Паспарту для рисунка а3 своими руками пошаговое. Паспарту для вышивки своими руками: изящное оформление (фото)

Паспарту своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс по изготовлению паспарту для детских работ


Мастер-класс рассчитан для учителей начальных классов, изобразительного искусства, организаторов детского движения, педагогов дополнительного образования,руководителей кружков, методистов, творческих людей, связанных с организацией выставок детских работ.
Задачи:
- обучать приемам изготовления паспарту
- развивать творческое воображение,конструктивное мышление;
- прививать умение видеть красоту;
- воспитывать аккуратность при выполнении работ;
- получать положительный заряд от работы..

Вам понадобятся:
1.Бумага формата А-4
2. Линейка
3.Ножницы
4. Детские работы
5. Портрет из журнала
6.Открытка


Паспарту(фр. passe partout) - кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения.
Паспарту для детских работ способствует эстетическому восприятию работ, прививает этот вкус детям. Надо отметить тот факт, что паспарту для работ учащихся помогает согласовать изображение со стеной или стендом, где будут размещаться работы.

1.Работу по изготовлению паспарту начинаем с разметки на листе бумаги формата А-4. Берем лист бумаги, линейку и карандаш. Отступая с углов по 2 см ставим точки, затем эти точки соединим с помощью линейки.


Соединяя отмеченные точки, получим прямоугольник.


2. Противоположные углы полученного прямоугольника соединим по диагонали.


3.Делаем прорезь в центре и доводим разрезы до углов прямоугольника по диагонали.


Разрезанный по диагонали прямоугольник будет выглядеть так:


4.С помощью линейки, последовательно отгибаем наружу разрезанные части.




Перевернув лист с отогнутыми частями мы увидим следующую рамку:


Обратно перевернув паспарту аккуратно располагаем работу учащегося.


5.Затем перегибаем по внешнему контуру детской работы последовательно все 4 части.
6. Аккуратно переворачиваем и увидим результат своей работы.


В паспарту можно размещать детские работы, портреты, иллюстрации с цветных журналов, открытки. Они будут иметь приятный эстетический вид. Тем самым мы развиваем эстетический вкус, аккуратность, уважению к труду своих друзей.

Или срок изготовления паспарту назначают длительный, а вышивка, к примеру, предназначена на подарок и сроки поджимают; согласитесь, что причин может быть масса. При желании и небольшом навыке работы с картоном и бумагой выход всегда есть. Правда, без специального профессионального инструмента добиться фаски в 45° здесь не удастся, но можно получить тоненькую полосу шириной в 1-3 мм, которая с расстояния примерно в пол-метра будет неотличима от фаски.

Нам понадобится :



1. Металлическая линейка, желательно шириной не менее 4 см


2. Нож со сменным лезвиями



Покупаем в магазинах отделочных материалов, или в строительных магазинах .




3. Двухсторонний скотч


4. Лист хорошего картона (он так и называется - картон для паспарту),


5. Бумага (40х60 см) для рисования пастелью (она бывает разных оттенков, кажется пр-ва Италия).



Покупаем в магазине канцтоваров, или в магазине товаров для художников



Если нет бумаги нужного цвета, и размер паспарту не превышает размеров листа А3 (такой размер обусловлен возможностью печати цветного принтера), просто с помощью графических программ подбираю нужный оттенок, делаю "заливку" листа, а затем распечатываю на принтере и использую в дальнейшей работе. Причем распечатанные на струнном принтере гораздо лучше тех, которые печатаются на лазерном.

На фото паспарту сделаны с использованием напечатанных на принтере листов.

С обратной стороны картона делаю разметку нужных размеров паспарту, затем с помощью ножа и линейки очень аккуратно из купленного картона вырезаю рамку.


Конечно, нужна сноровка, можно потренироваться на небольших кусочках.


За один прорез не сразу удается разрезать, особенно на уголках, поэтому иногда приходится проводить ножом дважды. Резать лучше ли на специальных ковриках или на куске стекла или зеркала. Я режу на толстом стекле.




Если цвет паспарту не подходит для данного оформления, продолжаю.


Вырезаю из купленной бумаги подходящего оттенка такое же по размеру паспарту. Внутреннее окошко вырезаю на 1-1,5 мм больше исходного, делается это для того, чтобы по внутреннему периметру сохранилась светлая полоска, которая визуально выглядит так же, как и вырезанная в багетке «фаска», срез под углом 45°.

На картонное паспарту с лицевой стороны наклеиваю по периметру полоски двухстороннего скотча. При этом я отступаю от внутреннего окошка примерно 3-5 мм. Для чего я это делаю, будет понятно на следующем этапе.




