Детские страхи: что делать, если ребёнок боится неудач. Причины, по которым у ребенка формируется страх неудач

Ирина Пазухина
Как научить ребёнка принимать и справляться с неудачами?

Каждый ребенок хочет выигрывать. Но жизнь диктует свои правила, и иногда кто-то другой оказывается лучшим. Некоторые дети довольно стойко переносят поражения. Но есть ребята, для которых даже маленький проигрыш становится настоящей катастрофой.

Дети очень искренни в своем стремлении во всем быть первыми. Для некоторых из них это становится делом принципа : быстрее всех съесть тарелку супа, выше всех залезть на лестницу, лучше всех рассказать стишок на утреннике, выиграть все конкурсы на дне рождения приятеля. Поэтому реакция таких малышей на поражение зачастую бывает очень бурной : не в силах совладать со своими эмоциями, они начинают плакать, обижаться, злиться, а иногда даже драться, ломать игрушки. На первый взгляд такая реакция может показаться забавной : «Ну, надо же, какой смешной – так расстроиться из-за какой-то ерунды!» Однако не стоит недооценивать всю важность переживаний ребенка. Для него все происходящее с ним очень серьезно. К тому же если ребенок остро воспринимает каждую неудачу , постоянно расстраивается, кричит и злится, то даже самым веселым и оптимистичным родителям становится не до шуток : ведь ребенку предстоит встретиться еще не с одной трудностью – впереди садик, школа, институт, а он совершенно не умеет «держать удар» . Это может стать серьезной проблемой в дальнейшей жизни. И задача родителей – научить малышей переживать неудачи спокойно и преодолевать препятствия уверенно и сделать из неудач трамплин для дальнейших достижений. Для этого необходимо иметь правильную ориентацию : тот, кто ориентирован на успех, по данным психологов, добивается большего успеха, чем тот, кто просто пытается избежать неудач . Поэтому ориентация на успех - это то, что двигает человеком, помогает ему принимать решения в тяжелых ситуациях, выносить правильный опыт из неудач .

Мировоззрение ребенка : фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей , ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять , чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к рекомендациям психологов.

1. Знакомство с объективной реальностью. Многие родители стараются обезопасить своего ребенка, оградить от всех неприятностей и проблем с самого раннего возраста. Руководствуясь принципом «Детство должно быть счастливым» , они не позволяют малышу увидеть мир таким, каков он есть. Но рано или поздно ребенок все равно столкнется с реалиями жизни. И чем позже это произойдет, тем болезненней будет для него опыт неудачи . Например, мама всегда опекала малыша, опережая возможные проблемы, была рядом и внимательно следила, чтобы ее крошке жилось легко и радостно (подыгрывала во всех играх, «страховала» во всех занятиях : «Лучше помогу донести ему чашку, а то разольет, расстроится…» ). И ребенок привык к тому, что все проблемы решаются сами собой, все и всегда получается так, как он хочет. Оказавшись в среде ровесников, например в детском саду или на площадке возле дома, такой малыш будет просто шокирован : оказывается, он многого не может. Вася бегает быстрее, чем он, Костя первым заканчивает обед, а Вероника лучше рисует! И он искренне не понимает : ему раньше все удавалось, он был самым лучшим, а теперь вдруг не может с чем-то справиться ! Многие дети не в силах спокойно принять такой «удар судьбы» . Чтобы избавить ребенка от лишних разочарований, необходимо с раннего возраста предоставлять ему возможность знакомиться с объективной реальностью.

2. Ориентация на успех. Чтобы помочь будущему школьнику справляться с неудачами , необходимо научить его ориентироваться на успех. Для этого родителям можно использовать некоторые из приведенных ниже рекомендаций :

1. Ориентировать школьника необходимо на получение знаний, а не на оценку. Только из знаний можно вынести необходимый для практики фундамент.

2. Школьник должен научиться понимать , что для достижения цели основным оружием являются приложенные усилия, а не просто способности. Необходимо дать понять ребенку, что с помощью затраченных усилий, он сможет многого добиться. Главное, чтобы родители отмечали усилия ребенка, оценивали их. Если школьник будет получать обратную связь, будет видеть, что его ценят, то это поможет ему стать более уверенным.

