Динамика состояния здоровья подростков в рф. Состояние здоровья подростков Тенденции в состоянии здоровья подростков

Пользовательский поиск


Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества

Добавлено: 2014-10-15

Ухудшение здоровья детей - проблема современного общества

Cостояние здоровья Россиян в настоящий момент далеко от благополучного, растет заболеваемость, остаются стабильно низкими демографические показатели.

Но особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.

Из-за низкой рождаемости их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет к сегодняшнему дню 35 млн. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков.

Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии.

Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью и дефицитом витаминов, минералов, нутриентов.

Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 5% выпускников можно считать практически здоровыми.

За последние 3 года число граждан, освобожденных от призыва в ряды Российской Армии в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией - в 2 раза.

В последние годы резко возросло заболевание детей гастритом. Если раньше эта болезнь диагностировалась в основном у людей пожилого и среднего возраста, то в настоящее время она нередко диагностируется у школьников.

Проблемы с желудком, гастриты – результат торопливой еды, больших перерывов между приемами пищи. Лимонады и жевательные резинки, консервы и полуфабрикаты, ничтожно малое количество свежих овощей и фруктов, витаминов и белковой пищи - все это на фоне непреходящего стресса и больших психических нагрузок приводит к появлению «бреши» в желудке.

Дети постоянно растут, а значит, нуждаются в полноценном, горячем питании. В первую очередь в блюдах должны содержаться белки (мясо, рыба, яйца), сложные углеводы (черный хлеб, злаки), жиры. Поэтому если в течение дня вы позволяете ребенку питаться самостоятельно, придумайте традицию каждый вечер собираться всей семьей за столом. На ужин ребенок обязательно должен получать горячее, питательное блюдо из мяса, рыбы или птицы.

Кроме того, желательно использовать специальные средства, способные защитить желудочно-кишечный тракт ребенка от агрессивных воздействий и обогатить рацион необходимыми нутриентами.

Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание... Но на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 процентов всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Медики всерьез считают, что образование стало деятельностью, потенциально опасной для здоровья детей и подростков.

Нагрузка на школьников многократно увеличилась, а их возможности воспринимать знания изменяются далеко не так быстро.

Отсюда – перегрузки, которые колеблются от трехкратного превышения возможностей ребенка (иностранный язык) до 20-кратного (математика)!

Нормы, предусмотренные для учебных нагрузок, в школах практически не соблюдаются.

От первого класса к десятому в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. В 8 раз возрастают эндокринные заболевания, ожирение.

Среди заболеваний у первоклассников на первом месте кариес, на втором и третьем местах - болезни уха-горла-носа и нарушения опорно-двигательного аппарата. У десятиклассников на первом месте - заболевания опорно-двигательного аппарата, а далее идут нарушение зрения и та же лор-патология. Отмечен высокий уровень аллергических заболеваний.

Вызывает опасение психическое здоровье школьников: исследования показали, что у 20% первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации. Высокий уровень психической напряженности обнаружен у пятой части десятиклассников.

Негативно влияют на здоровье детей нарушение основных требований режима дня. Школьники мало спят: у первоклассников, например, в 48-64% случаев дефицит ночного сна составляет полтора часа и более.

Самое главное, о чем нужно помнить родителям: среди детей, которые отстают от своих сверстников по успеваемости, 85-90% делают это не из-за того, что они «недоразвиты» и даже не от лени - а из-за плохого состояния здоровья.

В настоящее время назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья детей и школьников. Здоровые дети сегодня-это наше здоровое будущее.

Будем Здоровы!

Проблемы здоровья подростков 15-16 лет

Здоровье как категория бытия является во всем мире важнейшим приоритетом в жизни (А.В. Вехов, 2001). Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение к здоровью формируется как элемент национальной культуры.

В современной научной (философской, психологической, социологической) и публицистической литературе зачастую наше общество описывается как духовно, душевно, психологически, нравственно нездоровое. В этом плане на образование, как на единственную целостную и сохранившуюся государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих задач сохранение психологического, физического и нравственного здоровья подрастающего населения страны.

Так, И.Е.Оранский (1999) подчеркивает, что здоровье - одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.

По определению ЮНЕСКО понятие «здоровье», в самых общих чертах, это психическое, физическое и социальное благополучие. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества.

Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из важных государственных задач Республики Беларусь. Подростки - это особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является индикатором социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Проблема приобретает в настоящее время особую остроту в связи с ухудшением показателей здоровья подростков на фоне демографического спада и постарения населения. Так, в Беларуси численность лиц в возрасте 15-19 лет за период с 2008 по 2012 годы сократилась на 23,3% - с 712411000 до 546438000 человек, их доля в 2012 году составила 5,8% от общей численности населения (в 2011г. - 6,2%,в 2010г. -6,6%, в 2009 г. - 7,0%, 2000г. -8,1%).

