрушек!

Шары, снежинки и хлопушки -

Новогодние игрушки,

Выбирай здесь цвет любой:

Серебристый, золотой

Будем ёлку наряжать и

Гостей всех приглашать!!!

Юлия Пашинина
Конспект занятия «Новогодние игрушки» Видео

Цель : изготовление объемных игрушек из цветной бумаги и картона; путём соединения 4 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и др., вырезанных по условной мерке, (по парным склеиванием сторон) ; ознакомить со способами декоративного оформления.

Задачи :

Образовательные : Формировать интерес к предстоящим новогодним праздникам . Расширить кругозор детей, рассмотреть образцы декоративно оформленных игрушек , закрепить знание некоторых законов композиции, обогатить словарный запас детей.

Формировать умение детей пользоваться шаблонами, вырезать форму игрушки из бумаги , и украшать ее декоративными элементами, используя законы композиции.

Развивающие : Создавать условия для развития зрительного восприятия, чувства формы, ритма, композиции. Развитие глазомера и мелкой моторики. Синхронизировать работу обеих рук.

Воспитательная : Создавать условия для воспитания эстетического вкуса, проявления эмоциональной отзывчивости, желания помогать другим детям.

Оборудование и материалы :

ИКТ технологии; музыкальное оформление : Чайковский П. И. «Щелкунчик» , Стивен Флаэрти «Анастасия» , Алан Менкен «Красавица и чудовище» ; видео файл «Елочные игрушки из стекла » ; настольная ёлка; цветная бумага; картон; шаблоны для вырезания; карандаш; клей; ножницы; декоративные блески; пряжа для изготовления петелек; гуашевые краски белого цвета; баночки с водой; салфетки бумажные; гуашевые кисточки; клеевые кисточки; клеенка; стаканчики для инструментов; тарелки для блесток; чайные ложки; алгоритм выполнения объемных игрушек .

Методы работы :

Словесный, наглядный, игровой, практический.

Предварительная работа :

Беседы о предстоящем новогоднем празднике , рассматривание новогодних игрушек ; подготовка декора для бумажных игрушек (вырезание снежинок из фантиков, фольги) .

Интеграция областей :

ОО «Познавательное развитие» , ОО «Социально-коммуникативное» , ОО «Физическое развитие» , ОО «Речевое развитие»

Ход занятия

Воспитатель : Здравствуйте ребята, что у меня стоит на столе? (ответы детей) . Давайте рассмотрим ее?

Воспитатель : Правильно. Ой, а что это? (Ответы детей, они увидели письмо )

Воспитатель : Давайте, прочитаем, от кого оно. Посмотрим, подписано : «Детям подготовительной группы» От кого же оно? (ответы детей)

Воспитатель : А как вы догадались? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, а какой он Дед Мороз? (ответы детей)

Воспитатель : Дети, что-то мы с вами разговорились и про письмо забыли, давайте откроем и прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро наступит новый год. Мой верный друг снеговик привез к вам елку, чтобы она стала еще краше и лучше. Скоро буду. Дед Мороз.» (письмо от Деда Мороза)

Воспитатель : Как же мы можем сделать ёлочку краше? (ответы детей)

Воспитатель : А чем можно нарядить елку? (ответы детей)

Воспитатель : А давай, те посмотрим, как делают новогодние игрушки ? (ответы детей) (Видео «Новогодние игрушки » )

Воспитатель : Интересно? (ответы детей) .

Воспитатель : Я вам предлагаю немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп, и спать легли.

Воспитатель : Из чего могут быть с деланы игрушки ? (ответы детей) . Например, у меня есть игрушки из стекла , и пластика, а также из бумаги.

Воспитатель : Вам я предлагаю сделать игрушки из бумаги ? Согласны? (ответы детей) (игрушки изготовленные тем способом, который будет предложен детям для освоения).

Практическая работа

Воспитатель : Молодцы. Какие инструменты у вас на столах? (ответы детей)

Чтобы сделать игрушку мы должны выбрать цветную бумагу. Кто какой цвет выбрал? (ответы детей) . Молодцы.

Берем лист цветной бумаги, складываем его 2 раза пополам, стараемся сложить ровно. Какая фигура у нас получилась? (ответы детей)

Выбираем понравившуюся форму шаблона. Кто какую выбрал? (ответы детей)

Шаблон кладем в центр нашего прямоугольника, берем из стаканчика карандаш, обводим форму, придерживая центр шаблона пальцами левой руки.

Карандаш кладем на место, берем ножницы. Не забываем, как мы их используем? (ответы детей) Пальцами левой руки держим наш прямоугольник, вырезам из бумаги. Сколько частей у нас получилось? (ответы детей) Ножницы кладем на место.

Отходы складываем в мусорное ведро.

Берем одну из частей и складываем ее пополам цветной стороной внутрь, тоже самое делаем и с оставшимися частями.

Я хочу предложить вам немного поиграть со мной.

Физкультминутка

Вот под елочкой.

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны : (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали : (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают : (Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Ну, что продолжим? (ответы детей)

На клеенку кладем одну из частей вашей будущей игрушки , берем маленькую кисточку, окунаем ее в клей и наносим на одну сторону. Салфеткой прижимаем формы. Берем следующую часть, и прикладываем к предыдущей, и повторяем процесс сначала.

Перед тем как приклеить последние части, между ними кладем веревочку. Зачем она нужна? (ответы детей)

Наша игрушка почти готова . Что ей не хватает? (ответы детей)

Берем большую кисточку, открываем гуашь. Какого цвета у нас снег? (ответы детей) . Правильно, поэтому ребята я вам предлагаю использовать гуашь белого цвета.

Окунаем кисточку в воду, а потом в гуашь, и наносим новогодние узоры . Какие это узоры? (ответы детей) Ополаскиваем кисточку в воде, вытираем салфеткой и ставим в стаканчик.

Что ещё наносили на игрушки на фабрике елочных игрушке ? (ответы детей) Правильно, декоративные блестки. На вот этом столе, представлены 4 вида блесток. Каких они цветов? (ответы детей) Молодцы. Берем ложку и обсыпаем ваши узоры, стряхиваем не нужные элементы. Ваша игрушка готова . Я предлагаю свои игрушки повесить на елку . И вот она нарядная на праздник к нам пришла.

Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? (ответы детей) . Где мы сегодня с вами побывали? (ответы детей) Кто прислал нам письмо? (ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам сфотографироваться с нашей елкой, а когда придет Дед Мороз, мы ему покажем, какая красивая елка у нас получилась. Согласны?

Похожие публикации