3. Родителям необходимо учить ребенка воспринимать себя самого таким , каким он есть, относиться к себе с долей сочувствия и понимания. Во многих случаях, дети пытаются просто избежать неудач , потому боятся не соответствовать требованиям. Поэтому для них лучшим вариантом является отказ от результатов, деятельности. Они просто не хотят прикладывать усилия. Родителям необходимо научить детей воспринимать себя правильно , помочь им принимать неудачи , как опыт, который является частью людской жизни.

4. Помочь школьнику воспринимать себя с уважением . Чувство самоуважения всегда способствует поднятию уровня самооценки, что помогает быть более уверенным и успешным в деятельности.

5. Помогайте ребенку найти причины неудач . Если у школьника что-то не получается, то лучше попробовать разобраться с ним, почему его деятельность не приносит необходимого результата. Это поможет школьнику найти причины неудач , помочь правильно построить свои действия.

6. Ориентация на успех должна быть вызвана внутренними приоритетами школьника. Не заставляйте его что-то делать хорошо, потому что вы считаете, что ему это необходимо. Позволяйте школьнику выбирать приоритеты своей деятельности. Только внутреннее желание, а не внешний контроль помогут ребенку добиться успеха.

7. Помогите правильно расставить приоритеты. Очень часто дети способны переоценивать свои возможности, поэтому задание родителей помочь выбрать те цели, которые являются главными, помочь избежать физической перегрузки.

8. Научите воспринимать неудачи с улыбкой . Из всего опыта, даже негативного, можно вынести положительные моменты. Помогите ребенку найти именно эти положительные результаты.

3. Сами принимайте неудачи правильно ! Успешные дети вырастают у успешных родителей. Поэтому все навыки, которые вы хотите привить своим детям, вы должны проявлять сами, быть для них своеобразным подтверждением всех своих теорий и слов.

4. Найдите преподавателя для более продуктивного развития ребенка. Какими бы ни были интересы ребенка (спорт, музыка, школьные предметы, убедитесь в том, что вы нашли для ребенка людей, которые смогут его учить и тренировать надлежащим образом. Дополнительные ресурсы и новые люди научат ребенка быть более самостоятельным в том, что он делает. Найдя ребенку преподавателя, вы тем самым перестаете быть «центром» происходящего, и когда ребенок не справляется , Вы пытаетесь его на этом «поймать» . Для ребенка легче слышать и воспринимать конструктивную критику, если она исходит от других людей, а не от родителей.

5. Уверьте ребенка в безусловной любви. Иногда дети стремятся быть замечательными во всех отношениях для того, чтобы заслужить любовь родителей. Как правило, в такой ситуации малыши ощущают, что отношение мамы или папы к ним меняется в зависимости от их успехов. Например, если ребенок построил самую красивую башню в песочнице, мама очень радуется, обнимает его, А если воспитательница в конце дня жалуется родителям, что ребенок не справился с каким-то заданием , что он неусидчивый или неспортивный, то у мамы резко портится настроение, она раздражается на малыша, не хочет играть с ним. Да еще и всем родственникам может рассказать, какой он неуклюжий, неловкий или невнимательный. Малыш делает закономерный вывод : «Чтобы меня любили, я должен всегда быть лучше всех!» И, конечно, любое поражение он переносит крайне тяжело – ведь для него это не просто проигрыш, это риск лишиться родительской любви! А что может быть страшнее! Ребенок должен чувствовать, что мама с папой любят его всегда, а не только когда он хорошо себя ведет, выполняет все задания на отлично и побеждает во всех соревнованиях. Убедите ребенка в том, что его будут любить независимо от результатов игры, соревнования, и т. д. Многие дети уверены в том, что то, как они справляются с чем-либо , определяет, насколько сильно родители будут их любить. Детям нужно объяснить, что их ценят и любят такими, какие они есть, а не за то, что они умеют. Им нужно знать, что любовь к ним не ограничивается условиями.

6. Дайте ребенку отреагировать негативные эмоции. Необычайно важно позволить ребенку плакать, сердиться и выражать свои эмоции по поводу поражения. Некоторые родители говорят детям не плакать, и что плачь - удел неженок или психопатов, и что проигравшие не плачут. Для ребенка быть способным на эмоциональную разрядку и выплеснуть свою реакцию очень важно. Можно потопать ногами, покричать, попрыгать или пробежаться. Но договоритесь, что в выплеске агрессии не должны страдать другие люди.

