Что делать с капризным и детьми. Капризный ребенок

Многие родители жалуются на то, что их ребенок стал капризным, но задумываться о мерах пресечения начинают тогда, когда такое поведение переходит в норму поведения малыша.

Что делать: ругать, игнорировать, отвлекать? Какая из реакций является правильной?

Решать задачу следует сначала, то есть с первопричины капризного поведения. Найдете источник проблемы - найдете решение.

Почему дети капризничают

У каждого действия малыша есть объяснение, реакция не появляется из неоткуда. В то же время его поведение является отражением чувств и состояния.

Наиболее распространенные причины того, почему ребенок стал очень капризным:

  • Плохое самочувствие . Дети не могут понять таких состояний, как болезнь, голод, усталость. Маленький человек не может выразить ощущаемый дискомфорт иначе, поэтому начинает хныкать и обращать на свебя внимание.
  • Излишняя опека . Многие родители и многочисленные родственники стремятся защитить кроху от ошибок, неприятностей и опасностей. Результат - необходимость проявлять самостоятельность у крохи пропадает, он не желает взрослеть. Капризность в данном случае является проявлением избалованности.
  • Кризис 3-хлетнего возраста . Переход на новый жизненный этап нередко сопровождается капризами. Гиперопека родителей вызывает бунт. Так маленький человек заявляет о себе как о личности, требует больше свободы и личного пространства. Такое же поведение свойственно переходному периоду в возрасте 6-7 лет.
  • Микроклимат в семье . Активное общение со сверстниками, поток информации в саду или школе, новые впечатления вызывают у малыша усталость. Приходя домой, он хочет оказаться в атмосфере стабильности, спокойствия, заботы и любви. Частые ссоры родителей вызывают протест, а в качестве реакции на не устраивающую действительность чадо психует, нервничает, плачет.

Что делать родителям

Итак, у вас капризный ребенок, и вы не знаете, что делать?

Первый совет: осознайте и примите тот факт, что родители - частая причина неадекватного поведения детей. Когда проблемы со здоровьем исключены, то следует воспринимать капризность как ответную реакцию на окружающий мир (методы воспитания, поведение родителей и так далее).

Если у вас капризный ребенок, то найдите причины такого поведения и устраните их. Далее выработайте правильную реакцию на ситуацию:

  • Никогда не кричите на ребенка . Крик является признаком бессилия. Также он сильно пугает малыша, усиливает его гнев и раздражительность, а в будущем он будет вести себя точно так же по отношению к вам, потому что запомнит данную модель взаимоотношений и будет считать это нормой.
  • Признайте право на самостоятельность . Дети растут быстро и время, когда только мнение мамы правильное и важное, также скоротечно. Чрезмерная опека в стремлении защитить ребенка тормозит развитие самостоятельности и ответственности.
  • Контроль без запрета . Мало, кто любит запреты, а дети тем более. Дайте возможность личности развиваться, лишь слегка корректируя вектор развития. Задача мамы с папой - находиться рядом в нужный момент для подсказки и совета.
  • Приучайте к самостоятельности . Начиная со второго года жизни, приучайте чадо самостоятельно мыть руки, убирать за собой игрушки, помогать старшим и так далее. Будьте при этом терпеливыми, не торопите кроху. Чем раньше малыш поймет, что может обходиться без помощи взрослых, которые ему доверяют, тем меньше нытья и капризов будет в будущем.
  • Общение . Бороться с капризным чадом необходимо при помощи общения. Время от времени забывайте о личных делах и посвящайте себя игре и общению с отпрыском. Придумывайте новые игры, интересные задания. Искренность и внимание - лучшее лекарство от капризности. Научитесь слушать и слышать маленького человека, дайте понять, что вы на его стороне и являетесь верным другом.
  • Правильный распорядок дня . Мягко и ненавязчиво приучите вашего малыша просыпаться и засыпать в одно и то же время, соблюдать режим дневного сна и так далее. В этом случае дети становятся спокойными и собранными.
  • Ищите компромисс . Вариант действия на случай, когда ребенок категорически отказывается что-то делать. Так вы предоставите малышу возможность выбора, проявите любовь и заботу.