В подростковом возрасте (15-17 лет) наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости почти по всем классам болезней, причем преимущественно по тем, которые формируют хронические заболевания. Уровень общей заболеваемости лиц 15-17 лет в 1,4 раза выше того же показателя у взрослых. Основными классами заболеваний, формирующими уровень первичной заболеваемости, являются болезни органов дыхания(61 -72% в структуре заболеваемости), внешние воздействия, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни нервной системы и органов чувств.

К наиболее актуальным медико-социальным аспектам проблемы здоровья подростков следует отнести связанные с репродуктивным и психическим здоровьем. Это, прежде всего, инфекции, передаваемые половым путем, и подростковая беременность. Из общего числа производимых в Беларуси абортов на подростковый возраст приходится 9-10%.Абсолютное число абортов, производимых подростками, постепенно снижается. Однако каждый десятый аборт проводится у подростков и молодежи в возрасте до 20 лет.

За последние 10 лет выявлены негативные тенденции в показателях физического развития подростков. Установлено достоверное снижение темпов роста. Снижается доля подростков с нормальным физическим развитием.

Особая роль принадлежит детской инвалидности, поскольку состояние здоровья детей и подростков определяет трудовой потенциал общества. Тяжесть первичной инвалидности в данной возрастной группе ниже, чем детей младшего возраста, за счет более низкого удельного веса детей-инвалидов с 3 и 4 степенью утраты здоровья. Однако среди детей 15 -17 лет доля наиболее тяжелой степени утраты здоровья увеличилась с 5,9% в 2002 г. до 11,7% в 2010г.

Подростки - это тот возрастной контингент, уровень смертности которого относительно невелик по сравнению с другими возрастными группами населения. В то же время, анализ подростковой смертности в Беларуси показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%), самоубийствами (30%) злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%). Проблема самоубийств среди молодежи чрезвычайно актуальна во многих странах и является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей в Европейском регионе.

Заключение по параграфу 1.3

Статистические данные показываю что большие интелектуальные и статические влияния на школьников наряду с ограниченой двигательной активностью, несбалансибованным питанием, а так же ведением малоподвижного образа жизни ведут к ухудшению зрения, деятельности сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, уменьшению сопротивляемости организма к воздействиям неблагоприятных факторов, и как следствие все это приводит к общему снижению уровния здоровья школьников. И одним из рациональных путей который позволит увеличить адаптационные возможности организма, повысить уровень здоровья, подготовить личность к результативной деятельности - это путь занятий физической культурой и спортом.

Заключение по ГЛАВЕ 1

Трудно переоценить значение игр для человека. Ведь он начинает использовать их практически с самого момента рождения. Они помогают ему познавать мир, развиваться. Спортивные игры сформировались именно на основе игровой деятельности, которая заложена в человеке. И такие игры связанные со спортом, состязаниями выделили в отдельную группу, которую назвали спортивные игры (или игровые виды спорта)

Игровые виды спорта - прекрасный инструмент который можно использовать как для совершенствования физической подготовленности занимающихся, так и как оздоровительный элемент. Очень велико его как командное так и индивидуальное влияние на личность спортсмена. Спортивные представляют ряд требований к воспитанию личности спортсменов. Тут и воспитание коллективизма, развитие способности жертвовать собственными интересами ради команды, чувства помощи и поддержки. Так же высокое место занимает значение игровых видов спорта в воспитании волевых качеств. Игровые виды спорта способствуют развитию гармоничной личности.

Что особенно важно для подростков 15-16 лет. Ведь именно в этом возрасте происходят многие изменения как в организме, так и в личности подростков. Происходит половое созревание, отмечается значительное развитие центральной нервной системы. Совершенствуется абстрактно-логическое мышление. Однако нервная система обладает пока еще низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок, что обходимо учитывать при работе с подростками.

У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, а занятие игровыми видами спорта с динамической сменой игровых сцен, и необходимостью постоянного контроля широкой области игровой площадки способствует как их быстрейшему развитию, так и закреплению в процессе становления.

