Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо? Для чего нужно развитие мелкой моторики у детей.

Придворова Вера Сергеевна, воспитатель МБДОУ ЦРР - ДС №53 «Елочка», г.Тамбов

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика) , воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная) . Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца) , необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы) , динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую) , расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет) , рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные) . Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.

4. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые) . Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) , дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами) . В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

8. Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика) , к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

9. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги) , приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах) . Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

10. Графические упражнения.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

11. Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка) ;

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см) . Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

чодураа хомушку
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Что же такое мелкая моторика ?

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами , передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук , детей дошкольного возраста .

Задачи :

Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

-развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься и дома.

Игры с пуговицами

Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание , восприятие.

Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе

Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков

Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.

Аппликации

При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика . Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Игры с прищепками

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Перекатывание карандаша в ладонях

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Рисование и раскрашивание карандашами

Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки . Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности , настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.

Шнуровки

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера , последовательности действий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много , если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст , настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи , а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, увы, перестала быть редкостью: современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Важно своевременно начинать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы подготовить чадо к социальной жизни.

Впрочем, поводов для таких тренировок гораздо больше, чем кажется…

Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо?

3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшеты и прочие гаджеты, которые сегодня заменяют им не только нянь, но и иногда и мам с папами. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банке с фасолью, стиркой носовых платочков, нанизыванием сушек на веревочки, сборкой деревянных пирамидок, вышиванием — и прочими, казалось бы, бесполезными, но крайне эффективными занятиями.

Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. Одна из граней этого отставания – мелкая моторика, развитие которой малышам до 3 лет крайне необходимо.

Почему оно столь важно?

  • Мелкая моторика тесно связана с нервной системой , имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
  • Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры , которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
  • По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка , о его .
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане .

Видео: Мелкая моторика у детей. Развитие мелкой моторики

Как заниматься с ребенком 1-3 развитием мелкой моторики, чтобы занятия были интересными и эффективными?

Каждый ребенок индивидуален, и у каждого – свои ступеньки развития.

Но, в целом, календарь развития изучаемой нами сейчас мелкой моторики выглядит следующим образом:

  • С рождения до 4 месяцев: малыш тянется к предметам, но сжимает игрушки, скорее, на уровне рефлекса. Сознательно ухватить игрушку он пока не может, да и предпочтений – правой или левой рукой – тоже пока нет.
  • С 4 до 12 месяцев: может переложить игрушку из одной руки в другую, перевернуть страницу книги, взять пальцами бусину.
  • 12-24 месяца: уверенно «пользуется» пальцами, особенно указательным. Пытается рисовать – уже может выводить кружки, первые линии, точки. В этом возрасте проявляются правши и левши – ребенок выбирает, какой именно рукой удобнее рисовать, кушать и проч.
  • 2-3 годика: ребенку уже вполне по силам держать ножницы и пытаться резать бумагу. Постепенно меняется стиль рисования, и нарисованные фигуры становятся более-менее осознанными.
  • 3-4 годика. Ребенок рисует уже осознанно, карандаш держит уверенно (хотя и не всегда правильно), способен резать бумаги по начерченной самостоятельно линии. С доминантной рукой малыш к этому времени уже успел определиться, но в играх пользуется ими обеими.

Когда начинать и сколько заниматься?

Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.

Впрочем, до этого возраста можно применять:

  1. Пассивную гимнастику. То есть, массаж подушечек пальцев.
  2. Слингобусы. Или, как еще их называют, мамабусы или бусы кормительные. Подобный яркий аксессуар мама надевает на шею во время кормления малыша, как только у него просыпается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
  3. Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – выпуклых, шершавых, пушистых, гладких и проч.

Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.

Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.

Важно:

Чем больше будет использовано методов для тренировки мелкой моторики, тем занятия будут эффективнее.

Основные правила для родителей:

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
  • Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
  • В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
  • Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
  • Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи.
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.
  • Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.

Видео: Мелкая моторика — лучшие игрушки на 2 года

5 лучших игрушек для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста – что выбрать в магазине?

В том разнообразии игрушек для мелкой моторики, что сегодня представлено в детских российских магазинов, можно легко потеряться.

