У ребенка нет желания делать уроки. Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям

Родительское собрание во 2 классе.

Беседа на тему: «Если у ребенка нет желания учиться».

"Точнее, он вообще ничего не хочет", - часто жалуются они. "Современные дети как-то особенно не хотят учиться", - уверяют меня учителя, убеждают родители. Мне не удивительно, ведь во многих семьях теперь есть возможность "помогать" ребенку учиться.

Большинство родителей, обращающихся ко мне с этой проблемой, очень вовлечены в процесс учебы ребенка. Они практически учатся за него. Отслеживают все его домашние задания, проверяют или укладывают портфель. Проверяют домашнее задание, иногда даже делают его вместе, напряженно глядя через детское плечо.

С одной стороны, многим родителям кажется, что насколько успешно учится ребенок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его будущее. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу.

Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя неуспешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба - это то, что он ненавидит, это постоянное принуждение, и то, что он будет делать исключительно "из-под палки", - то, завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Так что, понукая его, вы можете достигнуть нежелательных целей. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо, не то что статью или отчет, потому что кто-то критиковал их и заставлял переписывать сочинения.

Учеба в наших современных школах - непростое, но посильное занятие, с которым ваши дети способны справиться самостоятельно. Конечно, если только у вас нет непомерных родительских амбиций, и вы не отдали ребенка туда, где учебные требования выше его возможностей. Если только вы не ждете того, что ребенок прыгнет выше своей головы, реализуя ваши когда-то несбывшиеся мечты или мечты ваших родителей. А также если амбиции учителя не превышают детских способностей, и учитель не возложил на родителя почетную обязанность привести оценки вашего конкретного ребенка к его завышенным ожиданиям, дабы "не портить картину успеваемости в классе". Итак, если вы готовы к тому, чтобы он сначала научился учиться, а потом легко, самостоятельно и настолько успешно, насколько он может, постиг школьную программу.

У многих, особенно у сверхконтролирующих родителей, есть твердое убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься, набедокурить, отмазаться от работы, найти приключений на свою голову. Их убежденность небезосновательна, но применима только к тем детям, которые на минутку, на полчаса, на день вырвались из-под удушающего родительского контроля. Вот этим, конечно, хочется "оторваться" и сделать все то, что им категорически запрещали. Большинство же детей на самом деле готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способны сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем. Когда все победы - их, и ошибки и поражения - тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия.

Сейчас, имеющие возможность не работать мамы или бабушки, принимают решение и дальше не заниматься своей жизнью, а "помогать" ребенку учиться, чем создают, конечно, много проблем: и себе и ему. "Помогают" большинство из них исходя из такого рода соображений: "Он такой слабенький (отстающий, невнимательный, несобранный); его надо контролировать, а то вообще ничего делать не будет". Либо из таких: "Мне вот в детстве никто не помогал, и мне было трудно. Вот для своего ребенка я сделаю все, что в моих силах". Намерения, конечно, благие, но далеко не всегда обусловленные реальными потребностями вашего ребенка.

Большинство детей невнимательны, расторможены, не собраны потому, что за свое дошкольное время так и не научились управлять собой. Скорее всего, потому, что многое делалось и решалось за них, потому, что им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у него не было возможности сделать дело самому сначала и до конца. В любом случае, начало было положено до того, как он пошел в школу. Школа, скорее всего, проявила проблемы, и по большей части - проблемы даже не ребенка, а семейной системы, в которой он рос.

И как на возникшие проблемы прореагировала система? Она усилила свои прежние воздействия. Если его гиперопекали, стали опекать еще больше, если контролировали, то усилили контроль. "Он же не справляется, это очевидно!" И как будто не хотят замечать, что от всех этих мер проблема в корне не решается, наоборот, усиливается, закрепляется. Тогда сила воздействия повышается еще больше... его начинают наказывать, не добившись уговорами, начинают делать что-то за него. И он перестает учиться, или, во всяком случае, хотеть учиться (а это и так не просто в рамках нашей системы образования).

Родители все больше берут контроль в свои руки, соответственно, его все меньше остается у ребенка. Они все больше проявляют к нему свою родительскую волю, все меньше ее остается у него самого. Все больше обучение и его оценки становятся их делом, и тем меньше - его. К тому же у него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению (как и у любого человека, иначе чье-то внешнее давление разрушило бы личность, сломало ее). Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, саботаж, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий, откладывание уроков на потом. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, прогулы, конфликты, открытые протесты (как правило, в подростковом возрасте).

Родители в таком случае возмущенно тычут в ребенка пальцем, называя его лентяем, раздолбаем, хулиганом и т.д., в зависимости от широты словарного запаса и наивных представлений об особой действенности какого-либо эпитета. Им не хочется признавать, что не он один отвечает за проблему, в которой оказался. Они уверены, что они-то все делают правильно, это он - просто лентяй и далее по списку.

