Основные симптомы депрессии у девочек-подростков. Как распознать подростковую депрессию

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.

Подростковый период в жизни любого человека сопряжен с различного рода трудностями и проблемами для родителей. Самым важным в процессе воспитания подростка, безусловно, является преодоление разнообразных сложных ситуаций и формирование у подростка собственного и независимого мнения. Основными и непременными условиями преодоления трудностей являются признание их существования и трезвая оценка сложившейся обстановки. Многие родители совершенно напрасно считают, что у подрастающего поколения никаких проблем нет и быть не может. Большинство молодых людей проживают вместе с родителями в благоустроенных квартирах, учатся в престижных учебных заведениях, хорошо питаются и не задумываются о завтрашнем дне.

Подавляющее большинство молодежи имеет возможность весело и беззаботно проводить свой досуг на вечеринках в ночных клубах, играть в азартные игры, посещать различные развлекательные программы. На первый взгляд может показаться, что современные молодые люди и девушки живут в идеальных условиях, ни о чем не переживают и ни о чем не думают. Родители, которые придерживаются подобного мнения, неправы, они просто не до конца осознают всей серьезности сложившейся ситуации.

Современная молодежь сильно отличается от молодых людей предшествующих поколений. Не слушайте стареньких и ворчливых бабушек, ругающих современное поколение и не принимающих современные нравы. Молодые люди XXI в. гораздо способнее, умнее, мобильнее, за ними будущее нашей страны. Вряд ли кто-то задумывался о том, как непросто в современных условиях нашим подросткам, как много на них обрушивается проблем, с которыми им одним, без нашей помощи не справиться. Прогресс привнес в нашу жизнь не только современную технику и новые технологии, но и многое, что не является благом. Современный мир буквально наводнен различными соблазнами, индустрия развлечений предлагает все новые и новые способы проведения досуга, который не всегда приносит радость. Курение, алкоголизм, наркотики стали настоящим бичом, поскольку уносят столько жизней и калечат столько судеб, что и подсчитать невозможно. Мир стал так жесток и беспощаден, что страшно даже выходить из дома, когда стемнеет. Многие исследователи-социологи пытались найти истинную причину происходящего, и, как оказалось, основной причиной столь непростой ситуации является обычный хронический стресс. Именно отсутствие положительных эмоций и постоянное ожидание плохого служат основной причиной агрессивного поведения людей. Люди перестали радоваться житейским мелочам, перестали ценить маленькие радости, в современном обществе преобладает негативный настрой и нежелание чего-то нового, светлого. Во многих современных семьях отсутствует взаимопонимание, нет душевности, можно даже наблюдать ситуацию, когда родные люди ведут себя, словно враги. Нет диалога, каждый преследует исключительно собственные интересы, не считается с окружающими и не замечает многих проблем общения ввиду отсутствия интереса к судьбам других. Только задумайтесь, как живется в подобной ситуации нашей молодежи? Ведь мы сами настраиваем на такую линию поведения, а потом начинаем жаловаться на то, что наша молодежь столь плоха. Современные молодые люди являются отражением нашего времени, и нельзя винить их за наши ошибки. А в том, что в ряде случаев они ведут себя просто вызывающе, некультурно, встают на путь порока, виноваты только мы - взрослые. Не исключено, что среди наших читателей найдется немало людей, не согласных с подобным высказыванием. Но как иначе объяснить сложившуюся ситуацию? Если мы сами позволяем себе так много вольностей, выбираем легкую жизнь и праздные удовольствия, не занимаемся воспитанием детей должным образом, как же мы можем требовать чего-то иного от нашей молодежи? Научить можно лишь на собственном примере, можно объяснить что-то другим, если сам разбираешься в этом основательно. А теперь задумайтесь и припомните, часто ли вы сами придерживались подобных правил?

Известный советский лозунг о том, что семья является ячейкой общества, не утратил своей актуальности и в настоящее время, однако принял несколько иной смысл. К сожалению, многие родители забывают, что основой основ для любого человека является семья, а не материальные ценности и другие блага. Только в благополучной семье, где каждый член имеет свои права и обязанности, возможно формирование полноценной и культурной личности. Именно в крепких семьях все проблемы и конфликты разрешаются легко и быстро. Таким образом, из всего сказанного выше следует один главный вывод - преодоление проблем переходного возраста возможно лишь после преодоления проблем семейных. Ведь именно гармоничная семья порождает гармоничных детей. Конечно, проблемы есть у всех, но преодолевают их все по-разному. Рассмотрим основные неприятности подросткового возраста и попробуем найти оптимальные пути их решения и преодоления.

