Консультация (старшая группа) на тему: Консультация " Что можно рассказать ребенку о космосе и космонавтике?".

Еще совсем недавно Вы учили своего ребенка говорить, и радовались каждому новому слову. Но время летит незаметно, и вот уже Вы с удивлением обнаруживаете, что можете говорить со своим малышом на любые темы . В 4-5 лет детки уже способны анализировать ситуацию, и зачастую имеют свое мнение на любой счет! Особо разговорчивые комментируют все, что видят, а молчуны просто наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире. Но и те, и другие, делятся своими эмоциями и переживаниями с самыми близкими и родными людьми – мамой и папой.

Как отвечать на детские вопросы?

С самого рождения очень важно вестиразговор с ребенком. С первых дней жизни малыша, Ваш голос успокаивает кроху, и дает ему чувство защищенности. Потом этот же любимый и родной голос помогает назвать все окружающие предметы, все, что кроха видит, и что он чувствует. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь тем человеком, которому он верит безоговорочно. Все, что Вы произносите, ребенок воспринимает как истину. Тщательно следите за тем, что Вы говорите. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. Ответ на вопрос, о чем можно говорить с ребенком, прост – обо всем. Гораздо сложнее понять, о чем нужно и важно говорить. Также важно, чтобы ответы на детские вопросы содержали необходимый минимум информации.

Самое важное, показать крохе, что Вы его любите, что в любой ситуации он может рассчитывать на Вашу помощь. Никогда не ругайте ребенка по пустякам, не кричите, и тем более не бейте его. Как можно чаще обнимайте малыша и говорите о своих чувствах. О том, как сильно Вы его любите, как для Вас важно, чтобы он был здоров, как Вы гордитесь, когда у него что-то хорошо получается и как Вы счастливы уже просто потому, что он у Вас есть. Если ребенок будет всегда об этом помнить, он никогда не будет злиться, если Вы запретите ему скушать лишнюю шоколадку, или не позволите бегать по лужам. Ведь Вы просто хотите сохранить его здоровье. Так говорите об этом!

Кроме любви существует и уважение. Нельзя обижать других детей. И не потому, что они могут дать сдачи, а потому что их нужно уважать. Нельзя выбрасывать хлеб. Не потому, что «это некрасиво». Просто нужно уважать труд других людей. Перед тем, как зайти в комнату родителей, нужно постучать. Ведь это их пространство, которое нужно уважать. Сами также всегда уважайте честь и достоинство своего ребенка, и всегда цените все, что он для Вас делает.

Никогда не пытайтесь скрыть свои чувства от малыша. Если он Вас обижает, объясните ему, как Вам больно. Если Вы злитесь, конечно, нужно контролировать себя, но нужно обязательно дать ребенку понять, что Вы очень недовольны его поведением. Если Вы устали, и хотите, чтобы Вас просто оставили ненадолго в покое, попросите кроху Вас пожалеть и дать Вам полчаса передохнуть. Не отталкивайте малыша со словами «отстань от меня». Если Вы были на работе весь день, то вечером не забудьте сказать Вашему ребенку, как сильно Вы скучали. Вы ведь действительно думали о нем много раз. Не стесняйтесь говорить о своих чувствах. Тогда и малыш будет с Вами открыт.

Как бы Вы ни любили своего малыша, но он должен понимать, что в мире позволено не все. И чем раньше ребенок это поймет, тем проще для него. Это не означает, что Вы должны без капли сомнения отказывать ему во всем. Наоборот, хорошенько подумайте, прежде чем отказать. Действительно ли нужно отказывать ребенку, когда он просит с ним поиграть? Так ли Вы устали на работе? А может, просто Вы ленитесь? Тогда «нет» нужно сказать себе. Но часто ребенок действительно просит то, что вредно или Вы просто не можете ему дать. Целый день есть конфеты нельзя, даже если малыш плачет и просит. Сначала спокойно и доходчиво объясните, как вредно это для зубов, а потом смело и безоговорочно говорите «нет». Покупать много новых игрушек Вы тоже не можете. Объясните ребенку, что на те деньги, которые Вы зарабатываете, Вы покупаете еду, одежду, зубную пасту, шампунь, и еще много всего. Поэтому Вы не можете покупать много дорогих игрушек. Если ребенок поймет, что Вы готовы сделать для него все, что можете, то отказы уже не будут казаться таким обидными. Тем более, если он будет уверен, что отказав раз, Вы не измените своего решения.

