Если ребенок берет чужие вещи. Почему дети воруют? Ребенок берет чужие вещи

Термин «воровство», как доказали психологи, не может быть применен к дошкольникам. Их психика не осознает разницу между «своим» и «чужим», и это еще раз объясняет, почему дети воруют игрушки в гостях и приносят их домой. А вот что делать родителям, если ворует ребенок старшего возраста, психологи советуют: попытаться выяснить причину и поговорить с ребенком.

Что делать, если ребенок стал воровать чужие вещи?

Причин, по которым сын или дочь может принести чужой телефон, игрушку, книгу и т.д. домой, может быть несколько:

  • желание владеть чем-то, что ему не покупают;
  • возможность привлечь к себе внимание со стороны родителей.

В первом случае отучить ребенка воровать можно, как объяснив ему, что чужое брать нельзя, так и пригрозив наказанием. Особенно это характерно тогда, когда вещь, которую взял ребенок, сломалась. В этом случае школьнику необходимо объяснить, что деньги за испорченное нужно вернуть, если у него есть накопления, или отработать. Другое дело, если ребенку не хватает внимания, тогда только беседа и совместное времяпровождение помогут решить эту проблему.

Что делать, если ребенок начал воровать деньги?

Как правило, дети начинают в подростковом возрасте. Причин, которые подталкивают их к этому, может быть много:

  • отсутствие при условии, что остальным детям, например, при походе в кино, такие средства выдаются;
  • вымогательство со стороны старших детей;
  • потребность в самоутверждении, при покупке за них, дорогой вещи;
  • отсутствие контроля, особенно при хорошем достатке в семье.

Советы психолога по поводу того, что ребенок ворует деньги у родителей, сводятся к тому, что сначала надо выяснить причину, а после постараться найти вместе с ребенком решение, чтобы этого больше не повторилось. Если это вымогательство, то нужно идти в полицию. Если дело в отсутствии контроля, потому что деньги «валяются» везде и им нет счета, то имеет смысл положить их в определенное место, куда не будет доступа и т.д. Однако проблема сильно осложняется, когда школьник не признает свою вину. Что делать, если ребенок ворует и врет, – доказать факт воровства. И только тогда можно говорить о преступлении, детских колониях, о том, что все деньги надо отдавать. Как объяснить ребенку, что нельзя воровать, - вопрос, на который лучше отвечать с реальными историями, фотографиями: из зала суда, тюремных заключенных и т.д., доказывая, что у этих людей поломана жизнь, нет образования, дорогих машин и, как правило, будущего. Здесь очень важен момент понимания ребенком, что чужое никогда брать нельзя, ведь за этим сразу последует наказание.

Почти каждый ребенок хотя бы один раз в жизни пробует взять не принадлежащую ему понравившуюся вещь. Во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения или представлением о себе как о преступнике.

Обычно под воровством родители понимают фактически каждый случай, когда их ребенок (особенно приемный!) без спросу берет чужую вещь. Очень важно для взрослых помнить, что воровство как таковое имеет ряд принципиальных признаков, которые будут рассмотрены ниже, и не надо торопиться с «ярлыками» и с трагическими выводами.

Почему ребенок берет чужое: 8 причин

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

Клептомания , которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

Почему приемный ребенок ворует

Получается, что во многих случаях, когда ребенок берет чужое, это не является воровством. Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами или особенностями социальной ситуации, например, когда окружающие осуждают семью и ребенка.

Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок приемный, имеют под собой основания. Только . Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям.

Большинство детей, воспитывающихся в благополучных собственных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже, примерно к 12 годам.

Кроме того, способность контролировать себя, свои спонтанные побуждения, в том числе взять желаемое, формируется также примерно к этому возрасту. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, бывают задержки и в развитии совести: ему трудно сочувствовать другим и беречь их чувства, потому что у него не было такого опыта. У него не было отношений, которыми он бы дорожил больше всего на свете, поэтому сиюминутная ценность понравившейся вещи оказывается на первом плане.

Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы — это и все вышеперечисленное означает, что для приемных детей может потребоваться, во-первых, значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, а во-вторых, дольше требуется внешний контроль со стороны взрослых. Под «контролем» подразумевается не подозрительность в отношении ребенка и враждебное отношение к нему, а создание системы четких требований и поддержки ребенка в процессе усвоения новых правил жизни.

Кроме того, если причиной присвоения чужого является не меркантильность, а иные описанные выше причины, нужно бороться не с внешним проявлением проблемы, а с ее источником. Решать проблемы невротизации, утраты, желания ребенка сохранить связь со своей кровной семьей и т.д. Тогда проблема «воровства» со временем исчезнет за ненадобностью, поскольку будет найден другой, более удачный способ решения реальных трудностей, существовавших в жизни ребенка.

Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

Осознавать реальный эффект своих действий. Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, особенно изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться. Но если речь идет об осознанном поведении взрослого человека, необходимо спросить себя: какова моя цель? Какую информацию получит от меня ребенок? Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться на своих проступках, а также тому, что когда родители в гневе, они кричат и дерутся. Но это не научит ребенка пониманию того, почему именно воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее он научится более тщательно скрывать свои проступки от конкретных людей. Поэтому после любого эмоционального взрыва нужно начать планировать формирование изменений в поведении ребенка.

Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.

Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник. Случившееся — шанс для него освоить некоторые важные правила человеческого общежития. Навешивание «ярлыков» приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он уже вор, чего тут думать-то?

Искать подлинные причины. Постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать. Также важно знать жизненную историю ребенка, потому что кроме того, как ребенок сам объясняет свое поведение, имеют значение объективные проблемы и особенности развития.

Учитывать возраст и особенности развития ребенка. Часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Ребенок, чей биологический возраст 12 лет, в моральном отношении может соответствовать 6 годам. И родителям, которые занимаются его , придется исходить в своих действиях из этой реальности.

Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки/игру, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Объяснить, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и как люди это преодолевают, и т.д.

Предложить выход из ситуации. Возмещение морального и материального ущерба (насколько это возможно) для пострадавших. Обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить публично и не бросать его одного в этой ситуации. Найти способ, как сам ребенок может возместить нанесенный ущерб: вернуть, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного и т.д.

Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Очень важно, чтобы родители четко выразили свою позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».

Своим собственным поведением выражать уважение к собственности , в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах. И не провоцировать ребенка, оставляя на видном месте деньги и ценности, пока не будет уверенности в том, что ребенок научился справляться с ситуацией.

Решать подлинные проблемы ребенка, которые стоят за воровством. Если родители не могут понять, что движет ребенком, стоит обратиться к детскому психологу.

Верить в своего ребенка. Быть на его стороне не означает отрицания проблемы, но свидетельствует о том, что сам ребенок и отношения с ним для родителей важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.

Я нашла видеоигру в шкафу своего 12-летнего сына; знаю, что она не принадлежит ему. Уверена, что он украл ее в магазине. У него есть все, что он хочет. Зачем ему красть? Не хочется думать, что у него задатки клептомана*. Что же мне делать?
-Карен, мать двоих детей, Луисвилль, штат Кентукки

"Давай, положи это себе в ранец. Никто не видит".
"Я никогда не смог бы заплатить за это".
"Давайте возьмем все. Это будет так круто!"

* Клептомания- патологическое импульсивно возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. - Прим. ред.

Коротко о главном.
Реакция родителей на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Лучшая реакция - та, которая не только помогает ребенку осознать ваши надежды на честность, но и понять, почему это так важно.

Одна из ситуаций, которая гарантированно потрясет даже самых спокойных родителей, - это когда обнаруживается, что ребенок что-то украл. Будьте уверены, что воровство гораздо больше распространено, чем можно себе представить, особенно среди младших детей с еще не сформированными представлениями о собственности. Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте пяти-семи лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что-либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия.

Четыре шага к прекращению воровства

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа, можно прямо спросить: "Ты взял ее?"
Важно запомнить два "не" в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, - очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика "нулевой толерантности". В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенка постарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, - ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?"

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг - убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание - потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.