Прежде чем браться за решение проблем своего подрастающего ребенка, попробуйте разобраться в собственных проблемах и решить сначала их. Ведь заняться чем-либо другим возможно лишь при условии полного душевного комфорта. Первым и непременным условием для помощи подростку является ваша собственная готовность прийти на помощь и заинтересованность в решении волнующих ребенка вопросов. Никогда не лгите своему ребенку, не изображайте и искусственный интерес к проблемам ребенка. Фальшь всегда заметна, особенно в подростковом периоде, когда все чувства обостряются. Старайтесь избегать искусственности, оставьте подростка в покое, если заметили с его стороны нежелание общаться. В период взросления подростки очень нервны, впечатлительны, легко раздражаются и злятся. Выждите время, не настаиваете на разговоре, не превращайте общение в пытку. Человек сам придет к вам за советом, когда посчитает нужным. Ваша главная задача как родителей заключается в том, чтобы построить с ребенком диалог. Общение является непременным условием успеха в вопросах воспитания. Для того чтобы дать ребенку почувствовать, что вы на его стороне, старайтесь всегда его поддерживать, избегайте слишком резкой критики в его адрес. Замечания следует делать в как можно более мягкой форме, чтобы не унижать достоинства ребенка. Никогда не пренебрегайте общением с ребенком. Даже если у вас есть неотложные дела, постарайтесь уделить минуту свободного времени на разговор с подростком. Не меняйте разговор с близким вам человеком на поход по магазинам или обсуждение очередного сериала. Такая поведенческая линия с вашей стороны даст ребенку ощущение необходимости, стабильности и вызовет желание прийти к вам еще.

Не совершайте другой грубой ошибки - не говорите ребенку, что он живет на всем готовом и не имеет проблем. Это распространенное мнение далеко не так верно, как кажется на первый взгляд Для каждого возрастного периода характерны свои особенности и свои проблемы.

По мере взросления прежние переживания начинают казаться нам мелочами, мы легко забываем, как совсем недавно считали их нерешаемыми. Многие взрослые, к сожалению, забыли, что тоже когда-то были детьми и решали подобные проблемы. Не отказывайте своему ребенку в совете, не превращайтесь во врагов.

Хотелось бы объяснить, почему мы так много внимания уделяем проблеме общения. Такой подход к воспитательному процессу продиктован прежде всего особенностями личности современного подростка. Если в прежние застойные времена страна и народ жили по единому правительственному плану, где все воспитывались по общепринятым правилам и нормам, то теперь многое поменялось. В настоящее время нет единой схемы управления и воспитания, ценятся индивидуальность и неповторимость. Кстати, желание самовыразиться и проявить себя как неординарная личность имеет еще одну проблему- увлечение нестандартными способами проведения свободное время. Склонность молодых людей к эпатажу и вызывающее поведение приводят иногда к плачевным последствиям. В большинстве случаев именно желание выделиться из толпы, испытать нечто неизведанное толкает молодых людей на путь наркозависимости, пьянства и праздного образа жизни.

Иногда, когда человек не может стать стоящим специалистом в своей отрасли и не способен достичь желаемого, он начинает искать способы выделиться на другом поприще. В ряде случаев стремление блистать приводит молодого человека в общество менее интеллектуально развитых сверстников из плохих компаний, среди которых он выглядит в более выигрышном свете и получает долгожданное самовыражение.

Вот почему так важно общаться с собственным ребенком. Доверительные отношения откроют вам двери к сердцу подростка, вы сможете вовремя выявить порочные склонности и повлиять на ребенка. Как показывает многолетняя практика общения с подростками, молодые люди, привыкшие делиться проблемами и сомнениями с родителями, меньше подвержены влиянию других людей, веяниям времени, они более стабильны психологически и легко дифференцируют плохое с хорошим.

