К чему приурочен праздник ивана купала. Праздник Ивана Купала: история, традиции и обычаи

Рассказываем, когда и как отмечается праздник Ивана Купала, и об истории возникновения праздника.

Каждое важное событие календаря сопровождается особыми обрядами, интересными ритуалами, танцами и песнями. Праздник Ивана Купала в этом смысле невероятно увлекателен! Он связан с весельем, песнями, танцами и даже магией.

История возникновения праздника

Летний купальский праздник считается особенным и магическим, ведь именно в это время можно найти чудотворный цвет папоротника и другие таинственные растения, которые могут подарить человеку счастье, мир, благополучие и долгие годы жизни.

Первые упоминания об этом июльском празднике были найдены девять столетий назад. Он отмечается со времен язычества, но точная история возникновения не установлена. Скорее всего, он возник из ритуалов омовения и очищения на озерах и реках. Раньше этот день считался днем зрелости летнего времени года.

Когда на Руси приняли христианство, от языческих традиций не отказались. Купальство стало символом обряда крещения.

В наше время это торжество считается и церковным, и общенациональным. Его отмечают в России и в других странах мира. Правда, в каждой он называется по-разному. Хотя некоторые взгляды на празднование при этом у разных стран сходятся.

Праздник возник множество столетий назад. Конечно, его обряды и традиции несколько мистифицированы. Они переплетаются с легендами и темными силами. Одних людей это восхищает, других - пугает. Несмотря на это, Ивана Купала любят и чтят из поколения в поколение.

Ночь Ивана Купала

Основные обряды и традиции ночи Ивана Купала

Иванову ночь всегда начинали отмечать вечером. В день летнего солнцестояния люди проводили множество летних обрядов и огненных, водных, травяных ритуалов. Одна из самых важных традиций этого праздника — гадание. Многие из традиционных обрядов сохранились и в наши дни.

В ночь на Купала каждый человек должен окунуться в водоеме, умыться и облиться водой. В древние времена все были убеждены в том, что все злое, недоброжелательное, нечистое покидало реки и озера. Чудодейственная вода помогала очистить тело и душу, а также исцелиться и стать здоровым.



В деревнях, где поблизости не было водоема, жители использовали местные бани. В них они отмывались, заряжаясь бодростью и энергией. А веники, которые изготавливали в этот день для бани, использовали на протяжении всего года.

В наше время популярностью пользуется обычай обливаться водой. Люди и сейчас верят, что она очищает человека, смывает с него болезни и все плохое. Это известные традиции русского народа.

В течение празднования молодежь и старики веселились всяческими способами. Они устраивали застолье — приносили лакомства, вместе готовили сытные блюда. Во время кульминации заблаговременно сделанные чучела из скошенной травы, Марену и Купала, сжигали на костре. Это стало символом свадьбы.

Народные поверья гласят, что в этот час противоположности огонь и вода входят в благородный союз. Он обладает сильнейшим сакральным смыслом. Его символом и стали атмосферные купальские костры, которые разжигают на берегу озер и рек и в наши дни.

Костер в ночь Ивана Купала

Родители уничтожали все, во что были одеты дети, страдавшие от болезни. Это способствовало их выздоровлению и защищало от недугов. Мужчины, женщины и старики водили домашний скот между кострами, чтобы уберечь его от смерти и болезней.

Танцы, хороводы и прыжки через костер — эта традиция осталась одной из любимых среди современной молодежи. Если прыгнуть высоко, и пламя не заденет человека, он станет счастливым. Люди верили, что огонь поможет обрести женщинам и девушкам красоту, сексуальность и здоровье, а парням и мужчинам — удачу, отвагу и смелость. Молодые семейные пары, девушка и парень, желавшие пожениться, а также влюбленные тоже прыгали за руки через костер. Благодаря этому они получали семейное благополучие и удачу. В купальскую ночь рождается настоящая любовь.

В народе считали, что огонь обладает невероятной очищающей, защитной и чудодейственной силой. В ночь на Ивана Купала никто не спал. Ведь появлялись русалки, оборотни, лешие, и всякая другая нечисть, которая с легкостью могла навредить людям. Жители деревень пытались защититься с помощью больших костров и огня. Кроме того, эта ночь самая короткая в году. А значит, она должна быть полной веселья.

