Игры для развития артикуляции. · хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки

Снежинка на ладони

Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т.п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата,воображения.

Водяные пузыри

Вам потребуются: соломинка для коктейля, емкость с водой. Научите ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предлагайте менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксируйте внимание малыша на том, какие пузыри получаются при этом. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, знакомит со свойствами вещества.

Сделайте на столе арку (ворота) из кубиков или конструктора. Положите перед
малышом ватный шарик или перышко, предложите «задуть» его в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Шелест ветра

В межкомнатном проеме повесьте бумажные полоски. Попросите малыша побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!».

От топота копыт...

Научите ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Попросите показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), взрослый конь (отчетливо и медленно). Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Мотоцикл или КамАЗ

Предложите ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем, легкового автомобиля, грузовика. Обращая внимание на то, как меняется громкость, тембр, интонации голоса. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Зарядка для языка

Расскажите малышу сказку, повторяйте вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок. Как назывался его дом? Правильно, рот. Как и в любом, доме, там был потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее небо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие, отгадай, что это за двери Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался и так несколько раз. Осмелев, он выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделав губы трубочкой, втягивайте в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки. Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (проведите языком по внешней и внутренней стороне зубов)». Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Экскурсия по дому

Покажите малышу куклу. Расскажите, что кукле Любе надоело жить
в своем кукольном домике, она хочет отправиться в путешествие
по всей квартире. Предложите ребенку показать Любе все, что
есть у вас дома, назвать каждую вещь и рассказать, для чего
она нужна. Кукла Люба, естественно, окажется любопытной
девочкой и будет задавать массу вопросов. Игру можно
растянуть на несколько дней.

Рядом, перед, около

Вам потребуются: несколько игрушек.
Предложите малышу проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе
удобное место. Вокруг ребенка разместите игрушки. Поехали.
«Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет
остановка? Посмотри, кто это спрашивает?». Вместе с крохой
придумывайте названия остановкам или вспоминайте знакомые ему.
«Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот
автобус? А кто сидит рядом с тобой?» и т.д.
предметов в пространстве, развитию речи, воображения.

Размещаем гостей

У куклы День Рождения. Она пригласила гостей, приготовила
угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить
приглашенных за праздничным столом. Рассуждайте вместе с
ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет
обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь
дружат, помнишь сказку «Заюшкина избушка», где петух спас
зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем,
они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы -
курицы, а курица - рядом с петухом. С одной стороны от петуха
будет заяц, а с другой - курица и т.п.». Еще раз повторите
порядок размещения. По приходе гостей, поручите малышу
рассадить их правильно.
Игра способствует развитию представлений о местоположении
предметов в пространстве, речи, внимания.

Кукла спит

Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка. Уложите куклу
спать. Пусть ваш малыш покачает ее на руках, споет
колыбельную, уложит в кроватку и накроет одеялом. Объясните
ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом,
чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой,
задавайте ему вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все
это делается шепотом). Не затягивайте игру, малышу может
быстро надоесть такой вид общения. Объявите, что кукле пора
вставать. «Теперь мы можем разговаривать громко!».
Игра способствует развитию речи, слуха.

Что любит наша кукла?

Вам потребуются: кукла или мягкая игрушка. «Давай спросим у
нашей куклы, что она любит делать». «Кукла, что ты любишь
делать?». Голосом куклы расскажите короткими предложениями о
ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю
кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать
ваш ребенок. Помогайте ему такими же простыми предложениями
рассказать о своих занятиях. В дальнейшем просите малыша
рассказывать о том, что любит делать мама, папа, бабушка и
т.д.
Игра способствует развитию речи, воображения.

Закончи слово

Попросите малыша закончить слово, которое вы ему назовете.
Например: доро-(га), мага-(зин), коло-(бок) и т.д. Если
ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет,
который вы называете. Взяв в руки куклу, говорите: «Кук-(ла)»,
кубик - «Ку-(бик) и т.п.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
Повтори за мной
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась,
сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т.д. После
многократного повторения делайте паузу перед последним словом,
даже когда читаете новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает... (книжки).

Яблоко или тарелка?