Постепенно у ребенка остается все меньше сил и желания пытаться справиться с тем, с чем ему невозможно справиться. Потому что при внешнем неусыпном контроле у него формируется достаточно сложный механизм. У него пропадает собственный мотив делать что-то, а вместе с мотивом - и энергия, которая всем нам нужна для того, чтобы делать что-то (особенно то, что делать не особенно хочется), к тому же у него растет сопротивление к этому внешнему давлению. Потому что любая психика стремится сохраниться и не быть растоптанной и уничтоженной чьими-то намерениями, даже если эти намерения "самые благие".

Чем больше давите, тем сильнее сопротивление (если вы, конечно, уже не "сломали" вашего ребенка и не подчинили полностью вашей воле). Если ваш ребенок сопротивляется вам, вы должны радоваться, а не возмущаться. Это значит, что у него есть силы и здоровье, чтобы не дать вам уничтожить свою личность. И ваша задача - попытаться понять, что происходит, чему он так яростно сопротивляется и постараться убрать первопричину. Потому что на сопротивление уходит так много энергии, что ваш ребенок становится слабым вдвойне: у него очень мало осталось своей энергии на то, чтобы что-то сделать, потому что вы забрали у него мотив, и он вынужден тратить еще больше сил на то, чтобы не дать вам так сильно и так сразу его раздавить.

Представьте, что вам надо на работу и кто-то из ваших домашних постоянно проверяет вас, взяли ли вы с собой нужные вам документы, написали ли вы отчет. И делал бы это постоянно, из раза в раз. Вас бы это быстро утомило, но со временем вы привыкнете и как-нибудь, когда ваши домашние забудут напомнить вам про отчет, вы, конечно, забудете его дома. И с возмущением: "Ты почему мне не напомнила!" - быстро переложите, например, на жену ответственность за вашу ошибку. А она вам на это: "Я что, обязана думать про твой отчет?" И правда, не обязана. Вот и не надо было раньше лезть не в свое дело. Кто виноват? Оба. Каждый занимался не своим. Она в свое время взяла ответственность, он отдал.

А что вы будете чувствовать, если каждый день ваши близкие после того, как вы только что пришли с работы, будут вам говорить: "Садись за свой отчет, делай свои документы. Вот прямо при мне, садись и делай. Что значит, хочу передохнуть, телевизор посмотреть? А кто твой отчет за тебя будет делать? Я ж для тебя стараюсь, чтобы тебе завтра на работе не влетело!" Если бы это делала ваша жена, вы бы уже давно расстались с ней. Если ваша мама, возненавидели бы ее, при всем уважении, и стали искать варианты, как разъехаться. Это естественно - начать ненавидеть того, кто нас принуждает. И вы бы хотели, чтобы ваши дети чувствовали то же самое по отношению к вам?

А если б они (кто-то из ваших домашних) при этом еще стояли у вас за спиной, крича на вас каждый раз, когда вы в своем отчете допускаете ошибку? Вы бы стали собраннее, внимательнее и энтузиазм бы ваш вырос? А если б заставили все переписывать, "потому что не достаточно аккуратно написано", после того, как вы вымучили первые две страницы? Ну давайте, примерьте это на себя! И как? Жмет? Много злости, возмущения, протеста и никакого желания работать?

Вам легче, вы же взрослый, вы еще можете возмутиться, всех послать по своим делам и сказать, что ваш отчет - это ваше дело, и нагоняй на работе, если что, тоже ваше дело. Можете накричать даже, стукнуть кулаком, показать, кто в доме хозяин. А ваши дети? Они не могут. Они вынуждены подавлять в себе раздражение на вас, потому что любят, боятся огорчить или, может, просто боятся ослушаться. И страх и энергия на подавление злости тоже отнимает у них силы. Не удивительно, что им не хочется учиться.

"Что вы предлагаете?! - обычно возмущенно восклицают родители на мои попытки разъяснить их непосредственное и живейшее участие в создавшейся проблеме. - Перестать его контролировать? Он тогда вообще перестанет делать уроки! И мы вообще скатимся на двойки!" Мне не хочется, конечно, им говорить, что вы-то свою родительскую двойку уже получили. Это было бы грубо... зато правда. Конечно, если сейчас, когда он уже 8-9-10 лет живет под неусыпным родительским контролем, дать ему полную свободу, это, однозначно, подставило бы его под неудачу. Особенно если дать на это ему два дня. За два дня он точно успеет только продемонстрировать весь репертуар своих невозможностей управлять собой и собственной учебой. При этом по прошествии этих двух дней его родитель с трудно скрываемым злорадством (!) ответит нам: "Я же говорил! Он не может!"

