В чем смысл любви.

Любовь, это понятие настолько многогранно, что рассуждения о нём порой заводят в непролазные дебри.. Что же это за чувство, манящее и одновременно принуждающее к жертве, заставляющее отречься от себя и жить ради кумира. Насколько страшна или прекрасна любовь и как справиться с её уничтожающим испепеляющим огнём.

Несколько сторон любви

Рассмотрим несколько разных сторон этого понятия:

  • Гуманизмом называют любовь к человечеству, это всеобъемлющее чувство присуще глубоко образованным и интеллектуальным людям, для которых гуманность является неотъемлемой частью характера, жизни.
  • Патриотизмом принято считать любовь к Отчизне.
  • Можно любить искусство и посвятить этой прекрасной стороне жизни своё существование. Тоже относится и к другим сферам деятельности человека, науке, философии, любому творчеству и ремеслу.
  • Родительской или материнской любовью наделены личности, которые забыв о себе, всё своё существо посвящают детям.
  • Супружеская любовь, пожалуй, самая специфичная и особенная. Это целый комплекс сложных человеческих взаимоотношений, включающий и слияние биологических и нравственных, и психологических желаний. Здесь совпадает множество нюансов, из которых соткана повседневная жизнь мужчины и женщины. В случае совпадения, супруги начинают смотреть в одну сторону. Здесь и бытовые потребности, и совпадение взглядов на жизнь, совместное воспитание детей и одинаковые культурные ценности.
  • Половая любовь, включающая в себя не только сексуально – эротическое влечение, здесь есть и другие ценности: привлекательность, эмоциональность, и даже, если хотите нравственность. Подлинность таки отношений невозможна без совпадения личностей, характеров, иначе даже такие любовные отношения погибают.

Любовь, как наивысшая ценность

Любовь это чувство, которое дано человеку как наивысшая ценность. Можно лишить человека всего, свободы, жизни, но право любить никто не в состоянии отобрать.

За всё многовековое эволюционное развитие, человек развивался и вместе с тем совершенствовал в себе чувство любви. Она как бы существует над повседневными запросами, есть, одеваться, в чём –то нуждаться. Любящий человек оказывается выше обыденности, он «летает», ему становятся понятны переживания других, чуткость и бережное отношение к чувствам подобного свойства становятся ему понятными. Он тонко реагирует на красоту и «воспаряет» над землёй, выстраивая свою жизнь по другим законам. Этот кодекс написан красотой, свободой, добром, справедливостью.

О высшем смысле любви задумывались во все времена. Где начало этого удивительного чувства и как разгадать тайну её появления? Когда, в какие времена возникла эта главная загадка человечества. Именно ей обязаны все шедевры искусства великих зодчих, прекрасные музыкальные произведения композиторов, поэтов и философов. Она, творила историю человечества, она была главным вдохновителем великих эпох возрождения. Или любовь, это как раз плод этой самой цивилизации?

Истоки любви

Если верить учёным, в древние времена пещерной жизни, человек не знал любви. Это были дикие особи, занимающиеся групповым браком и понятия не имевшие, ни о каких привязанностях или чувствах.

Половым влечением отличались и античные времена, когда жизнью правил Эрос. А первые упоминания о любви возникли около 5 тыс. лет назад. Первой любовной историей считаются отношения фараона Египта Эхнатона к жене Нефертити. Но это всего лишь предположения. Согласно древней мифологии об этом чувстве красноречиво рассказывается в ряде прекрасных любовных мифов. У древних греков различалось несколько видов любви:

Основная заповедь любви

Ответ о любви, как о высшем смысле можно найти в Библии. Все проповеди Иисуса Христа основаны на главной мысли «любовь - это высший закон человеческой жизни». Единственный принцип нравственности, по которому должны выстраиваться отношения между людьми. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:37-39).

Подлинная любовь освобождает человека, открывает ему глаза и делает возможным постижение великой тайны существования. Она дарует развитие духовное и нравственное, открывает такие стороны его личности, о которых он не подозревал.

В обществе равнодушия и духовной лени, зависти и накопительства, истинная любовь стала редким явлением и особенно востребованным чувством. И, если вы обрели её, радуйтесь, и храните её, так как настоящая любовь даётся далеко не всем, этот редкий дар Всевышнего будет вам ответом на главный вопрос бытия «Зачем мы живём?» и возможно посредством любви, вам откроется тайная дверь и вы познаете высший смысл любви, как главный закон мироздания.

У любви миллион значений,
Ее истолковывают как хотят.
Окутана массой заблуждений
И они мимо ее скользят.

