Воспитание детей из детского дома. Основные правила воспитания приемного ребенка

Воспитание ребенка из детдома трубует сил, терпения и мудрости. С появлением приемного ребенка в семье родители начинают нести ответственность не только за физическое развитие и здоровье малыша, но и за его воспитание, формирование у него духовных и моральных ценностей. Следует помнить, что воспитательная работа с приемными детьми имеет свою специфику. Будет неверным с первых дней загружать ребенка, начавшего новую жизнь, разного рода информацией, подчинять его каким-то правилам и принципам. Этот процесс постепенный и успешность его во многом зависит от того, насколько доверительными станут отношения между ребенком и его новыми родителями. Для этого родителям придется потрудиться, чтобы заработать у приемного ребенка безоговорочный авторитет.

Первое, что следует сделать для воспитания ребенка из детдома – это создать для ребенка атмосферу защищенности, любви и заботы в новой семье. Избыток новой информации может тормозить этот процесс, причем касается это не только малышей, но и детей постарше. Правила поведения, моральные принципы и культурное просвещение – эти важные составляющие воспитательного процесса следует отодвинуть на некоторое время, чтобы дать возможность ребенку обжиться и освоиться в новых для себя условиях.

Приемные родители должны быть готовы к самым различным затруднениям и неожиданным поворотам воспитания, было бы наивным полагать, что между приемышем и его новыми наставниками по жизни сразу же возникнут крепкие эмоциональные узы и духовная привязанность. Когда начинаете воспитание ребенка из детдома, знайте, что вас может подстерегать и крайность противоположного плана: поначалу малыш может болезненно реагировать на любое ваше, даже самое кратковременное отсутствие. Даже если вы пошли принять душ, кроха проявляет беспокойство и дежурит под дверью ванной комнаты.

Такое поведение ребенка может вызвать любую реакцию у взрослых, вплоть до раздражения, однако следует настроиться на терпеливый лад и попробовать понять малыша. Он только что обрел семью и боится потерять свое счастье и ваше воспитание ребенка из детдома - это огромная ответсвенность. Мама пошла в магазин, а малыш начинает чувствовать себя одиноким и покинутым. Воспитание ребенка из детдома требует того, что родители должны проникнуться страхами ребенка и постараться устранить их. Если есть возможность, берите малыша с собой. Если не получается – воспитание требует обязательно объяснить ребенку, куда вы уходите, заверив при этом, что вы его любите и скоро вернетесь домой.

Семейная психология всячески поощряет совместное времяпровождение детей и родителей, особенно если это касается приемных детей в период адаптации, что очень важно в воспитании ребенка из детдома. Правильное воспитание - это когда вы можете вместе почитать книгу или приготовить что-то вкусненькое, покататься на качелях или убрать в комнате – любое совместное действие сблизит вас, многократно усилит эмоциональный контакт. При этом ребенок будет чувствовать свою значимость и нужность.

Дети, лишившиеся своей семьи по какой-либо причине, уже имеют некий негативный жизненный опыт, с которым они приходят в новую семью. Некоторые поначалу часто возвращаются к эпизодам прошлой жизни, рассказывают о них. Воспитание ребенка из детдома говорит, что не нужно прерывать малыша, переводить разговор в другое русло. Озвученные переживания намного лучше невысказанных тревог, это правильное русло воспитания. Дайте ребенку возможность высказаться, это освободит его от негатива прошлой жизни и расчистит дорогу в счастливое будущее.

Занимаясь воспитание ребенка из детдома, учитите еще один момент, с которым могут столкнуться приемные родители: поначалу дети могут играть в игры, поражающие своей жесткостью и даже жестокостью. В этих играх приемный ребенок чаще всего играет роль пострадавшего, униженного и брошенного. Таким образом, он также дает выход накопившейся отрицательной энергии. На то, чтобы полностью распрощаться со своей прошлой жизнью, может уйти немало времени. Придется проявить максимум терпения и такта, чтобы дать возможность ребенку из детдома полностью излечиться от накопленного негатива и начать жить нормальной полноценной жизнью.

Какие еще проблемы могут возникнуть в поведении приемного ребенка из детдома и как бороться с ними?

Нецензурные выражения. Основной контингент воспитанников детских домов – это дети из неблагополучных семей. Такие дети могут быть грубы и необузданны, их словарный запас часто пестрит нецензурной бранью. Дети впитывают услышанное, как губка, и было бы глупо надеяться, что их это никак не коснется. Часто кроха, умеющая говорить всего несколько слов, уже имеет в своем нехитром словарном запасе крепкие словечки. Такая ситуация не самая приятная, но и безвыходной ее не назовешь. Теперь малыш из детдома будет расти в другой среде и, если только вы сами не подвержены соблазну произносить время от времени бранные слова, то через определенное время нецензурные выражения забудутся и перестанут проскальзывать в детской речи. Ваше воспитание ребенка из детдома может сыграть тут огромную роль.