Конечно, не может. А кто бы смог? Ему предстоит этому научиться. И если другие дети учились этому в своей дошкольной жизни, причем не рискуя никаким снижением успеваемости, то именно ему сейчас предстоит это сделать с риском того, что оценки какое-то время будут очень даже не те, каких бы вам хотелось. Но нужно выбрать: либо оценки (которые в случае подобных проблем и так, как правило, невысоки), либо время для формирования у ребенка навыков самоуправления и самоконтроля. Время, в течение которого, учеба стала бы его, а не вашим делом. Время, в течение которого, он сначала будет ожидать от вас привычного "пинка", потом, не получив его, будет вас провоцировать на него или радостно забросит все, потом поймет, что учиться как-то надо и двоечником в классе все-таки быть неприятно. Потом будет постепенно учиться уговаривать себя самого, что и начнет у него выходить сначала с переменным успехом, а потом, с получением первых, честно заработанных хороших оценок, все лучше и лучше.

Если он очень привык делать все с вами и не готов добровольно от этого отказаться (что является еще более тяжелым случаем, показывающим, что ваш ребенок или совсем уж не верит в себя или очень боится ошибаться, или достаточно инфантилен, психологически незрел), то пробуйте начинать хотя бы с тех уроков, которые всегда давались ему легко. А остальные, более сложные, пусть делает сам, но может обращаться к вам за помощью, если ему что-то непонятно. Очень важно, чтобы по возможности он сам мог планировать свое время, когда что делать. Чтобы если не успевает что-то сделать, то шел бы в школу со своими не выученными уроками и получал там свои законные "двойки", расстраивался, исправлял.

Вы быстрее достигнете успеха, если будете отмечать каждый шаг все более возрастающего контроля ребенка над собой, его каждый маленький успех. Если на неудачи будете реагировать не нотацией и упреком "я же говорил, что схлопочешь "двойку"!", а попыткой вместе разобраться, почему это произошло.

Важно понимать, что вам трудно будет отдать контроль ребенку, если при этом вы не найдете, чем можно заняться вам в это время, если в вашей жизни не найдутся ваши собственные смыслы, потребности и занятия. У многих мам и бабушек сверхзабота и сверхконтроль - всего лишь компенсаторная возможность уйти от своих страхов ненужности, нереализованности, невовлеченности в профессию или призвание. Многим из них значительно легче командовать в чужой жизни, чем управлять собственной. И некоторые из них радостно хватаются за эту соломинку. Только их ребенок здесь при чем?


Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться...

В разные школьные периоды родители недоумевают, почему их любознательный и способный ребенок оказывается едва ли не последним в классе по успеваемости.

Если ребенок не хочет учиться, советы психолога и получение знаний «из-под палки» не помогут без подробного разбора проблемы.

Все школьники условно делятся на несколько категорий:

  • Одни охотно учатся.
  • Другие относятся к учебе спокойно, но без энтузиазма.
  • Третьим учеба не нравится, но они терпят.
  • И последние — категорически отказываются от учебы.

При этом периодически один и тот же ученик может оказываться в одной из перечисленных категорий. И причина таких метаморфоз кроется во внешних факторах и пробелах в воспитании.

Ошибки родителей

Некоторые мамы и папы неосознанно вкладывают в ребенка нежелание обучаться еще в раннем возрасте. Желание родителей похвастаться вундеркиндом приводит к тому, что малыша начинают учить слишком рано письму и чтению, лишая его обычных детских игр.

Зачастую интересы крохи не учитываются совсем. В итоге все труды родителей выливаются в дальнейшем в дополнительных репетиторов, которые также будут подтягивать ребенка к нужным показателям, а не к стремлению учиться.

Важно, чтобы ребенок 6 лет просто был любознательным и хотел узнавать что-то новое, тогда и желание учиться не заставит себя ждать. Учебный процесс для малыша должен стать веселым приключением и развлекательной игрой, а требования и ограничения должны присутствовать реже, чем награда и похвала.

Проще обвинить собственного ребенка, нерадивого учителя или слабое учебное заведение, чем увидеть истинную причину плохой успеваемости.

