Смотреть что такое "Лалик, Рене" в других словарях.

29.06.2017

Стеклянные бусы – безделушка, способная удивить лишь дикарей. Но все меняется, если эти бусы сделаны французским ювелирным домом Lalique. Музеи мира выстраиваются в очередь, чтобы показать украшение на выставках. Селебритис тратят миллионы, мечтая заполучить его в свои коллекции. В чем же дело?

Для светской дамы XIX века было немыслимо появиться в обществе без бриллиантов – в колье, кольцах, серьгах, подвесках, диадемах. Чем больше бриллиантов, тем интереснее позиционировалась дама. Разбавлять бриллианты разрешалось, к примеру, изумрудами и сапфирами. И, конечно, побольше золота.

Можно себе представить возмущение общественности, когда некто Рене Лалик – молодой ювелир из Парижа – всерьез начал изготавливать украшения неизвестно из чего! Какие-то полудрагоценные камни, дешевый перламутр, слоновая кость, рог, непонятные металлические сплавы, стекло. Да и сами изделия выглядели странно: кулоны и броши в виде бабочек, стрекоз, змей и лягушек, полуобнаженных барышень с прозрачными крыльями, а также ящериц, павлинов, ласточек и прочей живности. Ну какая великосветская львица добровольно посадит себе на голову… паучка или лягушонка? Между тем на такой рискованный для репутации шаг ювелир пошел сознательно.

Рене Лалик родился в 1860 году в провинции Шампань. Родители – виноторговец и портниха – сумели дать юноше хорошее образование. За его плечами – престижная Высшая национальная школа декоративного искусства в Париже (Ecole des arts decoratifs), Колледж искусств Сиденхама в Лондоне.

Рене был прекрасным рисовальщиком, получал за свое мастерство высокие награды. Закончив обучение в возрасте 20 лет, стал брать частные заказы – придумывал дизайн обоев, внештатно трудился в нескольких ювелирных компаниях. Все бы хорошо, но Лалика не вполне устраивала тогдашняя концепция, доминировавшая в ювелирном искусстве: бриллианты должны быть крупными, и их должно быть много. Эстету и выдумщику Лалику было скучно работать с большими драгоценными камнями: они казались ему грубыми.

В 1885 году Лалик открыл первую студию и стал творить в свое удовольствие. Экспериментировал с эмалями и металлами, создавал удивительные формы, сочетал разные фактуры. Бриллианты у него соседствовали с янтарем, золото с лунным камнем, стекло с древесиной. Бабочки и стрекозы, казалось, сейчас взлетят, птицы запоют. Наряду с насекомыми и цветами, в украшениях Лалика возникали изображения чертополоха, мха, грубых древесных корней, еловых лап с шишками.

Брошь-кулон с изображением Алисы Ледрю, жены Рене Лалика. 1900 г.

Но основной лейтмотив его творчества – юные красавицы в томных и страстных позах. Лалик украшал их образами броши и вазы, флаконы для духов и гребни, мебель и даже фигурки на автомобильных радиаторах.

Как в 1925 году Рене Лалик сказал французскому искусствоведу Максимилиану Готье, бравшему у него интервью: «Женщины и природа – мой главный источник вдохновения».

«Люди над вами потешаться будут»

1 августа 1888 года считается официальной датой рождения ювелирного дома Lalique. Рене Лалик регистрирует собственный товарный знак – эмблему с инициалами и мечом. Отныне этот знак будет стоять на всех его произведениях.

Ювелир работал с любым материалом, который был способен создать нужный ему эффект. Часто использовал полудрагоценные камни – не из соображений экономии, а из-за цвета и прожилок. Богатство фактур придавало творениям Лалика настоящий 3D-эффект. Украшения получались объемными и многослойными за счет тональных переливов и множества оттенков.

У Лалика стали появляться поклонники, в основном из мира богемы. Однако серьезные Дома не спешили с его признанием. По легенде, Рене Лалик пришел к директору ювелирного дома Boucheron с эскизом нагрудного украшения, на котором были изображены две летящие ласточки. Директор посмотрел, скривился и пояснил молодому мастеру, что это, мол, хоть и красиво, но «люди над вами потешаться будут». Слишком экстравагантно. Но после того как Лалик все-таки изготовил украшение, потрясенный директор немедленно выкупил его за большую сумму.

Украшение для корсажа «Стая ласточек». Около 1886–1887 г.

Рене Лалик, как сказали бы мы сегодня, попал в тренд, причем с точностью снайпера. В последние десятилетия XIX века в европейском искусстве набирал обороты стиль ар-нуво с его любовью к растительному миру, женским образам, гротеску, экзотическим сюжетам и плавным формам. Лалик по сути стал первым художником, реализовавшим этот стиль в ювелирном деле.

Эксцентричная муза

Перелом в судьбе художника, когда его буквально накрыло славой, случился в 1889 году, во время Всемирной выставки в Париже (той самой, для которой была построена Эйфелева башня). Украшения Лалика заметила Сара Бернар – именитая актриса так впечатлилась, что купила все оптом. Лучшего рекламного хода придумать было нельзя. Бернар всегда была на виду. Гениальная актриса любила щекотать публике нервы - и своим внешним видом, и экстравагантной личной жизнью. Теперь все это она делала в изящных украшениях, созданных Лаликом. Сара стала главной клиенткой его ювелирной студии.

Встреча с Сарой Бернар оказалась для ювелира судьбоносной. Это был тандем двух эксцентриков. Рене Лалик делал для Бернар роскошные «ошейники», массивные серьги, диадемы и сценическую бижутерию. Одна из самых известных работ, посвященных актрисе – брошь «Женщина-стрекоза» (Dragonfly), в которой женская красота подана как нечто прекрасное и опасное. У женщины-стрекозы, как будто дремлющей в ожидании жертвы, прозрачные невесомые крылья, инкрустированные драгоценными камнями, и массивные золотые когти. С учетом большого размера броши (23 х 26,5 см) крылья крепились на миниатюрных шарнирах и могли двигаться.

Рене Лалик. Украшение для корсажа «Женщина-стрекоза». 1897–1898 г.

В этом была некоторая извращенность – украшать женские наряды гадами и насекомыми. Но таковы были требования ар-нуво: жизнь кокетничала со смертью, красота любила уродство. Образы художников той эпохи часто совпадали. Неслучайно женщины-насекомые в работах Рене Лалика так похожи на утомленных красоток Густава Климта. Ювелирные изделия тогда вообще воспринимались как своего рода живописные картины, только написанные не маслом на холсте, а изумрудами на золоте. Или на стекле, как в случае с Лаликом.

Кстати, еще одним любимым дизайнером украшений Сары Бернар был чешский художник Альфонс Муха. Он не только рисовал для актрисы афиши, но и создавал эскизы украшений, которые затем воплощал в жизнь ювелир Жорж Фуке – главный соперник Рене Лалика.

Стрекоза на груди

В 1897 году после участия во Всемирной выставке в Брюсселе Лалик был награжден орденом Почетного Легиона. А через три года, в 1900-м, его стенд на Всемирной выставке в Париже (самой грандиозной в истории человечества; ее посетило 48 млн человек) произвел фурор. Этот стенд Лалик проектировал лично. Кованая решетка из нагих женщин-бабочек служила оградой. Внутри – самое лучшее из того, что создал мастер: эмали, бриллианты неправильной формы, бронзовые кубки, серебро, стекло, гребни, жуки и стрекозы.

Эскиз пекторали «Скарабей с распростертыми крыльями». 1898 г.

Лалик стал главным ювелиром ар-нуво и одним из самых смелых новаторов века. Его заказчиками были августейшие особы – и в их числе русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II. Женщины сходили с ума от его украшений. Мода стремительно менялась, ради Лалика увеличивали декольте: женщинам хотелось подчеркнуть красоту груди, на которой красовалась стрекоза.