Разобравшись в причинах капризного поведения, выбирайте стратегию поведения. Когда дело не в состоянии здоровья и не в дискомфорте (физическом, моральном), тогда подобное поведение можно проигнорировать.

Если же ребенок очень капризный, и вы не знаете, что делать, тогда обратитесь за помощью к психологам, работающим во французском психолого-педагогическом центре «СОКРАТ». Уровень квалификации и опыт позволяют специалистам безошибочно определять источник проблемного поведения и составлять план коррекционных мероприятий.

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 5 минут

А А

На излишнюю капризность детей жалуются многие родители. Конечно, основной вопрос мам – что делать, когда капризность становится постоянным состоянием малыша. Как реагировать правильно – игнорировать, ругать или отвлекать? Но следует понимать, что не менее важно найти причину такого поведения ребенка. Именно от нее зависит ваше решение этой проблемы.

Капризный ребенок: в чем причина?

Ни одно действие ребенка не возникает само по себе – из ниоткуда. Любое действие – это отражение чувств и внутреннего состояния малыша. Основными причинами для излишней капризности обычно являются:

  • Проблемы со здоровьем.
    Ребенок не всегда понимает, что он болен, голоден или устал. Если он слишком мал или переполнен эмоциями, он не может выразить свое состояние. Этот дискомфорт и выражается в капризном поведении.
  • Излишек опеки от родителей и родственников.
    Желание оградить кроху от опасностей и различных ошибок нередко приводит к тому, что ребенок полностью теряет необходимость в проявлении самостоятельности. Следствием тотального контроля, сдувания пылинок и традиции все делать за ребенка становится неспособность и нежелание малыша взрослеть. В этом случае, капризность ребенка, как правило, означает его избалованность.
  • Кризис трехлетнего возраста.
    Резкие перемены в ребенке этого возраста замечают многие мамы. В первую очередь, это вызвано тем, что малыш заявляет о себе, как о личности, и требует для себя свободы. Ребенок начинает бунтовать против гиперопеки, выражая это в силу своих возможностей – то есть, капризностью.
  • Отношения и микроклимат в семье.
    Поток информации извне, активное общение и новые впечатления – это основная причина усталости малыша. Поэтому дома он ждет спокойствия, стабильности и атмосферы любви между родителями. При отсутствии таковых (ссоры и скандалы, перемены в жизни и пр.) ребенок начинает протестовать. Отсюда и появляется капризность, плаксивость и другие реакции малыша на действительность, которая его не устраивает.

Инструкция для родителей: как справиться с капризами ребенка

В первую очередь, родители должны понять, что именно они – самая частая причина капризов . Если со здоровьем малыша все в порядке, то его каприз – ответная реакция на окружающую обстановку, поведение родителей, методы воспитания и пр. Поэтому для начала определитесь с причиной и разберитесь – почему ребенок капризничает. Далее, исходя из ситуации, научитесь реагировать на капризы правильно.

Капризное поведение является поводом для тревоги многих мама и пап. Порой упрямство и неподчинение дети начинают демонстрировать с самых юных лет.

А уж как реагировать на детские слезы, родители не всегда могут понять. Как же определить, плачет ли годовалый малыш из-за чего-то серьезного, или вы столкнулись с очередным капризом?

Давайте узнаем, откуда берется капризность и что нужно делать родителям, чтобы прекратить слезы и истерики.

Если подобные реакции проявляются регулярно, взрослые начинают к ним относиться, как вполне естественным особенностям раннего и дошкольного возраста. Однако это мнение ошибочно. Малыши не рождаются капризными.

Главной причиной детский истерик является неправильный подход к воспитанию ребенка. А чем он младше, тем импульсивнее и несдержаннее его поведение.

Капризы у младенцев: правда или вымысел?

У детей, едва появившихся на свет, капризов, как мы их понимаем, нет. Плач и слезы, сигнализирующие о дискомфорте, это еще не капризы. Чтобы избежать проблем, нужно убедиться, что:

  • малыш сухой;
  • не голоден;
  • он не страдает от газов и колик;
  • ребенок здоров;
  • вы соблюдаете распорядок дня.