Поступки «назло». Проступок может совершить любой ребенок. Разъяснения о том, что такое хорошо, а что такое плохо, могут возыметь свое действие, а могут остаться незамеченными. В данном случае могут иметь место повторяющиеся поступки «назло» приемным родителям. Даже если вы тактично объяснили ребенку, что он не прав, даже если он осознал свою вину и покаялся в содеянном, это не дает гарантии, что подобного больше не свершится. Единственное объяснение подобному поведению – ребенок из детдома пытается вас разозлить. Причем делает он это непреднамеренно, а просто, чтобы лишний раз убедиться в вашей любви к нему, получить доказательство того, что вы его любите просто так, даже когда он делает что-то не так. Поэтому ваше воспитание ребенка из детдома должно быть демократичным. Как только ребенок ощутит эту уверенность, проверки на прочность ваших нервов закончатся. Постарайтесь проявить максимум терпения, не выходить из себя и помнить, что маленького человечка уже предавали в прошлой жизни, и он боится, что это может повториться с ним вновь.

Проблемная социальная адаптация ребенка из детдома. Многие бывшие воспитанники детских домов испытывают определенные трудности в общении с детьми, которые окружают его в школе, в детском саду, на детской площадке. Родительские усилия ввести приемного ребенка в детский коллектив часто терпят фиаско. Дети, либо сторонятся новых товарищей, предпочитая одиночество, либо ведут себя крайне активно и даже агрессивно по отношению к сверстникам.

Если линия поведения ребенка зависит от особенностей его характера и темперамента, то причина плохой адаптации в новом детском коллективе одна. Прежнее окружение в детском доме порождало постоянное состояние конкуренции с другими воспитанниками и это надолго отложилось в подсознании ребенка. и теперь воспитание малыша из детдома может оказаться нелегким.

Как действовать в сложившейся ситуации приемным родителям? Если отношения между вами и ребенком будут складываться правильно, то проблема эта со временем исчезнет сама по себе. Ребенок из детдома осознает, что с окружающими его детьми не нужно соперничать, зато с ними можно весело играть, дружить и интересно проводить время. Тактика выжидания подойдет для детей флегматичного склада характера, которые поначалу сторонятся своих сверстников.

Ярко выраженные холерики со склонностью к агрессивному поведению требуют другого подхода. В данном случае понадобится помощь детского психолога, который оценит психологическое состояние малыша и подберет индивидуальную программу коррекции поведения. Проблема вполне разрешима при условии, что она не замалчивалась длительное время.

Очень важно, чтобы попадая в необычные ситуации, преодолевая трудности и неудачи, совершая ошибки в жизни, приемные дети всегда чувствовали бы вашу поддержку и любовь, вашу готовность придти на помощь и взять под свою защиту, ваше воспитание должно быть мягким. Любовь может творить настоящие чудеса, часто неподвластные великим педагогам и опытным психологам. Главное в этом деле – ваше искренне желание. Приютив маленького человечка, вы уже совершили благое дело, желаем вам в дальнейшем наладить контакт с ребенком, подарить ему нормальную полноценную жизнь в семье, которая станет для него самой родной.

На сегодняшний день детские дома не редкость. Говорить о том, какое количество детей-сирот находится в таких учреждениях, наверное, будет лишним. Даже самые лучшие и заботливые работники детских домов не смогут заменить таким детям настоящих родителей. Люди, которые приняли решение взять малыша из детского дома, сталкиваются со множеством проблем. И эти проблемы связаны не только с огромным перечнем необходимых документов, дающих на это право, но и, к сожалению, иногда даже с осуждением со стороны других.

Если вы приняли решение взять ребенка из детского дома, для начала необходимо обратиться в органы опеки и попечительства. Инспектор расскажет вам, какие документы необходимо собрать и в какие сроки нужно это сделать.

Кто может быть усыновителем

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. Согласно статье 127 Семейного кодекса, усыновителями могут быть совершеннолетние лица любого пола, кроме лиц:

  • признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным (если усыновляют оба супруга);
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, которые на момент установления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Что нужно делать

Документы на усыновление необходимо собирать сразу в двух экземплярах (для ООП и суда). При обращении в органы опеки необходимо иметь с собой следующие бумаги:

  • Заявление, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем (либо от руки, либо печатный текст).
  • Краткая автобиография, которая пишется в свободной форме (либо от руки, либо печатный текст). В ней обязательно указывается: фамилия, имя, отчество, национальность, дата и место рождения, место жительства, образование, место работы, семейное положение. В конце указывается дата и ставится подпись.
  • Справка с места работы (на бланке предприятия) в которой должна быть указана должность и размер заработной платы (возможна копия декларации о доходах).
  • Копия финансового лицевого счета.
  • Выписка из домовой (поквартирной) книги или свидетельство о праве собственности.
  • Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости. Этот документ выдается по запросу.
  • Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья кандидата.
  • Если кандидат состоит в браке, необходимо предоставить копию свидетельства о браке.
  • При усыновлении ребенка одним из супругов требуется заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление.

Полный перечень документов нужно уточнять в конкретном органе опеки. Документы, которые вы обязаны предоставить, а также права и обязанности усыновителя указаны в Постановлении Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение)…».

После разрешения на усыновление

Когда все необходимые документы собраны, орган опеки в течение 7 рабочих дней обязан обследовать жилищные условия кандидата. После этого кандидату выдаётся письменное заключение, с которым можно обратиться в орган опеки и попечительства по месту нахождения детского учреждения (если вы хотите взять ребёнка из конкретного детского дома) или в региональный банк данных о детях, лишённых родительского попечения. Кандидату выдаётся необходимая информация о детях, которых можно усыновить. На выбор ребенка отводится 3 месяца. Когда ребёнок (или несколько детей) выбран, выдаётся разрешение на его посещение.