Облака – это стекло

Еще в начале своей ювелирной карьеры Лалик столкнулся с проблемой. Он мог изобразить любую природную деталь – цветы, животных, насекомых. Но ему никак не давались облака. Наконец, художник понял: облака – это же стекло и хрусталь!

Любовь к стеклу – особая страница в биографии Рене. Он так любил этот материал, что в 1891 году придумал и запатентовал свой способ работы с ним - «pâte de verre» («стеклянная паста»). А с 1907-го начал делать флаконы для духов знаменитого парфюмера Франсуа Коти и других известных Домов – Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. (Nina Ricci и сегодня использует хрустальные флаконы Lalique). Каждый флакон – отдельное произведение искусства, в каждом «замурован» любимый Лаликом образ: нагая девушка, стрекоза или бабочка.

Окончательный поворот к стеклу случился к 1912-му. Лалик решил полностью порвать с ювелирной темой и стать стеклодувом. Он приобрел сначала небольшой заводик в Комб-ла-Виль, а затем крупный – в Эльзасе, в местечке Винжен-сюр-Модере. Экспериментировал со стеклом сутки напролет, но обращая внимания на нормы и каноны, как когда-то с ювелирными изделиями. Попутно изобрел несколько новых методов работы с этим материалом, придумал рецепт опалесцентного стекла (до сих пор это секрет фирмы). Само собой, его вазы украшают фигурки нагих вакханок, а на пудреницах сидят стрекозы.

Надо сказать, что и тут Лалик угадал с трендом. К тому времени стиль ар-нуво начал угасать: в век технического прогресса восторгаться природой стало не модно. Рене Лалик переключился на технику: делал стеклянные скульптуры для радиаторов автомобилей (первым заказчиком стал Анри Ситроен), оформляет вагоны Восточного экспресса и столовую 1 класса парохода «Нормандия».

Если в юности Рене Лалик тяготел к миниатюрам, то в поздние годы его стали занимать крупные формы. Он проектировал фонтаны и оформлял рестораны, изготавливал световые панели для отелей и создавал хрустальные светильники. В ХХ веке на смену романтическим стрекозам пришли практичные вещи.





Его называли гением при жизни, таковым считают и сейчас. Художник, мастер, изобретатель, ювелир стиля модерн и производитель стекла эпохи ар-деко. Он запатентовал 16 изобретенных им технологий, произвел невероятное количество предметов, считающихся мировыми шедеврами, ввел новые нетрадиционные материалы и сюжеты в ювелирное дело. Ряд его изображений в стиле ар-нуво, были подхвачены в иллюстрациях, текстиле, интерьерном декоре. Свободный в действиях и вымыслах он не приспосабливался к мнению общества, а изменял его восприятие, вкус и устои согласно своим фантазиям.

Рене Жюль Лалик родился в семье виноторговца и портнихи, живших в провинции Шампань, местности, прославленной виноделием и бесконечными виноградниками.

В 1862 г., когда мальчику было два года, семья переехала в предместье Парижа. Дела отца, очевидно, были успешными, поскольку Рене первое образование получил в престижном лицее Тюго, где в 12 лет заработал свою первую награду по рисованию.

1876 – 1880

С 1876 года, после кончины отца, шестнадцатилетний Лалик поступил учеником к известному парижскому ювелиру Луису Ококу, у которого осваивал знания и навыки мастерства. Вечерами он ходил на занятия в школу декоративного искусства (Ecole des arts decoratifs). В 1878 г. Рене уезжает в Англию и обучается в колледже искусств Сиденхама (теперь часть Большого Лондона). Там юный Лалик совершенствуется в графике и дизайне, а также вырабатывает уникальный натуралистический стиль, который станет особенностью его ювелирных творений.

Вернувшись в Париж в 1880 году, двадцатилетний Лалик завершил свое образование, изучая скульптуру, керамику, искусство эмалей, глазурей и живописи по стеклу Бернара Палисси. В то же время он создает эскизы для обоев и тканей по заказу родственника его родителей, работает внештатным дизайнером для нескольких известных ювелирных фирм: Jacta, Aucoc, Gariod, Hamelin, Destape, Cartier, Boucheron. Одновременно изготавливает ювелирные предметы для пополняющегося списка частных заказов.

85 000 a

1885 – 1900: ювелирный мастер

В 1885 г. он открыл свою первую студию на Гайон (Gaillon), в бывшей мастерской Жюля Дестапе. Именно в это время, обретя независимость, Лалик отходит от классической техники своих ранних работ и претворяет сюжеты, отвечающие стилю модерн, который только зарождался в Европе. Он начинает создавать женские украшения, где рядом с бриллиантами, в обрамлении цветного золота, эмалей появляются недорогие поделочные камни, слоновая кость, черепаховый панцирь, рог. Умело примененные, эти материалы лучшим образом передают фактуру растений и трехмерную перспективу за счет легких тональных переливов и богатства оттенков. Свободный в своем творчестве и фантазиях Лалик продолжает работать и для других ювелирных домов. Нагрудное украшение с изображением полета ласточек он создал для Boucheron именно в этот период. В 1887 году, Лалик перенес бизнес на Rue du Quatre-Septembre, недалеко от первой мастерской, а в следующем году зарегистрировал собственную марку «RL».

В 1889 г. на выставке в Парижском салоне дю Шан-де-Марс Лалик выставил коллекцию предметов, где в причудливой манере искусно переплелись драгоценные материалы с недорогими поделочными камнями, слоновой костью, черепаховым панцирем. Критики настроены были скептически. Но неординарная фантазия и виртуозное мастерство привлекли к художнику еще больше внимания, особенно людей творческих кругов.

Наконец, в 1890 г. на Рю Терезы в районе Opera Лалик приобрел для фирмы со штатом 20 человек, помещение под мастерскую и магазин. Год стал особым в творчестве мастера. С этого времени ювелир начал создавать сценические украшения для Сары Бернар, в большом количестве используя стекло. Великая актриса почитала и одновременно вдохновляла гениальность Рене.

Способность стекла ярко передавать цветовые нюансы, формы, объем завораживает, и Лалик начинает иногда включать его в драгоценных украшениях. До полного развития уникального стиля Lalique, когда стекло, с его фантастическими качествами станет неотъемлемым в изделиях, пройдет несколько лет.

В 1891 г. Рене изобрел и запатентовал «pâte de verre», что приблизительно переводится, как «стеклянная паста», уникальный способ для формирования стекла.

Ювелир изготавливает не только женские украшения, но экспериментирует с выражением формы именно для них. Насекомые и рептилии, придуманные для театральных украшений Бернар, присутствуют в других предметах. Наряду с прекрасными, словно живыми, цветами, в украшениях возникают изображения мха, корневищ, чертополоха, еловых лап, усеянных шишками, голых древесных ветвей.

В произведениях Рене появляются фигуры обнаженных женщин, которые были допустимы в живописи, скульптуре, интерьерном декоре, но ни в коем случае не в украшениях, предназначенных для женщин. Это было странно и неприлично. Изобретательность Лалика не принимала в расчет ни мнения критиков, ни общественных устоев. Как он сам говорил, стоит пробовать что-то новое и возмутительное, не игнорируя любые возможные идеи. Рассматривая гиперреалистичных насекомых и размер некоторых изделий мастера, невольно думаешь, что его вовсе не волновал вопрос, будет ли это вообще кто-нибудь носить. Он претворял неуемную фантазию в образы, неприемлемые ранее, заставляя публику с восторгом принимать каждый его шедевр. Все чаще художник использует приемы символизма, метаморфоз, мифологические сюжеты и персонажи. Многие украшения до сих пор заставляют задумываться над идеей и содержанием изображения. Прекрасные же линии нагих женских форм навсегда останутся во всех областях деятельности художника. Женщины и природа - так Лалик определит источник своего вдохновения, в 1925 году, дав интервью французскому искусствоведу Максимилиану Готье.