  • Самой распространенной причиной нежелания учиться является отсутствие интереса к предмету . В этом случае нужно заинтересовать ребенка, превратив в увлекательный процесс выполнение домашнего задания. Скандалы отменяются, а на смену им приходит поощрение и правильное стимулирование. Придется потрудиться, если умение учиться не привилось до школы, а малышовые игрушки заменить более сложными играми.
  • Отсутствие конкретной цели при обучении может стать проблемой после начальных классов, к примеру, в 9 лет. В этом возрасте добавляются новые предметы, которые воспринимаются учеником в качестве дополнительной и бесполезной нагрузки. Ребенок начинает не только протестовать, но и спрашивать, для чего вообще необходимо учиться. Для богатой жизни? Замечательно, если у родителей к научной степени прилагается двухэтажная вилла и пара автомобилей. В реальности же гораздо чаще встречаются успешные двоечники и нищие ученые. Для пользы стране? Подобная формулировка абсолютно непонятна для ребенка. Для новых знаний? Тоже не аргумент, поскольку не научен ребенок получать настоящее удовольствие от обучения.
  • Причиной отказа от учебы становится усталость , если ребенок не хочет учиться в школе только во втором полугодии.
  • Малышу не хватает родительского внимания и любви . В этом случае он подсознательно пытается привлечь ваше внимание своим поведением. Вы замечаете, что хорошее поведение у детей воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое — вызывает серьезные разговоры. Пусть это не самое приятное, но тоже совместное время с мамой и папой!

Как помочь ребенку снять усталость и напряжение?

Не стоит забывать, что детство дается нам не только для учебы и постановки рекордных результатов в спорте и науке! У ребенка обязательно должно оставаться свободное время для игр, прогулок с друзьями и личных интересов.

  1. При физической усталости желательно убрать из ежедневного распорядка спортивные секции и дополнительные занятия, давая возможность отдохнуть и иметь личное время!
  2. При умственной усталости (рассеянность, плохое восприятие материала, отсутствие концентрации внимания) потребуются длительные прогулки и спорт.
  3. Симптомами эмоциональной усталости являются проблемы с ночным сном, когда ребенок подолгу не может уснуть, а днем ходит вялым. В этом случае помогут совместное времяпрепровождение, например, смастерите вместе модель самолета или посмотрите интересный фильм.

Почему еще нет желания идти в школу?

  • Некоторые проблемы приходят в подростковом возрасте. Уже в 11 лет ребенок может отказываться от учебы из-за плохих отношений с одноклассниками или учителями . Задача в таком случае решается индивидуально с помощью психолога и учителей или же остается сменить школу, чтобы наладить учебный процесс.
  • Нежелание получать знания может вызвать стрессовая ситуация (смерть любимого домашнего питомца, развод родителей, переезд). И если ребенок не хочет учиться, советы психолога в данной ситуации ограничиваются терпением и спокойными разговорами. Обязательно обсуждайте сложные ситуации с ребенком, поддерживайте его и объясняйте происходящее.
  • Болезни также вносят свои коррективы, поскольку после длительного пропуска занятий самостоятельно наверстать упущенное не всегда представляется возможным. Нельзя заставлять ребенка учиться, пока он полностью не окрепнет. Лучше отложить занятия на более благоприятное время и помочь разобраться с новыми заданиями.
  • Сравнения и унижения . Если ученик постоянно слышит от родителей об успехах и талантах Пети Иванова, и при этом получает «комплименты» в виде «тупицы» и «балбеса», то в 12 лет это наверняка отобьет желание учиться. К такому же результату приведут и действия неквалифицированного педагога, который при всем классе унижает кого-то из ребят за плохую учебу. У ребенка вырабатывается поведенческий девиз: «Для чего что-то делать, если ничего не получится, я все равно глупый и плохой».
  • Негативные последствия может иметь и воспитательный процесс в стиле «ты – мне, я – тебе» . Если в детстве за каждый поступок вручалась награда, то в школе ситуация перекручивается наоборот. Теперь уже ребенок «воспитывает» маму с папой: нет награды – нет учебы. Что делать в этом случае? Набраться терпения и твердо стоять на своем, поскольку «перелом» характера всегда проходит тяжелее обычного воспитания.

Обратите внимание на свои интересы

Привить желание учиться получится, когда родители обратят внимание на свою ответственность и воспитание, которые оказывают мощное влияние на формирование характера их отпрыска. Ведь если мама с папой большую часть времени проводят перед компьютером или телевизором и ни разу не были замечены с книгой – чего ждать от собственного чада?

Поэтому во многих случаях прежде, чем решать вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться, придется заполнить пробелы в воспитании, подыскать квалифицированных специалистов и даже пересмотреть свои привычки, подавая личный пример.

Обычно, годам к 6-7, дети уже готовы к обучению. Им интересен процесс познания всего нового. Но, как ни странно, после того, как Ваш малыш пошёл в школу, он, после непродолжительного времени вдруг Вам заявляет, что учится он не хочет и в школу не пойдёт. И ещё совсем недавно счастливый родитель, задаётся вопросом, что же случилось, ведь ребёнку было всё интересно, он стремился получать новые знания, впитывая их как губка.

Кто-то назовёт это нежелание- простой ленью, кто-то скажет, что просто ребёнок подрос и перестал слушаться. Конечно, немногие родители задумаются о причинах произошедших перемен, начав обвинять школу, самого ребенка, но ни как не себя.