План поэтапного изменения

Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький "сувенир" из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного Поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана Изменений.
1. Обратитесь к шагу 1, поскольку самым важным элементом изменения поведения ребенка является определение факторов, подталкивающих к воровству. Чтобы лучше разобраться в этом, поговорите со взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка и чьему мнению вы доверяете. Несмотря на то, что дети часто крадут, чтобы проверить, сойдет ли это им с рук, такое поведение может указывать на существование более глубокой неудовлетворенной потребности. Безусловно, здесь следует рассматривать множество факторов, вот примеры.
Произошли ли перемены в семье, такие как развод, новый ребенок, новая работа и т.п., из-за которых ребенку не хватает внимания?
Проявляет ли ребенок импульсивность и требует ли он исполнения желаний немедленно?
Может быть, он равнодушный и поэтому не осознает обиды, которую наносит жертве?
Может быть, ребенок не усвоил таких понятий, как честность, собственность и необходимость просить разрешения?
Может быть, в вашей семье нестрогие правила относительно собственности?
Может быть, на него давят сверстники, а ему нужно быть принятым в этой группе?
Может быть, ребенок злой или завистливый и таким образом пытается кому-либо отомстить?
2. Как только вы поймете, почему ребенок ворует, спросите себя, как избавиться от этой проблемы. Например, если вы думаете, что ребенок крадет, чтобы добиться признания сверстников, помогите ему найти друзей, которые помогут ему воспитать характер и научат противостоять сверстникам. Запишите, что вы собираетесь предпринять для решения проблемы, и обяжитесь следовать этому вместе с ребенком.
3. Перечитайте шаг 2 и подумайте, как вы поможете ребенку научиться уважать собственность других. Например, будете ли вы создавать ситуации, помогающие усвоить понятие собственности, или читать рассказы и сказки о честности, или ежедневно использовать для этого подходящие воспитательные моменты? Не обманывайтесь, думая, что ребенок уже усвоил правила честности. Этой добродетели надо учить постоянно и часто о ней повторять.
4. Подумайте, что вам следует предпринять, чтобы ребенок понял последствия воровства. Шаги 3 и 4 помогут вам разработать план изменений. Самая важная задача - добиться, чтобы ребенок понял не только то, что воровать плохо, но и то, что в итоге он будет нести ответственность за свои действия.
5. Если воровство становится часто повторяющейся особенностью поведения, подумайте о консультации у специалиста. Такое поведение нужно немедленно пресекать.

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения - это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
1 неделя

Неприятно, когда твой милый малыш случайно прихватывает в магазине пару леденцов. Но не надо драматизировать и видеть в нем будущего гангстера. Дети дошкольного возраста еще не в полной мере могут провести границу между своим и чужим: понимание приходит со временем. В 1−3 года ребенок спокойно играет с любыми игрушками, которые лежат на детской площадке. С 4 до 6 лет уже он понимает, что берет чужое, но не всегда в состоянии оценить, плохо это или хорошо. А вот к 7 годам у ребенка формируется свой внутренний цензор.

С чего начать?

Чем раньше ты станешь прививать дочке или сыну понятие личной собственности, тем проще он усвоит правила, и тем меньше шансов в будущем столкнуться с проблемой воровства.

1. Приучай ребенка всегда спрашивать «Можно я возьму вот это?» - не только у чужих людей, но и у тебя. И сама следуй этому принципу.

2. Важно, чтобы у каждого члена семьи (включая младших) были свои вещи, которые нельзя трогать без разрешения. То есть и ты тоже не перекладываешь игрушки ребенка без его ведома.

3. Старайся привить ответственность за личные вещи. Каждая должна находиться на своем месте.

4. Показывай правильный пример: сама не подбирай на улице потерянные деньги, драгоценности. Ведь так ты даешь ребенку понять: все, что «плохо лежит», можно забрать.

Причины воровства

Стараешься соблюдать все перечисленные принципы, но твой дошколенок (младший школьник)   все равно время от времени берет чужое? Причины здесь могут быть разные.

Желание быть как все, вписаться в коллектив. Когда идет волна популярности фей, пони или бакуганов, ребенку хочется не отставать от других. А если родители не покупают? Поддавшись порыву, малыш берет чужое и восполняет потребность быть частью коллектива.