Вы должны не только заниматься воспитанием ребенка, но также и его образованием. Даже посещая садик, или детские кружки, многое со своим ребенком Вы должны освоить сами. Когда ходите гулять, старайтесь чередовать посещение игровых площадок с походами в парк или лес. Во время таких спокойных прогулок у Вас появится время что-нибудь рассказать или научить ребенка чему-нибудь полезному. Так, например, каждый раз, гуляя в парке, повторяйте один и тот же стишок, и скоро Вы увидите, как ребенок будет рассказывать его вместе с Вами. Точно также можно выучить и счет, и иностранные слова. Просто описывайте все, что видите, и малыш с удовольствием будет с Вами играть и учиться. Можете даже тихонько описывать людей, которых встречаете. Пытаться угадать, в каком они настроении. Ребенок вырастет хорошим психологом, и будет хорошо понимать эмоции людей по выражениям их лиц. Или, например, играть в слова, по очереди называя слова на одну букву. В общем, можно делать все, что Вам обоим интересно, и на что способна Ваша фантазия.

На игровой площадке уже стишок не поучишь, но зато там у ребенка есть возможность общаться с другими детками. Это очень полезно, так как у детей развиваются социальные навыки. Так помогите ребенку в этом. После каждого похода на площадку говорите с ребенком о его друзьях, кто как был одет, аккуратно или не аккуратно, кто как себя вел. Тогда общение с ребенком будет более полезным. И Ваш малыш сможет сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо.

Детские вопросы родителям

Как бы Вы не оберегали своего малыша, ему все же приходится сталкиваться с реалиями окружающего мира. Поэтому Вы должны датьответы на вопросы ребенка, почему люди иногда ругаются, почему плачут, почему люди болеют и должны лежать в больнице, почему у метро стоит бабушка с протянутой рукой, почему нельзя разговаривать с чужими и многое другое. Конечно, нужно стараться преподносить все более позитивно, но важно, чтобы ребенок воспринимал мир таким, каким он есть. Даже если Вы будете избегать подобных тем, ребенок сам начнет Вас спрашивать, так что будьте готовы ответить на подобные вопросы.

Не забывайте и о том прекрасном, что есть в этом мире. Ведь нужно уметь наслаждаться красотой природы, закатом, золотыми осенними листьями и первыми весенними цветами. И если Вы хотя бы иногда перед сном будете выглядывать в окошко и смотреть вместе на звездное небо, то может однажды уже взрослым Ваш сын или дочь также посмотрит на звездное небо и наберет Ваш мобильный.

Рассказывайте малышу о том, какая большая и дружная семья у него есть. Обязательно помогайте Вашему ребенку общаться с близкими людьми. Если Вы звоните родителям, дайте трубку и малышу, чтобы он мог поздороваться с бабушкой и дедушкой. Если у Ваших братьев или сестер есть дети, также обязательно организовывайте встречи. Даже если у Вас самих несколько детей, и они играются вместе, ощущение большой семьи очень важно. Собирайтесь по праздникам за большим столом, эти воспоминания останутся у детей на всю их жизнь. И в будущем они будут настроены создать такую же большую и крепкую семью.

О чем говорить с ребенком

Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрос, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать имена всех друзей Лунтика! Когда ребенок подрастет, постарайтесь определить какие виды спорта ему нравятся, какие способности у него есть – может он хорошо танцует, или поет, или считает все, что видит, или с легкостью может запомнить длинный стих, или с удовольствием занимается гимнастикой. Ведь сознание малыша – это целая вселенная. И может Ваш ребенок сможет Вас чему-нибудь научить. Может быть, Вы всю жизнь ждали его появления, чтобы начать кататься на роликах! Или занимаясь с ребенком его любимым рисованием вдруг обнаружите, что и в Вас проснулся художник! Так что будьте готовы к тому, что не только Вы будете учить и воспитывать малыша, но и он Вас. Приятного Вам общения и занимательных бесед!