Откуда берётся понятие лени? Почему ребёнок становится ленивым? Для того, что бы понять, откуда взялась лень в ребёнке, нужно обратиться к тому, как проходило его развитие.

Дело в том, что при подготовке ребёнка к школе не все родители уделяют должное внимание развитию мотивации ребёнка к учёбе. В последнее время эта проблема выходит на первый план, так как лишь немногие ученики ходят в школу получить знания, другие же просто прогуливают учёбу, или же приходят для получения пятёрок. Для многих школьников, учёба не только не интересна, не нужна, но ещё и мешает общению со сверстниками.

Причины, по которым ребёнок не хочет учиться:

    Первая и главная причина- отношение к обучению родителей. С раннего детства, ребёнок подражает своим родителям во всех вопросах. Важно, как родители относятся к процессу обучения, приобретению новых знаний. Ребёнка нужно не только формально готовить к школе, но и развивать мотивацию. Мотивация бывает внешней и внутренней. Берётся ребёнок за учёбу чаще всего потому, что заставили, не руководствуясь мотивацией вовсе. Родители должны вовремя сфокусировать внимание ребёнка на понравившемся деле, когда он окажется среди таких же увлеченных, он будет уже ориентироваться на их мнение.

    Чем больше родители заставляют малыша , тем больше он сопротивляется обучению

    Недостаток новых ощущений

    Большая опека

    Родители не поощряют , не поддерживают ребёнка

    Многое в отношении ребёнка к школе, зависит напрямую и от учителей , от их умения панировать уроки и преподносить материал.

    Ему не интересно. Попробуйте заинтересовать его тем, что ему действительно интересно. Если ребёнок будет ясно видеть свою цель, к примеру, стать кем-то, тот знания, он будет стремиться, скорее всего, добывать самостоятельно, тогда и контроль с Вашей стороны не потребуется. Лень появляется именно от того, что ребенку подготовка к школе, к примеру, не была интересной.

    Усталость. Может, стоит немного снизить нагрузку ребёнка, особенно в начальной школе, часть секций, стоит перестать посещать, когда же ребёнок адаптируется к нагрузке, вновь начать их посещение. Побольше гуляйте с ним, продумайте его питание. Усталость эмоциональная может приводить к тому, что Ваш ребёнок ночью уснуть не может, а потом весь день ходит сонный, какое уж тут обучение. В такие периоды предоставьте ребенку возможность- больше отдыхать.

    Причиной может быть пережитый малышом стресс . При возникновении стресса, стоит обратиться к профессиональному психологу для его разрешения.

    Сравнение достижений ребёнка с достижениями других, более успешных детей. Публичное унижение и оскорбление неквалифицированного педагога также могут стать причиной нежелания учиться.

    Нежелание учиться как протест , высказанный взрослым. Это один из распространенных способов манипуляции взрослыми. Если Вы воспитывали ребенка таким образом: сделал- получи конфетку, то школа- то время когда ребёнок начинает обучать Вас по такому же принципу, только вместо шоколадки, вещи по- дороже.

Советы, как заинтересовать ребёнка:

    Начинать нужно в далёком детстве, главное родителям научить дошкольника: желанию узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Только тогда ребёнок будет стремиться к знаниям, хотеть учиться. Ребёнок должен получать радость от процесса познания и от результата.

    Если ребенку не интересно обучаться, попробуйте его заинтересовать непринуждённой обстановкой какого-либо кружка, в котором ему станет интересно, может, тогда он выберет предмет сам, который его увлечёт.

    Разговаривайте с учителем Вашего ребёнка, может он расскажет о том, что входит в круг интересов.

    Может проблема нежелания кроется в том, что существует конфликт между преподавателем и ребенком. Тогда стоит перевести его в другую школу.

    Попробуйте сменить скандалы и наказания ребёнка на поощрения и одобрения его.

В любом случае, не стоит пускать на самотёк решение этой проблемы, так как со временем, нежелание учиться будет только усиливаться, и ребёнок может бросить школу.

Если внимательно посмотреть на программу начальной школы, легко понять, почему некоторым детям она кажется скучной, не воспринимается как нечто важное. Построенная по принципу повторения, заучивания простой информации она не совсем подходит ребенку, который уже читает или хорошо считает, обладает хорошей базой в других дисциплинах. Она ориентируется на детей со средними знаниями.

Обучая менее подготовленных детей, стремясь догнать с ними в знаниях и умениях остальных, не всегда получается дать более подготовленным детям настолько увлекательные задания, чтобы наполнить время уроков полезным, интересным материалом для разных групп учащихся. На первый план в ваших действиях должна выйти работа по преодолению отрицательных проявлений в поведении крохи. Постарайтесь сохранить интерес к познанию. Продолжайте обучать малыша разговором, рассказывайте ему обо всем на свете, развивайте полет его фантазии. Проведите психологическую настройку перед посещением школы.