Что такое опекунство

Своеобразной альтернативой усыновлению является опекунство, которое даёт новым родителям все необходимые права. Опекуны несут за ребёнка такую же ответственность, как и обычные родители при усыновлении, но есть важные отличия:

  • если ребёнок имеет биологических родителей, то они имеют право его навещать;
  • ребёнок не будет носить фамилию опекунов и все данные свидетельства о рождении останутся неизменными.
  • опека может быть установлена над детьми до 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет.

Чтобы оформить опекунство или попечительство необходимо обратиться в орган опеки и получить список документов. Несмотря на то, что опеку оформить легче, чем усыновление, список документов достаточно большой и оформление может занять в среднем около 3 месяцев. Стандартный пакет: ваше заявление на опекунство, согласие другого супруга (если состоите в браке), справка о состоянии здоровья, справка с места работы (включая должность и заработную плату), справка о наличии жилья (выписка из домовой книги), характеристика (можно получить по месту работы или жительства) + автобиография, справка из ОВД, копия паспорта. Важный момент: при оформлении опекунства на содержание каждого подопечного ребёнка ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Выбор ребенка

Всем будущим потенциальным родителям иногда сложно выбрать именно своего ребёнка. Многим ошибочно кажется, что в детском доме они смогут увидеть и пообщаться сразу с разными детьми. Это не так. Вы будете выбирать ребёнка заранее с оператором государственного банка, где содержится информация о детях-сиротах. Возможно, вы увидите малыша на сайтах детских домов, в специальных телепередачах и газетах. В этом случае необходимо выяснить, не планируется ли усыновление этого ребенка другими лицами. Если же вы определились с выбором малыша, вам выдадут разрешение на его посещение.

Важно знать:

  • точный размер пособия, который по закону выплачивается опекунам и определяется региональными властями (где проживает семья);
  • если вы хотите усыновить ребенка, но проживаете в съемной квартире, то необходим договор на аренду;
  • усыновление ребенка незамужней женщиной возможно, в этом случае учитываются все другие основные необходимые факторы (доход, жилищные условия и пр.);
  • при усыновлении ребенка супругами, имеющими разное гражданство, должны быть соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена;
  • инвалидность одного из супругов не является строгим препятствием при усыновлении ребенка, но обязательно учитывается;
  • неженатый мужчина может усыновить ребенка, но данный вопрос решается на комиссии при рассмотрении всех факторов в пользу возможности усыновления;
  • усыновление занимает время и требует терпения, нельзя сразу рассчитывать на быстрый результат.

Право на счастье имеют все! Если биологические родители не смогли дать ребёнку настоящую семью, то это можете сделать Вы. Многие семьи, решившиеся на этот важный шаг, сталкиваются с различными проблемами, в том числе с психологическими. Вы должны понимать, что с подобными трудностями встречаются многие люди, и эти проблемы преодолимы. В обмен на некоторые сложности вы получите настоящее счастье — счастье быть родителями!

Румянцева Нина, дата публикации: 12.09.2010
Дарья Пестова, дата обновления: 10.03.2018
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Наталья 16.02.2018 16:11
Хочу взять девочку от года до шести лет. Ставропольский край

25.10.2017 17:17
Когда вырасту хочу приютить мальчика негроидной расы 8-12 лет. Я не хочу, чтобы у меня были собственные дети. Не хочу выходить замуж, а просто закончить институт, найти работу, взять негроидного мальчика из приюта. Я хочу стать хорошей и доброй мамой для этого ребёнка....Но это моя мечта...И я хочу в будущем её осуществить.

Григорий 05.07.2017 00:02
Хотел бы узнать, можно ли усыновить подростка 16и лет?

Юлия 04.07.2017 11:55
Здравствуйте! Я очень хочу усыновить ребёнка, потому что мне самой рожать никак. Но у меня инвалидность - 3 группа - глухота. Работаю с хорошим доходом и собственная квартира. Возможности есть?


Воспитание усыновленных детей — дело очень сложное и неоднозначное. Попробуем рассмотреть его более конкретно. Поскольку я много работала в Доме ребенка, а также занималась вопросами усыновления, мне есть что сказать и показать будущим родителям, просто даже анализируя ситуации изнутри восприятия ребенка и будущих родителей.

Когда я пришла работать в Дом ребенка, там была очередь на усыновление детей. Будущие родители ждали по 5 лет свою очередь. Процесс усыновления был долгий, сложный. В годы перестройки все изменилось. Отдавать детей в семью стали быстро и много. Больных и здоровых. Нашим и иностранцам. Образовался поток усыновителей.

Усыновление — сложный и длительный процесс

Будущие родители должны представлять себе ожидающие их трудности и быть готовыми их преодолевать. Только тогда они смогут воспитать здорового и полноценного ребенка.


Люди, которые мечтают усыновить малыша, хотят сделать благое дело. Они искренне желают ему добра, хотят, чтобы он стал их любимым ребеночком. Но вдруг оказывается, что славный человечек на глазах превращается в озлобленного зверька. Он ничего не хочет. Не ест. Не спит. Капризничает. Падает на пол и закатывает истерики. Наконец заболевает и дает невротические реакции. Родители пугаются. Что делать? Как со всем этим справиться?