В наше время в ночь с 6 на 7 июля жители деревень, сел, небольших городков и мегаполисов собираются на природе у водоема, чтобы почтить традиции предков. Они веселятся, поют песни и даже отправляются на поиски цветка папоротника. Мужчины и женщины одеваются в красивую одежду, плетут венки. Праздник продолжает жить спустя много лет.

Сбор растений

Сакральным смыслом обладали также лесные и полевые растения. В связи с этим существует множество русских народных обрядов, касающихся сбора и использования растений. Важно собрать цветы и травы до восхода солнца, иначе все их целебные свойства исчезнут.

Чаще всего цветы и травы сушили и делали из них лечебный чай. Им поили людей, страдавших от болезней, изгоняли злых духов, призывали удачу, здоровье и достаток.

Растения помогали побороть нечистую силу. Их также применяли в различных магических ритуалах.

Предание гласит, что главным цветком в эту особенную ночь был и есть папоротник. Это загадочное растение, которое открывает чарующие клады и тайны мира. Оно дарит ясновидение и власть над нечистыми силами. Найти и сорвать цветок невероятно сложно. Цветет он лишь один миг в купальскую полночь. Нечистые силы запугивают человека, иногда они лишают памяти, речи и рассудка.

Папоротник в ночь Ивана Купала

Магическим считалась также перелет-трава. Согласно поверью, она может переносить человека на множество миль от его дома.

Песни

Важную роль играли песни, которые люди пели во время празднования. Их содержание связано не только с мифологией купальства, традициями празднования и обрядами. Популярными были любовные, игровые, шутливые и хороводные песни, а также игровые и баллады. Они отличаются специфическим мотивом. Их пели только в купальский период.

Приметы, гадания и поверья

Один из самых главных символов торжества — венок. Его изготавливали из самых различных трав, в которых, как считалось, была чудотворная сила. В него аккуратно вставляли горящие свечи и пускали его в воду. Если он быстро уплывал от берега, девушка могла ожидать хорошее счастливое замужество и долгую умиротворенную жизнь. Если же венок уходил под воду, в этом году девушке уже не стоило надеяться на замужество.

Примета гласит, что девушке необходимо в полночь с закрытыми глазами собрать букет и положить его под подушку. Если там оказалось растений столько, сколько месяцев в году, девушке в скором времени стоит ожидать замужества.

Одним из распространенных символов купальского дня является одолень -трава . Это талисман, который предназначен для оберегания своего владельца от различных недугов и болезней.

Различными способами производят в этот день также заговоры на деньги. Они выглядят более реальными, чем поиск волшебства в лесу.

Солнечные игры

Согласно поверью, солнце на восходе в этот день мигает, переливается самыми разнообразными оттенками, останавливается и подпрыгивает. Сербы верили, что солнце на Ивана Купала трижды останавливается. Некоторые болгары считают, что на рассвете появляются 3 солнца — одно светит нашей земле, два — другим.

Обрядовые «безобразия»

В купальскую ночь молодые люди часто совершали ритуальные бесчинства — крали ворота, телеги, сани и прятали их в самые разнообразные места. Молодежь замазывала окна, подпирала двери домов, чтобы люди не могли выйти на улицу. Парни и девушки разбрасывали дрова, раскидывали заборы и предметы во дворе, снимали ворота и калитки, переворачивали сани, повозки и лодки, забрасывали их на крышу и закрывали дымовые трубы. Они строили баррикады и загораживали дорогу. Молодежь крала предметы из одних дворов и переносила в другие. Вещи прятали у рек и озер. Бросали в колодец самые разнообразные предметы — от колод до мялки для льна.

Большинство традиций в наше время не сбереглось. Но о празднике помнят и молодые, и люди старшего возраста. Он является фаворитом среди увлекательных летних событий. Он манит мистицизмом, магией и потрясающими обрядами. Люди до сих пор с удовольствием «пропитываются» духом древних времен.