Если не база имеющихся знаний мешает учиться, попробуйте найти причину. Их может быть много, но самыми распространенными являются:

  • Низкая познавательная активность;
  • Затруднения в освоении материала в иной форме;
  • Повышенное внимание к учебе со стороны родителей;
  • Отсутствие привычки учиться;
  • Сложности в общении со сверстниками или учителем;
  • Реакция на конфликтные или напряженные отношения в семье;
  • Негативное влияние друзей;
  • Комплексы;

Причин нежелания учиться множество, они могут сочетаться между собою, приводя к ситуации, когда очень сложно найти ключик, чтобы исправить положение. А это сделать нужно. Чем раньше родители исправят такую ситуацию, тем лучше. Попробуйте найти причины, которые не дают крохе с радостью постигать учебные дисциплины, поговорите с малышом, посоветуйтесь с учителем. Если не получается самостоятельно найти исток нежелания познавать новые знания, правильным будет обратиться к специалистам, психологам.

Низкая познавательная активность

Если по каким-либо причинам в дошкольном возрасте ребенку не уделялось достаточное количество внимания взрослых, он не получил ответы на все свои вопросы, не сформировал естественный интерес к познанию окружающего мира, ему сложно понять, зачем ему учиться. Решить эту проблему можно при помощи общения, непосредственного стремления пробудить жажду знаний. Ведите различные беседы, попытайтесь найти то, что интересно вашему крохе.

Повышенное внимание к учебе со стороны родителей

Так называемый «тотальный контроль». Сложное явление, когда помехой для учебы становится яростное стремление одного родителя контролировать все сферы школьной жизни ребенка, давая ему четкие рекомендации, не оставляя места для собственного мнения и выбора. Такие дети постоянно загружены разнообразными кружками, секциями, им не дают времени на отдых, занятия по собственному усмотрению. В результате, малыш, выполняя только установленный минимум, теряет желание познавать новое. Под таким давлением в итоге может произойти полный отказ от определенных видов деятельности, отрицание любых уговоров и принуждений.

Единственным выходом из такой ситуации является изменение поведения взрослых и их отношения к учебе ребенка. Попытайтесь научить его делать собственный выбор, дать возможность ошибиться, но исправить ситуацию. Дошкольный и школьный возраст - не только время обучения математике, письму, чтению и другим наукам, а еще и психологическое формирование - умение признавать и исправлять ошибки, принимать решение и выбирать подходящий вариант. Нереально воспитать счастливую личность, если постоянно ее контролировать, делать выбор за него.

Иногда нужно отойти в сторону, дать самостоятельно определить, что ему важнее.

Отсутствие привычки учиться

Нерегулярность занятий в дошкольный период, недостаточное умение концентрироваться на задании, неспособность на протяжении некоторого времени воспринимать материал часто является причиной, по которой дети начинают отставать от одноклассников, а впоследствии сдаются и перестают стремиться к установленному уровню знаний. Решается такой вопрос дополнительной работой над усидчивостью и концентрацией.

Сложности в общении со сверстниками или учителем

Не все дети легко сходятся со своими одноклассниками и заводят друзей. Если у крохи случается конфликтная ситуация или он подвержен критике со стороны других малышей или учителя, попробуйте разобраться в сути конфликта, найти причины такого поведения, попытаться объяснить ситуацию. Возможно, ему не достает навыков коммуникации. Если вам не удается самостоятельно решить сложившуюся ситуацию, нужно обратиться за помощью к психологу. Не оставляйте все, как есть в надежде, что с возрастом все наладится. Психологический дискомфорт ребенка может привести к тому, что он замкнется, отдалится от вас и будет достаточно сложно помочь ему.

Реакция на конфликтные или напряженные отношения в семье

Дети очень чутко относятся к психологическому состоянию в семье. Иногда родители не ссорятся между собою, но имеют привычку обсуждать сложные вопросы на повышенных тонах в присутствии крохи или вовлекать его в свои обсуждения. В такой ситуации он очень болезненно может реагировать, а иногда считать себя виновным в происходящем. Такая ситуация не дает ему сосредоточится на занятиях, формирует множество негативных последствий. Чтобы помочь избавиться от влияния взаимоотношений взрослых нужно постараться оградить его от разговоров на сложные темы, попытаться решать конфликтные ситуации в более спокойной форме. Нужно поговорить с ним. Объяснить, что это не является его виной, что родители его любят.

Каждый раз, когда вы захотите поспорить между собою, подумайте над тем, что ваша крошка впитывает такую манеру общения и будет использовать ее в будущем. В случае, когда вы не стесняясь повышаете голос на партнера, не удивляйтесь, что ваш малыш может кричать на вас. Дети копируют поведение, принимают его как норму общения. Чтобы наладить учебный процесс обеспечьте ему психологически комфортные условия.