В 1895 г. Лалик вновь выставил свою коллекцию в художественном салоне du Champ-de-Mars, где впервые присутствовали украшения из рога. Собственно, рог, который использовал художник, был от индийских и южноамериканских буйволов и коров, поскольку имел более глубокие и разнообразные оттенки. Высочайшего мастерства ювелирные украшения больше напоминали живопись. Смелые, порой вызывающие сюжеты, необычайно тонкая, объемная, высокохудожественная работа, сочетание драгоценных и нетрадиционных материалов со стеклом вызвали восхищение посетителей. Критики отметили, что хоть предметы и прекрасны, но носить их можно на сцене, а не в повседневной жизни, чему доказательством служат украшения Бернар. Но публика решила иначе, популярность Лалика возрастает, ему подражают, а его неумолимый гений находится в постоянных поисках новых изобретений, приемов и техник. Он становится наиболее смелым и дерзким новатором в ювелирном искусстве рубежа XIX и XX веков. Продолжает работать для лучших ювелирных фирм и магазинов Парижа.

285 000 a

98 000 a

75 000 a

В 1897 г. Лалик получает первую премию за гребень для волос из рога и слоновой кости, выставленный в Парижском салоне. В том же году, после участия в Брюссельской Всемирной выставке, его награждают орденом Почетного Легиона. В этот период постоянным покупателем и поклонником Лалика становится богатейший магнат Галуст Саркис Гюльбенкян. У этого выдающегося человека было два основных пристрастия: нефть, источник его миллиардов и собирательство шедевров искусства. Бывало, что Гюльбенкян скупал целиком новую коллекцию ювелира, едва вышедшую в продажу. В Лиссабонском художественном музее, наследии предпринимателя, сегодня хранятся самые выдающиеся и красивые ювелирные творения Рене Лалик.

В 24 милях от Парижа, в местечке Clairefontaine Лалик владел кое-какой недвижимостью с хорошим участком земли. Эта красивейшая местность дала ему богатый материал для зарисовок природных объектов. Увлекшись в конце века фотографией, он делает в Clairefontaine много снимков, по которым создает эскизы, а затем украшения: пруд с лебедями, деревья в тумане, заснеженные ели. Лебедей Рене фотографировал часто, чтобы с максимальной точностью передать их грацию в движении.

Ели в снегу в Clairefontaine по
фотографии Лалик воспроизвел
в дальнем плане подвески
«Зимний пейзаж» 1899-1900 гг.
Золото, укрывистая эмаль,
стекло, жемчуг.


Одна из фотографий Лалика
в Clairefontaine и
его подвеска «Два лебедя»
1897-1899 гг.
Чеканка, золото,
эмаль укрывистая,
эмаль plique-a-jour,
бриллианты

1900: вершина ювелирного искусства

Наивысший триумф и всемирную славу художнику принесло участие в 1900 г. во Всемирной Парижской выставке. На рубеже столетий технические, политические, экономические аспекты стремительно меняли мир. Возникновение модерна обязано этим изменениям. Все, что производилось в тот период, классифицировалось, как ар-нуво. Парижская Всемирная выставка 1900 года, самая посещаемая и грандиозная в истории человечества, стала отображением и вершиной модерна. Посреди Парижа был выстроен целый город с улицами, павильонами, воссоздавшими разные уголки планеты. Сорок различных наций представляло свою продукцию и технологии. За время работы выставки, на протяжении семи месяцев, ее посетило около 48 миллионов людей.


Великолепный стенд Рене Лалика, который он сам проектировал, особо выделялся в павильоне ювелирных изделий. Ко времени выставки стиль и техника мастера утвердились и были выражены в полной мере. Витрину окружала решетка из выкованных бабочек-женщин, которые соединялись кончиками крылышек и образовывали ограждение.



Слоновий бивень, рог, недорогие камни, миниатюрные витражи цветного стекла, обрамленные в золото, эмаль в сочетании с бриллиантами и неправильной формы жемчугом, были сполна представлены в его экспозиции. Немыслимая виртуозность мастерства, утонченность и диковинные формы изделий произвели фурор и сенсацию. Среди гребней, тиар, корсажных и нашейных украшений находилась знаменитая огромная «Стрекоза» и петушок, держащий в клюве крупный желтый бриллиант. Лалик был признан ведущим художником-ювелиром, законодателем стандартов ар-нуво, новатором нового века. Кроме украшений, были выставлены другие изделия из серебра, бронзы и стекла, в том числе серебряный со стеклом кубок «Жуки-носороги». Этот предмет 15 октября 2015 г. Парижский аукционный дом Fauvre выставил для продажи с начальной ценой 40 000 € - € 60 000.

О Рене писала пресса, им восторгались, ему подрожали, он оказал влияние на живопись, иллюстрацию, дизайн и моду в одежде того времени. Стиль женской одежды 1900 г. был весьма консервативным, платья не допускали открытых частей тела, глухой воротник-стойка закрывал шею до самого подбородка. Многие украшения Лалика были созданы, чтобы подчеркнуть женственные линии обнаженной шеи, плеч, декольте. Желание носить эти шедевры, заставили модниц высшего света выходить за рамки принятого стандарта, увеличивая вырез платьев. Салоны модной одежды немедленно подхватили новую тенденцию, и женская мода начала века быстро изменилась: платья стали более открытыми, легкими, с обильной вышивкой и рисунком в стиле ар-нуво. Женские украшения по примеру Лалика изготавливались довольно крупного размера.

Успех на выставке создал огромный международный спрос на работы Рене, что способствовало его процветанию. Позиция Лалика, как величайшего ювелира современности, являлась бесспорной. Это дало ему еще больше свободы для экспериментов, и он постоянно изобретает нечто новое для создания дополнительных эффектов своих творений. Для удовлетворения потребительского спроса Лалик вынужден расширять производство. В 1902 г. на Cours La Reine он приобретает здание, где размещает новые цеха, выставочный зал и жилые помещения. Свои опыты со стеклом при помощи четырех работников он продолжал в Clairefontaine, где находилась стекольная мастерская. Здесь Рене работал около десяти лет.

1907-1912: переход к стеклу

В 1905 г. Лалик открывает розничный магазин на Вандомской площади №24 рядом с парфюмерным заведением Франсуа Коти. А в 1907 г. начинается выпуск фирмой Легра ярлыков и парфюмерных флаконов, разработанных Лалик для успешного бизнеса Коти. В 1909 году, Лалик получил патент на новый способ формирования стеклянных бутылок, графинов и ваз. Новая методика оказалась наиболее полезной для парфюмерных емкостей. Тогда же Рене арендует стекольный завод в маленьком городке Комбс-ла-Виль, который через год выкупает и вводит механизированное производство изделий. Рене создает парфюмерные флаконы и пудреницы для продажи в своем магазине, а также знаковые бутылочек под отдельные ароматы таких знаменитых парфюмеров, как Coty, Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. Разрабатывая элегантный дизайн, Лалик выпускает стаканы, некоторую посуду, аксессуары для туалетного столика и другое.


Пять бокалов «Шесть статуэток»
1911 г. Оттиск по стеклу,
кислотное травление,
патинирование.

Лалик решил выставлять все стеклянные изделия в его демонстрационном зале на Вандомской Площади. В декабре 1912 г. он организовал открытие экспозиции своей коллекции, для чего разработал и разослал медальоны темно-зеленого стекла в качестве приглашений. Поскольку дело было под Рождество, то на одной стороне медальона находился рельеф омелы, а на другой надпись: «Приглашение на выставку стекла Р. Лалика в декабре 1912 года, 24 Площадь Вандом, Париж».

В итоге Рене обнаружил, что стекло было его любимым сырьем, таящим наибольший потенциал для выражения художественных фантазий. Увлеченность свойствами материала была настолько велика, что между 1909 и 1912 годами Лалик полностью прекращает создавать украшения и начинает новую карьеру стеклодела. Возможно, он дошел до приделов ювелирного искусства, и его увлекла новая идея. Рене весьма вовремя обратился к стеклу, чтобы избежать смерти стиля модерн. Пришло время новых направлений модернизма и сюрреализма. Многие художники и производственники легко приняли свежие веяния, другие не смогли приспособиться. Рене подобное не беспокоило, он следовал только одному направлению - стилю Lalique, добившись не меньшего успеха в стеклоделии, чем в мастерстве ювелира.

