Театрализованная деятельность в детском саду. Театрализованная деятельность в доу

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей дошкольников»

Л.А.Гатиятова

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» «Виктория» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная.   По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Теоретическую основу исследования составляют труды современных отечественных педагогов (Антипина Е.А., Доронова Т.Н., Карпинская Н.С., Чурилова Э.Г., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Петрова Т.И. и др.) в области театральной деятельности. 

Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду, и анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, я пришла к выводу, что дети у которых наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность, монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывания начала и конца слов, мало общаются со сверстниками и не принимаются ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, уязвлённым. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Важно вовремя уделить этим проблемам пристальное внимание и помочь ребенку наладить отношения с окружающим, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования социально-коммуникативных навыков ребенка. И, кроме того, положительно влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. К тому же, участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Таким образом, проанализировав методическую литературу, определила для работы методическую тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников » . Работа по данной теме поможет решить проблемы, стоящими перед моими воспитанниками, а именно: трудности в социализации, межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние, в прочтении коротких стихов.

Реализацию своей методической темы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников» я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе  занялась выбором теоретического   материала, подбором практических методов, разработкой системы работы по этой проблеме. Помимо непосредственно-образовательной деятельности в рамках основной общеобразовательной программы я организовала кружок по дополнительному образованию «Фантазёры», разработала авторскую программу кружка для детей 4-7 лет.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Рабочая программа имеет цель:

создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников

Задачи для детей средней группы:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Задачи для детей старшей группы

    Приобщение   детей  старшего  дошкольного   возраста  к  театральной   культуре, учить  детей передавать    образы   с помощью    вербальной  и невербальной   стороны  речи.

    Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).

    Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

    Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

    Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.

    Воспитывать  положительное   отношение  к театральным    играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности    в себе.

Для успешной реализации задач по театрализованной деятельности возникла необходимость в организации предметно-пространственной развивающей среды. Мною, совместно с родителями организован центр театрализованной деятельности с учетом требований ФГОС и включает в себя:

    ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения);

    Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);

    Детскую художественную, познавательную и методическую литературу;

    Атрибуты  для  организации  театрализованных  игр  (ширмы,    костюмы, шапочки, маски,

    разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый,    резиновой игрушки, магнитный театр);

    картотеку театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи.

Мною был систематизирован материал для внедрения в практику своей группы. Были созданы: картотека сюжетно-ролевых игр, картотека на развитие эмоций, речевых игр и упражнений, в группе имеется большая картотека чистоговорок. В ходе работы я пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

Основные формы работы:

1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме,

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Специальный подбор народных игр, содержащих элементы, атрибуты народного творчества, повышает интерес к народному фольклору и национальным традициям, способствует установлению взаимосвязи между творческим знанием национальной культуры, «вживанием» в неё. А также помогает найти правильный подход к каждому ребенку. Обеспечивая радостное » проживание» в детском саду и установить между нами доверительные отношения.

Любое занятие мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речетатива. Такое начало занятий помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятий.

В свою работу я включила игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Кукольный театр - это вид сюжетной «режиссерской » игры. Предлагаем детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки(театр игрушек), петрушек (кукол надеваемых на пальцы рук),вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр используем как методическое средство, активизирующее речь детей. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.

Из практики своей работы сделала вывод, что любая задача любой деятельности решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении непосредственно-образовательной деятельности. Необычный сказочный сюжет позволяет заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

Развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

Созданию атмосферы творчества;

Социально – эмоциональному развитию детей.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. А для этого в группе имеются несколько видов театра:

    пальчиковый театр;

    театр «Киндер» («Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь»);

    деревянный настольный театр;

    театр «Живой перчатки»;

    театр «Ниточка – клубочек»;

    театр кукол «Би-ба-бо»;

    теневой театр;

    театр на платках

    шагающий театр

    театр на ложках

    театр на стаканчиках

    носочный театр

    плоскостной театр на фланелеграфе…

В процессе работы использую различные виды театров как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Дети, используя их в игре, проявляют свои успехи в кукловождении, в имитации движений героев своего «сценария». Мои дети охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: отправляют своих героев для строительства замков для хитрой лисы или ёжика, готовят для них обед. Ребята очень любят самостоятельно воспроизводить известные сюжеты сказок, переигрывают их на свой лад, придумывают свой конец сказки. В своей работе стараюсь как можно больше использовать словесных игр, игр с пальчиками, игр – драматизаций, построенных на диалоге нескольких персонажей.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрального действия, а на организацию творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнёрских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклю, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела родительские собрания «Театр – мир творчества», консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома».