Любовь не освободить от искажений
Без очищенья от привычной лжи,
От чуждых, внешних выражений
Того, что вечно в ней лежит...

https://www.сайт/poetry/1134172

Это состояние любовного развода с жизнью, как объектом своей бывшей любви . Между любовью и смыслом Потеряв “смысл любви ” к какому-то человеку, мы можем вновь найти это чувство в новой любви , в новом увлечении. В мире много людей, которые достойны нашей любви . Потеряв “смысл жизни” (или любовь к самой жизни), мы можем вновь найти это чувство в новом...

https://www.сайт/psychology/1835

Этот мир катится к деградации, к социальной и экологической катастрофе. Принцип силы должен служить принципу любви - женщине. Мир, основанный на принципе любви , будет другим, прекрасным миром. Но матриархат - еще не венец эволюции. Когда у мужчины... , Подведу итог: психология отношений мужчины и женщины имеет не только физический, но глубоко духовный смысл . Этот смысл в формировании супругами духовного существа, андрогина, многократно усиливающего силы и возможности как мужчины, так и...

https://www.сайт/psychology/16317

Мучения человечества, которое жестоко страдает от своей неспособности вырваться из плена иллюзий и понять, в чём состоит истинный смысл его существования. Известен такой афоризм индейцев Центральной Америки: «Если ты не знаешь, за что ты мог бы... человек обрести всё это? Как получить ему эти дары милосердия и эти силы? Во-первых, в познании Бога. Во-вторых, в любви к Богу. В-третьих, в вере. В-четвёртых, благотворительными деяниями. В-пятых, самопожертвованием. В-шестых, отрешением от мира сего. ...

https://www..html

Делаются. Трудитесь люди и размножайтесь, такова заповедь Бога. Только помните! Есть не очень красивый анекдот, но со смыслом . Один будем условно говорить коллега пришел в гости к другому коллеге и увидел в туалете книгу, на которой написано... любовь европейцев более чиста по сравнению " любви " тех христианских и православных ортодоксов орущих о " гибели Европы". Европа не погибнет, по крайне мере не от ДОБРА и ЛЮБВИ ! Когда европейцы показали истинные примеры любви , пригласив за свой стол, тех кто...

В. Соловьев

Смысл любви

Обыкновенно смысл любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Я считаю этот взгляд неверным - не на основании только каких-нибудь идеальных соображений, а прежде всего на основании естественноисторических фактов...

То, что размножение живых существ может обходиться без любви, это ясно уже из того, что оно обходится без самого разделения на полы. Значительная часть организмов как растительного, так и животного царства размножается бесполым образом: делением, почкованием, спорами, прививкой…

У человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения (как у птиц) и напряженность страсти (как у млекопитающих). Итак, любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая….

Но если таким образом на двух концах животной жизни мы находим, с одной стороны, размножение без всякой любви, а с другой стороны, любовь без всякого размножения, то совершенно ясно, что эти два явления не могут быть поставлены в неразрывную связь друг с другом, - ясно, что каждое из них имеет свое самостоятельное значение и что смысл одного не может состоять в том, чтобы быть средством другого…

Тут мы встречаемся с популярною теорией, которая, признавая вообще любовь за средство родового инстинкта, или за орудие размножения, пытается, в частности, объяснить индивидуализацию любовного чувства у человека как некоторую хитрость или обольщение, употребляемое природою или мировою волей для достижения ее особых целей. В мире человеческом, где индивидуальные особенности получают гораздо больше значения, нежели в животном и растительном царстве, природа (иначе - мировая воля, воля в жизни, иначе - бессознательный или сверхсознательный мировой дух) имеет в виду не только сохранение рода, но … и усовершенствование человеческой природы…

Так как в человечестве дело идет не только о произведении потомства вообще, но и о произведении этого наиболее пригодного для мировых целей потомства и так как данное лицо может произвести это требуемое потомство не со всяким лицом другого пола, а лишь с одним определенным, то это одно и должно иметь для него особую притягательную силу, казаться ему чем-то исключительным, незаменимым, единственным и способным дать высшее блаженство. Вот это-то и есть та индивидуализация и экзальтация полового инстинкта, которою человеческая любовь отличается от животной, но которая, как и та, возбуждается в нас чуждою, хоть, может быть, и высшею силою для ее собственных, посторонних нашему личному сознанию целей, - возбуждается как иррациональная роковая страсть, овладевающая нами и исчезающая как мираж по миновании в ней надобности. (Шопенгауэр, Гартман и др).