Как мы видим, причины для плача вполне разумны и их можно предвосхитить.

Если же кроха постоянно напоминает родителям о своих неудобствах криками, то у него может появиться привычка таким способом добиваться удовлетворения собственных потребностей. То есть постоянные отрицательные эмоции, становясь привычными, становятся предпосылкой для появления капризов.

Капризы у детей 1-2-х лет: причины и особенности проявления

В годовалом возрасте малыши переживают первый в их жизни возрастной кризис.

Причина его появления – накопление ребенком определенных знаний и навыков. Эта ситуация требует перехода на новый этап отношений родителей и детей.

Ребенок второго года жизни начинает воспринимать себя отдельной личностью. Он делает первые шажки, начинает разговаривать, что позволяет ему по-новому узнавать мир.

Однако это же приводит и к увеличению количества капризов. И зачастую их провоцируют сами родители.

Малыш пробует добиваться плачем удовлетворения любого, даже мимолетного желания, а мама с папой тут же их выполняют.

В скором времени у крохи формируется не очень приятная привычка – добиваться выполнения своих требований через слезы и крики. Закрепляясь, такое поведение становится свойством характера.

Еще одним проявлением капризов у самых маленьких деток является нежелательная настойчивость.

К примеру, ребенок изо всех сил стремится завладеть заинтересовавшим его предметом. Многочисленные «нельзя» его не останавливают. Если взрослые убирают любопытную вещицу повыше, малыш пытается залезть на мебель, начинает кричать «Дай!» Обычно все это заканчивается плачем.

Конечно, не стоит исключать и вполне естественные причины появления капризов и истерик – состояние детского здоровья.

Однако ничто не приносите ребенку облегчения, и он начинает капризничать и хныкать.

Что делать, если ребенок капризничает?

Даже самый спокойный и послушный малыш иногда капризничает. И это может случиться в самом раннем возрасте. Вот почему родителям нужно знать, как реагировать и как бороться с капризами. Что же делать взрослым?

  1. Научитесь говорить «Нет». С самых юных лет ваше чадо должно знать важные слова: «Стоп», «Нет», «Нельзя». Конечно, их не может быть очень много, зато их наличие поможет избавить кроху от постоянных капризов. Кстати, эти фразы станут отличными помощниками для детской дисциплинированн ости.
  2. Старайтесь спокойно реагировать на крики. Следует помнить, что бурные сцены рассчитаны на публику и сочувствующих. Попробуйте оставить капризничающего ребенка одного, конечно, убедившись, что он не причинит себе вреда. Когда он убедится, что его вопли не приносят желаемого результата, привычка капризничать постепенно исчезнет.
  3. Убедитесь, что это каприз, а не важная потребность. Если малыш спокойно и разумно (в соответствии с возрастом) объясняет, зачем ему понадобилась так или иная вещь, значит, это потребность. Возможно, стоит пойти навстречу крохе и удовлетворить его желание.
  4. Будьте последовательны. Во избежание перерастания капризов в полноценные истерики договоритесь с домочадцами об единых требованиях и правилах воспитания. Если вы сегодня что-то запрещаете, будьте тверды и завтра, несмотря на все детские просьбы.
  5. Не кричите. Конечно, крики и слезы могут вывести из себя самого эмоционально стойкого родителя. Даже если вы утомились, старайтесь себя сдерживать и спокойно вести беседу. Не забывайте, что вы и только вы являетесь примером для своего чада.
  6. Объясняйте причину отказа. Капризы поутихнут, если рассказывать крохе о причине запрета. Не отмахивайтесь раздраженно от ребенка, если он что-то просит. Даже совсем маленький человечек может понять, почему вы не станете покупать эту замечательную игрушку, если спокойно и доходчиво ему объяснить.
  7. Предоставляйте выбор. Согласитесь, что капризы лучше предотвращать, чем потом с ними героически сражаться. К примеру, если вы заметили, что ваше чадо отказывается надевать шапку на прогулку, то предложите выбрать: «Какую шапочку ты хочешь – желтую или зеленую?» В этом случае ребенок ощущает контроль над ситуацией и чувствует себя самостоятельным.
  8. Обыгрывайте конфликт. Попробуйте не подчинять малыша, а обыгрывать ситуацию. Например, попросите его о помощи: «Что-то я забыла, как нужно чистить зубы. Пожалуйста, покажи, как это правильно делать». Обычно дети не упускают возможность поучить чему-то маму, а в процессе «учебы» они и сами почистят зубы.
  9. Сообщите о приятной перспективе. Если ребенок категорически отказываться что-то делать, расскажите о приятных событиях, которые его вскоре ожидают. К примеру: «Дима, давай сейчас соберем все твои игрушки, а затем я дам тебе альбом с красками, чтобы ты нарисовал красивый рисунок».