Какие игрушки признаны самыми эффективными? Что именно купить?

Вашему вниманию – 5 самых полезных игрушек для тренировки мелкой моторики:

  1. Мозаика. Все прекрасно осведомлены о пользе этой игрушки, как для развития мелкой моторики, так и для развития речи. Выбор мозаики поистине огромен – и напольные, и «советские» на ножках, и на магнитах, и проч. Начиная с годика, карапузу можно выбирать мозаику с крупными деталями и большой основой, а потом переходить к более сложным игрушкам.
  2. Бизиборды . Такие игровые доски, снабженные рычажками, кнопками, рамками, ключиками, шнуровками и прочими интересными деталями, не только займут карапуза на долгое время, но и станут отличным тренажером для пальчиков, мышления, ловкости рук и проч. Идеальный возраст для такой игрушки – с 10-ти месяцев. Естественно, оставлять ребенка одного с игрушкой нельзя. Кроме того, важно проверять надежность креплений. .
  3. Сортеры (прим. – вкладыши, рамки и проч.). Игрушка предполагает вкладывание определенных форм в соответствующие отверстия. В магазинах представлены сортеры-машинки, кубики, пазлы, и проч. Первооткрывателем сортеров считается Мария Монтессори. Задача малыша – сравнить отверстие в рамке/кубике по форме и размеру с деталями, которые и нужно вложить в отверстия или рамку. Естественно, выбирать игрушку нужно по возрасту. Развивать кроху с помощью сортера можно начинать с 1-2 лет.
  4. Шнуровка. Полезная игрушка, которую можно сделать самостоятельно или купить уже готовую. Шнуровка способствует усидчивости, развитию глазомера и мелкой моторики, гибкости кисти, а также развивает речь и гарантирует (при постоянных занятиях) отсутствие проблем уже в школе – с письмом. С 1-1,5 лет можно уже предложить карапузику простую шнуровку. Естественно, ребенку будет скучно плести косички в год от роду, поэтому важно придумать ряд игр со шнуровкой, чтобы заинтересовать чадо.
  5. Пальчиковый театр. В эту игру ребенка не придется «затаскивать силой». Пальчиковый театр любим всеми малышами без исключения. Для самых маленьких можно включать в тренировки игры вроде «Сорока-ворона» и «Коза рогата», а потом, по мере взросления, придумывать вместе с ребенком целые спектакли в 4 руки. При отсутствии средств персонажей, которых нужно надевать на пальцы, можно сделать из бумаги или сшить/связать.

Также в список наиболее эффективных игрушек для мелкой моторики можно включить конструкторы, классические пирамидки и фактурные погремушки, мягкие книжки и кубики, объемные пазлы и матрешки.

Видео: Развитие мелкой моторики — развивающие игры для детей


15 лучших игр и упражнений для развития мелкой моторики детей от 1 до 3 лет – полезные занятия в домашних условиях

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств, без вложений и даже не сходя с места.

Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:

  • Занимаемся лепкой . Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
  • Домашняя песочница . Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
  • Изготовление коллажей и поделок . Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
  • Создание поделок из природных материалов . Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
  • Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики : расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
  • Играем в Золушку . Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  • Кот в мешке . Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
  • Конструктор . Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
  • Делаем бусы ! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
  • Плетение, вышивание, вязание . Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
  • Картины из пластилина и круп . Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  • Подбираем крышки к банкам . Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  • Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
  • Рвем бумажки . Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
  • Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Важно:

Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, которые могут нанести ему вред! Помните, что любое занятие по тренировке мелкой моторики следует осуществлять только под наблюдением взрослого!

Мелкая моторика - согласованная работа мышц пальцев и кисти, первая ступенька в формировании ребенка. Потребность в ловком и согласованном действии пальцев
бесспорна. Процесс развития включает работу костной, нервной и мышечной систем. Уровень
улучшение моторики влияет на умственное развитие.

Развитие мелкой моторики у детей.

С первых дней жизни малыша начните заниматься улучшением мелкой моторики . Массаж
ладошек и пальчиков активирует точки, которые связанные с корой мозга.

Развитая мелкая моторика у малыша позволяет ему удовлетворять собственные
потребности и помогает познавать окружающий его мир.

