Развлечения для всех. Рождественский гусь с кислой капустой

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Когда прародители человеческого рода подверглись изгнанию из рая за преступление заповеди Божией, тогда же Господь, по неизреченному милосердию Своему, дал им первое обетование об Искупителе падшего человечества; в этом обетовании заключалось пророчество о Пресвятой Деве: "Семя жены сотрет главу змия" . Эта первая радостная весть о Пречистой Матери нашего Спасителя много раз повторялась, чтобы приготовить людей к принятию Грядущего Мессии.

Пред рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя: иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все преобразования и пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились.

Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды; пророк Даниил пророчествовал, что царство Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как железо, которое будет все раздроблять и разбивать, и что Спаситель мира явится в семидесятую седмину лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима.

И вот действительно настало это время, когда скипетр был отнят от потомства Иуды и перешел к Ироду Идумеянину; явилось железное царство Рима, все разбивающее, и седмины Данииловы приходили уже к концу. В мире водворился всеобщий мир, предсказанный пророками пред пришествием Иисуса Христа, имевшего примирить небо и землю. Немногие избранники ожидали в обетованном Мессии Спасителя от греха и смерти; большинство же иудеев ждали в Мессии великого царя-завоевателя, который освободит их от власти чужеземцев и даст им господство над другими народами.

Рим простирал свой железный скипетр почти на все известные тогда народы и соединял их в одну империю; Палестина сделалась римскою областью. Делами веры заведовал великий синедрион, в котором заседали первосвященники, священники и старейшины. Ожидания рода человеческого исполнились, когда Римскою империею правил Август, а Иудеею Ирод.

В это время вышло от кесаря Августа повеление сделать народную перепись по всей его земле и в том числе во всей Иудее. В силу этого указа каждый израильтянин спешил в свой родной город, чтобы записаться в государственные списки. Чудны дела Божественного Промысла для исполнения Его таинственного обетования! Гордый своим земным величием и могуществом кесарь является пред нами слепым орудием воли Божией и служит средством к осуществлению предопределений Божиих. Воля царя земного призывала Иосифа и Пресвятую Марию в Вифлеем, чтобы исполнить волю Царя Небесного! Иосиф и Мария должны были идти в Вифлеем, родину царя Давида, где хранились родословные списки их царственного племени и имя Иисуса, пред Которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, было вписано в число подданных языческого властелина! Слава, Господи, смирению Твоему! Да исчезнет всякая гордыня из сердец наших!

В суровое время года и без всяких средств должны были странствовать Иосиф и Мария при неблагоприятных обстоятельствах и по трудному пути. Для совершения этого пути требовалось и при больших удобствах более трех суток странствования. Вифлеем, небольшой городок, в древности называвшийся Евфрафа, лежит к югу от Иерусалима, на пути к Хеврону, и отстоит от Назарета на три дня пути. В Вифлееме родился Давид и там же помазан на царство; в Вифлееме был весь род Давида, и потому он по справедливости называется фамильным городом царя Давида.

Наконец достигли они Вифлеема, но здесь не нашлось для них места успокоения: небольшой город был переполнен пришельцами. Напрасно святые странники ищут приюта - никто не принимает их, потому что в обители не бе им места - нигде не было свободного уголка во всем городе. Без ропота отошли они от жилищ человеческих и искали пристанища в окрестностях города.

Неподалеку от ворот, к южной стороне Вифлеема, в двухстах шагах от источника царя Давида, среди каменистых скал находится пещера, в которой во время бури и непогод пастухи со своими стадами находили себе убежище. Внутри пещеры в скалистой стене иссеченное углубление служило вместо яслей для животных. В этой убогой пещере поместились святые странники, и были они среди полной тишины и безмолвия, далеко от суеты и треволнений человеческой толпы; одни в невидимом присутствии Творца своего: завеса таинственности прикрыла колыбель Сына Божия. И так исполнилось пророчество Исайи: "Сей вселится в высоце пещере камене крепкаго; убежище Его неприступный скалы" .

В этой твердыне скал в полночь Дева Мария родила прежде век от Отца рожденного Сына нетленного: Роди и повит Его, и положи Его в яслех . Чудесно, выше человеческого естества, зачатие Его; так же чудесно, так же выше естественного, явление Его пред очами юной Матери: так лучезарное светило мгновенно разрывает облака, чтобы оживотворить мир силою света и теплоты.

Болезни не сопровождали рождение Спасителя: Дева совершила рождение, будучи преисполнена радости и крепости. Родила Дева Сына Своего и Бога нашего и немедленно приступила к служению Ему. Не нуждалась Она в посторонней помощи, не ощущала Она ни болезней, ни изнеможения, которым подвергаются все обыкновенные женщины.

Матерь Бога нашего Сама спеленала Его пречистыми Своими руками, положила Его в ясли и первая принесла Ему поклонение. Она питала Его сосцами Своими; на руках Ее провел Он и младенчество Свое; неразлучно с Нею проходила Его юность до 30-летнего возраста, когда Он явил Себя миру, чтобы взять на Себя казнь за грехи мира, чтобы Своею крестного смертию даровать человечеству искупление.