7. Оглянитесь в прошлое. Не сразу после поражения, а через некоторое время стоит «оглянуться назад» . Пообщайтесь с ребенком и узнайте у него, как бы он поступил, если бы можно было вернуть время назад. Напомните ему : «Мы говорим не о том, что ты выиграл или проиграл, а о том, как ты вел себя во время игры». Способствуйте тому, чтобы ребенок обдумал и высказал, какой опыт он извлек из игры.

8. Подумайте о возможностях ребенка. Может оказаться, что систематические проигрыши являются индикаторами того, что ребенок не готов к определенной деятельности, ему скучно, занятия не доставляют ему радости и удовлетворения, или тренировки неадекватны.

9. Продолжайте поддерживать ребенка. Укажите на то, что вы видели, что вам понравилось. В то время как ребенок, возможно, делал что-либо не самым наилучшим образом, всегда есть вещи, которые он делал хорошо. Детям важно услышать о том, что они делали хорошо, особенно в свете поражения. Совет «если с самого начала Вам не повезло, пробуйте снова и снова» может очень расстроить. Не забывайте напоминать детям, что никогда не стоит терять надежду!

10. Не требуем от ребенка быть идеальным. Нередко бывает и так, что родители, не желая ничего плохого своим детям, сами формируют в них стремление быть идеальными. Такие мамы и папы, как правило, очень требовательны к себе. Для них важно выполнять свои обязанности наилучшим образом. Того же они ждут и от своего малыша. «Ты слепила самого красивого ежика в группе! Мама тобой гордится!» , «Твой папа всегда был сильнее всех мальчишек. И ты должен быть самым сильным!», «Ну что же ты, не могла постараться получше! Ты расстроила нас» – такие установки способствуют формированию у ребенка «комплекса отличника» . Малыш старается заслужить одобрение и похвалу любой ценой. И, конечно, промахи в этом случае просто недопустимы – они могут стать настоящей катастрофой. Поэтому не стоит предъявлять малышу слишком много требований и ждать от него исключительно успехов – перфекционизм (стремление быть идеальным во всем) вредит здоровью, препятствует психологическому благополучию ребенка. Важно учить ребенка трудиться, прилагать усилия, но не ждать от него наилучших результатов во всем.

11. Не лишайте ребенка права на ошибку! Ведь именно принятие и осознание собственных ошибок дает возможность дальнейшего роста и развития. Как все мы помним, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

12. Справедливая награда . Очень важно поддерживать ребенка, хвалить его, поощрять. Но важно придерживаться принципа золотой середины . Если недохвалить малыша, не заметить его успехов, у него будет недостаточно уверенности в себе и своих силах. Но если перехвалить его, то он не захочет и не сможет прилагать усилия, чтобы добиться настоящего успеха.

13. Не нужно лишней похвалы! Поощрение только за дело! Дети очень хорошо чувствуют, когда они справедливо заслужили награду , а когда их хвалят просто так. Чтобы любая деятельность ребенка не превратилась в погоню за похвалой, будьте максимально объективны. Если вы видите, что результат работы оставляет желать лучшего, не нужно искусственных восхищений. Лучше похвалите ребенка, например, за то, что он старался.

14. Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя . Стоит сказать примерно следующее : "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".

15. Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка - не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так : "Для меня настоящий успех - это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.

16. Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь проигрывают - из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу , кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход : "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"

17. Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка, на самом деле всего лишь задевает их собственные чувства. Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше , чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

18. Научитесь сами и учите ребенка правильно распределять ответственность за поражение. Ведь оно зависит от многих факторов : невнимательность, непрофессионализм, везение, страх и т. п.

19. Если ребенок бурно реагирует на неудачу (кричит, плачет, дерется)

НЕправильно :

Игнорировать («Я ухожу, раз ты кричишь» );

Ругать и наказывать;

Угрожать («Не прекратишь плакать, больше играть не будем!» , «Еще раз так крикнешь – получишь!» );

Приводить в пример других детей;

Смеяться, обесценивать переживания малыша («Подумаешь, проиграл!» );

Привлекать к решению проблемы посторонних (когда они готовы включиться в ситуацию : «Ой, как девочка кричит! Сейчас заберу с собой» ).