Но психологи утверждают, что дети, даже совсем маленькие, все замечают. Для них не является секретом, например, ссора или развод родителей или смертельная болезнь кого-то из членов семьи. И эти проблемы их серьезно беспокоят. Но если не обсуждать эти вопросы с ребенком, умалчивать, делать вид, что ничего плохого не происходит, маленький ребенок начинает делать свои собственные, порой парадоксальные, выводы, нередко считая себя виновником беды. Поэтому одно из самых трудных, и в то же время самых главных умений, которое необходимо родителям, это умение рассказать ребенку о темных сторонах жизни.

Могущественное влияние средств массовой информации лишает нас возможности уберечь детей от всего, что они могут услышать о смерти, болезнях, изнасилованиях, детских домах, разводах родителей и т. п. И хотя эти темы так сложны и противоречивы, избегать их обсуждения с детьми - серьезная ошибка. К тому времени, когда ребенку исполняется четыре или пять лет, он уже успел познакомиться с несовершенством человеческой натуры. Ему приходится сталкиваться с этим каждый день. Необходимо помочь ему пережить этот жизненный факт и выработать четкую систему ценностей.
Если чересчур много правды рассказать слишком рано - это будет неправильно. Когда ребенок знает немного о положении дел, многие события становятся для него менее страшными и мучительными.
Невозможно установить какие-либо жесткие правила на все случаи жизни, однако некоторые общие принципы могут оказаться полезными, когда вы будете решать, что можно или нельзя сказать ребенку, касаясь одной из трудных тем в разговоре с ним.

На приеме у врача
К сожалению, с болезнями человек впервые сталкивается в большинстве случаев в слишком раннем возрасте. Нередко посещение медицинских учреждений сопряжено не только с осмотром педиатра, но и с неприятными и болезненными процедурами, которые совершенно естественно вызывают страх и беспокойство ребенка. Малыш начинает плакать, капризничать, и как часто в такой ситуации мы говорим: «Ты слишком большой, чтобы вести себя как маленький» или «Только маленькие плачут» и т. д. И такое поведение родителей да и медперсонала совершенно неправильно.
Ребенок должен иметь возможность проявлять свои истинные чувства. Поэтому правильнее сказать: «Если ты испуган или у тебя что-то болит, тебе действительно надо плакать и протестовать». Если ребенок напуган, расстроен, плохо себя чувствует и хочет поплакать – пусть плачет. В конце концов, природа неспроста «придумала» слезы, наверное, они все же для чего-то нужны.
Ребенок, который плачет и протестует, реагирует нормально. С точки зрения последствий это лучше, чем, если ребенок появляется в холле больницы, радостно прыгая, а выходит оттуда не доверяющим никому, слишком слабым, чтобы плакать, и страдающим ночными кошмарами на протяжении нескольких последующих месяцев.

Когда ребенка кладут в больницу
Чаще всего это становится первым столкновением ребенка с серьезной и пугающей действительностью, но он может собраться с силами и справиться с этой трудной ситуацией, если его как-то успокоить, объяснив, что с ним будут делать. Если он ничего не знает, например, об удалении миндалин, естественные в этой ситуации боль и неудобство будут усиливаться ощущением явного предательства со стороны тех людей, которых он больше всего любил и в которых он больше всего нуждался. Если он заранее посетит больницу, и ему скажут, где он будет находиться, кто с ним будет, и почему необходима операция, он сможет пережить то, что ему предстоит, без серьезных эмоциональных травм.
Детям необходимо знать, что с ними будет происходить, чтобы они не воображали ничего слишком страшного. Если ребенок знает слишком мало о пугающей его процедуре, он будет тревожиться и нафантазирует себе невесть что.
Лучше всего подготовить ребенка к неприятному событию во время игры. Например, мать шестилетней малышки, которой должны были сделать срочную операцию по поводу аппендицита, по дороге в больницу в машине "скорой помощи", играя с ребенком, изображала маленькую девочку, которая лежит одна ночью в больнице и скучает по маме. А девочка, играя роль сиделки, гладила ее по лицу и успокаивала, говоря, что все будет в порядке, животик перестанет болеть, и утром мама вернется. Проигрывая роль няни, девочка успокаивала себя.
Вы можете предупредить десятилетнего ребенка за две недели до тревожащего его события, а пятилетнего - всего за несколько дней. Вы можете сказать: " Я понимаю, что ты чувствуешь, но это следует сделать, и через пару дней все будет хорошо".