По словам родителей, после театральных занятий их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Показывали свои сказки детям младших групп, это им очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций. Мои наблюдения по теме «Театрализованная деятельность дошкольников» показали, что наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально, как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Родители должны быть щедрыми и доставлять удовольствие детям, и наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

В результате мониторинга освоения основной общеразвивающей программы в средней группе дети, посещающие кружок «Фантазеры» показали высокий уровень освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». К концу года количество детей с высоким уровнем развития повысился с 12% до 41%, со средним с 35% до59%,а с низким снизился с 53% до 15% . Играя «на сцене» дети быстрее развиваются умственно, физически, игра укрепляет мышечный аппарат, развивает пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности, приобщает ребенка к миру театра. Реализация программы в старшей группе на данный момент еще продолжается. Но свои положительные результаты уже есть.

    Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.

    Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.

    Через театрализованную  игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.

    У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.

    Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

    У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.

    Активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь.

    Дети стали раскрепощаться и творить.

Программа кружка по театральной деятельности «Фантазеры» разработана мною для детей 4-7 лет, поэтому в следующем году работа в данном направлении продолжится и, надеюсь, принесет также положительные результаты не только в социально-коммуникативном развитии детей но и в дальнейшей адаптации моих воспитанников в школе.

Выводы

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

Воспитатель и родители должны работать в тесном контакте между собой. Это необходимо, прежде всего, в подготовке к спектаклю, какому-либо празднику. Родители видят конечный результат работы воспитателя успешным, вызывающим бурю эмоций. Они непосредственно становятся помощниками и участниками творческого процесса, своего рода – творцами. Сколько теплых слов и огромной благодарности мы слышим от родителей по окончанию спектакля или праздника! И я всегда отвечаю им тем же. Эту «волшебную ниточку» взаимодействия между педагогами и родителями, родителями и детьми нельзя прерывать ни в коем случае, а вести ее на протяжении всего творческого процесса. Главное не разрушить чувства праздника в душе ребенка!

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников

Список литературы

    Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М.:АСТ:Астрель.2007.-58с.

    Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

    Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.

    Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.

    Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.

    Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

    Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.

    Мирясова В.И.Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.

    Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

    Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

    Сорокина Н.Ф., МилановичЛ.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.

    Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.

    Чистякова М.И. Психогимнастик

    Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

    Интернет –ресурсы: http \\www . portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php

    Интернет –ресурсы: http \\ www . ozreksosh.ru

    Интернет –ресурсы: http \\ www . nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-deyatelnosti-s-detmi-4…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников» Асекеевского района Оренбургской области
«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ ДС № 4

С.А. Хилинская

Из опыта работы

Подготовила:

Галимуллина Зульфия Яппаровна

воспитатель первой

МБДОУ ДС № 4

Асекеевского района

Оренбургской области

Асекеево 2014

Тема : «Использование средств театральной деятельности в работе с детьми».

Цель: Развитие интереса детей к театральной деятельности.

План раскрытия темы:

2. Значение театрализованных игр на развитие детей.

3. Виды театральных кукол.

4. Последовательность обучения театральной деятельности детей в каждой возрастной группе.

5. Условия успеха театрализованной деятельности.

6. Куклотерапия.

8. Литература.
Актуальность. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры

Новизна. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Но как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру. Как перенести детскую игру на сцену. На занятиях они играют, творят, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня.
Преимущества работы:

1. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с иргой. Всякую свою выдумку, впечатление от окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

2 Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.

3. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

Не случайно в последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра - мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Без зрителей все дети прекрасные актеры. Роль зрителя очень важна, умение слушать и слышать, смотреть и видеть важно для тех, кто играет на сцене и кто находится в зрительном зале.

Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая, огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время , осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра в НОД . Во время непосредственно образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых - это совместная деятельность детей на прогулке, вне НОД. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах , чтение художественной литературы с последующим

обыгрыванием сюжетных эпизодов вне НОД в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:


Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Эстетическое развитие

Развитие движений

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.



- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

Воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

Воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

Развитие эмоций;

Воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.


- содействие развитию монологической и диалогической речи;

Обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).


- приобщение к высокохудожественной литературе;

Развитие воображения;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.



- согласование действий и сопровождающей

их речи;


- умение воплощать в творческом движении настроение , характер и процесс развития образа;

Выразительность исполнения основных видов движений.


Театральная деятельность представлена в детском саду кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Виды театров для всех возрастных групп


1 младшая

группа


2 младшая

группа


Средняя

группа


Старшая

группа


Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами .

Чтобы дети не чувствовали себя неуверенно, не отказывались от участия в спектакле, чтобы помочь преодолеть страх, формировать у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах, научить их общаться со сверстниками нужны куклы различных систем: куклы-марионетки, теневые куклы, веревочные куклы, пальчиковые куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

Слайд 2. Веревочные куклы многофукциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы , за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Слайд 3. Куклы марионетки состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Работа с куклой- марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Слайд 4. Теневые куклы изготавливают из черного картона или бумаги . Такие куклы применяют для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Играя с куклой в теневом театре. Ребенок получает опыт решения своей проблемы. Ребенок может делать со своей «куклой - страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом

и состоит смысл теневого театра.

Слайды 5,6. Плоскостные куклы. Они получили это название. Потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или кнопках и свободно двигаются. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я». Сюда же можно отнести картинки на палочке, картинки на плотной основе по типу фланелеграфа. Картинки на палочке изготавливаются из двух половинок , которые соединяются друг с другом. Внутри крепится деревянная палочка. Картинки на плотной основе изготавливаются из картона, с обратной стороны приклеивается липкая лента.

К режиссерским играм в детском саду относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Слайды 7, 8. Перчаточные куклы Основанием - туловищем куклы служит перчатка, голову чаще всего делают из папье - маше. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок. А Ю Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По ее мнению, встреча перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее это же не он говорит, а его герой. « Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно сдвижением руки и при этом передать эмоции. Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда детям понятно выражение: « Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут, как тряпочные» Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Слайды 9,10,11 . Пальчиковые куклы их можно изготавливать из шариков от пинг-понга, пустых скорлупок от яиц, из картона в виде небольших цилиндров, связать из пряжи, сшить из материала или использовать готовые игрушки.

Слайд 12 . Театр ложек тоже вызывает интерес.

Театральные куклы никого не могут оставить равнодушными, потому что напоминают ребенку те привычные детские игрушки, с которыми они играют в повседневной жизни. Театральная кукла, таким образом, становится мостиком, соединяющим игру с творчеством. Младшие дошкольники очень любят смотреть кукольные спектакли. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили. Кукольный театр доставляет детям огромную радость. Из всех видов кукольного театра в младших группах наибольшей популярностью пользуются театр картинок на палочке. Их показывают за ширмой, держа на палочке; картинки, на фланели, которые прикрепляются на специальную доску. Используется также театр игрушек и петрушек (назван по имени старинного народного кукольного героя – Петрушки). В театре игрушек и петрушек все объемное.

Без определенных знаний, умений и навыков театрализованная деятельность не может развиваться самостоятельно, поэтому, начиная с первой младшей группы необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию у детей навыков общения интонационной выразительности речи, формированию умения имитировать жесты людей, движения животных. Для младших детей много потешек, привлекающих ребенка своей ритмичностью, игровым содержанием, сказок.

Читая потешку, побуждая малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Воспитатель следит за импровизацией детей, подсказывает и направляет творческую деятельность детей.