С трепетом и в благоговейном безмолвии преклонился Иосиф пред Пречистою Матерью и Сыном Ее, Богом нашим. В радостном изумлении созерцал он чудо преестественное и познавал непреложно, что Ее Сын есть воистину от Духа Святого, а до того времени, пока Она не родила Сына Своего Первенца, Первенца новой жизни, Первенца Нового Завета благодати , Иосиф не знал Ее, не знал, что Она была и чем сподобилась быть, не знал Ее Матерью Бога, потому что сокрыто было от него, какое Божественное таинство устроялось в Ней. Тут только, при вышеестественном рождении Ее Сына, он вполне уразумел, что о Ней было сказано: "Се Дева во чреве зачнет" .


Великое и новое чудо явил Господь миру при рождении Царя и Спасителя человечества: вместо дворца - пустынный вертеп, вместо постели - горсть соломы! Господь, не оставляющий без попечения и птиц небесных, не приготовил, по Своему мудрому Домостроительству, собственности на земле для Сына Своего Единородного. Сын Божий, сущий на небесах, почивает в яслях! На земле, покрытой грехами и беззакониями, не было места для Владыки и Творца мира, когда Он принял на Себя образ человеческий, чтобы спасти человека! Он Сам засвидетельствовал это, сказав: "Лисицы имеют норы и птицы гнезда, Сын же Человеческий не имеет, где голову преклонить" . В бесславном городе Назарете совершилось зачатие Христа, а в славном Иерусалиме Его распяли! В малом Вифлееме Он рождается, а в великом Иерусалиме Он на смерть предается! Дивны дела Твои, Господи!

В минуту рождения Сына Божия отверзается небо; слава Господня осиявает землю, покрытую глубоким мраком. Сонмы ангелов нисходят с неба и в радости поют, что настал на земле мир, возвратилось благоволение Божие к человекам.

Что же в это время делала земля, осиянная славою Божиею? Все было погружено в глубокий сон: иудеи почили на законе, в ожидании пришествия Мессии в блеске земного величия; язычники утопали в пороках у ног идолов своих.

В Вифлееме тоже спали, но не все. В долине Вифлеемской, окруженной горами, и в получасе ходьбы от пещеры, стоял столб, известный под именем Едер, близ которого некогда пас стада отца своего преславный царь Давид. Здесь-то, в это время, пастухи держали ночную стражу у стад своих: внезапный свет осиял их, и ангел Господень явился пред ними и сказал: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" .

Окончил небесный вестник благовестие, и внезапно, как бы в дополнение его благовестия, явилось многочисленное воинство ангелов, которые славили Бога и взывали к Нему: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение" .


Не мудрецам, не вельможам, не сильным и богатым мира открыл Господь тайну Свою, а самым бедным, самым последним труженикам на пиру жизни; утаил от премудрых и разумных - и открыл младенцам. О, блаженство нищеты, дающей смирение и безропотную покорность, отнимающей гордыню и самоуверенность! Сам Бог приходит к нищим и. изливает на них потоки любви и милосердия.

Ангелы отошли на небо; окончилось величественное видение. Пришли в себя пастухи и все как один человек решили идти в Вифлеем и посмотреть, что там случилось. Хорошо было им известно то место с яслями, где бедные путники находили себе пристанище по дороге в Вифлеем, и пошли они и нашли Пречистую Деву и Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. После лучезарного видения ангелов и ангельского благовестия Божественный Младенец, окруженный простотою и убожеством, показался им еще святее, еще Божественнее. В своем поклонении Ему они принесли все, что имели: чистоту любви, крепкую веру и сердечную хвалу Спасителю и Владыке своему. И спешили они засвидетельствовать свои благоговейные чувства, рассказав Пресвятой Матери Его все, что видели и слышали от ангелов. Дева Мария внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку с самого Его рождения, и, вслушиваясь в рассказы пастухов, запечатлевала их в памяти Своей и радовалась, что события подтверждают Божественное обетование и утверждают веру в Спасителя мира. Святой обрученник Иосиф дивился и благоговел пред светом истины. Счастливые пастухи еще поклонились Богомладенцу и Его Пречистой Матери и удалились к своему смиренному подвигу, славя и хваля Бога и по всем окрестностям распространяя благую весть о чудесах священной ночи.



ДАРЫ ВОЛХВОВ СОХРАНИЛИСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ


Ночью, две тысячи лет назад, в пригороде небольшого городка Вифлеема, зимней ночью, в полутемном холодном хлеву родился Младенец. Мычали коровы, кони вздрагивали во сне, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках. Мать, спеленав Младенца, положила Его в кормушку для скота и с любовью склонилась над новорожденным.

Неожиданно двери хлева отворились, и в дорогих запыленных одеждах в него вошли три восточных царя (их называют волхвами) с богатыми дарами в руках.

Волхвы были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила, и когда заметили на востоке чудную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу.

Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Ладан - это дорогая ароматическая смола особого дерева, которую в древности подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото - Царю, ладан - Богу, смирну - Человеку.

И эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото - двадцать восемь небольших пластин разной формы - трапеция, четырехугольник, многоугольник... На каждой - тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Ценность их, не только духовная, но и историческая, археологическая, неизмерима, потому и помещены они в небольшие ковчеги-мощевики.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились до 400 года. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу. После падения Византии в 1453 году дары волхвов отправляются на Афон в монастырь святого Павла - их привезла туда сербская царевна Мария. Там, где стояла коленопреклоненная Мария, теперь водружен крест, который так и называется - Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни.

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами.

Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.



ПОЧЕМУ ХРИСТОС РОДИЛСЯ В ПЕЩЕРЕ?


Есть одна важная причина, почему Христос родился в пещере. На Святой Земле и доныне сохранились четыре великие горы; они стоят со времени пришествия Христова. Одна в Вифлееме, где родился Христос; другая - Гора искушений, где Он был искушаем сатаной; третья - Голгофская, на которой распят был, похоронен и воскрес; и четвертая - гора Елеон, с которой вознесся на небеса. Четыре важнейших события в жизни Спасителя связаны с четырьмя непоколебимыми горами. Не сохранились ни дом в Назарете, в котором Он жил, ни дом в Капернауме, в котором Он нашел приют. Не сохранился ни один из домов, где Он останавливался, ни дворец Ирода, ни палаты Пилата, ни даже храм Соломона. Все, что человеческой рукой построено, разрушено временем. Но эти четыре горы, Господом созданные, стоят и поныне.

Чтобы никто не мог усомниться в том, что Он воистину родился, что искушаем был, как человек, что распят был за грехи человеческие и воскрес и что во славе вознесся на небеса в вечное Отечество Свое, где ожидает Своих праведников. Знал Всеведущий каменное сердце человеческое и колеблющийся разум людской, поэтому Он мудро соединил эти четыре великих события четырьмя несокрушимыми горами. А если бы Христос родился в каком-то городском или деревенском доме, разве сохранился бы он и свидетельствовал нам Его рождество? Не существует уже и города, в котором родился Александр Великий. Не существует многих городов и государств, где родились великие люди, а Христова святая пещера в Вифлееме стоит, стоит и свидетельствует. Знай и это: так же как Тело Его - дом души Его - не от человека, но от Бога Духа Святаго, так и дом Тела Его - пещера Вифлеемская - не от человека и не от рук человеческих, но от Бога Творца и Промыслителя. Он создал ее прежде человека и, сотворив, приготовил ее для временного Своего обитания, чтобы прийти и посетить потомство Адама и Евы. И еще: для вечного свидетельства о пребывании Его на земле.

Пусть не удивляет тебя, что Господь избрал такое скромное место для Своего рождения. То, что для людей высоко, мерзость пред Господом. Мерзостью пред Господом был дворец кесаря в Риме, ибо воистину был разбойничьим вертепом преступлений и разврата. То же, что презираемо и ничтожно перед людьми, Господь часто избирает и прославляет. Это - образ действий Всемудрого. Так Он избрал рыбарей в апостолы и пещеру колыбелью Своей.


Святитель Николай Сербский

Ясли

Ясли, - так мечтал один ребенок, -

Можно склеить из цветных картонок,

Сделать из бумаги золотой

Пастухов с рождественской звездой.

Ослик, вол - какая красота! -

Встанут рядом с яслями Христа.

Вот они - в одеждах позолоченных

Три царя из дивных стран восточных.

По пустыне в ожиданье чуда

Их везут послушные верблюды.

А Христос-младенец? В этот час

Он в сердцах у каждого у нас!

Карем Морис, перевод В. Берестова



РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


Евангелисты свидетельствуют, что на небе предвестницей рождения на земле Сына Божия была загоревшаяся необычайно ярким светом звезда, что хотя рождение Спасителя совершилось в необычайной бедности здесь, на земле, но оно было прославлено хвалебною песнею вверху, в небесах; что и люди, как самые простые - пастухи, так и самые знатные - цари Востока, принесли дань поклонения Тому, Кто Владыка неба и земли, Тому, Кто Спаситель всех, без различия состояний, званий и положений.

Люди, не верующие в рождение на земле Бога, иногда возражали против возможности этого рождения таким рассуждением: "Как может бесконечный Бог стать конечным человеком? Это так же невозможно, как кругу стать четырехугольным". Так рассуждающие забывают, что воплотился, родился на земле не Бог весь, в Троице поклоняемый, а один Сын Божий.

Сын же Божий имеет более близкое отношение к миру, а особенно к человеку, чем Бог вообще и Бог Отец в частности. Им сотворен мир. Он - то Слово Божие, которым сотворен мир. Как и мир, Он произошел от Бога, хотя не через творение, но через рождение, и потому Он более ощутим, более познаваем для мира, чем

Бог Отец, как "перворожден всея твари", то есть как первый из всего происшедшего от Бога.



КОГДА НАЧАЛИ ПРАЗДНОВАТЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.



КАК ПРАЗДНУЕТСЯ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел Вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе".

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки".

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: "С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог". Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1,8-25).

В древние времена бдение продолжалось всю ночь. "От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче", - говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.

Божественную Литургию в праздник постановлено совершать "порану труда ради бденного".

После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.

Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость Вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: "Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума" и прочее".