Трудности социальной адаптации

Всего этого можно избежать, если правильно действовать в адаптационный период. Будущим родителям не нужно торопиться забрать ребенка домой. Лучше в течение 2-3 месяцев посещать его в Доме ребенка. Играть с ним, гулять, держать на руках. Наблюдайте, какой он, что он любит, чего не любит. Как себя ведет — отдельно от других детей. Завязывайте с ним личностные, эмоциональные связи.

Больше общайтесь с ребенком. Пусть ребенок ждет вас, радуется вашему приходу. И дело не в игрушках и подарках. Дождитесь, чтобы у ребенка появилось чувство защищенности и безопасности именно в присутствии вас. И только после этого можно взять малыша к себе в гости. Затем на выходные, праздники. После того, когда ребенок будет стремиться домой, оставить его на более длительное время.

Если в течение первого месяца ребенок станет плаксивым, раздражительным, хорошо бы поехать с ним в гости к деткам Дома ребенка — это часто снимает напряжение. Пусть вас это не пугает. Благодаря особенностям нервной системы детей до трех лет, их нарушенное поведение можно легко восстановить при своевременном и правильном воспитании.

Малышей усыновляют чаще

Из Дома ребенка детей усыновляют намного чаще, чем из детских домов и интернатов. Так как чем младше ребенок, тем легче он адаптируется к новым условиям, тем легче его полюбить, тем лучше он будет развиваться. И тем не менее воспитывать детей, лишенных родителей, — сложно. Это трудные дети. С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, у детей Дома ребенка потеряно чувство защищенности и безопасности, которое дает ребенку мать. Приемным родителям нужно много потрудиться, чтобы отогреть малыша, вернуть ему это чувство и получить от него кредит доверия .

Особенности детей Дома ребенка и как с этим быть

Дети Домов ребенка быстро устают и возбуждаются. Им трудно привыкнуть к новым людям, новым условиям. У одних это проявляется как негативизм — отрицание всего и вся. У других — крик, плач, излишняя навязчивость. Детям Домов ребенка не хватает ярких впечатлений, они не знают многих бытовых предметов, с которыми знакомы дети из семей с первых дней жизни.

Родителям желательно больше гулять с ребенком, путешествовать, и не в коляске, а пешком. Тогда ребенок сможет больше увидеть, потрогать то, что его заинтересовало. Малыш может сорвать травку, цветок, поднять камешек, потрогать собачку и так далее.

Также им недостаточно ласки, внимания, любви. Дети никогда не бывают одни, не могут уединиться, устают от большого количества детей, взрослых, от шума, собственного крика. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния. Достаточно закричать, заплакать одному ребенку — все дети группы начинают кричать вместе с ним.

Действия родителей

Усыновленные дети очень нуждаются в повышенном внимании, ласке, прикосновениях. Их нужно как можно чаще обнимать, целовать, носить на руках, гладить. Особенно это необходимо детям с кожным вектором, они приходят к психологическому комфорту, когда их гладят или делают массажики.

Понаблюдайте, чем ребенок займется без вашего участия. Будет ли он рассматривать книжку, рисовать, строить постройку из кубиков или бегать, прыгать, кричать. Так вам будет легче определиться с его векторами и понять, как быстрее его адаптировать и максимально развить таланты.

Нежелательно с первых дней знакомить с большим количеством людей, родственников, других детей. Постепенно расширяйте круг общения малышу. Так как ребенку нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни. Поверить в то, что у него есть своя мама, которая любит, которая не оставит, которая всегда с ним. Нужно постараться и дать ему недостающее чувство защищенности и безопасности. Иногда на это уходит месяцы и даже годы.

Если у ребенка рассеянное внимание

У детей из Дома ребенка часто бывает рассеянное внимание. Они не могут удерживать свое внимание на определенном предмете, игрушке, задании достаточное количество времени. Это происходит потому, что у этих детей более медленный темп обучения, они нуждаются в более длительном повторении одного и того же задания, занятия. Медленно формируются психические процессы — память, внимание, мышление.


Родителям нужно привлекать внимание ребенка к предмету разнообразными способами. Рассматривать, трогать, пробовать на вкус, двигать, прятать, находить. Нежелательно предоставлять ребенку сразу много игрушек, так как это не позволяет сосредоточить внимание. Ребенок хватает все сразу, бросает, перебирает, ломает, но не умеет заняться одной игрушкой. В любом случае усыновленные дети больше всего нуждаются в душевном тепле и внимании взрослых. Если вы будете вместе играть и принимать ребенка со всеми его особенностями, постепенно внимание будет улучшаться.

Гибкий режим дня

При всей любви, ласке и внимании родителям необходимо соблюдать и разумную строгость, и режим дня. Многие дети Дома ребенка физически ослаблены, режим дня для них просто необходим.

Его можно приспособить к своим возможностям, образу жизни. Режим может быть гибким, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особенно он нужен детям с кожным вектором. Ведь дети с кожным вектором нуждаются в ограничении, чтобы правильно развивались его свойства. Подробнее об этом можно почитать в статье .

«Вредные» привычки или «госпитализм»

В результате подражания друг другу у детей могут легко возникнуть вредные привычки и стереотипные движения. Этому способствует утомление, незанятость, долгое ожидание внимания, неинтересные занятия. Некоторые дети имеют привычку качаться, сосать пальцы, тереться или стучать головой или другими частями тела о кроватку, стену; это происходит от недостаточного внимания, так называемый «госпитализм».