Когда родители расстаются…
Возможно, вы удивитесь, но для детей естественна склонность чувствовать себя ответственными за все трагедии, происходящие в семье. Особенно переживают они, когда родители расходятся, считая, что во всем виноваты они. С их точки зрения причина развода вполне очевидна: родители ссорятся или расходятся из-за их плохого поведения. Большинство детей способны пережить кратковременные размолвки родителей, но в любом случае ни одному ребенку не принесет пользы, если родители будут кричать друг на друга, оскорблять друг друга. Иногда вам может быть понадобится сказать ребенку: "Я знаю, что ты встревожен, потому что я плакала сегодня утром. Мы с папой поссорились, я сердилась, и мне было грустно. Это иногда случается, когда люди женаты, но это не имеет к тебе никакого отношения". Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться.
Но ни в коем случае нельзя ставить ребенка в положение арбитра, рассказывая ему все подробности и заставляя принять одну или другую сторону в семейном конфликте.

Когда кто-то в семье серьезно болен
Нужно ли детям знать, что у брата лейкемия или что дедушка умирает от болезни сердца? Каждая семья должна сама принимать решения, как поступить в том или ином случае, но дети должны знать, что на их вопросы обязательно будут даны ответы. Даже если ребенку не сообщают всех фактов, он должен понимать, в чем причина волнения близких ему людей. Важно также довести до сознания ребенка, что в случившемся нет никакой его вины.

Что говорить ребенку о смерти?
Большинство детей очень интересуют вопросы рождения, жизни и смерти. Но родители часто воздерживаются говорить о смерти с ребенком, им не хочется (или кажется преждевременным) открывать ребенку грустную сторону жизни.
Тем не менее, если ребенок начинает задавать вопросы о смерти, то всегда лучше осторожно сказать ребенку правду. Не стоит удивляться, если ребенок возьмет игрушку и будет играть в ее смерть. Через игру дети постигают реальную жизнь и применяют к себе новый опыт и эмоции.
Если же внезапно умирает близкий ребенку человек, или любимое животное, то это может оказаться для ребенка большим ударом. Причем его понятия о смерти и последующая реакция напрямую зависят от его возраста. И задача родителей – помочь ребенку справиться с потерей.
Хотя очень маленькие дети (до 3-х лет) и не могут в полной мере осознать, что же случилось, они могут чувствовать грусть или беспокойство, в основном из-за изменения семейной атмосферы вокруг них, а также нарушения повседневного порядка. Их беспокойство может привести к потере аппетита, раздражительности, плаксивости или проблемам со сном, у ребенка могут возникнуть также расстройство кишечника или проблемы с мочевым пузырем.
Детям от 3-х до 6-и лет часто кажется, что смерть носит временный или обратимый характер – они не могут постичь до конца, что тот, кто умирает, никогда не возвращается назад. Ребенок может задавать множество вопросов о том, что такое смерть, или когда близкий человек или животное вернутся к нему. Наряду с огорчением ребенок может испытывать потерю аппетита и проблемы со сном.
В возрасте от 6-и до 9-и лет некоторые дети уже начинают понимать, что такое смерть, но не в полной мере. Они могут беспокоиться о специфических вещах, таких, например: как умерший будет есть или дышать, у них также может возникнуть страх потерять другого близкого человека, особенно родителей. Кроме того, детям в этом возрасте часто кажется, что именно они виноваты в потере. Им трудно также понять такие абстрактные понятия, как небеса или рай.
В более старшем возрасте дети обычно испытывают гнев и чувство вины после потери любимого человека. Чувство горечи может проявляться запоздало. Они хорошо осознают окончательность смерти, в отличие от детей младшего возраста, и часто беспокоятся о том, как изменится в связи с этим их дальнейшая жизнь. Дети начинают бояться смерти, как своей, так и кого-либо из близких, но могут неохотно делиться своими чувствами.