Задавайте малышу вопросы, предупредив его, что вы можете
ошибаться.
Яблоко и груша - это овощи?
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья? Усложняйте задания,
называя предметы из разных тематических групп:
Помидор и апельсин - это овощи?
Ложка и дерево - это посуда? И т.д.
Игра способствует развитию речи, внимания.

У меня зазвонил телефон

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». Роль телефона
могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от
конструктора и т.п. По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребенком от своего лица, задавая ему простые
вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою
любимую игрушку? Во что ты играешь?» и т.д. Меняйтесь ролями:
вы - ребенок, кроха - папа или мама. Разговаривайте от имени
игрушек, животных. Стройте диалог таким образом, чтобы ответ
ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывайте
различные предметы, вещи, продукты и т.д.
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного
запаса.

Что мы видим во дворе?

Посмотрите вместе с ребенком в окно. Поиграйте в игру «Кто
больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из
вашего окна. Детально описывайте все увиденное. Например: «Я
вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето.
Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т.д.».
Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему
наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он высокий или низкий?
У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева? И
т.д.». Игра способствует развитию наблюдательности,
внимания, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вспомните вместе с малышом, где вы были вчера, что делали,
кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на
деталях. «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета
было у Саши ведерко? А совочек?». Игра способствует развитию
памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного
запаса. Что мы будем делать завтра?
Предложите малышу придумать какое-нибудь важное дело на
завтрашний день: посчитать скамейки в парке, пойти в гости,
придумать сказку для куклы Маши и т.п. Утром следующего дня
поинтересоваться: помнит ли кроха о том, что вы хотели
сделать сегодня. Старайтесь при- адумывать такие дела,
исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или
заранее обговаривайте обстоятельства, которые могут нарушить
ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет
дождя».
Игра развивает навыки планирования, память, речь ребенка.

Кто кем был

Вам потребуются: картинки с изображениями взрослых животных и
их детенышей. Знает ли ваш малыш, что названия детенышей
часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотрите
картинки, задавая крохе вопросы о том, кто на них изображен.
Прочтите стихотворение А. Шибаева:
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая... (собака).
Жеребёнок - с каждым днём
Подрастал и стал... (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был... (телёнком).
Толстый увалень баран -
толстеньким... (ягнёнком).
Этот важный кот пушок -
Маленьким... (котёнком).
А отважный петушок -
Кро-о-хотным... (цыплёнком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки -
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра способствует развитию речи.

Предложите ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйдите за
дверь, постучите: «Тук-тук-тук», - «Кто там?». Изобразите
какое-нибудь животное. Например:
«Это я, корова. Му-у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова.
Откуда, ты, корова, идешь?». Меняйтесь ролями с ребенком,
поочередно представляйте различных зверей, людей, сказочных
персонажей. Пытайтесь вести диалог с простыми вопросами и
ответами.
Игра способствует развитию воображения, речевых навыков.
Еж - отец, ежиха - мать
Изображайте различных животных, при этом напевайте или
приговаривайте:
Если папа - серый слон,
мамочка - слониха!
А ребёнок, а ребёнок -
Маленький слонёнок!
Если папа - ёж колючий,
Мамочка - ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребёнок -
Быстроногий жеребёнок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пелёнок:
Сын коровы и быка -
Маленький телёнок.
Игра способствует развитию речи, знакомит с основами
формообразования имен существительных.

Ежик шел

Придумывайте вместе с малышом коротенькие веселые стихи,
которые расширят его познания, например:
Ёжик шёл по лесу, шёл
И один грибок нашёл.
Сел, съел
И дальше пошёл.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на
огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать
малыш. В стишок можно вставлять имя крохи - детям это очень
нравится:
Миша шёл, шёл, шёл,
Телевизор нашёл.
Сел, посмотрел
И дальше пошёл.
Настя шла, шла, шла,
Гребешок нашла.
Причесала волосы
И дальше пошла и т.д.
Игра способствует развитию речи, знакомит с функциональным
назначением предметов.

Все такое разное!

Задавайте малышу вопросы, побуждая его отвечать:
Подушка мягкая, а стол... (твердый);
Снег белый, а земля... (черная);
Слон большой, а мышка... (маленькая) и т.д.
Игра способствует развитию речи, внимания.

Юлия Беляева
Игры для развития мышц речевого аппарата дошкольников

Игры для развития мышц речевого аппарата

Человек правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности . Работа по развитию мышц речевого аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 5-7 упражнений за раз. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким» , подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху» ).

