Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь? Развитие малыша на третьем месяце жизни.

Из статьи узнаете: что должен уметь ребенок в три месяца, что можно кушать маме и малышу в данном возрасте; сколько съедает грудного молока или смеси, определим норму веса и роста. Узнаем сколько должен спать младенец в 3 месяца. И также в конце статьи мы покажем видео как делать общий укрепляющий массаж и гимнастику трех-месячному ребенку.

Развитие ребенка в 3 месяца

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца

Вес ребенка в 3 месяца зависит от пола, генов и способа питания.

Родители малыша должны четко понимать, что только большие изменения от нормы в любую сторону должны вызывать переживания. Ниже представлена таблица нормального веса для мальчиков и девочек трехмесячного возраста. Со второго месяца по третий мальчик должен прибавить в массе тела приблизительно 700–900 грамм, а девочка 600–870 грамм.

Таблица веса для мальчиков от 0 до 3-х месяцев (ВОЗ)

Месяц мин. вес (кг) макс. вес (кг)
0 2,9 3,9
1 3,9 5,1
2 4,9 6,3
3 5,7 (5700 грамм) 7,2 (7200 грамм)

Таблица веса для девочек от 0 до трех месяцев (ВОЗ)

Месяц мин. вес (кг) макс. вес (кг)
0 2,8 3,7
1 3,6 4,8
2 4,5 5,8
3 5,2 (5200 грамм) 6,6 (6600 грамм)

Согласно нормам всемирной организации здоровья нижний предел веса для мальчика в три месяца представляется 5 килограмм 700 грамм, для девочек — 5 кг 200 гр. Нормальной максимальной массой является 7,200 для мальчиков, 6, 600 - для девочек.

Рост ребенка в 3 месяца

График и таблица нормального минимального и максимального роста для девочек от 0 до 3-х месяцев

Месяц мин. рост (см) макс. рост (см)
0 47,3 52
1 52 56
2 55 59,1
3 57,7 62

График и таблица нормального минимального и максимального роста для мальчиков от 0 до 3-х месяцев

Месяц мин. рост (см) макс. рост (см)
0 48 52
1 52 57
2 56,4 61
3 59,4 64

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Ребенок в 3 месяца умеет улыбаться родным и близким. Часть мозга, которая руководит слухом младенца, некоторыми аспектами языка, обоняния, памяти и эмоций, активно начинает работать. Повышается физическая активность и малыш постепенно учится показывать свои эмоции.

В три месяца ребенок должен уметь двигать более-менее осмысленно руками. Младенец умеет поворачивать голову на любимый голос или знакомый приятный звук. Лежа на животике, и фиксирует плечи, делать упор на руки.

Хватательный рефлекс у трехмесячного ребенка все более развивается. Грудничок начинает понемногу держать погремушку, хватать маму за волосы, пальцы и тянуть все это в ротик. Во время плача малыша в три месяца посматривает на реакцию родителей, правильно ли поняли мама с папой его желания. Когда что-нибудь младенцу не нравится упрямо отводит глаза от нежеланного предмета.

Чем можно занять ребенка в три месяца

Включайте легкую музыку или читайте вслух для 3-х месячного ребенка. Дети очень любят, когда им поют, особенно колыбельную на ночь. Попробуйте петь и похлопывать в ладони одновременно. Существует так называемый «Эффект Моцарта»: включая классическую музыку, младенец успокаивается и это положительно влияет на умственное развитие.

Сколько спит ребенок в 3 месяца

Трех месячный ребенок часто просыпается посреди ночи, но перед тем как подходить и успокаивать его, подождите минимум 30 секунд. Малыши в таком возрасте могут плакать ночью, но быстро успокаиваются. Не нужно бежать к младенцу, а то он так и не научится самостоятельно засыпать.

Перед сном кормить ребенка в 3 месяца нужно в полумраке, чтобы не раздражать нервную систему ярким светом.

Дневной график сна регулируется. В три месяца дети обычно спят днем за один раз 1 – 2 часа.

Малыш в 3 месяца начинает чувствовать окружающий мир. Так как его мозг развивается, он все чаще смотрит на все окружающее с интересом, даже на свое отражение. Держите зеркало, которое не разбивается или посадите напротив него. Ребенок сначала не будет понимать, что смотрит на себя. Это его будет очень смешить.

Физическое развитие 3-месячного ребенка

Чтобы поощрить в три месяца младенца к физическим упражнениям, попробуйте положить его на животик. Малыш будет поднимать головку и плечи вверх, используя руки для поддержки. Это маленькое поднятие укрепляет мышцы.

Совет! Если проводите почти все время с ребенком, дайте возможность супругу укрепить связь между ними. Это также даст немного времени отдохнуть и укрепит доверие партнера.