Как помочь ребенку?
Говоря с маленькими детьми о смерти, важно помнить, что мышление у них конкретное. Понимание абстрактных понятий дается им с трудом. Маленький ребенок, вспоминая об умершем, не понимает, что человека уже нет, он уже не вернется.
По возможности старайтесь поддерживать привычный для ребенка распорядок дня. Демонстрируйте ребенку больше своей любви и проводите с ним больше времени. Если ваш маленький ребенок начнет задавать вопросы, вы можете объяснить, что умерший человек больше не вернется, что он умер, то есть его тело перестало работать, он не сможет больше разговаривать или играть. Честно, но осторожно, отвечайте на его вопросы о смерти. Если ребенок спрашивает, может ли умерший вернуться, не лгите ему. Если он спросит, может ли умереть он сам или вы сами, объясните ему, что это случается со старыми и больными людьми, а ваши тела молодые и сильные и поэтому они еще долго не перестанут работать.
Убедитесь, что ребенок не чувствует себя виновным в смерти любимого человека или питомца.
Ребенку постарше объясните, что чувствовать грусть или боль вполне нормально, и что вы сами это чувствуете. Мягко побуждайте ребенка открыто говорить о его чувствах, переживаниях и страхах. Не бойтесь вспоминать вместе с ребенком какие-то хорошие вещи, связанные с умершим. Ребенок может захотеть иметь фотографию умершего человека или будет его рисовать. Не препятствуйте ему, это может помочь ему разобраться в своих чувствах и справиться с ними.
Желание защитить ребенка от страдания естественно: мы - единственные живые существа, которые осознают собственную смертность, и нам крайне тяжело допустить, чтобы это осознавали и наши дети, пока они так малы и ранимы. Но когда ребенок не знает о смерти близкого человека, это еще более вредно. Смерть близкого человека дети склонны воспринимать это как потерю, они боятся, что могут остаться одни. Их нужно успокоить, убедить, что они горячо любимы, и что о них всегда будут заботиться много, много людей, которым они дороги.
Страдание - это часть жизни, и дети нуждаются в том, чтобы им помогли справиться с драматическими переживаниями. Они учатся этому у взрослых. Если мы скрываем наши слезы, то и они стараются не плакать. Если мы бодримся, стараемся скрыть от них свои переживания, то и они, подражая нам, скрывают свою печаль.
Говорите ребенку правду, какой сами ее видите, сознавая, что чаще всего правда имеет много оттенков. Мы должны дать нашим детям возможность страдать, мучиться и торжествовать, когда есть силы преодолевать страдания. Что бы ни встречалось в жизни трагичного, оно включает в себя, как неотъемлемую часть, прекрасное. Оплакивать смерть – значит, утверждать жизнь, признавать поражение - значит надеяться на новую попытку одержать победу и т. д. Когда мы разделяем все это с детьми, мы готовим их к жизни.

Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности.

Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности. Коронный номер: произнести во всеуслышание фразу, сказанную папой себе под нос, или воспроизвести бабушкину любимую поговорку про незваных гостей неожиданно нагрянувшим родственникам.

Как научить ребенка "хранить тайну"?

Как же объяснить ребенку, что не все, что он слышит в кругу семьи, стоит повторять при посторонних?

Как показать ему разницу между тем, что он может произнести вслед за Вами, и тем, что не предназначено не только для других, но и для него самого?

«Куда ты лезешь, ослеп?» - невозмутимо произносит малютка, сидящая на заднем сидении, а между тем тепло, и окна в автомобиле открыты. Эта реплика не осталась незамеченной, и папа, смущенно улыбаясь, поспешно уезжает.

Когда впоследствии Анюте пытаются объяснить, что так говорить не следует, она отвечает, что «папа всегда так говорит», и с этим трудно спорить.