Одним из праздников, который дошёл к нам еще с древних времен, считается Ивана Купала. И нам интересно, когда праздник Ивана Купала отмечают? Это происходит в ночь с 6 на 7 июля. Ивана Купала - праздник загадочный и мистический, но в это же время разгульный, живой и весёлый. Ранее его отмечало всё славянское население, проживавшие от Карпатских гор и до Северной Руси. Праздник Ивана Купала связал с собой множество обрядов и обычаев. Например, купаться в этот день - это народный обычай, но все же древние языческие народы думали, что купание может быть и очень опасным. Ведь Иван Купала - это водяной именинник, который очень злится, когда в его водное царство проникают непрошеные гости, и он способен утопить любого, кто нарушает его покой. Одним из важнейших моментов в этой ночи принято считать костры очищения, через которые люди прыгают, чтобы стать счастливее и удачнее. Было время, когда люди не только сами прыгали, но и прогоняли свои стада, чтобы защитить их от всяческих болезней и недугов. Детишки и молодежь считали обязательным играть в горелочки.

Традиции праздника Ивана Купалы

В Древней Руси ходило поверье, что в самую маленькую в году ночь (с 6-го на 7-е июля) нельзя спать. Люди считали, что тогда оживают все потусторонние силы: оборотни и ведьмы, змеи и русалки, лешие и водяные, домовые и колдуны. Множество преданий и традиций праздника Ивана Купалы тесно связанны с миром растений. Травы и цветы, собираемые в этот день, наделены особыми целебными и магическими свойствами, ими исцеляют больных, раненых людей и животных, изгоняют бесов, разжигают пламя любви. Раньше, до революции, праздник Ивана Купала считался важнейшим и всеми почитаемым. Можно даже сказать, что каждый человек обязательно должен был присутствовать, ведь многие правила и обряды не могли осуществиться без активного участия всех. Обряды в этот день носили характер очищения от всякой нечисти при помощи огня и воды. Поэтому в преддверье праздника осуществлялись специальные традиционные действа. С их помощью, как верили и говорили люди, они очищались от всякой нечистой, злой силы.

Другие обычаи

Согласно другим обычаям, ночью с 6-го на 7-е июля, в праздник Ивана Купала, вся молодёжь приходила к воде. Парни разжигали костры, а девушки венками, лентами, бусами украшали живую веточку и называли купальское дерево Мареной. Они сплетали из свежих цветов и трав венки и пускали их со свечами по воде. Девушки верили, что так смогут узнать свою судьбу. Если венки сошлись, то в этом году девушка себе найдёт мужа и сыграет свадьбу. А если нет - нужно будет дожидаться следующего года, чтобы опять повторить гадание. При этом за венками наблюдали все, кто присутствовал на этом празднике. Было мнение, что куда приплывёт венок судьбы, оттуда её и ждать. Очень часто парни пытались хитрить. Они небольшими камнями подбивали венок той девушки, которую любили, в свою сторону. В свою очередь, родители узнавали круг общения своих детей и догадывались, от кого ожидать сватов. Вот такой вот интересный праздник.

Ночь на Ивана Купала наполнена волшебством. Этот праздник отмечали массово еще несколько веков назад. Уделяют ему внимание и сейчас, но далеко не все желают соблюдать традиции предков и прислушиваться к приметам. А зря - на Купала можно укрепить здоровье, заговорить себя от бед, исполнить заветное желание и погадать на суженного с помощью венка.

В статье:

История праздника

Ивана Купала - это народный славянский праздник, который отмечали в дохристианские времена. Он посвящен летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы, а в некоторых регионах еще и именинам Водяного . Сейчас его отмечают 7 июля, но исторически, по старому календарю дата праздника в честь летнего расцвета приходилась с 22-го по 24 июня. Однако особым волшебством наполнен не день 7 июля, а ночь с шестого на седьмое.

В старину люди старались не ложиться спать в это время, и дело было не только в том, что нечистая сила особенно активна в этот день. Знающие люди использовали каждую минуту пропитанных магией праздников, чтобы оздоровиться, узнать будущее и обрести богатство - столько всего нужно успеть сделать, что спать было попросту некогда.