Существует много методов, чтобы поощрить мужа остаться наедине с малышом и поэкспериментировать. Напомните ему, чтобы помнил о потребностях. Если ребенок в 3 месяца плачет, муж может попытаться прислонить его к себе, потирая спинку или сделать детский массаж. Маленькие дети радуются от нежных и ритмичных движений. Это также даст партнеру возможность почувствовать себя способным успокоить ребенка. Не забывайте, что грудное молоко является питательным и полезным. Можете сцедить молоко в бутылочку и дать возможность папе покормить малыша.

Срыгивание ребенка в 3 месяца

Многие трех месячные младенцы «срыгивают» чаще всего после еды или даже во время кормления. После десяти месяцев жизни частота срыгивания уменьшается. Если ребенок отрыгивает не больше 30 грамм, приблизительно 20 мл, это не должно беспокоить родителей, но в противном случаи стоит обратиться к врачу.

Ребенок в 3 месяца часто и постоянно срыгивает после кормления

Ниже приведены причины частого срыгивания в трех месячном возрасте.

  • Главная причина постоянного срыгивания ребенка это переедание. В этом нет ничего страшного, но не нужно заставлять кушать.
  • Сохраняйте малыша в полу-вертикальном положении во время кормления и в следующий час после кормления;
  • Не нужно класть младенца на живот в течении 30 минут после кормления;
  • Не следует активничать после кормления, переворачивать грудничка, играть в активные игры или смешить.

Если малыш в три месяца начал часто срыгивать в больших количествах после каждого кормления обратитесь к педиатру за консультацией. Не ждите время, когда ребенок начнет терять вес, а процесс развития замедлиться.

Без фанатизма контролируйте температуру тела ребенка. Одного сильного срыгивания за день не повод для беспокойства.

Прикосновения к 3-ех месячному ребенку

Подарите ребенку в три месяца ласковые прикосновения. Малыш расцветает от них, и это ключ к правильному развитию. Контакт «кожа к коже» укрепляет эмоциональную связь с младенцем, успокаивают его. Стимулируйте тактильное ощущение к различным материалам.

Попробуйте играть с трехмесячным ребенком мягкими тканями, такими как: искусственный мех, фетр или махровое полотенце. Также многие родители считают, что домашние любимцы играют важную роль в развитии малыша. Но надо держать в безопасности от животных, потому что они являются одним из источников распространения лишая, грибковой инфекции и шерсти.

Сколько должен есть ребенок в три месяца

Детские смеси в отличии от грудного молока переваривается трехмесячным младенцем намного медленнее. Поэтому таким питанием нужно кормить реже. Со временем ребенок будет больше есть и пить, а перерывы между приемами пищи станут продолжительней.

Это все также повлияет на режим сна: малыш сможет проспать фактически всю ночь не просыпаясь. На втором месяце жизни ребенок будет съедать приблизительно 110 или 140 гамм еды при каждом кормлении. К концу 3-его месяца, малыш будет съедать еще на 30 грамм больше, чем на втором.

Перекормить ребенка в три месяца во время кормления из бутылочки проще, поскольку кормления грудью – процесс сложный. Убедитесь, что дали младенцу сколько ему нужно, а в этом помогут ориентировочные знаки на бутылочке. Жидкость должна капать медленно из отверстия, а не выливаться. Кроме того, не стоит поддаваться искушению, и дополнять бутылочку, если малыш показывает, что он хочет еще.

Никогда не используйте бутылки с опорой, они небезопасны. С такими видами бутылочек можно легко заснуть, что является не лучшим видом сна.

Что же происходит с жизнью мамы?

Мама все еще ​​чувствуете тревогу и плохое настроение, но спихивает это на нервы «новоиспеченной мамы»? Скорее всего, это . Одна из четырех женщин страдают от нее. Не смущайтесь и не бойтесь посетить врача. Это реальная, но вполне излечимая болезнь.

Совет на этой неделе: когда на улице лето, это прекрасная возможность взять ребенка на прогулку. Постелите коврик в парке или саду и малыш будет наслаждаться вытягиванием и брыканием ручками и ножками. Кожа у младенца нежная, поэтому не забывайте предохранять от вредного воздействия солнца.

В 3 месяца лучше избегать прямых солнечных лучей, так как могут появиться красные пятнистые прыщики на коже ребенка. Выберите теплое тенистое место, возьмите панамку или зонтик и солнцезащитные средства.

Грудное вскармливание: как много и как часто?

В течение трех месяцев на грудном вскармливании со временем количество молока будет уменьшаться, а ребенок будет все реже и реже просыпаться ночью. Вы предлагаете достаточное количество молока, если:

  1. Ребенок активный
  2. Стабильно набирает вес, растет, развивается
  3. Если ребенку не хватает еды, он будет недовольным, привередливым, малыш будет раздражаться. Если вы заметили какие-то из этих признаков стоит позвонить врачу.

Помните, что примерно через месяц, грудничок, как правило, реже ходят в туалет. В два месяца дети испражняются после каждого кормления. Если ребенок в течение трех дней не какал, следует обратиться к педиатру.