С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.


"ПИЩА ДЛЯ ДУШИ"



Рецепты праздничных блюд Рождественского стола


Рождественский миндальный кекс

Для формы диаметром 26 см: 250 г масла, 250 г сахара, одна ваниль (или чайная ложка ванильного сахара), соль на кончике ножа, 20 г рома, 6 яиц, 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя теста, 400 г изюма без косточек, 50 г молотых миндальных орехов, 100 г измельченных цукатов из лимонной корки, 100 г очищенного миндаля (раздробленного на половинки зерен), 2 чайные ложки сахара, 5 столовых ложек воды, 100 г марципана, 60 г сахарной пудры, 2 столовые ложки абрикосового мармелада. Шафран для окраски теста и пергаментная бумага для формы.

Выстелить пергаментной бумагой форму для кекса. Духовку разогреть до 180 градусов. Растереть масло с сахаром, солью, ванилью и ромом. Добавить яйцо и растирать, пока не получится пышная масса. Если масса осядет, добавить ложку муки. Муку смешать с разрыхлителем, изюмом, молотым миндалем и лимонными цукатами и йостепенно перемешать с яично-масляной массой. Тесто переложить в форму, выровнять верх и уложить по поверхности плотно друг к другу половинки миндаля. Выпекать кекс час-полтора на втором уровне снизу. Прежде чем вынуть его из духовки, проверить с помощью деревянной спицы, полностью ли он пропечен - для этого проткнуть кекс, вытащить спицу, и если тесто к ней не прилипло - кекс готов. Испеченный кекс переложить вверх дном на кухонную решетку и некоторое время бумагу не снимать. Из воды и сахара сварить сироп (варить при постоянном помешивании 3 минуты), намазать верх кекса. Смешать с сахарной пудрой марципаны. Бока кекса намазать абрикосовым мармеладом. Марципановую массу тонко раскатать в полоску и обложить ею бока кекса. Выступающий верхний слой надрезать в виде отделочной бахромы. Из оставшихся марципанов можно сделать разные фигурки и украсить поверхность кекса.

Салат "Оливье"

Для него используется мясо домашней птицы или дичи. Для "Оливье" лучше использовать не соленые, а маринованные огурцы, яблоки же должны быть сладкие или в крайнем случае кисло-сладкие. И огурцы, и яблоки нужно обязательно очистить от кожицы. В "Оливье", как и в любом другом салате, очень важно соблюсти верную пропорцию: на шесть картофелин берутся три моркови, две луковицы, один-два небольших маринованных огурчика, одно яблоко, 200 г отварной курицы, стакан консервированного зеленого горошка, три яйца, две банки майонеза, соль и молотый перец - по вкусу. В рецепте овощи средней величины. Другое обязательное условие - очень тонко и ровно нарезать все продукты. Выложенный высокой горкой салат украсить веточками петрушки, дольками яблок, кружочками маринованных огурцов, кусочками курицы. Чтобы салата хватило всем гостям, возьмите за основу картофель - сколько едоков будет, столько и берите картофелин. Остальное подберите в той пропорции, что дана.

Мясо заливное

Куски говядины отварить до готовности, охладить, нарезать на порции. Чтобы стол выглядел богаче, мясо заливают крупными кусками. Мясо кладут в форму или на противень, украшают вареными яйцами, морковью, зеленью, заливают мясным желе, охлаждают, подают с хреном.

Говядина - 100 г, желе мясное -100 г, яйцо -Юг, морковь -10 г, несколько веточек зелени.

Студень

Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение

3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.

Субпродукты - 1 кг, морковь - 60 г, лук репчатый - 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Печеный окорок

Куски окорока вымыть, положить в холодную воду на один час. Обсушить, приготовить довольно крутое ржаное тесто, обмазать окорок, смачивая руки холодной водой. Положить осторожно на противень и поставить в духовой шкаф. Когда корка зарумянится, понемногу поливать теплой водой. Печь нужно 1-2 часа, в зависимости от величины окорока. Вынуть из духовки, снять тесто, пока окорок горяч, дать остыть. Подавать с гарниром, с хреном.

Буженина

Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.

Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп, горчицу.

Лопатка телячья

1 лопатка, соль, майоран, 2 крупные головки репчатого лука (вместо лука можно использовать чеснок), 2 яблока.

Лопатку помыть, тщательно натереть солью, майораном. Положить в жаровню или на глубокий противень, обложить кружками репчатого лука и порезанными на четвертинки яблоками (семенное гнездо удалить), подлить 2 стакана воды, прикрыть и поставить в прогретую духовку. Жарить два часа, затем открыть и еще жарить, пока хорошо не зарумянится. Подавать на стол целым куском, соус подать отдельно. В качестве гарнира использовать вареный картофель или овощные салаты, например, салат из квашеной капусты.

Гусь (утка) с яблоками

1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.

Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духовку. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

Свинина, запеченная с картофелем и луком

750 г свиного мяса, 4 крупные картофелины, 1 стакан натертого на терке твердого сыра, 1 стакан белого сухого вина, 3 головки репчатого лука, 3 столовые ложки муки и свиного жира, 5 столовых ложек панировочных сухарей, соль, черный молотый перец.