Госпитализм — это дефицит общения ребенка с близкими взрослыми. Это медицинский термин. С точки зрения системно-векторной психологии — это следствие потери чувства защищенности и безопасности ребенка в младенчестве, его изоляционность. Многие дети Дома ребенка постоянно хотят есть, любят много сладкого. Этим они восполняют недостаток любви, внимания, прикосновений. Родители не должны позволять злоупотреблять едой и сладостями. Лучше заменить их любовью, эмоциональной связью и нежностью.

Тихая музыка способствует засыпанию

Детей нужно оберегать от утомления и переутомления. Соблюдать режим, вовремя укладывать спать. Если ребенок трудно засыпает, можно дать ему мягкую игрушку в кроватку (особенно, если у него есть зрительный вектор). Можно включать спокойную классическую музыку — это способствует засыпанию (детям со звуковым вектором это полезно с точки зрения наработки навыка сосредоточения). В Домах ребенка это, к сожалению, не очень практикуется, но в семье можно легко организовать. Кожнику нужно досыта напрыгаться, набегаться, чтобы сладко спать. Иначе он будет долго ерзать, чесаться перед засыпанием.

Как общаться с ребенком? Развитие речи

Отсутствие ярких впечатлений, медленное овладение новыми умениями, неумение переносить новые знания в самостоятельную деятельность — все это приводит к задержке развития. В том числе страдает речь. Она примитивна, однообразна, монотонна. Дети пользуются небольшим количеством существительных и звукоподражанием. Произношение нечеткое.

При общении с ребенком нужно называть все предметы обихода, мебель, игрушки. Называть точно, ясно, одним словом: «Это кроватка. Это мишка. Это ложка». Для того, чтобы ребенок с первых дней слышал правильное произношение. Нужно исключить сюсюкающие слова, это задерживает развитие речи. На следующем этапе учим отвечать на вопрос «Что делает?» — «мишка сидит, стоит, играет» и так далее. Затем вопрос «Какой?» — «мяч круглый, красный, большой».

Нужны ли запреты?

Большую роль в воспитании играет умение взрослых правильно пользоваться запретами. Согласно системно-векторной психологии в запретах нуждаются как взрослые, так и дети. Например:

1. Нельзя бить детей, но особенно детей с кожным вектором, это может привести их к неудачному сценарию в жизни.
2. Нельзя кричать на детей, особенно на звуковиков, это может привести их к задержке психического развития, и даже к аутизму.
3. Нельзя пугать детей, особенно зрительных, их страхи могут перейти в фобии.
4. Нельзя подгонять ребенка с анальным вектором, он может впасть в ступор и вы от него ничего не добьетесь.
Подробнее можно почитать .

Это делать нельзя, а вот это можно

Ребенок должен знать и понимать слово «нельзя». Не нужно им злоупотреблять. Но малыш должен четко усвоить некоторые правила в семье, в общении с окружающими. Много запретов для детей быть не должно. Любое НЕТ — стресс для ребенка. А вот объяснять детям, почему «нельзя», и предлагать вместо запрещенного альтернативу — это будет верный подход.

Например: «Нельзя бить маму по лицу, потому что маме — больно. А вот мячик можно ударить — он только радостно подпрыгнет», «Нельзя бросать чашку на пол, она разобьется, а мячик, кубик — можно», «Нельзя дергать кошку за хвост, кошка живая, ей больно, она поцарапает — а вот веревку можно дергать», «Нельзя рвать книгу, а газету — можно». И очень даже полезно и рвать, и мять, и резать, и разглаживать — пальчики работают, развивается мелкая моторика.

То, что вам дорого, а ребенок может разбить или сломать, лучше на время убрать подальше, повыше. При разговоре с ребенком хорошо употреблять позитивные фразы. Меньше говорить: «не бегай», «не трогай», «не кричи», «не лезь». Больше употреблять: «иди побегай», «иди потрогай», «говори спокойно», «тебе это нужно?».

Хвалить или не хвалить?

Хвалить нужно обязательно детей с анальным вектором, похвала поддерживает в нем желание трудиться и доводить дело до конца. Правда, хвалить нужно только за дело, а не просто так: «Ты хорошо это сделал, нарисовал, построил». При захваливании, так же, как и при запретах и порицаниях, такие дети становятся неуверенными в себе. Анально-зрительный начинает выслуживать одобрение, становится зависимым от похвалы и не может поэтому найти себя в жизни.

Кожных детей лучше поощрять покупками, подарками, возможностью приобрести что-то. Похвала им не нужна, им нужно что-либо материальное. Правда, это уже о детях постарше. Зрительным детям нужен эмоциональный отклик: «Как красиво!», «Просто красота!» и возможность самому выразить свои эмоции и чувства.

Вышестоящие советы даны относительно всех детей, усыновленных в Доме ребенка. Следующие рекомендации даны с учетом знаний системно-векторной психологии и касаются индивидуальных различий детей.

Кому нужна строгая дисциплина

Если ваш ребенок имеет кожный вектор, его следует воспитывать в строгой дисциплине и ограничениях. Так как его природа позволяет ему стать в будущем — спортсменом, военным или предпринимателем. Нельзя применять к этому ребенку физические наказания, это может затормозить его психическое и физическое развитие. Но можно ограничивать вашего ребенка во времени — «Будешь смотреть мультики только 15 минут», в пространстве — «Посиди в своей комнате», в движении — «Посиди на стульчике, пока дети играют».

