Понятие какое познание. Познание: виды и методы

Человек без представлений об окружающем мире не сможет существовать. Обыденное знание позволяет соединить в себе мудрость многих поколений, научить каждого, как правильно взаимодействовать друг с другом. Не верите? Тогда давайте подробнее во всем разберемся.

Откуда появилось знание?

Благодаря мышлению люди веками совершенствовали свои знания об окружающей их действительности. Любая информация, которая поступает из внешней среды, анализируется нашим мозгом. Это стандартный процесс взаимодействия. Именно на нем и строится обыденное знание. К учету принимается любой результат - негативный и позитивный. Далее он связывается нашим мозгом с уже имеющимися знаниями, таким образом происходит накопление опыта. Данный процесс происходит постоянно и заканчивается только во время смерти человека.

Формы познания мира

Существует несколько форм познания мира, и в каждом названии четко прослеживается, что является основой, на которой все строится. Всего таких знаний можно выделить 5:

  1. Обыденное. Считается, что именно из него берут начало все остальные методы познания мира. И это совершенно логично. Ведь данное знание является первичным и есть у каждого человека.
  2. Религиозное знание. Достаточно большой процент людей познает себя через эту форму. Многие считают, что через бога можно познать себя. В большинстве религиозных книг можно встретить описание сотворения мира и узнать о механике некоторых процессов (например, о появлении человека, о взаимодействии людей и т. п.).
  3. Научное. Раньше данное знание плотно соприкасалось с обыденным и часто вытекало из него как логическое продолжение. В настоящий же момент наука стала обособленной.
  4. Творческое. Благодаря ему знания передаются через художественные образы.
  5. Философское. Данная форма познания построена на размышлениях о предназначении человека, его месте в мире и вселенной.

Первая ступень обыденного знания

Познание мира - процесс непрерывный. И строится он на основе знаний, которые человек получает посредством саморазвития либо от других людей. С первого взгляда может показаться, что это все достаточно просто. Но это не так. Обыденное знание - это результат наблюдений, экспериментов и умений тысячи людей. Этот багаж сведений передается на протяжении веков и является результатом интеллектуального труда.

Первая ступень представляет собой знания конкретного человека. Они могут различаться. Это зависит от уровня жизни, полученного образования, места проживания, религии и многих других факторов, которые прямо или косвенно влияют на человека. Примером могут служить правила общения в конкретном обществе, знания о природных явлениях. Даже рецепт, который был прочитан в местной газете, относится именно к первой ступени. Знания, которые передаются из поколения в поколение, тоже относятся к 1-му уровню. Это жизненный опыт, который накапливался в профессиональном плане и часто именуется семейным делом. Часто рецепты по изготовлению вина считаются общесемейным достоянием и чужим людям не рассказываются. С каждым поколением к знаниям прибавляются уже новые, исходя из технологий настоящего.

Вторая ступень

К этому слою относятся уже коллективные знания. Различные запреты, приметы - все это относится к житейской мудрости.

Например, много примет до сих пор используется в области предсказания погоды. Также популярны приметы на тему «удачи/неудачи». Но стоит учитывать, что в разных странах они могут быть прямо противоположными друг к другу. В России, если черная кошка перебежала дорогу, то считается, что это к неудаче. В некоторых других странах это сулит, наоборот, большое везение. Это яркий пример обыденного знания.

Приметы, связанные с погодой, очень четко подмечают малейшие изменения в поведении животных. Науке известно более шестисот зверей, которые ведут себя по-разному. Эти законы природы формировались не одно десятилетие и даже не один век. Этот накопленный жизненный опыт используют даже в современном мире метеорологи для подтверждения своих прогнозов.

Третий слой житейской мудрости

Обыденное знание здесь представлено в виде философских представлений человека. И здесь опять будут видны различия. Житель глухой деревни, который занимается хозяйством и этим зарабатывает себе на жизнь, рассуждает о жизни иначе, чем городской обеспеченный менеджер. Первый будет думать, что главное в жизни честный, тяжелый труд, а философские представления другого будут основаны на материальных ценностях.

Житейская мудрость строится на принципах поведения. Например, что не стоит ругаться с соседями или что своя рубашка намного ближе к телу, и думать нужно в первую очередь о себе.