Затем аккуратно «сажаю» паспарту из бумаги на картон. Точно размещаю вырезку поверх закрытого защитным слоем скотча.


Удобнее всего начинать приклеивание с одной из горизонтальных полос.


Поочередно, осторожно отогнув бумажное паспарту, снимаю защитный слой с полосок скотча и закрепляю горизонтальные, а потом вертикальные стороны.




Бумага все-таки вещь деликатная, подвержена небольшому растяжению или смещению, и не всегда удается при наклейке добиться того, чтобы оставшаяся светлая полоска у окошка паспарту оказалась одинаковой ширины (до долей миллиметра) по всем четырем сторонам.


С помощью ножа и опять-таки металлической линейки очень деликатно (чтобы не прорезать насквозь картонное паспарту) подрезаю бумажное паспарту.


Сделать это несложно, нужно только либо точно разметить, либо старательно и аккуратно ориентироваться на глаз.


Подрезанная бумага снимается легко, так как (помните?!), наклеенный скотч не доходит на 3-5 мм до внутреннего окошка.

Вуаля! В итоге имеем готовое паспарту нужного цвета с одинаковой по ширине светлой обводкой




Если хочется еще больше оттенить оформление, получить объемный эффект, делаем контрастную обводку – двойное паспарту .


Обычно я изготовляю аналогичную вторую рамку из картона и соединяю их двухсторонним скотчем.


Но в данном случае размер готовой работы 60х45 см, и утяжелять ее дополнительным картоном мне не захотелось.


Поэтому я на изнаночную сторону наклеиваю скотч и прикрепляю верхнее паспарту на лист контрастной бумаги.




Затем с помощью ножа и линейки вырезаю внутри окошко, оставляя полоску шириной от 1 до 3 мм в зависимости от желаемого, задуманного результата.

Таким образом, в течении максимум получаса готово двойное паспарту.


А оставшиеся «серединки» идут на изготовление меньших по размеру для следующих работ, что в домашних условиях, приводит к определенной экономии на расходных материалах для оформления собственных работ.




На фото некоторые из моих оформленных работ с самостоятельно изготовленными паспарту.



По роду своей деятельности иногда приходится сталкиваться с владельцами багетных мастерских нашего города, они всегда очень удивляются, когда я им говорю, что эти паспарту я сделала сама. И еще всегда удивляются, как я натягиваю свои вышивки и как в хорошем смысле «экспериментирую» над рамками, заказанными у них .



Паспарту для вышивки своими руками: изящное оформление (фото)

Паспарту для вышивки своими руками: изящное оформление (фото)


Так же как драгоценный камень требует соответствующей оправы, так и любая картина требует подходящего оформления. На сегодняшний день багетные мастерские предлагают огромнейший выбор рамок, багетов на любой вкус и кошелек. Но когда нужно создать особое оформление картине или вышивке, мастера часто прибегают к помощи паспарту.









Что такое паспарту

Паспарту являет собой отрезок картона или плотной бумаги, в центре которого сделана небольшая рамка, подходящая по форме картине, фотографии или вышивке.
Если говорить об истории возникновения, то точную дату и создателя вряд ли удастся назвать. Известно лишь то, что искусство оформления картин зародилось во времена Леонардо да Винчи. Именно он впервые стал облачать свои картины в рамки, подходя к этому вопросу с чрезвычайной серьезностью.
Для чего необходимо паспарту?

Функции паспарту могут быть совершенно разными, в зависимости от того что оно будет обрамлять. Если, к примеру, речь идет о фотографии, то паспарту позволяет существенно расширить восприятие изображения. Также на нем часто делают надписи, рассказывающие о том, кто или что изображено на фото. В некоторых случаях на нем располагают автограф изображенного на фотографии человека.
Еще одной, немаловажной функцией является защитная функция. Картины, вышивка или фотография обрамленная в него находится на некотором расстоянии от стекла, что позволяет избежать деформации в течении долгого времени.
Декоративная функция. Это, пожалуй, основное, для чего вообще стоит оформлять картины или вышивку. Обрамление работы дает возможность любоваться ею всем, кто входит в помещение. В зависимости от материала, паспарту способно создать множество разнообразных эффектов. Оно может увеличить, глубину изображения, создать баланс цвета между рамкой и самой работой или же просто декора.