Свинину обвалять в муке, обжарить со всех сторон, переложить в жаровню. Картофель нарезать ломтиками, лук кубиками, переложить в жаровню с мясом и влить сухое вино, посыпать солью, перцем, прикрыть крышкой и поставить в умеренно горячую духовку примерно на 1 час. Затем посыпать свинину смесью из панировочных сухарей и тертого сыра и, не закрывая крышкой, запекать еще 20-30 минут.

Мясо запеченное

500 г мяса без костей, 25 г свиного сала, 10 г муки, соль, молотый черный перец, майоран.

Мясо зачистить от пленок, обмыть, натереть солью, обвалять в муке и обжарить в сильно разогретом жиру. Лук нарезать полукружочками, сало тонкими пластинками. Обжаренное мясо положить на противень, обложить луком и пластинками сала. Запекать в духовке при средней температуре, периодически поливая образующимся соусом. Соус нужно восполнять небольшими порциями горячей воды, чтобы не высохло мясо и не пригорел лук. Нарезать ломтиками, полить соусом и подавать к столу с отварным картофелем, макаронами, овощными салатами.


Нет поста в среду и пятницу.

Как проводить святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 7 января до 19 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака.

Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".

В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).

Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".



Как проводим мы Святки

Проходят праздничные дни, жизнь входит в свою колею. Конечно, в эти дни мы всей душой отдались великим воспоминаниям. Нас охватила сила Рождественской ночи, мы чувствовали эту таинственность темноты, блистание звезды на востоке, торжественное приближение далеких волхвов и Ангелов, принесших новую песнь.

А потом мы входили туда, к святилищу яслей. В простом хлеву, на груде соломы был престол воплотившегося Бога. И вид этого земного убожества пронзал наше сердце. Слезы застилали глаза, когда мы смотрели на уничижившего Себя Владыку вселенной, пришедшего на землю в образе раба. И мы поняли тогда и осудили наше безумие - стараться захватить себе как можно больше от жизни. Мы поняли пред этими яслями, что источник счастья - в самоограничении и самоотречении.

И, так как день Рождества Христова есть прежде всего праздник детей, мы решились отыскать несчастных ребят и помочь им... Случаев была бездна... Только что мы оглянулись кругом, как увидели и сирот безприютных, и детей, почти покинутых родителями, и других, чутких, жаждущих ласки и сочувствия, но остающихся без внимания. И иных мы одели и накормили, с третьими поговорили тихо и ласково, рассказали им о правдивых хороших людях, о том, как надо готовиться к жизни.

Как хорошо, как чисто было на душе! Неужели же все это пока одни мечты?

И этот праздник, как и все прочие праздничные и будничные дни нашей жизни, был блестящим доказательством нашей черствости, обособленности, нашей закоренелости в своих противохристианских взглядах и привычках. Праздник застал нас в величайшей суете.

Вслед за другими пошли в церковь... не потому, что уж очень туда влекло, а потому, что люди пошли, и мы за ними. И то, что мы принесли в храм свое тело (а душа блуждала вне храма), было единственным ознаменованием праздника.

А потом пошло все по-старому. Слонялись из дома в дом, занимаясь болтовней, пересудами, пересмешничеством, тешили себя по горло - и едой, и питьем, и обновками, и разными зрелищами. Коромыслом повсюду стояло веселье. А там где-то, точно ненужный нам, лежал в яслях забытый Младенец, пришедший, чтоб спасти нас. Безлюдно было кругом. Одна Божественная Мать вглядывалась в Его очи. Неясным предчувствием в душе Ее стояли тоска и муки распятия, а человечество, отвернувшись от этой святыни, бесилось в безумном веселии. И как мало добрых дел совершено во имя этого Младенца, как мало светлых чувств и мыслей родило в нас сошествие Бога на землю.

Страшно сказать: мы просто проглядели Рождество Христово.

Хотя бы теперь опомниться нам. Как евангельский сын, которого отец звал работать в виноградник, который сначала отказался, но потом раскаялся и пошел: подойдем и мы, смущенно и робко, к яслям Младенца-Христа, и, стоя у них, мы поймем, что они от нас требуют.


Рождество Христово – это один из самых главных христианских праздников, по своей значимости он стоит вторым после светлого праздника Пасхи. Название этого праздника говорит само за себя – Рождество Христово – значит день рождения Иисуса Христа Сына Божьего, который пришел в наш мир, чтобы спасти людские души.

Когда и как празднуется Рождество

Празднование Рождества Христова начинается в предрождественский вечер 6 января, называемый Сочельником. Праздничное застолье или как правильно оно называется – вечерняя трапеза в канун Рождества на Руси всегда сопровождалась особыми обрядами и традициями. 6 января принимать в пищу можно только особую еду – вареную пшеницу или рис с фруктами, орехами и медом, такая еда называется сочивом, отчего и происходит название праздника – Сочельник. Принимать пищу можно только после литургии, переходящей в вечерню. В этот праздничный день многие верующие христиане, возвратившиеся после утренней службы из храма, вообще не принимают пищу, пока на небе не появится первая звезда, которая и считается символом той звезды, которая появилась над Вифлеемом при рождении Божественного Младенца и возвестила миру о приходе на землю спасителя. Первыми звезду, согласно Евангелию, увидели восточные мудрецы, которые пришли к Христу с богатыми дарами и низким поклоном.