Если б эта теория была верна, то…. чем важнее потомство, тем сильнее должна была бы быть любовь родителей, и, обратно, чем сильнее любовь, связывающая двух данных лиц, тем более замечательного потомства должны бы мы были ожидать от них по этой теории. Чем более мировая воля заинтересована в имеющем явиться на свет произведении, тем сильнее должна она притянуть друг к другу и связать между собою двух необходимых производителей.

В действительности, однако, мы не находим ничего подобного - никакого соотношения между силою любовной страсти и значением потомства. Прежде всего мы встречаем совершенно необъяснимый для этой теории факт, что самая сильная любовь весьма часто бывает не разделенною и не только великого, но и вовсе никакого потомства не производит. Если вследствие такой любви люди постригаются в монахи или кончают самоубийством, то из-за чего же тут хлопотала заинтересованная в потомстве воля?

Как мы видели, 1) сильная любовь весьма обыкновенно остается неразделенною; 2) при взаимности сильная страсть приводит к трагическому концу, не доходя до произведения потомства; 3) счастливая любовь, если она очень сильна, также остается обыкновенно бесплодною. А в тех редких случаях, когда необычайно сильная любовь производит потомство, оно оказывается заурядным…

Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность. Утверждая себя вне всего другого, человек тем самым лишает смысла свое собственное существование, отнимает у себя истинное содержание жизни и превращает свою индивидуальность в пустую форму.

Есть только одна, сила которая может изнутри, в корне подорвать эгоизм, и действительно его подрывает, именно любовь. Ложь и зло эгоизма состоят в исключительном признании безусловного значения за собою и в отрицании его у других; рассудок показывает нам, что это неосновательно и несправедливо, а любовь прямо фактически упраздняет такое несправедливое отношение, заставляя нас не в отвлеченном сознании, а во внутреннем чувстве и жизненной воле признать для себя безусловное значение другого.

Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни… неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее и в слове Божьем сказано: будут два в плоть едину, т.е. станут одним реальным существом…

На деле вместо поэзии вечного и центрального соединения происходит лишь более или менее продолжительное, но все-таки временное, более или менее тесное, но все-таки внешнее, поверхностное сближение двух ограниченных существ в узких рамках житейской прозы. Предмет любви не сохраняет в действительности того безусловного значения, которое придается ему влюбленной мечтой. Для постороннего взгляда это ясно с самого начала; но невольный оттенок насмешки, неизбежно сопровождающий чужое отношение к влюбленным, оказывается лишь предварением их собственного разочарования. Разом или понемногу пафос любовного увлечения проходит, и хорошо еще, если проявившаяся в нем энергия альтруистических чувств не пропадает даром, а только, потерявши свою сосредоточенность и высокий подъем, переносится в раздробленном и разбавленном виде на детей, которые рождаются и воспитываются для повторения того же самого обмана.

Итак, если смотреть только на то, что обыкновенно бывает, на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не перейдя ни в какое дело (так как деторождение не есть собственно дело любви). Но, признавая в силу очевидности, что идеальный смысл любви не осуществляется в действительности, должны ли мы признать его неосуществимым?...

Было бы совершенно несправедливо отрицать осуществимость любви только на том основании, что она до сих пор никогда не была осуществлена: ведь в том же положении находилось некогда и многое другое, например все науки и искусства, гражданское общество, управление силами природы. Даже и самое разумное сознание, прежде чем стать фактом в человеке, было только смутным и безуспешным стремлением в мире животных. Сколько геологических и биологических эпох прошло в неудачных попытках создать мозг, способный стать органом для воплощения разумной мысли. Любовь для человека есть пока то же, чем был разум для мира животного: она существует в своих зачатках или задатках, но еще не на самом деле. И если огромные мировые периоды - свидетели неосуществленного разума - не помешали ему наконец осуществиться, то тем более неосуществленность любви в течение немногих сравнительно тысячелетий, пережитых историческим человечеством, никак не дает права заключить против ее будущей реализации…

Как истинное назначение слова состоит не в процессе говорения самом по себе, а в том, что говорится, - в откровении разума вещей через слова или понятия, так истинное назначение любви состоит не в простом испытывании этого чувства, а в том, что посредством него совершается, - в деле любви: ей недостаточно чувствовать для себя безусловное значение любимого предмета, а нужно действительно дать или сообщить ему это значение, соединиться с ним в действительном создании абсолютной индивидуальности…

Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность… Но чтобы наполниться абсолютным содержанием (которое на религиозном языке называется вечной жизнью или царствием Божьим), сама человеческая форма должна быть восстановлена в своей целости (интегрирована). В эмпирической действительности человека как такового вовсе нет - он существует лишь в определенной односторонности и ограниченности, как мужская и женская индивидуальность. Но истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви… и несоблюдение этих условий приводит любовь ко всегдашнему крушению и заставляет признавать ее иллюзией…