Правильно :

Сохранять спокойствие. И ребенок тоже вскоре успокоится;

Обнять, поддержать кроху («Я вижу, ты расстроился из-за проигрыша. Но зато ты очень старался! Все заметили это!»);

Вернуться к разговору, когда буря уляжется («Я помню, ты расстроилась, когда победила Вика, а не ты. Но, согласись, если бы всегда выигрывал только один и тот же человек, остальным было бы неинтересно играть!»);

Поговорить с ребенком о чувствах, которые он испытывал, помочь ему понять, что произошло;

Поговорить с ребенком о чувствах окружающих («Когда ты кидался игрушками, кричал и дрался, другие ребята были напуганы. Им было не очень приятно смотреть на тебя»);

Предложить альтернативу, научить со-радоваться успехам других («Когда ты выигрываешь, ты радуешься. Когда побеждает кто-то другой, ему тоже хочется радоваться. Мы можем веселиться вместе с ним.

Если ребенок кричит во все горло от обиды за проигрыш, а окружающие смотрят на вас с сожалением, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите : "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача - успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

Формулируйте правила игры таким образом, чтобы дети понимали : главное участие и процесс. Например, «каждый, кто добежал до финиша, уже победитель» или «каждый, кто играл, уже выиграл» .

Мы так любим своих детей, что порой на их неудачи реагируем острее, чем на свои собственные.

Ребёнок принес из школы двойку, провалился на олимпиаде, забыл на утреннике в детском саду стихи, которые вы репетировали часами, занял в конкурсе 7 место или потерял ключи. Вам хочется заломить руки и спросить: «И в кого ты такой? Ведь это же так просто! Почему Вася может, а ты нет! Что же ты за человек». Возьмите себя в руки — от нашей реакции на неудачи зависит, как ребёнок будет с ними справляться в будущем.

Ваш ребёнок и так переживает

Не усугубляйте его страдания своими причитаниями. В конце концов, все живы и здоровы, это главное. А двойки-олимпиады-конкурсы уже через несколько лет не будут иметь никакого значения. Вообще, возьмите себе за правило спрашивать себя: «Это будет ещё что-то значить через пять или десять лет?» Вы удивитесь, как много проблем мы придумываем себе сами. Кстати, это правило работает и для ваших взрослых проблем. Добрая половина из них через несколько лет покажется вам просто нелепой.

Не накручивайте себя и ребёнка

Допустим, вы спросили себя, будет ли двойка по математике иметь хоть какое-то значение через пять лет, и тут же нехитрым путем пришли к выводу, что, конечно же, будет. Теперь он завалит ЕГЭ, до которого осталось всего-то 9 лет, не поступит в институт, будет дворником и вся его жизнь пойдет под откос. Смешно? Вот и нам тоже.

Даже если ваш ребёнок всю жизнь будет получать по математике одни двойки, это вовсе не значит, что он станет дворником. В мире полно профессий, где математика вообще не нужна или нужна на уровне начальной школы. В конце концов, вы можете припомнить, кто, кроме закройщиков, пользуется дециметрами? Вот и не накручивайте себя.

Вспомните, что ребёнок не обязан удовлетворять ваши амбиции

Завалил экзамен по фортепьяно? А как он вообще попал в музыкальную школу, хотел ли он играть на этом самом фортепьяно или мечтал о кружке танцев или футбольной секции? Частенько родители реализуют свои собственные несбывшиеся мечты и похороненные амбиции через детей. Бывшие двоечники требуют от детей быть отличниками, к примеру. А бывает и ещё хуже, когда отличниками детей требуют стать бывшие отличники - задирают планку, наставляют ребёнка, что он должен не посрамить, быть не хуже и так далее. Ничего он вам не должен, ничегошеньки. И когда вырастет не будет должен - разве что своим собственным детям. Пусть будет здоровым и счастливым. У счастливых людей куда больше шансов на успех - они движутся по жизни по велению сердца, а не чужих амбиций.