Негативное влияние друзей

Иногда умный кроха обзаводится компанией друзей, для которых по ряду причин школа не представляется чем-то необходимым и важным. Поэтому малыш начинает перенимать такое отношение к школьным занятиям, чтобы не вызвать негативного отношения к себе со стороны интересных ему детей. Чтобы преодолеть такое влияние нужно проводить разъясняющую работу. Чаще всего страдают дети, которые не обладают развитыми лидерскими способностями или имеют сложности в восприятии собственного «Я».

Заметив, что ваше чадо легко поддается чужому давлению, помогите ему понять, что он тоже очень интересен и ему не обязательно слепо идти за группой детей, можно противопоставить свое мнение. Если он будет четко знать, зачем ему учиться и почему игнорирование школьных заданий не является правильным, сможет противостоять нехорошему влиянию сверстников. Подскажите вашему малышу, что это не совсем верный взгляд на жизнь, дайте ему стимул к познанию. В особо сложных ситуациях будет не лишним перевести его в другой класс или школу.

Гиперактивность

В настоящее время очень много говорят о гиперактивности детей, но не все понимают, что такой вывод может сделать только врач, проанализировав поведение и жизнь ребенка. Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) нуждаются в особенном отношении, дополнительных методах по нормализации учебного процесса. Согласно исследованиям таких детей в мире не более 3%. Они не могут себя контролировать, выполнять легкие для обычных детей задачи, им сложно долго оставаться на месте, удерживать свое внимание на одном занятии некоторое время. Если вам кажется, что это про вашего ребенка, не спешите с выводами. Может, у него повышенная эмоциональность и простой работы по устранению причин перегрузки будет достаточно. Лучшим способом развеять сомнения − обратиться к психологу, чтобы он провел необходимые тестирования. Специалист поможет вам наладить учебный процесс, подскажет, каким образом избегать негативных последствий.

Усталость

Если ребенок в дошкольный период не был приучен родителями к постоянным занятиям, чаще всего ко второму полугодию начинает появляться нежелание учиться, ходить в школу на уроки или выполнять домашние задания. Для решения проблемы нужно пересмотреть график вашего ребенка, дать ему возможность больше времени проводить в свободной форме. Постарайтесь избегать перегрузки и усталость постепенно пройдет. Хорошо снимает усталость мотивация или занятие любимым делом.

Причин отсутствия желания учиться у детей школьного возраста может быть много, но, определив основание для такого поведения, вы практически наполовину исправите ситуацию. Тщательный анализ всех факторов, влияющих на отношение к учебе, позволит выработать стратегию для избежания негативных последствий.

В некоторых случаях определение истока, выстраивания модели для ликвидации нежелательных последствий бывает недостаточно. Если сложно или вы не знаете, правильно ли поступаете лучшим вариантом будет посоветоваться со специалистом. Не бойтесь психологов, не думайте, что к ним обращаются только с заболеваниями. Нет. Иногда источником недостаточной мотивации к познанию становятся родители или их поведение. Найти, устранить такую причину невозможно без стороннего взгляда, но хорошо, чтобы ситуацию оценивал человек, обладающий хорошими знаниями.

  • Будьте вашему ребенку родителем, а не учителем. Ваша задача не столько научить, сколько поддержать, направить. Не берите на себя роль наставника, чтобы давать строгие оценки навыкам. Подбодрите его, если ему сложно, похвалите, когда все получается.
  • Никогда не говорите малышу, что у него не получится или не справится. Вера в способности крохи поможет ему преодолеть вызовы, а вам сохранить бодрость духа и спокойствие.
  • Поддерживайте, стимулируйте повторять сложное для выполнения действие до полной победы. Расскажите и покажите, что вам тоже не всегда все удается с первого раза, а достичь совершенства можно, только упорно занимаясь.
  • Не перегружайте. Если видите, что малыш устал, отложите занятие, дайте ему время на свободную игру или отдых. Игра позволяет проанализировать полученные знания, применить их на практике. Дайте время сбросить напряжение.
  • Не злитесь, не кричите, не расстраивайтесь, если ребенок отказывается заниматься. Попробуйте найти причину. Возможно, предложенная вами модель научения не совсем подходит вашему чаду или у него есть другие основания избегать познания нового.
  • При обучении ориентируйтесь на интересы вашего крохи. Одинаково хорошо разбираться во всем не получится, поэтому постарайтесь прислушаться к пожеланиям ребенка. Не можете самостоятельно показать, рассказать ему о чем-то, найдите кружок или книгу, которые смогут утолить жажду информации. Не пренебрегайте желанием что-то узнать или научиться делать.
  • Не сравнивайте с другими детьми, сравнивайте только с ним в прошлом, указывайте на достижения, а не ставьте чужую планку. Психологический комфорт влияет не только на успеваемость, но и на поведение. Дети не всегда могут объяснить свои поступки или нежелание что-либо делать. Иногда это ответ на события, не связанные с учебой или занятиями. Помогите разобраться в себе, решить возникший вопрос.
  • Не следует использовать занятия в качестве наказания или заменять ими игры или развлечения. У каждого вида деятельности должно быть свое время, а если ребенок шалит, лучше воспользоваться другим способом для прекращения нежелательного поведения. Не ассоциируйте в его понимании занятия и наказание. Это негативно скажется на стремлении заниматься этой деятельностью.
  • Не реагируйте слишком эмоционально на ошибки малыша, не отпугивайте его своей реакцией. Дети дошкольного и младшего школьного возраста должны научиться совершать ошибки и исправлять их. А очень бурная реакция взрослых может вызвать у них страх перед возможностью совершить промах. Это напрямую скажется на любознательности, желании исследовать этот мир.
  • При возникновении затруднений в воспитании и обучении, смело обращайтесь к специалистам, которые помогут найти ответы на ваши вопросы, подскажут варианты для предотвращения негативных последствий.
  • Всем свойственно ошибаться, но умение вовремя найти свою ошибку, признать ее и попытаться исправить поможет воспитать упорство. Если понимаете, что где-то поступили не совсем правильно, будьте честны с собой, постарайтесь исправить положение.