Но также в данный период подростки подвержены различным заболеваниям. К наиболее часто встречаемым можно отнести проблемы репродуктивного здоровья и психического состояния. Век компьютеризации - ведет подростка к малоподвижному образу жизни. Что влечет за собой вереницу как физических так и психологических проблем. Тут и избыточный вес, и неприязнь "живого" общения с другими людьми. По данным статистики за последние 10 лет выявлены снижение темпов роста, упала доля подростков с нормальным физическим развитием.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система охраны здоровья, ее функциональный состав. Методики оценки экологического риска. Расчет коэффициентов относительной важности первичных показателей. Стандарт благополучия, оценочные шкалы индекса здоровья. Индекс качества системы жизнеобеспечения.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков, проблемы здоровья подростков: статистика. Минздрав предупреждает…Распространение наркомании среди подростков. Признаки в поведении, указывающие на потребление наркотиков.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2004

    Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья подростков. Влияние наркотиков на организм подростков. Преимущества естественного вскармливания. Влияние диеты кормящей матери на состав грудного молока. Противопоказания к грудному вскармливанию.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2014

    Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2008

    Общественное здоровье как один из самых важных индикаторов благополучия общества. Понятие качества жизни населения, его связь с определением здоровья, данным Всемирной Организацией Здравоохранения. Влияние качества жизни на состояние здоровья населения.

    реферат , добавлен 23.03.2016

    Курсовая работа посвящена анализу особенностей подросткового возраста с точки зрения медицины. Психофизиологические особенности и состояние здоровья подростков. Проблемы здоровья подростков: статистика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2003

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2016

В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности.

Снижение показателей здоровья, физи­ческого развития и двигательной подготовленности детей связанно с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, умень­шением двигательной активности, снижением оздоровительной и воспи­тательной работы в образовательных учреждениях.

За последние 10 лет медико-демографическая ситуация в стране характеризуется сокращением численности детского населения на 7 млн. человек. Число детей-инвалидов в РФ достигло более 617 тыс. человек. Сократилось число нормальных родов до 31,1%. С перинатальной патологией рождается 39% детей, младенческая смертность составляет 15 на 1000 родившихся. Ежегодно в родильных домах погибает до 16 тыс. новорожденных.

Показатель общей заболеваемости детей на 54% выше, чем взрослого населения, и на 21% - чем подростков.

Всероссийская диспансеризация детей в 2002г. выявила, что 51,7% имеют функциональные отклонения и 16,2% - хронические заболевания различных органов и систем. Особенностью современной патологии дет­ского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, причем ряд хронических заболеваний формируется у детей уже в дошкольном возрасте. На первом месте отмечается прирост заболеваний костно-мышечной системы (за последние 5 лет на 53%), затем системы кровообращения, новообразований, врожденных аномалий, заболеваний нервной системы и органов чувств, гастропатологии.

В начале 1990-х годов показатели физического развития детей стали уменьшаться. Так, в 1991 году отставание массы тела от норматив­ных данных составило 9%, в 1996-м - 15%, в 1997-м - 16,9%, т.е. с 90-х годов XX столетия появилась тенденция к децелерации - замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Наряду с процессами стабилизации и децелерации с 1980-х годов
регистрируется постепенное снижение функциональных показателей,
а с1990-х - уменьшение приростов морфологических показателей.

Среди тенденций ухудшения состояния здоровья детей следует отметить трофологический синдром - дисгармоническое физическое развитие и отста­вание биологического возраста от паспортного, а так же феномен феминизации подразумевающий уменьшение разницы в физи­ческой подготовленности мальчиков и девочек. За последнее десятилетие отмечается снижение темпов прироста и абсолютных результатов в скоростно-силовых пока­зателях во всех возрастных группах детей на 20%, при этом показатели физической подготовленности мальчиков приближаются к показателям физической подготовленности девочек. Кроме того, у современных детей наблюдается синдром психосоматической астенизации , проявляющийся в астенизации конституции и типологическом сдвиге ЦНС в сторону более слабых нервных процессов.

Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определя-ется как анатомо-физиологические, возрастно-половые особенности растущего организма и влияние на него условий окружающей среды.

В нашей стране традиционно выделяется пять групп здоровья детей:

I группа - здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.

II группа - здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологи-ческие отклонения, а также снижена сопротивляемость заболеваниям.

III группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

IV группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями
организма.

V группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Организму детей свойственен интенсивный процесс роста и раз­вития . Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, это две стороны одного процесса жизнедеятельности.

Закономерности роста и развития организма:

1.Неравномерность темпа роста и развития.

2.Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем.

3.Обусловленность роста и развития полом.

4.Биологическая надежность функционирования систем организма.

5.Влияние на рост и развитие как генетических, так и средовых факторов.

6.Периодичность ростовых процессов (акселерация, децелерация).

Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят посту­пательный характер, но их темп неравномерен . Наиболее интенсивно процессы роста и развития протекают на первом году жизни, в 5-6 лет и в 11-13 лет у девочек, в 13-15 лет у мальчиков, таким образом, к концу первого года жизни темп увеличения длины тела составляет 47%, а в возрасте 4-7 лет - 5-7%.

У детей периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления»:

· период первой «полноты», или «округления», с 1 по 4 год жиз­ни - преобладает прибавка массы тела над длиной тела;

· период первого «вытягивания» с 5 по 7 год жизни - преобладает рост длины тела над его массой;

· период второго «округления» с 8 по 10 год жизни;

· период второго «вытягивания» с 11 до 15 лет;

· период замедленного роста с 15 до 20 лет.