Примеров обыденного познания мира множество, и оно постоянно дополняется новыми закономерностями. Это связано с тем, что человек постоянно узнает что-то новое и логические связи выстраиваются сами собой. При повторении одних и тех же действий выстраивается своя картина мира.

Свойства обыденного знания

Первым пунктом идет несистематичность. Не всегда конкретный индивид готов развиваться и узнавать что-то новое. Его может вполне устраивать все, что его окружает. И пополнение обыденного знания будет происходить иногда.

Второе свойство - противоречивость. Особенно ярко это может быть представлено на примере примет. Для одного человека черная кошка, перебежавшая дорогу, сулит горе, а второму - счастье и удачу.

Третьим качеством выступает направленность не на все сферы жизни человека.

Особенности обыденного знания

К ним относятся:

  1. Ориентация на жизнь человека и его взаимодействия с окружающим миром. Житейская мудрость учит, как следует вести хозяйство, как общаться с людьми, как правильно жениться/выходить замуж и многое другое. Научные знания изучают процессы и явления, связанные с человеком, но сам процесс и информация кардинально отличаются.
  2. Субъективный характер. Знание всегда зависит от уровня жизни человека, его культурного развития, сферы деятельности и тому подобного. То есть конкретный индивид опирается не только на то, что ему рассказали о том или иное явлении, но также вносит и свою лепту. В науке же все подчиненно конкретным законам и может быть истолковано однозначно.
  3. Направленность на настоящее. Обыденное знание не заглядывает далеко в будущее. Оно основано на имеющихся знаниях, и его мало интересуют точные науки и их развитие в дальнейшем.

Отличия научного от обыденного

Раньше эти два знания тесно переплетались друг с другом. Но сейчас научное знание отличается от обыденного достаточно сильно. Рассмотрим подробнее эти факторы:

  1. Применяемые средства. В обыденной жизни обычно это поиск каких-либо закономерностей, рецептов и т. п. В науке используется специальная аппаратура, проводятся эксперименты, законы.
  2. Уровень подготовки. Чтобы заниматься наукой, человек должен обладать определенными знаниями, без которых будет невозможна данная деятельность. В обычной жизни такие вещи совершенно не важны.
  3. Методы. Познание обыденное обычно не выделяет какие-то конкретные способы, все происходит само собой. В науке же важна методология, и зависит она исключительно от того, какие характеристики содержит в себе исследуемый предмет и некоторые другие факторы.
  4. Время. Житейская мудрость всегда направлена на настоящий момент. Наука же смотрит в далекое будущее и постоянно совершенствует получаемые знания для лучшей жизни человечества в дальнейшем.
  5. Достоверность. Обыденное знание не обладает систематичностью. Информация, которая представляется, обычно образует пласт знаний, сведений, рецептов, наблюдений и догадок тысячи поколений людей. Ее можно проверить, только применяя на практике. Никакой другой способ не подойдет. Наука же содержит в себе конкретные закономерности, которые являются неопровержимыми и не требуют доказательств.

Способы обыденного познания

Несмотря на то что в отличие от науки у житейской мудрости нет определенного обязательного набора действий, все равно можно выделить некоторые методы, используемые в жизни:

  1. Соединение иррационального и рационального.
  2. Наблюдения.
  3. Метод проб и ошибок.
  4. Обобщение.
  5. Аналогии.

Это основные методы, используемые людьми. Познание обыденного - процесс непрерывный, и человеческий мозг постоянно сканирует окружающую действительность.

Варианты распространения знаний

Человек может получить обыденное знание разными способами.

Первый - постоянный контакт индивида с окружающим миром. Человек подмечает закономерности в своей жизни, делая их постоянными. Делает выводы из различных ситуаций, тем самым формируя базу знаний. Эта информация может касаться всех уровней его жизни: работы, учебы, любви, общения с другими людьми, животными, везения или неудач.

Второй - средства массовой информации. В век современных технологий у большинства есть телевизор, интернет, сотовый телефон. Благодаря этим достижениям человечества всегда есть доступ к новостям, статьям, фильмам, музыке, искусству, книгам и многому другому. Посредством всего перечисленного индивиду постоянно поступает информация, которая обобщается с уже имеющимися знаниями.

Третий - получение знаний от других людей. Часто можно услышать на какие-либо действия различные поговорки. Например, «не свисти - денег в доме не будет». Либо обыденно-практическое знание может выражаться в советах, которые получает молодая девушка от матери при готовке еды. Оба примера - это житейская мудрость.