Аня, искренне, не желая никого обидеть, произнесла то, что не раз слышала от папы. Дети не видят никаких препятствий для того, чтобы воспроизвести то, что слышали от нас в подобной ситуации. Им пока не понятно, что некоторые фразы взрослые произносят в расчете на то, что не будут услышаны.

В таких ситуациях можно объяснить ребенку, что когда мы из-за чего-то сердимся, то иногда нам требуется произнести какие-то слова, но не для других, а для себя, чтобы выразить свою злость.

Часто, дети с замечательной непосредственностью пересказывают окружающим истории из нашей личной и семейной жизни. Воспитательницы, друзья и родители друзей порой выслушивают забавнейшие откровения наших чад. Эта болтливость порой беспокоит, но на самом деле ребенок не хочет Вас огорчить.

Все, что малыш видит и слышит дома, для него часть его жизни, и, рассказывая о вас, он, таким образом, говорит о себе. Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение, идет ли речь о финансовом положении или о сложностях между мамой и бабушкой.

Ничто не ускользает от внимания детей, не тешьте себя иллюзией, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна.

Внимательно следите за тем, что говорится в кругу семьи. Критикуя в присутствии ребенка свекровь, Вы можете задеть чувства ребенка, ведь он обожает бабушку. Жалуясь на мужа лучшей подруге, Вы также рискуете нарушить равновесие ребенка, ему важно знать, что его папа «самый-самый».

Дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. Иногда пересказывая, не слишком понятные им разговоры другим взрослым, они ожидают реакции на свой рассказ. Таким образом, бессознательно, они пытаются понять, что происходит и как к этому относится.

Также, это может быть попыткой привлечь к себе внимание, особенно если в семье происходят тревожащие ребенка события. Рождение братика, болезнь кого-то из близких, переезд - все это может вызвать у ребенка желание найти собеседника.

Иногда он может начать рассказывать о чем-то при Вас, чтобы обратить Ваше внимание на волнующие его темы. Возможно, он чувствует себя недостаточно включенным в жизнь семьи, и нуждается в том, чтобы Вы объяснили, с чем связаны те или иные события, и сказали ему о том, что Вам понятны его переживания и тревоги.

Неосторожное слово вылетело, и от Вас ждут извинений? Не ругайте ребенка, ведь он повторяет Ваши слова, извинитесь вместо него, разделите с ним ответственность за создавшуюся ситуацию.

Даже если Вы сердитесь или испытываете неловкость, не обвиняйте его, а попытайтесь выяснить, почему ребенку было важно рассказать о том или ином событии. Возможно, чтобы поразить приятелей, привлечь внимание воспитательницы, или вызвать жалость у родителей друга.

Постарайтесь не слишком бурно реагировать на «откровенность» ребенка. Если он поймет, что его слова и поступки имеют силу, он может повторить опыт с единственной целью – спровоцировать Вас.

Если же высказывания ребенка Вас позабавили, не давайте ему понять, что он сказал что-то смешное. Ему наверняка захочется продолжить в том же духе, чтобы порадовать Вас. Когда на семейном сборище четырехлетняя Алина заявила: «У моей тети большие сиси!» - все, конечно, посмеялись. Но маме уже было не до смеха, когда девочка целую неделю повторяла это каждому встречному.

Не говорить что-либо из вежливости – слишком сложное правило для трех - четырехлетнего ребенка.

Только со временем он научится понимать, что можно рассказывать, а что не стоит.

Ведь и взрослые не всегда умеют быть деликатными. И в присутствии детей порой выдают секреты об их личной жизни. Часто взрослые, обсуждая детей, жалуются на них или выражают обеспокоенность тем, что ребенок чего-то не умеет или не знает, таким образом, раня его и лишая поддержки. Представьте себе, какое острое чувство стыда испытывает ребенок, когда Вы рассказываете соседке, что он описался прошлой ночью или что Вы до сих пор кормите его с ложки.