Умные, послушные, нерешительные

К ребенку с анальным вектором нельзя применять такие методы воспитания. Этот ребенок ценит качество, поэтому бывает медлительным, даже нерешительным, живет в своем ритме. Его нельзя торопить, подгонять, обесценивать его старания. Просто ему нужно давать больше времени на все дела и хвалить за отлично выполненное задание.

У вашего ребенка золотые ручки, он любит учиться, но нужно приучить его доделывать свою работу до конца. В будущем он может быть мастером своего дела, учителем .

Чувствительные, эмоциональные, нежные

Детки со зрительным вектором очень эмоциональные, тонко чувствующие, любвеобильные. Но у них много страхов, которые часто переходят в истерики. Они всего боятся: темноты, замкнутых пространств, одиночества, Бабы Яги. Эти страхи нужно осторожно переводить в принятие, сострадание, в любовь. Для этого можно использовать классическую литературу, рисование, сказки с хорошим концом.
Такие дети сильно привязываются к игрушкам, животным, близким людям. Если они теряют эти эмоциональные связи, то очень страдают — вплоть до сильного снижения зрения.

Аутист или будущий гений

Этот ребенок кажется странным. Он необщительный, любит уединение, замкнутый. Постоянно о чем-то думает, взгляд отсутствующий. Такой ребенок не переносит шума, криков. Ему нужно создать дома фон тишины. Он лучше вас услышит, если вы будете разговаривать с ним почти шепотом. Крики могут привести к остановке его психического развития, к апатии, депрессии и даже к аутизму.

Эти дети могут быть очень одаренными. Нужно отдавать их в музыкальную или математическую школу. Шахматный кружок тоже подходит таким детям. В будущем они могут интересоваться физикой, математикой, космосом и другими науками.

Понимание ребенка и действие в его интересах — основная задача воспитания

Усыновление ребенка — вопрос сложный и требует серьезной, в том числе и психологической, подготовки. Понимание врожденных желаний ребенка, которые зависят от набора его векторов, помогает создать такую близость и доверие между родителями и малышом.
А чтобы случилось это понимание, мы настоятельно рекомендуем вам посетить бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь .

Статья написана с использованием материалов

В России больше 800 тысяч детей растут без родителей. При этом тысячи граждан готовы взять в свою семью ребенка из детдома или дома малютки.

Вот только стать приемным родителем, может не каждый человек.

Рассмотрим подробно, где и как усыновить ребенка из детского дома. Что для этого нужно делать, с какими трудностями предстоит столкнуться.

Самое сложное – сбор документов для усыновления ребенка из дома малютки. Стоит заранее набраться терпения и освободить время для их оформления. Порядок усыновления ребенка из детского дома подробно описан в статье.

Вопрос усыновления детей давно оброс различными мифами.

К примеру, в народе считается, что взять из детдома малыша может только полноценная семья из двух человек.

На самом деле, согласно законодательству (ст. 127 Семейного Кодекса РФ), усыновителем может стать совершеннолетний человек любого пола.

Главное, чтобы он был старше будущего члена семьи минимум на 16 лет.

Кто не сможет стать приемным родителем:

  • граждане, которых признали недееспособным, а также лица ограничено дееспособные;
  • ранее судимые за причинение вреда здоровью другого человека (умышленное);
  • люди без постоянного жилья;
  • семьи и лица, чье жилье не соответствует нормам установленным СЭС;
  • лишенные родительских прав;
  • бывшие опекуны, которых отстранили от своих обязанностей;
  • граждане, не имеющие возможности обеспечить ребенку минимальный прожиточный уровень.

Кроме того, будущий родитель должен быть готов к тому, что будут проверять его личные качества, а также попросят характеристику с работы.

Выбор ребенка

Самым сложным оказывается проблема выбора ребенка. В теории потенциальным родителям кажется, что выбрать ребенка они могут непосредственно в детском доме. Посмотрев и пообщавшись со всеми детьми. На практике за один раз увидеть получится только одного, предварительно выбранного малыша.

Детей можно посмотреть:

  1. На сайтах детских домов.
  2. В различных средствах массовой информации (газете, ТВ-программе).

Если будущий родитель без уважительной причины не приходит на эту встречу, его заносят в отдельную базу данных, как ненадежного. Стать усыновителем он скорей всего уже не сможет.

Судебное рассмотрение

На закрытом судебном заседании по вопросам усыновления могут присутствовать только участники процесса.

То есть:

  • потенциальные родители;
  • представитель из органов опеки;
  • прокурор;
  • судья;
  • ребенок, старше 14 лет.

Также могут присутствовать биологические родители, при их желании. Если потенциальные родители хотят сохранить тайну усыновления, то все присутствующие расписываются в подписке о неразглашении тайны. Исключение – судья и прокурор.

Суд, рассмотрев заявление и предоставленные документы (о доходе, жилплощади, состоянии здоровья) принимает решение удовлетворить просьбу об усыновлении или отказывает заявителю.

Оформление

О судебном решении, гражданин должен письменно оповестить работника банка данных о детях, с которым сотрудничал. Написать письмо нужно в течение 10 дней.

Заявление можно написать от руки или продиктовать устно. Если в течение 30 дней новоиспеченные родители не сделают такое заявление, ребенок будет зарегистрирован на основании судебного решения.