А как реагировать на детские капризы, если малыш не только не утихомиривается, но и начинает биться в истерике?

Присядьте рядом с крохой, посмотрите ему в глаза. Попробуйте узнать, что он хочет – говорящий ребенок уже может вслух сформулировать свою потребность.

Если приступ истерики начался, обнимите ребенка, крепко прижмите к себе, говорите мягко и спокойно.

Пытается вас ударить? Придерживайте его руку, однако не отталкивайте. Необходимо, чтобы дети слышали мамин голос и чувствовали вашу поддержку.

Нужно ли наказывать за капризы?

Прежде всего, определитесь, что вы имеете в виду под наказанием.

Безусловно, бить ремнем, регулярно шлепать нельзя. Физические воздействия не приведут ни к чему хорошему.

Напротив, насилие лишь усугубит детское поведение, к тому же малыш станет копить обиды на вас.

Как мы уже писали выше, самый действенный способ, помогающий отучить детей от капризов, – лишать своего внимания, когда ребенок ведет себя плохо, и уделять ему больше времени, когда он послушен и с радостью и удовольствием общается с вами и сверстниками.

Чтобы понять, как реагировать и бороться с капризностью своего чада, следует твердо уяснить: детские капризы и истерики не появляются на пустом месте.

У них есть весомые причины, а неправильная родительская реакция только поддерживает и закрепляет их.

Освежите в памяти возрастные особенности малыша, установите и соблюдайте распорядок дня, выработайте единые требования к ребенку, найдите золотую середину между излишком и недостатком внимания. И, конечно, любите свое чадо и относитесь с пониманием к его психологическим особенностям.

Другая информация по теме


  • Капризы и истерики! Что делать?

Отказ малыш что-то сделать и отрицание им очевидных вещей часто выводит родителей из себя: «Почему ребенок стал капризным?!». За детскими «нет», «не хочу» и «не буду» важно вовремя разглядеть нечто более важное, чем простое упрямство.

«Период протеста у детей начинается примерно в возрасте 2–2,5 лет и связан с одним из важнейших этапов их развития, – объясняет психолог Алена Казанцева. – В педагогической литературе он обозначается как «кризис негативизма» или «кризис трех лет». Основная задача этого этапа – автономия, психологическое отделение от мамы, проявление собственного «я» ребенка. До этого периода он воспринимает себя и маму как единое целое, как «мы». О себе он может говорить в третьем лице: например: «Петя сегодня ходил гулять». А затем ребенок как бы совершает скачок на новый уровень развития. Новое «я» требует построения новых отношений с близкими, которые не всегда оказываются к этому готовы и порой активно сопротивляются. Малыш, ощущая себя отдельной и самостоятельной личностью, начинает выражать протест против сложившихся правил. А поскольку он не обладает достаточным набором инструментов и хорошо развитой речью для обозначения своей новой позиции, то использует все, чему уже научился и что по его опыту способно повлиять на консерваторов-родителей: крик, слезы, капризы, падение на пол, порчу имущества. Ситуацию усугубляет авторитарный способ воспитания и нежелание родителей перестроить свою систему отношений с ребенком».

Откуда возникает «я не хочу!»

«Избаловали, он и кочевряжится» – сразу же находят объяснение детской строптивости бабушки. Современный ритм жизни диктует свои правила, и родителям порой действительно проще пойти на поводу у ребенка, чтобы добиться результата: «Надевай все, что хочешь, только пошли уже!». Но, казалось бы, капризный ребенок не всегда является таковым на самом деле, и все детские «не хочу» бывают разными.