Сложно будет научить ребенка уважению к личной жизни близких, не проявляя уважения к его жизни. Если Вы хотите рассказать о чем-то в присутствии ребенка, спросите его, не будет ли он против, что некоторые подробности о нем узнает кто-то еще. Старайтесь не ранить его самолюбие неосторожными замечаниями.

Для ребенка трех–четырехлетнего возраста важно гордится своими достижениями, чувствовать себя умелым, а Ваши критические высказывания могут лишить его инициативы. Кроме того, в этом возрасте социальные связи ребенка расширяются – он идет в детский сад, где у него постепенно сформируется свой круг общения, свой мир. Именно в это время важно показать ему, что существуют границы между домашним и внешним мирами.

Необходимость сохранять какую-то информацию в «запечатанном» виде вызывает такое сильное волнение, что с ним трудно справиться.

Ведь и нам взрослым знакомо ощущение, когда нас так и распирает от захватывающей новости. Найдите для ребенка повод «потренироваться» в хранении секретов, он обязательно должен быть связан с положительными эмоциями, каким-то радостным событием.

Близится папин день рождения, и он вместе с Вами выбирает подарок? Воспользуйтесь этой возможностью и научите его хранить секреты.

«Ты уже достаточно большой, и я доверяю тебе». «Твой папа любит сюрпризы, поэтому важно хранить секрет».

Таким образом, Вы дадите ребенку почувствовать свою значимость, и он будет очень горд, что Вы доверили ему тайну.

Обязательно объясните ребенку, что существуют вещи, которые нельзя утаивать, о которых совершенно необходимо рассказать родителям.

Опасные игры во дворе, школьный рэкет, сексуальное или физическое насилие. Ребенок должен знать, что имеет право говорить об этом, даже если ему сказали, что это секрет.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

1. Давайте без академизма

Не стоит засыпать ребенка лишними для него фактами. Интенсивность и уверенность мазков, символизм и композиционные особенности – оставим критикам и искусствоведам. Даты, направления, течения, порой даже автора и название картины лучше обозначить в самом конце рассказа. Я честно рассказывала дочери про импрессионизм, фовизм, супрематизм. И она честно помнила их целую неделю! А потом забыла…

2. Картина = история

Каждая картина – это обязательно какая-то история. А дети их очень любят!

Если это античный миф, расскажите его ребенку и попробуйте найти главных героев. Если это мишки в сосновом лесу, то можно поведать о том, что за малышами присматривает их годовалый старший брат. Если это пейзаж Ван Гога, то можно отправиться в путешествие в Арль. Даже если мы не видим историю на самом полотне, то она обязательно есть за кадром.

Разве можно рассказать историю «Черного квадрата»? Да легко! Ведь он появился благодаря совершенно абсурдному спекталю «Победа над солнцем» (кстати, оттуда можно насобирать смешные для ребенка реплики). Малевич готовил сценографию, рисовал разные фигуры на белом фоне, а потом – бац! и все закрасил черным квадратом. Ну, чем не победа над круглым солнцем? Квадратная тьма.
(фото: Энди Прок)

3. Три-четыре-пять, я иду искать

Ваш ребенок любит всевозможные находилки? Искать кота среди пингвинов или мышку среди вкусностей в буфете? Тогда с ним легко будет рассматривать детали шедевров живописи. Составьте список того, что ему надо отыскать, и – вперед. Например, возьмем чудесную картину Жоржа Сера «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» . Пусть малыш найдет 3 собак, 8 зонтиков, 4 гребцов, мужчину с трубкой и обезьянку на поводке. А по ходу дела можно обсудить, как у Сера все интересно нарисовано – точками.

4. Оживи героя

Если малышу больше нравится сочинять истории, а не слушать их, то можно поиграть в волшебников и оживить героев. Распечатайте трех богатырей и отправляйтесь вместе с ними на ратные подвиги. Девочки могут «оживить» завтракающих детей Зинаиды Серебряковой (картина «За завтраком» – ред.) , а потом и покормить их нарисованными блюдами.

Мы с дочкой как-то целиком оживили картину Матисса «Танец» . Ведь для этого нужно всего лишь: поделить лист пополам, верх раскрасить синим, низ зеленым и смастерить бумажных красных марионеток. Просто дергайте за веревочки под любимую музыку, и они будут танцевать.