Как проходит церковная служба в Рождественский Сочельник?

Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба) продолжается приблизительно три часа. Потом служат литургию, а после богослужения наступает празднование Рождества. Люди приветствуют друг друга словами «с Рождеством Христовым» или «с праздником». Если Сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то праздничную всенощную служат в пятницу. В сам Сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а на Рождество в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Праздничное застолье

И на сегодняшний день первая звезда появившаяся на небе в Сочельник является сигналом к тому, что праздник начался. Именно ужин в Сочельник считается основным кулинарным событием в Рождество, к которому всегда готовились заранее и по традиции на столе обязательно должен быть пучок свежего сена, который символизировал бы то место, где был рожден младенец Иисус. Стол должна накрывать белоснежная скатерть. А блюд на столе должно быть 12, по количеству апостолов, и все эти блюда должны быть постными. Наши предки готовили в Сочельник борщи, рыбу, капусту, вареники и пироги с яблоками (капустой), а также другие постные блюда. Согласно традиции, только когда наступит 7 января на стол можно поставить блюда из мяса. Так на стол подавались домашняя колбаса, буженина, окорок, фаршированные гусь, утка или поросенок, студень, пряники и т.д.

Что такое вертеп?

Рождественский вертеп (первоначальное значение - пещера, потаённое место) - это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.). В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён «вертепный театр» - народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров. Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа - ясли с младенцем Иисусом, а главные персонажи - праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).

Рождественские традиции

Традиционно с наступлением первого дня Рождественских праздников, то есть 7 января, было не принято ходить в гости. Исключение составляли женатые дети, которым полагалось во второй половине дня приходить в гости к родителям, говоря при этом, что они привезли «деду ужин».

Остальные дни Святок (с вечера Рождества Христова 6 января до Крещенского Сочельника в ночь с 18 на 19 января) было принято заботиться обо всех нуждающихся людях (больных, бедных, голодных и т.д.). Поэтому традиционным было посещение больниц, приютов, детских домов, тюрем и др. В старые времена даже цари на Святки переодевались в простых людей и шли по тюрьмам, подавая заключенным милостыню.

В каждой семье хозяйками готовились лучшие блюда и угощения, которыми угощали всех гостей пришедших в дом. Но не только забота о ближних была традицией в Святки. Эти дни считались особыми, так как неокрепший еще некрещеный мир был населен духами, готовыми поведать людям о будущем, об их судьбе. Поэтому издавна Святки сопровождались гаданиями, следованием приметам и магическими обрядами.

Как украсить дом на Рождество

Желательно, чтобы в квартирах присутствовала рождественская символика: Вифлеемская звезда, ангел и вертеп. В виде звезды можно сделать елочные украшения, а ангелов проще простого вырезать из бумаги и обклеить блестками и украсить лентами. С вертепом сложнее. В былые времена в семьях из разных материалов делали пещеры, в которых располагали фигурки Святого семейства и животных, а у входа – пастухов и волхвов. Сегодня можно использовать упрощенный вариант. Корзина покрывается еловыми ветками, а внутрь ее ставится икона Рождества.

Проведите Рождество с близкими

Ровно в полночь с 6 на 7 января во всех православных храмах начнутся торжественные богослужения. А весь день 7 января принято проводить с близкими, преподносить им подарки. Рождественской традицией считается - милосердие. Можно посетить больного человека, угостить соседку почтенного возраста или ребятишек из многодетной семьи.

Дарите подарки на Рождество со смыслом

Задумываетесь, что подарить на Рождество... Помните, Рождество Христово – праздник, напоминающий о самом главном в жизни человека: о Боге, вере, любви. Подарки, которые преподносятся близким, принято подбирать с духовным смыслом. Это может быть, например, книга, которая поможет человеку найти ответы на важные жизненные вопросы. Впрочем, любой подарок можно дополнить, вложив в него доброе поучение из духовной книги. Кроме того, хорошим подарком на Рождество будут нарядно оформленные сладости. А детям – игрушки.

Колядование

На Руси колядование (по-другому – славление) было особой традицией в Святки. Дети и молодые люди наряжались, брали в руки большую самодельную звезду и ходили от дома к дому по дворам с церковными песнями, а также духовными песнями-колядками, посвященными Рождеству.

Колядование проходило повсеместно, но в разных областях на Руси оно имело свои особенности. Некоторые районы вместо самодельной звезды представляли своеобразный кукольный театр, называемый «вертепом», в котором проигрывались сцены из Рождества Христова. Общеприняты были и так называемые святочные истории, то есть рассказы о чудесных, добрых событиях, которые происходили с людьми именно в Рождество. Рождественские дни для людей были днями примирения, добра и милосердия.

Помимо застолья, в этот праздник обычно занимаются гаданием. Это очень интересное занятие, в котором могут принять участие даже дети.