Идя в первый класс, ребенка проверяют на готовность мелкой моторики пальцев к
обучению: воображение, письмо, концентрацию и речь.

Как развивать мелкую моторику ребёнка

Родители должны учитывать возрастные особенности своих деток. Трудно представить
месячного малыша с пластилином или шестилетнего с погремушкой.

  • Массаж кисти руки и пальчиков станет первым шагом.
  • . У малышей этого возраста уже хорошо развит хватательный
    рефлекс. Используйте для его развития погремушки из разных материалов: пластик,дерево, ткань, камень, чтобы малыш получал разные тактильные ощущения от
    прикосновений.
  • К этому возрасту, малыш уже может самостоятельно садиться и
    изучать ручками окружающие его предметы. Хорошо помогают в развитии специальные
    коврики, где подобраны разных цветов и форм детали.
  • В этом возрасте малыш самостоятельно встает и даже ходит. Все окружающие его вещи помогают в развитии. Специально для такого возраста созданы развивающие центры. Они вырабатывают такие движения: повороты, нажатие, верчение,оттягивание, стучание.
  • . В этом возрасте с малышом можно поиграть в различные
    пальчиковые игры, потешки, песенки с движениями. Также очень важно в этом возрасте
    начать закладывать элементарные навыки по самообслуживанию.
  • . Возраст «я сам», становления личности. Нужны более сложные
    механизмы развития: лепка пластилином и тестом, рисование красками и карандашами,
    вырезание ножницами, аппликации.
  • . Мелкая моторика этого возраста вполне справится с азами письма:
    обвести по точкам, соединить цифры, написания букв и цифр.

Какие игрушки помогут в развитии

Есть игрушки, с которыми ребенок играется в любом возрасте. Чем старше юный
испытатель и лучше развита мелкая моторика пальцев, тем интереснее находятся
применения игрушкам:


Упражнения для мелкой моторики рук

Развитие от 0 до 2 лет:

  • Сорока-белобока (загибать пальчики и проговаривать потешку);
  • Ладушки, хлопушки (хлопать в ладоши);
  • Прятки (ладошками закрывать глазки);
  • Зайчик (шевелить пальчиками-ушками);
  • Здравствуйте пальчики (поздороваться с каждым пальчиком);
  • Сильные пальчики (сцепить, чуть согнув, пальчики между собой).

Развитие от 2 лет:

  • Рыбак (ложкой в тарелке ловить мелкие предметы);
  • Дорожка (из любой крупы посыпать дорожку, круг, треугольник);
  • Сладкий чай (класть сахар и размешивать в кружке);
  • Салют (разорвать на мелкие кусочки лист бумаги и подбросить над собой);
  • Комочек (бумагу смять в комочек);
  • Собери (в коробочку сложить палочки, пуговицы, бусинки);

Развитие от 3 лет:

  • Лабиринт (нарисуйте и научите малыша находить правильный путь);
  • Бусы (начните с бубликов, потом макароны, пуговицы, бусинки, бисер);
  • Дорожка (нарисуйте извилистую линию, пусть малыш проведет по ней);
  • Фигурки (вырезаем различные фигурки и приклеиваем на лист);
  • Подарок (заверните мелкий предмет в несколько обверток и попросите
    развернуть);
  • Прищепки (учим пользоваться);
  • Угощения (лепим из пластилина).
  • Во время упражнений с малышом включайте движения на расслабление,
    растяжение и сжатие;
  • Проводите регулярно массаж кистей;
  • Учитывайте возраст развития ребенка;
  • Помогайте выполнять движения и фиксируйте руки, если это необходимо;
  • Обучение идет от простых к сложным движениям;
  • Хвалите ребенка за новые движения.

Все необходимые навыки развития моторики пальцев ребенка закладываются в
дошкольном возрасте. Достаточно уделить немного времени, и малыш будет удивлять
вас достижениями.

Можно ли заниматься с грудным пребенком или стоит подождать, пока он подрастет? Ответ однозначный - можно и нужно.