Неравномерность роста проявляется и в более частных закономер­ностях:

1. Сезонная и суточная периодика роста с преобладанием в ночные часы и летние месяцы.

2.Асимметрия роста с некоторым опережением на стороне домини­рующей ручной активности (право- или леворукость).

3.«Канализирование» роста, или феномен гомеорезиса, - возврат к
заданной генетической программе роста и развития, если они были временно остановлены болезнью или голоданием ребенка.

Для детей характерна гетерохронность роста и развития. Организм ребенка рассматривается как единое целое, но его отдель­ные органы и системы растут и развиваются не одновременно. Формирование дви­гательных навыков и развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости) также происходит неравно­мерно.

Рост и развитие детей находится в зависимости от пола . Известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Увели­чение длины тела и его массы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфо­логические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. В 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков в показателях длины тела, массы тела и окружности грудной клетки. В 13-15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается, и они по своим мор­фологическим показателям вновь превосходят девочек. Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола предполагают дифференцированное физическое воспитание мальчиков и девочек.

Обеспечение надежности биологических систем предполагает, что в процессе роста и развития организма создается боль­шой запас резервных возможностей - этим обеспечивается надежность и целесообразность в работе любой биологической системы. Правильно организованное физическое воспитание раскрывает по­тенциальные возможности растущего организма, обеспечивая высокий запас его прочности.

На рост и развитие ребенка оказывают влияние генетические и средовые факторы . Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. Существую-щая генетическая программа предопре­деляет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надеж-ность. Велика роль генетической программы в формировании морфо-логи­ческого типа человека, однако при неблагоприятных условиях окружа­ющей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована. В то же время физическое воспитание стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем.

Для детей характерна периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация и децелерация). У детей 1950-1980-х годов процесс биологического созревания начинался несколько раньше, чем в предшествующий период, так как масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100-130 г, молочные зубы у детей сменялись на постоянные на год раньше, формирование скелета завершалось у девочек к 17-18 годам, у юношей - к 19-20 го­дам, в то время как в начале XX века это происходило к 21-23 годам.

Акселерация – увеличение темпов роста и развития, была вызвана целым рядом как биологических, так и социальных факторов (улучшение питания детей, более интенсивная инсоляция (облучение земной поверхности солнечной радиацией), урбанизация, генетические причины).

Влияние различных факторов на состояние здоровья детей име­ет различную долю значимости в разные возрастные периоды, и это необходимо учитывать при организации реабилитационной помощи детям.

В настоящее время возрастает роль физической культуры в процес­се улучшения состояния здоровья детей.

Лечебная физическая культура в педиатрии имеет неограниченные возможности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего организма. Ограничение двигательной активности вследствие любых причин и в любом детском возрасте крайне тяжело сказывается на физическом развитии и здоровье неболеющих детей и, тем более, на здоровье больных и ослабленных.

Охрану здоровья детей нельзя сводить только к оказа­нию медицинской помощи. Сохранение и укрепление здоровья предус­матривает комплекс мер и, прежде всего, создание благоприятной среды обитания и совершенствование системы физического воспитания.


Похожая информация.


ГЛАВА 1. Современное состояние здоровья подростков России как актуальная медико-социальная проблема (обзор литературы)

ГЛАВА 2. Объем и методы исследования

ГЛАВА 3. Результаты комплексного медико-статистического исследования заболеваемости российских подростков

3.1. Характеристика заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью

3.1.1. Динамика заболеваемости с диагнозом, установленным впервые

3.1.2. Динамика общей заболеваемости

3.2. Региональные особенности заболеваемости

3.2.1. Первичная заболеваемость

3.2.2. Общая заболеваемость

3.3. Заболеваемость по данным углубленного медицинского осмотра

3.4. Общая накопленная и исчерпанная заболеваемость

ГЛАВА 4. Тенденции инвалидности и смертности подростков в

Российской Федерации

4.1. Инвалидность

4.2. Смертность

4.2.1. Тенденции смертности

4.2.2. Региональные особенности

4.3. Предотвратимость смертности и инвалидности

ГЛАВА 5. Результаты исследования самосохранительного поведения подростков

ГЛАВА 6. Состояние медицинского обеспечения детей подросткового возраста, его эффективность и качество

6.1. Система медицинского обеспечения и здоровье подростков

6.2. Результаты анкетирования врачей

6.3. Результаты анкетирования родителей детей подросткового возраста

ГЛАВА 7. Научное обоснование и основные направления программы сохранения и укрепления здоровья подростков России 7.1. Характеристика проблемы и основные направления ее решения