Вот несколько причин, почему прежде кроткий ребенок стал очень капризным.

1. Проверка на прочность. Попытка ребенка отхода от родителей неизбежно связана с желанием проверить границы собственных возможностей, прочность установленных правил и силу авторитета старших. Если вы сказали малышу, что кушать принято за столом на кухне, в один прекрасный момент он может заявить о своем желании есть суп только в гостиной перед телевизором. Не потому, что не хочет отрываться от просмотра любимого мультика, а для того, чтобы испытать, насколько крепки вы и ваши запреты.

2. Следствие гиперопеки. В стремлении оградить драгоценное чадо от жизненных неурядиц важно не перейти черту, за которой начинается гиперопека. Если вы до трех лет возили малыша в коляске, кормили с ложечки и не отпускали от себя ни на шаг, естественно, что ваши первые попытки воззвать к его самостоятельности будут встречены в штыки.

3. Привлечение внимания. Как правило, к двум годам дети уже хорошо знают, в каких ситуациях родительский интерес им обеспечен. Если так повелось, что вы дарите крохе свое внимание и общение, только когда он делает что-то неправильное или недопустимое. Ребенок стал очень капризным, потому что он понял: громкое «не хочу» может стать отличным способом сделать так, чтобы его наконец заметили.

4. Страх новизны. Гиперчувствительных подверженных эмоциям малышей, которые легко возбуждаются и ударяются в слезы, нововведения, неизбежные в жизни, могут не привлекать, а пугать. «Переезд» в новую кроватку встречен категоричным «нет»? Все просто: в старой он чувствует себя в безопасности.

5. Простой отказ. Он тоже имеет право на существование. Это должно вас радовать, а не огорчать. Когда у ребенка начинает формироваться свой собственный взгляд на мир, у него появляются свои вкусы, интересы, пристрастия и предпочтения. Если предлагаемое с ними не совпадает, вы можете получить отказ. «Не буду надевать красную футболку, хочу зеленую», «Не буду пить томатный сок, хочу персиковый» – возможно, это не игра на ваших нервах, а красный цвет и сок из помидоров вашему малышу действительно не нравятся. Проанализируйте несколько таких ситуаций и сделайте выводы.

Подумайте, действительно ли ребенок стал капризным? Может быть, детское «не хочу» – реакция на ваши завышенные требования? Если малыш не просто отказывается что-то сделать, но и выглядит при этом растерянным и подавленным, задумайтесь, действительно ли это так «элементарно» для него.

Как справиться с капризами

Победить детское отрицание бывает непросто. Особенно если кроха упрямится, а вы, например, опаздываете. Круг замыкается: отказ ребенка – ваше раздражение – его слезы – ваше раздражение. «Поверьте, малышу не столько важно отстоять свои права, сколько пережить сам процесс их отстаивания, поэтому активно бороться с детским «не хочу» не нужно! – объясняет Алена Казанцева. – Ваша главная задача – сформировать новый кодекс правил общения с крохой, а также научить его выражать свое мнение и заявлять о потребностях более эффективным, удобным и «взрослым» способом».

Очень часто от родителей можно услышать жалобы: «Ребенку год, очень капризный, на все просьбы, требования – сплошные отказы». Как же справиться с «нехочухой»? Вот несколько правил, которые помогут и вам, и ему преодолеть период этого «кризисного» возраста.

Проведите переоценку ценностей. Пересмотрите свои стратегии взаимодействия с малышом, требования и запреты. Возможно, некоторые из них он уже перерос?

С учетом возраста сформируйте четкую систему «нельзя». Таких «нельзя» должно быть немного (например, 5–7), но это должны быть непоколебимые правила. Если что-то нельзя в будни, то не стоит делать исключения в выходные, а также во время отъезда родителей или болезни ребенка. Если запрещает мама, этот же запрет должен подтверждать и папа, и бабушка.