Поэтому больше общайтесь с подрастающими детьми, ведь только от своих родителей ребенок может получить самую правдивую информацию о жизни. Только в ваших руках заключена судьба ваших детей. Не упускайте ни минуты. Внимательно следите за всеми увлечениями ребенка, старайтесь подмечать самые незначительные перемены в привычках и поступках ребенка, это поможет вам раньше выявить проблему и своевременно ее решить. Только сразу хотим вас предостеречь - не воспринимайте наши советы буквально. Для того чтобы заметить происходящие с подростком перемены, вовсе не обязательно подслушивать телефонные разговоры, стоять под дверью комнаты, когда приходят друзья. Просто нужно внимательнее относиться к ребенку, правильно реагировать на возрастные изменения, и тогда ребенок сам не захочет ничего плохого.

Ни для кого не секрет, что лучшим методом избежать чего-либо является профилактика. Для нашей ситуации тоже нет ничего лучше, чем профилактика, именно она является лучшим методом избежать неприятностей.

Для того чтобы подросток не занимался мучительным самоанализом, не искал невообразимых способов самовыражения, необходимо правильно построить воспитательный процесс еще в детстве. Ребенку с самого его рождения необходимо дать понять, что он личность, и личность незаурядная и талантливая, способная на самые смелые и невероятные действия.

Просим не путать правильность называния вещей с лишением ребенка детства. Это далеко не так. Речь идет не о том, чтобы обсуждать с ребенком взрослые проблемы, непонятные и ненужные, а о том, чтобы легче преодолеть период взросления.

Немаловажным в формировании у ребенка правильной линии поведения является воспитание чувства собственного достоинства. Это очень важно. Именно правильная самооценка, адекватное суждение о себе и понимание своего места в жизни дают возможность правильно оценивать окружающую обстановку и людей. Только от родителей зависит, насколько правильно подросток оценивает себя. Не слишком хорошо, когда самооценка резко занижена. В подобной ситуации подросток более всего подвержен влиянию, разного рода внушениям. Люди с заниженной самооценкой часто не уверены в себе, в собственных силах, возможностях, склонны считать себя никому не нужными и ни на что не способными. Они постоянно испытывают дискомфорт, не могут в полной мере проявить свои возможности и чаще других попадают в различные проблемные ситуации и сомнительные компании. Именно этот контингент подростков больше остальных подвержен пагубным увлечениям, таким как наркотики, алкоголь, курение дурманящих трав и токсикомания. Ведь именно все перечисленное вызывает опьянение, позволяет создать иллюзию идеального мира, в котором робкий человек может стать ярким, смелым и проявить все свои скрытые мечты и желания. Подобное развитие сюжета не приносит ничего, кроме страданий, как самому подростку, попавшему в сети соблазна, так и его родителям. Поэтому никогда не подавляйте ребенка в его начинаниях, не говорите ему, что он неправ, не подчиняйте его своему собственному мнению, не делайте зависимым от вас, доверяйте ему и, главное, верьте в него. Именно ваша уверенность в его способностях является самым мощным стимулом и аргументом для того, что бы поверить в собственные силы. Особенно это касается семей, воспитывающих мальчиков. Вопрос о главенстве здесь стоит особенно остро. Мальчики с самого рождения значительно отличаются от девочек, и воспитывать их необходимо с учетом некоторых особенностей. С самого раннего детства они нуждаются в большей свободе и независимости, поэтому притеснять их не нужно. В случае возникновения спорных ситуаций и семейных конфликтов необходимо как можно строже и внушительнее поговорить с виновником, но ни в коем случае не переступайте черту и не подавляйте его. Слишком выраженный прессинг и подавление личностных черт грозят перейти в тяжелейший комплекс неполноценности, что на долгие годы разобщит вас с подрастающим мужчиной из-за сильной обиды на вас. Возможен и другой вариант, когда собственное мнение перестает существовать и, вырастая, человек не может принять даже простое решение.

Но стоит избегать и другой крайности - слишком выраженного самомнения. Порой слишком любящие родители забывают о здоровой критике в адрес подростка и начинают пропускать мимо многие важные мелочи, которые с течением времени становятся все более и более выраженными. Некоторые родители воспитывают своих детей в обстановке повышенной комфортности и вседозволенности, не критикуют их за какие-либо провинности, не делают внушений, и в конечном счете вырастают эгоистичные, самоуверенные люди, чуждые к чужым переживаниям и порой безжалостные к собственным родителям. Во избежание таких противоречивых исходов избегайте крайностей, старайтесь сохранять объективность в любой, даже самой затруднительной ситуации. Именно ваша сдержанность, тактичность и объективный анализ ситуации помогут принять правильное решение в отношении виновника: наказать или просто ограничиться объяснением. Помните, что только вы сможете направить неукротимый подростковый порыв в нужное русло.