Всем известно, что при любви непременно бывает особенная идеализация любимого предмета, который представляется любящему совершенно в другом свете, нежели в каком его видят посторонние люди. Я говорю здесь о свете не в метафорическом только смысле, дело тут не в особенной только нравственной и умственной оценке, а еще в особенном чувственном восприятии: любящий действительно видит, зрительно воспринимает не то, что другие. И для него, впрочем, этот любовный свет скоро исчезает, но следует ли отсюда, что он был ложным, что это была только субъективная иллюзия?...

Мы знаем, что человек кроме своей животной материальной природы имеет еще идеальную, связывающую его с абсолютной истиной или Богом. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается нами в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Божия в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за нами: мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны.

Такие крылатые выражения как «Любви все возрасты покорны», «Любовь зла, полюбишь и козла», «Насильно мил не будешь» известны даже ребенку. Среди русских пословиц и поговорок можно найти множество таких фраз. Попробуем разобраться, насколько они правдивы.

В окружающем нас мире есть много различных проявлений любви: пожилая пара идет, держась за руки, подростки целуются в подъезде, в новостях сообщают про очередное преступление, совершенное из-за безответной любви. Что прячется за этим словом? Если расспросить людей о значении данного слова, то услышим совершенно разные ответы.

Для кого-то смысл любви – смотреть друг другу в глаза и держаться за руки, а для других, наоборот, смотреть в одном направлении .

Интересно, откуда к человеку приходит понимание слова «любовь»? Естественно, впервые это слово ребенок слышит в семье, где оно либо подтверждается поступками родителей, либо нет. Исходя из психологической теории, воспитанникам детских домов нелегко полюбить именно из-за того, что в детстве они почти ничего не слышали о любви и не видели ее проявлений.

Дети, у которых есть мама и папа, очень рано понимают, в чем смысл любви и какое значение вкладывают в слово взрослые. Случается, что супруги не разводятся только потому, что хотят сохранить для ребенка полную семью. Чем взрослее дети, тем откровеннее они говорят о том, что отнюдь не «любовь» к ним спасла семью и что такая «любовь» гроша ломаного не стоит. Если ребенок видит, как его близкие манипулируют значением любви, они перенимают это и позже повторяют поступки родителей. В этом случае в речи детей начинает проскальзывать: «Если бы ты меня любил….» Чистое и бескорыстное чувство смешивается с шантажом, условиями и просьбами. Возможно, это не любовь? Это зависит от того, какое значение в слово «любовь» вкладывает каждый отдельный человек.

Полученный в детстве жизненный опыт позже переосмысляется и дополняется в социуме. То понимание любви, которое нам показали родители, перестает казаться исключительным и единственно правильным. Читая книги, наблюдая за людьми, просматривая фильмы, мы познаем новые формы проявления любви. Разве можно сказать, во сколько лет человек влюбляется в первый раз? Едва ли. У некоторых первая любовь в 5 лет, у некоторых – в 8, а кто-то влюбится в 14, 26, 40, 55…

С возрастом человек перестает верить в детскую любовь. «Это все неправда», - говорят взрослые, когда дети изливают им свою душу. –«Сначала вырасти, а потом уже начинай о любви рассуждать». Пенсионеры, которые прожили неудачную жизнь, напротив, в большинстве своем уверены, что любви совсем нет, и женщина начинает жить вместе с мужчиной только из-за квартиры и материальных благ.

Многие науки пытаются объяснить человеку значение любви. А нужно ли это? Психологи выделяют в любви различные стадии, названия и положения. Начитавшись, люди начинают сопоставлять события: «Около года назад у нас был период «любовь-страсть», а теперь «любовь-дружба».

Если поделить свои чувства на этапы, станет ли проще воспринимать действительность? Намного ли станет легче, если знать, на какой стадии нужен первый поцелуй, когда – сделать предложение, а когда – подать документы на развод? Сложно поверить в то, что люди счастливы лишь оттого, что знают, на какой новый уровень перешла их любовь.

Так же возникает вопрос, а способен ли человек жить без любви? Немалая часть людей отвечает утвердительно. Другие утверждают, что без любви жить невозможно. Как говорится, сколько людей – столько и мнений.

Очень многое в нашем мире потеряет яркость и своеобразие, если дать человеку научное определение всем чувствам и эмоциям. Намного интереснее и проще жить, когда доверяешь интуиции и своему сердцу.

Похожие публикации