Научное и повседневное в жизни

Обыденное и научное знание об обществе тесно переплетены друг с другом. Наука «выросла» из житейских наблюдений и экспериментов. До сих пор существует так называемая примитивность, то есть научно-обыденные знания в химии, метеорологии, физике, метрологии и некоторых других точных знаниях.

Ученые могут брать некоторые допущения из обычной жизни и смотреть на их доказуемость в научной среде. Также часто научные знания сознательно упрощаются, чтобы донести их до населения. Используемые в нынешнее время термины и описания не всегда могут правильно усваиваться простыми людьми. Поэтому в данном случае обыденное и научное знание тесно переплетаются, что дает возможность каждому индивиду развиваться вместе с миром и использовать технологии современности.

В интернете часто можно найти ролики, где, например, физику объясняют практически «на пальцах», не используя сложные термины. Это позволяет популяризовать науку среди населения, что ведет к росту образованности.

творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Исходную структуру П. представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. - это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма.

Начиная с "коперниканского поворота" И. Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в П. мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. Гегель). Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.

В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопо-ставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятие, суждение и умоза-ключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Структурировать П. можно также в зависимости от объекта П. и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов П. можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом П. выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы П. на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

В понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

В достоверном обобщении фактов;

В том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

Ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

Восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

Представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

Понятие;

Суждение;

Умозаключение.

Понятие - это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение - мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение - это связь понятий.

Умозаключение - это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру П. представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций «знания и мнения» (античность), «разума и веры» (средние века), «знания и незнания» (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обуславливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. - это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с «коперниканского поворота» Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в П. мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, Фихте, Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Гегель). Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное II. (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Структурировать П. можно также в зависимости от объекта П. и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов П. можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом П. выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы П. на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.

Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

познание это:

познание высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой деятельностью. В П. выделяют два уровня: чувственное П., осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное П., протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художественное и научное П., а в рамках последнего - П. природы и П. общества. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т. п. Общее учение о П. дает философская теория П.

Словарь по логике. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А.А.Ивин, А.Л.Никифоров. 1997.

Познание (философия) это:

Познание (философия)

Познание (философия)

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Виды(методы) познания

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.» И.Кант

Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. - соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.

Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Платон

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь делится на два рода - сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым - уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода - это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

Эпикурейцы

Филон Александрийский

Типы познания

Существует несколько типов познания:
  • мифологическое
тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни).Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом .
  • религиозное
объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе , является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер .
Цель религиозного познания в монотеизме - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления. В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован Самим Христом в «заповедях блаженства»: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.,5,8)
  • философское
философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология .
В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал , содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
  • чувственное
является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания.
  • научное (рациональное)
предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Его основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

См. также

  • Мышление
  • Эпистемология (гносеология)
  • Гнозис
  • Восприятие
  • Когнитивность
  • Критика чистого разума

Ссылки

  • Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с ISBN 978-5-222-11009-6
  • Левичев О. Ф. Логико-гносеологический механизм познания всеобщих законов в процессе становления синтетического сознания педагога
  • Теория познания см. в словаре Брокгауза и Ефрона или в Большой советской энциклопедии.

Что такое познание?

Познание - это?

Вот правильное определение ПОЗНАНИЯ.

Познавательный процесс представляет собой гармоническое развитие знаний в разных формах и содержаниях. То есть познание понимается как движение разума к знанию, истине, творческая деятельность.

Если своими словами, то познание это изучение чего-либо нового в любых сферах. Я бы назвал познание углубленным изучением, своего рода взглядом изнутри. Самое главное в познании, это желание узнать самому. Когда человек изучает тему с желанием, то информация впитывается намного лучше. Ищутся нюансы, мелочи и непонятные вопросы с последующим их решением. Все это дает определенно лучшие познания в определенной теме. Можно учить и изучать, но НЕ ПОЗНАТЬ ГЛАВНОГО.

-Ежик-

Определение слова познание заключается в следующем:

Это высшая степень отражения действительности,выработка настоящих знаний,которые достигаются человеком путем приобретения жизненного опыта.Это стремление человека к чему-то новому,еще не постежимому.Существует много форм познания.но основная это познание истины.