По времени данная дата совпадает с православным праздником Иоанна Крестителя. Ему в этот день принято молиться людям, страдающим от сильных головных болей. Также святому молятся родители больных детей за их выздоровление.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Свяжись между собой роса и красота.
Ложись, красота, на мое тело, на мое лицо.
Чтобы моя краса светом ярким горела,
Чтобы люд честной на меня смотрел, любовался,
Белизной лица восхищался,
Станом тонким любовался.
Выйду я павой – не быть среди баб мне равной!
На ныне, на вечно, на бесконечно.

Аминь. Аминь. Аминь.

После его прочтения сорочку нужно сразу же надеть и прилечь в ней ненадолго в кровать, а лучше - подремать хотя бы пару часов.

Во время купания в реке или озере, что полагается делать по старинным традициям на Купалу, тоже можно читать заговоры. Так, например, есть мощный заговор на счастье и удачу. Брызгайте на себя водой во время купания и говорите девять раз:

Первое дерево - Ильин, второе дерево - купорее. Третье - притворное, Господу Богу покорное. Так чтобы Счастье покорилось мне (имя). Под деревом притворным, Господу Богу покорным, сизый папоротник растет. Под тем сизым папоротником великое счастье живет. Оно растет, оно подрастает, к моему телу белу припадает. Кто Иванов заговор знает, девять раз под Иванов день читает, к тому, как эта вода, счастье и удача прилипают. Слова свои закрываю, дела свои замыкаю. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

В старину на праздник Купала не ложились спать. Сохранилось множество заговоров, которые читались на рассвете 7 июля. Например, так можно заговорить себя на удачу:

Солнце ясное, солнце красное, на небо взойдет, мне великую удачу принесет.
Я его лучи первый увидал, я теперь самым удачливым стал.
Будет у меня все получаться, будет мое счастье прибавляться.

Рассветный заговор наудачу читается семь раз.

Купальской ночью можно сварить курицу на удачу и счастье. Заверните выпотрошенную курицу в новый головной платок, опустите ее в кипяток с такими словами:

Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь.

После этого оставляйте кастрюлю с курицей на плите, подходить к ней можно только для того, чтобы снять ее с огня. Пока курица не готова, не приближайтесь к плите. Как при этом приготовить курицу? Отмерьте среднее время приготовления этого блюда, позаботьтесь о том, чтобы бульон не залил конфорку. Когда курица будет готова, выключите плиту, но курицу из кастрюли не забирайте. Так пусть и стоит эта кастрюля на плите до утра.

Утром 7 июля достаньте курицу из платка, упакуйте любым удобным способом. С ней идите к церкви и отдавайте курицу нищим. Пока не отдадите курицу, вам нельзя пить и есть. Шестого и седьмого июля, а также еще три дня после праздника нельзя отдавать ничего из дома, иначе свое счастье отдадите.

Существует сильный заговор на деньги, который можно читать только в Иванов день. Соберите серебряные монеты, умойтесь с них и прочитайте заговор:

Как люди злато-серебро любят,
Так пусть деньги мой кошель не забудут,
Ко мне идут, липнут и пристают.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

Если на купальских гуляниях присутствует ваш любимый, вы можете приворожить его на костер. Смотрите на огонь и говорите так, чтобы вас никто не услышал:

Огонь жарко горит, ночь ярко осветит, тайну любви
Мне поможет открыть, (имя) к себе приворожить.
Едва с ним мы за руки возьмемся, страстной любовью нальемся.

Огонь нашу любовь скрепит, наши сердца навек соединит.

Теперь вам нужно уговорить его прыгнуть через костер или затащить в хоровод так, чтобы он держал вас за руку. Есть похожий приворотный заговор, и читается он на реку:

Вода, вода! Тела и души наши омой, сердце (имя) для любви открой.
Чтоб как только он в тебя окунулся, враз ко мне душой и телом обернулся.

Как мы вместе в тебя войдем, так по жизни вместе пройдем.

После прочтения нужно войти в реку вместе с человеком, которого вы любите.

Для того чтобы муж не обижал, существует действенный старинный заговор. Его читают купальской ночью, ближе к полуночи. Вам потребуется рубашка мужа. Постелите ее на порог, встаньте сверху ногами и скажите:

Слава Богу,
Мир моему порогу,
Вода тушит огонь,
А ты, раб Божий (имя),
Меня, рабу Божью (имя), не тронь!
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне и присно И во веки веков.