В периоды быстрого роста ребенка, мама может заметить, что малыш чаще хочет есть. В этот период организм кормящей матери входит в особы режим увеличения выработки молока, а через пару дней, он снова должен обрести баланс.

На исключительно грудном вскармливании дети должны получать витамин D в течение первых нескольких дней жизни, а также мама должна давать новорожденному воду, но стоить помнить, что твердые продукты недопустимы.

После трех месяцев поймете, что грудное вскармливание является второй природой. Это может стать неожиданностью и сильно расстроит, если малыш отказывается от грудного вскармливания. Но отказ от него является обычным явлением и не должно длиться долго, как только обнаружите причину.

Что можно кушать маме 3-х месячного ребенка

Часто у матерей не хватает времени и сил на полноценное питание. Однако, какие бы вы ни были заняты или измученные, стоит начать день с питательного завтрака. Если любите перекусывать, попробуйте покушать полезную пищу богатую на витамины фрукты, а не печенье или шоколад.

ЗДОРОВЬЕ МАМЫ = ЗДОРОВЬЮ ее РЕБЕНКА

Кормящим матерям нужно пить достаточно жидкости. Кроме воды, можно пить негазированную минералку, отвары из шиповника, компот из сухофруктов, слабые чаи, нежирные кефиры, йогурты без добавок. Вода не влияет на количество грудного молока, но горячая жидкость стимулирует лактацию. Темный цвет мочи подскажет маме о надобности пить больше водички.

Грудь воспалилась, красная, опухшая, и болит?

В этом случае, возможно, у вас . Маститом болеют примерно 10 процентов кормящих мам. Продолжайте кормить малыша, так как болезнь часто возникает от переполнения молока в груди. Остановив вскармливание грудью, только приведет к худшим последствиям. Но также обязательно обратитесь к врачу.

Что умеет ребенок в 3 месяца?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

Поиграем?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса . И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев? Как их проводить?

Ребенку 3 месяца: учимся произносить звуки.

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, - «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому - произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Как научить малыша трех месяцев различать свое имя.

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Ребенку 3 месяца: какие игрушки нужны для развития малыша. Развиваем хватательные движения.

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу - в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент - лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми!

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Ребенку 3 месяца: развитие движений.

В три месяца малыш приобретает новое умение - умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу.

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Ребенку 3 месяца: развитие слухового сосредоточения.

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка.

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрения – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Трехмесячный ребенок к 4 месяцам умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» - переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Читайте в этой статье:

Малыш, которому исполнилось 3 месяца, значительно изменяется не только внешне, но и эмоционально. Он вырастает, крепнет, его личико все больше разглаживается, взгляд становится осознанным, появляется мимика. Зная, какие физиологические и психологические особенности характерны для этого периода, родители могут оценить развитие ребенка в 3 месяца.

Физиологическое развитие

За 3 месяц своей жизни малыш набирает около 800 г веса, его рост увеличивается на 2,5-3 см. Допускаются незначительные отклонения от принятых норм. Все органы и системы ребенка продолжают стремительно расти. Интенсивное развитие нервной системы и клеток мозга находит свое отражение в особенностях поведения крохи, характерных для этого периода.

Движения ручек 3 месячного малыша становятся более координированными. Теперь он может подносить игрушки и другие предметы к лицу, играть погремушкой, тянуть пальцы в рот. Он контролирует и свои ножки: положив на них мячик, вы увидите, что малыш пробует его пинать. Если лежащего на спине карапуза потянуть за ручки, он будет пытаться сесть, однако это не означает, что в 3 месяца ребенок готов к присаживанию: позвоночник и мышцы спины его пока еще очень слабы.

Если положить ребенка на живот, он поднимется с опорой на предплечья и будет хорошо держать голову. Некоторые дети в этом возрасте способны переворачиваться со спины на бочок и обратно. Взяв кроху подмышки, вы обнаружите, что он твердо упирается в поверхность слегка согнутыми ногами и даже пробует шагать.

Трехмесячный малыш обязательно заинтересуется крутящимся мобилем, подвешенным над его кроваткой. Такая игрушка будет стимулировать познавательное развитие крохи, поможет сформировать взаимосвязь между его зрением и слухом. Выбирайте качественный мобиль с яркими деталями, мигающей подсветкой и спокойной мелодией, которую можно отключать.

Родители должны понимать, что 3-месячный малыш стал очень подвижным, некоторые дети в этом возрасте способны переворачиваться на живот и менять положение своего тела в пространстве. Теперь нельзя оставлять ребенка одного ни на минуту. Если вам необходимо отойти, оставляйте малыша в манеже, кроватке или на полу, постелив одеяло.