Со второй младшей группы детей специально учат изображать описанную в художественном тексте ситуацию. Кукольные инсценировки удобнее начинать с диалогов из двух человек, но могут быть заняты одновременно несколько малышей, исполняющих разные роли. Во второй младшей группе можно использовать для драматизации такие произведения как р. н. с «Тили -бом», эпизоды из сказок «Рукавичка», «Три медведя», «Маша и медведь», и другие. Сначала на занятиях, затем в свободное время. В средней группе театрализованная деятельность детей становится значительно совершеннее, так как дети уже владеют определенными умениями и навыками. Можно драматизировать сказки «Смоляной бычок», «Три поросенка» «Заяц и еж» «Рукавичка» «Пых» «Лисичка со скалочкой» и другие. Работа с детьми строится таким образом, чтобы они не чувствовали процесс обучения, а были заняты интересной деятельностью-игрой, увлекательной сказкой, в которой создаются ситуации требующие самостоятельного решения. Постоянно нужна эмоциональная поддержка всем детям, а особенно застенчивым. «Ты можешь лучше, в следующий раз у тебя все получится».

Существует еще самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод лечения с помощью куклы основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт – терапии (Г Денисова, Лебедева, А Осипова), игротерапии (А Тащева, С Гриднева) или выделяют отдельно.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также имеющими эмоциональную травму. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация и развязка. Конец всегда должен быть позитивным.

Таким образом, театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театрализованные игры стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. А театральная кукла - это мостик, соединяющий детскую игру с творчеством, с театральной деятельностью.


Литература:

1. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. - Журнал «Старший воспитатель», №3, 2008 г.

2. Фаустова И.В. Метод куклотерапиии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.- Журнал «Управление ДОУ», № 5, 2008 г.

3. Хамадиева О.И. «Студия театрального мастерства»Карусель».- Журнал «Воспитатель ДОУ», № 2, 2007 г.

4. Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду» издательство.- Москва, «Мозаика – синтез», 2007 г.

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

  1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
  2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
  3. в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

  • пальчиковый;
  • перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

  1. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
  2. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
  3. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

  • театр масок;
  • театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.

Ширма для пальчикового театра

Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».

Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей :

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

Формирование у дошкольников опыта социальных навыков поведения через театрализованную деятельность

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Вся жизнь детей насыщена игрой. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской театрализованной деятельностью, т.е. воспитание у ребёнка основ общей культуры, приобщение к искусству театра, развитие творческой активности и игровых умений детей.

Театр – это средство эмоционально-эстетического развития детей в детском саду. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость). Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно такая способность к идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-то персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Для работы над продолжительным действием мы рекомендуем брать народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от 3 до 5). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требует специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают роли всех героев. Постепенное знакомство с сюжетом даёт возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки, в её образном строе. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении тетра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлений составляет также чтение детской литературы.

Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах педагог узнаёт мнение малышей: понравилось ли выступление, о чём был сюжет и т.д.

Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссёров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актёров репетирует роли для постановки. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями). Группа гримёров в день представления готовит исполнителей к выходу на сцены.

Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребёнком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребёнку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой – не находиться в стрессовой ситуации. В работе следуют использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребёнок мыслит и действует по-своему.

Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна

  • < Назад
  • Вперёд >

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная форма деятельности является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает детей принять активное участие в действии. Также такой вид деятельности решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками диких животных и т.д.

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровая театрализованная деятельность помогает детям освоить элементарные этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

Театрализованная деятельность активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал так: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играет театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Занятия с включением театрализованной деятельности являются одной из форм работы с детьми, уже начиная с первой младшей группы. Целью их является обогащение детей радостными впечатлениями. В первой младшей группе лучше начинать знакомство с театральной куклой – би-би-бо, и театрализованными играми. Начиная со второй младшей группы детей последовательно необходимо знакомить с видами театра, основами актерского мастерства. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе ребята чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость и стеснение, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Похожие публикации