Еще одним проблемным и спорным вопросом являются свобода и выбор досуга. Именно в период взросления молодым людям так хочется чего-то неизведанного, нового, чего не было раньше. А главное, чего хотят все подростки, - это свобода, причем в самом широком смысле этого слова. Это не только свобода времени, но и мыслей, чувств, действий и желаний. Свобода для молодого человека - олицетворение счастья и определенного статуса. Во многих семьях, где есть подрастающие дети, часто возникают спорные ситуации по поводу свободного времени. Нет единого мнения по вопросу свободы для подростка. Стоит ли разрешать ребенку слишком многое, стоит ли ограничивать его свободу и контролировать все его действия? Ответ на поставленные вопросы, к сожалению, не найден. Ограничительные мероприятия и вопрос о степени дозволенности должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. Определяющим фактором в данной ситуации являются личностные особенности подростка. Нельзя по одному принципу распоряжаться свободным временем различных людей. Для ветреных, склонных к всевозможным авантюрам подростков, которые легко соглашаются на самые необдуманные действия и предложения, просто необходимо применить методику ограничения свободы. Люди подобного склада часто просто не могут остановиться и попадают в различные неприятные и сложные ситуации. Им просто необходимы некий внешний ограничитель, разумное руководство, в качестве которого легко могут выступить родители. Слишком энергичных, непоседливых, легко возбудимых подростков необходимо чем-то увлечь (например, записать в какую-нибудь спортивную секцию). Такая расстановка сил является наиболее благоприятной в данной ситуации: и время занято - нет возможности для придумывания авантюр, и развивается подросток гармонично и складно.

Если ребенок вялый, редко проявляет инициативу и не имеет выраженных приоритетных направлений движения по жизни, попробуйте с ним поговорить. Наверняка он чего-то очень сильно хочет, и ваша заинтересованность поможет ему проявить весь свой талант. Только верьте в своих детей! Это самое главное и непременное условие.

Еще один важный момент воспитания в подростковом возрасте: не подавляйте вашего ребенка, не ограничивайте его свободное время только походом в учебное заведение и пребыванием дома за книгами. Давайте ему свободу действия. Не препятствуйте его стремлению погулять с друзьями. Уверяем вас, что ни один невыученный урок не стоит того времени, которое пролетает рядом с друзьями и близкими по духу людьми. Мы повторимся, сказав, что развитие ребенка должно происходить гармонично, поэтому не лишайте его этого. Гармония подразумевает баланс развлечений, отдыха и труда. Поэтому позвольте ребенку немного вольности, это вовсе не повредит. Молодость дается человеку всего один раз, и необходимо, чтобы по прошествии многих лет, оглядываясь назад, человек вспоминал не только трудовые будни, но и маленькие праздники жизни.

В психологии есть очень интересный феномен. Он был описан относительно недавно и заключается в постоянном наличии у человека ощущения нехватки чего-то очень важного и нужного при наличии у него самых лучших земных благ: машины, квартиры, семьи и т. д. На поверку оказывалось, что такие состоятельные люди просто не получили чего-то, чего им очень хотелось, в процессе взросления (например, потанцевать на дискотеке). Им предлагалось осуществить не сделанное ранее сейчас, будучи уже взрослыми людьми. И, как ни странно, после осуществления задуманного они вновь испытывали радость жизни. Данный пример мы привели, чтобы проиллюстрировать наши слова и, возможно, чтобы заставить некоторых особенно бдительных родителей задуматься. Если ваш сын или дочь немного задерживаются с прогулки, не стоит считать, что учеба заброшена и в голове пустота. Просто они молоды и хотят почувствовать вкус жизни. Это совсем не причина для ссор и выяснения отношений. Умные и понимающие родители никогда не станут ограничивать ребенка в его свободе. Ведь недоделанность, недосказанность, непережитые впечатления только принесут вред. Вы же не хотите, чтобы по прошествии многих лет ваш взрослый ребенок упрекал вас в излишней опеке и надзирательстве? Не ограничивайте подростков, но при условии наличия здравого смысла. Можно посетить любое мероприятие, но только с адекватной и здравой оценкой ситуации.