Рубашку ваш супруг должен надеть на следующий день.

Ивана Купала - самое время для того, чтобы вдове или вдовцу отчитывать себя от тоски по умершему любимому человеку. Соберите ночью зверобой и сплетите из него венок. Бросьте его в воду реки с такими словами:

Мать быстрая река,
Песчаные берега,
Прими от меня зверобой,
А мою тоску-печаль успокой.

На Купалу читают еще оберег от утопления. Делают это каждый год. Можно читать этот обережный заговор для другого человека, например, матери в старину так часто заговаривали детей:

Иисус Христос шел по воде.
Выше волн и над волнами.
Господь всегда с нами.
Возьми, Господь,
Рабу Божью (имя)
Под свое крыло,
Под свою опеку.
Проведи по волне
И над волнами.
Огороди щитом
От водной пучины,
От зряшного утопа.
Слово крепко,
Вера вечна.

Приметы на Ивана Купала

В старину была примета, которая запрещала есть вишни до Иванова дня. Женщинам же нельзя было вообще есть ягод до этого праздника, суеверия обещали нарушительницам смерть детей в младенчестве. Вишни и другие ягоды были компонентом поминальной каши, которую готовили на Ульянин день, за два дня до Ивана Купала по старому календарю.

В ночь накануне Ивана Купала ведьмы получают большую силу. Чтобы защититься от них, на подоконник кладут свежую крапиву, собранную до заката 6 июля. Защищает от проделок нечистой силы также полынь, зверобой и другие травы.


появляется всего раз в году, да и то на несколько мгновений. Найти его сложно, но в старину это не останавливало желающих завладеть таким ценным артефактом. Разыскать такой можно было только в купальскую ночь. Если верить приметам, он давал власть над животными, нечистой силой и стихиями, умение открывать любой замок и видеть закопанные клады.

Иван-да-Марья - двуцветное растение, в которое превратились брат и сестра, между которыми вопреки запретам появилась любовная связь. Цветок символизирует связь огня и воды - стихий летнего праздника, которые «дружат» только в это время. Считается, что если нарвать таких цветов с утра 6 июля и положить их по углам дома, можно защититься от воровства. Фиолетовые цветки будут разговаривать с желтыми, а вор решит, что это хозяева между собой общаются.

Для того чтобы , нужно в купальскую ночь перелезть через забор двенадцати чужих огородов или участков. Сейчас последовать этому суеверию сложнее, чем несколько веков назад. В старину этим занимались, по большей части, парни. Зачастую таким образом «исполняли желания» целыми компаниями, что не оставалось незамеченным.

Скорая свадьба и счастливую семейную жизнь обещается девушке и парню, перепрыгнувшим через костер, не разомкнув рук. А если влюбленные искупаются вместе ночью, они никогда больше не расстанутся, ведь купальская вода соединяет судьбы людей.

В целом, Ивана Купала был основным летним праздником, посвященным огню, воде, солнцу и целебным растениям. Все созданное природой в эти дни наполняется особой энергетикой. Используя это, можно обрести здоровье, сохранить молодость, а также получить удачу и улучшить материальное положение. Традиции, приметы, заговоры и обряды, которые дошли к нам сквозь века истории от наших прабабушек, помогут вам наладить свою жизнь.

Итак, Купала. Что же это за праздник такой? …Недомолвки здесь сродни обману.

Каждый год, «культурная» общественность, все шире отмечает ночь на 7 июля — так называемого Купалу.

Вообще в России нынче праздников не счесть. Как гласит народная пословица, был бы повод…

Итак, Купала. Что же это за праздник такой?

Купала — один из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него скорее всего не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала — праздник Ярилы — божества солнца. Языческих культов солнца не счесть. Обожествлять солнце — это не просто традиция всех язычников — это их незыблемое правило.

Солнышко начинает идти на убыль — «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно).

Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям — кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры — это остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники.

С этим же связан обычай прыгать через костер — это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избрали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас сигает через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?).

После принесения жертв начинались оргии. Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало, и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное «оплодотворение» — совокупление со случайным партнером и было кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы.