Для чего нам ловкие пальчики? Пожалуй, каждая мама легко ответит на этот вопрос. Сначала чтобы справляться с самыми разными бытовыми задачами (застегнуть молнию, расстегнуть пуговички, завязать шнурки, покушать ложкой). Потом чтобы успешно осилить написание палочек и крючочков в тетрадке. А позже, чтобы умело держать в руках любой необходимый инструмент и выполнять даже самую тонкую работу. Но, оказывается, упражнения по развитию мелкой моторики нужны малышу не только для этого. Отечественные физиологи, в частности В. М. Бехтерев, в своих работах доказали, что простые движения рук улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Это происходит оттого, что нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с речевым центром головного мозга. Но пальчиковые игры влияют не только на речь. Они оказывают позитивное воздействие на весь мозг в целом.

Но есть и еще одна замечательная польза от пальчиковых игр и упражнений. Они оказывают положительное влияние на здоровье ребенка! Интересно, что в Японии в дошкольных учреждениях применяется специальная методика пальцевого массажа. И это неспроста! Японцы считают, что массаж каждого пальца стимулирует и улучшает работу определенного органа, делает крепче здоровье, обладает иммуностимулирующим эффектом.

Итак, как же мы можем помочь своему малышу? Как сделать его ручки и пальчики более ловкими, умелыми и натренированными? Будем искать способы!

1–3 месяца: первый массаж

Очень скоро наступит время, когда ваш сынок или дочурка будет перебирать пальчиками бусинки на игрушках, складывать пазлы и мозаику, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусы, самостоятельно застегивать пуговички на рубашке, завязывать шнурки на кроссовках, повторять за вами все движения веселых пальчиковых потешек и совершать множество других таких простых и одновременно сложных для маленьких пальчиков действий. Но пока крохе все это недоступно. Он только родился и мало что умеет делать сам. Но развивать пальчики несложно даже у новорожденного малыша! Для этого будем делать крохе простой пальчиковый массаж.

Массажировать пальчики можно в любое подходящее время: когда вы играете с малышом, когда переодеваете его, купаете. А удобнее всего делать массаж во время кормления грудью. Здесь все очень просто: нежно погладьте каждый пальчик ребенка, проводя по нему своими пальцами по направлению от ладошки к концам. Затем аккуратно поразминайте пальчики, уделяя особое внимание их кончикам. Можно сгибать и разгибать пальчики крохи, гладить, разминать круговыми движениями и щекотать ладошку и всю кисть. Кулачки малыша пока напряженно сжаты. Осторожно раскрывайте их, выпрямляя пальчики. Главное, чтобы у малыша такой массаж не вызывал отрицательных эмоций. Разминать пальчики можно несколько раз в день по 2–3 минуты.

3–5 месяцев: первые игры

В возрасте около трех месяцев в жизни крохи происходит важное и интересное событие: он начинает замечать свои ручки, а чуть позже станет активно ими пользоваться! Такой прогресс, конечно, нужно использовать, предлагая малышу самые первые игры и игрушки, которые сделают его пальчики более ловкими.

Полезные игрушки. Подберите для малыша легкие, удобные для захватывания погремушки ярких цветов. Когда малыш пребывает в хорошем настроении, вкладывайте ему погремушку то в правую, то в левую ручку. Даже если кроха подержит ее всего несколько секунд, а потом уронит – ничего страшного. Он же только учится! Постепенно погремушка станет задерживаться в маленьком кулачке все дольше и дольше, малыш будет рассматривать ее, трясти, греметь, пытаться засунуть в рот. Эти самые первые игры с погремушками очень важны для развития моторики малыша.

Старайтесь так подбирать игрушки, чтобы они были разные по объему. Тогда всякий раз, играя с ними, кроха будет тренировать разные виды захвата: одну игрушку нужно обхватывать ладошкой, другую – брать только двумя-тремя пальчиками. Разные формы игрушек тоже важны, ведь для удержания каждой из них необходимо по-разному раскрывать пальчики и поворачивать кисть. А еще разнообразие внесут разные материалы, из которых сделаны игрушки и разнообразная фактура поверхности. Игры с ними станут дополнительным массажем маленьким пальчикам, будут развивать и моторику, и тактильную чувствительность.