Из ранее сказанного вытекает очень важное следствие: правильная поведенческая линия, объективная и верная оценка ситуации возможны при условии адекватной информированности. Актуальность этого вопроса, по нашему мнению, очевидна. В наш век современных технологий так легко запутаться во всем многообразии предлагаемой информации. Множество печатных изданий, радио, телевидение предлагают потребителю столь обширный перечень новинок, что не только подросток, но и взрослый часто просто не в состоянии все охватить и изучить. Особенно это касается сферы интимных отношений.

Во многих семьях, к сожалению, еще бытует мнение, что подобного рода вопросы не должны быть объектом обсуждения. Это в корне неправильный подход. Он совершенно неприемлем в мире современной молодежи, которая так рано начинает все пробовать и применять. В наш информационный век совершенно недопустимо, чтобы подростки узнавали о правилах сексуального поведения и культуре отношений от сверстников, из глянцевых журналов или старших опытных товарищей.

С точки зрения медицины, депрессия связана с нарушением баланса в мозгу нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу импульсов между нервными клетками. По мнению ученых, у подростков такие изменения могут происходить в результате болезни или стресса, вызванного трудностями переходного возраста. У девочек депрессия встречается чаще, чем у мальчиков, поскольку они более эмоциональны и подвержены срывам.

Девочки-подростки предъявляют к себе завышенные требования. Они придают большое значение своему внешнему виду, стремясь быть идеальными, чтобы привлекать мужское внимание. Гормональные изменения в организме, обусловливающие повышенную сальность волос и прыщи, а также прочие факторы создают целый комплексов по поводу мнимых недостатков. Увеличение мышечной массы и жировой ткани девушки рассматривают как вес, из-за чего изнуряют себя диетами, полностью отказываются от пищи, вызывают рвоту и т.д. В конечном счете, это приводит к .

Субъективная оценка своей внешности в сравнении с другими девочками также может вызывать немалый стресс. У более красивых, по мнению девушки, подруг и одноклассниц, как правило, ноги длиннее и стройнее, волосы здоровее и пышнее, идеальная фигура и правильные черты лица. На недовольство собственной внешностью накладывается сравнение с окружающими не в свою пользу, и постепенно девочка-подросток приходит к выводу, что со своими данными она не сможет составить достойной конкуренции другим девушкам в борьбе за внимание противоположного пола, что разрушительно действует на неокрепшую психику.

Не меньшую роль в возникновении депрессии у девочек переходного возраста играют отношения со сверстниками, учителями и прочим окружением. Отсутствие уверенности в себе и своих способностях, убежденность в собственной ущербности, иными словами, заниженная самооценка может создавать проблемы в общении, особенно с мальчиками, ведь именно в этом возрасте дружба сменяется влюбленностью. Если первая любовь окажется безответной или отношения сложатся неудачно, это усилит депрессивные настроения.

Невнимание или пренебрежительное отношение родителей к проблемам дочери-подростка, семейные неприятности (развод, материальные трудности, конфликты между членами семьи и т.д.) могут приводить к тому, что девочка замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и более не допускает туда никого. Если на этом этапе родители не окажут ей достойной поддержки, ситуация может вызвать тяжелую депрессию.

Девочки с высоким уровнем интеллекта, талантливые, одаренные и успевающие в учебе, много читающие и обладающие широким кругозором зачастую подвергаются унижениям и насмешкам в классе и оказываются изгоями. Сверстники относятся к умным девочкам негативно, поскольку неосознанно расценивают их успехи как предательство и противопоставление себя коллективу, хотя на самом деле испытывают к ним банальную зависть. Как правило, интеллектуально развитые девочки менее приспособлены к конфликтам и не могут себя защитить, поэтому в результате впадают в депрессию.

В любом случае девочкам, страдающим депрессией, вне зависимости от вызвавших ее причин требуется внимание родителей, друзей, а также помощь специалиста (психолога, психотерапевта, социального педагога). Это заболевание успешно лечится как с применением медикаментов, так и без них. Важно вовремя выявить депрессию и не допустить ее усугубления, поскольку запущенное состояние может привести к тяжким последствиям, в том числе алкоголизму, наркомании и суициду.