7.2. Цель и задачи программы

7.3. Принципы построения программы

7.4. Основные разделы и мероприятия программы

7.5. Основные индикаторы эффективности программы 260 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 265 ВЫВОДЫ 281 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 284 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 286 ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций

  • Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья детей подросткового возраста и пути совершенствования профилактической помощи 2008 год, доктор медицинских наук Романова, Татьяна Алексеевна

  • Медико-социальное исследование здоровья подростков на региональном уровне (на примере Краснодарского края) 2008 год, кандидат медицинских наук Терзиева, Екатерина Демьяновна

  • Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения 2005 год, доктор медицинских наук Ильин, Александр Геннадьевич

  • Комплексная медико-социальная характеристика состояния здоровья подростков (по материалам Астраханской обл.) 2006 год, кандидат медицинских наук Супрун, Светлана Владимировна

  • Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения 2007 год, доктор медицинских наук Конова, Светлана Романовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления»

Актуальность исследования. Решение демографической проблемы -одно из первостепенных направлений государственной политики Российской Федерации. Хотя по сравнению с 2005 годом рождаемость в стране увеличилась более чем на 21 процент, младенческая смертность сократилась на четверть, численность населения России в 2009 году впервые за много лет не уменьшилась, однако, в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов (Д.А.Медведев, 2010).

Выделение приоритетных направлений и их целевое финансирование стали эффективными методами решения самых острых социальных задач и проблем, в том числе и в охране здоровья детей, как, например, углубленная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи детям.

Вместе с тем, многие показатели остаются очень тревожными. Продолжает сокращаться число детей в возрасте от рождения до 17 лет включительно: с 31,6 млн. в 2002 году до 25,4 млн. человек в 2009 году.

За период с 2000 года по 2008 год численность детей в возрасте 15-17 лет сократилась почти на 30% - с 7543 тыс. человек до 5274 тыс. человек в 2008 году (Росстат, 2009).

Особое беспокойство вызывает состояние здоровья подростков, которые представляют собой ближайший репродуктивный, социальный, экономический, военный, интеллектуальный и культурный резерв общества (Баранов A.A. и др., 2006; Потапов А.И. и др., 2008).

От уровня здоровья в подростковом периоде жизни зависит реализация жизненных планов, в том числе профессиональная подготовка, стремление к социальному развитию, создание семьи и рождение детей, то есть именно те факторы, которые предопределяют развитие страны в целом (Баранов A.A. и др., 2003, 2006; Кучма В.Р. и др., 2003; Щепин В.О., 2004; Альбицкий В.Ю., 2006; Сухарева Л.М. и др., 2009; Чичерин Л.П., 2010).

В резолюции XIV Конгресса педиатров России (2010) отмечено, что если заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 8,5%, то среди детей в возрасте 15-17 лет ее рост составил 69,5%. Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хронической патологии, доля которой в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%.

Официальные статистические данные за последние 5 лет свидетельствуют о том, что общая заболеваемость детей старшего подросткового возраста (15-17 лет) увеличилась на 25%, а первичная - на 24%. После окончания школы только 15% детей являются абсолютно здоровыми, до 60% детей имеют хронические заболевания и 25% подростков -различные функциональные или пограничные расстройства (Баранов A.A. и др., 2008; Ильин А.Г., 2008; Конова С.Р., 2008; Модестов A.A. и др., 2008; Кучма В.Р. и др., 2009).

Детская инвалидность является одной из важнейших проблем современности во всех странах, так как охватывает сотни тысяч детей, которые нуждаются во внимании и поддержке общества, социальной, медицинской и другой помощи. Динамика детской инвалидности в нашей стране характеризуется ростом как абсолютного числа детей, получивших статус ребенка-инвалида, так и показателей ее распространенности (Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., 2001, 2008).

Особую тревогу вызывает детская и юношеская смертность. Увеличение внешних причин смертности отмечается среди подростков в возрастной группе 15-19 лет. Анализ подростковой смертности показал, что 75% от общего числа смертей можно было предотвратить, поскольку они были обусловлены несчастными случаями (34%) и самоубийствами (30%), злоупотреблением или отравлением психоактивными веществами (6%), алкогольной интоксикацией (5%) (Альбицкий В.Ю., 2010).

Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих в фертильный возраст. Имеются многочисленные данные о том, что около 60% заболеваний детского и подросткового возраста могут представлять угрозу фертильности. За последние 5 лет частота гинекологических и андрологических болезней среди детей всех возрастов увеличилась на 50%. Более половины детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции (Мирский В.Е., Рищук C.B., 2008, Уварова Е.В., 2010). Возникает замкнутый круг: «больные дети - больная молодежь - больные родители - больные дети» (Юрьев В.К., 2000).