Смастерите для малыша самодельную игрушку, которой он будет с удовольствием играть на протяжении многих месяцев. На прочные шнурки разной длины нанижите крупные пуговицы, бусины, пустые деревянные катушки, костяшки от старых счет, игрушки из шоколадных яиц (в них предварительно нужно просверлить отверстия) и т.п. так, чтобы все это могло легко двигаться. Свяжите концы шнурков. В целях безопасности закрепить концы нужно очень надежно, чтобы кроха не смог шнурок развязать или разорвать. Кроме того, получившиеся «бусы» не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не смог надеть их на шею. Такие бусики можно давать малышу в ручки, вешать в кроватке и коляске. Перебирая пальчиками разные предметы, кроха будет развивать моторику и массажировать пальчики.

Игры с руками. Примерно в этом же возрасте можно начинать играть с малышом в первые игры с ручками и пальчиками. Старайтесь всячески стимулировать желание малыша тянуться ручками к игрушкам, разным предметам, вашему лицу. Для этого наклоняйтесь пониже, чтобы малыш мог достать до вашего лица и потрогать его. Берите кроху за ручки и сами подносите к своему лицу, прикладывайте его ладошки к своим щекам. Вешайте игрушки в кроватке таким образом, чтобы кроха мог протянуть руку и взять их. Наденьте на одну ручку ребенка яркий носочек или большую яркую резинку. Заметив необычный предмет, малыш станет пытаться достать его свободной рукой. А захватывание одной ручки другой – очень полезный навык. В следующий раз наденьте носочек на другую ручку. А потом придет время и ножкам, пусть малыш пытается поймать ручками и их. Первое время помогайте малышу, подтягивая ножки к ручкам, чтобы он мог за них ухватиться. При этом можно приговаривать потешку:

Ножки-ножки, где вы были?
– В гости к бабушке ходили!
Эй, вы, ручки! Хвать да хвать!
Нас попробуйте поймать!

Ручки малыша все еще сжаты в кулачки. Чтобы помочь пальчикам быстрее расслабиться и распрямиться, продолжайте делать массаж и играйте с малышом в простые пальчиковые игры. Рассказывайте стишок и поочередно разгибайте пальчики:

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

5–7 месяцев: продолжаем развиваться!

Пальчики малыша уже достаточно развиты. Возможно, у него даже получается нажимать на кнопочки или он вот-вот этому научится…

Полезные игрушки. Ребятишкам этого возраста для развития рук необходимы игрушки с большим количеством всяческих колечек или крупных бусин, которые можно перебирать пальчиками (колечки, соединенные вместе, стержни с колечками и т.п.). Можно порадовать малыша целым игровым центром, где будет множество полезных развивалок для пальчиков. Пусть ощупывает детали игрушки, двигает колечки, бусины, хватается за выступающие ручки…

Непременно предложите крохе игрушки с кнопочками и клавишами: развивающие панели, детское пианино и т.п. Укладывайте малыша на животик, а перед ним – игрушку. Понажимайте на кнопочки, чтобы малыш послушал звуки. Потом путь попробует сам. Сначала он станет просто хлопать ладошкой по кнопкам. Возьмите его пальчик, нажмите на кнопочку или клавишу, а затем восхититесь результатом: «Молодец! Получилось!» Постепенно кроха научится нажимать на кнопки самостоятельно. Это не только развлечет его, а и будет укреплять пальчики.

Можно сделать игрушки для развития моторики и тактильной чувствительности самостоятельно. Например, сшейте несколько мешочков из разной по фактуре ткани и наполните их разными наполнителями (манка, горох, макароны, гречка и т.п.). Эти мешочки можно подвесить в кроватке малыша или просто давать время от времени крохе в ручки, чтобы он их мял и ощупывал. Можно дополнительно пришить к мешочкам крупные пуговица и бусины, пустые деревянные катушки, детальки от четок и т.п. Малышу будет интересно захватывать их пальчиками и тянуть. Главное условие: мешочки должны быть надежно зашиты, а пуговицы крепко пришиты, чтобы свободные мелкие детали не попали малышу в руки, а затем в рот.