10 24 248 4

Детский аппетит больше беспокоит родителей, нежели ребенка. Причем повышение аппетита встречается ими с радостью, а пониженный спрос в еде – с опаской. Довольно часто родители путают понятие голода и аппетита. Аппетит – более широкое понятие, не ограниченное физиологическими факторами. Это выборочное проявление голода. Оно меняется в зависимости от эмоционального состояния и предпочтений. Долгосрочная потеря интереса к еде приводит к обезвоживанию, анорексии и образованию кетоновых тел. Потому родителям важно контролировать питание подростка.

Отсутствие аппетита у подростков чаще всего происходит из-за гормональных изменений, а также из-за:

  • тревожного состояния;
  • инфекций;
  • проблем в школе;
  • смены сезона;
  • различного рода заболеваний.

В случае длительного отказа от еды и игнорирования этой проблемы, ребенку грозит истощение организма, сонливость, обезвоживание и чрезмерная потеря веса. Могут развиться такие заболевания как железодефицитная анемия (дефицита железа) и (полный отказ от еды).

В этой статье мы поговорим о причинах отсутствия аппетита у подростков, насколько это опасно. Также вы узнаете, что исключить, а что добавить в привычный рацион для повышения аппетита.

Какие могут быть причины

Самые распространенные – патологические и психологические.

Патологические причины

Инфекции : кишечного тракта при заражении глистами или инфекции ротовой полости. Аппетит может отсутствовать и во время приема лекарственных препаратов, которые принимаются для лечения инфекции.

Заболевания : ветряная оспа, пониженный гормональный фон щитовидной железы, корь или краснуха у ребенка может вызвать отсутствие аппетит из-за возникающих симптомов болезни: зуд, плохой сон, температура, рвота, беспокойство. Высокая температура во время гриппа, простуды, аллергии также является распространенной причиной снижения аппетита.

Психологические

Психологическое состояние: влияние друзей, отношения в школе и дома. Понаблюдайте за своим ребенком, поговорите с ним. Все ли у него в порядке в школе, есть ли причины по которым он может себя чувствовать подавленным или расстроенным. Возможно, беспокойство вызывает новый коллектив или понравившаяся девочка (парень). Не исключено, что отсутствие аппетита связано с попыткой привлечь ваше внимание.

Если наблюдаете, что подросток часто отказывается от еды, не стоит забывать и о таких факторах как смена сезона, нарушение сна, послеоперационный период, привычки рациона.

Способы повышения

Отсутствие аппетита у взрослого – это, как правило, следствие заболевания. У подростков, чаще всего, это связано с возрастным периодом.

Подбор правильных продуктов может решить проблему, а не бессмысленное вталкивание еды в ребенка. Лучше просто следить за количеством калорий, которые подросток потребляет.

Вместо того, чтобы сразу хвататься за лечение лекарственными препаратами или насильно принуждать ребенка к еде (что только усугубит проблему), воспользуйтесь списком полезных советов, которые способны повышать аппетит у сына или дочки.

Включите в рацион подростка витамины

Отсутствие витаминов грозит многими проблемами, потерей аппетита в том числе. Их не относят ни к питательным веществам, ни к пластическим. Но они необходимы для обменных процессов в организме. Если не насыщать организм витаминами, можно дать толчок к ожирению. Предпочтение лучше отдавать естественным витаминам – из фруктов и овощей. Витаминный комплекс – тоже своего рода химия. Главными помощниками будут витамины группы В, витамин D, а также кальций, железо и цинк.

Источники этих витаминов:

Исключите из питания ребенка вредную пищу

Все виды быстрой пищи нужно исключить из рациона подростка. Они содержат пустые калории. Никакой пользы организм из такой еды не получает. Также стоит ограничить сладкое: шоколад, выпечку, кондитерские изделия. Жиры способствуют повышению аппетита, но улучшать ситуацию всеми средствами в этом случае нельзя.

Приучите подростка к 3-4 разовому режиму питания.

Ввести в рацион повышающие аппетит продукты

    Фрукты:

    апельсин грейпфрут, лимон, абрикос, гранат, персик, яблоко, гранат;

    Ягоды:

    плоды рябины, ежевики, клюквы, барбариса;

    Травы:

    корень аира, полынь;

    Соки:

    свежевыжатые и пакетированные.