Режим дня младенца

Многие дети в три месяца имеют сформированный режим бодрствования и сна. Здоровый малыш спит ночью около 10 часов, иногда просыпаясь, чтобы получить питание. Детские врачи не рекомендуют родителям подходить к кроватке каждый раз, когда ребенок просыпается. Если малыша ничего не беспокоит, он не плачет, то, проснувшись и немного повозившись, он снова уснет. Дневной сон крохи с 2 до 3 месяцев по-прежнему состоит из 3-4 периодов по 1,5-2 часа.

Педиатры рекомендуют чаще гулять с ребенком в любую погоду. Хорошо, если каждый дневной сон малыша проходит на улице. Помешать выходу из дома может лишь сильный ветер, ливень или температура воздуха ниже 10 градусов. В таких случаях на время сна ребенка необходимо приоткрывать окно. В летнее время длительность прогулок должна доходить до 6 часов.

Утро ребенка должно начинаться с гигиенических процедур. Лицо и глазки крохи следует протирать ватным диском, смоченным кипяченой водой, при необходимости — чистить его ушки и носик ватным жгутиком. Если малыш намочил или испачкал штанишки, его необходимо подмывать проточной водой. Не нужно злоупотреблять детской косметикой, если кожа малыша чистая.

Ежедневно перед отходом ко сну ребенка следует купать в ванночке. Если малыш сильно возбудим, эту процедуру можно проводить в дневное время. Для 3 месячного крохи очень важна температура воды: она должна быть не ниже 36,6 и не выше 37,5 градусов. При наличии высыпаний на детской коже после консультации с врачом после купания можно ополаскивать ребенка слабым настоем ромашки, череды или чистотела.

Кормление малыша

По мнению большинства педиатров, материнское молоко — единственное питание 3 месячного ребенка, обеспечивающее его всеми необходимыми для роста и развития веществами.

В этот период не рекомендуется прикармливать: в кашах, фруктах и овощах нет необходимости. Не требуется младенцу, находящемуся на грудном вскармливании, и допаивание водой. После консультации с врачом ребенку можно давать витамин D в каплях, чтобы предупредить возникновение рахита.

Примерный объем молока, который должен съесть трехмесячный ребенок за сутки, равен 800 мл. Если малыш получает 7-разовое питание за 24 часа, количество молока, необходимое на 1 прием, должно быть не менее 115 мл. Однако если мама видит, что ребенок высасывает меньший объем, но просит грудь чаще, она не должна препятствовать его желанию. Ученые давно доказали, что кормление по требованию благоприятно влияет на физическое и эмоциональное развитие младенца.

Разные причины — стрессы, плохое питание, различные заболевания — могут привести к тому, что у матери уменьшится выработка молока. Для восстановления лактации следует чаще прикладывать малыша к груди. Если это не помогает и ребенок не наедается, необходимо обсудить с врачом возможность докармливания смесями. При полностью искусственном вскармливании давать младенцу бутылочку по требованию нельзя: между кормлениями должен выдерживаться период 3-3,5 часа.

Психологические изменения

Маленький человек в 3 месяца уже способен узнать свою маму и людей, которых он часто видит. Малыш активно выражает свои эмоции криком, гулением, улыбкой. Родители могут услышать, как ребенок певуче растягивает гласные, когда находится в хорошем настроении. Более активной становится и мимика крохи. Появляется «комплекс оживления»: радостная реакция на взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек и ножек.

Некоторые дети этого возраста предпочитают большую часть времени находиться на руках у мамы или папы. Не отказывайте ребенку в этом желании и вы увидите, что умеет малыш. Сосредоточенно глядя на ваше лицо, прислушиваясь к голосу, ребенок будет улыбаться, хмуриться, показывать язычок и пытаться повторять произнесенные вами звуки.

Свои желания малыш по-прежнему выражает плачем. Требуется ли ему питание, смена пеленок, родительское внимание — ребенок будет плакать по-разному. Обычно к 3 месяцам мама уже может различить, что необходимо карапузу. В этот период малыш начинает капризничать просто из-за того, что ему скучно. Врачи не рекомендуют в таких случаях сразу бежать к ребенку. Дайте ему время успокоиться самостоятельно.

Что должен уметь 3-месячный малыш?

К концу 3-месячного возраста многие дети обычно умеют:


Если родители оценят, что умеет их ребенок, и обнаружат, что его достижения не соответствуют перечисленным, им не следует тревожиться и паниковать. Небольшая задержка в развитии не свидетельствует о наличии проблем, а может говорить лишь об индивидуальных особенностях крохи. Стоит ожидать, что через несколько дней малыш удивит маму и папу новыми способностями.

Как стимулировать развитие?

Чтобы побуждать ребенка произносить звуки, постоянно беседуйте с ним. Называйте его по имени, объясняйте, какие предметы находятся рядом с вами, озвучивайте все свои действия. вы удивитесь, когда увидите, что умеет ваш ребенок. Трехмесячный малыш, глядя на ваши губы, будет повторять их движения и даже имитировать речь. Произносите те же звуки, которые издает кроха. Так вы будете поощрять его к развитию навыков общения. Выполняя домашнюю работу, старайтесь оставаться в поле зрения малыша. Так он будет видеть и слышать вас, а если вы станете объяснять все свои действия, то со временем и понимать. При общении с ребенком меняйте тембр голоса, певуче растягивайте слова.