Примеры игр

для развития мышц речевого аппарата :

1. «Улыбочка-трубочка» - улыбнуться (зубы не видны, вытянуть губы трубочкой. Чередовать 7-10 раз.

2.«Заборчик-окошечко» - улыбнуться, чтобы зубки были видны, вытянуть округленные губки вперед (как будто говорим О-о-о) Чередовать 7-10 раз.

3. «Хомячок» - надуть щечки, затем втянуть. Чередовать 7-10 раз.

4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» . Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте пол счет от одного до пяти – десяти.

8. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет) .

8. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

9. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) .

10.«Жвачка» На счет «раз» - губы вытягиваются вперед. На счет «два» - растягиваются в улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

11.«Недовольная лошадка» Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья : тпр-р-р-у. На каждый счет – выдох с вибрацией.

12. «Уточка» - Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. «Поцелуй» - щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

14. «Фокус» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Дудочка и колокольчик

Педагог показывает детям инструменты – дудочку и колокольчик – и говорит: «Дудочка дудит вот так: «Ду-ду-ду!», колокольчик звенит вот так: «Динь-динь-динь!».

Затем педагог показывает детям то один, то другой инструмент, а дети изображают, как инструмент звучит.

Через повторение сочетаний «ду-ду» и «динь-динь» закрепляется произношение твёрдых и мягких звуков.

«Угадай, что звучит»

«Скажи, кто как кричит»

Эти игры можно проводить с использованием игрушек. Педагог показывает игрушку-зверушку, дети изображают, как они «кричат»:

Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок)?

Можно и наоборот: педагог изображает «крик» животного, а дети находят это животное в ряду игрушек:

Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря)?

«Кто топает?»

В этой игре дети сначала рассматривают большого Мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем воспитатель предлагает детям громко произнести: «ТОП-ТОП-ТОП!». Так топает взрослый медведь. А если произнести тихонько: «топ-топ-топ», значит, топает Мишутка.

Сначала воспитатель произносит слова в разной громкостью и высотой голоса, а дети отгадывают, «кто идёт». Затем можно предложить детям (по очереди) «загадать» Мишку или Мишутку.

По этому принципу можно придумать много похожих игр. Например, педагог прячет игрушки Зв ширму, произносит за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними разговаривает.

«На барабане - барабанят, на дудочке – дудят»

Педагог рассматривает вместе с детьми музыкальные инструменты и говорит: «На барабане – барабанят, на дудочке – дудят».

Затем дети закрывают глаза, а педагог ударяет по барабану барабанными палочками:

Что барабан делает?

Барабанит.

Как он барабанит?

Громко.

А сейчас как он барабанит?

Тихо.

Затем педагог берёт дудочку и дудит.

Что дудочка делает?

Дудит.

Как она дудит?

Тихо.

А сейчас как дудит?

Громко.

Игра повторяется несколько раз. Затем можно пригласить двух детей: одному дают барабан и палочки, другому – дудочку. Остальные дети закрывают глаза. По сигналу педагога барабанщик барабанит.

Что звучит?

Барабан.

Барабан что делает?

Барабанит.

Как барабан барабанит – громко или тихо?

И т.д.

Затем точно так же обсуждается звучание дудочки.

Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утёнок, лягушка и лягушонок, корова и телёнок, кошка и котёнок. Если подбор игрушек вызовёт затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к совместной деятельности.

В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.

Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка)

У мамы кошки есть детёныш. Он мяукает как? (мяу-мяу)

Му-у-у – кто так мычит? (корова)

А кто у не детеныш? (Телёнок)

Теперь ещё раз послушайте и угадайте, кто это мычит, корова или телёнок.

А кто квакает тоненько? (Лягушонок)

Лягушка-большая и квакает грубым голосом, а её детёныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Можно предложить детям правильно позвать игрушку, тогда с ней можно поиграть: «Лягушонок, иди к нам». «Утёнок, поиграй со мной»

Игра «Найди звук»

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательными являются слон и собака. Взрослый предлагает ребёнку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука с (слон, собака). Если ребёнок называет слово, в котором нет звука с, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, коошкаа.

Кошка не может ехать в машине. В слове «кошка» нет звука с.