Новому члену семьи можно полностью поменять данные в свидетельстве о рождении, если это не противоречит решению суда.

Разница между вымышленной и настоящей датой рождения не должна превышать 90 дней.

Ребенок из детского дома

После официальных процедур, ребенка забирают из детдома.

Сделать это может только лично усыновитель.

Психологи условно делят ее на три периода.

  1. «Медовый месяц». На этой стадии родитель и ребенок с удовольствием друг к другу тянутся, стараются выполнять обоюдные просьбы, друг друга полюбить.
  2. «Возврат в прошлое». На этом этапе начинается притирка. Ребенок понимает, что пока все вокруг чужое: жилье, правила, да и сами взрослые. Начинает «проверку» новых родителей «на прочность».
  3. «Привыкание». Исчезает напряжение. Поведение ребенка становится адекватным, начинает соответствовать его характеру и возрасту.

После усыновления, в гости будут обязательно наведываться работники из органов опеки. Они будут проверять:

  • чистоту помещений;
  • наличие отдельного спального места для ребенка;
  • игрушки по возрасту;
  • наличие продуктов в холодильнике.

А также, «привязан» ли ребенок к поликлинике, ходит ли в детский сад или школу (по возрасту).

Новорожденный

Как показывает практика, большинство людей мечтают усыновить недавно рожденного малыша. Отказного младенца можно взять в приемную семью прямо из роддома.

Последовательность действий:

  • зарегистрироваться в органах опеки в очередь за отказником;
  • пройти медицинское обследование;
  • подготовить пакет документов (точный список предоставят в ООП);
  • получить одобрение на усыновление.

На таких детей всегда очередь, поэтому нужно набраться терпения. Легче усыновить малыша уже из дома малютки.

Нюансы усыновления второго ребенка

Второго ребенок усыновляют в таком же порядке, как и первого. В этом случае органы опеки более внимательно смотрят на жилищные условия и материальную обеспеченность семьи.

Второго ребенка не могут усыновлять граждане, которые уже были приемными родителями, но их лишили этого права через суд.

Куда обратиться?

Что нужно делать по шагам:

  1. Обратиться к инспектору ООП (органы опеки и попечительства) по месту жительства.
  2. Уточнить, в какой срок и какие именно документы нужно подготовить.
  3. Все документы предоставить в двух экземплярах.
  4. Получить заключение из управления ООП, что претендент подходит на роль приемного родителя.
  5. Предоставить в ООП сведенья о жилье, справку о доходах и характеристику с работы.

Заявление будет рассматриваться в течении 15-30 дней. Далее, выбирается ребенок, проходит по нему судебное слушанье, и только потом малыша можно увозить домой.

Стоит иметь в виду, что документы имеют срок реализации – 1 год. Медицинское заключение действительно 3 месяца.

Если ребенок инвалид

Тем, кто решился стать родителем ребенка-инвалида, нужно учесть несколько нюансов:

  • обязательно нужна отдельная комната;
  • если в семье уже проживает ребенок с ограниченными способностями, приемного нельзя к нему подселять.

Семье, усыновившей ребенка-инвалида, выплачивается пособие. Сумма зависит от региона, обычно превышает 100 тысяч рублей.

Материнский капитал

Усыновляя второго малыша, приемная семья может рассчитывать на материнский капитал.

Использовать его можно на обучение ребенка (в вузе), улучшение жилья и на накопительную часть пенсии одного из родителей.

Кроме того, в 2017 году Госдума рассмотрит законопроект, который позволит использовать материнский капитал на покупку отечественного автомобиля.

Если закон одобрят, то приемные родители смогут на субсидию приобрести легковую машину.

Права усыновленного ребенка

По закону приемный ребенок полностью приравнивается к кровному родственнику. В будущем он становится наследником первой очереди. Дети усыновленного ребенка приравниваются к внукам.

Кроме того, такой ребенок имеет право продолжить общение с кровными родственниками. За ним сохраняется пособие по потере кормильца, при условии, что оно выдавалось до процедуры усыновления.

Особенности усыновления

Потенциальным родителям нужно иметь в виду:

  • точный размер пособия определяется региональными властями;
  • семье, проживающей в съемном жилье, необходимо предоставить договор на его аренду;
  • если супруги имеют разное гражданство, то при усыновлении должны быть соблюдены требования обоих законодательств;
  • инвалидность одного из потенциальных родителей не является препятствием, однако учитывается ООП и на суде.

Большинство людей желает реализоваться в качестве родителей. Но если это по каким-то причинам невозможно естественным путем, можно взять ребенка из детского дома на усыновление .

Поиск ребенка по базе данных: где брать информацию о детях, нуждающихся в семье

Данные о детях, нуждающихся в семье, есть в региональной базе данных или в ООП по месту расположения конкретно выбранного детдома.

На основании выданного заключения будущим усыновителям предоставят доступ к базе данных с фотографиями , где можно выбрать одного или нескольких претендентов из детей, с которыми можно будет получить свидание и пообщаться, попытаться найти общие точки соприкосновения.

В базе данных будут сведения о наличии родственников, об отношениях малыша с ними . Также будут отметки о том, выбрал ли кто-то данного ребенка и занимается оформлением. Все вопросы можно будет уточнить у работника ООП.