Стимулировать познавательное развитие 3-месячного малыша помогут игрушки. Повесьте их над кроваткой или манежем так, чтобы кроха мог разглядывать их, задевать ручкой, ударять, дергать. Для малыша этого возраста достаточно 1-2 предметов одновременно. Хорошо, если, стукнув по игрушке, ребенок сможет услышать звуки. Трехмесячному малышу можно приобрести мягкий развивающий коврик, который специально создан для развития всех органов чувств ребенка. Не забывайте периодически менять висящие перед карапузом предметы. Выбирайте игрушки, разные по форме, цвету, материалу, звучанию. Следите, чтобы ребенок не мог дотянуться до мелких деталей.

Познакомьте кроху с картинками. Распечатайте на цветном принтере или приобретите готовые изображения животных, людей, различных предметов. Показывайте картинки ребенку, четко называя, что на них нарисовано. Можно предложить малышу посмотреть на свое отражение в безопасном зеркальце: у некоторых детей это вызывает огромный восторг.

Чтобы вызвать положительные эмоции у крохи, танцуйте, кружитесь, подпрыгивайте, держа его на руках. Детям очень нравится музыка, поэтому приобретите сборники детских песен или классических мелодий и чаще включайте их. Ученые, изучающие познавательное развитие младенцев, доказали, что самым положительным образом на эмоциональное состояние ребенка влияет пение матери. Даже если у женщины совсем нет голоса, ей следует напевать своему малышу колыбельные и другие песни.

Упражнения с ребенком

Чтобы ускорить развитие ребенка, ежедневно выполняйте с ним полезные упражнения:

  1. Приготовьте мяч, детский крем, небольшую емкость с теплой водой и коврик с шершавым покрытием. Нанесите на поверхность стола немного крема. Возьмите малыша так, чтобы он упирался ножками. Выполняйте скользящие движения ступнями ребенка сначала по поверхности, смазанной кремом, затем по шершавому коврику и по воде. При этом рассказывайте потешки или пойте песенку. Наблюдайте за реакцией крохи: ему не должно быть больно или неудобно. В конце упражнения попинайте ножками ребенка мяч.
  2. Положите ребенка на пеленальный столик. Покажите ему яркий одноцветный предмет. Убедитесь, что малыш смотрит на него. Медленно передвигайте предмет в разных направлениях, ребенок при этом должен следить за ним взглядом. Свои действия сопровождайте словами.
  3. Проделайте предыдущее упражнение с игрушкой, которая издает звук, например, колокольчиком.
  4. Положите кроху на животик на твердую поверхность. Перед ним поместите яркую игрушку. Когда малыш заинтересуется ей и захочет схватить, поставьте ладонь к его ножкам, чтобы он мог оттолкнуться ступнями. Это полезное упражнение ускорит развитие ребенка, побудив его ползать.

Зарядку с ребенком заканчивайте сеансами массажа. Эта процедура незаменима для детей 3 месяцев, особенно недоношенных и отстающих в развитии. Массаж снимает гипертонус, помогает формировать навыки сидения и ползания, укрепляет детские мышцы. Для этого вы можете обратиться к специалисту или выполнить основные движения самостоятельно:

  1. Положите малыша на живот, погладьте ладонью его спинку от головки к ягодицам.
  2. Перевернув ребенка на спину, пройдитесь руками от его груди до пупка. Чтобы укрепить поперечные и косые мышцы детского животика, совершайте круговые движения, обхватив ребенка по бокам в области поясницы.

Не переживайте, если ваш малыш в физическом или психологическом развитии уступает своим сверстникам. Все дети индивидуальны. Продолжайте развивать навыки малыша, и тогда он в скором времени обязательно порадует, умилит и рассмешит вас новыми умениями, догнав и перегнав по развитию других детей.

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Поздравляем, вашему малышу исполнилось уже три месяца. За это короткое время дети научились многому, так как развитие ребёнка в 3 месяца происходит очень стремительно. Адаптационный период к новым условиям после внутриутробной жизни окончился успешно и малыш готов познавать окружающий мир, а родители, в свою очередь обязаны в этом помочь.

Изменения физиологии малыша

Физиологические изменения ребенка видны невооруженным глазом, грудничок интенсивно набирает вес, выглядит округлым, появляются милые складочки на ножках и ручках. Изменения касаются всех сфер, о ни подробно дальше.

Рост и вес

До достижения ребенком годовалого возраста, родители обязаны ежемесячно посещать педиатра с профилактическими визитами и для измерения антропометрических данных ребенка. Это уже третий ваш визит, такой же волнительный, как и два предыдущих. Родители переживают, соответствуют ли показатели роста и веса нормам, активно ли набирает ребенок вес, достаточно ли молока получает малыш.