Паспарту для вышивки своими руками

Самым популярным материалом для производства является картон. По большому счету, вы можете изготовить его своими руками, используя минимум материалов и инструментов. Вам потребуются только картон белый и цветной, ножницы, нож для бумаги, клей и, собственно, сама работа, которую вы собираетесь декорировать. Рассмотрим на примере вышивки размером 14 на 25 см как можно сделать паспарту.
Итак, для начала отрежем кусок картона, по размерам равный нашей вышивке. Приклеиваем на него работу. Далее приступаем к оформлению паспарту. На отрезке цветного картона нужно отмерить и вырезать посередине прямоугольник, стороны которого на 1 см меньше, чем стороны вышивки. Приклеиваем
своими руками с помощью тонких полосочек двухстороннего скотча.




























Все готово, осталось только вставить работу в рамку.
Такой вариант оформления будет выглядеть очень эффектно и обойдется вам очень дешево. Но недостатком его является то, что вы можете экспериментировать только лишь с его цветом. В то же время в багетных мастерских вам могут предложить различные варианты паспарту, отличающиеся по цвету, материалу, текстуре и декоративным элементам. Все дело в том, что профессиональное изделие создается на специальном оборудовании. На нем также можно сделать паспарту с гравировкой или декоративным теснением.
Конечно, же стоимость его изготовления будет немного выше, но результат того стоит. К тому же, сотрудники багетной мастерской смогут подсказать вам, какое паспарту лучше всего подойдет именно для вашего шедевра.

Виды паспарту

Выбирая паспарту для той или иной работы, очень важно учитывать целый ряд факторов, влияющих на принятие решения. Место расположения оформленной работы, цели, преследуемые при оформлении, характер самой работы - все это играет важную роль при выборе вариантов оформления. Всегда есть вариант сделать его своими руками. Чтобы сориентироваться в разнообразии паспарту, хорошо было бы разобраться в их разновидностях.


Многослойное паспартуВ зависимости от типа используемого картона различают музейное, резервационное и обычное паспарту. Разница состоит в используемых материалах.
Музейное паспарту производят из специальных хлопковых волокон. Но не содержит химических веществ, способных разрушить работу, оформляемую в него. Их применяют для обрамления ценных музейных экспонатов или дорогих картин, фотографий и прочего.
Резервационное паспарту делается из древесных опилок, между которыми проложены хлопковые волокна. В нем содержится небольшое количество химических веществ, которые способны в течение длительного времени поддерживать оптимальный уровень кислотности.
Обычное или стандартное паспарту делается из обычного картона. Зачастую рукодельницы стремятся сделать его своими руками. Его часто используют при оформлении вышивок, картин, панно из бисера, лент, природного материала. Такое паспарту несет исключительно декоративную функцию, не защищая работу от действия окружающей среды.
Учитывая количество слоев картона, различают однослойное и многослойное паспарту.
Однослойное паспарту часто применяют для оформления современной графики, постеров, фотографий. Хорошо они смотрятся в интерьере детской комнаты, кухни.
Многослойное паспарту используют для придания изображению эффекта глубины. При этом цвет того или иного слоя призван создать баланс между рамкой и изображением.
Современное оборудование позволяет создавать паспарту, отличающиеся по текстуре. Мастера могут предложить вам:

  • паспарту с металлическим эффектом, которое широко используется при обрамлении дипломов, сертификатов, портретов;
  • декоративное паспарту, имитирующее мрамор, гранит, гофрированную бумагу и прочие текстуры. Такое оформление используется при создании дизайна интерьера в определенном стиле. Особенно эффектно если создано своими руками;
  • тканевое паспарту выбирают для оформления современной графики и живописи. Отлично смотрятся они в интерьерах, где преобладают пастельные тона;
  • бархатное паспарту выбирают тогда, когда хотят подчеркнуть особый шик и ценность оформляемой работы.

Подводя итог всему вышесказанному добавим, что несмотря на то, какое паспарту вы выбрали для своей работы, основная ценность, конечно же, состоит в душе, которую рукодельница вкладывает в любой свой шедевр. Особенно если все это сделано своими руками!

Видео: как оформить свою вышивку в рамку с паспарту


Comments

Related posts:


Гвоздика из бисера: поэтапное плетение своими руками (фото)

Стремление украсить своё жилище характеризует и наших предков, и наших современников. Изображения, которые обычно выбираются для украшения, получают своё завершение в виде рамы, если имеют очевидную художественную ценность. У наших предков это был, просто, орнаментальный бордюр по стене или странице иллюстрированной книги. В зависимости от значимости выставляемого на показ шедевра и вкуса владельца, рамки делаются из обычного деревянного или пластикового профиля или багета, богатого по декоративности узора с позолотой и инкрустацией.