Используйте специи

Включите в его рацион такие приправы:

  • базилик;
  • укроп;
  • острый красный перец;
  • лавровый лист;
  • хрен;
  • горчица;
  • карри.

С лавровым листом и острыми специями стоит быть осторожным. Повышается нагрузка на поджелудочную железу.

Фитокомплексы

Проконсультируйтесь с врачом о наличии аллергии или противопоказаний у ребенка к составу фитонапитков.

Все перечисленные средства употребляются по столовой ложке не чаще четырех раз в день за 30 минут до приема еды.

Рецепт 1.

Вам понадобится:

  • Семена петрушки 0,5 ч. л.
  • Холодная вода 200 мл

Все смешать, нагреть, но не кипятить. Принимать после охлаждения.

Рецепт 2.

Понадобится:

  • Измельченные плоды аниса 1 ч.л.
  • Кипяток 1⁄4 л

Настой оставить на 40 минут.

Рецепт 3.

  • Высушенная полынь 1 ч.л.
  • Кипяченая вода 200 мл

Высушенную полынь залить кипяченой водой и настоять 30 минут.

Рецепт 4.

Подготовьте:

  • Сухие или свежие ягоды малины 2 ч. л.
  • Кипяток 200 мл

Ягоды залить 200 мл вскипяченной воды, настаивать 30 минут.

Прежде, чем использовать фитокомплексы, нужно проконсультироваться с педиатром. Травяные настои могут вызвать аллергию.

Обеспечить физическую активность

Научно не доказано, что физическая активность повышает аппетит. Но медики единодушно признают такой эффект. Физические нагрузки будут полезны не только для улучшения ситуации с едой, но и для всего здоровья в целом.

Профессиональный подход в вопросе тренировок обязательно приведет к понятию углеводного окна. Это 30-40 минут после нагрузки, когда организму наиболее всего нужно пополнить запасы энергии. Но здесь все зависит от вида нагрузки. Сразу запихивать дитя едой после тренировки не уместно.

Оптимальная продолжительность занятия – не менее 45 минут. После чего организм начинает активно сжигать калории. Для восполнения которых понадобится перекусить.

Оформление блюд

90% информации приходит к человеку через визуальный канал. От красоты оформления блюда зависит также и величина желания его съесть. Маркетологи «Макдональдса», «Бургер Кинга» и «MOS Burger» в логотипах своих компаний используют красный цвет. Считается, что он повышает желание съесть больше. Но это правда лишь отчасти. Красный цвет стимулирует активность человека, заставляет его действовать. То есть, купить человек может больше, а съесть – нет.

Частые "вопросы-ответы"

    Подросток ничего не ест, в чем причина?

    Если вы уверены, что ваш ребенок здоров, то отказ от приема пищи может быть следствием детских переживаний или психологического состояния. Часто подростки боятся набрать вес. Или же они уже столкнулись с травлей в школе из-за полноты. Отказ от еды может быть признаком анорексии. Иногда подростки пытаются протестовать – отказываются от еды, чтобы отстоять свои права, доказать что-то родителям, настоять на своем (ТВ и интернет влияют на принятие подобных решений). Следует проанализировать, как именно проходят семейные обеды. Иногда атмосфера настолько тяжелая, что ребенку лучше отказаться от еды, чем терпеть издевки или придирки. Особенно, если родители привыкли выяснять отношения во время еды. Может повлиять также то, что подросток перекусывает в школе или общепитах, поэтому по возвращению домой он уже не испытывает голода.

    Почему подростки много едят?

    Начнем с причин, вызванных недочетами воспитания. Например, у подростка слишком много свободного времени дома, ему нечем себя занять. Он смотрит ТВ, играет в игры, находится дома длительное время без нужной активности, ведет сидячий образ жизни. Поэтому он начинает перекусывать тем, что есть под рукой. Заканчивается это ожирением, пассивностью, снижением интереса к жизни. Повышенный аппетит, особенно у мальчиков, наблюдается у тех, кто активно занимается спортом (плаванием, боксом, бегом), посещает кружки. Так порция может быть больше, чем у сверстников. Бить тревогу не стоит, если ребенок тратит все полученные калории и питается здоровой пищей. Старайтесь готовить ему сами. Если вы заметили резкое увеличение аппетита следует проверить подростка на наличие гельминтов.