Сразу стоит оговориться, что данные нормы довольно условны, так как все новорожденные прибавляют по-разному, не по плану, в зависимости от физиологических особенностей, типа питания и генетической предрасположенности. Также не стоит забывать, что недоношенные детки находятся в группе риска и развиваются с задержкой, а, следовательно, и вес набирают хуже. Тем не менее, есть таблица с нормативными значениями, для оценки развития ребенка:

Зрение

По сравнению с двухмесячным возрастом, зрение малыша заметно развилось. Вы можете наблюдать, как дети с удовольствием следят за игрушкой в руке, внимательно изучая предмет. Это говорит о том, что активно развивается предметное восприятие, а именно, малыш начинает осознавать, что предмет – это не продолжение маминой руки, а целый комплекс различных свойств, это то, что должен делать ребенок в 3 месяца. Не удивляйтесь, если малыш сразу захочет облизнуть или попытаться укусить предмет, так он подсознательно хочет получить о нем больше информации.

Старайтесь не разрешать детям в таком возрасте смотреть телевизор, особенно перед сном. Это пагубно влияет, как на зрение, так и на психическое развитие детей.

Слух

Значительные изменения коснулись и слуха малыша. Он способен разделять приятные и неприятные звуки, оличает чужие и родные голоса. А наиболее знакомый и родной голос мамы заставит повернуть в ее сторону головку, и беззубый ротик ребенка расплывется в улыбке. Вот почему так важно общаться как можно больше с детьми, а особенно – петь им мелодичные песенки, включать тихую музыку.

Еще, касаемо, слуха, дети в трехмесячном возрасте с легкостью выделяют заинтересовавшие звуки из фона, а также определяют источник, который их издает.

Рефлексы в три месяца

В трехмесячном возрасте младенец еще не способен управлять до конца своими движениями, в этом ему пока помогают еще оставшиеся некоторые рефлексы и инстинкты.

К примеру, рефлекс Моро – один из рефлексов, направленный на самосохранение и выработанный для защиты малыша от падения, например, с дивана. Он выражается во вскидывании рук и растопыривании пальцев во время укладывания на спинку или когда вы приподнимаете ножки младенца над поверхностью.

Но наиболее важные и ярко выраженные рефлексы – это сосательный рефлекс и рефлекс ползанья, хотя навыками ползанья дети в трехмесячном возрасте не владеют, так же как и не умеют вставать.

Как меняется питание и сон

К счастью для матери, в семье начинает появляться некий режим дня. Трехмесячные дети все еще основное время проводят за двумя занятиями – питанием и сном. Но со вторым вырисовывается какая-то определенность, малыш ночью спит больше, чем днем, а часы сна и бодрствования становятся, более ли менее, одинаковыми изо дня в день.

Особенности сна ребенка 3-х месяцев

Что качается вопроса, сколько должны спасть трехмесячные дети – эта цифра до сих пор велика, нормой считается 16-17 часов в сутки. Причем более половины сна (9-10 часов) должно приходится на ночное время суток, а оставшееся — распределяется на 3-4 дневных отдыха, как минимум два – во время прогулки. Если малыш плохо засыпает, стал нервный, часто кричит как резанный, но при этом трет глазки, то, во-первых, пересмотрите свое меню, возможно, вы съели что-то, что вызывает у малыша дискомфорт при пищеварении, а может ему просто неудобно в спать в одежде. Во-вторых, старайтесь больше гулять на свежем воздухе, чтобы малыш мог спать во время прогулки, читайте ребенку детские книги и не забывайте о благотворном влиянии музыки на развитие ребенка.

Ньюансы питания

Питание детей – один из самых волнующих родителей вопросов, так как младенец не в состоянии сказать, голоден он или сыт. Здесь ничего не меняется, как и предыдущих двух месяцах жизни малыша: если малыш находится на грудном вскармливании – кормить его следует по требованию, если же ребенок искусственник – то стоит следовать рекомендациям изготовителей конкретной смеси. Очень важно правильно выбрать продукт. При выборе смесей, ориентируйтесь на отзывы о продукте, цену, качество, состав и то, подходит ли она по возрасту ребенка. После кормления, после 30-40 минут вы можете предложить малышу пить.

Ваша первостепенная задача, при грудном вскармливании сохранить лактацию как можно дольше, постоянно прикладывая ребенка к груди. Даже, несмотря на излишнюю беспокойность ребенка во время кормления грудью или отсутствие приливов, старайтесь не паниковать и отказаться от докорма ребенка смесью. Помните, что этот критический период необходимо просто пережить, и длится он может всего несколько дней. Педиатры рекомендуют максимально отложить все домашние дела, доверив их вашим помощникам, и посвятить всю себя своему малышу и налаживанию грудного питания, предотвратив раннее введение прикорма и переход на искусственное кормление.