То, как впоследствии будет развиваться демографическая ситуация в России, в очень большой степени зависит от социологических и психологических характеристик, ценностных ориентаций и предпочтений современных подростков. Эксперты ВОЗ считают, что причины 70% случаев преждевременных смертей среди взрослых связаны с поведенческими факторами, приобщение к которым происходит в подростковом возрасте (ВОЗ, 2005). Отмечаемое во многих исследованиях рискованное поведение детей, подростков и молодежи, усугубляемое возросшим потреблением табака, алкоголя и наркотиков, подтверждает это предположение (Стародубов В.И. и др., 2003; Камаев И.А., 2005; Баранов A.A. и др., 2007, 2009; Макеев Н.И., 2010; Онищенко Г.Г., 2010).

Таким образом, обеспечение и сохранение здоровья, в том числе, репродуктивного, детей, особенно подросткового возраста, - самый перспективный вклад, который российские общество и государство могут сделать в настоящий момент, чтобы иметь гарантированные перспективы своего развития в самом ближайшем будущем. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что многие вопросы формирования здоровьесберегающего поведения, заболеваемости, инвалидности, смертности у детей подросткового возраста в Российской Федерации требуют более углубленного изучения и разработки программы по сохранению и укреплению здоровья подростков.

Цель работы - разработать систему мероприятий по совершенствованию медико-социального обеспечения подростков в возрасте 15-17 лет в Российской Федерации на основе комплексного социально-гигиенического и медико-организационного исследования. Задачи исследования:

1. Выявить особенности заболеваемости детей подросткового возраста в

Российской Федерации

2. Проанализировать структуру, уровень, региональные особенности и тенденции инвалидности и смертности подростков в Российской Федерации.

3. Изучить параметры самосохранительного поведения подростков.

4. Провести анализ состояния медицинского обеспечения подростков в

Российской Федерации.

5. Оценить качество медицинской помощи по данным анкетирования подростков, родителей, врачей.

6. Разработать методологические подходы к построению комплексной целевой программы сохранения и укрепления здоровья подростков Российской Федерации.

7. Предложить рекомендации по совершенствованию медицинской помощи подросткам. Научная новизна. В результате проведенного комплексного социально-гигиенического и медико-организационного исследования впервые получена следующая научная информация:

Выявлены основные медико-статистические закономерности первичной и общей заболеваемости подростков в Российской Федерации;

Впервые получены данные о накопленной и исчерпанной заболеваемости детей подросткового возраста;

Представлены региональные особенности заболеваемости, инвалидности и смертности подростков России;

Оценены резервы снижения смертности и инвалидности подростков РФ с позиции их предотвратимости;

Выявлены особенности самосохранительного поведения подростков с учетом их психологических характеристик;

Установлены основные проблемы медицинского обеспечения подростков на разных этапах оказания медицинской помощи;

Проведена оценка качества оказания медицинской помощи детям подросткового возраста с позиции самих подростков, родителей и врачей.

Данные, положенные в основу настоящего исследования, позволили впервые разработать методологические подходы к составлению федеральной программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста».

Практическая значимость полученных в ходе исследования данных и выводов заключается в том, что:

1) результаты исследования позволили определить ведущие направления сохранения и укрепления здоровья подростков Российской Федерации, которые были взяты за основу при разработке проекта федеральной программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста на 2011 - 2014 годы», утвержденного Президиумом Российской академии медицинских наук;

2) проведенная интегральная оценка и анализ медико-статистических закономерностей в изменении состояния здоровья российских подростков позволяют планировать и реализовать комплекс мероприятий и приоритетных направлений по оздоровлению и воспитанию подростков, рациональному и эффективному использованию медико-социальных ресурсов как на федеральном, так и на региональных уровнях;

3) использование медико-статистических данных для изучения динамики и структуры заболеваемости, инвалидности и смертности подросткового населения Российской Федерации позволяет выделять территориальные образования с максимальными и минимальными значениями показателей и разрабатывать дифференцированные профилактические программы на региональном уровне;

4) предложен научно-обоснованный подход к проведению региональной политики в области охраны здоровья подросткового населения России на основе учета разнородности уровней и структур причин подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности в территориальных образованиях страны и выявлении их предотвратимых причин в Российской Федерации;

5) разработанная методика изучения исчерпанной заболеваемости (свидетельство о регистрации программного обеспечения « КА1Ш8» № 2009614573) может быть использована для проведения информационного скрининга заболеваемости детей в регионах.

Внедрение результатов исследования в практику.