Научите ребёнка анализировать причины неудачи

Они могут крыться в нём самом, а могут и в сложившихся обстоятельствах. Ваша задача не выступить обвинителем - «ты растяпа, ты мало занимался, ты струсил и забыл нужные слова» - а научить ребёнка извлекать из неудачи информацию, которая поможет ему в будущем избежать такой ситуации. Например: «Повторить стихотворение 10 раз недостаточно, в следующий раз мы повторим 15 раз», «Мы недостаточно хорошо разобрали эту тему, раз ты не смог сориентироваться на контрольной, давай пройдем её ещё раз».

Помогите малышу найти выход

Если оказалось, что ребёнок боится выступать на публике, запишите его в театральный кружок, если у него плохо с задачами, позанимайтесь дополнительно, неудачное выступление на конкурсе заслуживает дополнительных репетиций. Ребёнок должен знать, что выход есть всегда, нужно только немножко обмозговать ситуацию. А ещё ему важно знать, что кто-то всегда на его стороне, даже если сегодня он потерпел неудачу. И кто же, если не вы.

Проигрывать не любит никто, но для ребенка любая неудача может казаться гораздо более трагичной, чем нам со своей, взрослой, точки зрения. Таковы факты: подросток может даже предпринять попытку самоубийства из страха провалиться на экзаменах, хотя нам, взрослым, очевидно, что проваленный экзамен - вовсе не конец всего. Ваш ребенок тоже рано или поздно неизбежно потерпит в чем-то неудачу. Может быть, с экзаменами у него все будет просто прекрасно, но он провалит сдачу на водительские права, или не попадет в футбольную команду, или друзья не возьмут его в свою музыкальную группу, потому что у него нет слуха (я через это прошел).

Как я уже сказал, для вас все вышеперечисленное никак не может равняться концу света. Но я не случайно поместил это правило в «кризисный» раздел, поскольку для ребенка подобная ситуация вполне может стать настоящим кризисом. А может быть, и для вас тоже - представьте, например, что ваше чадо провалило обязательные школьные экзамены. Что вы будете чувствовать? Но если даже для вас сложившаяся ситуация (к примеру, если вашего сына не взяли в команду по регби, чему вы только рады) скорее облегчение, чем горе, вы все равно должны уметь взглянуть на нее глазами ребенка, чтобы быть в состоянии помочь ему.

Если вы просто скажете ему, что не произошло ничего страшного, что можно попробовать еще раз и так далее, то фактически вы скажете, что его чувства - ерунда, и он не должен так переживать. В этом случае ребенок будет чувствовать себя униженным и непонятым, и не стоит надеяться на то, что он тут же махнет на все рукой и скажет: «Конечно, я дурак, все это ерунда».

Так что же вам следует делать? Вы что, должны говорить ребенку, у которого что-то не получилось, что его отчаяние совершенно справедливо и его жизнь на этом можно считать конченой?

Ну, не совсем так, однако близко к тому. Вы должны позволить ребенку чувствовать себя так плохо, как кажется адекватным ему, сказать, что понимаете, почему он так расстроен, и что это вовсе не удивительно. Проявите сочувствие и понимание. Сами знаете - обнять покрепче и принести вкусного чаю. Хорошо бы с шоколадным печеньем. Можете приготовить на обед любимое блюдо вашего страдальца, чтобы он понял, что вы переживаете за него. Если позволить ребенку немножко побыть в роли трагического героя, то уже достаточно скоро он наверняка найдет в себе силы начать выбираться из трясины переживаний, и тогда вы сможете предложить ему руку помощи и что-нибудь в качестве компенсации. Только не торопите естественный ход событий.

Помните: если вашему пятилетнему карапузу не повезло на спортивном празднике в детском саду, или если почти взрослая семнадцатилетняя дочь не добрала баллов на вступительных экзаменах в университет, вы должны относиться к этому, как к кризису, если так это воспринимают они.

Как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей

Родители , чьи дети пошли в школу, знают, что порой их чада неохотно занимаются домашними заданиями или вовсе не хотят учиться. Что делать в таком случае? Почему это происходит?

В основе такого поведения лежит страх показаться другим с неуспешной стороны, выглядеть глупо, провалиться и заслужить отрицательную оценку, порицание.