Вот что пишут о процедуре этого праздника современные неоязычники: «Девушки и женщины (в отличие от нынешних культработников, древние язычники детей на такие праздники не пускали — и.И.) идут на кумование. Отойдя подальше от мужчин, но оставаясь на виду, начинают выбирать себе милого (партнера на ночь — и.И.), обсуждая с «кумушками» его достоинства и недостатки. То и дело раздаётся женский смех (во время обсуждения достоинств очередного молодца), а мужчины стоят в ожидании, гадая: повезёт — не повезёт. Между молодцами и девицами ходит жрец, уряжающий все споры и передавая вопросы и пожелания от одних к другим. Наконец, всех молодцев и молодиц обсудили, и начинается обряд выбора суженых.

Девушка бьёт парня ладонью по плечу и убегает, а тот бежит вдогонку. Поймав девушку, он подводит её к малому костру, через который они прыгают. Если во время прыжка руки не разойдутся, то это означает, что парень и девушка стали сужеными. Если же расходятся, то оба ищут себе другую пару для прыжка (и не только для прыжка — и.И.). На берегу суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из дерева и соломы, ставит в середину венка горящую свечу и пускает его по воде. В воде гасят головни. Вся река наполняется блуждающими огнями. После этого суженые (то есть ставшие такими до рассвета — и.И.), взявшись за руки, последний раз перепрыгивают через Купальский Огонь и бегут к реке, где, разоблачаясь, омываются нагие в ночной воде».

О том, что происходит, по языческой инструкции, далее, подробно говорить не будем. Сами составители инструкции, понимая «специфичность» своих рекомендаций, спешат добавить, что это «… не есть прелюбодейство, но есть восторженная жертва богам», и что «детей, зачатых в купальскую ночь , боги наделяют волшебной силой». Вот она, полная правда о «безобидном», «народном» празднике. Купала — день «узаконенного» блуда.

Собственно это не ново. У многих язычников в ходу была храмовая проституция, оргии по праздникам и т.д. Все это тоже считалось «жертвой богам», и не менее «восторженной».

Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен — демонам.

Бог Истинный — есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской верности, защищают святыню семьи. Разнузданный разврат под личиной «восторженного богослужения» — жертва сатане. Не вымышленному рукотворному Яриле, а реальному духу лжи и погибели.

Светские организаторы празднования Купалы , конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет, привыкшие к Купале люди, не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?

Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения — «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника, ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но и обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем — загрязнит ум и сердце (если ему еще есть что терять в этом плане).

По большому счету, этот «народный» праздник давно уже глубоко чужд народу (как чужды духу русского народа большевистские праздники).

Кто же организовывает ныне «Купальнинские» торжества? Кому они нужны? Как ни странно этому содействуют (скорее по неведению — надо же что-то делать) районные отделы культуры и сельские ДК.

Неужели нам больше отпраздновать нечего? Неужели нам не о чем вспомнить в своей истории? Разве мало у русских памятных дат? Многие ли молодые люди помнят, когда были Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение? Многие ли знают наши, Калужские события: мятеж Болотникова, кровавую бойню в Боровском монастыре в 1610 г., убийство Лжедмитрия II в Калуге, бои в Малоярославце в 1812 г., расправу латышских стрелков над крестьянами «Улановского мятежа», трагедию армии генерала Егорова?

Я уверен, что про большую часть этих событий молодежь слыхом не слыхала. Но про Купалу и Валентинов день им заботливые взрослые забыть не дадут — научат и просветят.

Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людейхороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества.

Еще один любопытный знак времени — попытка объязычить христианские праздники. На Святках у нас — гадают, на Троицу — плетут венки, на Петра и Павла — танцуют и гуляют. То есть праздники, по происхождению и сути христианские, лишаются свой духовной и воспитательной нагрузки, становятся поводом или к обычному «оттягу», или, что еще горше — к делам оккультным (гаданию). Брать христианскую вывеску и под ней делать то, что органически чуждо христианству и таким образом спекулировать на чужом авторитете — просто не этично.

Если кому-то хочется стать язычниками, сигать через костры, гадать, совершать ритуальные купания, блудить с первым встречным, делать своих детей нравственными уродами, приносящими под кустами «восторженную жертву богам» — пожалуйста, у нас страна свободная (по крайней мере в этом).