1913 – 1925: мастер стекла

В 1913 г. Лалик нанял скульптора Мориса Бергелина для управления выделки стекла по технологии «жидкого воска». Этот способ Рене изначально изобрел для металлоформ своих драгоценностей. В 1914 году, с помощью Бергелина, Лалик подает заявку, а в 1915 г. получает патент на технологию «жидкого воска» для изготовления стекла. Свое стекольное предприятие Лалик закрыл в начале Первой мировой войны и вновь начал работу в 1918 г.

В Эльзасе (восток Франции), с 1919 г. началось строительство стекольной фабрики в Винжан-Сюр-Модер (Wingen-sur-Moder). Планы предприятия Лалик изложил в середине 1920 годов, дав интервью репортерам. Рене сообщил, что благодаря новой линии, он хочет производить много различных конструкций, снизив стоимость изделий, не уменьшая при этом их артистических достоинств. Он хотел, чтобы предметами художественного стекла мог обладать любой. На Комбс-ла-Виль, кроме парфюмерных флаконов, Лалик производит вазы, кувшины, графины, подсвечники, светильники, посуду, религиозные предметы, часы и многое другое. Большую часть, увеличившегося ассортимента, Рене перенес на открывшуюся в 1921 г. фабрику в Винжан-Сюр-Модер. На этом заводе использовался более эффективный метод изготовления, известный как прессование стекла и механизированный процесс производства. Вместе с тем Лалик изготавливает уникальные предметы с применением ручной резьбы, полировки, эмали, глазури, патины (его собственной технологии, которая остается секретом по сей день).


Завод Лалика в
Wingen-сюр-Модер
в 1924 г.



Производство холодного
стекла в студии
Эльзасского завода.
1923 г.

В конце 1920-х годов Лалик начинает изготовление талисманов для капотов машин. Всего было 29 конструкций для автомобилей Hispano Suiza, Isotta Fraschini, Bugatti, Bentley и других. Все талисманы делались из высококачественного стекла и устанавливались в специальные металлические крепления с вмонтированной подсветкой.

1925 год: новая выставка и еще одна слава

В 1925 году со всего мира съезжались в Париж участники и гости Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств. В дополнение к строительству своего павильона, Лалик создал 40-футовой высоты стеклянный фонтан «Les Sources De France» с подсветкой. Его украшали 13 больших стеклянных статуэток, стилизованных женских фигур древнегреческой мифологии. Стенд Лалик представлял много изделий, в том числе его знаменитых ваз, сделанных в технике жидкого воска. Экспозиция принесла Рене славу художника-стеклодела, не меньшую, чем ювелира.


Интерьерное и архитектурное стекло (1926-1945)

Стеклом в интерьерном и архитектурном дизайне Лалик увлекся с 1902 г., когда оформлял стеклянными дверными панелями свой выставочный зал на Cours La Reine. Еловые лапы с шишками на стекле повторяли рельефное изображение на фасаде.

Лалик создал немало дверей, декорированных стеклом. В ноябре 2011 года выставленный на аукционе дверной набор, достиг мирового ценового рекорда для одного пункта Р. Лалик и составил € 1,750,000!

В 1911 году Рене создает знаменитые окна для здания Coty на Пятой авеню в Нью-Йорке.

Лалик реализует проекты интерьеров для крупнейших французских лайнеров: «Париж» в 1929 году, «Иль де-Франс» в 1927 г. и «Нормандия» в 1935 г.

После выставки 1925 г., Рене создал еще много фонтанов для выставок, интерьеров, частных и муниципальных заказов. Самый знаменитый из этих фонтанов был установлен на Елисейских Полях в Париже, но позже был демонтирован из-за дороговизны обслуживания. Самый дорогой фонтан был куплен с аукциона в ноябре 1991 г. Девидом Вайнштеном за $ 1,100,000.

Рене разработал множество архитектурных компонентов для здания Oviatt в Лос-Анджелесе, куда через панамский канал было доставлено 30 тонн изделий, в том числе панелей и вставок желтого архитектурного стекла.

В 1927–1928 годах он создает стеклянный декор вагона-ресторана и некоторых других вагонов для Blue Train («Голубой экспресс») по заказу компании Orient Express.


Стеклянные вставки Лалик
для Blue Train

В 1929 году Лалик сделал стеклянное оформление для знаменитого Peace Hotel в Шанхае. А в 1932 году создал большое пескоструйное панно для мужского универмага Wanamaker в Филадельфии.

С начала 1930-х годов Рене Лалик работает над проектами для нескольких церквей. Самый крупный заказ был от леди Трент для церкви Святого Матфея в Милбруке штат Нью-Джерси. Работа продлилась до 1934 г. В стиле ар-деко были выполнены: алтарный крест, запрестольный образ, стол для причастия, оконные и дверные панели, несколько экранов, столбы, ангельские фигуры, и шрифт для надписей.

Хор часовни Девы
в Дувр-ла-Деливранд,
украшенный Рене Лаликом
в 1931 году.

В Токио член императорской фамилии князь Асака, после пребывания в Европе, возводил новый дворец в стиле ар-деко с невиданной роскошью и размахом (дворец стал национальным музеем, японцы называют его «асакоманией»). По заказу князя Лалик сделал двери, люстры, оконные вставки, другие интерьерные украшения для императорского дворца. Это далеко не полный перечень архитекторских проектов дизайнера, а только самая знаменитая их часть.


Такие вставки Лалик сделал для всех
окон первого этажа
дворца по заказу Асака

С началом Великой депрессии 1930-х годов спрос на международном рынке предметов роскоши снизился. Завод в Комбс-ла-Виль проработал до 1937 г., но мировой кризис заставил Рене закрыть его. В начале Второй мировой войны закрылся и завод в Вингене. Рене Лалик умер в 85 лет за день до объявления победы союзниками. Вингенский завод был открыт в тот же год Марком Лалик, что позволило выжить компании, поддерживая традиции великого маэстро, по сей день.

Семья Лалика

В 1887 году Рене женится на Мари-Луи Ламбера, своей первой супруге. У пары в1888 г. родилась дочь Жоржетта, которая погибнет в 1910 г. Брак распался довольно скоро, но юридический разрыв состоялся в 1893 году, по некоторым данным, развод тянулся до 1898 года. Находясь в первом браке, Лалик сблизился с Августиной-Алисой, другом Родена и дочерью скульптора Огюста Ледрю. Эта женщина станет музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой изобретательности Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии. Союз подарит паре двух прекрасных талантливых детей: в 1892 году Сюзанну, а в 1900 Марка. Юридически брак будет зарегистрирован лишь в 1902 году и продлится до смерти Алисии в 1909.


Рене Лалик и
Августина-Алиса Ледрю

Во время пребывания в Лондоне 1904-1905 гг., у Лалика разыгрался бурный роман со встреченной там француженкой. Для нее Рене изготовил в подарок брошь, известную как «Поцелуй», на обратной стороне которой находится памятная надпись: «Я мечтаю о поцелуях, которые длятся вечно!». В 1907 году от этой связи родился мальчик Рене Ле Мениль. В 1960 году брошь матери г-н Мениль передал музею декоративного искусства в Париже.


В середине 1920 годов у Рене Лалик были продолжительные отношения с Мари Анере, которая родила ему двух детей: в 1925 сына Жана Раймона (Рене на тот момент исполнилось 65 лет) и дочь Жанну Жоржетту в 1927 году. Всего у Лалик было шестеро детей.

Преемники

На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не успела отдохнуть. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень престижа семейной фирмы.