А вот какое определение дает слову Логический словарь:

88Summertime88

Позна́нием называют такие процессы, и методы, с помощью которых приобретаются знания о законах и явлениях объективного мира. Познанием занимается наука гносеология.

Говоря о познании, мы подразумеваем творческую деятельность человека. Этот процесс включает в себя два уровня:

  • чувственный,
  • рациональный.

Также оно может быть произвольным и организованным.

Познание присуще человеку. Познание - это процесс приобретения новых знаний. Всю свою жизнь человек познает мир. Маленький новорожденный ребенок смотрит вокруг себя, слишит звуки, таким образом он познает мир. Затем за свою жизнь мы постоянно узнаем что-то новое. Все новые знания (в любой сфере жизнедеятельности) будут являться познанием.

Said petrov

Познание это важная часть человека.Благодаря этой способности мы развиваемся.Познание это вид деятельнности человека которая направленна на поиск и получение знания о мире.Мотивы познания обуславливаются стремление понять как это работает и как это использовать.Конечная цель познания достижение истины

Познание - это сведение, знание, опыт и всё, что человек знает из науки. И в то же время, познание - это когда происходит процесс приобретения знаний, когда постигаются закономерности объективного мира. И, конечно, к самому процессу познания нужны определённые способности. Не даром говорится:

Я понимаю слово познание, как именно яркое стремление человека познать что- то новое для себя. Оно должно выражаться именно в стремлении, в желании самого человека. Познание в какой либо отрасли помогает человеку самосовершенствоваться, достигать высот. Оно движет человеком, развивает его.

Natashau

Познанием называют изучение человеком различных аспектов наук, естества природы. Получение новых знаний. Это понятие широко применяется в философии. Там существуют такие понятия, как познание окружающего мира или познание самого себя.

Baraboliy

Каждый в этом слове видит что-то свое... для кого-то это знания... для кого-то это опыт и мудрость, для кого-то просвещение и Бог. Все зависит от человека, от его характера и соответственно жизненной позиции.

Luchiya22

Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

Совершенствование средств познания – неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, то есть существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий.

Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX веке стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в VIII главе). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение – таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Опишите пожалуйста. Что такое ненаучное познание?

Луч надежды

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Знание - сила, сказал английский философ Бэкон. Знание необходимо человеку во всех видах деятельности. Из потока информации человек усваивает только некоторую часть. Эта часть и есть собственно знания, которыми мы овладели. В целом наши знания достаточно разнообразны, это знания о предметах, о том, как ими пользоваться. Особый тип знаний составляют наши идеи о том, как формируется само знание, откуда у людей берутся бесспорные представления. Знания не возникают сами по себе, они результат особого процесса, познавательной деятельности людей. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками диких животных, приобрёл полезные сведения, которые помогали ему в дальнейшем их одомашнивании. Ребёнок, разбивший стекло, узнаёт, что оно хрупкое, эти ситуации показывают, что познание может происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной жизни. Другие примеры: зоолог проводит исследования по выявлению особенности размножения диких животных в неволе. Подросший ребёнок в школе изучает на уроках физики свойства твёрдых тел. Здесь речь идёт о специально организованном познавательном процессе.
Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объект познания) . Они соотносятся друг с другом. Человек познаёт мир посредством органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это то, что мы воспринимает органами чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета называется восприятием. Чувственный образ предметов и явлений сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия называется представлением. Познающий человек не может ограничиться лишь чувственным познанием, он проникает в суть вещей, используя способность мыслить. Это рациональное познание. Процесс мышления протекает благодаря мыслительным операциям: сравнению, уподоблению, обобщению, отвлечению. Процесс мышления и оформления его в речевой форме - не два самостоятельных, идущих друг за другом про- цесса, а единый. Форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо, называется суждением.
В человеческой речи суждения связаны между собой логически.
Человек приходит к выводу или умозаключению.
НАУЧНОЕ И НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.
Научное познание базируется на таких источниках знаний, как разум, оно опирается на результаты науки и опытов, формой научного познания является теория. многие законы науки первоначально возникают в форме гипотез. Формами ненаучного познания можно назвать мифы, практическую деятельность, народную мудрость и здравый смысл.
Иногда ненаучное познание - базируется на таких источниках, как чувство, ведущее к так называемым откровениям, или метафизическим озарениям, примером ненаучного познания является вера. Существует ненаучное познание средствами искусства, которое создаёт художественный образ.

Похожие публикации