Но, возрождая с языческими корнями необходимо поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, что бы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману.

Его иногда называют «Иваном Купалой», но это неправильно. В православной Церкви на этот день приходится праздник Рождества Иоанна Предтечи. У язычников ни о каком «Иване» и речи быть не может. Название «Купала» связано с одним из ритуальных действ этого праздника.

Современные язычники не дают такого толкования этому действу. Очевидно, с веками, дойдя до славян, древние культы потеряли свою смысловую нагрузку.

Цитата с сайта новых язычников — «Союза славянских общин».

Полюбившийся многим летний народный праздник Ивана Купала появился ещё в дохристианские времена. Его возникновением мы обязаны восточным славянам, поклонявшимся различным божествам, верившим в силы природы. Одним из самых важнейших божеств был для них бог Солнца Ярило.

Праздник Купала наши предки отмечали по старому стилю 24 июня (по новому 7 июля). Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. По времени проведения Купала совпадает с Рождеством Иоанна Предтечи – крупным христианским праздником.

Ивана Купала имеет и другие названия:

  • Иванов день;
  • Купала;
  • Ярило;
  • Ярилин день;
  • Иван-травник;
  • Праздник летнего солнцеворота и др.

Название Ивана Купала – славянский вариант имени Иоанн Креститель. Дохристианское название праздника неизвестно. Несмотря на то, что праздник признан народно-христианским, церковь его не признает, и отмечает 7 июля только Рождество Иоанна Предтечи. Священнослужители осуждают разжигание костров и прыжки через них, а также другие обряды и обычаи, связанные с Ивановым днём.

Ивана Купала: традиции и обычаи

Верующие люди в этот день молятся Иоанну Предтече за детей. Также молитвы, обращенные к святому, помогают избавиться от головной боли.

Отмечать праздник начинают с 6 июля. Этот день в народном календаре называется Аграфена Купальница. Наши предки топили бани, в которых парились и мылись. Девушки и женщины ходили в лес, чтобы приготовить банные веники на ближайший год. В качестве материала для их создания использовали молодые ветви берёзы, черемухи, ивы, ольхи и др. лиственных деревьев. Заготавливали веники под пение песен.

Девушки надевали лучшие наряды, ходили по домам и просили: «умойте». По обычаю им должны были дать что-то из девичьих украшений (бусы, серьги, ленточки и т. д.). Парни днем ходили на речку и набирали в ведра мутную и грязную воду, которой потом обливали прохожих. Больше всего доставалось девушкам, которые старались отомстить молодым людям, и тоже обливали их водой. Вдоволь навеселившись, молодежь отправлялась к реке купаться.

По поверьям, чтобы быть здоровым, вечером на Аграфену нужно умыться росой.

Вечером девушки и молодые незамужние женщины гадали на суженого. Находили при дороге подорожник, срывали его со словами:

«Подорожник-подорожник, ты растёшь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне любимого моего».

Вечером сорванное растение клали под подушку, а утром следующего дня вспоминали, кто же им привиделся во сне.

Чтобы вода в колодцах была чистой, накануне праздника их чистили от ила и грязи. В некоторых селениях, было принято кататься по ржи. По мнению крестьян, такой ритуал способствовал хорошему урожаю.

6 июля до захода солнца обязательной традицией считалось искупаться. На севере купались в банях, на юге – в реках и озёрах.

В ночь на Ивана Купала (с 6 по 7 июля) проводили различные обряды, связанные с травами, водой и огнём. Большая часть из них происходила ночью.

Купальский костёр

Ближе к закату на берегах водоёмов или на возвышенностях разжигали костры. Иногда огонь добывали трением дерева об дерево. Молодежь приносила со всего села большое количество хвороста, который складывали в высокую пирамиду. В центре пирамиды устанавливали шест, а на него насаживали смоляную бочку, колесо и череп коровы или лошади. Костры разжигали поздним вечером, огонь горел до самого утра. В некоторых селениях огонь из костра несли в жилище, от него разжигали новый огонь в очаге. К костру должны были выйти все женщины, проживающие поблизости. Тех, кто не вышел, подозревали в ведьмарстве.