Основные результаты исследования нашли применение в учебно-педагогическом процессе кафедр: поликлииической и социальной педиатрии ФУВ ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедры медицинской экспертизы факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кафедры педиатрии и детской ревматологии педиатрического факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, отдела постдипломного профессионального образования НЦЗД РАМН. Результаты диссертационного исследования использованы: Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при подготовке материалов в Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации за 20082009 годы, а также при разработке приказа Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 08.06.2010г. №430н); в работе парламентских слушаний на тему: «Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации», проведенных Комитетом по охране здоровья Государственной Думы 10 ноября 2009 года; Российской академией медицинских наук при разработке проекта федеральной целевой программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего подросткового возраста на 2011-2014 годы». Получено свидетельство о регистрации программного обеспечения «КАЯиБ» № 2009614573 для изучения и сбора информации о заболеваемости.

Апробация работы. Диссертационная работа апробирована на совместном заседании проблемных комиссий «Медико-организационные проблемы педиатрии» и «Новые технологии в педиатрии» Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН.

Основные положения и результаты исследования доложены на Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Иваново, 2008), на XVI Съезде педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2009), на 4-ом Европейском Конгрессе педиатров (Москва, 2009), на Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 140-летию образования первой гигиенической кафедры в России, «Профилактическая медицина в России: истоки и современность» (Казань, 2009), на XIV Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2010), на Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии» (Ставрополь, 2010), на XV Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2011). и

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 35 печатных работ, из них 15 в журналах, включенных в «Перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ».

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, обзора литературы, главы, отражающей методы и объем исследования, 5 глав с результатами собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, содержащего 179 отечественных и 52 зарубежных источника, приложения. Диссертация изложена на 333 страницах, иллюстрирована 81 таблицей и 52 рисунками.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение», 14.00.33 шифр ВАК

  • Совершенствование медико-социальной помощи учащимся в системе начального профессионального образования 2011 год, кандидат медицинских наук Чернышева, Наталия Витальевна

  • Инвалидность и смертность детского населения России: региональные особенности и законодательное обеспечение путей снижения 2005 год, доктор медицинских наук Яковлева, Татьяна Владимировна

  • Научное обоснование системы мер по формированию здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи 2013 год, доктор медицинских наук Иванова, Анна Аркадьевна

  • Совершенствование медико-социальной помощи детям подросткового возраста крупного индустриального центра 2005 год, доктор медицинских наук Рзянкина, Марина Федоровна

  • СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 2011 год, кандидат медицинских наук Вологдина, Елена Леонидовна

Заключение диссертации по теме «Общественное здоровье и здравоохранение», Антонова, Елена Вадимовна

1. Разработанная методология исследования состояния здоровья подростков позволила установить основные закономерности заболеваемости, инвалидности и смертности детей 15-17 лет в Российской Федерации и научно обосновать комплекс мер по совершенствованию системы оказания медицинской помощи данной возрастной группе.

2. Анализ первичной и общей заболеваемости по обращаемости за семилетний период (2002-2008) выявил негативный их тренд среди российских подростков, соответственно, на 22,1% и 24,8%. Наивысший рост показателей отмечен по классам новообразований, болезням системы кровообращения, симптомам, признакам и отклонениям от нормы. За все исследуемые годы первые три ранговых места устойчиво занимают класс болезней органов дыхания, травмы и отравления, болезни кожи и подкожной клетчатки. Исчерпанная заболеваемость подростков (по материалам г. Красноярска - 1732,2%о) превышала общую на 8,6 - 17,3% по отдельным классам болезней, а в ее структуре первые ранговые места занимали болезни органов дыхания (35,6%), костно-мышечной системы (10,5%), кровообращения (9,4%), глаза и его придаточного аппарата (8,0%). Сложившаяся ситуация дает возможность выявить основные детерминанты и предикторы наиболее распространенной патологии и обозначить приоритеты профилактического и клинико-организационного характера.

3. Выявлены региональные особенности уровня и структуры заболеваемости подростков. Низкие уровни первичной и общей заболеваемости отмечены в Южном федеральном округе, промежуточное положение занимают Уральский, Сибирский, Дальневосточный округа, более высокая заболеваемость фиксируется в Северо-Западном, Центральном и Приволжском округах. В структуре заболеваемости превалируют в СЗФО и ДВФО травмы и отравления, в Северо-Западном - болезни кожи и подкожной клетчатки, в Южном - болезни органов пищеварения, в Приволжском -болезни мочеполовых органов и костно-мышечной системы.

4. В Российской Федерации распространенность инвалидности у подростков 15-17 лет увеличилась (с 202,3%оов 2001г. до253,7%оо в 2008 г.) за счет новообразований, психических расстройств и расстройств поведения, болезней нервной системы, уха и сосцевидного отростка, системы кровообращения и врожденных аномалий. В ее структуре первые ранговые места занимают психические расстройства и расстройства поведения (32%), болезни нервной системы (16,7%) и врожденные аномалии (11,8%). Главные нарушения в состоянии здоровья и ведущие ограничения жизнедеятельности у подростков характеризуются ростом показателей при всех ее видах. Наиболее распространены умственные (76,1%оо), висцерально-метаболические (56,8%оо), двигательные нарушения (50%оо), ограничение способности адекватно вести себя (111,1%оо), передвигаться (58,9%оо) и общаться с окружающими (44,8%оо). Уровень предотвратимой инвалидности у подростков низкий - менее 15%.