Предлагайте варианты. Безусловно, день за днем ежечасно следовать наставлениям хоть и легко, но скучно. Признайтесь, вы бы и сами рано или поздно взбунтовались. Ставьте малыша в ситуацию простого выбора («Возьмем на прогулку красный мяч или зеленый?», «Что ты хочешь надеть сам – курточку или ботинки?»), спрашивайте его мнения и совета. Если кроха от чего-то упорно отказывается, спросите у него, чего он сам хочет.

Воспитывайте самостоятельность. Даже самый капризный ребенок совсем не беспомощный! Старайтесь не делать за него то, с чем он может справиться самостоятельно, даже несмотря на лимит времени. Приплюсуйте к сборам на прогулку 15 минут и поручите ему самому натянуть на себя штанишки, застегнуть кнопки на курточке и т.п. Если раз за разом вы будете делать это за него, позже в один прекрасный момент, опаздывая в детский сад, вы услышите закономерное «не хочу». В самом деле, зачем – мама все сделает сама.

Помните о самоконтроле. Не кричите! Повышать голос на малыша в моменты, когда он отказывается что-то делать, не имеет смысла – вы только продемонстрируете ему свою беспомощность и подтвердите правильность его способа влиять на вас. Чтобы побыстрее успокоиться, оцените мужество собственного чада: любой бунт требует от него немало сил и решимости, ведь он видит, как расстраивает вас.

Будьте психологом. Ребенку год – стал капризным? Детские капризы выдерживать нелегко. И если в домашних условиях вас настигли громкий плач и катание по полу, просто уйдите в другую комнату и начните демонстративно играть с игрушками вашего чада (петь, танцевать и т.п.). Так вы переключите внимание крохи и дадите ему возможность успокоиться, а чуть позже сможете объяснить, при каких условиях удовлетворите его просьбу. Когда с безобразным поведением ребенка вы столкнулись в общественном месте, прежде всего, разрешите себе игнорировать мнение кумушек, которые могут сказать (или подумать), какая вы плохая мать. Спокойно возьмите ребенка и, плотно фиксируя плечи и руки, унесите его за угол, подальше от раздражающей обстановки.

Анализируйте. Помните, что за каждым капризом стоит нереализованная детская потребность. А плохих потребностей в таком нежном возрасте нет, есть лишь деструктивные способы их реализации.

Поверьте, капризный ребенок в год, капризный ребенок в 2 года и даже капризный ребенок в 3 года – это вполне нормально. А вот если «период негативизма» затянулся до 5–6 лет, скорее всего, это означает, что основные задачи периода взросления не были решены вовремя. Обратитесь к психологу, который поможет разобраться, почему это произошло, и даст рекомендации по взаимодействию с малышом.

Как перехитрить капризного ребенка

Предлагаем несколько нестандартных способов борьбы с детскими «не хочу».

Помощь друга. Когда ваши обращения малыш игнорирует, попробуйте действовать через подставное лицо. Возьмите его любимую игрушку (это может быть как мягкая зверушка, так и машинка) и с ее помощью «заговорите» с ним: «Привет! Мне очень грустно. Пойдем гулять?»

Театр абсурда. Если на кроху накатил приступ негативизма и вы знаете, что любую вашу просьбу он вывернет наизнанку, действуйте методом от противного. Хотите накормить кроху рыбой? Скажите, что ему ее ну никак нельзя! На улице надо повернуть направо? Говорите, что идете налево.

Праздник непослушания. Быть всегда правильным и послушным – довольно трудное занятие. В течение дня устраивайте своему «нехочухе» один или несколько «праздничных» часов, когда он сможет делать все, что обычно запрещается (в разумных пределах, конечно). Не хочешь одеваться? Пожалуйста! Желаешь конфеты вместо супа? На здоровье! Но поставьте обязательно условие – все остальное время карапуз должен вас слушаться.

С юмором. Если ситуация безвыходная (хочешь не хочешь, а надо к врачу), поборите детские негативные эмоции в прямом смысле. Предложите малышу шуточный бой, используя в качестве подручных средств все, что есть под рукой: мягкие игрушки, маленькие подушки, свернутые «дубинками» газеты. Капризный ребенок выплеснет агрессию, и неприятный эпизод будет забыт.

Похожие публикации