Вокруг костра водили хороводы, пели купальские песни, прыгали через огонь. Кто выше все прыгнет, тому быть счастливым. Верили, что прыжки через купальский костёр помогут очиститься от порчи и сглаза, а также защитят от нападения русалок. Девушек, которые не прыгнули через огонь, называли ведьмами. За это их могли облить водой или отхлестать крапивой. В Киевской губернии молодым женщинам, потерявшим девственность до свадьбы, запрещалось прыгать через костер. Считалось, что они своим прыжком оскверняют пламя.

Было принято выбирать «суженого» и, взявшись с ним за руки, прыгать через костёр. Если во время прыжка руки останутся вместе, то свадьба не за горами. Хорошей приметой считали, если вслед паре полетят искры от костра.

В некоторых местах помимо костров жгли колёса или смоляные бочки – символы солнцеворота. Их скатывали с горы или носили на шестах.

Девушки дарили понравившимся парням свой венок, который считался символом девичества.

Купание на Ивана Купала

Обязательным обычаем праздника является массовое купание в водоемах. Считалось, что на Ивана Купала из рек выходит вся нечисть, поэтому купаться без опасений можно было до Ильина дня. Вода в этот день наделялась магическими и целебными свойствами. Именно поэтому довольно часто её набирали и использовали для проведения различных ритуалов.

По народным поверьям, в день летнего солнцестояния вода может «дружить» с огнём. В честь этого жгли костры на берегу рек. Девушки гадали по венкам, которые опускали в реку и смотрели, как они плывут. Если венок поплыл, то это предвещало счастье, долгие годы жизни, а незамужним – скорую свадьбу.

Купальский венок

Обязательным атрибутом праздника является купальский венок, который изготавливали из полевых трав и цветов до праздника. Существует два способа изготовления – витьё и плетение. Верили, что каждое растение добавляет венку особые свойства. Популярными растениями были:

  • барвинок, защищающий от сглаза и порчи, отгоняющий злых духов;
  • базилик, укрепляющий семейные узы, увеличивающий сексуальность;
  • герань, оберегающая от ссор и конфликтов;
  • папоротник, защищающий от злых духов;
  • роза, привлекающая в жизнь человека любовь;
  • ежевика – защитница от ведьм.

Во время праздника венок чаще всего уничтожали. Его бросали в реку, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище. Иногда венок сохраняли, чтобы в дальнейшем использовать для лечения или защиты огородов и полей от града и насекомых.

На закате девушки гадали, опуская в водоем свой венок. Загадывали желание и смотрели, потонет их венок или поплывет. В первом случае загаданному не суждено сбыться, а во втором – сбудется. Чем дальше уплывет венок, тем быстрее осуществится заветная мечта. Таким же образом гадали и на суженого. Чей венок поплывет, та девушка в ближайший год замуж выйдет. Если же венок потонет, то год в девках сидеть. В какую сторону венок поплыл, оттуда и ждать будущего супруга.

Девушки, живущие у р. Волга, перед тем, как опустить венок в воду, развивали (расплетали) его. Иногда венок относили в сени и оставляли его там, чтобы он защищал свою хозяйку от порчи и дурного глаза.

Купальские травы

Важной традиций праздника является собирание целебных трав. Согласно поверью, именно в этот день травы получают от Земли и Солнца большую силу. Одни из них собирают днём, другие ночью. Считается, что лучше, если сбором целебных трав будут заниматься старики и дети – как наиболее чистые (не имеющих месячных, не живущие половой жизнью). При сборе трав чаще всего читали специальные молитвы.

Много купальских преданий связано с папоротником и цветком Иван-да-Марья. В купальских песнях часто фигурируют названия этих растений.

Наши предки верили, что раз в году (в ночь на Ивана Купала) распускается цветок папоротника. Человек, сорвавший его, получит чудесные возможности. Он станет обладать даром ясновидения и предвидения, начнёт понимать язык животных, сможет открывать любые замки и находить закопанные глубоко в земле клады.

Цветок Иван-да-марья символизирует союз огня и воды. По легенде, происхождение этого цветка связано с близнецами (братом и сестрой), полюбившими друг друга и вступившими в запретные сексуальные отношения, за что их и превратили в цветок.

Видео: традиции праздника Ивана Купала

Похожие публикации