Развитие психики и эмоциональной сферы

Главным достижением в эмоциональном развитии – это улыбка, малыш постепенно учится показывать свои положительные эмоции, радость от того, что ему тепло и сухо, что любимая мама рядом, когда малыш просыпается. Теперь, ваш мальчик или девочка будут одаривать вас более 70 видами улыбок и, поверьте, со временем вы сможете их различать. Плач теперь становится индикатором физического недуга или психологического дискомфорта.

Что может быть лучше улыбки? Конечно же, смех, именно это умение ваше чадо освоит к своим трем месяцам. Детский смех – искренний, заливистый, сколько удовольствия он доставляет новоиспеченным родителям.

В то же момент, во время отрицательных эмоций, кроха способен выразить свое негодование громким криком, тем самым просигнализировав маме, что он нуждается в ее помощи.

Но не всегда крик 3-х месячного ребенка говорит о том, что что-то произошло, бывает и так, что дети просто капризничают, а в этом возрасте они уже знают, что это такое. Причиной капризов может быть банальная скука. В таком случае успокойте ваше чадо, взяв его на руки, спойте песенку или расскажите любимую потешку.

Мало кто может подумать, что с 3-х месячным младенцем можно вести диалог? Да, это вполне возможно, ведь в этом возрасте ребенок начинает гулить. А если вы проворкуете ему в ответ, ваше общение перерастет в настоящую «дискуссию», наполненную эмоциями и приятными чувствами. Забавно, что во время «общения» малыш обычно задействует все тело, активно размахивая ручками и ножками.

Какие новые умения у малыша в 3 месяца

К основным навыкам трехмесячных детей следует отнести следующие:

  • Переворачивается со спины на животик
  • Поднятие головки и плеч с опорой на предплечье

Также к 12-ти неделям малыш делает грандиозное открытие, у него есть две замечательные руки и две ноги. После этого его конечности, притом и верхние и нижние, будут очень частыми гостями у него во рту. А руки малыша будут тренировать ловкость, пытаясь попасть по игрушкам, расположенным над кроваткой или коляской. Вы не успеете оглянуться, как увидите, что ваше чадо самостоятельно берет игрушки.

Некоторые младенцы в возрасте 3-х месяцев способны перекатываться, с помощью сгибания ножек, отталкиваясь ручками и ножками, например, от бортика кроватки. Восторг вызывает мяч, расположенный в ножках ребенка, который так весело пинать ножками, а родителям весело за этим наблюдать.

После знакомства с ручками и ножками, малыш открывает для себя и остальные части своего и вашего тела. Уже в трехмесячном возрасте рассказывайте и показывайте ребенку, где его и ваш носик, глазки, ротик. Вы можете начать применять первое в вашей жизни логопедическое упражнение – высовывание языка и надувание щек. Данные движения очень важны для раннего развития речевой активности.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

В трехмесячном возрасте большинство рефлексов новорожденного исчезают. Но наличие описанных ниже рефлексов свидетельствует о проблемах и должно стать причиной посещения педиатра:

  • поисковый рефлекс – ребенок открывает рот и поворачивает головку, реагируя на поглаживание уголка губ
  • хоботковый рефлекс – когда вы дотрагиваетесь до верхней губы, ребенок вытягивает губки трубочкой
  • рефлекс Бабкина – при воздействии пальцем на ладошку ребенка, рот открывается, и голова подается вперед.

В некоторых случаях нужно обращаться к более узким специалистам, например, пройти обследование у невропатолога или хирурга, которые назначают лечение.

Также волноваться стоит, если ребенок в три месяца плохо держит головку, вдруг перестал агукать и гулить, пытается встать на носочки, когда вы держите его в вертикальном положении или становится на мостик, опираясь на затылок.

Домашние методы раннего развития

Наблюдать за тем, как растет и развивается ваше чадо – одно удовольствие. Если ребенок развивается быстро, то ваша гордость за него не имеет границ. Но в случае, если малыш начинает отставать по каким-то показателям от детей ваших знакомых, то даже самые хорошие родители начинают паниковать и искать упущения в развитии. Для того чтобы предотвратить такие ситуации, следует заниматься развитием своего ребенка, а помогут в этом развивающие игры. Гимнастику необходимо выполнять только в период бодрствования малыша, когда он находится в хорошем расположении духа. Действия должны быть плавными, не причиняющими боль ребенку.

Что вы можете сделать в домашних условиях, чтобы помочь вашему малышу гармонично развиваться, овладеть необходимыми навыками и не отставать от его сверстников? Педиатры рекомендуют воспользоваться предложенными методами, выполняя комплекс несложных упражнений.


Отправить

В первую очередь, выполняйте стандартную зарядку для новорожденных, ее вариации можно увидеть на интернет форумах, на видео профессиональных детских массажистов. К трем месяцам ее можно немного разнообразить упражнение для стимулирования переворота. Ребенок на кровати или на пеленальном столе, лежа на спине, вы поднимаете его правую ножку и аккуратно отводите влево, как бы пытаясь перекинуть через тело. Тем самым вы создаете импульс для переворачивания, обучая малыша самостоятельному движению.