Рене постоянно прибегал к творческим советам своей дочери Сюзанны. С 1910 года она начнет создавать эскизы пудрениц и упаковочных коробок для отца, а затем ваз и других декоративных предметов. Через брак с Полом Буртом, членом семьи Haviland, Сюзанна столкнулась с миром фарфора. Также она приложила свой талант в области текстиля и живописи. Создала эскизы декораций и костюмов почти для 50 спектаклей лучших театров Франции. Среди ее друзей были Поль Моран и Жироду.

Марк окончил школу декоративного искусства в Париже, затем сотрудничал с отцом. После смерти Рене стал во главе семейного бизнеса. Модернизировал завод в Wingen, в итоге отказался от производства стекла в пользу хрусталя, применив к нему некоторые технологии отца.

Продолжая работу отца и деда с 1977 г. Мари-Клод, была сама отличным мастером-стекольщиком, знающим с детства весь процесс. Она возобновила традицию ювелирного дизайна и разработала фирменный аромат «Lalique de Lalique» в 1992 г.


В 2008 г. фирму приобрел швейцарский концерн Art & Fragran под руководством Сильвио Денз.

В июле 2011 года открыт музей Рене Лалик в Wingen-sur-Moder.

Изделия Лалик

Украшения

Колье «Лесной пейзаж у озера», первый предмет, приобретенный Гюльбенкяном для своей коллекции в 1899 г. Изделие было выставлено на Всемирной выставке в 1900 году. Колье состоит из трех частей, скрепленных шарнирами. Деревья выполнены в золоте, плющ - эмаль, озеро - радужные опалы, изделие обогащено серией небольших бриллиантов. Размер: 5 х 12.5 см


Колье «Кошки», пожалуй, одно из самых элегантных произведений художника, приобретенных Гульбенкяном. Несмотря на кажущуюся простоту и отсутствие цвета, изделие представляет собой по-настоящему потрясающее сочетание уникальной техники и высшего мастерства. Колье состоит из связанных золотой сеткой ряда небольших квадратов горного хрусталя с выгравированными изображениями кошек и листвы. Мельчайшие шарниры скрыты под мелкими бриллиантами, а верх и низ колье обрамлен золотой каймой, покрытой белой эмалью. Создано в 1906–1908 гг., приобретено Гульбенкяном в 1920 г. Размеры: 5.4 х 33.8 см.



Нагрудная подвеска «Змеи» является одной из парадигм производства Рене не только для этого украшения. Рептилии были темой, повторенной Лалик многократно в украшениях, стекле, бронзе.

Золотая с эмалью подвеска состоит из девяти атакующих змей, переплетенных в узел. Украшение было в комплекте с жемчужными нитями, которые цеплялись в открытые змеиные пасти. Именно в таком виде украшение было представлено на выставке в 1900 г. Местонахождение жемчужной части неизвестно. Изготовлена подвеска и приобретена Гюльбенкяном в 1908 году. Размеры: 21 х 14,3 см.


Моделями для диадемы «Орхидея» послужили два цветка, которые переплелись в единую композицию: один из рога, другой из слоновьей кости. В центре последнего появляется маленькая капля из топаза. Вся композиция крепится золотым шарниром на трезубом гребне из рога. Создана в 1903–1904 гг., размеры: 18 х 16 см.


Колье «Орлы и сосны» создано в 1899-1901 гг. из золота с зеленой и синей эмалью, в середине - кабошон из опала.


Нагрудное украшение «Dragonfly» (стрекоза), без сомнения, одно из самых зрелищных, прекрасных и одновременно ужасных драгоценностей, когда-либо созданных Рене Лалик. Брошь была представлена с огромным успехом на Всемирной выставке в 1900 году, содержит золото, эмаль, хризопраз, халцедон, лунные камни, бриллианты. Женский бюст сделан из хризопраза, прическа женщины, в виде двух жуков, создана из красного золота с эмалью. Для крыльев делались прорези в тонкой золотой пластине, затем вставлялась тончайшая опаловая эмаль. Чтобы большой размер украшения (23 х 26,5 см) не мешал движениям того, кто будет его носить, крылья крепились на крохотных шарнирах, что делало их подвижными.


В нагрудном украшении «Павлин» перья птицы сформированы эмалью от белого цвета с постепенным переходом до зеленого и синего. Опалы и бриллианты завершают композицию. Павлин, наиболее выражает дух модерна, является постоянной темой в работах Лалик. Предмет изготовлен в 1898-1900 гг., Приобретен Гюльбенкянам 11 мая 1900 г. Размер: 9.2 х 19 см.


Парфюмерные флаконы

Намного больше коллекционерам повезло с бутылочками для духов. На аукционах они встречаются значительно чаще. Каждая модель флакона могла выполняться в разных цветовых вариантах. Количество выпущенных единиц, вариант дизайна, для какого аромата и по чьему заказу произведена емкость, технология обработки стекла, все это влияет на цену лота.

Самый дорогой Флакон был продан на Токийском аукционе в октябре 2012 г. за 28,750,000 японских йен ($ 370,000 на момент покупки). Это был один из первых флаконов, выпущенный Лалик в 1905 г.: десятисантиметровая слезинка, изготовленная в технике «жидкий воск» с бронзовой крышкой.


Флакон для Духов Ambre De Siam, выпущен в1920 г., 12 см высотой. Пробка с женской фигурой и мотивом из лозы на небольшой базе матового стекла. Флакон продан за $ 27,500 в 2012 г. с аукциона Кристис.


Флакон для духов «Амфитрита», выпущен в 1920 г. с фирменной Lalique техникой патинирования. Такой экземпляр может обойтись 1900 € – 2500 €.


Флакон для духов «Шесть танцовщиц», выпущенный в 1912 г., высотой 9.3 см, техника окрашивания «сепия». Лот выставлен на Токийском аукционе за JPY3,000,000 –JPY5,000,000.


Флакон для духов «Ракель Меллер» (в честь известного актера): около 1926 г., 7,5 см, прозрачное стекло украшенное черно-красной эмалью в том же стиле, как шаль Миллера. Стоимость экземпляра может достигать € 15,000.


Флакон для аромата Leurs Ames: около 1913 г., 13 см, прозрачное стекло с женской и мужской фигурами, держащимися за ветви дерева.


Флакон аромата La Violette («Фиалки»): 1925 г., 3,35 дюйма, прозрачное стекло, синяя эмаль. Флакон продан с аукциона в Омахе в 2012 г. (Небраска, США) за $ 1625


Такой экземпляр для аромата «Шиповник», выполненный для Де Ла Рейне в 1920 г., может обойтись в € 10 000 – € 12 000.


Флакон под названием «Сиренес» Лалик создал для своего салона в 1927 г. Флаконы этой серии включают очень редкие модели. На парижском аукционе изначально этот флакон выставлялся за € 15 000 – € 20 000. В итоге цена достигла € 33 000.


А вот такая милая модель флакона «Кактус», выпущенная 1928 г., обойдется не более £ 100 – £ 150.

Автомобильные талисманы

Первый Лалик-талисман был введен в эксплуатацию компанией Citroen в 1925 году «Пять лошадей» для модели 5CV, затем последовали остальные. Все талисманы делались в основном из прозрачного стекла с матовой отделкой, но имели варианты различной степени тонирования: под аметист розовых оттенков, под коричневый топаз, фиолетовое, синее, янтарное, серое, а также опалесцирующее стекло с переходом от синего к молочно-белому тону. Иногда окрашивание было добавлено для контрастности отдельных линий. Желтая опалесценция, с рубиновым топазом в центральном ядре, была использована для малого петуха.

Лучший дизайн для освещения у «Большой стрекозы». Очень редкий талисман - «Лиса», его сохранилось несколько экземпляров. Самый известный и крупный - «Дух Ветра», установленный на Minerva, впервые использован в 1928 на Парижском автосалоне. «Голова орла» - самый печально известный талисман, поскольку часто устанавливался на автомобили нацистских офицеров. Некоммерческая модель Greyhound («Борзая») первоначально разработан для автомобилей принца Уэльского и выглядел иначе. Это самый редкий из всех талисманов Lalique. Известны два экземпляра, один из них сильно поврежден.