Две недели зимних каникул совпадают со Cвятками, которые начинаются 6 января и заканчиваются 19 января, когда православный мир отмечает Крещение. Предки были уверены, что Святки – лучшее время для того, чтобы узнать будущее. В любой из этих дней гадание считается наиболее верным, пророческим.

Приведем примеры наиболее интересных гаданий для детей, которые разнообразят святочные вечера. Кроме того, многие гадания еще и полезны для детей – они развивают фантазию, а также умение считать и читать.

Рождественское гадание с рисовыми зернами

Наполните миску рисом. Задайте про себя вопрос или загадайте желание и опустите ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число – отрицательный ответ, нечетное – положительный.

Рождественское гадание с мандаринами

Для этого гадания понадобится столько мандаринов, сколько человек хотят узнать будущее. Каждый ребенок загадывает желание или задает вопрос, ответить на который можно только словами «да» или «нет». После этого все очищают свой фрукт и считают количество долек. Если их окажется четное число, значит, желание исполнится, нечетное число говорит о том, что пожелание исполнится спустя какое-то время.

Рождественское гадание по Священной книге

Для этого гадания нужно взять книгу и, не раскрывая ее, загадать вслух номер страницы и строчку сверху или снизу. Затем следует открыть страницу и прочитать текст на загаданной строчке – он и является рождественским пророчеством. Если строчка будет мало напоминать мистическое предсказание, родителям придется придумать, что бы оно значило на самом деле. Ведь малыш не должен остаться расстроенным.

Рождественское гадание со скорлупой грецкого ореха

Приготовьте широкую чашу и налейте в нее воды. По краям чаши прикрепите написанные на бумажках слова: «удача», «счастье», «богатство», «неожиданное знакомство», «путешествие», «перемены в жизни», «приятная неожиданность», «выигрыш». Скорлупки от грецкого ореха по числу участников запускают в плавание. Чтобы различать скорлупки, в них можно поставить разноцветные свечки для торта. После того, как все скорлупки окажутся на воде, участники осторожно начинают дуть на них, стараясь не опрокинуть. Перевернувшиеся скорлупки выбывают из гадания. К какой надписи пристанет кораблик – то и произойдет у ребенка в наступившем году.

Рождественское гадание на будущее по льду

В миску или блюдце нужно налить воду и выставить ее на мороз в рождественскую ночь. Когда настанет утро, внимательно изучите с ребенком лед: если он вздыбился – предстоящий год будет добрым, если застыл ровно – год будет спокойным, если волнами пошел – предстоит и счастье, и небольшие неприятности.

Гадание с воском на домового

Это гадание подойдет для самых маленьких. Сначала нужно показать детям картинки, на которых изображен домовой, рассказать про его характер. Расскажите о традициях: домового задабривали, выставляя ему на ночь пищу, а при переезде в другое жилище заманивали его в старый башмак, чтобы забрать с собой, ведь это существо издавна считалось защитником дома.

Для гадания нужно взять небольшое блюдце, налить туда молока или воды и поставить около порога. Затем в металлической посуде следует растопить свечу, приговаривая при этом: «Домовой, хозяин дорогой, приходи поскорей, молока попить, о судьбе поговорить». Растопленный воск нужно залить в холодное молоко, а затем определить, какая фигура получилась. Каждой фигурке можно приписать какой-либо скрытый смысл: звезды – к интересным событиям и праздникам, крест – к печали, цветок – к радости, животное – к появлению нового друга, линии – к путешествиям. Виноград из воска означает удачу и счастье в наступившем году, гриб пророчит здоровье и долголетие, дракон – исполнение желаний и достижение всех целей. Силуэт месяца предсказывает получение прибыли, колокольчика – хороших новостей, лист предупреждает о завистниках и недоброжелателях.

Рождество — это семейный православный праздник. День, который лучше всего провести дома с родными и близкими. Мы подготовили примерный сценарий нашего празднования Рождества Христова.

Утром 7 января мы, как и все верующие, отправляемся на праздничную службу в храм. Вернувшись домой, всей семьей садимся завтракать. Рождественский пост уже завершен, поэтому на столе могут быть мясные, и любые другие блюда, что очень радует мужскую половину нашего дома. Символом Рождества со времен Руси были и остаются пампушки с разными начинками, в основном, сладкими. Мы их печем сами, заранее. Как-нибудь подготовлю рецепт и выложу на сайте.

По традиции, которой все с удовольствием следуют до сих пор, одним из блюд праздничного стола должно быть заливное с хреном. Стол должен быть богат блюдами из свинины, птицы. Чтобы семья была дружной, птицу запекают целой. Все эти блюда обязательно каждый год присутствуют на нашем Рождественском столе.

Праздник в нашей семье отмечается весело, сопровождается гуляньями, пением песен, снова наступает пора колядок. При посевании принято бросать зерна проса, пшеницы, риса в углы комнаты, желая здоровья, богатства, благополучия хозяевам.

К Рождеству в доме должна стоять украшенная елка. И мы всегда стараемся украшать её за ранее и всей семьей. Это очень весело. Мы шутим над друг другом, рассказываем добрые и смешные истории из своей жизни, и те, которые слышали от кого-то

В праздник нельзя работать, делать уборку, охотиться.