Стремление компенсировать нехватку тепла и заботы. Часто родители откупаются от детей подарками, вместо того чтобы провести полчаса за игрой. И эта модель усваивается: раз мне грустно и одиноко, надо просто взять вещи, которые мне нравятся, и станет лучше.

Попытка привлечь внимание. Раньше у тебя голова была занята своими делами, но, стоило только сыну или дочке стащить что-то в магазине, ты сразу переключилась на них.

Жажда отомстить. Ребенок, которому не хватает поддержки ровесников (в детсадовской группе, классе), может тайно забрать вещи своего обидчика, сломать или спрятать их - и одержать моральную победу.

Но все это ты сможешь выяснить, только если спокойно поговоришь с ребенком.

Как реагировать?

Важно, чтобы родители четко понимали: в этой неприятной ситуации нельзя противопоставлять себя ребенку. Наоборот, надо быть с ним, попытаться понять и помочь.

Ругать бесполезно. Потому что, когда ты отчитываешь его, ты словно говоришь ему: «Я очень хорошая и правильная, а ты нарушаешь мои запреты, значит, ты - плохой». Увы, такую реакцию можно назвать типичной. Когда вскрывается факт «воровства», мы в первую очередь думаем о себе: «Я что, плохая мать? Что люди скажут?» И начинаем нападать на ребенка.

Выясни причину такого поведения. Только не надо вопрошать «почему?» - провинившийся станет защищаться и уйдет в себя. Лучше спроси: «Для чего ты это сделал? Чего именно ты хотел?» Когда он расскажет, постарайся предложить другой выход из той неприятной ситуации, которая вынудила его взять что-то чужое.

Объясни на примерах. Предложи ребенку представить, что это у него отняли любимую игрушку. Спроси, расстроится ли он. Точно так же обидно и грустно другому малышу, у которого он взял машинку без спроса. В младшем школьном возрасте можно привести в пример любимого учителя («представь, что кто-то возьмет вещь у него»). А с детьми постарше лучше обсуждать ситуацию, отталкиваясь от их общения с ровесниками («если ты возьмешь вещь у лидера, то не станешь таким же крутым»).

Чем старше ребенок, пойманный «с поличным», тем важнее смотреть не на него, а на себя и семью в целом. За кем он повторяет? Что пытается компенсировать? Возможно, понадобится и консультация психолога… В любом случае самое главное - вести с ребенком открытый диа­­лог и быть на его стороне, что бы ни случилось.

Ещё совсем недавно ваш милый малыш радовал вас, не позволяя усомниться в нем ни на минуту.

Беззаботный и открытый к миру сынок или дочурка-хохотушка, рассказывающая о каждой мелочи своим родителям, не давали ни малейшего повода для огорчения и разочарования.

Но вдруг, как гром с ясного неба вы начинаете замечать, что в вашем кошельке волшебным образом меняются суммы.

Мозг начинает судорожно вспоминать, куда вы потратили недостающие рубли.

Вспоминаете каждые шаги, проделанные за день, но всё тщетно и вы не находите никаких объяснений происходящему.

Мысли о том, что родной ребенок причастен к этому вы пытаетесь отгонять до последнего. Но вот наступает момент, когда тайное становится явным и нужно принять то, что есть на самом деле.

Итак, вы точно знаете, что ваша родная кровинка изредка забирается в ваш кошелек, ничего не говоря вам об этом.

Что делать, если ребенок ворует деньги - этот вопрос настойчиво возникает в вашей голове каждый день. Почему это происходит и как правильно поступать родителям в такой ситуации - сейчас подробно все разберём.

Почему ребенок начинает воровать?

Причин может быть несколько. Зная их, вы сможете правильно объяснить воровство вашего ребенка.

  1. У ребенка много запретов и у него не получается легально получить то, что он хочет (по этой теме читайте статью Как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>);

Он не может найти другого способа получить желаемое, кроме воровства. Когда дети начинают чего-то сильно желать, они активно начинают искать различные способы, которые помогут им достичь своей цели.

И если своровать это - единственный вариант получения желаемого, то значит ребёнок выберет его, как ни печально вам это слышать.

  1. Родители сами нарушают границы своих детей;

Вспомните, вы часто стучитесь, когда заходите к своему ребенку в комнату?