Более дорогие талисманы изготавливались в меньшем количестве и сегодня встречаются редко, такие, как: «Лиса», «Сова», «Гвинейская курица», «Эпсом», «Комета», «Голова павлина» и «Голова барана». В больших количествах покупались и являются наиболее распространенными: «Сокол», «Кабан», «Святой Кристофер» и «Малый петух». Некоторые талисманы производились, как пресс-папье, к примеру «Петух». После войны фирма LALIQUE стала выпускать семь моделей пресс-папье, которые первоначально были задуманы, как автомобильные талисманы: «Хрисида», «Голова орла», «Малый петух», «Кабан», «Окунь», «Святой Кристофер», и «Голова петуха».

30 талисманов

Монтажные крепления для установки и подсветки талисманов

Вазы

Пожалуй, вазы стали наиболее заметной работой Лалика XX в. Первые пробы он начал проводить уже 1898 г., когда в металлические формы выдувал стекло, производя кубки и чаши, где стеклянная емкость находилась внутри металлической.

В коллекции Музея декоративного искусства в Париже хранится коллекция первых уникальных ваз Лалика 1909 года, выпущенных в единичных экземплярах. А также модели 1910–1912 гг., которые имеют не более нескольких копий. Наибольшая коллекция стекла Lalique хранится в Corning Museum of Glass.

За тридцать лет, начиная с 1911 г., фирмой выпущено множество конструкций ваз, которые переходили от природных форм модерна к ар-деко и геометрическим конструкциям 1920 годов. Копии производились фирмой и после смерти основателя. Большинство моделей выполнялись разнообразных цветов и оформлений так, что каждый экземпляр кажется неповторимым.

Модель «Лучники» 1921 г., имеет более десятка вариантов цвета и типа стекла, цена экземпляров колеблется от € 2000 до € 5000.


Armorique 1927 г. Ваза в форме артишока из серого прозрачного стекла с патиной. Различных вариантов известно мало: флюоресцентное и матированное стекло. На аукционе Кристис экземпляр выставлен за £ 2500 - £ 3000.

Alicante 1927 г., с изображением трех пар попугаев, была выпущена в нескольких вариациях, модель применялась также для производства ламп. Стоимость изделий колеблется от €2500 до € 8500.

Acanthes (вид растения с колючими листьями) 1921 г. Также выпускался в нескольких цветах. Acanthes желтого янтаря с листьями, флюоресцентного стекла, выставлена за £ 15,000 – £ 20,000. Красного стекла ваза с белым налетом патины обойдется в £ 10,00 – £ 15,000. Голубой сосуд из прозрачного стекла с матовыми листьями аканта можно найти за € 7500 – € 8000.


Тема «Вакханки» неоднократно использовалась Лалик в изделиях. Ваза, выпущенная впервые в 1927 г., производилась много лет и повторяется во множестве вариаций. Цена экземпляров колеблется от нескольких сотен долларов до 20 000 £.


Наиболее привлекательный и дорогой (£ 2000 - £ 3000) вариант вазы модели Лошади 1930 г., выполнен из матового стекла с патиной. Однотонные варианты матового, флюоресцентного, прозрачного стекла нередко встречаются за несколько сотен евро.


Courges 1914 г. Выполнена с рельефными линиями по контуру тыкв и побегов с десятком различных вариантов. Матового серого стекла с патиной экземпляр стоит € 2000 - € 3000. Ваза лиловых оттенков матового стекла выставлена на аукционе за £ 6000 - £ 8000. Можно встретить варианты прозрачного цветного стекла до 1000 €.




Средняя цена «Данаид» 1926 г. приблизительно 4000 £. На фотографиях: матированное с патиной стекло на полированной базе и полированным ободом; матовое стекло с эффектом сепии; опаловое стекло.


Dryades 1937 г., в форме колокола, достаточно дорогая модель, возможная стоимость на аукционах £ 8000 – £ 12000.



«Аваллон» 1927 г., очаровательная модель, выполненная из матового и прозрачного стекла, с изображением птиц среди виноградных лоз. Цветовой диапазон невероятно богат, в некоторых вариантах применено патинирование. Цена колеблется от сотен долларов до нескольких тысяч фунтов.




Courlis 1931 г., с изображением полета уток представлена не во многих вариантах (всего близко четырех) стоимость модели от 3000 до 7500 евро.


Основание вазы Aigles 1938 г., удерживают стилизованные орлы. Модель встречается нечасто, некоторые разновидности декора крайне редки. Наименьшая стоимость: 10 000 £.


«Змея» 1024 г. одна из самых востребованных и дорогих моделей будь то янтарно-опаловое, перламутровое матовое или темно-серебристое стекло, цена колеблется в пределах 12000 – 58000 $.


Клейма Lalique

Точно по годам сложно проследить изменения подписей. Часто с появлением нового клейма, продолжают ставиться предыдущие. Незначительных различий вообще множество. Особенно различия прослеживаются на стекле.

До 1914 года:




После Первой мировой войны Лалик создает аббревиатуру VDA, что значит, стекло Эльзас.





До 1925 – 1926 года

На посуде в подписях «R» часто отсутствовала.




1925 – 1045 гг.

После 1925 года ставилась гравированная подпись, которая могла проходить по кругу. После 1926 к тому же клейму часто прибавлялось число, которое обозначало номер в каталоге Lalique.


С 1926 года появилось новое трафаретное клеймо:



Что касается клейм на талисманах, то на большинстве таких изделий четко обозначено «R. LALIQUE», при помощи формовки, травления либо с пескоструйной обработкой. Послевоенные автомобильные талисманы Lalique делались с таким клеймом: пескоструйная надпись «LALIQUE», иногда «LALIQUE FRANCE» по матовому стеклу базы.



Intaglio Moulded


Властелин стекла, волшебник, дамский угодник, хулиган и беспредельщик от мира - каких только эпитетов не удостаивался Рене Лалик и при жизни, и спустя многие годы после кончины... Его имя - это синоним удивительного миропонимания, отраженного в игре красок и света, это синоним безоговорочного вкуса, стремления к новым открытиям, экспериментов, бесстрашия перед нарушением общепринятых, всем понятных, но порою невероятно скучных правил и норм.

Молодой художник

Париж, конец XIX века. Рене работает простым подмастерье в ювелирной мастерской. Учится, старается, рисует смелые эскизы и уже тогда нисколько не сомневается, что ему уготована великая Судьба.

Эскизы украшений Рене Лалика в те времена охотно скупали Бушерон и Картье. По рисункам молодого художника производились украшения и выпускались с клеймом известных уже в то время ювелиров. Было в эскизах Лалика что-то такое, от чего захватывало дух: и порывы ветра, и бронзовое сияние стрекозьих крыльев, и глубина океана. Рене всегда тонко чувствовал Женщину, видел в ней прекрасное, знал, во что она может влюбиться, лишь раз взглянув...

Первая мастерская

Конечно, продажа эскизов не приносила Рене большого дохода. Но дело было вовсе не в деньгах - ему просто хотелось творить. И творить не на бумаге, нет! Ему хотелось отливать металл, дуть стекло, шлифовать и гранить, ловить прекрасные мгновенья и обрекать их на вечность, как капля смолы в незапамятные времена поймала зазевавшуюся мошку, застыла и превратилась в янтарь.

Лалик открыл первую мастерскую в центре мировой модной столицы. И о нем заговорили, его просто начали воспевать. Ему поклонялись светские красавицы, аристократки, дочери самых родовитых домов Старого Света. В той же мере он завоевал сердца субреток, артисток, львиц полусвета.

Любая женщина, надевая украшение от Лалика, чувствовала себя причастной к волшебству. Жуки, - всё, то, от чего когда-то теряли сознание, теперь превратилось в объект вожделения. И снова до обморока.