Наши дети – наше будущее. От нас зависит, какими они станут, каких высот добьются в жизни. Каждый родитель желает своему чаду только лучшего, поэтому не стоит забывать, что в погоне за знаниями и отличными навыками, важно соблюдать равновесие, быть в первую очередь любящим родителем. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, помогая ему формировать необходимые умения для будущих побед. Помогая, внимательно относясь к сложностям своего ребенка, вы сможете не только дать ему возможность и мотив для успешной учебы, но и создадите теплые, доверительные отношения. Именно они помогут избежать трудностей в подростковом возрасте.

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, — мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?
Учащихся вторых классов попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?» Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые.
Вот как школьники объясняли свое отношение:

Причины, по которым уроки нравятся:
«Мне интересно»
«Хочу быть умным, грамотным»
«Хочу много знать»
«Я люблю учителей, которые ведут эти уроки»
«Когда что-то получается на этом уроке — появляется радость»

Причины, по которым уроки не нравятся:
«Скучно»
«Ставят плохие оценки»
«Устаю»
«Ничего не получается»
«Не нравится учительница, которая ведет этот урок»
Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
Об успехах
В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.
Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.
Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред — школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.
Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.
Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Что делать?
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка — это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание — гуманитарные науки?
Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату — ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
Так, однажды тринадцатилетний мальчик на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что, как только закончит школу, станет солдатом. Родные все время грозили ему, что если он так будет учиться, то ничего путного из него не выйдет, ругали, считали неудачником. Подросток решил стать солдатом, потому что там не надо ни к чему стремиться, да и все равно он ничего не умеет делать. К тому же так он сможет избавиться от постоянных обвинений и нотаций со стороны близких.
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».
Об интересе
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали — он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»
Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Мальчик к восьмому классу совершенно перестал интересоваться учебой, хотя в начальной школе был одним из самых способных и любимых учеников у всех учителей. В средней школе он постепенно скатился на тройки, часто не делал домашние задания, конфликтовал с учителями. Сразу после разговора «по душам» с классным руководителем он брался за ум, быстро наверстывал упущенное, добивался успеха, но через некоторое время опять срывался.
Выяснилось: родители объясняли ему, что он должен учить математику и иностранный язык, чтобы поступить в престижный вуз, стать юристом или экономистом, хорошо зарабатывать и уехать на работу за границу. Но мальчика интересовали гуманитарные науки, он успешно играл в театральной студии, ходил на занятия по лепке и с первого класса мечтал серьезно заняться футболом.
Беседуя с психологом о своем профессиональном будущем, он так и говорил: «Надо поступать в математический класс», и в его голосе слышались тоска и обреченность. Но как же менялся его тон, когда он рассказывал о своих успехах в лепке, театре или футболе! Однако он отказывался рассматривать какое-либо из этих увлечений в качестве своей будущей профессии, задаваясь «взрослыми» вопросами: «Кем я буду работать? Сколько буду получать?» Естественно, родители не принимали его увлечения всерьез.
Противоречие между склонностями мальчика и внушенной ему установкой на «правильное образование» вызывало у него душевный дискомфорт, и это напряжение выливалось в конфликты с учителями и одноклассниками, нежелание учиться.
Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени — универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.
Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому — мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

Что делать?
Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.
Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.
Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы...». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению — получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.
Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.
Об отношениях
Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.
Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по именам). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.
Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.

Что делать?
Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.
Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.
Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.
В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.
Общие советы родителям
Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

Похожие публикации