А это стоит обязательно делать, даже если вашему ребенку не больше 5 лет. Он смотрит на вас и делает выводы о том, что значит и ему можно ни о чем не спрашивать и не ждать вашего разрешения на какие-то его действия.

  1. У малыша не сформировано ощущение собственности (близкая статья по тем, которая может быть вам интересна: Ребенок-жадина >>>);

Ему тяжело различить где своё, а где чужое. Часто можно наблюдать, как родители говорят своему ребенку: «Отдай машинку братику (сестричке), он же ещё маленький».

Да и просто в песочнице зачастую мамочки требуют от своих детей, чтобы они поделились своими игрушками с другими, невзирая даже на то что те явно не желают это делать.

А всё потому, что мама в приятельских отношениях с мамочкой ребенка, который упорно хочет получить игрушку ее малыша и делает всё возможное для этого - истерика, крик, плач и и.д.

И взрослый начинает чувствовать себя заложником ситуации:

  • и у своего не отберешь (явных оснований для этого нет);
  • и хочется как-то посодействовать своей подружке-маме, оставаясь хорошей в ее глазах, которая мечется, не зная, что делать со своим малышом, закатившим истерику на всю площадку.

Вот и начинается не прямое, но косвенное давление родителей на своих детей, путем неоднократного повторения: «Поделись с мальчиком, ты же видишь он плачет».

Кстати, про то как правильно вести себя на детских площадках, научить малыша безопасности, говорим на интернет-семинаре Внимание: прогулка !>>>

Вы наверняка сможете припомнить такую ситуацию. Если она не происходила конкретно с вами, так обязательно с вашими знакомыми или вы просто могли наблюдать за этим со стороны.

А именно это и приводит к тому, что у ребенка не формируется четкое понимание своей собственности.

Его постоянно заставляют отдавать свои личные вещи.

  • Малыш начинает воспринимать это как то, что так и должно быть, причем у всех;
  • Он не воспринимает собственность другого человека;
  • Его мысли по этому поводу следующего характера: «Раз у меня могут забрать, не спросив, хочу ли я это отдать или нет, значит и я могу поступать так с другими».
  1. Воровство, как способ привлечь внимание других и показать им таким образом, что есть проблемы.

В этом случае воровство выступает неким симптомом, который говорит о том, что ребенку чего то не хватает.

  • Это может быть внимание родителей, их любовь;
  • Если ребенок ворует - это также может говорить о каком то неблагополучии в целом (внутри семьи и т.д.). Таким способом он пытается привлечь внимание к проблеме;

Ребенка не пугает даже цена этого способа: ведь он прекрасно понимает, что по головке его никто за такие поступки не погладит. Но даже такое внимание для него ценно.

Хотя вы, конечно же, можете пребывать в полном недоумении, думая о том, чего же вашему малышу может не хватать (читайте полезную статью Как вести себя с ребенком ?>>>).

Ведь у него есть все, что только он не попросит: начиная от всевозможных игрушек и заканчивая гаджетами (в зависимости от возраста).

Но внимательно проанализируйте, сколько времени вы проводите со своим малышом, внимательно выслушивая все, о чем он вам рассказывает.

Важно! Внимание, а точнее его нехватка, - это наиболее часто встречаемая причина того, почему ребенок ворует. Может как раз это ваш случай?

Как реагировать на воровство?

Помните! Никогда не начинайте кричать на ребенка, когда разбираетесь с ним в сложившейся ситуации.

Запомните две основные вещи: первое - криков не должны быть, а второе - никогда не разговаривайте с ним в обвинительном тоне: «Как ты мог так поступить?», «Как тебе не стыдно?»

Кстати, если спокойно разговаривать не получается, вам могут помочь советы из статьи Как не кричать на ребенка ?>>>

  1. Спокойным тоном объясните малышу, что брать чужое без спроса нельзя - это называется воровством. Скажите ему, что в вашей семье так не принято и вы никто этого не делаете;
  2. Спросите его, почему он это сделал и вместе с ним найдите способ, как можно возместить ущерб;
  3. Покажите ребенку на примере, как это неприятно, когда у тебя что-то забирают без разрешения. Например, заберите у него любимую игрушку и начните с ней что-то делать;

При этом все должно происходить на глазах малыша. Потом спросите у него, что он чувствует?