Уже через несколько дней после успешного самостоятельного переворота, дите может начать пробовать сесть самостоятельно. Но поощрять сидение нельзя, так как костная ткань ребенка еще только развивается. Есть определенные этапы и стадии физического развития маленького человека и не нужно торопить события.

Еще одно упражнение направленно на то, чтобы научить малыша поднимать головку. Для этого вам понадобятся несколько игрушек или яркие картинки, а в идеале – специализированный развивающий коврик. Выложите ребенка на животик, разложив перед ним его игрушки или расположив детское зеркальце напротив личика. Карапуз с удовольствием будет изучать себя, лежа на животе и будет стараться отрывать головку от поверхности.

Обучающие занятия 3-х месячного возраста

Наблюдать за тем, как растет и развивается ваше чадо – одно удовольствие. Если ребенок развивается быстро, то ваша гордость за него не имеет границ. Но в случае, если малыш начинает отставать по каким-то показателям от детей ваших знакомых, то даже самые хорошие родители начинают паниковать и искать упущения в развитии. Для того чтобы предотвратить такие ситуации, следует заниматься развитием своего ребенка, а помогут в этом развивающие игры. Гимнастику необходимо выполнять только в период бодрствования малыша, когда он находится в хорошем расположении духа. Все действия должны быть плавными, не причиняющими боль ребенку.

Учимся удерживать взгляд

Упражнение направлено на побуждение к фокусированию взгляда на движущихся и неподвижных объектах. Вам понадобится яркий предмет, например, красный шарик. Перемещайте его в разные стороны, но не слишком быстро, давая ребенку возможность на нем сфокусироваться, при этом проговаривая «Где же наш шарик? Вот он. А где сейчас шарик? и т.д.». Для упражнения подойдут игрушки со звуковыми эффектами. Они задействуют не только зрительное восприятие, но и звуковое.

Во время занятия, не препятствуйте ощупыванию предмета или попыткам, не запрещайте попробовать его на вкус. Пусть малыш возьмет игрушку в руки, ощупает ее, хорошо, если предмет будет фактурным, а форма разнообразной каждый раз. Если ребенок мычит, произносит звуки «агу», «а-а-», «о-о», «абу » и т.п. обязательно повторите их за ребенком. Это придаст малышу уверенности в себе.

Игра в «прятки»

Эта игра, которую любят все дети, без исключения. Накройте голову непрозрачным платком и задайте малышу вопрос «А где же мама?» Затем скиньте платок со словами «Вот она!». Смысл игры в том, чтобы ребенок понимал, что мама никуда не делась, просто временно стала невидимой из-за платка. Затем повторите те же манипуляции с ребенком, набросьте ткань на голову ребенка и спросите: «Где моя Таня?», затем весело «найдите» чадо. Эта игра приносит массу удовольствия, как взрослым, так и детям.

Развитие движений ребенка

Следующее упражнение направлено на развитие у ребенка в 3 месяца мышечной активности и избавлению от младенческого гипертонуса. Уложите чадо на спинку, а сбоку от малыша расположите его любимую яркую игрушку. Ребенок непременно захочет завладеть ею как можно быстрее, а вы помогите ему осторожно перевернуться со спинки на животик.

Игра «Забавные пяльцы»

Для занятия понадобятся пяльцы и колокольчики или бубенцы. Сперва закрепите колокольчики к пяльцам, затем установите их над кроваткой младенца на такой высоте, чтобы он мог до них дотянуться. Ребенка непременно заинтересует необычный звук, издаваемый пяльцами, и уже совсем скоро он сам будет захватывать пальчиками колокольчики.

А для того, чтобы детская ладошка раскрылась, нужен разминающий массаж, который может делать любой взрослый в домашней уютной обстановке. Разнообразьте упражнение с помощью лирической песни в мамином исполнении.

Упражнение «Пасем гусей»

С 100-го дня жизни малыш способен поднимать голову, лежа на животе. Для стимулирования этого умения поднимайте любимую игрушку перед личиком чуть выше уровня глаз, заставляя ребенка следить за ней, отрывая голову от поверхности. Но важно понимать, что шейная мускулатура у новорожденного крайне слаба, поэтому главное не переусердствовать и не превышать время выполнения упражнения, рекомендовано заниматься не более одной минуты.

Нет ничего более интересного и умилительного, чем наблюдать, за развитием и ростом детей. Развитие ребенка в 3 месяца стремительно и каждый новый день приносит что-то новое. Ваша задача — быть рядом, окружив вашего ребенка уходом, любовью и заботой. А еще, вы можете помочь малышу, зная теперь, как развивать его умения и способности, делая массажи и выполняя несложные упражнения.

Похожие публикации