Каждая мама знает, что ребенок лучше всего учится во время игры. Искусство – невероятно богатая почва для сочинения детских забав. Чем младше ваш ребенок, тем меньше ему нужно знать. Ведь самое главное – привить любовь к картинам и показать, что они совсем не скучные.

История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что можно рассказать ребенку о космосе и космонавтике?

12 апреля мы отмечаем День космонавтики – один из самых любимых праздников в нашей стране. Это неудивительно, ведь в детстве многие мечтали стать космонавтами и побывать в космосе.

Впервые праздник отметили в 1962 году, ровно через год после первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным, а в 1968 году он получил мировое признание и обрел приставку «Всемирный».

С давних времен люди мечтали научиться летать, как птицы. Мифический герой Икар сделал крылья из перьев и прикрепил их воском к спине. Ему удалось подняться высоко в небо. Но он слишком близко подлетел к солнцу, лучи солнца растопили воск, и Икар упал в море. С тех пор то море стало называться Икарийское.

Люди и дальше пытались покорить небесное пространство. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах. Но ими не возможно было управлять. Куда дул ветер – туда и летел шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень большой и неповоротливый. Позже появились аэропланы. Потом самолеты и вертолеты.

Однако люди не останавливались на достигнутом. Простой учитель Константин Эдуардович Циолковский придумал "ракетный поезд", прообраз современных ракет, на котором можно было бы долететь до звёзд и побывать на других планетах. Но, к сожалению, у Циолковского не было возможности изготовить этот аппарат. Только через много-много лет ученый-конструктор Сергей Павлович Королев сконструировал первую космическую ракету.

Но до того, как отправить человека в космическое пространство, нужно было убедиться, что это возможно. Сначала в космосе побывали мыши, кролики, собаки. Животных специально дрессировали, приучали не бояться тряски и шума, терпеть холод и жару. Первыми животными, совершившими орбитальный космический полёт и вернувшимися на Землю невредимыми, стали советские собаки-космонавты Белка и Стрелка.

После многих удачных полетов собак, решено было отправить в космос человека. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" облетел всю Землю и вернулся обратно живым и невредимым. Полет, продлившийся 1 час 48 минут, навеки вошел во Всемирную историю.

Детям о космосе. Знакомимся с солнечной системой

Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда - только полумесяц. Расскажите, что мы видим только освещенную сторону Луны, а вторая сторона находится в тени. Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас! Расскажите, что звезды излучают свет, а планеты отражают. Для этого удобно использовать фосфорицирующие предметы, наклейки или светоотражающую ленту. Царским подарком для ребенка будет, конечно, телескоп. Они бывают разного размера и продаются по разным ценам. Ребенок будет в восторге! Это ведь приблизит его к звездам!

Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы.

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Игры на тему «Космос»

Мастерим ракету.

Смастерите всей семьей ракеты и устройте соревнования «Чья ракета улетит дальше». Для работы понадобится лист тонкой бумаги А4. Не забудьте детали соединять клеем. Готовую ракету, установите на устройство для запуска. Хорошенько дунем – ракета летит в космос!

«Космическая считалка» .

Разучите с ребенком считалку. Используя ее можно определить очередность запусков ракет:

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

Меркурий - раз,

Венера - два-с,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восемь - Нептун,

Кто не видит - выйди вон.

«Портрет пришельца»

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

«Космические загадки»

Без огня горит, без крыльев летит. (Солнце)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. Что это? (Небо, звезды, месяц).

Эта планета нам всем дорога, нам жизнь подарила планета … (Земля.)

«Планета Земля» Ж. Парамонова

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли, дети, мы знаем о нем?

Загадки ее постоянно решаем.

Но форму Земли до конца мы не знаем.

А форма Земли без рек и морей

Зовется геоид! Учи и умней!

А что там внутри? Принимаем на веру:

Не видно ядро. Летим в атмосферу!

Мы ей благодарны, что можем дышать

И много проблем с нею можем решать.


Похожие публикации