Лалик воспевал в своих работах всё прекрасное. Даже насекомые и рептилии, вышедшие из-под его резца, поражали утонченностью, грацией, гармоничными пропорциями.

Разрушая стереотипы

Ювелир Рене Лалик пренебрегал общепринятыми нормами. Если для расставления акцентов в работе из платины и алмазов ему требовался кусок латуни или стеклышко - значит, он именно его и брал. Обрамлять в благородный металл Легко! Сочетать прекрасные ограненные аметисты с оловом? Пожалуйста, если вам так хочется. И пока ювелирная элита таращила на наглеца возмущенные взгляды, барышни всей Европы плакали от восторга.

Классическая огранка драгоценных камней, ровные линии, стройная композиция, прекрасные Всё это, разумеется, здорово, это проживет века и когда-нибудь будет стоить миллионов. Но этим занимаются тысячи мастеров. А кто из них сумел бы воспеть в камне и металле грациозную хрупкость осиного жала? Рене Лалик видел красоту сердцем. Для него всегда в равной степени прекрасны были и розы, и шипы, и сорняки вокруг розового куста, и копошащиеся в листве гусеницы.

Какой силищей обладает волшебник, заставивший светских дам променять бриллианты на стекло! Именно таким всегда и был маэстро Лалик.

Нарисованные облака

Красной нитью через все творчество Рене Лалика проходит стекло и горный хрусталь. Еще будучи ребенком, он переносил на бумагу всё, что хоть в какой-то степени зацепило его острый ум или чувственное сердце. Не по-детски реалистичные работы поражали современников. По словам самого мастера, ему не поддавались только облака. Он смотрел на них, понимал их природу, восхищался ими... А потом в его руки попало стекло. С тех пор желание удовлетворилось. Оказалось, что из хрусталя и стекла можно творить облака.

Страсть к стеклу настолько захлестнула пылкую душу маэстро, что он заявил во всеуслышание, что больше не будет работать с драгоценными камнями, любовью к которым он и так никогда не отличался. Модницы рыдали и заламывали руки. Но мастер успокоил их, пообещав устроить что-то вроде прощального бала - презентовать целую коллекцию ювелирных изделий, в которой будет всё: от эмалей до бриллиантов.

На его прощальной выставке в 1912 году посетители не могли сдержать слез. Но разве может допустить волшебник, чтобы кто-то рыдал навзрыд? Он успокоил поклонниц новостью о том, что совсем скоро выйдет в свет его новое творение - коллекция флаконов для духов. Лучшие парфюмеры Европы встали в очередь в тот же день.

Маскоты

Говорят, что самый искренний вариант лести - Лалика начали копировать. Кто-то пытался слепо повторять его работы, кто-то вдохновлялся его гением и творил что-то совершенно новое и своё. Казалось бы, это предел, это пик славы. Но не тут-то было. Не таким человеком был Рене Лалик, работы которого в то время уже приобрели мировую известность. Вдоволь наигравшись парфюмерной посудой, маэстро купил небольшое стеклодувное производство и поставил дело на поток. Вы думаете, в тот момент в его жизни появились слова "штамповка" и "серийное производство"? Как бы не так! Под брэндом "Лалик" до сих пор производятся и даже сейчас они делаются вручную! То есть каждый из них по-своему уникален.

Лалика захлестнула новая идея - он начал делать украшения для... автомобилей. Они получили имя Mascottes. Знаменитая модель "Ситроена" Citroen 5CV вдохновила мастера на создание фигурки из пяти лошадок. С помощью специальной подсветки они меняли цвет во время езды. Всего было создано 30 таких фигурок, и сегодня они стоят в прямом смысле на вес золота.

Архитектурные эксперименты

Жизнь не стоит на месте. Пылкая натура требовала продолжения. Архитектура - следующее, на что обратил внимание Лалик Рене. Фото его работ поражают размахом и полетом безудержной фантазии. Вчерашний ювелир творил с размахом, так, словно всю жизнь только интерьерами и занимался.

Самые знаменитые его работы в этой отрасли: отделка элитного поезда Orient Express и оформление залов на судне "Нормандия".

Достойный наследник

Империя Лалика продолжает жить. Рене Лалик скончался в 1945 году. Его место занял сын - достойный сын своего великого отца. Не менее талантливый и энергичный, Марк Лалик сохранил и приумножил отцовское наследие. Кроме врожденной одаренности, ему передалась и любовь к хрусталю. В его руках он оживал и наполнялся светом. А технический склад ума позволил Марку сочетать искусство и последние достижения научного прогресса. Его работа "Голова Коня" - символ искусства 50-х.

Внучка великого деда

Мари-Клод Лалик, сменившая на посту своего отца Марка, осталась верна стилю и чувству прекрасного, унаследованному от деда. Она не только создает украшения, выпускает духи, но и запустила линию эксклюзивных аксессуаров. Много лет парфюмерная посуда поставлялась только для дома "Нина Риччи", и всемирно известные духи L"air du temps по праву считаются совместным творением этих брэндов. Мари-Клод запустила собственную линию парфюмерии - Lalique de Lalique. Вскоре появилась еще одна - Nilang de Lalique.

Еще одно ее творение - Bestiaire, хрустальный сказочный зоопарк. Великий Рене Лалик мог бы гордиться внучкой.

Lalique сегодня

В настоящее время империя продолжает процветать. Лучшие аукционы мира гоняются за шедеврами, вышедшими из-под резца мастера столетие назад, устанавливая на них цены, как на предметы высокого искусства, коими, без сомнений, и является всё, к чему прикасался Рене Лалик.

Биография его вдохновляет писателей и сценаристов. И, конечно, дает силы мечтателям и творцам, ищущим свои пути в жизни и в искусстве.

Рене Лалик - художник, ювелирный гений конца ХIХ - начала ХХ веков. Его ювелирные украшения невероятно красивы. Они словно из зачарованных сказочных стран.

Рене Лалик (Rene Lalique) родился в 1860 году во Франции. С ранних лет проявлял талант к рисованию. После художественной школы, Рене поступает учеником к ювелиру Луи Ококу. Затем, для дальнейшего обучения, Рене едет в Лондонский колледж искусств.

Вернувшись домой, Лалик поступает на работу в ювелирную мастерскую одного из дальних родственников.

Его эскизы ювелирных изделий просто удивительны.

В 1884 году украшения Лалика выставляются на выставке прикладного искусства в Лувре.

Есть легенда, что однажды Рене Лалик пришел в «Бушерон», известнейший ювелирный дом, и принес эскиз украшения с двумя летящими ласточками. Директор дома скривился и объявил, что такое украшение будет «слишком экстравагантным» для его клиенток. Но Лалик не отступился и воплотил украшение в материале. В его следующий визит директор без разговоров выложил за украшение требуемую сумму.

Директора остальных домов проделывали тот же путь – от первоначальных сомнений в том, что «плебейские» бабочки и колосья из перламутра и полудрагоценных камней, или еще того хуже – хрусталя, понравятся дамам высшего света – до готовности покупать все, что Лалик предложит их домам за любые деньги. Когда Лалику надоело ходить на поклон к владельцам «Картье», «Бушерона» и других общепризнанных ювелирных домов, он открыл собственный магазин. На той же улице, что и эти дома. И произошло то, чего боялись директора, считавшие, что украшения Лалик отпугнут клиентуру. Да, они-таки отпугнули – от бриллиантов. Часть клиентов этих домов действительно перекочевали к Рене Лалику, предпочтя хрусталь, бабочек, перламутр и цветы холодному блеску бриллиантов и рубинов.

Украшения Лалика были абсолютно новаторскими – впервые мастер стал использовать рога, панцири, перламутр, хрусталь, жемчуг, эмаль – соединяя их иногда с драгоценными или полудрагоценными камнями так, что получались стильные, ажурные и оригинальные украшения. Мастер виртуозно обрабатывал любой материал – от слоновой кости до эмали или металла.