Страх неудачи, возможно, самый «коварный» из тех, с которыми может столкнуться школьник. Почему? Да просто потому, что об этом страхе ребенок с наименьшей вероятностью скажет: «Я боюсь», вы скорее услышите «Я не буду». Испытывая подспудный страх потерпеть неудачу, ребенок просто отказывается совершать какие бы то ни было действия, предпринять какие-то усилия. А взрослые зачастую трактуют такое поведение как проявление лени.

На самом деле, за тем, что мы называем ленью, чаще всего скрывается такое крайне негативно сказывающееся на развитии личности ребенка явление, как выученная беспомощность . Давайте подробнее разберемся в том, что же это такое. Выученная беспомощность - состояние, возникающее у ребенка или взрослого человека после более или менее длительного негативного воздействия, избежать которого не удается.

Психологи провели специальный эксперимент, который показал, каким образом формируется выученная беспомощность и какое влияние она оказывает на поведение. Трем группам людей сказали, что нужно найти комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была - нужная комбинация кнопок действительно существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они ни нажимали - неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем участников эксперимента направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Люди должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если же человек касался противоположной стенки - звук прекращался. В результате эксперимента было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшей в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук - просто сидели и ждали, когда все кончится.

Как показали результаты исследований, сформировавшаяся выученная беспомощность выражается в виде эмоциональных нарушений (депрессий, тревожных расстройств), на этом фоне возможно даже развитие телесных заболеваний. Основной неприятной характеристикой выученной беспомощности является ее тенденция к генерализации - будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что человек перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

Особенно пышно беспомощность может «расцвести», конечно же, в школе. Испытывающий по каким-либо, очень часто вполне устранимым, причинам трудности в учебе ребенок быстро усваивает, что он ничего не может, ничего не сможет, а поэтому даже пытаться что-то изменить совершенно бесполезно .

Безусловно, значительный вклад в формирование выученной беспомощности и связанного с ней страха неудачи иногда вносят и учителя. Подумайте, как себя чувствует ребенок, который слышит в свой адрес: «Ты все равно у меня больше "тройки" никогда иметь не будешь» или «Да, математика - это явно не твой предмет». К сожалению, учителю вовсе не обязательно произносить такие фразы вслух. Ребенок все равно «считает» подобное отношение к себе, даже если оно не будет выражено словами: по мимике, жестам, интонации обращающегося к нему учителя. На деле здесь происходит взаимное обучение беспомощности: неудачи, трудности в усвоении материала учеником вызывают ощущение беспомощности у учителя, а учитель уже передает свою беспомощность тем детям, с которыми общается.

Страх неудачи может быть родом и из семьи. Как мы сами ведем себя перед лицом трудностей? Какое поведение демонстрируем своим детям? Всегда ли мы пытаемся разрешить сложную ситуацию? Или часто пускаем ситуацию на самотек, ждем, что «все как-нибудь рассосется», «прячем голову в песок»? Естественно, что ребенок усваивает родительскую модель поведения, в том числе и в ситуации, требующей преодоления препятствий.

Страх неудачи проявляется еще и в том, что дети могут выбирать цели, совершенно не соответствующие их возможностям: либо слишком легкие, либо чересчур трудные. Также может возникать неожиданная реакция на успех или неудачу: если ребенок добился успеха, он снизит трудность задания, а если потерпит неудачу - повысит.

Такое поведение обычно связано с тем, что испытывающий страх неудачи ребенок пытается уберечь свою самооценку от болезненных ударов. С легким заданием можно справиться наверняка, а если не получится сделать что-то по-настоящему сложное - это не беда, ведь почти никто бы не смог. Конечно, такая модель поведения мешает вашему сыну или дочке развиваться, добиваться успеха и в учебе, и в других делах. Например, в общении.

Итак, очень часто страх не справиться с заданием выражается в нежелании ребенка что-то делать. Взрослые считают этот страх проявлением лени, хотя на самом деле он зачастую связан с довольно неприятным и тяжелым состоянием - выученной беспомощностью.

Если же беспомощность все же сформировалась, для ее преодоления нужно будет потрудиться! Причем здесь очень важно не совершать некоторых типичных ошибок.