Подростковый период – непростое время, как для самих подростков, так и для их родителей. Перепады настроения и чувствительное отношение к окружающему, может привести подростка к депрессии. Что делать в такой ситуации?

Признаки депрессии у подростков

Чтобы выяснить, находится ли подросток в депрессивном состоянии, следует обратить внимание на следующие признаки:

При проявлении части этих признаков, можно судить о том, что подросток находится в депрессии. Необходимо обратиться за консультацией к специалистам.

У депрессивного подростка обычно всегда плохое настроение и заторможена двигательная активность. Также могут наблюдаться замедленные процессы мышления.

Причины депрессии у подростков

Основной причиной проявления депрессии в подростковом периоде являются гормональные изменения в растущем организме. Таким изменениям подвергаются все люди в возрасте от 12 до 18 лет. Однако протекает гормональная перестройка во время у всех в разной степени интенсивности.

Некоторые подростки проходят этот период уходя в себя. Они могут впадать в лирические настроения и писать печальные стихи. Депрессия у таких подростков проходит в легкой форме и не требует медикаментозного вмешательства. Поведение легко корректируется и они возвращаются к обычной размеренной жизни.

Но часть подростков проходят этап гормонального всплеска в тяжелой форме. У них даже может появиться тяга к самоубийству. Такие молодые люди обычно очень подозрительные и осторожно относятся к окружающим, начиная с раннего возраста. Многие подростки, которые склонны к депрессиям, наблюдаются у невролога или психиатра.

Также к этой группе относятся дети из проблемных семей и детского дома. Подросток, которого чрезмерно опекают родители, также может оказаться в этой группе, так как у него нет возможности нормально развиваться и учиться ответственности за свои поступки.

В тяжелых случаях обязательно следует пройти курс лечения, иначе это может привести к ухудшению психического состояния. Это может вылиться в различные психологические расстройства и суицидальные попытки.

Причины возникновения депрессии могут быть связаны с внутриутробной патологией. Дети, которые были подвержены инфекциям и недостатку кислорода в момент нахождения в утробе матери, также склонны к депрессивным состояниям.

Причиной депрессии также могут стать напряженные отношения со сверстниками в стенах школьного учреждения.

Склонность к депрессивным состояниям может передаваться по генам. Такое состояние называется эндогенной депрессией. Она может возникнуть из-за незначительной причины в виде плохой оценки или ссоры с друзьями.

Как лечить депрессию у подростков

Заметив у своего ребенка признаки депрессии, родители, начиная его ругать и конфликтовать, еще больше подталкивают его к суицидальным мыслям. Чтобы эффективно справиться с этапом гормональной перестройки у подростка необходимо во время начинать лечение.

Обращаться к психиатру или психотерапевту необходимо, если:

  • были замечены на теле ребенка следы от самоповреждения в виде порезов или сбитых кулаков;
  • подросток отказывается от еды несколько дней подряд;
  • суицидальные мысли прослеживаются через творческие работы или высказываемые мысли;
  • ребенок начинает вести себя неадекватно, часто дерется, вступает в агрессивные конфликтные ситуации и нарушает закон;
  • подросток изолируется от окружающих его людей;
  • у него наблюдается прогрессия апатичного состояния.

Прежде чем начинать терапию, врачи должны провести исследования и тесты, на основании которых назначается определенный курс лечения. Нельзя заниматься самолечением и надеяться на разрешение ситуации.

После проведения обследования подростка неврологом, терапевтом и психологом, на основе поставленного диагноза начинается лечение. Оно может включать в себя прием антидепрессантов, различных витаминов, гормональных препаратов и стимулирующих средств. Также могут назначаться обезболивающие лекарства и препараты для восстановления функций иммунитета.

Обязательным в курсе терапии являются занятия с психологом. Они могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Для профилактики проявления депрессии подростков рекомендуется:

  • с пониманием относиться к своему ребенку;
  • находить время для того, чтобы выслушать и помочь;
  • принимать подростка как есть, несмотря на его недостатки;
  • избегать критики и конфликтных ситуаций;
  • показывать способы выхода из конфликтов на собственном примере;
  • увлекать ребенка спортом.

Похожие публикации