Есть легенда, что Рене Лалик с детства рисовал украшения, сочетавшие природные элементы, он мог представить себе любое растение, любое животное – и понять, как их воплотить в неживом камне или металле. Но загадкой из загадок для него были облака, вечно меняющие форму, цвет, отличающиеся прозрачностью или темной матовостью. И Лалик придумал, что воплотить облака в камне может только хрусталь. С тех пор хрусталь – самый любимый поделочный камень ювелира.

Лалик вдохнул новую жизнь в ювелирное искусство, смело используя придуманные новшества, новые сочетания материалов. Фактически он считается одним из первых дизайнеров украшений, а не просто ювелиром.

Лалик высоко ценил природу и черпал в ней немало вдохновения, поэтому значительное место в его творчестве занимают природные мотивы – птицы, животные, насекомые и растения, и все это в чудесной стилистике арт-нуво.

«Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное», говорит о Лалике его внучка, Николь Марич-Авиланд.

Он создавал драгоценности для Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира.

Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля арт-нуво.


Также как и великолепный бриллиант требует роскошной оправы также и чудо аромат требует роскошной упаковки. История флакона – это история возникновения на свет ещё одного произведения искусства, которое неразрывно связана с историей самих ароматов и ювелирных украшений. Есть художники ароматов, нужны и художники флаконов.



В XIX веке флакончики для ароматов предпочитались из хрусталя, сделанных на заводе (основан в 1764г.) и «Сен-Луи» (основан в 1767г.). Разнообразные формы хрустальных флакончиков изумрудного, небесно-голубого, розо-опалового цвета, цвета золотистого топаза, хризолита украшали туалетные столики модниц XIX -го века. Изящные и чувственные ароматы должны были обрести индивидуальную форму.


Сколько труда, терпения, творчества заложено в каждом из них. Создатели флаконов воспевали вечную красоту, соперничая с музыкой и поэзией.



Успешное сотрудничество двух великих творцов – ароматов от Коти и эксклюзивных флаконов от Рене Лалика покорили публику.


Франсуа Коти, как создатель ароматов, видел их, облечённых в достойную оправу. Как-то прогуливаясь на площади Вандом, он обратил внимание на оригинальные стеклянные изделия в витрине магазина, находящегося неподалёку от его магазина. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что он решил познакомиться с владельцем этих незаурядных предметов. Это был художник-ювелир Рене Лалик. Коти сделал ему предложение сотрудничества, где от Лалика требовались эскизы флаконов, а реализация идеи будет выполнена на заводе «Баккара». Но Лалик был не только утончённой творческой натурой, но и мастером воплощения своих идей в реальности. Поэтому, создав свой проект, он реализовал его под своим наблюдением на заводе «Легра» под Парижем (основан в 1864г.). Флакон Рене Лалика с ароматом Франсуа Коти «Коти» был воплощением высокого искусства. Произошёл переворот в истории создания флаконов и парфюмерии. Содружество двух выдающихся художников – ювелира и парфюмера привело к созданию эксклюзивной парфюмерии и эксклюзивного хрустального флакона.



Рене Лалик биография


Рене Лалик (1860 – 1945г.г.) – французский ювелир, имя которого известно не только во Франции, но и далеко за её пределами. Его яркие с причудливыми формами оригинальные ювелирные изделия вызывали невиданную популярность, особенно в артистических кругах Парижа. Многие знаменитости ценили и заказывали изделия у Рене.


Рене остался без отца в 16 лет, но он не стал понапрасну «убивать время» и прожигать свою жизнь. Он знал, какими способностями обладает, и как их использовать в дальнейшем. А потому, будучи совсем юным, он отправился учиться в Лондон на ювелира. Рисовать Рене умел и любил ещё с раннего детства. И сейчас, когда ему было всего 16 лет, он решил, что свои способности надо определить в нужное русло. Уже в 20 лет он вернулся в Париж со знанием дела. Заказы к нему шли одни за другими, вскоре он стал работать в Доме Картье, затем у Дестапа. Он становится художественным руководителем мастерской. В его украшениях видны замысловатые линии, причудливые формы, флоральный декор – всё, что так прекрасно и необычайно уживается в мире природы. Вдохновение в нём вызывает и женская красота, и мир чувств – всё это рождает изысканные изделия, изумительные украшения. В начале ХХ-го века он всё больше и больше занимается изготовлением флаконов для ароматов. Он развивает сотрудничество с известными парфюмерными фирмами: Д` Орсе, Герлен, Роже-и-Галле, Убиган, Молинар, Ворт, . Первые флаконы его были достаточно просты, а эстетический акцент создавался за счёт оригинальности пробки – в виде цветка, бабочки, обнажённой женской фигурки. Для сохранения ароматов пробки выполняли притёртыми с помощью углеродной пудры. Постепенно он так увлёкся флаконами, что заметил, как теряется интерес к ювелирному делу. Творческие идеи, которые он претворял в создании уникальных флаконов, сохранили его взгляд – взгляд ювелира. Он глубоко и тщательно с истоков древности изучал искусство изготовления флаконов. И применял свои новаторские идеи в технике «тающий воск», который существовал ещё в египетском стеклоделии. Уже в 1900 году у него была собственная фабрика Combs-la-Ville (Комб-ла-Вилле), недалеко от Парижа. Во время Первой мировой войны фабрика Лалика прекратила свою работу, но он приобрёл земли в Эльзасе (с 1871 по 1919г.г. Эльзас принадлежал Германии). Здесь он построил новую фабрику – Эльзасская стекольная мастерская Рене Лалика. Рене всегда шёл в ногу со временем, поэтому в его работах проявляются современные тенденции – геометрические строгие линии сочетаются с цветочным рельефом, стиль ар деко.







После смерти Рене Лалика его сын Марк Лалик продолжает дело своего отца. Совместно с Кристианом Бераром он создал рекламу для Дома Риччи. Одним из лучших обрамлений ароматов Риччи был хрустальный флакон (1948г.) – духи L`Air du Temps – хрустальный флакон с пробкой в виде пары голубков.



В настоящее время фирма Лалика продолжает творить чудеса в обрамлении ароматного мира. Внучка Рене Лалика Мари Клод Лалик унаследовала семейное дело и разработала парфюмерную линию Lalique de Lalique. Каждый год парфюм Lalique de Lalique появляется в новом эксклюзивном флаконе – то он в обрамлении капли росы, лежащей на матовом хрустальном лепестке, то в храме с изображением муз, украшающих этот храм совместно с волшебным ароматом, то в хрустальной женской фигурке… Каждый из ранее выпущенных флаконов пронумерован и уникален, и впредь не повторяется.


Процесс познания нового аромата начинается с флакона, если, конечно, речь идёт о Высокой парфюмерии. Флакон уже рассказывает нам красноречивее любых слов об аромате, который заключён в нём.



Если флакон, в котором находится аромат, – произведение искусства, а его пробочка подходит только ему, и никакому другому флакону, если над всем этим волшебством трудились чуть ли не более десятка человек, то аромат – этот летучий пленник, должен быть достойным находиться в таком обрамлении. Волшебный аромат Lalique de Lalique – аромат цветов, фруктов и амбры, в котором дыхание китайской гардении постепенно сменяется ароматом сицилийского мандарина и нежным ароматом пиона, а сладость магнолии с болгарской розой и иланг-илангом создают волшебство и таинственность, которая подчёркивается экзотическим сандалом и чувственностью амбры и ванили. Цветочный букет Lalique de Lalique достоин такого роскошного обрамления.



Фирма Лалик продолжает создавать шедевры искусства – лампы, скульптурные фигурки, аксессуары для дома, вазы, столовое стекло, шкатулки, пудреницы и, конечно же, флаконы для парфюма. Ценность последних достаточно велика – до десятков тысяч долларов. А кроме этого, достаточно велико и число почитателей фирмы – в Международном обществе коллекционеров Lalique сегодня насчитывается более 7000 членов.

Похожие публикации