Для борьбы с беспомощностью ни в коем случае нельзя шантажировать ребенка возможными запретами на интересующие его занятия и тем более воплощать эти угрозы в жизнь. Необходимо изо всех сил поддерживать и развивать любые интересы ребенка . Поскольку сохраняющиеся интересы ребенка - это нередко последняя ниточка, за которую его еще можно вытянуть обратно в нормальную жизнь . Конечно, родителям не стоит возлагать надежд и на увлеченность ребенка компьютерными играми. Это, опять же, не интерес, а просто еще одна форма ухода ребенка от реальных проблем в мир фантазий.

Очень важно не сравнивать ребенка, испытывающего страх неудачи и беспомощность, с другими детьми. Это не только не принесет ему абсолютно никакой пользы, но и нанесет вред! Сравнивайте ребенка лишь с самим собой, подчеркивайте улучшение сегодняшнего результата по сравнению со вчерашним, даже если это улучшение совсем небольшое (например: «Вчера ты сделал в диктанте восемнадцать ошибок, а сегодня только пятнадцать. Сегодня ты сделал на три ошибки меньше!»).

Для преодоления страха неудачи нужно обучать ребенка эффективному поведению в ситуации возникновения трудностей. Для этой цели психологи разработали пятиэтапную систему решения проблем:

    Осмысление проблемы.

    Переформулировка проблемы.

    Выработка вариантов решений.

    Принятие решения.

    Оценка принятого решения.

Вы можете проработать с ребенком эту систему несколько раз, чтобы обучить его применять этот метод для решения встречающихся в реальной жизни проблем. На первом этапе нужно хорошенько обдумать стоящую задачу, а также затормозить первоначальные импульсы, явно не способные привести к успеху (например, в прямом или переносном смысле «убежать» от решения проблемы). На втором этапе необходимо помочь ребенку переформулировать имеющуюся трудность так, чтобы она превратилась в реально решаемую проблему (например, не «Я не напишу контрольную работу», а «Как сделать так, чтобы хорошо написать контрольную работу»). Третий этап - это этап выработки возможных решений. Поощряйте своего ребенка к предложению как можно большего количества вариантов, пусть даже самых нелепых и фантастических. Как показывает опыт, нередко те варианты, которые на первый взгляд выглядят невероятными, при более пристальном рассмотрении оказываются вполне жизнеспособными решениями. Если ребенок стесняется и говорит мало, вы можете подать ему пример требуемого на данном этапе поведения, предлагая как невероятные, так и реальные альтернативы, побуждая тем самым своего сына или дочку к такому же поведению. На четвертом этапе нужно рассмотреть каждый из предложенных вариантов, выбирая наиболее подходящий способ решения проблемы и планируя конкретные действия по его осуществлению. На последнем этапе подтверждается правильность принятого решения. Лучше всего это сделать уже после того, как ребенок попробовал выполнить намеченные шаги. Попробуйте эту систему для начала на какой-нибудь простой проблеме (например, для решения того, чем заняться в выходные), а затем постепенно обучайте ребенка применять ее для преодоления более серьезных трудностей. Если ваш сын или дочка научится воспринимать любую жизненную ситуацию, которая на первый взгляд кажется безнадежной, как решаемую проблему, это явно поможет им перебороть страх потерпеть неудачу.

Итак, чтобы помочь ребенку справиться с состоянием выученной беспомощности, помните о том, что:

    необходимо всячески поощрять, развивать и укреплять интересы вашего сына или дочки; не стоит упрекать ребенка в лени;

    нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой.

Для преодоления страха неудачи ребенку будет полезно:

    периодически вспоминать свои победы;

    повышать уверенность в себе, своих силах и возможностях;

    учиться навыкам эффективного разрешения проблем.


Список литературы

    Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс, 1991

    Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб, 1994

    Долохов В., Гурангов В. Фейерверк волшебства. - М., 2006

    Лихтарников А.Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование //Наш проблемный подросток: понять и договориться. - СПб., 2001, С.49-73.

    Ромек В.Г. Открытие выученной беспомощности// Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. Ростов-на-Дону, 2000, С.278-287

6. Костенчук И. А. О выученной беспомощности. // Химия в школе, 1997. №5. –

Похожие публикации