5. В XXI веке смертность российских подростков имеет выраженную тенденцию к снижению. В 2009 г. смертность подростков 15 - 19 лет составила 93,6%ооо и регистрировалась у юношей (127,7%ооо) в 2,2 раза выше, чем у девушек (58%ооо). Смертность сельских подростков значительно превышала показатели среди их городских сверстников (у юношей этот разрыв больше, чем у девушек). В структуре подростковой смертности основное место занимают травмы и отравления (до 72%), за счет которых, в основном, произошло ее снижение. Смертность подростков снизилась от неточно обозначенных состояний, новообразований и прочих причин, а повысилась - от болезней системы кровообращения. Уровень предотвратимой смертности у юношей в три раза выше, чем у девушек; у последних ее доля в общей подростковой смертности увеличивается интенсивнее.

Региональные особенности смертности российских подростков характеризуются нарастанием ее уровня в северо-восточном направлении. Неблагополучие определяется внешними причинами смерти, прежде всего, самоубийствами, убийствами и другими формами насилия. Наименьший удельный вес предотвратимой смертности регистрируется в Южном ФО, наибольший - у юношей в Уральском ФО и у девушек в Сибирском ФО.

6. В образе жизни подростков продолжают оставаться значимыми такие факторы риска как низкая физическая и медицинская активность, употребление психоактивных веществ, рискованное сексуальное поведение. Кроме того, у многих подростков отмечается предрасположенность к проявлению таких форм девиантности, как склонность к аддикции (18,1% девушек и 35,4% юношей), реализации саморазрушительного поведения (21,9% и 40,0% соответственно), агрессивные тенденции (29,6% и 16,8%).

7. Проводимые в учреждениях здравоохранения профилактические медицинские осмотры, а также работа по раннему выявлению нарушений здоровья недостаточно эффективны. На фоне роста распространённости большинства классов и групп болезней практически не увеличился процент охвата диспансерным" наблюдением подростков с тяжелой хронической патологией. Причиной такой ситуации является недостаточная диагностическая база осмотров, устаревший протокол их проведения, а также низкая доступность современного лабораторного и инструментального обследования и консультирования некоторых врачей-специалистов амбулаторно-поликлинического звена.

8. При разработке региональных целевых программ по охране здоровья подростков следует учитывать: сведения о накопленной и исчерпанной заболеваемости; региональные особенности показателей здоровья детей; поведенческий фактор; состояние и качество медицинской помощи контингенту. Ведущими принципами построения и реализации целевой программы должны быть: а) межсекторальный подход, прежде всего, тесное взаимодействие систем здравоохранения и образования; б) профилактическая направленность; в) создание инфраструктуры и внедрение технологий по формированию здорового образа жизни; г) непрерывность и преемственность оказания всех видов медицинской, медико-социальной и медико-психологической помощи.

1. Расширить программу углубленных профилактических осмотров детей в возрасте 15, 16 и 17 лет за счет введения дополнительных осмотров врачей-специалистов, лабораторного и инструментального обследования и распространить их на возрастные группы 15, 16 и 17 лет.

2. Органам управления здравоохранением и образованием субъектов Российской Федерации разработать региональные программы по формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни, предупреждению поведенческих факторов риска у детей, в том числе подросткового возраста, с учётом социально-экономических особенностей региона.

3. Органам местного самоуправления и управления здравоохранением муниципальных образований:

Обеспечить развитие «Центров здоровья» для детского населения на базе муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений;

Привести структуру детских амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствие с действующими нормативными документами, укомплектовать их квалифицированными медицинскими кадрами, в первую очередь, для дальнейшего развития отделений восстановительного лечения, медико-социальной помощи, организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;

Создать условия для постоянного повышения квалификации врачей,

Работающих в педиатрических учреждениях первичного звена здравоохранения с учетом автоматизации рабочих мест, внедрения в детские поликлиники новых современных диагностических и лечебных технологий, а также необходимости знания врачом законодательной и нормативной правовой базы работы учреждений первичного звена; для повышения доступности и качества медицинской помощи подросткам обеспечить приоритетное оснащение детских амбулаторно-поликлинических учреждений современным оборудованием; обеспечить выполнение медико-экономических стандартов оказания амбулаторно-поликлинической помощи подросткам; целесообразно развитие сети многопрофильных реабилитационных центров для организации медико-психологической помощи подросткам.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Похожие публикации