Акцентируйте его внимание на неприятных ощущениях: «Тебе не нравится это?». Скажите о том, что то же самое чувствуют другие. И затем сразу же покажите другой способ получить желаемое.

Подскажите ребенку, что во первых нужно обязательно попросить, а во вторых предложить что-то своё взамен.

  1. Обязательно признавайте право ребенка на то, что он может что-то хотеть;

Например, ваш малыш хочет такую же игрушку, как и у его товарищей. Скажите ему: «Да, я понимаю твое желание иметь эту вещь. Она действительно классная и много чего умеет, что даёт возможность существенно разнообразить свою игру».

  1. Объясните причину, почему вы не можете в данный момент дать то, что хочет малыш. И всегда будьте честными;

Не надо ничего придумывать, говорите, как есть. Если это нехватка денег, так и скажите: «У меня сейчас не хватает денег на то, чтобы тебе купить эту вещь».

Дети всегда чувствуют, искренни вы с ними или нет, и очень ценят, когда им говорят правду.

Это вопрос дальнейшего их доверия к вам. Также это укрепляет в ребенке чувство собственного достоинства: с ним считают нужным делиться всем, что происходит в их семье.

Плюс он должен научиться принимать вещи, такими, как они есть - «нет» значит «нет».

  1. Обязательно предложите варианты выхода из сложившейся ситуации.

Предложите малышу приобрести позже игрушку, когда у вас будет финансовая возможность или привяжите покупку к знаменательной дате (день рождения, новый год и т.д.).

При этом обязательно обозначьте временные промежутки, назовите точные даты. Этим вы научите ребенка терпению и умению находить правильные способы достижения поставленных целей.

Как научить ребенка 4 – 7 лет ценить деньги

Ответ на вопрос » Как отучить ребенка воровать деньги?» будет звучать следующим образом: воспитайте в малыше понимание того, что деньги имеют определенную ценность и не падают с неба.

Это важно сделать не только, когда он был уличен в воровстве денег, но и тогда, когда ничего плохого не происходит.

Знание ценности денег поможет малышу в его взрослом будущем. Он сможет правильно ими распоряжаться и добывать их. Следующие советы помогут вам научить ребенка ценить деньги и правильно обращаться с ними.

  • Примерно в 4-5 лет вы можете начать выдавать ребенку карманные деньги. Сумму не пишу, поскольку все будет зависеть от финансовых возможностей вашей семьи. Кто-то выдает по 30 рублей, кто-то по 100;
  • Пусть ребенок теперь выполняет свои желания из разряда: «Мама, купи шоколадку» или «Хочу этот журнал» на свои деньги;
  • Делайте это регулярно, не меняя правил. Не должно быть: сегодня даём деньги, а завтра нет;
  • Не давайте деньги за что то: получил хорошую оценку, убрал в комнате и т.д. Другими словами, деньги не должны быть вознаграждением;
  • Выделите конкретное место, где ребенок сможет хранить свои деньги - кошелек, копилка и т.д.

Применяя все вышеназванные 5 пунктов, вы объясните ребенку ценность денег, дадите понимание труда, сможете научить отказываться от сиюминутных желаний в пользу чего-то более важного и ценного.

Вот такие советы по борьбе с воровством получились на сегодня. Обращу сразу внимание, что все вышенаписанное действует для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Воровство в подростковом возрасте - это отдельная большая тема, которую я как-нибудь обязательно рассмотрю в отдельной статье.

Поступки наших детей не всегда будут радовать нас. Точно также, как и в нашей взрослой жизни не обойтись без сложных ситуаций, происходящих с нами или нашими близкими людьми.

На этих трудностях мы учимся и растем выше. И даже самая печальная, на первый взгляд, ситуация нужна нам для того, чтобы подняться на одну ступеньку выше. Знайте, что выход есть всегда и во всем, главное его захотеть увидеть.

Сталкивались ли вы с воровством ребенка? Как реагировали и объясняли, что так делать нельзя?

Похожие публикации