Очень важно, кто первым войдет в дом в Рождество. Нежелательно, чтобы это была женщина, иначе, всех обитательниц дома в течение года будут одолевать недуги. Человек, который первым посетит дом, должен быть светел душой и мыслями, желать его хозяевам добра. Он должен прийти с еловой ветвью и получить подарок.

В день праздника нужно обязательно встретиться с друзьями, родственниками, угощать их собственноручно приготовленными блюдами. И мы всегда приглашаем друзей и родственников к себе на этот праздник.

Простые гадания и поверья на Рождество

Гадание на пампушках

Самое известное Рождественское гадание – гадание на пампушках. Готовя их, хозяйки заранее начиняют их «сюрпризами».

  • Пампушка с солью – к тяжелому, но вознаграждаемому труду
  • С перцем – к переменам
  • С большим количеством меда – к вступлению в брак
  • Смонетой – к богатству

Считается, что в Рождество нужно заключать важные сделки.

С 7 по 14 января нельзя мести дом. В эти дни нужно продолжать отдыхать, праздновать Рождество Христово с членами своей семьи.

Выпавший в Рождество снег предвещает богатый урожай.

Все о рождестве, сочельнике, традициях праздника, и посте читайте в нашем разделе —

Здравствуйте, мои дорогие читатели, друзья, коллеги с вами Татьяна Сухих! И сегодня, гуляя по страницам интернета, я наткнулась на статью о Рождестве, хотя до праздника ещё месяц с небольшим, но мне очень захотелось написать статью о том, как провести Рождество дома.

Столько у нас праздников, традиционных и пришедших из других культур. В последнее воскресенье ноября День Матери, 4 декабря День заказов подарков и написания писем Деду Морозу, но есть три, на мой взгляд, самых главных для каждого россиянина – Новый год, Рождество и Пасха.

Всякие Хэллоуины, Дни влюбленных – это прикольно, мило, но немного отвлекает наше внимание от родных традиций. Новый год мы привыкли праздновать шумно, весело, масштабно, и как ни прискорбно, Рождество Христово в основном мы сводим к застолью, посещению родственников и кумовьев. На мой взгляд, этот святой праздник нужно встречать дома, в кругу родных. Давайте вместе подумаем, как провести Рождество дома?

Самый важный «компонент» современных праздников

Больше всего мы любим праздники за возможность повеселиться, собраться вместе, покушать вкусненького, одарить и получить подарочки. Вы согласны со мной? Так вот по поводу подарков. Наиболее уместными, мне кажется, к святому дню будут недорогие презентики, особенно сделанные своими руками. Предлагаю вам в помощь три отличных пособия, которые помогут не только научиться мастерить разные поделки, но и предоставят удачные идеи, как провести Рождество дома всей семьей.

Первое пособие: «Новый год. Рождество. Веселые поделки своими руками». Эта брошюра предлагает материалы для тематических занятий с детьми разных возрастных групп, а также инструкции по изготовлению чудесных поделок с детками.

Книга «Встречаем Новый год и Рождество» поделится информацией о происхождении этих праздников, обычаях. Вы почерпнете идеи о праздничном оформлении дома, стола. Также там есть рецепты традиционных и экзотических блюд, кроме того, у вас будет под рукой пособие по изготовлению маскарадных костюмов, составлению сценариев детских праздников. Плюс – советы психологов и косметологов, как весело и без последствий для организма провести Рождество с друзьями дома.


И наконец, книжка «Фигурки ангелов своими руками», поможет вам овладеть мастерством изготовления традиционных символов зимних праздников из разных материалов и в разной технике. Делайте фигурки для украшения елки, в подарок близким, для оформления дома.

Создаем семейные традиции

Как же лучше можно провести святое Рождество с семьей дома? Христианский праздник – отличный повод ввести в свою семью традиции, которые будут хранить и соблюдать наши дети и все следующие поколения. Например, мой муж, сын и мама обязательно ходят в этот день в церковь, где они насыщаются сказочными впечатлениями на весь год. Это тоже своего рода традиция, но мне хочется чего-то такого настоящего, теплого, искреннего именно дома.

Больше всего мне нравится идея праздновать рождение Христа в исконно русских традициях. Не нужно ничего выдумывать. Тихий, благочестивый ужин в кругу родных людей, встреча первой звезды, определенные ритуалы, обычаи.

12 по возможности постных блюд, красиво оформленные на праздничной посуде, выглядят изумительно на белоснежной скатерти. По углам стола раскладываю зубчики чеснока – оберег от всего плохого. Под столом кладем топор и все ставим ноги на него во время ужина, чтобы быть такими же сильными.


Уместно начать ужин с молитвы за всех живых и умерших родственников.

Глава семьи накладывает кутью на тарелку и выносит ее на балкон (улицу), чтобы «угостить» силы природы. Хорошо бы посмотреть тематические фильмы, поговорить на духовные темы, разыграть сюжетные сценки… Не забудем о подарочках, конечно.

Такие моменты откладываются в памяти детей и они обязательно будут так же делать в своих семьях. Это очень сильно связывает людей, делает их по-настоящему родными.

Похожие публикации