Кандидат в родители сможет встретиться только с одним из детишек, одновременно с несколькими воспитанниками свидание нежелательно и поэтому невозможно. Бывает, что сразу же устанавливается контакт и вопрос выбора практически решен, а многие хотят посмотреть всех, кого присмотрели, и только потом делают окончательный выбор.

Если претендент на роль усыновителя не явился в назначенное время на встречу с малышом дважды, его отстраняют от процесса выбора как ненадежного и безответственного человека, если нет объективных причин, помешавших прийти на встречу.

После получения разрешения на усыновление от опеки и попечительства, на выбор малыша отводится три месяца.

Какие нужны документы, чтобы взять малыша?

Как только выбор сделан, можно отправляться в суд с заявлением, содержащим просьбу о выдаче решения на усыновление. Представительство опеки и попечительства в судебном процессе обязательно .

Вот список бумаг, без предоставления которых процесс не реален:

  • справка с места работы (о должности, на которой числится будущий родитель, и доходах);
  • результаты медицинского освидетельствования на предмет общего состояния организма;
  • документ об отсутствии судимости ;
  • подтверждение санслужбы о возможности проживания ребенка по санитарным нормам на принадлежащей будущему родителю жилплощади;
  • , свидетельствующие о праве собственности на жилье;
  • при усыновлении одним из четы письменное согласие другого;
  • при усыновлении семьей – копия свидетельства о браке ;
  • характеристика с места работы ;
  • копия лицевого счета о состоянии оплаты коммунальных услуг (выдается расчетным центром или жилуправлением);
  • автобиография , написанная от руки или отпечатанная;
  • паспорт как удостоверение личности, и его копия.

Теперь к уже собранному пакету бумаг нужно приложить согласие руководства детского учреждения

Если ребенок старше 10 лет, то при ведении процесса по усыновлению суд должен учесть его пожелания.

При положительном исходе суда нужно подождать, пока решение вступит в законную силу, и можно забирать ребенка домой, а затем откорректировать в ЗАГСе документы.

Будут ли выплаты родителям?

С момента решения суда и внесения необходимых корректив в паспорта усыновителей, получения свидетельства о рождении ребенка на новую фамилию новоиспеченные родители имеют право получать соответствующие выплаты .

Кстати, при сохранении фамилии малыша той, которая была в детдоме, выплаты обязательно производятся. Главное условие — установление судом усыновления.

Так как усыновленный малыш по закону считается кровным, то все положенные родителям выплаты на ребенка государство обязано перечислять.

Усыновление ребенка одинокой женщиной

Не состоящая в браке женщина также имеет право стать матерью воспитаннику детского дома .

Мать-одиночка должна понимать, что к ней будет более пристальное внимание ООП по следующим моментам:

  • обеспеченность материальными средствами;
  • есть ли помощники в деле взращивания ребенка, если мать работает;
  • кто подстрахует в случае форс-мажора (болезнь, необходимость отъезда на некоторое время и прочее);
  • при возможном изменении статуса матери-одиночки (в случае, если мать выйдет замуж ), что может ожидать малыша.

Стоит помнить, что будут частыми и всесторонними проверки ООП и прочих органов, так что одинокая женщина должна набраться мужества и терпения, если решила взвалить на себя груз материнства.

Не нужно думать, что отношение к одиноким матерям пристрастное, нет – работники опеки и попечительства постоянно контролируют, что малыш обеспечен не только заботой и любовью, но и необходимым материальным достатком .

Судебная практика: какие сложности возникают в процессе оформления документов?

Неоспоримо, что жить малышу в семье предпочтительнее, чем делить кров с такими же обездоленными воспитанниками детдома. Но практика показывает, что иногда усыновителю сложно доказать свое соответствие всем требуемым законом параметрам .

Так, семья Г. получила одобрение ООП на возможность усыновления, подобрала себе в детдоме девочку, с которой сразу же сложились очень хорошие отношения. Девочке было 10,5 лет, и на суд был приглашен ее отец.

Отец отбывал наказание в местах лишения свободы, когда , а дочь поместили в детский дом. После освобождения отец никакого участия в жизни дочери не принимал.

В суде отец стал рыдать, умоляя девочку простить его и обещая забрать ее. Ребенок растерялся, не зная, как поступить. Суд не дал разрешения на удочерение девочки, и она осталась в детском доме.

Проблемой здесь стало право родителей, независимо от их социального статуса, присутствовать на заседании суда .

Оказалось впоследствии, что мужчина постоянного места работы не имеет, проживает на жилплощади своей сожительницы. Ребенок продолжает находиться в детском учреждении.

Часто порядочные, добросердечные люди, нашедшие себе маленького человечка в детдоме и желающие взять ребенка из детского дома, не могут преодолеть формальности закона на усыновление по той простой причине, что у них есть квартира с проходными комнатами.

Это непозволительно (по критериям органов опеки) – малыш должен жить в отдельной комнате. И остается дитя в общей спальне детского учреждения, не обретя новой семьи.

Но требования закона выполнять обязаны все , так что те, кто решился обзавестись дочерью или сыном через ООП и суд, должны учесть все свои реальные возможности. Если все документы в порядке, то стать родителями, оформив усыновление, вполне реально .

Для тех, кто собирается усыновить ребенка из детского дома , предлагаем посмотреть видео и еще раз ответить себе на вопросы: «Хотите усыновить ребенка? А вы уверены?»:

Похожие публикации