Пальчиковые игры. Играя с малышом, непременно уделяйте внимание и пальчиковым играм. Пока кроха мал, он не сможет выполнять движения самостоятельно. Но за него с этим прекрасно справится мама. Есть много народных и авторских игр с пальчиками. Но вы пока выбирайте из них самые простые и коротенькие, чтобы они не успели надоесть малышу. Четко, ритмично и весело рассказывайте стишок и загибайте-разгибайте пальчики малыша, стараясь вызвать у маленького игрока эмоциональный отклик.

– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел!
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: «Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!»

Еще одно полезное упражнение для этого возраста – «причесывание». Поочередно поднимайте ручки ребенка и проводите вперед-назад по голове, как будто малыш причесывает сам себя. Упражнение укрепляет мышцы ладоней и пальцев.

7–9 месяцев: пальчики-хватайчики

«Перешагивание» во второе полугодие заметно меняет поведение малыша. Если раньше крохе больше нравились «разговоры» с мамой, то теперь его любимое занятие хватать все, что попадется под руку, будь то мамины волосы или разные предметы в зоне досягаемости. Кроме того, малыш уже умеет действовать двумя руками одновременно. Эти особенности крохи нужно активно использовать, предлагая ему для игры самые разные игрушки и неопасные бытовые предметы: расческу, коробочки, судки для пищи, крышки, прищепки, поролоновые губки, пластиковые флаконы и т.п. Пусть хватает их, ощупывает, сжимает, изучает с помощью пальчиков.

Полезные игрушки. Примерно с этого возраста в игрушечном арсенале малыша должна появиться первая пирамидка. Это – замечательная игрушка, развивающая и мышление малыша, и его моторику, и координацию движений. Но чтобы пирамидка принесла крохе пользу, выбирайте ее правильно. Игрушка должна быть крупной, с толстым стержнем и большими, легко надевающимися, кольцами. С такой игрушкой малыш сможет справляться, и, значит, она не наскучит ему уже через полминуты игры. По-прежнему актуальны игрушки и игровые центры, где нужно что?то хватать, двигать, поворачивать, нажимать, перебирать. Например, игровой лабиринт, в котором разноцветные шарики двигаются по изогнутым проволочкам.

Непременно приобретите для крохи несколько резиновых игрушек-пищалок. Чтобы они издавали звуки, их нужно хорошенько сжать в руке. А это уже совсем новое движение, которое будет укреплять пальчики и кисть. Такой себе малышовый эспандер получается! Игрушки не должны быть слишком «жесткими», иначе малыш не сможет с ними справиться и быстро потеряет интерес. Будут кстати первые конструкторы и кубики, состоящие из нескольких крупных деталей. Пусть малыш пробует захватывать детали рукой и, под вашим руководством, ставить их одна на другую.

Пальчиковые игры. Малыш взрослеет, и пальчиковые игры начинают доставлять ему все больше удовольствия. Если вы еще не играли с крохой в «Сороку-ворону», самое время попробовать. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень полезная игра для малыша. Но чтобы воздействие было более эффективным, стоит не просто загибать пальчики, а слегка их массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже будем достаточно интенсивно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Ближе к году малыш научится выполнять часть движений самостоятельно. Например, «варить» кашу пальчиком. Потешку о сороке знают, наверное, все. А вот вам для разнообразия схожий стишок с такими же движениями:

Наша Маша
Варила кашу, (водим пальчиком по ладошке)
Кашу сварила,
Малышей кормила: (загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

Вот еще одна пальчиковая потешка, которую можно предложить малышу. Сожмите его ручку в кулачок. Проговаривая стишок, разжимайте пальчики по одному, а в конце снова спрячьте их в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Веселые забавы. Развивать моторику можно даже во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, крупные камешки и т.п.) Подойдут и такие игрушки, которые плавают на поверхности. Они непременно заинтересуют малыша, и он захочет их достать. Для захвата мелких предметов ему придется особенно постараться. Ведь захватывать их всей ладошкой не слишком удобно, лучше брать пальчиками. Значит, пальчики смогут потренироваться в новых движениях. Покажите крохе, что выловленные предметы можно складывать в плавающую на воде пластиковую мисочку. Научите малыша шлепать раскрытыми ладошками по поверхности воды. Конечно, это вызовет массу брызг, но зато хорошо помассажирует ладошки, что очень полезно.