Ребёнок выбирает гуся. Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

Машина не поедет,потому что в слове гусь слышится звук сь, а не с.

Игра «Громко – шёпотом», «Быстро – медленно»

Взрослый говорит, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе с детьми:

«Са-са-са – прилетела к нам оса».

Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука: громко – тихо - шёпотом (вместе со взрослым и без его помощи, хором и индивидуально).

«Су-су-су – кот прогнал осу». (Текст проговаривает быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно:

«Са-са-са - …» («там летит оса»).

«Су-су-су - …» («как прогнать осу?», «я боюсь осу»).

«Как мяукает котёнок?»

Взрослый берёт куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идёт она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает. Вот так: «Мяу-мяу!» (жалобная интонация). Как мяукал котёнок?

Дети (или кто-то один из детей) повторяют за педагогом слова «Мяу-мяу!».

Взяла Таня котёнка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котёнок радостно замяукал. Вот так: «Мяу-мяу!» (радостная интонация).

Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котёнка. Рассердился котёнок и стал мяукать сердито. Вот так: «Мяу-мяу!» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котёнок и щёнок стали весело мяукать и лаять».

Затем кто-то из детей рассказывает историю самостоятельно, передавая интонации, требуемые содержанием текста. Взрослый, в случае необходимости,помогает отдельным словом или предложением.



«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

В данной статье рассматривается значение артикуляционной гимнастики. Даны четкие рекомендации и организационные моменты по проведению упражнений. Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой рекомендуется использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. А также представлены основные комплексы артикуляционных упражнений, необходимых для постановки каждого конкретного звука (для свистящих, шипящих звуков, звуков Р и Л). Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике целесообразным является использование дыхательной гимнастики, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю. Все упражнения предлагаются детям в игровой форме: «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов, или интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения

Для развития артикуляционного аппарата

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения:

Для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,

Отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.

К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -

Это – левая щека. Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я!

После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения :

Язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

Зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Боковые края языка прижать к верхним коренным

Зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

Убирать в глубь рта.

«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

Языка нижние зубы с внутренней стороны, делая

Движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть

И губы неподвижны. Движущийся из стороны в

Сторону кончик языка должен находиться у

Десен.

«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.

Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

Получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

Язык.

Бугорков (альвеол).

«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

Сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя

Челюсть и губы не двигаются.

Закрывать.

Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

Его, сделать узким.

«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий

Расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

Края языка, не касаясь верхних зубов.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться

Языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

Язык на нижнюю губу.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

То к носу, то к подбородку. Рот при этом не

Закрывать.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

Язык.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

Бугорков (альвеол).

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с

Силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и

Произносить звуки: «д – д – д …»

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:

Статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».

Динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».

Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.

«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и

Плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе

Перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками

(это «футбольные ворота»);

2 вариант: улыбнуться, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу

(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.

«Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий

Передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

Боковые края его были прижаты к верхней губе, а по

Середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,

Положенную на кончик носа. Воздух при этом

Должен идти по середине языка, тогда ватка полетит

Вверх.

«Ветерок дует с горки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык

«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по

Середине языка. Воздух должен быть холодным.

Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.

Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов. В своей работе я использую и другую интерактивную сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»

Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости, («Толстячок»)

С ними худые, лишь кожа да кости, («Худышка»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячок»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышка»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Утром проснулись – в улыбочку губы, - («Улыбочка»)

Чистили мы свои верхние зубы. («Чистим зубки»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, -

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуем. Завернем и надкусим («Кусаем язычок»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили, («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Вкусное варенье»)

Бабушке нашей всегда помогаем –

Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)

Бабушка швы на машинке строчила

И на «зигзаг» ее переключила. («Часики», «Змейка»)

Петли иголкой она обметала,

Пуговки круглые попришивала.

Дедушка сделал для внуков качели –

Все покачаться на них мы успели. («Качели»)

После качелей мы в прятки играли:

Прятались на чердаке и в подвале. («Качели»)

Дедушка скачет на лошади ловко,

Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)

Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)

Мы их в корзинки скорее собрали,

Лошади «тпру!» мы у дома сказали. («Кучер»)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»! («Индюк»)

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений помогает:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации (нервную проводимость),
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов,
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу,
  • Увеличить амплитуду движений,
  • Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов,
  • Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Похожие публикации