Для чего подходит, исключительно, багет
Багет гармонично обрамляет картину маслом на холсте; гобелены и полнометражные вышивки гладью и крестом; панно из замши, кожи, меха; батик; художественные работы из гипса и солёного теста. Для фотографий, акварелей, живописи гуашью или пастелью, графики рамки будут тесны. Им понадобится воздух вокруг изображения и защита от внешних воздействий. Вот здесь не обойтись без паспарту!

Что такое паспарту
Если, буквально, с французского - «проходящий повсюду». Если исходить из оформительской функции - кусок бумаги или картона, который, обрамляя изображение, отделяет его от рамы. Паспарту можно классифицировать по способу изготовления:

  • простое (фотография или рисунок наклеивается на кусок картона большей величины, вставленный в раму);
  • вырезанное (изображение подставляется в вырезанное посередине отверстие на 5мм меньшее, чем размер рисунка, который наклеивается позади картона);
  • объёмное (утолщение края выреза паспарту создаёт иллюзию глубины и перспективы).
По стилю оформления различают:
  • классическое, выполнено в бело-серой гамме со строгой рамкой, по принципу контраста или подобия;
  • французское, выполнено из бумаги средней плотности, цветов основного тона фона картины; особенная деталь- обводка контура окна в две-три линии;
  • английское паспарту, характеризуется увеличением или уменьшением толщины картона за счет наращивания от рисунка к краю или наоборот.
Паспарту делают любой конфигурации. Под изображением на нём может быть сделана надпись, или стоять автограф автора или лица, изображенного на портрете.

В чём художественные достоинства паспарту?
Паспарту, расширяя зрительное пространство вокруг изображения, выгодно подчеркивает его достоинства, усиливает яркость красок за счет нейтрального белого поля. Создаёт настроение, делая акцент на изяществе графического рисунка. Выдвигает художественное произведение на первый план, или даёт нам возможность взглянуть на него как бы через окошко. Паспарту помогают объединить в единую композицию работы разных авторов, или выделить на стене особенности каждого произведения. Паспарту удачно поправляет недостатки нашего зрения, которое утяжеляет нижнюю часть любого изображения. Поэтому, увеличив нижнее поле, при создании вертикальной композиции, или боковые, при горизонтальной, мы вносим зрительную поправку в восприятие произведения.

Почему нельзя обойтись покупными рамками с паспарту?
Просто потому, что к каждой нашей идеи стандартного паспарту не подобрать. Креатив рождает креатив. Сделали интересный фотоколлаж - понадобилось особое паспарту, поколдовали с кусочками ткани над аппликацией - делай подходящее паспарту. Так появилась насущная потребность сделать своим руками то, что может быть и возможно заказать и в мастерской, но за очень большие деньги. А в процессе самодеятельности выяснилось, что и само паспарту можно украсить, придав ему детский или романтический колорит, использовать ткань и нитки, технику купажа и тиснения.

Как сделать паспарту для рисунка своими руками
Для изготовления потребуется лист картона толщиной 3мм, желательно белого цвета (освоив технику, будете уже выбирать цвет по вкусу). Резиновый клей, фотоуголки, или скотч. Нож для бумаги, карандаш, линейка (металлическая). Мелкозернистая наждачная бумага или просто пилочка для ногтей. Алгоритм действия таков:

  1. Заготавливаем паспарту из листа картона, рассчитав его по размерам рисунка: h+5см и S+5см, если вы хотите, что бы между рамкой и рисунком поле было шириной 4см. (h- высота и S- ширина). Ориентируемся на подходящую рамку.
  2. В заготовленном куске картона находим середину и на основании отправной точки строим прямоугольник со сторонами на 1см меньше вашего рисунка.
  3. Аккуратно ножом для бумаг, скользя по металлической линейке, вырезаем середину и зашкуриваем шероховатость среза внутри окна.
  4. Отмеряем от сторон окна 0,5 см и очерчиваем тонкой линией прямоугольник.
  5. Надрезаем углы окна под 45 градусов к углам начерченного прямоугольника.
  6. По карандашным линиям вокруг окна, пользуясь линейкой, с легким нажимом, еле касаясь, проводим ножом, стараясь не прорезать картон насквозь.
  7. Отгибаем края окна по надрезанным линиям. Получаем отворот картона внутрь.
  8. C обратной стороны подставляем рисунок и крепим его к картону (клей, уголки, скотч).
  9. Можно заняться украшательством паспарту, а лучше - просто вставить в подходящую рамку.
Несколько завершённых экземпляров и у вас в руках - неоценимый опыт. Тогда можно экспериментировать со стилями и декоративными изысками. Главное - начать.

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту - это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту - это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле - и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).


Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).


Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).


Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.


Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.

Похожие публикации