9–12 месяцев: мы многое умеем!

Ближе к году умения малыша и его мышление развиваются с такой стремительностью, что буквально каждый день маленький умничка преподносит нам что-нибудь новенькое. Расширяйте ассортимент развивающих игрушек, предлагайте крохе новые игры. Это принесет неоценимую пользу его развитию.

Полезные игрушки. Пальчики крохи становятся все более ловкими, еще чуть-чуть – и они научатся открывать самые разные коробочки. Нужно им в этом помочь! Для этого добавьте в малышовый игрушечный арсенал всяческие игрушки, которые связаны с открыванием и вставляются одна в одну. Например, большую матрешку, внутри которой прячется целая команда матрешек поменьше. И еще набор пластмассовых колпачков, которые можно вставлять один в другой или построить из них высокую башню. Если у вас есть набор разных по величине судков для пищи, они тоже станут отличной игрушкой. Пусть малыш вставляет их один в другой, старается снять с них крышки (надевать крышки он научится чуть позже). Для того, чтобы стимулировать желание ребенка снимать крышки с судочков, положите в каждый по небольшой игрушке. Дайте крохе бутылку с завинчивающейся крышкой, баночку из?под крема (для интереса туда на глазах у малыша тоже можно что-нибудь положить, например, печеньице) – и пусть тренируется в откручивании-закручивании. Не менее полезными будут несколько матерчатых платочков разной величины. С ними можно совершать самые разные манипуляции: брать в руки, накрывать себя, маму или «прятать» игрушку, заворачивать маленькую куколку или машинку.

В этом возрасте уже можно предлагать малышу крупные рамки-вкладыши и всяческие сортеры, где нужно просовывать разные детальки в соответствующие отверстия. Выбор подобных игрушек огромен.

Пальчиковые игры. Продолжайте играть в любимые пальчиковые игры малыша и, конечно, добавляйте новые. Например, про капустку. Если будете активно тренироваться, ближе к году малыш научится выполнять все движения самостоятельно.

Мы капусту рубим-рубим, (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола),
Мы капусту солим-солим, («солим» небольшими щепотками левой и правой руки)
Мы капусту трем-трем, (потираем ладошки),
Мы капусту жмем-жмем (сжимаем-разжимаем левую и правую руки в кулачки)

Веселые забавы. Во время купания запустите в ванну всевозможные емкости: пластиковые стаканчики, мисочки, бутылочки, ложки. Покажите малышу, как переливать воду из одного стаканчика в другой, как наливать жидкость из маленькой бутылочки. Не беда, если водяная струйка не сразу попадет по назначению. Во всем нужна тренировка. Дайте ребенку зубную щетку, и пусть он водит пальчиком по щетине. Помогите ему помассировать каждый пальчик по очереди.

Полезные идеи

Можно придумать множество занятий для развития моторики малыша, даже не используя дорогие покупные игрушки. Например, дайте крохе несколько листов белой бумаги. Пусть комкает бумагу в руках, разворачивает и снова сминает. Для этой же цели подойдет пачка бумажных салфеток. Их так весело рвать на мелкие кусочки! А заодно и пальчики упражнять. Только не давайте малышу «на растерзание» журналы и газеты. Если вы не уследите, бумага может попасть крохе в рот. Пусть уж она будет просто белой, без типографской краски.

Покажите малышу, как можно бросать в пятилитровую пластиковую бутылку самые разные небольшие предметы: прищепки, мелкие игрушки, конфетные фантики и другие бумажки, разные тряпочки, колпачки от фломастеров и сами фломастеры, камешки, каштаны… Одним словом все, что пролезет в горлышко. Это простое, но вместе с тем очень полезное упражнение для пальчиков малыша. Только не давайте крохе слишком мелкие предметы (фасоль, пуговицы, бусины) и обязательно находитесь во время игры рядом!

А теперь, вдохновившись этими простыми идеями, вы наверняка сможете придумать множество своих собственных игр для тренировки пальчиков сына или дочурки. Пусть эти игры будут и веселыми, и полезными!

Похожие публикации